Тяжелый год сломил меня недуг анализ стихотворения кратко

Обновлено: 04.07.2024

В работе анализируются циклы стихов Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова. Автор подчёркивает сходство и различие тематики лирических произведений.

ВложениеРазмер
Исследовательская работа. 472.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Гипотеза: В двух циклах на тему любви много общего. Методы исследования: 1) изучение лирических произведений и их анализ. 2) сравнительная характеристика .

Тяжёлый год - сломил меня недуг, Беда застигла,- счастье изменило,- И не щадит меня ни враг, ни друг, И даже ты не пощадила! Истерзана, озлоблена борьбой, С своими кровными врагами! Страдалица! стоишь ты предо мной Прекрасным призраком с безумными глазами! Упали волосы до плеч, Уста горят, румянцем рдеют щеки, И необузданная речь Сливается в ужасные упрёки, Жестокие, неправые. Постой! Не я обрёк твои младые годы На жизнь без счастья и свободы, Я друг, я не губитель твой! Но ты не слушаешь.

Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла! Жизнь отреченья, жизнь страданья! В ее душевной глубине Ей оставались вспоминанья. Но изменили и оне. И на земле ей дико стало, Очарование ушло. Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело. И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя. Год не прошел – спроси и сведай, Что уцелело от нея? Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горючей влагою своей. Ты помнишь ли, при вашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебный взор, и речи, И смех младенчески-живой? И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!

Всё стихотворение пропитано тоской и грустью. Тютчев пишет не о выдуманной судьбе влюблённого человека, а о своей собственной. Даже больше о судьбе своей любимой, которая прошла через все унижения, которые были уготованы светским обществом для падшей женщины, в которую, по мнению питерской знати, превратилась Денисьева. Тютчев как бы пытается предупредить читателей обо всех опасностях любви, предостерегает, призывает быть осторожнее.

Великие поэты оставляют после себя наследие, что живет в веках. Таким был и Н. А. Некрасов. "Панаевский цикл", стихи которого многие слышали и читали, один из лучших образцов интимной лирики. Он всецело посвящен любви поэта к его музе – Авдотье Панаевой.

некрасов цикл панаевский

Н. А. Некрасов: знакомство с поэтом

Этот великий поэт писал особенным языком. Рожденный в дворянской семье, он душою был с простым народом. Писал про него и для него.

Николай Алексеевич родился в ранее богатой дворянской семье в Подольской губернии. Темной тучей над родом висела зависимость его глав от карточных игр. Дед Николая почти все свое имение проиграл в карты. Отец же воинской службой восстановил часть имущества, однако его развратная неправедная жизнь гуляки-помещика привела к тому, что большая семья с четырнадцатью детьми оказалась практически без средств к существованию.

Отдельно стоит сказать и о матери поэта. Именно благодаря ей он смог понять суть истинной, жертвенной любви и добра.

некрасов панаевский цикл стихи

Эта женщина была петербургской светской дамой, о ее роковую холодность разбились многие сердца. Она отличалась красотой и особым поведением. Кроме внешней привлекательности была в ней еще и незримая загадка, присущая роковым женщинам, из-за которых рушатся судьбы и обрываются жизни.

Панаева была замужем, и поэт целый год держал свои чувства в себе, но их сила была столь велика, что покорила сердце этой дамы. А дальше был гражданский брак, в котором они прожили полтора десятка лет.

панаевский цикл некрасова список стихов

Цикл стихов, посвященных любимой поэта, рассказывает о чувствах и переживаниях лирического героя, о его страданиях от ссор и радостях примирения, огорчений от мелких размолвок. Здесь есть место для мучительных философских раздумий о жизни и смерти, любви и ненависти, страданиях и радости.

Практически не сохранились исторические данные об отношениях поэта с Авдотьей Панаевой. Однако именно цикл показывает нам чувства и переживания поэта. Он – отражение пережитого и прочувствованного.

В поэтических строках сборника, лирический герой то воспевает свои чувства к любимой, то совершенно простым языком, почти прозаически говорит о ссорах и непонимании, грустит о том, как же не совершенен характер его возлюбленной.

некрасов стихи о любви панаевский цикл

Прежде чем перейти к стихотворениям, стоит напомнить, когда и в какую эпоху они были созданы. Тогда открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, страдания было не принято, обществом откровенность не приветствовалась. Но любовь поэта развязала ему руки и избавила от предрассудков. Он творил, будто выливал на бумаге свои чувства и мысли, радости и обиды.

Это не полный список. По мнению критиков и литературоведов многие стихи, посвященные Панаевой, так и не были опубликованы. Еще часть безвозвратно погибла в сожженных Авдотьей письмах. Однако те, что уцелели, передают общую картину и атмосферу всего цикла.

Литературный анализ

Общая тема цикла – это любовь и жизнь, взлеты и падения. Многие критики рассматривают поэзию этого цикла и с философской точки зрения. Еще бы, ведь всю жизненную философию, индивидуальный взгляд на многие истины автор заключает в свои строфы.

В одном из стихотворений ("Прощание") описывается расставание влюбленных. В строках сквозит не просто грусть – любовь лирического героя настолько сильна, что разлуку он сравнивает со смертью.

Стихотворения, посвященные Авдотье Панаевой, глубоко биографичны. Поэт не скрывает свои чувства, показывает их в своих стихах. Многие моменты их отношений запечатлены в сборнике, при этом, радуясь мгновеньям гармонии и мимолетного счастья, поэт не боится воспевать и горечь, как неотъемлемую часть любви и страсти.

какие стихи входят в панаевский цикл некрасова

Средства выразительности в стихотворениях цикла

Многие поэты в попытке придать своим стихам яркость и самобытность отдавали предпочтение минимуму средств выразительности, опираясь лишь на свои чувства. Таким создавал Некрасов "Панаевский цикл", стихи которого легки и написаны очень простым понятным языком. Однако если исключить полностью эмоциональную часть, это может сделать поэзию слишком прозаической.

Литературоведы и исследователи "Панаевского цикла" выделили несколько постоянных средств выразительности, которые использовал Николай Некрасов в своих поэтических строках.

Среди средств выразительности на втором месте после антитезы в поэзиях, посвященных Авдотье Панаевой, стоят эпитеты.

Роман поэта и его возлюбленной был совершенно безумным. Страсть и эмоции испепеляли их сердца. Общество обсуждало эти отношения, они были совершенно непонятны для современников.

Лирический герой цикла

Даже не углубляясь в литературоведческие приемы анализа цикла, можно смело сказать, что лирический герой – это не отвлеченный или собирательный образ, а духовное воплощение самого поэта. Это подчеркивает эпистолярный стиль поэзии (стихи напоминают письма поэта к любимой). Цикл – это своеобразный дневник поэта, он создавался на протяжении десятилетий, отображая духовные искания, зрелость и взросление автора.

Эмоции лирического героя постоянно меняется в зависимости от его чувств и настроения любимой.

Образ любимой женщины

Образ лирической героини цикла все время меняется. Эта женщина добра и нежна, но пережитые невзгоды делают ее все жестче и сильнее. До Некрасова отобразить в поэзии такие глубокие перемены в характерах героев мало кому удавалось.

Особенности цикла

Особенности "Панаевского цикла" Некрасова заключатся в его откровенности и тончайшем психологизме. Поэт взмахом пера обнажает самые сокровенные чувства и переживания.

Ярким отличием этих произведений выступает идущие рука об руку поэзия и проза любви. Романтические возвышенные чувства перекликаются, замещаются реалистическими, иногда даже натуралистическими деталями.

Чем выше взлет, тем сильнее падение. "Панаевский цикл" стал своеобразным откровением поэта.

Еще одной особенностью цикла выступает несвойственный поэзии драматизм и эпичность. Своеобразный любовный эпос Некрасова несет в себе множество сюжетных линий и чувств.

Среди прочих средств выразительности поэт применил интересный прием - полифонию. Это звучание двух и больше голосов лирических героев. В стихотворениях идут диалоги автора со своим внутренним голосом, диалог мысли и чувства, мнимый разговор поэта и ее любимой.

Стоит отметить также тонкий психологизм и многогранность переживаний героев стихотворений. Их внутренняя драма была обусловлена не только личными эмоциями, но и постоянным давлением общества, для которого их любовь была преступной и непонятой.

любовная лирика некрасова стихи панаевского цикла

"Панаевский цикл" Некрасова и "Денисьевский цикл" Тютчева

Этот цикл поэт также посвятил своей любимой женщине – Елене Александровне Денисьевой. Эта девушка была студенткой Смольного института, где обучались дочери Тютчева. Двадцать лет разницы в возрасте и семья Федора Ивановича не стали преградой всепоглощающей страсти и любви между этими такими разными людьми. Их чувство породило множество осуждений и обсуждений в обществе, однако разлучить их смогла лишь болезнь, которая унесла жизнь еще совсем молодой Елены.

Как и "Панаевский цикл" Некрасова, "Денисьевский цикл" посвящен искренней и сильной любви, которая меняет человека, облагораживает и превозносит его чувства.

О Елене Денисьевой известно очень мало. Но ее имя в истории и литературе живет, благодаря посвященным поэтом стихам.

н а некрасов панаевский цикл

Сравнительный анализ циклов Н. Некрасова и Ф. Тютчева

В этих, объединенных одной темой сборниках, очень много общего. Оба цикла посвящены горячо любимой женщине, в каждом из них описываются разнообразные чувства, иногда – совершенно противоречащие друг другу в одном и том же стихотворении.

Как и "Панаевский цикл" Некрасова (анализ которого можно увидеть выше) "Денисьевский цикл" раскрывает самые неожиданные стороны жизни. "О, как убийственно мы любим" у Тютчева и "Мы с тобой бестолковые люди" у Некрасова, например, раскрывают тему любви, которая гибнет в ссорах и предрассудках, осуждении и непонимании.

В обоих циклах также раскрывается идея об ответных чувствах ("Пошли, господь, свою отраду" Ф. Тютчева и "Давно - отвергнутый тобою" Н. Некрасова).

Несмотря на серьезное сходство, в этих жемчужинах поэзии есть немало различий. Например, Некрасов цикл "Панаевский" писал более легким и воздушным слогом. Поэт использовал простой и понятный язык. Федор Тютчев отдает предпочтение более напевному, лирическому стилю, в котором можно по желанию отследить черты анакреонтической и пасторальной поэзии.

Каждый из этих циклов несет свой багаж чувств и переживаний. Некрасов цикл "Панаевский" создавал под сильнейшим социальным гнетом. Общими были для поэтов отторжение общества, его осуждение, что не помешало расцвести их чувствам к любимым женщинам, но весьма ощутимо измотало, истерзало их сердца. Оба романа - Некрасова с Панаевой и Тютчева с Денисьевой - были непонятны их современникам.

Разными были и судьбы поэтов и их любимых. Учитывая, что оба цикла биографичны, ожидать тождества любовных историй не стоит.

В заключение

Почти полтора десятилетия создавал Некрасов стихи о любви. "Панаевский цикл" носит необычно яркий, биографический характер и легкая авторская речь сделали этот сборник настоящей жемчужиной русской поэзии. Это поэтический сборник отдельных стихотворений, но если прочесть его в хронологическом порядке, создается впечатление, что перед нами настоящий роман. Здесь есть любовь и разлука, счастье и горечь, тепло и холод, страсть и безмятежность. Лирические герои цикла со временем меняются, они взрослеют и становятся терпимее, мудрее. В этом сборнике отражена сама любовь длиною не в десятилетие, а в жизнь.

Если, мучимый страстью мятежной,
Позабылся ревнивый твой друг
И в душе твоей, кроткой и нежной,
Злое чувство проснулося вдруг –

Все, что вызвано словом ревнивым,
Все, что подняло бурю в груди,
Переполнена гневом правдивым,
Беспощадно ему возврати.

Отвечай негодующим взором,
Оправданья и слезы осмей,
Порази его жгучим укором –
Всю до капли досаду излей!

Лирический герой не жаждет прощения, он ищет – понимания и веры, понимания его ревности, вызванной только сильной любовью, и веры, что ревность сильнее всего терзает того, в чье сердце она проникает.

Но, любя, свое сердце готовь
Выносить непрестанные грозы,
В нашем мире, дитя, где любовь,
Там и слезы.

Любовь несет муки и тревоги, обиды и ссоры, но только она дает жизни высокий смысл. Даже не близость любимой, а только ее письма способны внести в душу героя веру в жизнь:

Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне рассказываешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе,
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?

В стихотворении, обращенном к И.С. Тургеневу, Некрасов вновь повторит эту мысль: да, любовь одна составляет смысл человеческой жизни:

Нет лучшей доли!
Живешь легко, глядишь светлей,
Не жалко времени и воли,
Не стыдно праздности своей,
Душа тоскливо вдаль не рвется
И вся блаженна перед той,
Чье сердце ласковое бьется
Одним биением с тобой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1.1. Образы лирических героев………………………………………

2.1. Строфика и ритмика стихов………………………………………

2.2. Тропы и фигуры речи в цикле……………………………………

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
Своей карающею лирой.

Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он - ненавидя!

Возрождение духовности в современном обществе связано с установлением общечеловеческих нравственных, эстетических, гуманистических и гражданственных ценностей. В этой связи особую значимость приобретают вопросы современного прочтения произведений русской классики и поиск новых эффективных путей их рассмотрения, учитывающих художественную специфику произведений и способствующих духовно-нравственному, интеллектуальному, эмоциональному, литературному развитию социума, повышению эстетической восприимчивости и интереса к русской классике. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна на сегодня в науке и социуме.

Тема любви вечная в мировой литературе, философская, эстетическая, нравственная и социальная одновременно, любовь – тема многогранная, как и само это светлое чувство.

1. Выявить особенности образов лирических героев.

2. Определить ключевые аспекты повести.

3. Проанализировать выразительные средства в контексте проблемы и тематики любви.

База исследования включает таких исследователей, как Межевич В.С., Менцов Ф.Н., Шимкевич, Осьмаков Н.В. и многих других.

Нами были использованы описательный, сравнительный анализ, были проведены полные филологический анализы отдельных стихотворений.

Данная исследовательская работа может быть полезна для студентов и школьников, учителей и любителей филологии.

Структура работы включает: введение, основную часть, заключение и список литературы.

1.1. Образы лирических героев

Врагом видимым и невидимым запрети,

руководствуя мя спасенным путем,

доведи к Тебе, пристанищу моему

Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством
В.Г. Белинский

Лирическая героиня Некрасова выписана более, чем обладательница определенного характера: она – личность, знающая волнения, тревоги, испытывающая необходимость утвердить то, что ей кажется справедливым, умеющая сама найти выход из горестных обстоятельств. Героиня поэзии наделена красотой, обаянием, а главное, незаурядным умом и характером.

Авдотья Яковлевна была интереснейшей женщиной своего времени. Чувства к ней давали Некрасову мысли и образы для написания великих творений.

-бытовые детали, - все это было новаторским и необычным для восприятия.

Некрасов впервые открывает сложный, внутренне надломленный женский характер, с добрым от природы, но ожесточившимся от жизненных невзгод. Это внутренний надлом становится причиной постоянного душевного надрыва и эксцентричных поступков.

Все, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас, -

Мы на один алтарь сложили -

И этот пламень не угас!

Таким образом, лирика этого Некрасова глубоко лирична, психологична, оригинальна. Раскрывая эту поистине вечную тему, поэт привнес в нее свой взгляд на отношения мужчины и женщины, постарался максимально полно и достоверно раскрыть специфику этих отношений, показать значимость любви в жизни человека.

Два величайших лирических героя эпохи второй половины 19 века передали в своих диалогах настроения двух любящих сердец. Темы любви и понимания были раскрыты с помощью культурных архетипов и деталей. Некрасовым были раскрыты образы времени и чувства лирического героя. Детали стихотворения помогли постичь тайны в описании любви, способной одновременно и страдать, и кокетливо улыбаться своим страданиям, любви безграничной, сильной, но драматической.

После почти десятилетнего упадка интереса к поэзии наступил резкий перелом. Некрасов, Тютчев, Полонский, Огарев – вот те имена, которые возродили поэзии из пепла Золотого века.

Но вспышки гнева и тревоги любви не воспринимаются поэтом как случайные эпизоды, омрачающие счастье двух людей. Это – неизбежная сторона любви, знак полноты и силы чувства, немыслимого без ревности и мучений [15, 62]:

Если, мучимый страстью мятежной,
Позабылся ревнивый твой друг
И в душе твоей, кроткой и нежной,
Злое чувство проснулося вдруг –

Все, что вызвано словом ревнивым,
Все, что подняло бурю в груди,
Переполнена гневом правдивым,
Беспощадно ему возврати.

Отвечай негодующим взором,
Оправданья и слезы осмей,
Порази его жгучим укором –
Всю до капли досаду излей!

Лирический герой не жаждет прощения, он ищет – понимания и веры, понимания его ревности, вызванной только сильной любовью, и веры, что ревность сильнее всего терзает того, в чье сердце она проникает.

Любовь несет муки и тревоги, обиды и ссоры, но только она дает жизни высокий смысл. Даже не близость любимой, а только ее письма способны внести в душу героя веру в жизнь:

Лирический герой поэзии Некрасова является частью этой всеобщей боли, вселенского страдания. Причины его весьма разнообразны и сильно расширяют традиционный образ лирического поэта.

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья…

Тяжелый год – сломил меня недуг.

Беда застигла, – счастье изменило, –

И не щадит меня ни враг, ни друг,

И даже ты не пощадила!

Истерзана, озлоблена борьбой

С своими кровными врагами,

Страдалица! стоишь ты предо мной

Прекрасным призраком с безумными глазами!

Отношения любимых людей у Некрасова внутренне конфликтны. Герои смертельно противостоят друг другу и в конце концов остаются в одиночестве посреди враждебного мира.

Мы разошлись на полпути,

Мы разлучились до разлуки

И думали: не будет муки

Но даже плакать нету силы…

Пиши – прошу я одного…

Мне эти письма будут милы

И святы, как цветы с могилы, –

С могилы сердца моего!

Чем беспощаднее лирический герой судит себя за ошибки и заблуждения, бездействие и бессилие поэтического слова, тем сильнее его желание найти человека, в котором эти недостатки преодолены.

Подвижник, борец за народное дело – главный положительный герой лирики Некрасова. Этот образ, как правило, отсылает к биографиям современников, знакомых и друзей (Белинского, Добролюбова, Т. Шевченко, Чернышевского). Но Некрасов создает не стихотворения‑портреты, а стихотворные легенды. Образы монументально укрупняются, включаются в культурный контекст, приобретают богатырский характер.

В стихотворении, посвященном находящему на каторге Чернышевскому, тот сравнивается с Пророком, готовым, как Христос, идти на крест в битве за добро:

Его еще покамест не распяли,

Но час придет – он будет на кресте;

Его послал бог Гнева и Печали

Царям земли напомнить о Христе.

Однако лирика Некрасова не ограничивается доминирующими печальными мотивами.

Важной особенностью поэзии Некрасова является не только разъединение, но и сочетание разных эмоциональных тонов и жанровых традиций.

В художественном мире Некрасова на равных правах существуют жанры оды, элегии и сатиры. Образ лирического героя дополняется изображением многочисленных персонажей со своими судьбой и словом. Поэтому лирику Некрасова принято называть многоэлементной лирической системой.

Но творчество Некрасова не исчерпывается лирикой. Поэт, которого интересовали другие люди и характеры, который любил рассказывать в стихах, неизбежно должен был обратиться к большим повествовательным формам.

Поэмы (их поэт сочинил более десяти) – важнейшая часть творчества Некрасова. Поэмы, как правило, завершают и переводят на иной, монументальный уровень главные темы некрасовской лирики.

Я книгу взял, восстав от сна,

И прочитал я в ней:

«Бывали хуже времена,

Швырнул далеко книгу я.

Ужели мы с тобой

Такого века сыновья,

О друг‑читатель мой.

(1863–1877)

ЭКСПОЗИЦИЯ: В МИРЕ СКАЗКИ

Прозаику, однако, для воплощения замысла романа‑эпопеи понадобились исторический материал и собственная философия истории. Поэт в создании поэмы‑эпопеи обратился к явлениям современной, пореформенной действительности, но зато нашел точку опоры в фольклорной поэтике.

Толстой в своей эпопее смотрел на прошлое с точки зрения современности. Некрасов вглядывался в современность словно из глубины веков.

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…

Уже первое четверостишие некрасовской поэмы – привычный для русской поэзии трехстопный ямб с непривычными дактилическими окончаниями – обозначает важные принципы художественного мира.

Путешествие некрасовских странников начинается в мире сказки. По‑сказочному сформулирован и главный, образующий завязку поэмы вопрос, который мечтают разрешить странники:

Читайте также: