Каковы были первоначальные формы досуговой деятельности у восточных славян ответ кратко
Обновлено: 04.07.2024
Досуг как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращение охотника с добычей. Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью с-хоз. Труда: сменой времен года, продолжительностью дня, сроками начала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельством того, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты.
Содержание
Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках
Праздники
Церковь
Средние века
Письменность
Досуг крестьян
Досуг дворян
Купцы и мещане
Культурно-досуговая деятельность в 1917 – 1941 гг.
Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны
Культурно-досуговая деятельность 1946 – 1997гг.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Реферат.docx
Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
Московский Государственный Университет
Культуры и Искусств
Факультет: социально-культурной деятельности
Кафедра: культурно-досуговой деятельности
Досуговые формы деятельности и их эволюция
Исполнитель: Челкаев К.Б.
Студент 2 курса, заочного отделения кафедры КДД
Преподаватель: Клюско Е.М.
- Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках
- Праздники
- Церковь
- Средние века
- Письменность
- Досуг крестьян
- Досуг дворян
- Купцы и мещане
Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках.
Досуг как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращение охотника с добычей. Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью с-хоз. Труда: сменой времен года, продолжительностью дня, сроками начала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельством того, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты.
При княжеском же дворе устраивались пышные пиры по поводу значимых событий (победа в сражении, приезд купца и др.) Показатель княжеской щедрости – накормить и напоить гостей допьяна. В княжеских пирах нередко блистали умом и женщины. Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота.
С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
В период татаро-монгольского ига традиции народной жизни сохранялись на незанятых татарами территориях – Новгороде, Пскове, Смоленске… С 14 века Русь начала оправляться от постигших ее бед, рождались ремесла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число церквей на Руси, церковная трапезная нередко становилась местом общинных сходок и праздничных церемоний. Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова.
Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды все больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там веселые представления.
К 15 веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой своей функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы.
Развивались формы деревянной и каменной архитектуры. причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов сооружений – жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. Город Древней Руси вплоть до ХVII века оставался в основном деревянным. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник. В каждой местности одевались по-разному, но основные предметы крестьянского костюма были одинаковыми. Одежда резко делилась на будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная демонстрировала всё, на что были способны её хозяева.
различных сословий российского общества
в 18 – начале 20 веков.
Досуговые занятия и развлечения дворянства.
Истоки зарождения древнерусской культуры и искусства в IV – VI веках. Язычество древних славян. Поклонение божествам, олицетворявшим силы природы: солнце, воду, землю. Зарождение досуговых форм деятельности в период перехода племен к оседлому образу жизни и занятием земледелием. Коллективный характер досуга. Значение досуга: восстановление физических и психических сил, содействие сплочению членов общины. Зависимость досуга и религиозных представлений древних славян, особенностей сельскохозяйственного труда: смена времени года, продолжительность дня, фиксированные сроки начала и окончания земледельческих работ.
Опора досуга на общий фундамент традиционной народной культуры. Роль традиций, обрядов, обычаев, укоренившихся привычек в жизнедеятельности древних славян.
Досуговые формы деятельности восточных славян: гуляния с играми, кадрилями, хороводами, карагодами; традиционные братчины; супрядки, посиделки; вечоры, вечерины, беседы; хороводные игры; гостевание, гостевые праздники.
Влияние развития и роста городов на развитие городской развлекательной культуры. Формирование городского досуга на основе вековых устоев, нравов, обычаев сельской общины. Формы городского досуга: танцы, песни, игровые развлечения, "завалинка", хождения в гости и т.д.
Празднично - обрядовый календарь. Обряд и праздник как самый ранний способ коллективного проведения досуга.
Распространение христианства среди славян в IX веке и официально введенное в Киевской Руси в 988 г. Влияние христианства на жизнь и быт народа. Православная традиция. Формирование духовной и светской культуры. Развитие просвещения и образования, проникновение элементов западной культуры в российское общество.
XI в. - время рождения древнерусской литературы, письменности. Развитие зодчества с XIV века. Появление в эпоху средневековья, к XV веку, новых форм досугового времяпрепровождения, развитие зрелищной культуры.
Усиление культурного влияния на Русь зарубежных стран в XI - XV веков на Руси создавались условия для расширения форм культурно - досуговой деятельности (чтение журналов, книг, игра в шахматы). Сохранение при дворе традиционных досуговых занятий.
Досуг как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращение охотника с добычей. Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью с-хоз. Труда: сменой времен года, продолжительностью дня, сроками начала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельством того, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты.
При княжеском же дворе устраивались пышные пиры по поводу значимых событий (победа в сражении, приезд купца и др.) Показатель княжеской щедрости – накормить и напоить гостей допьяна. В княжеских пирах нередко блистали умом и женщины. Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота.
С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
В период татаро-монгольского ига традиции народной жизни сохранялись на незанятых татарами территориях – Новгороде, Пскове, Смоленске… С 14 века Русь начала оправляться от постигших ее бед, рождались ремесла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число церквей на Руси, церковная трапезная нередко становилась местом общинных сходок и праздничных церемоний. Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова.
Средние века
Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды все больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там веселые представления.
К 15 веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой своей функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы.
Развивались формы деревянной и каменной архитектуры. причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов сооружений – жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. Город Древней Руси вплоть до ХVII века оставался в основном деревянным. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник. В каждой местности одевались по-разному, но основные предметы крестьянского костюма были одинаковыми. Одежда резко делилась на будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная демонстрировала всё, на что были способны её хозяева.
Письменность
различных сословий российского общества
в 18 – начале 20 веков.
Досуг крестьян
Досуг как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращение охотника с добычей. Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью с-хоз. Труда: сменой времен года, продолжительностью дня, сроками начала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельством того, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты.
Содержание
Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках
Праздники
Церковь
Средние века
Письменность
Досуг крестьян
Досуг дворян
Купцы и мещане
Культурно-досуговая деятельность в 1917 – 1941 гг.
Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны
Культурно-досуговая деятельность 1946 – 1997гг.Прикрепленные файлы: 1 файл
Реферат.docx
Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
Московский Государственный Университет
Культуры и Искусств
Факультет: социально-культурной деятельности
Кафедра: культурно-досуговой деятельности
Досуговые формы деятельности и их эволюция
Исполнитель: Челкаев К.Б.
Студент 2 курса, заочного отделения кафедры КДД
Преподаватель: Клюско Е.М.
- Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках
- Праздники
- Церковь
- Средние века
- Письменность
- Досуг крестьян
- Досуг дворян
- Купцы и мещане
Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их развитие в 10-17 веках.
Досуг как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращение охотника с добычей. Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью с-хоз. Труда: сменой времен года, продолжительностью дня, сроками начала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельством того, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты.
При княжеском же дворе устраивались пышные пиры по поводу значимых событий (победа в сражении, приезд купца и др.) Показатель княжеской щедрости – накормить и напоить гостей допьяна. В княжеских пирах нередко блистали умом и женщины. Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота.
С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.
В период татаро-монгольского ига традиции народной жизни сохранялись на незанятых татарами территориях – Новгороде, Пскове, Смоленске… С 14 века Русь начала оправляться от постигших ее бед, рождались ремесла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число церквей на Руси, церковная трапезная нередко становилась местом общинных сходок и праздничных церемоний. Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова.
Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды все больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там веселые представления.
К 15 веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой своей функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы.
Развивались формы деревянной и каменной архитектуры. причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов сооружений – жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. Город Древней Руси вплоть до ХVII века оставался в основном деревянным. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник. В каждой местности одевались по-разному, но основные предметы крестьянского костюма были одинаковыми. Одежда резко делилась на будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная демонстрировала всё, на что были способны её хозяева.
различных сословий российского общества
в 18 – начале 20 веков.
Досуговые занятия и развлечения дворянства.
Читайте также:
- Каким запомнился петербург при чтении первых страниц романа преступление и наказание кратко
- Что называют длиной и шириной прямоугольника кратко
- Какие требования предъявляются к ремонту электрических машин кратко
- Что такое спасение в христианстве кратко
- Полиатлон что это за вид спорта кратко для детей