Что такое спасение в христианстве кратко
Обновлено: 19.05.2024
Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.
Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.
Что такое спасение? Мы часто представляем себе интуитивно, что это переход из малого актового зала в большой или наоборот.
Спасение — это состояние души человека, которое обусловлено его свободным произволением.
Вспоминаю ещё одну странную историю. Две сестры-сироты в детском возрасте попадают в разные условия: одна — в публичный дом, а другая — в монастырь. И там они воспитываются. Через какое-то время умирают и та, и другая. Девочка, которая жила в монастыре, попала прямиком в преисподнюю. А та, которая проживала в публичном доме — в Царство Небесное.
Что это такое? Ничего не понятно! Вот и негодяй, бандит, у которого руки по локоть в крови, слышит от находящегося рядом Христа:
А в христианстве почему всё так непонятно? Что сделала эта девушка в публичном доме, чтобы попасть на небо? Что сделал этот бандит, висевший от Христа справа, чтобы сразу же попасть в рай?
А эти первосвященники в красивых и блестящих одеяниях, находящиеся в славе земной, и вдруг осуждены Христом.
Что же такое спасение? Бандит — в рай, а всезнающие богословы посланы в преисподнюю.
То есть горе тем, которые являются православнейшими из православных. А женщину-любодейку, а убийцу-разбойника, а мытаря-обманщика Христос одобряет.
Начальнику мытарей Закхею, мошеннику из мошенников, обманщику из обманщиков, Христос говорит:
Правда, странная картина? Если поразмыслить над этими фактами, то напрашивается вывод.
Спасение — это не переход из одного места в другое, из тюрьмы на пир царский. Нет.
Спасение — это состояние души. Обратите внимание, что и у правого разбойника, и у мытаря Закхея, и у женщины, которая облила слезами ноги Христа и отёрла их своими волосами, у всех было одно и то же состояние — самое искреннее раскаяние обо всём злом, что они совершили в своей жизни.
Распятый рядом со Христом разбойник и подумать не смел, что он когда-нибудь будет в раю. Он умоляет праведного Иисуса Христа помянуть его в Царстве Небесном. Потому что прекрасно понимает, что он там никогда не будет.
Вот, оказывается, что такое спасение. Это такое состояние души, когда Бог способен войти в эту душу и очистить её от любой мерзости. Ибо душа уже отвергла всю грязь.
От чего зависит такое состояние покаяния? От нашей свободной воли. Бог же со своей стороны создаёт наилучшие условия для того, чтобы человек осознал, кто он есть, на самом деле.
Одного посылает в изобилие, другого в бедность, одному даёт огромные знания, другой остаётся невеждой, один пребывает в славе, другой — в бесчестии…
Всё это для того, чтобы помочь человеку опомниться, раскаяться и обратиться к Богу.
Вот в чём заключается спасение. И оно является актом человеческой воли. Поэтому спасение мы совершаем сами. Бог же готов помочь каждому.
Запомните одну из христианских истин. Бог никого не может спасти без воли самого человека. Никого.
Ибо, если бы Он мог, тогда бы Он только этим и занимался. Тут же Еве дал бы по рукам, когда она потянулась за яблоком.
Теперь вы понимаете, о чём эти слова? Кто есть человек?
Человеку предоставлена свобода. Бог видит произволение человека. И как мать, которая делает для своего ребенка всё возможное, так и Бог создает максимально лучшие условия для каждого человека.
Чтобы тот обратился к Нему и покаялся.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
1) Промыслительное действие Всесвятой Троицы, направленное на соединение человека и Бога, избавление его от власти диавола, греха, тленности, смертности, приобщение к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном ( Пс.23:5 );
2) деятельность Сына Божьего, воплотившегося ради воссоединения человека и Бога, Искупления его от греха, освобождения от рабства диаволу, тленности, смертности; создавшего Церковь, непрестанно заботящегося о ней как её неизменный Глава ( Лк.2:11 );
3) деятельность человека, осуществляемая при содействии Отца и Сына и Святого Духа, направленная на уподобление Богу и духовное единение с Ним, приобщение к вечной блаженной жизни ( Тит.3:5-7 );
4) действия святых, направленные на оказание той или иной помощи грешникам.
Воплощение Слова Божия – основание спасения человечества. Через Воплощение Бог возжелал самого павшего показать победителем, ибо Он делается человеком, чтобы посредством подобного восстановить подобное (св. Иоанн Дамаскин).
Иисус Христос спасает человечество Своим учением, жизнью, смертью и Воскресением. В искупительном подвиге все эти четыре этапа присутствуют в нераздельном единстве.
Если Воплощение Слова – основание спасения, то условием спасения является участие свободной человеческой воли, ибо Бог не желает спасать людей насильно. Добровольная вера и подвижническая жизнь христианина в непрестанном сотрудничестве с Богом позволяет ему стать причастником Божественной благодати, освятить свое естество соединением со Всесвятым Богом, победить грех, обрести вечную жизнь в Боге.
Насколько категорично изложил Бог условия спасения?
Возможны ли экстраординарные случаи спасения отдельных людей?
Возможны и исключительные случаи, но все они, начиная со случая с Благоразумным разбойником, являли веру Христу и покаяние спасаемых.
Насколько люди взаимосвязаны и свободны в спасении?
Возможно ли, чтобы Бог Своей категоричностью лишь подталкивал людей к большему усердию в деле спасения, использовал строгость лишь в качестве педагогического приёма, но в итоге спасёт всех и каждого?
Нет, спасутся не все. Более того, мы видим, что достаточно часто Господь призывает людей не в жесткой, угрожающей форме, но в мягкой форме, но когда человек не слышит этого возвышенного призыва, то даёт ему пожинать плоды своего неверия через тяжёлые испытания, трагические обстоятельства. Люди, не вразумившиеся в течение земной жизни, пожнут соответствующие своей жизни плоды. Одним из следствий их попадания в ад будет их личная неспособность жить по нормам Царства Бога.
Кто более категоричен в вопросе возможности спасения всех людей: Апостолы, святые отцы прежних веков или современные богословы?
Апостолы и святые отцы более категоричны. За редким исключением, общий взгляд святых отцов Церкви сводился к буквальному пониманию Евангельского свидетельства об отделении грешников от праведников на Страшном Суде и о вечности адовых мук.
Почему исключают возможность покаяния на Страшном Суде атеиста или закоренелого грешника, увидевшего Бога во славе? Неужели он мгновенно не предпочтёт наслаждаться общением с Богом, войти в Царство Бога? Разве Бог ему не поможет?
Самый краткий ответ на этот вопрос прост: если у человека за чертой земной жизни пусть даже затеплится покаяние, то Господь ему поможет, недаром мы именуем Христа Спасителем. Остаётся понять, насколько реально будет атеисту по мировоззрению или по жизни покаяться и обратиться к Богу после смерти.
Ведь атеисты же не считают себя грешниками, не желают и не имеют опыта покаяния и богообщения. Во время земной жизни происходит глубокое внутреннее самоопределение человека; без опыта покаяния в этом мире, как атеист сможет явить его в мире ином? Если некто не желает учиться плавать, то какова вероятность, что он научится этому при крушении лодки? Если человек скрывался от солнца, то каково ему будет на солнечном пляже после полудня?
На Страшном Суде Бог явится в сиянии святости и силе благодати, для христиан она желанна и радостна — у них есть опыт богообщения и соединения с Богом в Таинствах. Атеисты же отчуждены от Бога, у них нет опыта жизни в Боге, для них эта энергия мучительна, ведь грех и святость несоединимы. Если человек не искал Бога, не знал Его, то с чего мы можем считать, что он сможет вместить Его благодать в вечности?
И увидят ли атеисты Бога, как Того, кто желанен для них? Или для них Его явление будет невыносимо, как невыносимо для лжеца услышать о себе правду?
Принадлежащих к Церкви Христовой в мире немного, неужели Царство Небесное обретут так мало людей?
Во-первых, не будем забывать, что в грехопадении потенциально погибло всё человечество.
Во-вторых, некоторые будут спасены по молитвам Церкви.
В‑третьих, спасение — дело добровольное, невозможно заставить кого-то любить Бога и ближних, а ведь Царство Небесное можно назвать Царством Любви.
Вспомним данный нам Богом библейский прообраз спасения – Ноев ковчег, в котором пожелали спастись лишь 8‑мь человек.
Мы не знаем и не должны решать за Бога, кого Он спасёт, а кого нет. Из этого можно сделать вывод, что могут спастись и не христиане, и не православные. Почему же Святые отцы говорят о спасении только в лоне Церкви?
Сознавая себя служителями Бога, Святые отцы, конечно же, не стремились давать наставления, противоречащие Божественной воле. Указывая на то, что спасение грешника достижимо через веру во Христа, при условии приобщения его к Церкви, они как раз и опирались на Божественное Откровение — на те истины, которые были открыты Богом, в частности:
Заметим, что приведенные выше слова, а также иные библейские свидетельства, располагают к убеждению, что спасение достижимо не через веру вообще, а именно через правую веру, через приобщение к истинной Церкви. Такой верой является лишь Православная, а такой Церковью — лишь Вселенская Православная Церковь.
Что касается ответов на частные вопросы о том, кто конкретно наследует Царство Божье, а кто нет, это ведомо Богу (во множестве случаев, но далеко не во всех, Вселенской Церкви, в некоторых случаях становится известно, кто именно удостоился Царства Небесного).
Итак, Бог не дал нам права определять загробную участь людей, но дал главные принципы, по которым она определяется. Исходя из них у нас нет ни теоретических, ни практических оснований утверждать о возможности спасения неправославных христиан.
По большей части в богословской литературе Спасителем именуется Господь Иисус Христос, а спасением — деятельность Христа как Спасителя.
В более расширенном богословском применении Спасителем именуется Бог вообще, то есть не только Сын, но Отец и Сын и Святой Дух.
Так, в Книге Судей Израилевых спасителем назван Гофониил, избавивший (при содействии Божьем) Израильтян от власти Хусарсафема ( Суд.3:9 ).
Текст одной из наиболее распространенных молитв к Пресвятой Богородице содержит обращение к Ней, как к Владычице, с просьбой о спасении: Пресвятая Богородица, Спаси нас!
В этом случае под спасением может подразумеваться близкое к обиходному пониманию значение: избавление от опасности, бедствия, болезни, смерти и пр. С другой стороны, смысл, вкладываемый в просьбу о спасении, может быть и более глубоким.
Таким образом, просьба спасти бывает уместна и в условиях обыкновенной житейской опасности, и в условиях угрозы, возникающей в рамках религиозной жизни. Например, верующий может просить Богородицу (или других святых) о спасении от нападок нечистых злых духов, избавлении от их лукавых воздействий.
В рамках регулярных молитв к Божьей Матери прошение о спасении может употребляться и относительно избавления от вечных адовых мук. Ведь Пресвятая Дева имеет особое дерзновение к Богу, как Матерь Единородного Сына по человеческому естеству, как Пренепорочная, Пречистая, Пресвятая Небесная Царица.
«Что такое спасение? Богопознание. На религиозном языке это означает не что иное, как единение человека с Богом.
Церковь настойчиво утверждает: человек, помни, не забудь, время идет, и ты идешь к последней точке и никуда ты от этого не денешься, никуда. Ни слава, ни богатство, ни знание, ни сила — ничто тебя не спасет. Время идет только в одном направлении, и коль скоро предназначен ты к вечной жизни, следовательно, вся твоя деятельность, на какую бы сторону она ни распространялась, должна вся проходить под знаком того, что по латыни хорошо звучит так – sub specia aeternitatis (с точки зрения вечности). Вот как предполагает Церковь смотреть на любую область человеческой жизни. Мы должны на все смотреть с точки зрения подготовки к вечной жизни. Что это означает? Это означает правильный взгляд на саму эту вечную жизнь, на то, что делает человека причастником этой вечной жизни. Что же его делает? Его делает приобщение Тому, Кто есть Любовь.
священномученик Сергий (Мечев)
— Спасение предначертано или у человека есть право выбора?
Надо заметить, что это не признак идиотизма. Замеченное и осознанное противоречие – это признак высокой культуры мышления. Я знаю, что верно это; знаю же, что верно другое; и знаю, что первое и второе противоречат друг другу. Но еще я знаю, что другой модели, которая помогла бы сохранить все многообразие известных фактов и непротиворечиво их все (все – без цензуры!) объяснить, пока еще нет. Что в такой ситуации делать? Хотелось бы жить в трехэтажном особняке, но раз это невозможно, то надо поддерживать в порядке и свою обычную блочно-панельную малометражку.
В современной физике тоже есть нескрываемые противоречия, о которых знает каждый физик. Например, теория корпускулярно-волнового дуализма. Верно и то, что свет есть волна, и то, что свет состоит из частиц. Как это совместить? Надо признать и то и другое. Христианство давно научилось работать с этой логической моделью. Оно состоит из противоречий, которые соединены благодатью. Надо уметь принять их во всей полноте. Нельзя сказать, что я на 80% свободен, а на 20% зависим от Бога. Ничего подобного: я на 100% свободен и я на 100% завишу от Бога. И Христос на 100% Бог и на 100% человек, а не так – частичка того, частичка другого.
– Этот вопрос заставляет обратиться еще и к теме различия Православия и западного христианства. Перед западным богословием (и в католичестве, и в протестантизме) вопрос, поставленный вами, возникает вполне естественно. И этот вопрос не получает убедительного ответа. Но для Православия такого вопроса не существует. Потому что в Православии спасение не просто прощение греха, а соединение с Богом.
И если для протестантского мышления спасение – это некое отрицательное понятие, то есть избавление от чего-то, от греха, от наказания за грех, то в Православии спасение есть позитивное понятие – соединение во Христе, соединение с Богом. Да, на человека, прожившего всю жизнь вне заповедей, вне благодати Христовой и лишь на смертном одре принявшего крещение, Господь не будет гневаться за грехи. Но дело в том, что человек своими грехами все равно свою душу изуродовал. Представьте себе инженера, по вине которого произошла какая-то серьезная технологическая катастрофа, та же чернобыльская авария. И вот на смертном одре на тюремной койке он получает помилование. Его вина прощена, но последствия этой вины он несет в себе. Он уже отравил свою душу и сжег свое тело. Он умирает от радиации и болезней. Так и человек, проживший всю жизнь во грехе.
Если его душа при жизни так и не смогла встретить Христа, насытиться Светом, то будет ли ему в радость встреча и вечное Предстояние перед Христом, – перед Тем, от Кого он всю жизнь убегал? Да, своим предсмертным покаянием он спас себя от вечного безбожия, но и полноту духовных даров Христа он в себя не вместит (по крайней мере на первых шагах своего возрастания в вечности).
Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух,
Не говорите, что без Него возможно спастись,
Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная,
Не говорите, что Бог невидим людям,
Не говорите, что люди не видят Божественного света
Или что это невозможно в настоящие времена!
Это никогда не бывает невозможным, друзья!
Но очень даже возможно желающим.
Пр. Симеон Новый Богослов. Гимн 27-ой
Спасение – понятие не количественное, а качественное. Некоторые с иронией высчитывают процент православных христиан из всего человечества, но мало кто вспоминает, что прообразом Страшного Суда был Всемирный потоп, во время которого из всего человечества спаслось лишь восемь верных Богу людей.
К. Борисов
Спасение — в христианстве, согласно Библии, спасение человека от греха и его последствий — смерти и ада, и обретение спасённым человеком Царства небесного — соединения с Богом. В христианстве спасение рассматривается как проявление любви Бога по отношению к людям.
История греха и спасения
История грехопадения первых людей, Адама и Евы, рассказывается в первых главах книги Бытие. Вначале созданные Богом безгрешными, обманутые сатаной люди нарушили Божью волю и впали в грех и, в итоге, стали смертны.
Бог, продолжая любить Своё творение, желает дать людям прощение грехов, вечную жизнь и спасение от наказания в аду. Для этого Он послал на землю Своего Сына Иисуса Христа, Который взял на Себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мёртвых.
Иисус Христос, согласно Новому Завету, является искупительной жертвой за грех, и люди, веря в Его смерть и воскресение из мёртвых и обращаясь к Нему с покаянием в своих грехах, получают прощение грехов и вечную жизнь.
Условия спасения
Согласно Новому Завету, существуют два условия для спасения: вера в воскресение Иисуса Христа из мёртвых (Ин. 3:16, Ин. 5:24) и покаяние перед Богом в своих грехах (Мк. 1:15, Мф. 18:3, Деян. 3:19).
Богословские понятия в контексте учения о спасении
Свобода и спасение
Большинство христиан верят, что актом спасения Бог не уничтожает свободу человека (дарованную Им же), но напротив, расширяет и укрепляет свободу человека.
В рамках кальвинизма существуют взгляды о том, что благодать Божья имеет непреодолимую силу, и спасение не зависит от нашей воли и не может быть утрачено.
Предопределение
Кальвинизм, в отличие от других христианских конфессий, придаёт большое влияние предопределению. Согласно его учению, Господь якобы предопределяет людей не только к спасению, но некоторых и к вечной погибели. И хотя в земной жизни невозможно узнать, кто к чему предопределен, по косвенным признакам это можно предугадать.
В Библии
Христианство
Доктринальные отличия в христианских конфессиях
Имеются существенные отличия в учении о спасении в основных христианских конфессиях.
Православие
Православие содержит учение о Церкви как обществе людей, принявших спасение от Бога.
Православие утверждает, что спасение совершалось не в какой либо конкретный момент времени, а в продолжении всего земного пути Спасителя.
Спасение началось тем, что Второе Лицо (Ипостась) Пресвятой Троицы приняло в Свою Ипостась человеческую природу (см. Богочеловек) от Духа Святого и Пресвятой Богородицы.
Богородица имела общую с нами природу в её искаженном грехом, но наиболее очищенном через послушание Богу, поколениями праведных предков и Ею в себе самих, состоянии (природу падшего Адама), в отличие от католического учения о Деве Марии, как о существе
с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха. искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Её Сына.
В самый момент зачатия воспринятое Христом человечество было очищено от скверны греха в силу действия Духа Святого и ипостасного соединения. Это не означает, что Его природа была лишена ПОСЛЕДСТВИЙ грехопадения, как то страдательность и смертность, как способность ощущать страдание и способность умереть, то, что называется в святоотеческом богословии неукоризненными страстями. Но только, что в Нем не было оскверненной, гномической воли, что и есть причина осквернения, как Адама, так и каждого из его потомков.
В течение всей Его (Христа) земной жизни, Он превозмог все виды искушений, которыми сатана искушал Его.
На Тайней Вечере и своим Распятием на Голгофе Христос сделал возможным усвоение Своей очищенной природы каждым верующим в Него через Евхаристию Православной Церкви.
Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Иоан. 6:53).
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв Чашу, благодарив, подал им: и пили из Нее все. И сказал им: Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих Изливаемая. (Мф. 14:22-25).
При кресте.. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Иоан. 19:25-27).
Православный христианин усваивает себе спасение так же в продолжении всей своей жизни.
Будьте святы, потому что Я свят (1Петр. 1:16).
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. (Мф. 6:24).
Вера без дел мертва (Иак. 2:20,26).
Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. (Ин. 17:9).
В то же время среди христиан бытует мнение, что спасётся только избранный остаток, ради которого ещё и существует наш мир (Рим. 9:27).
Когда святая душа Макария была взята херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили:
- О, какой славы сподобился ты, Макарий! Святой отвечал бесам: - Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал. Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили: - Действительно избежал ты наших рук, Макарий! Но он сказал: - Нет, но надобно и еще избежать. И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы, с сильным воплем, кричали: - Избежал нас, избежал. Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: - Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней.
Только после наступления телесной смерти человек может узнать даровано ли ему спасение, или же нет.
Святые Отцы утверждают, что до Страшного суда участь усопшего ещё не полностью определена, следовательно, Православная Церковь допускает возможность по молитвам праведников, по делам милосердия возможность облегчить участь усопшего или даже вывести его из ада. Например, блаженная Фекла своими молитвами вымолила Фалкониллу. Один из самых уважаемых Греческих старцев, Паисий Святогорец утверждает, что друг Бога, подобно другу земного царя, может ходатайствовать о переводе из одной камеры в другую или даже в квартиру. Также старец говорит, что родственники своими молитвами и молитвами Церкви дают Богу право на вмешательство и тем самым могут даже умолить Господа помиловать человека.
В другой раз преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп, лежавший на земле. Повернув его своим жезлом, преподобный услыхал, как будто он издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил череп:
- Кто ты такой? - Я, - отвечал тот, - был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божья, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение. - Какое же облегчение получаете вы, - спросил Макарий, - и каковы ваши мучения, расскажи мне? - Как далеко отстоит небо от земли, - отвечал со стоном череп, - так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением. Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: - Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди.
Святые, — движимые человеколюбием и состраданием к соплеменникам, желающие и дерзающие почти на невозможное, — молятся избавить в вере усопших. Ибо так говорит святый Феодор Студит, и сам Исповедник и свидетель Истины, в самом начале своего канона об усопших: "Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечного огня избавит я (их) в вере усопшие, и надежде жизни вечныя"
Что, возлюбленнейшая братия, по нашему мнению, выражается через брачную одежду? Ибо если мы назовем брачной одеждой Крещение или веру, то кто вошел на сей брачный пир без Крещения и веры? Ибо он стоит вне (брачного пира) по тому самому, что еще не уверовал.…
Какая и ныне причина того, что святые люди не молятся за умерших людей неверных и нечестивых, как не та, что узнали об них, как об осужденных на вечное наказание, и потому не хотят приносить тщетную молитву пред лицом Праведного Судии?
из «собеседований о жизни италийских отцов«: Книга 4. Глава сорок четвертая.
Кроме того Православие учит, что у спасённых людей будет различная степень блаженства в раю:
Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (1Кор. 15:41-42).
Католицизм
Как и Православие, Католицизм исповедует, что для спасения необходимы не только вера в Иисуса Христа но и дела.
Вера без дел мертва.
Но, в отличие от Православия, Католичество учит о том, что ДЕЛА ценны сами по себе. Согласно вероучению Католической церкви, Иисус Христос на Кресте принёс совершенное удовлетворение (лат. satisfactio) Божьему правосудию за грехи человечества. Таким образом католик, принимая крещение, освобождается от вечного наказания, ВИНЫ, но не последствий первородного греха (болезни и смерть). Грехи же, совершенные ПОСЛЕ крещения, так же оскорбляют Бога (хоть и не столько, как первородный грех Адама) и так же требуют удовлетворения. И католик, совершая добрые дела, и/или страдая приносит это удовлетворение:
Исповедуя грехи католик получает:
Прощение греха и восстановление общения с Богом, которые приводят к отпущению вечной кары за грех. Но остается временная кара за грех. Терпеливо перенося боль и различные испытания, а когда придет час, спокойно глядя в лицо смерти, христианин должен стараться принимать как благо эту временную кару за грех катехизис РКЦ п. 1473
К этому сокровищу принадлежит также та ценность, подлинно неисчерпаемая, неизмеримая и всегда новая, какую имеют перед Богом молитвы и добрые дела Пресвятой Девы Марии и всех святых, которые, следуя за Христом и силою Его благодати, освятились и исполнили поручение Отца, таким образом трудясь для собственного спасения, они также способствовали спасению своих братьев в единстве мистического Тела. катехизис РКЦ п. 1477
Грешники же не принесшие достаточного удовлетворения при жизни, приносят его после смерти в качестве временного наказания в чисти́лище (1 Кор.3.15; 5.5). Наказание это может быть возмещено при помощи индульгенции:
Поскольку усопшие верные, проходящие очищение, также являются членами общения святых, мы можем помочь им, среди прочего, обретая для них индульгенции, - так, чтобы они были освобождены от временной кары за свои грехи. катехизис РКЦ п. 1479
Протестантизм
Протестанты разделяются во мнениях касательно спасения на сторонников учений Якоба Арминия и на сторонников учения Жана Кальвина.
Бог, по кальвинистскому учению, от начала века предопределил одних к спасению, других к осуждению. Поэтому одним он даёт веру, другим нет. Получившие спасающую благодать никогда её не утрачивают.
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. (Рим. 8:29,30). Также Иоан.6.37,44,65; 10.28,29.
Дела же, как и само покаяние (поскольку покаяние тоже есть дело) рассматриваются как следствие наличия или отсутствия спасительной веры.
Согласно учению Якоба Арминия, спасение зависит не только от Божией благодати, но и от свободного выбора человека, и его можно потерять.
Создан: 2017-01-08
От чего христиане спасаются? Что нужно для того, чтобы спастись? Помилует ли Бог всех? Можно ли воцерковиться, но не встретиться со Христом? Нам ответил протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.
Нам надо понимать, что Господь нас создал не для такой жизни. Церковь учит, что мы созданы для другого — для радостного бытия без смерти и страданий. Это возможно только в формате богообщения, то есть тогда, когда мы вернёмся к Богу. Человек должен знать, что есть Бог, и стремиться попасть в Царствие Небесное. Что такое Царствие Небесное? Это проект исправления бытия: нам обещано, что там будут новое небо, новая земля и новый человек. Господь всё исправит, всех воскресит и призовёт к вечной жизни. Он ведёт нас через Воскресение к новой жизни, где человек будет всецело счастлив, и ничто не будет омрачать его существования.
Что надо делать, чтобы спастись?
Как мы спасаемся?
Первое: человек спасается верой во Христа как Сына Божия, Спасителя, воплотившегося Господа — а не просто в какого-то бога, который где-то далеко и нас не видит. Нет, мы должны уверовать всем сердцем в Бога, Который стал Человеком.
Второе: надо жить так, как учит Христос, Евангелие и Святая Церковь. Человек должен соблюдать заповеди и придерживаться религиозных норм. Полностью исполнить их человек не может, и когда он это поймёт, тогда ещё больше начнёт полагаться на Бога, ему ещё больше нужен будет Спаситель. Он станет ближе ко Христу.
Третье: спасение — это процесс встречного движения нас к Богу и Бога к нам. Мы спасаемся милостью Божией, это великий дар. С другой стороны — от нас тоже требуются и вера, и усилие — тот максимум, который человек может дать. Это называется принципом синергии (или соработничества): человек и Бог совместно трудятся для того, чтобы человек достиг Царствия Небесного.
Если человек по глупости возводил хулу на Духа Святого, спасётся ли он?
В утешение могу сказать: слова о том, что возводящий хулу на Духа Святого не спасётся, были сказаны церковным, глубоко образованным людям — фарисеям, законникам, саддукеям. Это была религиозная элита. Эти люди видели явное действие Божие, но говорили, что Христос делает всё силой князя бесовского. Вот это была хула на Духа Святого. Если же далёкий от Церкви человек говорит какие-то глупости на Бога, это полбеды: как правило, он просто не понимает, не знает многого о Боге. Таким людям, если они поняли, что поступали неправильно, не надо отчаиваться — лучше искренне покаяться, попросить прощения у Бога как у любящего отца. Господь на них зла точно не держит и не обижается. Если они осознали свои ошибки, то от этого только большая радость на небесах.
Чем глубже человек воцерковляется, тем больше понимает, что недостоин спасения. Однако бояться не стоит. Если бы мы могли спастись сами, своими силами, то зачем нам Христос? Чем глубже мы осознаём своё недостоинство, тем больше Он нам нужен, тем мы ближе к Нему — и тем ближе наше спасение. Это нормальный процесс — осознание правды о себе: кто ты есть, из чего слеплен, что из себя представляешь. Любой верующий человек должен понимать, что без Христа и Его любви он из себя не представляет практически ничего. Я глубоко убеждён, что состояние, когда человек чувствует глубокое недостоинство, — это самое лучшее духовное состояние. Первыми в Царствие Небесное войдут те, кто считал себя последним.
Читайте также:
- Чем кортесы испании отличались от других известных вам органов сословной монархии 6 класс кратко
- Из каких основных элементов состоят все технологии связанные с использованием животных кратко
- Паспорт проекта краткое содержание проекта
- Кто и когда открыл материк антарктида кратко
- Какие факторы способствовали созданию единого российского государства кратко