Объясните какое значение имели университетские уставы за какие права боролись преподаватели кратко

Обновлено: 05.07.2024

Университетские Уставы - в России - законодательные акты, определявшиеустройство и порядки в университетах. 1) 1755, для Московскогоуниверситета, управление: кураторы и коллегия профессоров, подчинялисьСенату;..2) 1804, общий, ввел автономию университетов;..3) 1835, упразднилуниверситетский суд, подчинил университеты попечителям учебныхокругов;..4) 1863, в ходе реформ восстановил автономию;..5) 1884, в периодреакции вновь упразднил автономию; действовал до февраля 1917.

Соседние слова

в России - законодательные акты , определявшиеустройство и порядки в университетах. 1) 1755, для Московскогоуниверситета, управление : кураторы и коллегия профессоров, подчинялисьСенату;..2) 1804, общий , ввел автономию университетов;..3) 1835, упразднилуниверситетский суд, подчинил университеты попечителям учебныхокругов;..4) 1863, в ходе реформ восстановил автономию;..5) 1884, в периодреакции вновь упразднил автономию; действовал до февраля 1917.

В 1208 году папа Иннокентий III издал буллу для преподавателей Священного Писания, канонического права и вольных искусств, напоминая об уложении в отношении костюма, времени занятий и диспутов, похорон покойных учителей. Там говорилось, что каждый магистр должен соблюдать устав университета под угрозой исключения из него после троекратных замечаний со стороны других магистров.

По уставу 1215 года, составленному кардиналом Робертом Керзоном, Парижский университет считался объединением магистров и школяров, каждый из которых обладал правами и обязанностями; акцент делался на взаимопомощи. Таким образом, университет, с одной стороны, противостоял не слишком дружелюбному населению, а с другой — местным властям. Кроме того, только взаимовыручка позволяла нормально жить и учиться. Каждый школяр должен был быть прикреплен к учителю, который властен судить его. Школяры и учителя, если у них не было возможности добиться правосудия иным способом, могли поклясться друг другу защищать свои права. По смерти студентов, не оставивших завещания, опись их имущества производил ректор университета.

Устав устанавливал правила и для преподавателей. Чтобы обучать вольным искусствам, необходимо было достичь возраста двадцати одного года, изучать эти науки не менее шести лет и заключить что-то вроде двухгодичного контракта. Чтобы получить кафедру на богословском факультете, кандидату полагалось быть не моложе тридцати лет и изучать теологию восемь лет, причем последние три года специально готовиться к преподавательской деятельности под руководством наставника. Наконец, он должен был быть настолько же высоконравственным, как и высокообразованным. О преподавателях права или медицины не говорилось ничего, вероятно, в силу слабого развития этих дисциплин.

Чтобы стать профессором, нужно было получить лицензию на преподавание, которую выдавал ректор, проэкзаменовав соискателя. Лицензия выдавалась бесплатно и не требовала принесения присяги. Если соискатель был достоин ее, ректор не имел права ему отказать.

У каждого университета имелась своя печать. В Париже ее хранили в особом ларчике, запиравшемся на четыре замка, и у декана каждого из четырех факультетов был ключ от одного замка, так что открыть ларчик можно было, лишь собрав их вместе. Университет получил собственную печать в начале 1221 года, но уже в апреле того же года папа Гонорий III приказал своему легату уничтожить ее. Этот акт вызвал студенческие беспорядки, два человека из свиты легата были убиты. В 1246 году папа Иннокентий IV вернул университету право пользоваться печатью, но лишь на семь лет; правда, по истечении этого срока оно было продлено еще на десять лет. Устав 1253 года с оттиском этой печати ныне является самым древним документом такого рода, дошедшим до наших дней. У некоторых факультетов (например, богословского в Париже и медицинского в Монпелье), "наций", студенческих обществ и ректората были собственные печати.

Источник: книга Е. В. Глаголевой "Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения" (М., "Молодая гвардия", 2014 г.)

Университетский устав 1884 г.

После убийства Александра II в 1881 г. на престол вступает император Александр III. Новый правитель решает посвятить свое правление наведению порядка в стране. Одной из его реформ стала университетская реформа, составляющей которой и является Университетский устав 1884 г.
Предшествует Университетскому уставу назначение на должность министра народного просвещения И. Д. Делянова 16 марта 1882 г. К тому времени Делянов уже имел представление о том, в каких изменениях нуждается высшая школа России и имел определенный план по ее реформированию. Этим планом предусматривалось принятие Университетского устава. Уже 30 марта 1882 г. устав был отдан на рассмотрение в Государственный совет. Помощником Делянова в разработке проекта устава стал министр внутренних дел Д. А. Толстой. Он полагал, что все выпускники университета обязаны сдать государственные экзамены, которые бы являлись показателем профессиональных навыков и качеств выпускника.
Разработка устава подразумевала под собой конкретную цель: улучшить университетское образование и сделать его максимально приближенным к потребностям государства.
В Государственном совете проект устава был подвержен острой критике. Большинство участников совета отрицательно отнеслись к принятию данного документа, однако, были и те, кто разделял взгляды разработчиков устава. Самые большие разногласия у членов совета вызвал предусмотренный по уставу новый порядок назначения на управляющие должности внутри университета. Император Александр III долго не мог решить, какую из сторон ему занять, но в итоге присоединился к меньшинству.
В августе 1884 г. император созвал совет в Ропше, на который были приглашены только те, кто поддерживал принятие устава. 23 августа 1884 г. Александр III подписал указ Сенату о принятии Общего устава российских университетов.

Центральные положения Университетского устава 1884 г.:
1) каждый университет должен находиться под контролем министра народного просвещения; в особых случаях управляет университетом ректор (особыми случаями считались собрания, советы);
2) уставом утверждались права и обязанности лиц, занимающих пост попечителя учебного округа; попечитель становится самым главным в университете; попечитель отныне имел право собирать совет, собрания и присутствовать на них; в обязанности попечителя также входило наведение порядка в вузе;
3) ректор университета должен избираться исключительно министром народного просвещения; срок действия полномочий выбранного ректора составлял 4 года; разрешалось повторное назначение одного ректора;
4) с принятием Университетского устава 1884 г. появилась новая должность – инспектор студентов, в обязанности которого входило исполнение требований ректора и надзор за соблюдением порядка студентами вуза;
5) всех провинившихся студентов, согласно новому уставу, следовало отправлять в карцер; студенты отправлялись туда за драки, пьянство, оскорбления преподавателей и прочие выходки;
6) как и ожидалось, в уставе очень много внимания было уделено контролю знаний студентов; были введены университетские испытания, к которым могли быть допущены лишь те студенты, которые успешно справились с установленными учебными планами полугодий; в случае успешного прохождения испытания студент получал диплом определенной степени с соответствующей специальностью;
7) уставом был разрешен переход обучающихся из одного вуза в другой.

В новом Университетском уставе появились нормы, характерные для Европы. Из этого следует, что университетская реформа Александра III приблизила отечественное образование к европейскому.

2. Как вы объясните то, что с требованиями выступает представитель Церкви?

В Средние века именно Церковь контролировала образование и науку, а также способствовала возникновению учебных заведений. Духовенство считало себя покровителями школ и университетов и поэтому выдвигало различные требования: как к преподавателям, так и к студентам.

Стр. 150

Вопросы и задания после параграфа

Главной целью обучения считалась подготовка образованных людей, которые могли читать и толковать Библию и другие богословские труды, вести церковное хозяйство, служить королям и императорам в качестве советников, а также – для того, чтобы бороться с еретическими учениями.

В современных школах изучают только арифметику, геометрию, музыку и астрономию.

2. В связи с чем в европейских странах возник спрос на светское образование? Какие специалисты были нужны в первую очередь?

Спрос на светское образование возник потому, что городским жителям тоже нужны были образованные жители. Больше всего горожане нуждались в юристах и врачах.

3. Когда и в каких странах появились первые университеты? Кто выступал их основателями?

Первые университеты появились в XII в. в Болоньи (Италия) и Париже (Франция). Обычно их основателями выступали городские власти.

4. Объясните, какое значение имели университетские уставы. За какие права боролись преподаватели и студенты университетов?

Университетские уставы гарантировали учебному заведению определённые привилегии, прежде всего – защиту от любого вмешательства властей. Преподаватели и студенты боролись за право учить и учиться по-своему усмотрению, без всякого контроля со стороны. Также они боролись за право иметь свой собственный – университетский суд.

5. Как было организовано обучение в университетах? Что такое схоластика?

В средневековых университетах обучение велось только на латыне, независимо от места нахождения. Основными формами обучения были лекции и диспуты. Лекции читали преподаватели, а студенты их внимательно слушали и записывали. Во время диспутов, студенты показывали свои практические навыки – то, как они могут использовать приобретённые знания и аргументировать свою точку зрения.

Схоластика – это метод познания мира, популярный в период Средневековья. Он основывался на Священном Писании, а также на использовании логики – т.е. умении правильно рассуждать. Именно схоластика способствовала развитию европейских философов, юристов, богословов.


Указанные выше правители не игнорировали и образовательную сферу. Каждый император издавал новый университетский устав: Александр I — в 1804 г. [2], Николай I — в 1835 г. [3], Александр II — в 1863 г. [4]. Положения уставов соответствовали политике правителей, поэтому университетские уставы 1804 и 1863 гг. были либеральными, а университетский устав 1835 г. — консервативным. Можно заметить, что политика в области университетов менялась по принципу маятника: от либерального курса к консервативному и наоборот. Не нарушил данную тенденцию и Александр Третий.

В разработке данного нормативного правового акта приняли активное участие министр народного просвещения И. Д. Делянов и министр внутренних дел Д. А. Толстой. 30 марта 1882 г. проект нового университетского устава был представлен в Государственный совет на рассмотрение. Его члены подвергли устав серьезной критике. Их не устраивало, что этот документ предусматривал изменение порядка назначения на ключевые должности (например, на должность ректора). Однако Александр III в данной ситуации принял позицию тех, кто поддержал идеи И. Д. Делянова и Д. А. Толстого. Почему? Ответ прост — император разделял убеждения разработчиков университетского устава и считал, что для развития Российской империи и предотвращения распространения террористических идей требуется ужесточить требования к преподавателям и студентам.

18 августа 1884 г. Александр III подписал указ, который уполномочивал Сенат ввести в действие новый общий университетский устав. Данный нормативный правовой акт признавался основным документом, который будет регламентировать работу Московского, Санкт-Петербургского, Казанского, Харьковского и Новороссийского университетов, а также университета св. Владимира. Позже действие устава было распространено на Варшавский, Дерптский и Томский университеты.

Некоторые положения университетского устава 1884 г. имели преемственность с университетскими уставами, изданными ранее. Например, в уставе 1884 г. говорилось, что все университеты находятся под покровительством императора, как было на протяжении всего девятнадцатого столетия. Оставалась прежней структура университета — учебное заведение делилось на факультеты [5].

Однако университетский устав 1884 г. содержал много нововведении. По большей части они касались системы управления университетами. Теперь главную роль в работе данных учреждении играл попечитель учебного округа. Он заботился о благосостоянии университета, следил за качеством преподавания и исполнением положении устава. Также попечитель имел право привлекать к ответственности тех, кто не подчинялся правилам, и ходатайствовать о поощрении лиц, беспрекословно соблюдающих пункты университетского устава (& 406).

Однако ректор тоже обладал широкими полномочиями. Все должностные лица были обязаны исполнять его законные требования (& 412), к тому же он мог проводить проверки всех подразделении университета (& 415). В чрезвычайных ситуациях ректор имел право принимать такие меры для поддержания порядка, которые выходили за рамки его власти. О данных решениях и действиях он должен был докладывать попечителю учебного округа, Совету и Правлению университета.

Университетский устав 1884 г. вводил новую должность — инспектор университета. Он подчинялся ректору и исполнял его требования. Нужно отметить, что инспектор следил за поведением студентов не только в стенах университета, но и, по возможности, за пределами учебного заведения. Данное положение университетского устава 1884 г. говорит об ужесточении политического режима, которое повлияла и на сферу высшего образования.

В документе также были прописаны требования, предъявляемые к лицам, которые хотели работать в университете. Подчеркивалось, что профессор должен иметь степень доктора наук и опыт преподавательской деятельности. Если профессор проработал в университете 30 лет, министр народного просвещения мог назначить ему вознаграждение в размере 1200 рублей, которое выплачивались в течение 5 лет (срок мог быть продлен). Должность профессора давала определенные привилегии, которые делали профессию преподавателя привлекательной.

Серьезные изменения коснулись организации учебы. Согласно новому университетскому уставу студенты имели право выбора учебного плана. Учащиеся каждого факультета могли выбрать усложненный или облегченный вариант. Юноши, которые успешно изучили все курсы определенного учебного плана и получили подтверждающее данный факт выпускное свидетельство, допускались к испытаниям, которые раньше в учебных заведениях Российской империи не практиковались. Специальная комиссия, председателя и членов которой назначал попечитель учебного округа, должна была проверить знания испытуемого, и, если они удовлетворяли особым требованиям, выдать ему диплом I или II степени — в зависимости от учебного плана, по которому учился студент.

Данные нововведения были схожи с правилами европейских университетов. Александр III хотел приблизить учебные заведения Российской империи к западным в плане организации обучения, однако было между русской и заграничной практиками существенное отличие: в российских университетах была очень высокой степень контроля за студентами, что отсутствовало за рубежом.

Последние положения университетского устава были посвящены правам и привилегиям университетов, в чем обнаруживается преемственность с университетскими уставами 1835 г. и 1863 г. Университеты имели специальную печать с изображением герба и наименованием университета, могли создавать книжные лавки и типографии. В уставе также отмечалось, что работники университета пользуются преимуществами, обозначенными в Уставах о службе по определению от правительства и о пенсиях и единовременных пособиях. Отдельно в уставе обозначены привилегии иностранных преподавателей — по приезду в Россию им не нужно было платить пошлину за свой багаж.

Анализ положений университетского устава 1884 г. показывает, что данный документ ограничивал автономию университетов. Широкие полномочия получил попечитель учебного округа: он осуществлял контроль над университетом и формировал университетские комиссии, которые проводили испытания и принимали решение о выдаче студенту диплома. Также надзор за поведением учащихся осуществлял инспектор, который имел право следить за молодыми людьми даже когда они находились вне учебного заведения. Данные нововведения характеризуют политику Александра III, который хотел ужесточить внутриполитический режим.

Однако нельзя давать университетскому уставу 1884 г. отрицательную характеристику. Согласно этому нормативному правовому акту студенты получили право выбирать учебный план, по которому хотели бы учиться, что говорит о желании властей предоставить обучающимся возможность участвовать в формировании учебного процесса. Государство стремилось приблизить обучение в российских университетах к учебе в европейских учебных заведениях, однако монархическая форма правления и жесткий контроль государства над жизнью общества придавали образовательной специфике Российской империи особые черты.

Таким образом, университетскому уставу 1884 г. нельзя дать однозначную оценку. С одной сторону, он резко ограничил автономию университетов, что отразилось на привлекательности университетского образования. С другой стороны, положения данного документа были направлены на улучшение качества обучения. Введение испытаний для выпускников заставляло студентов внимательнее относиться к учебе. Этому способствовало и деление учебного периода на полугодия. Кроме того, студентам разрешался переход из одного университета в другой, что говорило о готовности государства идти навстречу учащимся. Несмотря на то, что университетский устав 1884 г. ограничил самостоятельность университетов, его издание являлось успешным шагом на трудном пути создания эффективной системы образования. В конечном итоге за 13-летнее царствование Александра III в России не случилось ни войн, ни крупных народных волнении. Может, причиной этого послужили некоторые меры, которые ужесточили режим?

Основные термины (генерируются автоматически): III, университетский устав, Российская империя, устав, учебный округ, университет, учебный план, народное просвещение, нормативный правовой акт, учебное заведение.

Читайте также: