Что такое спасение в христианстве кратко

Обновлено: 19.05.2024

Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.

Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, публицист, писатель, апологет, проповедник.

Что такое спасение? Мы часто представляем себе интуитивно, что это переход из малого актового зала в большой или наоборот.

Спасение — это состояние души человека, которое обусловлено его свободным произволением.

Вспоминаю ещё одну странную историю. Две сестры-сироты в детском возрасте попадают в разные условия: одна — в публичный дом, а другая — в монастырь. И там они воспитываются. Через какое-то время умирают и та, и другая. Девочка, которая жила в монастыре, попала прямиком в преисподнюю. А та, которая проживала в публичном доме — в Царство Небесное.

Что это такое? Ничего не понятно! Вот и негодяй, бандит, у которого руки по локоть в крови, слышит от находящегося рядом Христа:

А в христианстве почему всё так непонятно? Что сделала эта девушка в публичном доме, чтобы попасть на небо? Что сделал этот бандит, висевший от Христа справа, чтобы сразу же попасть в рай?

А эти первосвященники в красивых и блестящих одеяниях, находящиеся в славе земной, и вдруг осуждены Христом.

Что же такое спасение? Бандит — в рай, а всезнающие богословы посланы в преисподнюю.

То есть горе тем, которые являются православнейшими из православных. А женщину-любодейку, а убийцу-разбойника, а мытаря-обманщика Христос одобряет.

Начальнику мытарей Закхею, мошеннику из мошенников, обманщику из обманщиков, Христос говорит:

Правда, странная картина? Если поразмыслить над этими фактами, то напрашивается вывод.

Спасение — это не переход из одного места в другое, из тюрьмы на пир царский. Нет.

Спасение — это состояние души. Обратите внимание, что и у правого разбойника, и у мытаря Закхея, и у женщины, которая облила слезами ноги Христа и отёрла их своими волосами, у всех было одно и то же состояние — самое искреннее раскаяние обо всём злом, что они совершили в своей жизни.

Распятый рядом со Христом разбойник и подумать не смел, что он когда-нибудь будет в раю. Он умоляет праведного Иисуса Христа помянуть его в Царстве Небесном. Потому что прекрасно понимает, что он там никогда не будет.

Вот, оказывается, что такое спасение. Это такое состояние души, когда Бог способен войти в эту душу и очистить её от любой мерзости. Ибо душа уже отвергла всю грязь.

От чего зависит такое состояние покаяния? От нашей свободной воли. Бог же со своей стороны создаёт наилучшие условия для того, чтобы человек осознал, кто он есть, на самом деле.

Одного посылает в изобилие, другого в бедность, одному даёт огромные знания, другой остаётся невеждой, один пребывает в славе, другой — в бесчестии…

Всё это для того, чтобы помочь человеку опомниться, раскаяться и обратиться к Богу.

Вот в чём заключается спасение. И оно является актом человеческой воли. Поэтому спасение мы совершаем сами. Бог же готов помочь каждому.

Запомните одну из христианских истин. Бог никого не может спасти без воли самого человека. Никого.

Ибо, если бы Он мог, тогда бы Он только этим и занимался. Тут же Еве дал бы по рукам, когда она потянулась за яблоком.

Теперь вы понимаете, о чём эти слова? Кто есть человек?

Человеку предоставлена свобода. Бог видит произволение человека. И как мать, которая делает для своего ребенка всё возможное, так и Бог создает максимально лучшие условия для каждого человека.

Чтобы тот обратился к Нему и покаялся.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

1) Про­мыс­ли­тель­ное дей­ствие Все­свя­той Троицы, направ­лен­ное на соеди­не­ние чело­века и Бога, избав­ле­ние его от власти диа­вола, греха, тлен­но­сти, смерт­но­сти, при­об­ще­ние к вечной бла­жен­ной жизни в Цар­стве Небес­ном ( Пс.23:5 );

2) дея­тель­ность Сына Божьего, вопло­тив­ше­гося ради вос­со­еди­не­ния чело­века и Бога, Искуп­ле­ния его от греха, осво­бож­де­ния от раб­ства диа­волу, тлен­но­сти, смерт­но­сти; создав­шего Цер­ковь, непре­станно забо­тя­ще­гося о ней как её неиз­мен­ный Глава ( Лк.2:11 );

3) дея­тель­ность чело­века, осу­ществ­ля­е­мая при содей­ствии Отца и Сына и Свя­того Духа, направ­лен­ная на упо­доб­ле­ние Богу и духов­ное еди­не­ние с Ним, при­об­ще­ние к вечной бла­жен­ной жизни ( Тит.3:5-7 );

4) дей­ствия святых, направ­лен­ные на ока­за­ние той или иной помощи греш­ни­кам.

Вопло­ще­ние Слова Божия – осно­ва­ние спа­се­ния чело­ве­че­ства. Через Вопло­ще­ние Бог воз­же­лал самого пав­шего пока­зать побе­ди­те­лем, ибо Он дела­ется чело­ве­ком, чтобы посред­ством подоб­ного вос­ста­но­вить подоб­ное (св. Иоанн Дамас­кин).

Иисус Хри­стос спа­сает чело­ве­че­ство Своим уче­нием, жизнью, смер­тью и Вос­кре­се­нием. В иску­пи­тель­ном подвиге все эти четыре этапа при­сут­ствуют в нераз­дель­ном един­стве.

Если Вопло­ще­ние Слова – осно­ва­ние спа­се­ния, то усло­вием спа­се­ния явля­ется уча­стие сво­бод­ной чело­ве­че­ской воли, ибо Бог не желает спа­сать людей насильно. Доб­ро­воль­ная вера и подвиж­ни­че­ская жизнь хри­сти­а­нина в непре­стан­ном сотруд­ни­че­стве с Богом поз­во­ляет ему стать при­част­ни­ком Боже­ствен­ной бла­го­дати, освя­тить свое есте­ство соеди­не­нием со Все­свя­тым Богом, побе­дить грех, обре­сти вечную жизнь в Боге.

Насколько кате­го­рично изло­жил Бог усло­вия спа­се­ния?

Воз­можны ли экс­тра­ор­ди­нар­ные случаи спа­се­ния отдель­ных людей?

Воз­можны и исклю­чи­тель­ные случаи, но все они, начи­ная со случая с Бла­го­ра­зум­ным раз­бой­ни­ком, являли веру Христу и пока­я­ние спа­са­е­мых.

Насколько люди вза­и­мо­свя­заны и сво­бодны в спа­се­нии?

Воз­можно ли, чтобы Бог Своей кате­го­рич­но­стью лишь под­тал­ки­вал людей к боль­шему усер­дию в деле спа­се­ния, исполь­зо­вал стро­гость лишь в каче­стве педа­го­ги­че­ского приёма, но в итоге спасёт всех и каж­дого?

Нет, спа­сутся не все. Более того, мы видим, что доста­точно часто Гос­подь при­зы­вает людей не в жест­кой, угро­жа­ю­щей форме, но в мягкой форме, но когда чело­век не слышит этого воз­вы­шен­ного при­зыва, то даёт ему пожи­нать плоды своего неве­рия через тяжё­лые испы­та­ния, тра­ги­че­ские обсто­я­тель­ства. Люди, не вра­зу­мив­ши­еся в тече­ние земной жизни, пожнут соот­вет­ству­ю­щие своей жизни плоды. Одним из след­ствий их попа­да­ния в ад будет их личная неспо­соб­ность жить по нормам Цар­ства Бога.

Кто более кате­го­ри­чен в вопросе воз­мож­но­сти спа­се­ния всех людей: Апо­столы, святые отцы преж­них веков или совре­мен­ные бого­словы?

Апо­столы и святые отцы более кате­го­ричны. За редким исклю­че­нием, общий взгляд святых отцов Церкви сво­дился к бук­валь­ному пони­ма­нию Еван­гель­ского сви­де­тель­ства об отде­ле­нии греш­ни­ков от пра­вед­ни­ков на Страш­ном Суде и о веч­но­сти адовых мук.

Почему исклю­чают воз­мож­ность пока­я­ния на Страш­ном Суде ате­и­ста или зако­ре­не­лого греш­ника, уви­дев­шего Бога во славе? Неужели он мгно­венно не пред­по­чтёт насла­ждаться обще­нием с Богом, войти в Цар­ство Бога? Разве Бог ему не помо­жет?

Самый крат­кий ответ на этот вопрос прост: если у чело­века за чертой земной жизни пусть даже затеп­лится пока­я­ние, то Гос­подь ему помо­жет, неда­ром мы име­нуем Христа Спа­си­те­лем. Оста­ётся понять, насколько реально будет ате­и­сту по миро­воз­зре­нию или по жизни пока­яться и обра­титься к Богу после смерти.

Ведь ате­и­сты же не счи­тают себя греш­ни­ками, не желают и не имеют опыта пока­я­ния и бого­об­ще­ния. Во время земной жизни про­ис­хо­дит глу­бо­кое внут­рен­нее само­опре­де­ле­ние чело­века; без опыта пока­я­ния в этом мире, как атеист сможет явить его в мире ином? Если некто не желает учиться пла­вать, то какова веро­ят­ность, что он научится этому при кру­ше­нии лодки? Если чело­век скры­вался от солнца, то каково ему будет на сол­неч­ном пляже после полу­дня?

На Страш­ном Суде Бог явится в сиянии свя­то­сти и силе бла­го­дати, для хри­стиан она желанна и радостна — у них есть опыт бого­об­ще­ния и соеди­не­ния с Богом в Таин­ствах. Ате­и­сты же отчуж­дены от Бога, у них нет опыта жизни в Боге, для них эта энер­гия мучи­тельна, ведь грех и свя­тость несо­еди­нимы. Если чело­век не искал Бога, не знал Его, то с чего мы можем счи­тать, что он сможет вме­стить Его бла­го­дать в веч­но­сти?

И увидят ли ате­и­сты Бога, как Того, кто жела­нен для них? Или для них Его явле­ние будет невы­но­симо, как невы­но­симо для лжеца услы­шать о себе правду?

При­над­ле­жа­щих к Церкви Хри­сто­вой в мире немного, неужели Цар­ство Небес­ное обре­тут так мало людей?

Во-первых, не будем забы­вать, что в гре­хо­па­де­нии потен­ци­ально погибло всё чело­ве­че­ство.

Во-вторых, неко­то­рые будут спа­сены по молит­вам Церкви.

В‑третьих, спа­се­ние — дело доб­ро­воль­ное, невоз­можно заста­вить кого-то любить Бога и ближ­них, а ведь Цар­ство Небес­ное можно назвать Цар­ством Любви.

Вспом­ним данный нам Богом биб­лей­ский про­об­раз спа­се­ния – Ноев ковчег, в кото­ром поже­лали спа­стись лишь 8‑мь чело­век.

Мы не знаем и не должны решать за Бога, кого Он спасёт, а кого нет. Из этого можно сде­лать вывод, что могут спа­стись и не хри­сти­ане, и не пра­во­слав­ные. Почему же Святые отцы гово­рят о спа­се­нии только в лоне Церкви?

Созна­вая себя слу­жи­те­лями Бога, Святые отцы, конечно же, не стре­ми­лись давать настав­ле­ния, про­ти­во­ре­ча­щие Боже­ствен­ной воле. Ука­зы­вая на то, что спа­се­ние греш­ника дости­жимо через веру во Христа, при усло­вии при­об­ще­ния его к Церкви, они как раз и опи­ра­лись на Боже­ствен­ное Откро­ве­ние — на те истины, кото­рые были открыты Богом, в част­но­сти:

Заме­тим, что при­ве­ден­ные выше слова, а также иные биб­лей­ские сви­де­тель­ства, рас­по­ла­гают к убеж­де­нию, что спа­се­ние дости­жимо не через веру вообще, а именно через правую веру, через при­об­ще­ние к истин­ной Церкви. Такой верой явля­ется лишь Пра­во­слав­ная, а такой Цер­ко­вью — лишь Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь.

Что каса­ется отве­тов на част­ные вопросы о том, кто кон­кретно насле­дует Цар­ство Божье, а кто нет, это ведомо Богу (во мно­же­стве слу­чаев, но далеко не во всех, Все­лен­ской Церкви, в неко­то­рых слу­чаях ста­но­вится известно, кто именно удо­сто­ился Цар­ства Небес­ного).

Итак, Бог не дал нам права опре­де­лять загроб­ную участь людей, но дал глав­ные прин­ципы, по кото­рым она опре­де­ля­ется. Исходя из них у нас нет ни тео­ре­ти­че­ских, ни прак­ти­че­ских осно­ва­ний утвер­ждать о воз­мож­но­сти спа­се­ния непра­во­слав­ных хри­стиан.

По боль­шей части в бого­слов­ской лите­ра­туре Спа­си­те­лем име­ну­ется Гос­подь Иисус Хри­стос, а спа­се­нием — дея­тель­ность Христа как Спа­си­теля.

В более рас­ши­рен­ном бого­слов­ском при­ме­не­нии Спа­си­те­лем име­ну­ется Бог вообще, то есть не только Сын, но Отец и Сын и Святой Дух.

Так, в Книге Судей Изра­и­ле­вых спа­си­те­лем назван Гофо­ниил, изба­вив­ший (при содей­ствии Божьем) Изра­иль­тян от власти Хусар­са­фема ( Суд.3:9 ).

Текст одной из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных молитв к Пре­свя­той Бого­ро­дице содер­жит обра­ще­ние к Ней, как к Вла­ды­чице, с прось­бой о спа­се­нии: Пре­свя­тая Бого­ро­дица, Спаси нас!

В этом случае под спа­се­нием может под­ра­зу­ме­ваться близ­кое к оби­ход­ному пони­ма­нию зна­че­ние: избав­ле­ние от опас­но­сти, бед­ствия, болезни, смерти и пр. С другой сто­роны, смысл, вкла­ды­ва­е­мый в просьбу о спа­се­нии, может быть и более глу­бо­ким.

Таким обра­зом, просьба спасти бывает уместна и в усло­виях обык­но­вен­ной житей­ской опас­но­сти, и в усло­виях угрозы, воз­ни­ка­ю­щей в рамках рели­ги­оз­ной жизни. Напри­мер, веру­ю­щий может про­сить Бого­ро­дицу (или других святых) о спа­се­нии от напа­док нечи­стых злых духов, избав­ле­нии от их лука­вых воз­дей­ствий.

В рамках регу­ляр­ных молитв к Божьей Матери про­ше­ние о спа­се­нии может упо­треб­ляться и отно­си­тельно избав­ле­ния от вечных адовых мук. Ведь Пре­свя­тая Дева имеет особое дерз­но­ве­ние к Богу, как Матерь Еди­но­род­ного Сына по чело­ве­че­скому есте­ству, как Пре­не­по­роч­ная, Пре­чи­стая, Пре­свя­тая Небес­ная Царица.

«Что такое спа­се­ние? Бого­по­зна­ние. На рели­ги­оз­ном языке это озна­чает не что иное, как еди­не­ние чело­века с Богом.

Цер­ковь настой­чиво утвер­ждает: чело­век, помни, не забудь, время идет, и ты идешь к послед­ней точке и никуда ты от этого не денешься, никуда. Ни слава, ни богат­ство, ни знание, ни сила — ничто тебя не спасет. Время идет только в одном направ­ле­нии, и коль скоро пред­на­зна­чен ты к вечной жизни, сле­до­ва­тельно, вся твоя дея­тель­ность, на какую бы сто­рону она ни рас­про­стра­ня­лась, должна вся про­хо­дить под знаком того, что по латыни хорошо звучит так – sub specia aeternitatis (с точки зрения веч­но­сти). Вот как пред­по­ла­гает Цер­ковь смот­реть на любую область чело­ве­че­ской жизни. Мы должны на все смот­реть с точки зрения под­го­товки к вечной жизни. Что это озна­чает? Это озна­чает пра­виль­ный взгляд на саму эту вечную жизнь, на то, что делает чело­века при­част­ни­ком этой вечной жизни. Что же его делает? Его делает при­об­ще­ние Тому, Кто есть Любовь.

свя­щен­но­му­че­ник Сергий (Мечев)

— Спа­се­ние пред­на­чер­тано или у чело­века есть право выбора?

Надо заме­тить, что это не при­знак иди­о­тизма. Заме­чен­ное и осо­знан­ное про­ти­во­ре­чие – это при­знак высо­кой куль­туры мыш­ле­ния. Я знаю, что верно это; знаю же, что верно другое; и знаю, что первое и второе про­ти­во­ре­чат друг другу. Но еще я знаю, что другой модели, кото­рая помогла бы сохра­нить все мно­го­об­ра­зие извест­ных фактов и непро­ти­во­ре­чиво их все (все – без цен­зуры!) объ­яс­нить, пока еще нет. Что в такой ситу­а­ции делать? Хоте­лось бы жить в трех­этаж­ном особ­няке, но раз это невоз­можно, то надо под­дер­жи­вать в порядке и свою обыч­ную блочно-панель­ную мало­мет­ражку.

В совре­мен­ной физике тоже есть нескры­ва­е­мые про­ти­во­ре­чия, о кото­рых знает каждый физик. Напри­мер, теория кор­пус­ку­лярно-вол­но­вого дуа­лизма. Верно и то, что свет есть волна, и то, что свет состоит из частиц. Как это сов­ме­стить? Надо при­знать и то и другое. Хри­сти­ан­ство давно научи­лось рабо­тать с этой логи­че­ской моде­лью. Оно состоит из про­ти­во­ре­чий, кото­рые соеди­нены бла­го­да­тью. Надо уметь при­нять их во всей пол­ноте. Нельзя ска­зать, что я на 80% сво­бо­ден, а на 20% зави­сим от Бога. Ничего подоб­ного: я на 100% сво­бо­ден и я на 100% завишу от Бога. И Хри­стос на 100% Бог и на 100% чело­век, а не так – частичка того, частичка дру­гого.

– Этот вопрос застав­ляет обра­титься еще и к теме раз­ли­чия Пра­во­сла­вия и запад­ного хри­сти­ан­ства. Перед запад­ным бого­сло­вием (и в като­ли­че­стве, и в про­те­стан­тизме) вопрос, постав­лен­ный вами, воз­ни­кает вполне есте­ственно. И этот вопрос не полу­чает убе­ди­тель­ного ответа. Но для Пра­во­сла­вия такого вопроса не суще­ствует. Потому что в Пра­во­сла­вии спа­се­ние не просто про­ще­ние греха, а соеди­не­ние с Богом.

И если для про­те­стант­ского мыш­ле­ния спа­се­ние – это некое отри­ца­тель­ное поня­тие, то есть избав­ле­ние от чего-то, от греха, от нака­за­ния за грех, то в Пра­во­сла­вии спа­се­ние есть пози­тив­ное поня­тие – соеди­не­ние во Христе, соеди­не­ние с Богом. Да, на чело­века, про­жив­шего всю жизнь вне запо­ве­дей, вне бла­го­дати Хри­сто­вой и лишь на смерт­ном одре при­няв­шего кре­ще­ние, Гос­подь не будет гне­ваться за грехи. Но дело в том, что чело­век своими гре­хами все равно свою душу изуро­до­вал. Пред­ставьте себе инже­нера, по вине кото­рого про­изо­шла какая-то серьез­ная тех­но­ло­ги­че­ская ката­строфа, та же чер­но­быль­ская авария. И вот на смерт­ном одре на тюрем­ной койке он полу­чает поми­ло­ва­ние. Его вина про­щена, но послед­ствия этой вины он несет в себе. Он уже отра­вил свою душу и сжег свое тело. Он уми­рает от ради­а­ции и болез­ней. Так и чело­век, про­жив­ший всю жизнь во грехе.

Если его душа при жизни так и не смогла встре­тить Христа, насы­титься Светом, то будет ли ему в радость встреча и вечное Пред­сто­я­ние перед Хри­стом, – перед Тем, от Кого он всю жизнь убегал? Да, своим пред­смерт­ным пока­я­нием он спас себя от веч­ного без­бо­жия, но и пол­ноту духов­ных даров Христа он в себя не вме­стит (по край­ней мере на первых шагах своего воз­рас­та­ния в веч­но­сти).

Не гово­рите, что невоз­можно при­нять Боже­ствен­ный Дух,
Не гово­рите, что без Него воз­можно спа­стись,
Не гово­рите, что кто-нибудь при­ча­стен Ему, сам того не зная,
Не гово­рите, что Бог неви­дим людям,
Не гово­рите, что люди не видят Боже­ствен­ного света
Или что это невоз­можно в насто­я­щие вре­мена!
Это нико­гда не бывает невоз­мож­ным, друзья!
Но очень даже воз­можно жела­ю­щим.
Пр. Симеон Новый Бого­слов. Гимн 27-ой

Спа­се­ние – поня­тие не коли­че­ствен­ное, а каче­ствен­ное. Неко­то­рые с иро­нией высчи­ты­вают про­цент пра­во­слав­ных хри­стиан из всего чело­ве­че­ства, но мало кто вспо­ми­нает, что про­об­ра­зом Страш­ного Суда был Все­мир­ный потоп, во время кото­рого из всего чело­ве­че­ства спас­лось лишь восемь верных Богу людей.
К. Бори­сов

Спасение (христианство)

Спасение — в христианстве, согласно Библии, спасение человека от греха и его последствий — смерти и ада, и обретение спасённым человеком Царства небесного — соединения с Богом. В христианстве спасение рассматривается как проявление любви Бога по отношению к людям.

История греха и спасения

История грехопадения первых людей, Адама и Евы, рассказывается в первых главах книги Бытие. Вначале созданные Богом безгрешными, обманутые сатаной люди нарушили Божью волю и впали в грех и, в итоге, стали смертны.

Бог, продолжая любить Своё творение, желает дать людям прощение грехов, вечную жизнь и спасение от наказания в аду. Для этого Он послал на землю Своего Сына Иисуса Христа, Который взял на Себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мёртвых.

Иисус Христос, согласно Новому Завету, является искупительной жертвой за грех, и люди, веря в Его смерть и воскресение из мёртвых и обращаясь к Нему с покаянием в своих грехах, получают прощение грехов и вечную жизнь.

Условия спасения

Согласно Новому Завету, существуют два условия для спасения: вера в воскресение Иисуса Христа из мёртвых (Ин. 3:16, Ин. 5:24) и покаяние перед Богом в своих грехах (Мк. 1:15, Мф. 18:3, Деян. 3:19).

Богословские понятия в контексте учения о спасении

Свобода и спасение

Большинство христиан верят, что актом спасения Бог не уничтожает свободу человека (дарованную Им же), но напротив, расширяет и укрепляет свободу человека.

В рамках кальвинизма существуют взгляды о том, что благодать Божья имеет непреодолимую силу, и спасение не зависит от нашей воли и не может быть утрачено.

Предопределение

Кальвинизм, в отличие от других христианских конфессий, придаёт большое влияние предопределению. Согласно его учению, Господь якобы предопределяет людей не только к спасению, но некоторых и к вечной погибели. И хотя в земной жизни невозможно узнать, кто к чему предопределен, по косвенным признакам это можно предугадать.

В Библии

Христианство

Доктринальные отличия в христианских конфессиях

Имеются существенные отличия в учении о спасении в основных христианских конфессиях.

Православие

Православие содержит учение о Церкви как обществе людей, принявших спасение от Бога.

Православие утверждает, что спасение совершалось не в какой либо конкретный момент времени, а в продолжении всего земного пути Спасителя.

Спасение началось тем, что Второе Лицо (Ипостась) Пресвятой Троицы приняло в Свою Ипостась человеческую природу (см. Богочеловек) от Духа Святого и Пресвятой Богородицы.

Богородица имела общую с нами природу в её искаженном грехом, но наиболее очищенном через послушание Богу, поколениями праведных предков и Ею в себе самих, состоянии (природу падшего Адама), в отличие от католического учения о Деве Марии, как о существе

с самого первого момента Своего Зачатия, особой благодатью и расположением Всемогущего Бога, ввиду заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранена не запятнанной никаким пятном первородного греха. искуплена возвышеннейшим образом в предвидении заслуг Её Сына.

В самый момент зачатия воспринятое Христом человечество было очищено от скверны греха в силу действия Духа Святого и ипостасного соединения. Это не означает, что Его природа была лишена ПОСЛЕДСТВИЙ грехопадения, как то страдательность и смертность, как способность ощущать страдание и способность умереть, то, что называется в святоотеческом богословии неукоризненными страстями. Но только, что в Нем не было оскверненной, гномической воли, что и есть причина осквернения, как Адама, так и каждого из его потомков.

В течение всей Его (Христа) земной жизни, Он превозмог все виды искушений, которыми сатана искушал Его.

На Тайней Вечере и своим Распятием на Голгофе Христос сделал возможным усвоение Своей очищенной природы каждым верующим в Него через Евхаристию Православной Церкви.

Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Иоан. 6:53).

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв Чашу, благодарив, подал им: и пили из Нее все. И сказал им: Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих Изливаемая. (Мф. 14:22-25).

При кресте.. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Иоан. 19:25-27).

Православный христианин усваивает себе спасение так же в продолжении всей своей жизни.

Будьте святы, потому что Я свят (1Петр. 1:16).

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. (Мф. 6:24).

Вера без дел мертва (Иак. 2:20,26).

Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. (Ин. 17:9).

В то же время среди христиан бытует мнение, что спасётся только избранный остаток, ради которого ещё и существует наш мир (Рим. 9:27).

Когда святая душа Макария была взята херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили:

- О, какой славы сподобился ты, Макарий! Святой отвечал бесам: - Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал. Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили: - Действительно избежал ты наших рук, Макарий! Но он сказал: - Нет, но надобно и еще избежать. И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы, с сильным воплем, кричали: - Избежал нас, избежал. Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: - Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней.

Только после наступления телесной смерти человек может узнать даровано ли ему спасение, или же нет.

Святые Отцы утверждают, что до Страшного суда участь усопшего ещё не полностью определена, следовательно, Православная Церковь допускает возможность по молитвам праведников, по делам милосердия возможность облегчить участь усопшего или даже вывести его из ада. Например, блаженная Фекла своими молитвами вымолила Фалкониллу. Один из самых уважаемых Греческих старцев, Паисий Святогорец утверждает, что друг Бога, подобно другу земного царя, может ходатайствовать о переводе из одной камеры в другую или даже в квартиру. Также старец говорит, что родственники своими молитвами и молитвами Церкви дают Богу право на вмешательство и тем самым могут даже умолить Господа помиловать человека.

В другой раз преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп, лежавший на земле. Повернув его своим жезлом, преподобный услыхал, как будто он издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил череп:

- Кто ты такой? - Я, - отвечал тот, - был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божья, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение. - Какое же облегчение получаете вы, - спросил Макарий, - и каковы ваши мучения, расскажи мне? - Как далеко отстоит небо от земли, - отвечал со стоном череп, - так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением. Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: - Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди.

Святые, — движимые человеколюбием и состраданием к соплеменникам, желающие и дерзающие почти на невозможное, — молятся избавить в вере усопших. Ибо так говорит святый Феодор Студит, и сам Исповедник и свидетель Истины, в самом начале своего канона об усопших: "Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечного огня избавит я (их) в вере усопшие, и надежде жизни вечныя"

Что, возлюбленнейшая братия, по нашему мнению, выражается через брачную одежду? Ибо если мы назовем брачной одеждой Крещение или веру, то кто вошел на сей брачный пир без Крещения и веры? Ибо он стоит вне (брачного пира) по тому самому, что еще не уверовал.…

Какая и ныне причина того, что святые люди не молятся за умерших людей неверных и нечестивых, как не та, что узнали об них, как об осужденных на вечное наказание, и потому не хотят приносить тщетную молитву пред лицом Праведного Судии?

из «собеседований о жизни италийских отцов«: Книга 4. Глава сорок четвертая.

Кроме того Православие учит, что у спасённых людей будет различная степень блаженства в раю:

Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (1Кор. 15:41-42).

Католицизм

Как и Православие, Католицизм исповедует, что для спасения необходимы не только вера в Иисуса Христа но и дела.

Вера без дел мертва.

Но, в отличие от Православия, Католичество учит о том, что ДЕЛА ценны сами по себе. Согласно вероучению Католической церкви, Иисус Христос на Кресте принёс совершенное удовлетворение (лат. satisfactio) Божьему правосудию за грехи человечества. Таким образом католик, принимая крещение, освобождается от вечного наказания, ВИНЫ, но не последствий первородного греха (болезни и смерть). Грехи же, совершенные ПОСЛЕ крещения, так же оскорбляют Бога (хоть и не столько, как первородный грех Адама) и так же требуют удовлетворения. И католик, совершая добрые дела, и/или страдая приносит это удовлетворение:

Исповедуя грехи католик получает:

Прощение греха и восстановление общения с Богом, которые приводят к отпущению вечной кары за грех. Но остается временная кара за грех. Терпеливо перенося боль и различные испытания, а когда придет час, спокойно глядя в лицо смерти, христианин должен стараться принимать как благо эту временную кару за грех катехизис РКЦ п. 1473

К этому сокровищу принадлежит также та ценность, подлинно неисчерпаемая, неизмеримая и всегда новая, какую имеют перед Богом молитвы и добрые дела Пресвятой Девы Марии и всех святых, которые, следуя за Христом и силою Его благодати, освятились и исполнили поручение Отца, таким образом трудясь для собственного спасения, они также способствовали спасению своих братьев в единстве мистического Тела. катехизис РКЦ п. 1477

Грешники же не принесшие достаточного удовлетворения при жизни, приносят его после смерти в качестве временного наказания в чисти́лище (1 Кор.3.15; 5.5). Наказание это может быть возмещено при помощи индульгенции:

Поскольку усопшие верные, проходящие очищение, также являются членами общения святых, мы можем помочь им, среди прочего, обретая для них индульгенции, - так, чтобы они были освобождены от временной кары за свои грехи. катехизис РКЦ п. 1479

Протестантизм

Протестанты разделяются во мнениях касательно спасения на сторонников учений Якоба Арминия и на сторонников учения Жана Кальвина.

Бог, по кальвинистскому учению, от начала века предопределил одних к спасению, других к осуждению. Поэтому одним он даёт веру, другим нет. Получившие спасающую благодать никогда её не утрачивают.

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. (Рим. 8:29,30). Также Иоан.6.37,44,65; 10.28,29.

Дела же, как и само покаяние (поскольку покаяние тоже есть дело) рассматриваются как следствие наличия или отсутствия спасительной веры.

Согласно учению Якоба Арминия, спасение зависит не только от Божией благодати, но и от свободного выбора человека, и его можно потерять.


Создан: 2017-01-08

От чего христиане спасаются? Что нужно для того, чтобы спастись? Помилует ли Бог всех? Можно ли воцерковиться, но не встретиться со Христом? Нам ответил протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.


Нам надо понимать, что Господь нас создал не для такой жизни. Церковь учит, что мы созданы для другого — для радостного бытия без смерти и страданий. Это возможно только в формате богообщения, то есть тогда, когда мы вернёмся к Богу. Человек должен знать, что есть Бог, и стремиться попасть в Царствие Небесное. Что такое Царствие Небесное? Это проект исправления бытия: нам обещано, что там будут новое небо, новая земля и новый человек. Господь всё исправит, всех воскресит и призовёт к вечной жизни. Он ведёт нас через Воскресение к новой жизни, где человек будет всецело счастлив, и ничто не будет омрачать его существования.

Что надо делать, чтобы спастись?

Как мы спасаемся?

Первое: человек спасается верой во Христа как Сына Божия, Спасителя, воплотившегося Господа — а не просто в какого-то бога, который где-то далеко и нас не видит. Нет, мы должны уверовать всем сердцем в Бога, Который стал Человеком.

Второе: надо жить так, как учит Христос, Евангелие и Святая Церковь. Человек должен соблюдать заповеди и придерживаться религиозных норм. Полностью исполнить их человек не может, и когда он это поймёт, тогда ещё больше начнёт полагаться на Бога, ему ещё больше нужен будет Спаситель. Он станет ближе ко Христу.

Третье: спасение — это процесс встречного движения нас к Богу и Бога к нам. Мы спасаемся милостью Божией, это великий дар. С другой стороны — от нас тоже требуются и вера, и усилие — тот максимум, который человек может дать. Это называется принципом синергии (или соработничества): человек и Бог совместно трудятся для того, чтобы человек достиг Царствия Небесного.

Если человек по глупости возводил хулу на Духа Святого, спасётся ли он?

В утешение могу сказать: слова о том, что возводящий хулу на Духа Святого не спасётся, были сказаны церковным, глубоко образованным людям — фарисеям, законникам, саддукеям. Это была религиозная элита. Эти люди видели явное действие Божие, но говорили, что Христос делает всё силой князя бесовского. Вот это была хула на Духа Святого. Если же далёкий от Церкви человек говорит какие-то глупости на Бога, это полбеды: как правило, он просто не понимает, не знает многого о Боге. Таким людям, если они поняли, что поступали неправильно, не надо отчаиваться — лучше искренне покаяться, попросить прощения у Бога как у любящего отца. Господь на них зла точно не держит и не обижается. Если они осознали свои ошибки, то от этого только большая радость на небесах.

Чем глубже человек воцерковляется, тем больше понимает, что недостоин спасения. Однако бояться не стоит. Если бы мы могли спастись сами, своими силами, то зачем нам Христос? Чем глубже мы осознаём своё недостоинство, тем больше Он нам нужен, тем мы ближе к Нему — и тем ближе наше спасение. Это нормальный процесс — осознание правды о себе: кто ты есть, из чего слеплен, что из себя представляешь. Любой верующий человек должен понимать, что без Христа и Его любви он из себя не представляет практически ничего. Я глубоко убеждён, что состояние, когда человек чувствует глубокое недостоинство, — это самое лучшее духовное состояние. Первыми в Царствие Небесное войдут те, кто считал себя последним.

Читайте также: