В чем сущность христианской интерпретации исторического развития кратко

Обновлено: 02.07.2024

Историческому преданию в христианстве принадлежит решающая роль. Христианство, начиная с момента своего возникновения, обращается к истории, опираясь на свидетельства веры в отношении произошедших в прошлом событий. Теологическое осмысление истории осуществляется в рамках самого исторического процесса. Истинность христианского учения подтверждается подлинным и историчным характером событий из жизни Спасителя.

Христианская теология (от догматики до канонического права) базируется на исторических фактах. Своими корнями историческая наука уходит в христианскую апологетику, представившую нам интерпретацию единой христианской хронологии. Церковная история — фундамент богословия. Христианская историография представляет не только историю развития церковно-исторической науки, но вместе с тем дает обозрение церковно-исторического материала, христианских памятников. В этой связи исследование теологического постижения истории и исторического процесса приобретает наибольшую актуальность.

Теологическое осмысление истории и исторического процесса

Евсевий Кесарийский,

Евсевий — образованнейший человек своей эпохи. На его взгляды влияли идеи Оригена. Он получил огромную библиотеку от епископа Александра Иерусалимского и пресвитера кесарийского Памфила, в которую входили произведения христианской литературы раннего периода после Рождества Христова. Евсевий оставил после себя много церковно-исторических сочинений. Прежде чем приступить к их рассмотрению, следует обратиться к тем историческим источникам, на которые он опирался. В первую очередь, это Игизипп — писатель II века. Из его трудов Евсевий заимствовал схему изложения об апостольской преемственности и чистоте учения предстоятелей Церкви. Важное значение Евсевий придавал историческим сочинениям Юлия Африкана (письма Оригену и Аристиду).

Первый христианский историк излагает события в хронологическом порядке, переходя нередко без связей от событий внешних к событиям внутренним и, наоборот, переходя от описания гонений и мученических подвигов христиан к изложению борьбы с ересями и к перечислению написанных за данную эпоху сочинений. Вообще говоря, как первое сочинение о церковной истории церковная история Евсевия далеко не является великим научным совершенством, но, тем не менее, она чрезвычайно важна, так как даёт первое целостное описание самой значительной эпохи в истории христианства, первых трех веков его.

Кроме того, у Евсевия есть ещё значительный труд исторического характера; это четыре написанные им книги о жизни Константина Великого. Труд этот кончен в 338 г., т.е. уже по смерти императора, написан, очевидно, под влиянием ещё свежей утраты, которая постигла тогда империю.

Кроме того, Евсевий сделал попытку составить вспомогательное пособие к Священной истории, написав нечто вроде топографии Палестины, в которой описывает местность Святой Земли, ее города, села, реки, горы, которые упоминаются в Св. Писании. Греческий подлинник этого сочинения до нас не дошёл тоже, а есть также латинский перевод Иеронима, носящий название Topica.

Сочинения Евсевия Кесарийского имели громадное влияние на его современников. В начале V века в ранневизантийской литературе появились продолжатели его деятельности — новые церковные историки: Сократ Схоластик, Созомен, Феодорит Кирский, Эвагрий Антиохийский, которые на страницах своих работ отразили насыщенную многообразными событиями церковную историю эпохи IV–V вв.

Все эти историки поставили своей целью продолжать труд Евсевия, именно со времени Никейского собора и до своего времени, т.е. до 20-х или 30-х годов V столетия. Сочинения этих авторов сохранились до нашего времени в цельном виде и представляют очень важный источник для истории христианской церкви IV века, особенно для истории борьбы православия с арианством .

Другой древнехристианский историк — Сократ Схоластик. В его работах описан период с 305 по 439 гг. Он использует такие исторические источники, как постановления церковных соборов, указы императоров, церковных иерархов, сочинения Афанасия Александрийского, Евсевия Кесарийского и других. По словам Е.С. Голубцовой, сочинение Сократа Схоластика — довольно сухое, не особенно связное изложение событий христианской церковной истории IV века, касающееся, преимущественно борьбы православия с арианством; но при всей своей сухости труд Сократа имеет много и достойных качеств: спокойствие, сдержанность, основательность в суждениях, старание неуклонно держаться документальных источников, которые он нередко вводит в свою историю. Затем, при изложении бурных споров между православными и сектантами Сократ старается относиться к делу спокойно; будучи сторонником православия, он, тем не менее, не бросает грязью в представителей арианства, напротив, относится с некоторым даже сочувствием к одной из тогдашних сект, именно новацианству, и вообще старается в своём сочинении провести ту христианскую точку зрения, что в христианстве главное не частности, не обряды, но общая основа, дух христианского учения и главное — доброе, братское отношение между христианами. Затем этот источник к фактам, более-менее возбуждающим сомнение, относится с большой осторожностью, избегает по возможности различных легенд и сказаний, где же приходится их излагать, то излагает с оговорками.

Что касается сочинения современника Сократа Схоластика — Созомена, то его значение гораздо менее. Созомен просто передал труд Сократа Схоластика, разбавив его риторикой, напыщенностью, деланным, искусственным слогом. Но есть одна сторона, где Созомен дополняет Сократа. Дело в том, что Сократ Схоластик в своём повествовании описывает преимущественно события, имевшие место в главной церкви, Константинопольской, а Созомен касается и других восточных церквей: Палестинской, Александрийской и пр., а также и западной, Римской; рассказывает о событиях, происходивших среди христианских обществ вне пределов Римской империи, именно в Персии. История Созомена дополняет историю Сократа еще в том отношении, что сочувственно описывает распространение монашества и аскетизма в христианской церкви, аскетизма, который имел большое значение среди тогдашнего христианского общества и под влиянием которого воспитывался сам Созомен.

Теологическое осмысление истории и исторического процесса

Феодорит Кирский

Третье сочинение, еще меньшее по объему, чем труды Сократа и Созамена, но, тем не менее, полезное, так как дополняет собой сочинения выше названных историков церкви, — это изложение истории Церкви Феодоритом Киррским. Главной целью являлось описание событий и документов, на которые не обратил внимания Сократ Схоластик. Сочинению Феодорита присущи связность, стройность, осмысленность. Феодорит Кирский, как известно, был высокообразованнейшим человеком своего времени, обладавшим прекрасным и благородным характером. Церковная история среди его сочинений занимает немаловажное значение для христианства, поскольку направлена преимущественно против различных еретических учений .

К 20–30-м годам V столетия принадлежат исторические сочинения представителя арианской ереси Филосторгия, который в противоположность православным историкам задался целью изобразить ту же эпоху с арианской точки зрения. Автор приводит сведения о деятельности арианской партии. Данное сочинение могло быть очень важным для истории церкви, поскольку многие факты и события представляло в ином освящении, чем находим это у Сократа, Созомена и Феодорита, но, к сожалению, оно до нас не дошло. Многие отрывки из работы Филосторгия можно найти в сочинениях Фотия, Константинопольского патриарха и писателя IX века, и у некоторых других авторов.

К концу VI и началу VII столетия относится ещё одна церковная история, которая является продолжением предшествующих, — это сочинение Эвагрия, софита Антиохийского. Он излагает события начиная с периода императорства Константина Великого, делая это уже по имеющимся источникам. Затем начиная с периода V столетия он начинает самостоятельное изложение событий и доводит его до конца VI века. Эвагрий главным образом описывает события борьбы православия с сектой Нестория и монофизитами. Но по своему качеству история Эвагрия ниже всех предыдущих, поскольку автор мало вникает во внутренние стороны жизни христианского общества, а описывает лишь одни внешние события, практически не отделяя церковные события от придворных интриг и политики . Церковная история Эвагрия Антиохийского является последней из специальных церковных историй в греческой литературе в древнехристианскую эпоху с IV до VII века.

История у Августина содержит следующие составляющие:
— Священная история (Historia sacra) — история человечества, содержащаяся в Библии (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) — история богоизбранного еврейского народа, с помощью которого Господь распространил истинную веру посредством воплощения Сына Своего.
— Мирская история (Historia profana) — история, которая содержится на страницах апокрифических книг. Это история язычников, описанная античными авторами-историками. Мирская история — дополнение священной, ее логическое продолжение. Вместе они единая история, некий оригинальный синтез.

Византийская историография IX–XII вв. ориентируется на библейское осмысление истории человечества. Историческое сознание византийских авторов полностью подчинено христианскому мировоззрению. В их произведениях отражены бурные события, происходившие в церковно-религиозной жизни Византии, освещена борьба с еретическими учениями.

Святой Фотий (ок. 815–891), патриарх Константинопольский (858–867 и 878–886) — выдающийся церковно-исторический деятель, человек, отличающийся широкой образованностью, твердостью в православной вере и благочестием. Его труды в области богословия, канонического права являются важным источником, отражающим историю Византийской империи и Константинопольской Церкви. Стержневым критерием изучения истории у Фотия является христианское учение.

Люди издавна пытались разобраться в сложном историческом процессе. Куда история направлена, и есть ли это направление? Каковы этапы истории? В чем заключаются законы ее развития? Эти и другие вопросы человечество разрешает до сих пор. В разные времена на них давались разные ответы. Наличие различных мировоззренческих позиций обусловило наличие различных концепций (от лат. conceptio – понимание, система, определенный способ понимания) мировой истории.

Наиболее ранней является христианская интерпретация (с IV-V вв. до середины XVIII в.). Основная ее проблема – вопрос о смысле и содержании человеческой земной истории. С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в познании конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Достаточно полно эту идею сформулировал епископ африканский Августин Блаженный (V в. н.э.). В более поздний период эту концепцию плодотворно развил Фома Аквинский.

В соответствии с их представлениями, отсчет человеческой истории ведется от грехопадения Адама и Евы и изгнания их из рая. По мнению христианских теологов, исторический процесс – конечен (идея страшного суда и конца света), но сроки его скрыты от человеческого разума. Тот факт, что различные народы живут в разном историческом времени, объясняется различием сроков принятия христианства, в связи с чем, выделена магистральная линия истории (христианские народы) и тупиковые ее линии (языческая периферия).

Христианская интерпретация истории оставила в наследство исторической науке идею всемирной истории. В настоящее время в России переизданы труды по русской истории Г. Флоровского, Н. Канторова, А. Нечволодова – сторонников христианской концепции [18].

К. Маркс стал основоположником материалистического понимания истории. Согласно понятиям исторического материализма, производство и воспроизводство материальных благ являются вечной естественной необходимостью человеческого существования, основой исторического развития общества. Занимаясь производством материальных благ, люди не только используют, видоизменяют материал природы, но и видоизменяются сами, совершенствуются, формируются как социальные существа. Способ производства материальной жизни, по Марксу, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет сознание.

Конкретизацией и дальнейшим развитием марксистского понимания истории стала концепция общественно-экономической формации. Понятием общественно-экономической формации в марксизме обозначаются качественно своеобразные ступени истории человечества. Всего таких ступеней или формаций, пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате социальной революции, в ее основе – конфликт между производительными силами и производственными отношениями. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.

Именно в последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установления справедливого миропорядка. Новый базис порождает и новую надстройку. Такой переход не может происходить без борьбы между людьми, классами (группами) людей, тем более, что одни классы являются эксплуататорскими, а другие – эксплуатируемыми. История, по мысли К. Маркса, вся пронизана этой борьбой.

Всемирно-исторический, линейно-прогрессивный характер имеет также возникшая в XX в. теория модернизаций[20].

В 1970-е гг. У. Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека. В формирование теории в ее классическом варианте свой вклад внесли экономисты, социологи, политологи, историки Р.Арон, Дж. Гэлбрейт, Д.Белл, О.Тоффлер, С.Хантингтон. Новая стадия получила название постиндустриального (информационного) общества.

С позиций этой теории критерием развития общества служит научно-технический прогресс, который обеспечивает процесс обновления, модернизации, в результате чего и происходит смена традиционных, индустриальных и постиндустриальных обществ. Содержаниемпроцесса модернизации является формирование современных систем: политической (демократия, гражданское общество, правовое государство), экономической (рынок, частная собственность, индустриальная экономика), социальной (индивидуалистическое, урбанизированное, классовое – на ранних этапах – и стратифицированное дифференцированное – на поздних этапах – общество), культурной (дифференциация культуры, секуляризация общественного сознания, массовое образование, наука).

3. Переход от аграрных (традиционных) к индустриальным обществам. В Европе этот переход проходил в XV – XIX вв. На востоке – с конца XIX в. В ходе этой модернизации сложились современные индустриальные общества.

4. Переход от индустриальных к постиндустриальным (информационным) обществам.В Европе этот переход проходил в последней трети прошлого века и сегодня, в основном, уже завершен. На востоке эта модернизация еще не началась, в России перестройка, по сути, означает начало такой модернизации.

Основные качественные различия типов традиционного, индустриального и информационного обществ можно представить, обратившись к схеме, помещенной в последнем разделе данного пособия.

Рационалистическая (всемирно-историческая) линейно-прогрессивная интерпретация истории внесла значительный вклад в научное понимание исторического развития. Но присущий ей европоцентризм затруднял отражение многомерности и многовариантности исторического процесса, кроме того, слабой стороной этих концепций был недостаточный учет культурных особенностей народов.

Это обусловило появление альтернативных концепций исторического развития. Так появилась культурно-историческая интерпретация истории (цивилизационный подход).

Стадиально-циклическое развитие цивилизаций, по Тойнби, носит дискретный характер. Это означает, что переход от одной стадии к другой происходит не автоматически, и что не все цивилизации в обязательном порядке проходят все названные стадии. Любая цивилизация и в любое время в силу ряда причин может сойти с циклической дистанции истории, не выдержав ее напряжения. Не исключается и возможность попятного движения.

Снижающийся авторитет творческого меньшинства, особенно его лидеров, заставляет их прибегать к силовым методам правления, а это превращает их в доминирующее (правящее) меньшинство. Его формирование, по мнению Тойнби, свидетельство надлома и последующей гибели цивилизации. Историческое вырождение творческого меньшинства болезненно сказывается и на нетворческом большинстве. Оно тоже вырождается, но по-своему – в пролетариат, обездоленную, бесправную массу людей, которая рвет всякие связи и, прежде всего, духовные, с доминирующим меньшинством. Цивилизация вступает в полосу социальных взрывов, в ходе которых пролетариат (скорее всего, с пролетариатом другой или других распадающихся цивилизаций) создает так называемую высшую религию, из которой со временем возникает новая цивилизация.

В концепции английского историка содержится много глубоких идей, в частности, взгляд на различные культуры и цивилизации как на уникальные и неповторимые феномены, исторический путь и облик которых определяется не только экономикой, но и массой других, не менее важных факторов. А.Тойнби, таким образом, преодолел экономический детерминизм марксизма.

Шпенглер был страстным и убежденным сторонником уникальности и самобытности разных культур. Не только античность и Западная Европа, но также Индия, Египет, Китай, Вавилон, арабская и мексиканская культуры рассматривались им как меняющиеся проявления и выражения единой, находящейся в центре всего жизни. Ни одна из культур, по Шпенглеру, не должна занимать преимущественного положения. Все они имеют одинаковое значение в общей картине истории. В основе каждой отдельной культуры, по Шпенглеру, лежит своя великая душа, своя собственная идеальная форма, свой первообраз, или чистый тип. У каждой культуры свое собственное мирочувствование, собственные страсти, желания и надежды; она доступна и понятна лишь тому, кто душой принадлежит этой культуре. Следовательно, каждый из человеческих миров (культур) непроницаем для чужого духовного опыта, это непонимание при контактах между культурами чревато конфликтами. В отличие от А.Тойнби, О. Шпенглер не считал возможной какую-либо общечеловеческую преемственность культур, в основе его видения исторического процесса четко прослеживается идея замкнутости, локальности.

Ясперс выделяет 4 важнейших этапа, на каждом из которых человек начинал движение вперед от новой основы. Прежде всего, это доистория или период, когда человек становится человеком; следующей ступенькой является эпоха великих культур древности, не связанных между собой – это мифологическая эпоха. Культуры развивались циклически. Это эпоха, когда собственно и зарождается история.

Последний этап, который длится и до сих пор – это научно-техническая эпоха, особенность которой еще и в том, что именно отсюда начинается собственно мировая история, история человечества в целом, а не отдельных государств. Возникает дуализмкультурно-исторического развития: пути захваченных осевым временем трех эпицентров прорыва расходятся. Культуры Индии и Китая в своем развитии повторяют или продолжают свое прошлое, их поступательное движение замедляется. Западная культура индоевропейских народов в этот период начинает играть ведущую роль. В настоящее время есть два культурно-исторических мира и в какой-то степени две истории, это Восток и Запад. С конца XIX в. появляется тенденция к общности научно-технического прогресса, но духовный плюрализм сохраняется. Сегодняшняя ситуация вместе с глобальным техническим развитием и все возрастающим единством мира отмечается и глубоким духовным и душевным регрессом, опустошенностью как признаком эпохи.

В советское время историки, скованные жесткими рамками теории общественно-экономических формаций, не имели возможности использовать все эти идеи. Но в последнее десятилетие мысль отечественных философов и историков все больше обращается к цивилизационному методу. Чем же привлекает внимание цивилизационный подход? В чем его преимущества? Сильными сторонами этого метода являются:

2. Его универсальность, ибо он ориентирован на познание истории общества с учетом стран и регионов. Его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, их особенности, способствует выявлению самоценности каждого общества, его места в мировой истории и культуре.

3. Важнейшим его достоинством является представление об истории как многовариантном, многолинейном процессе.

4. Большое значение для понимания исторического процесса отводится религии, культуре, менталитету народов, то есть духовно-нравственному и интеллектуальному факторам.

Но, как всякая теория, цивилизационный подход имеет и слабые стороны:

2. Слабость этого подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. В одних цивилизациях довлеет экономическое начало, в других – политическое, в третьих – религиозное, а в четвертых – культурное.

3. Большие трудности возникают у исследователей при рассмотрении вопросов ментальности (менталитета) народов. Духовно-нравственные, интеллектуальные структуры человечества, несомненно, играют важнейшую роль, но их индикаторы расплывчаты, мало уловимы.

Все это вместе взятое позволяет сделать вывод о том, что оба подхода – линейный (всемирно-исторический) и цивилизационный – дают возможность рассматривать историческое развитие человеческого общества под разными углами зрения, с разных сторон.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем суть многофакторного подхода к истории?

2. Каковы основные варианты представлений о динамике истории?

3. Раскройте содержание концепции циклического развития истории.

4. Раскройте содержание концепции линейного развития истории.

5. Что такое прогресс в истории, в чем его противоречивость?

6. Как вы понимаете альтернативность применительно к историческому процессу?

7. В чем сущность христианской интерпретации исторического развития? В чем заключается христианское понимание истории?

8. Объясните сущность марксистских воззрений на исторический процесс. Какие факторы, по мнению марксистов, являются определяющими в прогрессе человечества? Подумайте, в чем состоит ограниченность марксистского толкования истории.

9. Какие факторы определяют ход исторического развития с точки зрения сторонников концепции модернизации?

10. Каковы характерные черты процесса модернизации?

11. Докажите, что концепция модернизации является разновидностью всемирно-исторической концепции.

14. Назовите имена ученых, разработавших концепции локальных цивилизаций.

15. В рамках формационного подхода основными понятиями являются базис, надстройка, способ производства, класс. Какие понятия являются главными при цивилизационном подходе?

17. Цивилизация и общественно-экономическая формация: взаимосвязаны ли эти понятия?

18. В чем сущность, сильные и слабые стороны формационной и цивилизационной концепций исторического познания?

В принципе, существуют всего два способа постижения истории. Любой историк, который в своих трудах выходит за пространственно-временные пределы изучаемой проблемы и ставит своей задачей более общее осмысление истории, неизбежно возьмет на вооружение один из них.

Различаются две эти концепции тем, что по- разному отвечают на вопрос: существует ли единая история человечества? Или, говоря по- другому, действуют ли в истории единые для всего человечества исторические законы или каждый народ имеет свой неповторимый путь и об общей истории говорить невозможно?

Условно эти подходы к изучению истории можно назвать всемирно-историческим и культурно-историческим. Другое, более распространенное именование: формационный (от термина общественно-экономическая формация) и цивилизационный (цивилизация).

Всемирно-историческая школа представляет историю как всемирное единое движение от низших и простейших форм к более высшим. Движение это осуществляется поэтапно и всемирно: то есть каждый народ (культура) в своем развитии проходит через одни и те же этапы (ступени) развития, но в силу разных историко-географических своих особенностей с разной скоростью. Например, в XIX веке европейцы осуществляют индустриализацию и достигают стадии промышленного капитализма, в то же самое время, в Турции, Иране и других азиатских странах, по-прежнему, преобладает ручной труд и крупное землевладение с зависимым крестьянством (феодализм), а многие человеческие сообщества Африки и Америки пребывают в догосударственной эпохе, живут родами и племенами, занимаясь, главным образом, охотой, рыболовством и собирательством (первобытное общество). Таким образом, в пределах данной концепции можно говорить о более развитых и отсталых народах, то есть о ПРОГРЕССЕ. Эта концепция в своей сути есть прогрессистская, она мыслит историю в виде единой для всех народов и культур, ведущей ввысь лестницы.

Менгир с крестом на вершине (Бретань)

В процессе распространения христианства Христианская церковь целенаправленно приспосабливала языческие практики, наполняя их новым и, с её точки зрения, истинным содержанием. Первый этап адаптации приходится уже на первые века истории христианства, когда Церковь заимствовала ряд античных языческих культурных элементов. В дальнейшем при христианизации различных стран и народов данная практика изменялась и при необходимости периодически возобновлялась. Элементы, заимствованные в ранний период, стали частью общехристианской традиции (даты и семантика некоторых праздников, ряд обычаев и культов). Заимствования, осуществлявшиеся в процессе дальнейшей христианизации, пополнили местные христианские традиции [1] .

Древних греков мало беспокоил точный смысл истории, и их способ мышления был существенным образом неисторичным. Идея прогресса была им либо незнакома, либо занимала в незначительной мере. Аристотель, впрочем, говорил о грядущих катастрофах, которые приведут постепенно человечество к примитивному состоянию, затем последуют новая эволюция, высокий уровень цивилизованности вплоть до уже раз достигнутого, затем вновь катастрофа, и так до бесконечности. Все повторится, как это было в прошлом. Это ни что иное, как отрицание прогресса.

Прогресс (от лат. Progressus) – движение вперед. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; постепенное совершенствование культурной и социальной жизни человечества.

Эволюция (от лат. evolitio – развертывание) -развитие одной формы из другой, более сложной и совершенной из простейшей (зародышевой) формы.

Христианство приносит с собой совершенно иное понимание истории. В библейском послании оно выражено не циклической траекторией, а прямолинейной. По истечении времен сбудутся события уже предрешенные и необратимые, разрешающие и освобождающие смысл истории. Конец времен есть также конец, исчерпанность всего сотворенного во времени: страшный суд – это наступление Царства Божьего во всей его полноте. Такова история, идущая от сотворения к падению, от завета, временного альянса, к ожиданию Мессии, от явления Христа к последнему судному дню.

Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) религиозно-философский принцип понимания истории как проявления воли Бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана спасения человека и человечества. Философское направление, стремящееся объяснить исторические события с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения.

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Современная философия истории не имеет какой-то единой парадигмы (образцовой теории) и представляет собой множество несовместимых друг с другом и конкурирующих теорий. Они различаются в своем выделении основных этапов истории, в истолковании основных линий развития в прошлом и представлениями о тенденциях будущего развития. Когда заходит речь о философии истории, всегда приходится уточнять, какая из многочисленных ее версий имеется в виду, иначе разговор рискует оказаться пустым. Но то, что философия истории существует и, можно думать, всегда будет существовать в форме множества разнородных, не сводимых в единство концепций, не снижает ценности философско-исторического осмысления истории. Оно дает если не ключ к пониманию человеческой истории в ее целостности, то связку ключей, в которой может оказаться и тот, который откроет путь к такому пониманию.

Философия истории - раздел философского знания, предметом которого является выявление закономерностей исторического процесса, исследование природы, специфики и форм исторического знания, а также определение сущности и направленности истории человечества.

Читайте также: