Обоснование концепции государственной школы кто сказал

Обновлено: 02.07.2024

Опираясь на эти философские основания, русский ученый анализирует теорию нравственного, правового и научного образования. Каждую из них он рассматривает как диалектическое единство противоборствующих точек зрения. В образовании человека он учитывает внешние (социальные) и внутренние (психофизические) факторы, но приоритет отдает мотивационно - деятельностному началу самой личности.

Период перехода от дошкольной ступени образования к школьной С.И.Гессен обозначает как переход от природы к праву, к периоду общественного принуждения. Поэтому в школе нравственное образование есть воспитание правового чувства и общественного сознания в человеке. Вместе с тем школьное гетерономное воспитание должно расцениваться и как переход к образованию и воспитанию автономному как свободному самоопределению человека, и от игры - к творчеству.

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

3.4. Становление и развитие государственной школы

Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о политике, государстве, истории. Воронеж, 1995. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуре. М., 1989.
Петров Ф.А. К.Д. Кавелин в Московском университете. М., 1997.
Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии во второй половине XIX века. Л., 1977.
Цамутали А.Н. Вся русская история есть по преимуществу государственная: Константин Дмитриевич Кавелин, Борис Николаевич Чичерин // Историки России XVIII — начала XX века. М., 1996.

Представители: Кавелин Константин Дмитриевич работа "Дворянство и освобождение крестьян" (1862) К. выступил против идеи конституции с апологией сильной самодержавной власти. С конца 50-х гг. всё более сближался со славянофилами. В 1866 представил царю глубоко консервативную записку "О нигилизме и мерах против него необходимых". В 60—80-х гг. К. выступал против материализма в вопросах психологии и этики. Исторические взгляды К., ставшего наряду с Б. Н. Чичериным основателем государственной школы, наиболее отчётливо сформулированы в работах: "Взгляд на юридический быт Древней России" (1847), "Краткий взгляд на русскую историю" (1887), "Мысли и заметки о русской истории" (1866). Он развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. По мнению Кавелина, государство явилось высшей формой общественного бытия в истории России. Специфической особенностью творчества Кавелина являлось то, что общие вопросы истории он освещал через призму правовых отношений, придавая своему изложению, облечённому в публицистическую форму, острополитический смысл. Чичерин Борис Николаевич ученик Т. Н. Грановского. В 1853 защитил магистерскую диссертацию "Областные учреждения России в XVII в." В 1866 защитил в качестве докторской диссертации книгу "О народном представительстве" (1866) С середины 1850-х гг. Чичерин — один из лидеров либерально-западнического крыла в русском общественном движении.. Ч. характеризовал крестьянскую реформу 1861 как "лучший памятник русского законодательства", резко отрицательно отнёсся к деятельности революционных демократов, осенью 1861 выступил против студенческого движения, поддерживал реакционную политику правительства в отношении Польши и Польского восстания 1863—64. Сформулированный Ч. политический принцип "либеральные меры и сильная власть" встретил поддержку в правительственных кругах. В своих сочинениях Ч. развивал идею постепенного перехода путём реформ от самодержавия к конституционной монархии, которую он считал идеальной для России формой государства. Ч. — виднейший теоретик т. н. государственной школы в русской историографии, создатель теории "закрепощения и раскрепощения сословий", согласно которой правительство в 16—17 вв. создало сословия и подчинило их себе в общегосударственных интересах; впоследствии, когда в ходе исторического развития нужда в "насильственной пожизненной службе сословий" отпала, оно якобы начало их раскрепощать. Эта концепция явилась теоретическим обоснованием дворянского либерализма, в основе которого лежала идея реформ "сверху".

40. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский: проблема преемственности научных тради­ций.

Сущ 3 различ т.з. в как отн нах концеп Сол и ключ. 1)Ключ не создал ничего нового, полн перенял концеп сол.

2) М/у ними ничего общего нет, абсол различ концепц.

3)Ключ последов Соловьева, но он не б представит гос шк., т.к. добав нов черты, кот не харак.

41.Российская историческая наука в начале XIX - начале XX вв.: школы, направ­ления, представители

Одной из важн черт ист науки стали методол искан. В послед трети 19 в.-филос и методол позитив-ма.-поставил задачи открыт систем общеисторич з-ов-в каждой науке (социол) есть з-ны кот хара-ны для них. Также и обществоведы д/ы найти св з-ны. Писарев один из перв позитив. Больш значен для развит рус кист/гр имели идеи Спенсера-изуч об-ва отталкив из биолог з-ов. Сторон б Виноградов. Он убодобл разв об-ва развитию организма. Широк признател имела психол школа позит-ма. Психика имеет роль в обществ разв-этому тезису посвящ много работ (Милюков, Пресняков, Рожков). Позит привлек св идеями о закономерн прогрессив хар-ре истор процесса (сергиевич, Милюков, Ключевский). Принцип объективизма-в основу анализа прошлого лежат факты и только факты, влияние познающего субъекта на процесс познания считает либо не желательн либо сводил к минимуму. Ориент на обобществлен хар-р познания объективно способствует не т/о тщательн изучен источн и фактов но и реш учен ряда круп историч проблем. Позит-там импонировал то что воз-но в изучен человеч прошлого достич такой же объективн как и в естествен науках, при помощи тех же рационал методов.

В н.19 века методология ст формироваться как н. дисциплина→историки нач заним пробл методологии. 1 пол 19 в. R в русле классич философ Шеллинга и Гегеля. Романтизм. 50-60 гг. положения гегельянства перестают удов лист. В посл трети19 в. видн место заним методолог и филос позитивизма(О.Конт)-н.б. огранич изуч фактов и явлений, не пыт вникнуть в их суть, задача ист-в-открыть > общеист з-в. Представление о закономер прогресс R ист проц. На р.19-20 вв.-кризис ист науки→поиск выхода→критика позитивизма(Л-Данил, Виппер):

1) эмпирио-критицизм(Виппер)-отказ ист в способности достичь объективности, т.к. сам объект несет на себе черты субъекта.

2) неокантианство(Риккет-идея о коренном различии н. по методам: н.о природе-номотетические методы-естествозн-выделить общие черты з/м законы; н.о ку-идеографические методы-выявлять особенное). Ведущ позиц в отеч ист мысли заним неокант.Ист выбир из многообразия то, что имеет значение для ист R.Ку. ценности(религия, ц., пр) сущ независимо от субъект роли ист.

В сов и/ф кризис р.19-20 в.-кризис бурж н., выход –переход на марксист методол. Заним опред позиц, но не вед.Т.о. характ черта методол эт п-да-отсут един, универсал методологии, многообразие и свобода в R ист н.

Разводить эти направления нельзя, т.к. представители 1 науки, влияли др на др.

М/о выделить 4 осн направления:

1) консервативное-Иловайский, Тихомиров, дубровин. Иловайский-учеб пособия, оч популяр, приоритет отдавалсчя ист гос-ва, полит деят, выс информативность, обращ к и/ч.

2) либеральное-Милюков, Павлов-Сильванский, Шмурло, Киззев. П_сильв заним проблемами феод в Др Руси, б западником, счит, что ист рос не самобыт явление. Созд концеп-единства пути Р и Запада.

3)народн/демократ-Семевский-крест?, Мельгунов, Мякотин

4)марксист-Струве, Туган-барановский, покровски

Представители: Кавелин Константин Дмитриевич работа "Дворянство и освобождение крестьян" (1862) К. выступил против идеи конституции с апологией сильной самодержавной власти. С конца 50-х гг. всё более сближался со славянофилами. В 1866 представил царю глубоко консервативную записку "О нигилизме и мерах против него необходимых". В 60—80-х гг. К. выступал против материализма в вопросах психологии и этики. Исторические взгляды К., ставшего наряду с Б. Н. Чичериным основателем государственной школы, наиболее отчётливо сформулированы в работах: "Взгляд на юридический быт Древней России" (1847), "Краткий взгляд на русскую историю" (1887), "Мысли и заметки о русской истории" (1866). Он развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. По мнению Кавелина, государство явилось высшей формой общественного бытия в истории России. Специфической особенностью творчества Кавелина являлось то, что общие вопросы истории он освещал через призму правовых отношений, придавая своему изложению, облечённому в публицистическую форму, острополитический смысл. Чичерин Борис Николаевич ученик Т. Н. Грановского. В 1853 защитил магистерскую диссертацию "Областные учреждения России в XVII в." В 1866 защитил в качестве докторской диссертации книгу "О народном представительстве" (1866) С середины 1850-х гг. Чичерин — один из лидеров либерально-западнического крыла в русском общественном движении.. Ч. характеризовал крестьянскую реформу 1861 как "лучший памятник русского законодательства", резко отрицательно отнёсся к деятельности революционных демократов, осенью 1861 выступил против студенческого движения, поддерживал реакционную политику правительства в отношении Польши и Польского восстания 1863—64. Сформулированный Ч. политический принцип "либеральные меры и сильная власть" встретил поддержку в правительственных кругах. В своих сочинениях Ч. развивал идею постепенного перехода путём реформ от самодержавия к конституционной монархии, которую он считал идеальной для России формой государства. Ч. — виднейший теоретик т. н. государственной школы в русской историографии, создатель теории "закрепощения и раскрепощения сословий", согласно которой правительство в 16—17 вв. создало сословия и подчинило их себе в общегосударственных интересах; впоследствии, когда в ходе исторического развития нужда в "насильственной пожизненной службе сословий" отпала, оно якобы начало их раскрепощать. Эта концепция явилась теоретическим обоснованием дворянского либерализма, в основе которого лежала идея реформ "сверху".

40. С.М. Соловьев и В.О. Ключевский: проблема преемственности научных тради­ций.

Сущ 3 различ т.з. в как отн нах концеп Сол и ключ. 1)Ключ не создал ничего нового, полн перенял концеп сол.

2) М/у ними ничего общего нет, абсол различ концепц.

3)Ключ последов Соловьева, но он не б представит гос шк., т.к. добав нов черты, кот не харак.

41.Российская историческая наука в начале XIX - начале XX вв.: школы, направ­ления, представители

Одной из важн черт ист науки стали методол искан. В послед трети 19 в.-филос и методол позитив-ма.-поставил задачи открыт систем общеисторич з-ов-в каждой науке (социол) есть з-ны кот хара-ны для них. Также и обществоведы д/ы найти св з-ны. Писарев один из перв позитив. Больш значен для развит рус кист/гр имели идеи Спенсера-изуч об-ва отталкив из биолог з-ов. Сторон б Виноградов. Он убодобл разв об-ва развитию организма. Широк признател имела психол школа позит-ма. Психика имеет роль в обществ разв-этому тезису посвящ много работ (Милюков, Пресняков, Рожков). Позит привлек св идеями о закономерн прогрессив хар-ре истор процесса (сергиевич, Милюков, Ключевский). Принцип объективизма-в основу анализа прошлого лежат факты и только факты, влияние познающего субъекта на процесс познания считает либо не желательн либо сводил к минимуму. Ориент на обобществлен хар-р познания объективно способствует не т/о тщательн изучен источн и фактов но и реш учен ряда круп историч проблем. Позит-там импонировал то что воз-но в изучен человеч прошлого достич такой же объективн как и в естествен науках, при помощи тех же рационал методов.

В н.19 века методология ст формироваться как н. дисциплина→историки нач заним пробл методологии. 1 пол 19 в. R в русле классич философ Шеллинга и Гегеля. Романтизм. 50-60 гг. положения гегельянства перестают удов лист. В посл трети19 в. видн место заним методолог и филос позитивизма(О.Конт)-н.б. огранич изуч фактов и явлений, не пыт вникнуть в их суть, задача ист-в-открыть > общеист з-в. Представление о закономер прогресс R ист проц. На р.19-20 вв.-кризис ист науки→поиск выхода→критика позитивизма(Л-Данил, Виппер):

1) эмпирио-критицизм(Виппер)-отказ ист в способности достичь объективности, т.к. сам объект несет на себе черты субъекта.

2) неокантианство(Риккет-идея о коренном различии н. по методам: н.о природе-номотетические методы-естествозн-выделить общие черты з/м законы; н.о ку-идеографические методы-выявлять особенное). Ведущ позиц в отеч ист мысли заним неокант.Ист выбир из многообразия то, что имеет значение для ист R.Ку. ценности(религия, ц., пр) сущ независимо от субъект роли ист.

В сов и/ф кризис р.19-20 в.-кризис бурж н., выход –переход на марксист методол. Заним опред позиц, но не вед.Т.о. характ черта методол эт п-да-отсут един, универсал методологии, многообразие и свобода в R ист н.

Разводить эти направления нельзя, т.к. представители 1 науки, влияли др на др.

М/о выделить 4 осн направления:

1) консервативное-Иловайский, Тихомиров, дубровин. Иловайский-учеб пособия, оч популяр, приоритет отдавалсчя ист гос-ва, полит деят, выс информативность, обращ к и/ч.

2) либеральное-Милюков, Павлов-Сильванский, Шмурло, Киззев. П_сильв заним проблемами феод в Др Руси, б западником, счит, что ист рос не самобыт явление. Созд концеп-единства пути Р и Запада.

3)народн/демократ-Семевский-крест?, Мельгунов, Мякотин

4)марксист-Струве, Туган-барановский, покровски

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.




Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.

Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"

1. Общественно-политические условия образования Государственной школы и её характер.

2. Этапы развития Государственной школы.

3. Теоретико-методологические основы школы.

4. Предтечи и основоположники Государственной школы.

I . Общественно-политические условия образования Государственной школы и её характер.

II . Этапы развития Государственной школы.

В истории Государственной школы можно выделить несколько этапов, которые отражали развитие этого научного, интеллектуального и одновременно общественного явления.

III . Теоретико-методологические основы Государственной школы.

Таким образом, главные фигуранты новой научной школы заявили о себе как ученые, склонные опираться на идеи эволюции, закономерности, прогресса, принципы историзма и диалектики, методы компаративного анализа.

IV . Предтечи и основоположники Государственной школы.

Представление об историографическом феномене и персональном составе Государственной школы восходят к Н.Г. Чернышевскому, К.Н. Бестужеву-Рюмину, В.С. Иконникову и П.Н. Милюкову. В последние годы все более просматривается тенденция дифференцированного подхода к представителям Государственной школы. Можно наблюдать попытки отдельного рассмотрения Соловьева с Кавелиным и Чичерина с Сергеевичем или стремление отделить от данной школы С.М. Соловьева, связывая с ней деятельность только Кавелина и Чичерина.

Своеобразным кодом для понимания историографического феномена Государственной школы является базовое понятие – государство. Именно оно определило общеупотребительное название школы, являясь главным объектом наблюдений ученых-государственников. Гегелевская идея органического развития исторического процесса, где каждый этап выступает как ступень общего развития, послужила основой для обоснования периодизации русской истории. В качестве общего принципа выступает выделение в ней трех основных этапов – родового, вотчинного и конечного государственного, каждый из которых подобно элементам гегелевской триады выражает тезис, антитезис и синтез, и воплощает связь и поступательное движение народной жизни.

1. Признание органического, закономерного развития русского народа от родовых отношений к государственным. Отдельные особенности исторических схем К.Д. Кавелина (род и общее владение – семья и отдельная собственность – государство и личность), С.М. Соловьева (родовые отношения – государственные отношения), Б.Н. Чичерина (остатки рода – гражданское общество и личное начало – господство государственного начала), В.И. Сергеевича (господство личности – господство государства) не нарушают общей цельности картины восприятия истории.

2. Понимание этого развития как формально-юридической смены правовых норм: сначала право, основанное на кровном родстве (род), затем вотчинное договорное, частное право (гражданское общество) и, наконец, публичное право (государство).

3. Особенностью русской истории признавалась инертность народа. Прогрессивное движение заключалось в развитии государства и зависело от его инициативы и усилий.

4. Государство рассматривалось как движущая и единственно могущественная сила в стране. В интересах защиты страны оно закрепостило в XVI-XVII веках все сословия и лишь в XVIII веке приступило к их раскрепощению.

Читайте также: