В чем специфика прагматического метода в философии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Структурализм, системный подход, функциональный анализ, прагматизм, диалектика представляют собой методы исследова&ния, которые при их возникновении в какой-то степени имма&нентны предмету. Затем метод, достигший успеха в сфере его фор&мирования, начинает проникать в смежные области, действуя в них в качестве инструмента. В методологии тоже есть преемствен&ность, сдвиги методов аналогичны сдвигам проблем, и здесь ог&ромное поле деятельности для методологов.

Метод и принцип

Значение имеют также личность философа и внешние условия его работы. Подчеркнем еще раз, что главное в философии не набор знаний, а способность думать.

Философия имеет свои мето&ды: сократовскую майовтику, развившуюся в диалектику как ме&тод мышления; совокупность рациональных правил — универсаль&ный циркуль, которым измеряется бытие, и т.д. Использование этих методов необходимо, но недостаточно.

Здесь подходит аналогия с языком. Существуют фонетика, грам&матика, лексика, которые можно знать, но не уметь говорить на данном языке. Точно так же можно выучить философию, но не уметь думать. Навык и тренировка требуются как для овладения умением говорить, так и для овладения умением мыслить. Это второй уровень овладения дисциплиной. Наконец, наивысший, третий, уровень — творческий, когда удается сказать новое слово в буквальном и переносном смысле. Итак, три уровня: знание, умение, творчество.

Умение мыслить связано с критической оценкой происходя&щего, поскольку всякая самостоятельная мысль находится в про&тиворечии с существующими стереотипами; с целостностью от&ношения к миру, поскольку одна мысль неизбежно тянет за со&бой другую. Человек или умеет говорить на другом языке обо всем, или не знает языка вовсе. Так же он либо имеет целостный взгляд на мир, либо не дорос до философии.

Прагматизм в философии – это специфическая теория, которая основана на максимальном проявлении человеческого облика в процессе его деятельности. Мышление индивида может иметь ценность, также ценностные факторы могут отсутствовать. Это зависит от значимости действий, их отношения к жизненным практическим занятиям.

Прагматизм, определение которого классифицирует его как относительно современное понятие, возник в период семидесятых годов девятнадцатого века. Его родина – Соединенные Штаты Америки. Пик распространенности приходится на двадцатый век. Направление сильно повлияло на духовенство, общественные взгляды. Оно сыграло важную роль в становлении интеллектуальной жизни Соединенных Штатов Америки. Прагматизм – это выражение настроений, интересов и мировоззрения американцев.

Прагматизм в философии

Прагматизм в философии кратко

Основной принцип течения – обвинение традиционных философских суждений в оторванности от реальной жизни. Для них характерна абстрактность, созерцательность. Родоначальник прагматизма старался провести реконструкцию философской мысли. Он был уверен, что в основе должны лежать не размышления о начале человеческого бытия, а общая методика решения проблемы, актуальной для человечества. Проблема может быть связана с жизненными обстоятельствами, постоянными переменами в мире. Важные аспекты:

  • Философия научной деятельности основывается на утилитарном подходе. Действие осуществляется с помощью определенных инструментов, сложившихся обстоятельств;
  • Социальная реконструкция – важный аспект в совершенствовании навыков человека. Должны применяться высокие технологии, инновационные методики, совершенные подходы;
  • Прагматизм считает истиной понятия, опирающиеся на ценности, аксиологические моменты. Истина – источник выгоды, она полезная, обеспечивает выполнение действия;
  • Поведение индивида – ключевой аспект направления. В основе лежит вера, привычки и убеждения людей. Задание человека – изменить социум путем изменения собственных рассуждений, действий.

Что такое прагматизм – основные идеи

Прагматизм в философии появился благодаря математику, логику и философу из Америки – Чарльзу Пирсу. Он объединил два противоположных взгляда в одном направлении:

  1. Объективная, идеалистическая теория.
  2. Эмпирическая направленность.

Ученый базировал свои суждения на понятии видимости, отказываясь от интуитивного познания и врожденной идеи. Чтобы сформировать точное понимание объекта, необходимо изучить все практические следствия, полученные после проведения ряда действий относительно исследуемого предмета. Любое знание – гипотеза, оно не может быть завершенным, всегда допускается опровержение.

Прагматизм также представляли другие американские ученые. Интересные идеи принадлежали психологу, философу Уильяму Джемсу. В рассуждениях он опирается на опыт, полностью отказываясь от абсолютного начала, абстракции. Не имеет значения синтаксис, пунктуация, предположения или догадки. Философия базируется на поведении, фактах и действиях человека.
Философ является основателем радикального эмпиризма. Он противопоставил эмпирические методики и рационалистические подходы. Особое внимание ученый уделяет успеху. Знание должно быть полезным. Это делает поступки, поведение индивида успешным.

Истина – нравственная добродетель. Она не связана со смысловым значением информационных ресурсов, характеризующих исследуемый объект.

Прагматизм – основные идеи и направления

Прагматизм выражается в нескольких направлениях, имеющих общие черты и различия:

Данные материалы характеризуют методы используемые в философии для познания окр нас мира. Осуществляется краткая их характеристика и выделяются наиболее значимые характеризующие их черты.

Философия имеет специфический предмет исследования, стало быть, она должна владеть собственными методами. О соответствии в философии метода предмету впервые четко сказал Гегель, пропагандируя диалектику в противоположность метафизике. Последней со времен Ари­стотеля называют попытку открыть за текучей действительностью нечто устойчивое. Гегель именно действительность взял отправной точкой философствования и возвел в метод. Он был новатором использования диалектики как метода, пригодного для всех философских исследований.
Применяемый метод связан с основной содержательной установкой. Если признавать идеи существующими автономно, к ним надо приходить с помощью диалога и созерцания (по Сокра­ту и Платону). Если идеи пребывают в вещах, последние надо исследовать (Аристотель). Если идеи существуют в человеке — испытывать природу с их помощью (Кант). Если идеи переходят из одной формы в другую, нужен некий синтетический метод — диалектика, в который входят и диалог, и исследование, и испытание. В одном случае Дух спорит и созерцает; в другом — сле­дует природе; в третьем — пытает ее, расчленяя; в четвертом — природа предстает как самораз­вивающаяся идея.





Развитие отдельных философских дисциплин определялось господствовавшими в обществе культурными доминантами, которые представляли собой последовательность: мифология — религия — наука.

Структурализм, системный подход, функциональный анализ, прагматизм, диалектика представляют собой методы исследова&ния, которые при их возникновении в какой-то степени имма&нентны предмету. Затем метод, достигший успеха в сфере его фор&мирования, начинает проникать в смежные области, действуя в них в качестве инструмента. В методологии тоже есть преемствен&ность, сдвиги методов аналогичны сдвигам проблем, и здесь ог&ромное поле деятельности для методологов.

Метод и принцип

Значение имеют также личность философа и внешние условия его работы. Подчеркнем еще раз, что главное в философии не набор знаний, а способность думать.

Философия имеет свои мето&ды: сократовскую майовтику, развившуюся в диалектику как ме&тод мышления; совокупность рациональных правил — универсаль&ный циркуль, которым измеряется бытие, и т.д. Использование этих методов необходимо, но недостаточно.

Здесь подходит аналогия с языком. Существуют фонетика, грам&матика, лексика, которые можно знать, но не уметь говорить на данном языке. Точно так же можно выучить философию, но не уметь думать. Навык и тренировка требуются как для овладения умением говорить, так и для овладения умением мыслить. Это второй уровень овладения дисциплиной. Наконец, наивысший, третий, уровень — творческий, когда удается сказать новое слово в буквальном и переносном смысле. Итак, три уровня: знание, умение, творчество.

Умение мыслить связано с критической оценкой происходя&щего, поскольку всякая самостоятельная мысль находится в про&тиворечии с существующими стереотипами; с целостностью от&ношения к миру, поскольку одна мысль неизбежно тянет за со&бой другую. Человек или умеет говорить на другом языке обо всем, или не знает языка вовсе. Так же он либо имеет целостный взгляд на мир, либо не дорос до философии.

Данные материалы характеризуют методы используемые в философии для познания окр нас мира. Осуществляется краткая их характеристика и выделяются наиболее значимые характеризующие их черты.

Философия имеет специфический предмет исследования, стало быть, она должна владеть собственными методами. О соответствии в философии метода предмету впервые четко сказал Гегель, пропагандируя диалектику в противоположность метафизике. Последней со времен Ари­стотеля называют попытку открыть за текучей действительностью нечто устойчивое. Гегель именно действительность взял отправной точкой философствования и возвел в метод. Он был новатором использования диалектики как метода, пригодного для всех философских исследований.
Применяемый метод связан с основной содержательной установкой. Если признавать идеи существующими автономно, к ним надо приходить с помощью диалога и созерцания (по Сокра­ту и Платону). Если идеи пребывают в вещах, последние надо исследовать (Аристотель). Если идеи существуют в человеке — испытывать природу с их помощью (Кант). Если идеи переходят из одной формы в другую, нужен некий синтетический метод — диалектика, в который входят и диалог, и исследование, и испытание. В одном случае Дух спорит и созерцает; в другом — сле­дует природе; в третьем — пытает ее, расчленяя; в четвертом — природа предстает как самораз­вивающаяся идея.





Развитие отдельных философских дисциплин определялось господствовавшими в обществе культурными доминантами, которые представляли собой последовательность: мифология — религия — наука.

Читайте также: