План самообразования воспитателя доу по фгос в средней группе по экспериментированию
Обновлено: 02.07.2024
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в познавательно- исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
- Живая природа
- Неживая природа
- Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
- Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
- Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.
Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Работа педагога:
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:
- умение анализировать научно-методическую литературу;
- умение применять полученные знания на практике;
- активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся: · самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- предлагать возможные варианты решения;
- исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности
Этапы создания системы работы:
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
- Разработка перспективного планирования экспериментальной
деятельности с детьми. Условия реализации.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1.безопасность для жизни и здоровья детей;
Пространственная предметно-развивающая среда пополнилась центром игр с водой и песком.
Целью которого явилось выяснение отношения родителей к познавательно-исследовательской деятельности детей.
Консультации для родителей на темы:
Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
- стимулирование проведения водоохранных мероприятий в образовательных учреждениях;
- повышение уровня экологического образования воспитанников;
- формирование представления о чистой воде, как о величайшей ценности живой природы;
- развитие социальной активности, воспитание ответственности за экологическое благополучие окружающей среды;
- способствовать повышению ответственности родителей в воспитании детей.
- воспитывать у детей и родителей чувство ответственности за экологическое благополучие окружающей среды;
- способствовать формированию убеждения в важности личного вклада каждого в охрану водных ресурсов;
- воспитывать чувство гордости за свой город, округ;
- стимулировать интерес к творчеству, научным исследованиям и практическому применению полученных знаний и навыков.
На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.
Презентация работы над проектом (отображение новостей проекта, оформление папок) на сайте педагога.
Работа с педагогами
Для педагогов были предложены консультации:
Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
План реализации программы по самообразованию
План реализации
сроки
Форма работы
Содержание
Подготовительный.1.Изучение проблемы в научно-методической работе.
2.Создание пространственной предметно- развивающей среды.
1.Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Аналитико- диагностический.Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители), анализ состояния воспитательно- образовательной работы в группе.
8 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования
Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития детского экспериментирования.
Основной.
Использование опыта на практике(методы, приёмы, технологии)
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности
детей средней группы. Реализация проекта «Что за чудесница, водица - волшебница
Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах, системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
• Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
• Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые. Работа педагога:
• Изучение научно-педагогической литературы;
• Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
• Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
• Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
• Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;
• Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
• Активное участие в работе методического объединения района;
• Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
• Обучение на курсах повышения квалификации;
• Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:
• умение анализировать научно-методическую литературу;
• умение применять полученные знания на практике;
• активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся: • самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
• предлагать возможные варианты решения;
• исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной
деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы:
Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.
• Анкета для родителей:
Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей.
Работа с педагогами
Для педагогов были предложены консультации:
• Анкета для педагогов:
Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
План реализации программы по самообразованию
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1. безопасность для жизни и здоровья детей;
3. доступность расположения.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1. Живая природа
2. Неживая природа
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника : развития личности и психического развития.
Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :
повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе;
повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Оценить 2091 0
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
воспитатель:
Еськина Анна Николаевна
г.о.г.Выкса 2015г
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы..
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково - исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
Изучение научно-педагогической литературы;
Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;
Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
Обучение на курсах повышения квалификации;
Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:
умение анализировать научно-методическую литературу;
умение применять полученные знания на практике;
активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся: самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
предлагать возможные варианты решения;
исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной
деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы:
Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.
Анкета для родителей:
Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей.
Работа с педагогами
Для педагогов были предложены консультации:
Анкета для педагогов:
Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
План реализации программы по самообразованию
План реализации
Форма работы
Подготовительный.
1.Изучение проблемы в научно-методической работе.
2.Создание предметно- развивающей среды.
1.Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Аналитико - диагностический.
Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители), анализ состояния воспитательно- образовательной работы в группе.
7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования
Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития детского экспериментирования.
Использование опыта на практике(методы, приёмы, технологии)
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности
детей средней группы
Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах, системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности
Заключительный.
(открытые просмотры, выставка работ)
Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.
Папка-передвижка для родителей и детей.
(поиск интересной информации о явлениях природы).
Создание мини-музея камней
Создание коллекции гербария.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1.безопасность для жизни и здоровья детей;
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.
Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :
повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;
повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Список литературы:
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развитию личности дошкольникаИменно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развитию личности дошкольника
Читайте также: