Хухлаев о не такой как все школьный психолог 2008 3

Обновлено: 02.07.2024

Хухлаев О.Е.
Не такой как все: психологическая адаптация детей-мигрантов из инокультурной среды в начальной школе (материалы к тренингу) // Школьный психолог №18 (352) 16-30.09.2005. – с.35-38.
В настоящее время в российских школах учится большое количество детей мигрантов, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Зачастую перед психологами корме типовых коммуникативных, личностных и прочих проблем встает вопрос о том, как помочь этим детям адаптироваться в классе и как содействовать тому, что бы класс принял этих детей.


  1. Осознание своей этнической уникальности в контексте целостного культурного контекста.

  2. Развитие культурной сензитивности, чувствительности и уважения к культурным различиям.

  3. Обучение базовым навыкам этнокультурной компетентности.

По выбору ведущего.

Основное содержание занятия.

Жил- был маленький- маленький котенок. Жил он в маленьком и очень уютном домике, вместе со своей мамой- кошкой и папой- котом и вместе со своими братьями и сестрами- котятами. И был он самый маленький и еще очень рыжий. Да-да, совсем рыжий и яркий. Когда он шел по улице, сразу было видно, что это именно ОН идет, такой он был рыжий. И самое удивительное было то, что все вокруг него были серые: темно-серые, светло-серые, серые в черную и белую полоску и не одного, ну совсем не одного рыжего. Все в его семье и мама- кошка, и папа-кот, и все котята-были очень красивых серых оттенков; и вся его родня были серые; и все знакомые. Словом из всех, кого он знал, он был один такой рыжий!

И вот, однажды, случился с ним совсем печальный случай. Когда наш маленький котенок гулял во дворе, он увидел двух сиамских котят, которые весело играли в мячик, прыгали и веселились.

- Привет, - сказал рыжий котенок, - вы так здорово играете. Можно, и я поиграю с вами?

- Не знаем, - сказали котята, - видишь, какие мы красивые: голубовато-серого цвета, а ты какой- то странный, почти красный, мы никогда таких не видели, и лучше будем играть вдвоем.

Маленькому котенку было очень обидно и больно. И стал он такой печальный, и совсем перестал гулять во дворе, а все больше сидел дома и смотрел в окно. Маме он говорил, что просто ему совсем не хочется гулять, но, на самом деле, он просто очень боялся, что будет гулять там совсем один и никто не захочет играть с ним!

Вопросы для обсуждения:

Из-за чего грустил и переживал котенок? Почему с ним не хотели играть? Что значит быть не таким как все?

Что понял котенок, когда посмотрел на солнышко?

С вами когда-нибудь случалось что-то похожее? Чему ты мог бы научиться у котенка, а чему его мог бы научить сам?

Рефлексия занятия:

Чем хорошо быть не таким как все? Для чего это может пригодиться?

Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем одному из них завязывают глаза и ставят в круг на другое место. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним.

Основное содержание занятия.

В одной стране никогда не было лис. И вот однажды там поселилась одна лисиная семья. Я вам расскажу про приключения их сына.

Было жарко. Лисенок открыл глаза и увидел большую мохнатую голову неизвестного ему зверя.

Лисенко увидел, что все они были одного цвета. Их светлая шерсть была совсем не такой, как у него.

И вот однажды в лесу было наводнение. Лисенок гулял и увидел широкую реку, текущую посередине леса. На ее берегу стояли грустные медведи, - их дом был на другом берегу и они не могли туда попасть.

Звери этой страны стали часто приходить в гости к лисам, чтобы попробовать необычную еду, послушать об их необычной жизни и узнать что-то новое.


  1. Почему лисенку было грустно? С вами бывало такое?

  2. Как бы вы поступили на месте лисенка (когда он перепрыгнул реку)?

  3. Что помогло лисенку подружиться с местными зверями?

- Случались ли с вами такие случаи? Как вы справлялись с ними?


Занятие 3. Иностранец.

Каждый ребенок, по очереди, выходит перед группой и изображает мимикой и пантомимикой (без слов) то животное, которое ему больше всего нравится. Группа угадывает название животного.

Основное содержание занятия.

Ведущий рассказывает историю, которая в процессе рассказа и разыгрывается в ролях детьми. Часть детей – 5-6 чел. изображает зверей, а остальные – зрителей, которые потом должны будут помочь зверям.

Стимулируется возникновение диалога между зрителями и актерами, затем разыгрывается выход из ситуации, предложенный детьми. В случае затруднения, можно напомнить, что происходило между животными и как мы это решили.

- Почему люди не всегда хорошо относятся к иностранцам?

По выбору ведущего

Основное содержание

Детям читается рассказ про Халифа Омара 1 .

Затем дети обсуждают историю, отвечая на следующие вопросы:

Что бы вы сделали на месте Царя Джаблаха? Как бы вы поступили?

Как вы считаете, мы должны относиться ко всем людям одинаково?

Что сделал бы царь Джаблах, если бы он был терпимым человеком и принимал других?

После обсуждения разыгрывается сценка по истории, где завершение происходит по схеме (или схемам) предложенной детьми в ответе на последний вопрос.

Рефлексия занятия

Один из участников с закрытыми глазами садится на стул лицом к группе. Ребята по очереди тихонько подходят к нему, на несколько секунд кладут на его ладошки свои. Водящему необходимо догадаться, чьи ладошки “приходили к нему в гости”.

Основное содержание занятия.

Моя этническая принадлежность.

Ведущий просит все желающих детей выйти перед группой и закончить фразы: "Я-(называется этническая принадлежность по выбору ребенка), я люблю….Я умею …Я мечтаю о том…Я считаю правильным…" (количество и сложность фраз в зависимости от уровня группы). То же самое могут проделать еще несколько желающих детей.

Затем надо представить "как если бы мы были…..(выбирается любая этническая группа). Чье название знакомо детям) – так же выйти и произнести "Я .. и т.п". "А теперь мы побываем американцами (японцами, немцами и пр.) – кого вы еще знаете?

В завершение делается вывод о том, что мир очень разный на нем живет много разных людей, каждый из них любит что-то свое, мечтает по своему и т.п., то есть мир как-бы разноцветный

Разноцветный мир.

Дети разбиваются на 3 группы по цветным карточкам (3 цвета) которые они вытягивают. Они придумывают: название своей страны, любимое блюдо, как здороваются и т.п. в зависимости от группы и от времени, а затем представляют друг другу.

- Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные? Почему есть люди, которым это не нравится? Что бы вы им сказали?
Занятие 6. Разноцветный мир (окончание).

Когнитивный блок.

Основное содержание занятия.

Разноцветный мир (рисунок).

Детям говорится о том, что мы на прошлом уроке делились на три страны разных цветов. А теперь нужно придумать свой разноцветный мир – взять большой лист (2 склеенных листа А4) разделить на части и нарисовать разные страны. Ведущий опрашивая детей выясняет, чем отличаются страны и люди, нарисованные ими, и что у них общее.

Психологическая адаптация детей-мигрантов
из инокультурной среды в начальной школе

МАТЕРИАЛЫ К ТРЕНИНГУ

В настоящее время в российских школах учится большое количество детей-мигрантов как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Зачастую перед психологами, кроме типовых коммуникативных, личностных и прочих проблем, встает проблема, как помочь этим детям адаптироваться в классе и как содействовать тому, чтобы класс принял этих детей.

Представленные упражнения направлены на решение следующих задач:

1. Осознание своей этнической уникальности в целостном культурном контексте.

2. Развитие культурной сензитивности, чувствительности и уважения к культурным различиям.

3. Обучение базовым навыкам этнокультурной компетентности.

Подчеркнем, что последовательность занятий условна, поэтому их следует рассматривать в первую очередь как материалы, вводимые в общую структуру психологического сопровождения в школе. Однако это не мешает в отдельных случаях использовать их и как целостный тренинг.

ЗАНЯТИЕ 1. Не такой, как все

Разминка (по выбору ведущего)

Основное содержание занятия

Жил-был маленький-маленький котенок. Жил он в маленьком и очень уютном домике вместе со своей мамой-кошкой, папой-котом и со своими братьями и сестрами-котятами. И был он самый маленький и очень рыжий. Да-да, совсем рыжий и яркий. Когда он шел по улице, сразу было видно, что это именно ОН идет, такой он был рыжий. Самое удивительное, что все вокруг были серые: темно-серые, светло-серые, серые в черную и белую полоску — и ни одного, ну совсем ни одного рыжего. И вся его семья, и родня, и знакомые были серые. Словом, из тех, кого он знал, он был один такой рыжий!

И вот однажды произошел с ним совсем печальный случай. Когда наш маленький котенок гулял во дворе, он увидел двух сиамских котят, которые весело играли в мячик, прыгали и веселились.

— Привет, — сказал рыжий котенок, — вы так здорово играете. Можно, и я поиграю с вами?

— Не знаем, — ответили котята. — Видишь, какие мы красивые, голубовато-серые, а ты какой-то странный, почти красный, мы никогда таких не видели и лучше будем играть вдвоем!

Тут к ним подошел большой озорной котенок с соседнего двора, темно-серый в тонкую черную полоску. Он недобро усмехнулся и сказал:

— Ты такой маленький и такой оранжевый. Очень может быть, что ты вовсе не маленький рыжий котенок, а просто-напросто большая красная МЫШЬ.

Маленькому котенку было обидно и больно. Стал он очень печальный и перестал гулять во дворе, все больше сидел дома и смотрел в окно. Маме он говорил, что ему просто не хочется гулять, но на самом деле он боялся, что будет гулять там совсем один и никто не захочет с ним играть.

Во дворе царила ужасная суматоха: все столпились вокруг большого дерева, на котором сидел маленький белый котенок и громко плакал (он боялся спускаться с дерева). Все беспокоились, что он упадет. А наш рыжий котенок храбро залез на дерево и снял малыша. Все вокруг радовались и говорили:

— Смотрите, какой храбрый и добрый котенок!

— Он очень смелый, просто настоящий герой!

И все поздравляли котенка, которому было от этого радостно, он выпрямился во весь рост и распушил хвостик.

— Смотрите, какой он красивый, добрый и яркий, как маленькое солнышко! — сказал кто-то. И маленький котенок пошел домой очень-очень счастливый и светло улыбался всем вокруг.

Вопросы для обсуждения

— Из-за чего грустил и переживал котенок? Почему с ним не хотели играть? Что значит быть не таким, как все?

— Что понял котенок, когда посмотрел на солнышко?

— С вами когда-нибудь случалось что-то похожее? Чему ты мог бы научиться у котенка, а чему мог бы научить его сам?

Рефлексия

— Почему хорошо быть не таким, как все? Для чего это может пригодиться?

ЗАНЯТИЕ 2. В чужой стране

Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем одному из них завязывают глаза и ставят в круг на другое место. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним.

Основное содержание занятия

В одной стране никогда не было лис. И вот однажды там поселилась лисиная семья. Я вам расскажу про приключения их сына.

Было жарко. Лисенок открыл глаза и увидел большую мохнатую голову неизвестного ему зверя.

— Ты кто такой? Как ты оказался в нашей стране? Р-р-р-в-ав!

Лисенок потянулся, ведь он только что проснулся, и сказал:

— Я это я, а ты кто?

— Ах, ты еще и нахал, чужак! — грозно зарычал неизвестный зверь. — ну смотри, попадешь в беду!

Он развернулся и побежал прочь.

Лисенок поднялся и оглянулся по сторонам. Все вокруг было ему незнакомо, и от этого стало немного страшно. Всюду пробегали совсем непохожие на него звери. Кто-то из них вдруг увидел лисенка и закричал:

— Смотрите, какой смешной!

Все звери повернулись к нему. Они смеялись и тыкали в него своими лапами:

— Какой он страшный и некрасивый!

Лисенок увидел, что все они одного цвета, их светлая шерсть совсем не такая, как у него.

— Иди отсюда, чужак! — кричали ему. — Мы не будем с тобой играть.

И вот однажды в лесу случилось наводнение. Лисенок, гуляя, увидел широкую реку, текущую посередине леса. На ее берегу стояли грустные медведи: их дом был на другом берегу, и они не могли туда попасть.

— Я вам помогу, — прошептал лисенок. Он перепрыгнул обратно и быстро научил медведей прыгать через реку. Оказалось, надо было только посильнее разбежаться и все. А маленьких он перенес на своих плечах.

— А мы думали, что ты злой и плохой, — сказали медведи. — Прости нас, мы никогда не видели таких, как ты, с такой шерстью.

— Расскажи о своих маме и папе, — попросил маленький медвежонок, — во что вы играете, что едите?

— Побежали! — закричал лисенок, и они вместе отправились к нему домой.

Звери этой страны стали часто приходить в гости к лисам, чтобы попробовать необычную еду, послушать рассказы об их необычной жизни и узнать что-то новое.

Вопросы для обсуждения

— Почему лисенку было грустно? С вами бывало такое?

— Как бы вы поступили на месте лисенка (когда он перепрыгнул реку)?

— Что помогло лисенку подружиться с местными зверями?

— Бывали ли у вас такие случаи? Как вы справлялись с ними?

ЗАНЯТИЕ 3. Иностранец

Каждый ребенок по очереди выходит перед группой и изображает мимикой и пантомимой (без слов) то животное, которое ему больше всего нравится. Группа угадывает название животного.

Основное содержание занятия

Ведущий рассказывает историю, которая в процессе рассказа разыгрывается детьми по ролям. Часть детей (5–6 человек) изображают зверей, а остальные — зрителей, которые потом должны будут помочь зверям.

Жили на свете разные звери. Как-то раз собрались они на большой поляне в лесу и стали говорить о том, какая еда вкуснее. Тигр сказал:

— Вкуснее всего мясо!

— Нет, морковка, — перебил его заяц.

— Самое вкусное — это молоко, — сказала кошка.

— Вкуснее всего бананы, — закричала обезьяна.

— Неправда, лучшая еда — это трава, — ударила копытом лошадь.

Ведущий. Мы видели, что сейчас происходило у зверей, теперь мы посмотрим, как то же самое бывает у людей.

Стимулируется диалог между зрителями и актерами, затем разыгрывается выход из ситуации, предложенный детьми. В случае затруднения можно напомнить, что происходило между животными и как там это решили.

Рефлексия

— Почему люди не всегда хорошо относятся к иностранцам?

По выбору ведущего.

Основное содержание занятия

Детям читается следующая история (взята из книги: Риэрдон Б. Толерантность — дорога к миру. — М., 2001).

История про халифа Омара

Дети обсуждают историю, отвечая на следующие вопросы:

— Что бы вы сделали на месте царя Джаблаха? Как бы вы поступили?

— Как вы считаете, должны ли мы относиться ко всем людям одинаково?

— Что сделал бы царь Джаблах, если бы он был терпимым человеком и принимал других?

После обсуждения разыгрывается сценка по рассказанной истории, где завершение происходит по схеме (или схемам), предложенной детьми в ответ на последний вопрос.

Рефлексия

ЗАНЯТИЕ 5. Разноцветный мир

Разогрев

Основное содержание занятия

Моя этническая принадлежность

Ведущий. А теперь мы побываем американцами (японцами, немцами и пр.). Кого вы еще знаете?

В заключение делается вывод о том, что мир очень разный, в нем живет много разных людей, каждый из них любит что-то свое, мечтает по-своему, отличается от других внешне, то есть мир как бы разноцветный.

Разноцветный мир

Дети разбиваются на три группы по цветным карточкам (три цвета), которые они вытягивают. Каждая группа придумывает: название своей страны, любимое блюдо, как здороваются и пр. (в зависимости от группы и от времени), а затем представляют друг другу свои проекты.

Рефлексия

— Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные?

— Почему есть люди, которым это не нравится? Что бы вы им сказали?

ЗАНЯТИЕ 6. Разноцветный мир

Ведущий. Мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Давайте убедимся в этом. Пересядьте все, кто любит мороженое, плавать в реке, ложиться спать вовремя, убирать игрушки…

Дети сначала просто играют, а затем делают вывод о том, что действительно у них есть много общего.

Основное содержание занятия

Разноцветный мир (рисунок)

Ведущий. Мы на прошлом уроке делились на три страны разных цветов. А теперь нужно придумать свой разноцветный мир. Возьмем большой лист (два склеенных листа формата А4), и нарисуем на нем разные страны.

Ведущий, опрашивая детей, выясняет, чем отличаются страны и люди, нарисованные ими, и что у них общего.

Школьный психолог 2008 №03

Главный редактор – И. Вачков. Издается с 1998 г. Выход один раз в месяц.

Журнал адресован практическим психологам образования, что очевидно уже из названия, и на ее страницах вы находите методические материалы, которые, как мы надеемся, помогают вам в работе. Регулярно мы публикуем также статьи о самом психологе, о его трудностях и проблемах, о путях профессионального самоопределения, о сути и смысле психологической профессии.
Педагогическое издание включает разделы: Календарь, Психология новой эры, Психология управления, Мэтры, Тезаурус, История вопроса, Психологический клуб, Психологическое лото, Метод в теории и на практике, Психологические технологии, Методическая копилка, Основы дефектологии, Вместе с учителем, Вместе с родителем, Личный опыт, Игротека, Инструменты, мастер-класс, Мастерская и другие. Для всех номеров публикуется содержание.

Тема номера: Всероссийская неделя школьной психологии.

Первая полоса.
Игорь Вачков. "C легкой руки Марины Битяновой…".

Всероссийская неделя психологии.
Галина Цукерман. "Пизанская башня отечественного образования".
Марина Гнетковская. "Черно-белая неделя".
Марина Панфилова. "Игровые минутки для школьников".
Марина Битянова. "Во тьме ночи и при свете дня".
Олег Хухлаев. "Не такой, как все".
Ирина Телегина. "Границы метода".
Людмила Мардер. "Воссоздание периода "детского марания"".
Надежда Болсуновская. "Тайм-менеджмент для школьников: методы, приемы, инструменты".
Ирина Лейбман. "Три наивных вопроса".
Александр Шувалов. ""Четыре стихии" в педагогике и психотерапии".
Екатерина Александрова. "Скорая помощь для подростка".
Людмила Мардер. "Пригоршня самоцветов".
Марина Битянова. "Что было, что будет, чем сердце успокоится…"

Участники делятся на пары. Каждой паре выдайте карточку с кратким описанием какой-либо конфликтной ситуации. Задача — подготовить и показать описанную ситуацию. Разговаривать при этом нельзя, можно использовать только мимику, движения и т. п. Задача остальных участников — определить, какой именно конфликт описан на карточке у выступающей пары. На подготовку парам дается (2 мин).

(Приложение 3)

Вопросы для обсуждения:

· Что вы чувствовали когда представляли ситуации?

· Всегда ли понятно то, что происходит, если мы просто смотрим на ситуацию?

· Что хотелось сделать больше всего?

· Почему так важно точно говорить, что именно происходит?

· Когда проще помочь в ситуации, которая может произойти?

Для этого упражнения понадобятся несколько добровольцев (5–7) — количество зависит от числа участников тренинга. Добровольцы выходят из кабинета и ждут, пока их не пригласят. В это время объясните учащимся правила игры: добровольцы будут заходить по одному и прослушивать рассказ. Их задача — пересказать услышанное следующему, вошедшему в кабинет участнику. Подсказывать нельзя.

(Приложение 3)

Задача аудитории — следить за тем, как искажается информация при ее передаче от одного человека к другому.

Когда зайдет последний участник и передаст полученную информацию группе, снова зачитайте оригинал.

Очень важно предложить учащимся проанализировать, как и почему информация искажается при передаче от одного человека к другому.

Вопросы для обсуждения:

· Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было делать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось?

· Кто из окружающих вошел в вашу галерею? На ком вы остановились?

· Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней.

· Как менялось ваше состояние в ходе упражнения?

· Чем отличаются чувства в начале и конце упражнения?

Этап. Завершение. (10 мин)

Я предлагаю вам записать свод правил, которым все будут следовать.

· У нас не выясняют отношения с кулаками.

· Не оскорбляют друг друга.

· Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.

· Не смеются над чужими недостатками.

· Не портят чужие вещи.

(И т.п, дети предлагают правила)

Педагог-психолог: - А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать. Мы повесим эти правила в классе и будем о них помнить. Ведь нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.

Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.

У вас есть стикеры – листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их).

Рефлексия:

- Что вам понравилось в занятии?

- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?

- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?

Итог занятия.

Педагог-психолог: - Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!

А еще я хочу подарить вам специальный сосуд. С его помощью мы будем ввести “счетчик травли” — каждый, кому сегодня досталось, кто видел что-то похожее на насилие, может положить в него камешек. По числу камешков мы сможем легко определить, насколько нынешний день был лучше предыдущего.

Упражнение “Спасибо за прекрасный день”

Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: “Спасибо за приятный день!”

Ожидаемые результаты

Профилактические мероприятия позволят создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство.

Формируются устойчивые доброжелательные отношения в группе подростков.

Приобретается навык конструктивного реагирования в конфликте, снижается агрессия, изменяются представления о самом себе.

“Отверженные” дети безболезненно включатся в процесс работы и развития классного коллектива. Улучшиться социальное самочувствие.

Список литературы

1. Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплочение неравнодушных.- М.: ФИРО 2011.

2. Хухлаев О. Не такой, как все. // Школьный психолог. – 2008, №3.

3. Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге.Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков.- М.:Генезис, 2012.

4. Защита детей от жестокого обращения/ Под редакцией Е.Н.Волковой. – СПб.:Питер, 2007

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика буллинга, формирование навыков конструктивного решения конфликтов.


Автор-составитель:

Горячева М.А.

воспитатель стационарного

отделения реабилитации

г. Кинешма, 2021г.

Форма проведения мероприятия

Цель и задачи занятия

Цель: профилактика буллинга в школьной среде.

Формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как травля, буллинг, психологическое насилие.

Развитие навыков выхода из ситуаций травли.

Воспитание толерантного отношения к сверстникам.

Развитие навыков межличностного взаимодействия.

Видео проектор, картинка дерево толерантности,

Общее групповое мероприятие.

Краткое содержание мероприятия

Вводная часть. Приветствие. Правила работы группы.

Основная часть:

— формулировка темы занятия

Заключительная часть:

Инновационные формы работы


Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплочение неравнодушных.- М.: ФИРО 2011.

 Хухлаев О. Не такой, как все. // Школьный психолог. – 2008, №3.

 Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге.Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков.- М.:Генезис, 2012.

 Защита детей от жестокого обращения/ Под редакцией Е.Н.Волковой. – СПб.:Питер, 2007

Вводная часть

Здравствуйте! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом. Хорошего нам настроения и успехов!

Все ли готовы к занятию? Тогда вперед!

Ребята, давайте вспомним правила работы группы:

— Мы всегда помогают друг другу

— На занятии все относятся друг к другу с уважением;

— Говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга

— Каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует.

Основная часть

Ребята, прежде, чем мы определим тему нашего занятия, я хочу показать вам отрывок из старого мультфильма, который вы все хорошо знаете.

Педагог Итак, ребята, кто вспомнит как называется эта сказка и кто ее автор? (ответы детей)

Педагог: Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?

Педагог: Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.

-А можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? (ответы детей)

К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и постоянно дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют.

— Определите из всего сказанного тему нашей беседы (дети высказывают свои предположения). Как вы думаете, о чем пойдет речь у нас сегодня? Правильно, о травле или другое название этого явления – буллинг.

Вопросы для обсуждения:

Как ты чувствовал себя, когда был королем?

Что тебе больше всего понравилось в этой роли?

Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?

Что ты чувствовал, когда был слугой?

Легко ли тебе было выполнять желания короля?

Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?

Участники делятся на пары. Каждой паре выдайте карточку с кратким описанием какой-либо конфликтной ситуации. Задача — подготовить и показать описанную ситуацию. Разговаривать при этом нельзя, можно использовать только мимику, движения и т. п. Задача остальных участников — определить, какой именно конфликт описан на карточке у выступающей пары.

Материал к упражнению. Ситуации

1. Вы ехали на велосипедах, столкнулись и теперь разбираетесь, кто прав, а кто виноват.

2. Ты выбираешь в магазине определенную модель роликовых коньков, а продавец нахваливает тебе другую, говоря, что она позволяет быстро ездить.

3. Ты собираешься поздно вечером на дискотеку, а мама не хочет тебя туда отпускать, говоря, что это опасно.

4. Ты принес учительнице домашнее задание, а она не хочет его принимать, утверждая, что ты его списал.

5. Вы с другом решили вместе прогуляться, но не можете договориться, куда именно идти: один хочет в парк, а второй на набережную.

Дерево толлерантности.

Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.

У вас есть стикеры – листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их).

Педагог: - Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!

А еще я хочу подарить вам специальный сосуд. С его помощью мы будем ввести “счетчик травли” — каждый, кому сегодня досталось, кто видел что-то похожее на насилие, может положить в него камешек. По числу камешков мы сможем легко определить, насколько нынешний день был лучше предыдущего.

Читайте также: