В чем сущность историко этического направления новой исторической школы

Обновлено: 05.07.2024

Развитие экономической мысли в Германии совершенно уникально по многим причинам. Например, в тот период в Германии существовало около сорока государств со своими закрытыми границами и огромными торговыми пошлинами. Это затрудняло торговлю, и следовательно, развитие экономической мысли в целом. Все же формирование экономической мысли в Германии в большей степени опиралось на труды Томаса Мальтуса.

Развитие исторической школы в Германии принято разбивать на три этапа:

Наибольший вклад в становлении экономической мысли в Германии определить практически невозможно. Одни считают, что существовали три этапа развития, и приписывают ценнейший вклад в развитие экономики Рошеру, Гильдебранду, Кнису. Другие же полагают, что было всего два этапа, поэтому родоначальниками и основоположниками следует считать Брентано, Шмоллера, Бюхера. К этой группе ученых относится также сам Шмоллер.

Эта школа внесла новые элементы в саму методологию политической экономии. Суть этих элементов можно изложить в нескольких пунктах:

2) понимание того, как взаимосвязаны экономические и неэкономические факторы;

3) понимание роли неклассовых критериев;

4) исследование того, как они влияют на общественную жизнь и развитие общества.

Поскольку метод исторической школы был слишком нов для того времени, да к тому же совершенно не связан с уже существующими достижениями в экономической теории, то данное направление так и не смогло занять лидирующие позиции в экономике того времени. Это позволило бы наверстать упущения представителей классической школы. Такое стало возможно лишь в XIX – XX вв.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Историческая динамика экономических показателей

ЛЕКЦИЯ № 5. Классическая школа политической экономии

ЛЕКЦИЯ № 5. Классическая школа политической экономии 1. Классическая школа Идеи представителей классической школы актуальны и по сей день, а в свое время они оказали огромное влияние на становление экономической науки. Это направление развивалось с XVII до начала XIX в.

ЛЕКЦИЯ № 6. Классическая школа после Смита и Риккардо

ЛЕКЦИЯ № 6. Классическая школа после Смита и Риккардо 1. Учение Жана-Батиста Сэя Жан-Батист Сэй (Се) (1762 – 1832) – французский представитель классической школы, один из последователей Адама Смита. Родился в семье купца, очень много времени уделял своему самообразованию.

2. Историческая школа Германии

3. Новая историческая школа Германии

ЛЕКЦИЯ № 10. Австрийская школа

ЛЕКЦИЯ № 10. Австрийская школа 1. Австрийская школа: теория предельной полезности как теория ценообразования Австрийская школа появилась в 70-х гг. XIX в. Самые яркие ее представители – Карл Менгер (1840 – 1921), Ойген (Евгений) Бем-Баверк (1851 – 1914) и Фридрих фон Визер (1851 – 1926). Они

Историческая школа

Историческая школа Национальная душа, национальный характер, национальная судьба — эти и подобные им понятия пронизывали всю общественную мысль Германии конца XVIII и XIX в. Что может быть более национальным, чем история? Увлечение историей было также своеобразной реакцией

§ 2. Историческая судьба кочевого скотоводства

§ 2. Историческая судьба кочевого скотоводства Уклад полукочевников?горцев – существенный элемент в истории евразийских сообществ, но все же частность, своеобразное исключение. А вот многовековое существование особой социально-экономической структуры, связанной

Историческая роль мануфактуры.

Историческая роль мануфактуры. Мануфактура была переходной формой от мелкого производства ремесленников и кустарей к крупной капиталистической машинной индустрии. С ремеслом мануфактуру сближало то, что её основой оставалась ручная техника, а с капиталистической

Историческая школа

Историческая школа Национальная душа, национальный характер, национальная судьба — эти и подобные им понятия пронизывали всю общественную мысль Германии конца XVIII и XIX в. Что может быть более национальным, чем история? Увлечение историей было также своеобразной

ЛЕКЦИЯ 7. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ЛЕКЦИЯ 7. АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА 1. Теория предельной производительности Дж. Кларка В теории издержек производства австрийской школы в рамках концепции альтернативных затрат ценность производительных благ приравнивалась к ценности принесенных им в

Историческая карта

Историческая карта ЦЕЛЬ ИГРЫФирмы обычно стараются смотреть вперед и предвосхищать прогресс. Однако прошлое может быть не менее информативным, чем будущее. При системных и культурных изменениях фирмы важно документировать этот процесс. Собирая и визуализируя части

Историческая школа — это немецкое явление, отразившее специфику социально-экономического развития страны. Ее возникновение в рамках экономической науки связано с целым комплексом объективных причин.

Конец первой половины XIX в., когда историческая школа вышла на авансцену, представлял собой переломный период в истории Германии. По уровню экономического развития страна значительно отставала от своих соперников — Англии и Франции. Лишь в 40 — 60-е гг. начался промышленный переворот, приведший к быстрой индустриализации страны. Развитие рыночного хозяйства значительно ускорилось после франко-прусской войны в результате получения Германией многомиллионной контрибуции и присоединения промышленно развитых территорий Эльзаса и Лотарингии.

Вместе с тем стала проявляться тенденция к торможению экономического роста из-за периодически повторяющихся кризисов, увеличения безработицы, монополизации, роста имущественного неравенства. Сформировались массовые организации рабочих —профсоюзы, единая социал-демократическая партия.

Историческая школа свое название получила от метода, который ее представители пытались ввести в экономическую науку в противоположность традиционной методологии исследования. Принцип историзма требовал изучения всякого экономического явления в генезисе, развитии, с учетом многообразных факторов, влияющих на хозяйственную жизнь. Введение данного принципа составило целую эпоху в постижении сущности и закономерностей рыночной экономики. Глубокий исторический анализ стал выступать как необходимая предпосылка разработки и проведения научно-обоснованной государственной политики.

Историки отстаивали тезис о релятивизме, относительности экономических доктрин. Теория устаревает, по их мнению, если не отражает изменений в реально существующей экономической системе. Поэтому они считали, что в политической экономии не существует вечных законов, всеобщих принципов функционирования экономики. Следовательно, не может быть общей для всех стран экономической теории.

Экономическая теория превращалась в историю народного хозяйства, исследующую эволюцию хозяйственной деятельности народов на разных ступенях развития общества.

Изучение проблем функционирования рынка они заменили исследованием его эволюции в концепциях стадий экономического развития. Б.Гильдебранду принадлежит одна из наиболее разработанных схем периодизации общества на основе способов обмена. Он выделил три этапа:

  • первая фаза — естественное или натуральное хозяйство, когда обмен продуктов не развит, осуществляется без денег;
  • вторая фаза — денежное хозяйство, когда деньги становятся необходимым посредником обмена;
  • третья фаза — кредитное хозяйство, когда деньги перестают играть роль посредника в обмене, обмен совершается на основе кредита.

Хозяйство в третьей фазе — это высший тип хозяйства, так как здесь открываются огромные возможности для развития экономической активности хозяйствующих субъектов. Кредит, по мнению Гильдебранда, может стать силой, устраняющей господство денег, собственности и преобразующей рыночную экономику на началах справедливости, обеспечивая равный доступ к капиталу.

Применение исторического подхода к изучению экономических процессов было важным шагом в развитии методов познания рыночной системы. Однако в немецком историзме явно проявилась гипертрофированность уникальности и неповторимости хозяйственных процессов.

  1. учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды;
  2. выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов;
  3. исследование фаз и этапов развития общества.

В отличие от старой, молодая историческая школа не отрицала наличие общих экономических законов, но утверждала, что эти законы должны быть открыты на основе сбора эмпирического материала, наблюдений, индукции.

  • ступени замкнутого домашнего хозяйства, где предметы потребляются в том же хозяйстве, в котором произведены;
  • ступени городского хозяйства, где произведенные предметы непосредственно поступают в потребляющее хозяйство;
  • ступени народного хозяйства, где предметы проходят ряд опосредующих звеньев, прежде чем дойти до потребителя.

С удлинением пути обмена развиваются новые формы промышленности – от работы на себя и на заказ к городскому ремеслу и далее к кустарной промышленности и фабричному производству. Две последние формы промышленности соответствуют ступени народного хозяйства.

Народное хозяйство, по мнению Шмёллера, — это единое целое, система, образованная из взаимосвязанных элементов. Принцип системности, выдвинутый молодой исторической школой, означал, что общество должно рассматриваться как многоуровневый, состоящий из различных подсистем, целостный организм. Специфика подхода историков состояла также в том, что их привлекал, прежде всего, анализ структурного разреза экономической системы: социальный, отраслевой, секторальный.

В качестве главной силы развития общества признавали социальную психологию народа, народный характер, ментальность. Конкретные экономические явления, такие как формы собственности, финансовая и кредитная система, деньги и т.д., по мнению ее представителей, это отражение и материализация социальной психологии данной нации.

Шмёллер разработал теорию организации хозяйства, объектом исследования которой являются те реальные формы, в которых вы ступают экономические отношения и осуществляется социальное взаимодействие людей, т.е. хозяйственный механизм. Эта система организации экономической жизни, способ существования и развития экономики определенного общества включала в себя формы производства, распределения, обмена, потребления, а также юридические нормы, обычаи, мотивы, стимулы, политические факторы. Такая совокупность элементов образует определенный тип экономики.

Рынок в их теории представляется как социальный институт, функционирование которого отражает особенности экономической системы в целом. В связи с этим формирование потребительских предпочтений и рыночного спроса — это социальные процессы, отражающие характер распределительных отношений, социальные привычки, влияние окружения.

  1. дикость (ХII—Х тысячелетия до н. э.): основной вид экономической деятельности в этот период — присвоение продуктов природы (охота, собирательство, рыболовство);
  2. пастушество (Х—У тысячелетия до н. э.): основной вид деятельности — скотоводство;
  3. земледелие (У тысячелетие до н. э. — середина ХIII в. н. э.):
    в этот период преобладает обработка земельных ресурсов;
  4. земледельческо-мануфактурное состояние (середина ХIII — середина ХУII в.): главные сферы экономики — сельское хозяйство и ремесло;
  5. земледельческо-мануфактурно-коммерческое состояние (с середины ХУII в.): важное место начинают занимать торговля и промышленность.

1.Каковы условия появления исторической школы Германии?

2.За что Ф. Лист критиковал классическую политическую экономию?

3.В чём различие во взглядах меркантилистов и Ф. Листа на политику протекционизма?

4. В чём особенности трактовки богатства у представителей меркантилизма, классической школы и исторической школы?

5. В чём заключаются основные различия в методе исследования между классической политической экономией и исторической школой?

6.В чём состоит отличие между старой исторической и новой исторической школами?

7. В чём сущность историко – этического направления новой исторической школы?

Тема 10. Институционализм.

1. Какие методологические принципы неоклассической теории были подвергнуты критике родоначальниками институционализма?

4. Приведите примеры конфликтов, лежащих в основе различных видов сделок, выделяемых Коммонсом, и покажите, как коллективные действия ( институты) могут помочь разрешить, эти конфликты.

6. В чём, согласно Дж. Гэлбрейта, состоят различия между рыночной и планирующей системами?

8. Можно ли рассматривать теории неоинституционализма как продолжение традиций институциональных исследований?

Тема 8. Неолиберализм.

2. Что такое, в понимании Ф. Хайека , спонтанность развития рыночного порядка?

5. В чём отличие теории перманентного дохода М. Фридмена от теории потребления Кейнса?

7. В чём различие между концепциями адаптивных и рациональных ожиданий?

· Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов

1. Сможете ли Вы привести аргументы в пользу мальтузианской демографической концепции? Против неё? (Тема 3)

4.В чём практическая значимость институционализма ? (Тема 10)

5.Применимы ли в условиях современной России рекомендации Дж. Кейнса ?(Тема 7)

· Тестовые задания

Вариант 1.

а) школы предельной полезности

б) исторической школы

в) классической школы

2. Первая экономическая макромодель была разработана в трудах

3. Положительно оценивают вмешательство в экономику государства представители

4. Основу методологии институционализма составляет

а)междисциплинарный подход к анализу экономических явлений ,

в)критика капитализма с нравственно – психологических позиций,

г) использование абстрактного метода.

6. Учение о монопсонии Дж. Робинсон объясняет

а) феномен эксплуатации труда;

б) механизм получения монопольной сверхприбыли;

в) контроль над ценой в условиях дифференциации продукта;

г) высокие входные барьеры в отрасль.

7 . Дж. Кейнс отстаивал идею

б) автоматической настройки рыночной экономики

в) ограничения денежной массы;

г) стимулирования совокупного спроса.

8. По Э. Чемберлину, монополистическая конкуренция порождает феномен избытка мощности, обусловленный формированием цен




а) ниже уровня издержек;

б) на уровне издержек;

с) превышающих издержки.

9. Предметом истории экономических учений не является

а) исторический процесс возникновения экономической мысли в обществе;

б) формирование различных направлений экономических учений;

в) генезис экономических идей от их зарождения в произведениях древних мыслителей до современных экономических школ;

г) экономика в целом, а не отдельные стороны экономической жизни.

10. Первым этапом, с которого начинается экономическая теория как наука, можно считать:

а) учения древних мыслителей (Ксенофонта, Платона, Аристотеля);

б) классическую школу (ср. XVII - сер. XIX вв.);

в) неоклассическую мысль (сер. XIX - нач. XX вв.);

г) кейнсианство (30 - 70 - е гг. XX в.);

· Задание для контрольной работы

1.Разграничьте экономистов, являющихся сторонниками трудовой теории стоимости и теории предельной полезности:

а) А. Смит; б) К. Менгер;

в) Е. Бем-Баверк; г) Д. Рикардо;

д) К. Маркс; е) В. Визер; ж) Г. Госсен.

2.Определение капитала как общественного отношения между капиталистами и наемными рабочими, которое представлено в вещи, находящейся в постоянном движении, самовозрастающей стоимости, принадлежит:

а) меркантилистам; б) физиократам;

в) Д. Рикардо; г) К. Марксу;

д) Дж. М. Кейнсу; е) М. Фридмену.

4. Первая экономическая макромодель была разработана в трудах Франсуа Кенэ.

5. Группе экономических доктрин, положительно оценивающих государственное регулирование экономики, соответствует перечень:

а) физиократия, марксизм, маржинализм;

б) меркантилизм, институционализм, кейнсианство;

в) марксизм, кейнсианство, теория общественного выбора;

г) марксизм, кейнсианство, монетаризм.

3. К. Маркс б) чистый продукт

5. М. Фридмен д) монопсония

6. Дж. Робинсон е) основной психологический закон экономики

7.Дж. Кейнс ж) денежное правило.

1.а) У. Джевонс, б) К. Менгер,

в) Дж. С. Милль, г) Дж. Б. Кларк.

а) физиократии; б) классической школе;

в) меркантилизму; г) исторической школе.

9. Определение органического строения капитала:

а) сумма постоянного и переменного капитала

б) разность между постоянным и переменным капиталом;

в) отношение постоянного капитала к переменному;

г) отношение оборотного капитала к основному;

д) отношение переменного капитала к постоянному.

а) Ф. Лист, б) Дж. С. Милль,

в) В. Рошер, г) Г. Шмоллер,

д) Т. Веблен, е) Дж. Коммонс.

1. А. Смит а) теория сравнительных преимуществ в международной торговле

3. Дж. М. Кейнс в) экономические таблицы

4. Э. Чемберлин г) мультипликатор инвестиций

5. Дж. Бьюкенен д) дифференциация продукта

6. Дж. Гэлбрейт е) поиск политической ренты

7. Д. Рикардо ж) техноструктура.

а) Дж. Коммонсу; б) Т. Веблену;

в) У. Митчеллу; г) Дж. Гэлбрейту.

13. Учение о монопсонии Дж. Робинсон объясняет:

а) феномен эксплуатации труда;

б) механизм получения монопольной сверхприбыли;

в) контроль над ценой в условиях дифференциации продукта;

г) высокие входные барьеры в отрасль.

14. Акселератор вычисляется как:

а) произведение прироста дохода и прироста инвестиций;

б) сумма прироста дохода и прироста инвестиций;

в) отношение прироста дохода к приросту инвестиций;

г) отношение прироста инвестиций к приросту дохода.

15.Для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы необходимо согласно теории прав собственности.

а) уменьшить зарплату тем, кто работает в зараженной зоне;

б) увеличить налоги на атомные электростанции;

в) выплатить компенсационные платежи всем, кто жил в зараженной зоне;

г) понизить законодательно установленный порог предельно допустимой концентрации вредных веществ.

а) как доход с земли; б) как прибыль фермера;

в) как прибыль в промышленной сфере;

г) как дополнительный доход фермера сверх уровня средней прибыли в сфере его деятельности;

18 .Согласно Э. Чемберлину, монополистическая конкуренция порождает феномен избытка мощности, обусловленный формированием цен:

а) ниже уровня издержек;

б) на уровне издержек;

в) превышающих издержки.

1. Кларк Дж. а) линейное программирование

в) первоначальные и ежегодные авансы

г) концепция предельной производительности

3. Канторович Л. В

5. Коммонс Дж. д) теория прав собственности

6. Эрхард Л. е) социально-правовой институционализм

20.К неокейнсианской школе можно отнести такую плеяду ученых, как:

а) Харрод, Домар, Хансен;

б) Робинсон, Чемберлин, Сраффа;

в) Фридмен, Хайек, Ойкен;

г) Веблен, Митчелл, Коммонс

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Читайте также: