Игнатьева г а проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Проектные формы учебной деятельности. Проектная форма деятельности – система учебно-познавательных, познавательных действий школьников, направленных на." — Транскрипт:

1 Проектные формы учебной деятельности

2 Проектная форма деятельности – система учебно-познавательных, познавательных действий школьников, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта

3 Главная идея – с большим выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно.

4 Образовательный процесс строится: Не в логике учебного предмета А в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в обучении

5 Предметно-содержательная область МОНОПРОЕКТЫМЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ НАДПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ -стартовый -опережающий -рефлексивный -итоговый -литературно- творческий -естественно-научный -лингвистический -спортивный -географический -исторический -музыкальный -Экологический центр -Консультативный центр -Школьный пресс- центр -Школьный театр ДОМИНИРУЮЩИЙ В ПРОКТЕ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -Исследовательские проекты -Творческие проекты -Ролевые и игровые проекты -Информационные проекты -Прикладные проекты

6 Работа над проектами позволяет: -организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, -способствовать повышению личной уверенности, -развивать коммуникативные навыки и умение сотрудничать, -обеспечить механизм развития критического мышления, -развивать у учащихся исследовательские умения,

7 Основные требования к использованию проектной формы обучения:

8 Принципы освоения проектирования подростками Для ученика Необходимость осмысленного выбора и прохождения всех этапов проектной деятельности коллективно- индивидуально с группой сверстников и с педагогом, рефлексии своих действий-контроля и оценки полученных результатов Для педагога Деятельность, направленная на инициацию самодеятельности, собственной деятельности ученика по обнаружению и решению собственной проблемы в процессе совместного с педагогом и учениками поиска, экспериментирования или исследования, а не решение задачек и проблем, внешне заданных педагогом, хотя и интересных ученику.

9 Как инициировать событие (появление проектной пробы)? Проведение презентационных уроков: __Экспериментировать, исследовать, искать закономерности, __Создавать пробный продукт __Согласовать и обсудить процесс и результат


Ключевые слова: проектная деятельность, этапы работы над проектом, выбор темы проекта, организация проектной деятельности по ступеням образования.

Проектная деятельность в школе является актуальным образовательным методом, он решает очень важные учебные цели и задачи. Организация проектной деятельности в школе помогает воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В результате организации проектной деятельности обучающиеся овладеют умением принимать решения, в ситуациях неопределённости. Ученики получат возможность развивать способность к выбору нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Проектная деятельность развивает уменияпрактически применять полученные знания, способствует развитию мышления. Проект — не простая работа, она состоит из разных видов деятельности: составление плана, работа с информацией, анализ полученных материалов, составление рекомендаций. Современная система образования уверена, что каждый учащийся должен быть задействован в организации проектной деятельности.Педагоги муниципального автономного общеобразовательного учреждения Сорокинская средняя общеобразовательная школа № 3 при организации проектной ставят следующие цели:

– развитие личностных качеств обучающихся: умение работать в группе, анализировать результаты собственной и совместной деятельности формирование критического мышления, навыков исследовательской деятельности, функциональной грамотности обучающихся;

– развитие познавательного интереса к предмету и межпредметным связям, расширение кругозора, овладение умением использовать справочную, критическую литературу и иллюстративные материал.

Проектная деятельность в данной школе охватывает все ступени. В начальной школе проектная деятельность организуется на уроках и во внеурочное время. Выполняются совместные проекты всего класса по определенной проблеме или индивидуальные. Педагоги школы считают, что очень полезно в начальной школе привлекать родителей к процессу проектирования. Но при этом необходимо помнить, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе нарушается сама идея метода проектов. Помочь родительским советом, информацией поддержать мотивацию ребенка — это очень важно [2, с. 14]. Родители больше времени проводят с детьми, а значит становятся ближе к ним и хорошо понимают проблемы своих детей. В результате проектной деятельности восполняется дефицит общения. Огромную роль помощь родителей имеет тогда, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.

В основной школе проектная деятельность носит чаще всего носят творческий характер. Обучающиеся основной школы накапливают самостоятельный опыт, и он становится для них важен, помогает развивать интеллектуальную и социальную сторону личности.

На выполнение проекта обычно выделяется необходимый промежуток времени, ученики в Сорокинской школе № 3 выполняют проекты в зависимости от цели.

Темы проектов ребята выбирают в конце учебного года, чтобы было достаточно времени для работы над ним. Работу над проектом проводит один ученик или группа учащихся. В ходе проектной деятельности обучающиеся проявляют творческий подход, самостоятельность в поиске и отборе нужной информации по заданной теме, получают собственный практический опыт в области исследования. В результате проделанной работы обучающиеся создаю продукт, имеющий значимость для автора или авторов и окружающих. Каждый обучающийся имеет руководителя проекта. Главное нельзя забывать, что проектную деятельность проводит ученик, а учитель только помогает преодолеть организационные проблемы.

При выполнении проекта обучающимися учитель выступает в роли консультанта. Основная задача консультанта — направлять деятельность учащихся через проблемные ситуации, они помогают приобрести новые знания, выполнить проект. Консультант обращает внимание на правильное оформление проекта. [3, с. 20].

При работе над каждым проектом выделяются этапы работы

  1. Выбор темы проекта, её актуальности.
  2. Сбор информации.
  3. Обработка собранного материала.
  4. Отчет о проделанной работе обучающихся руководителю проекта.
  5. Доработка проекта
  6. Защита.
  7. Выступление на школьной научно — практической конференции.

Ежегодно 76 % обучающихся школы принимают участие в школьной научно — практической конференции. Все участники школьной конференции награждаются. При успешной защите проекта в школе учеников приглашают принять участие в муниципальной научно — практической конференции и региональной.

Важным этапом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, внеурочный курс, обучающийся, практическая конференция, работа, критическое мышление, начальная школа, общеобразовательная школа, основная школа.

Ключевые слова

проектная деятельность, этапы работы над проектом, выбор темы проекта, организация проектной деятельности по ступеням образования

проектная деятельность, этапы работы над проектом, выбор темы проекта, организация проектной деятельности по ступеням образования

На реализацию программы отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_kursa_10_klass.docx 44.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

Зам. директора по УВР

Рабочая программа по

курсу внеурочной деятельности

Разработчик программы учитель ВКК

2020-2021 учебный год

На реализацию программы отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении краеведческого материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:
• ознакомление с географией, историей, экологией, экономикой малой родины, сбор необходимого материала для исследовательских работ;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к учебно-познавательному обучению;

- понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства;

- понимание роли и значения знаний;

- понимание значения проектной деятельности для повседневной жизни и деятельности человека.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- Коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности;

- ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию окружающего мира.

У обучающегося будут сформированы:

  • умения вести диалог, вырабатывая общее решение;
  • умения ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • определять критерии для сравнения фактов и явлений.
  • умения планировать свою деятельность под руководством учителя;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • навыков выявлять причинно-следственные связи;
  • умений определять критерии для сравнения фактов и явлений;
  • навыков выслушивать и объективно оценивать другого учащегося;
  • постановки учебной задачи под руководством учителя;
  • умения планировать свою деятельность под руководством учителя.

Предметные образовательные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- специфику выполнения проекта;

- специфику методов исследований и поисковой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-отличительные особенности исследовательских работ и проектов;

-рациональность использования различных источников знаний в конкретной учебной ситуации.

  • планировать и выполнять учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
  • выбирать и использовать методы, рассматриваемой проблеме;
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования; отбирать адекватные методы исследования, формировать вытекающие из исследования выводы;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты;
  • использовать некоторые методы получения знаний;
  • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Формы и средства контроля

Внеурочная деятельность не подлежит пятибалльному оцениванию, поэтому результат деятельности и усвоения программы оценивается по уровням, которые обсуждаются с учащимися. Уровни фиксируются учителем для подготовки дальнейших мероприятий, направленных на лучшее усвоения материала.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Тема 1. Метод проектов ( 9 ч.)

Вводное занятие. Знакомство с проектной деятельностью. История метода проектов.

Метод проектов в России.

Основные требования к проектам.

Структура учебного проекта.

Классификация учебных проектов.

Терминология проектной деятельности.

Паспорт проектной работы.

Возможные выходы проектной деятельности.

Тема 2.Планирование работы (4 ч).

Выбор темы проекта. Определение состава группы.

Разработка целей и задач, выдвижение основной гипотезы

Планирование работы на год. Планирование типа, формы и структуры проектной работы

Установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов.

Тема 3. Работа над проектом (10ч).

Обоснование актуальности выбранной темы, определение объекта исследования

Подбор теоретического материала по выбранной теме, изучение литературных источников.

Компьютерная обработка теоретического материала

Проведение практической части работы над проектом, изучение литературных источников

Проведение анкетирования, интервью, опросов, наблюдений.

Проведение экспериментов и опытов. Формулировка выводов.

Первичная обработка результатов

Подведение итогов экспериментальной работы

Компьютерная обработка результатов практической части работы

Тема 4. Предварительная экспертиза полученного продукта. (4 ч).

Анализ информации и результатов эксперимента

Обработка данных анкетирования

Компьютерная обработка материала. Отчет о ходе выполнения проекта

Тема 5. Корректировка полученного результата в соответствии с рекомендациями (1ч.)

Тема 6.Подготовка к публичной защите исследовательской работы (3ч.)

Краткое изложение представляемой работы.

Создание мультимедийной презентации к выступлению.

Генеральная репетиция защиты проекта.

Тема 7. Публичная защита индивидуального проекта (3 ч.)

Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны. Оценка проведенной работы руководителем.


Статья "Метод проектов как образовательная технология, направленная на реализацию ФГОС ООО и СОО"

Светлана Староверова 07.01.2019 1790 0 ФГОС

Светлана Владимировна Староверова,
директор, учитель
биологии высшей квалификационной
категории муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
"Ардатовская средняя школа №1"
р.п. Ардатов, Нижегородская область

Метод проектов как образовательная технология, направленная на реализацию ФГОС ООО и СОО

В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Важной задачей является обучение учащихся умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Предполагается, что выполняя проектную работу, учащиеся станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении.

Краткая историческая справка

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Обучая детей проектной деятельности и применяя полученные ими навыки на своих уроках, я формирую все виды универсальных учебных действий, добиваясь предметных, метапредметных и личностных результатов у каждого ребёнка, т.к. работа в группах, а затем рефлексия (анализ собственной деятельности и деятельности других, полученных знаний и умений), деятельности каждого позволяет охватить всех учащихся в классе – нет таких, кто просто отсиживается.
Метод проектной деятельности помогает ученику стать живым участником образовательного процесса, что и отвечает требованиям нового стандарта.
Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС ООО и СОО.

1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
4. Одним из наиболее эффективных методов реализации данного подхода является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС ООО и СОО и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности учащихся, а также определить ее главные цели и задачи.
Проект
– это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
– временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата

Проектная деятельность
является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью

проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи
проектной деятельности в школе:

• Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
• Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
• Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
• Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
• Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
• повышение мотивации учащихся при решении задач;
• развитие творческих способностей;
• смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
• формирование чувства ответственности;
• создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Через проектную деятельность у детей формируются следующие умения.
1.Рефлексивные умения:
• умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
• умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
• умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
• умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
• умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
• умение находить несколько вариантов решения проблемы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• умение коллективного планирования;
• умение взаимодействовать с любым партнером;
• умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
• навыки делового партнерского общения;
• умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
• умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

• умение вести дискуссию;
• умение отстаивать свою точку зрения;
• умение находить компромисс;
• навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
• навыки монологической речи;
• умение уверенно держать себя во время выступления;
• артистические умения;
• умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
• умение отвечать на незапланированные вопросы.

Научить учащихся заниматься проектной деятельностью – это очень важно для развития познавательной активности. Поиск информации в Интернете, ее анализ, отбор и представление итогов в электронном виде – обязательные составляющие работы учащихся в группах. В процессе этой работы происходит формирование ключевых компетенций учащихся: умение работать по алгоритму, работать в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию. Учащиеся учатся критически мыслить, вести цивилизованную дискуссию, давать собственную оценку событиям. Идет подготовка их к жизни в условиях информационного общества, происходит личностный рост школьников.

Формы представления проекта
1. Научные

• Доклад
• Эссе
• Реферат
• Отчет об экскурсии, экспедиции
• Анализ данных социологического опроса
• Пресс-конференция
2. Публицистические
• Газета
• Интервью
3. Творческие
• Плакат
• Альбом
4. Мультимедийные
• Презентация
• Видеофильм, видеоклип
• Веб-сайт
Критерии оценки проекта
• Актуальность
• Практическая направленность
• Значимость выполненной работы
• Объем и полнота работы
• Самостоятельность
• Законченность
• Подготовленность к восприятию другими людьми
• Материальное воплощение
Оценка защиты проекта

Темы исследовательских проектов по биологии для 7 класса
Биомеханические модели.
Болгария – страна белых лебедей.
Влияние витаминов на организм собаки
Влияние качества контейнеров на развитие выгоночных растений фрезий.
Влияние структурированной воды на прорастание семян гороха.
Влияние фитонцидов на микроорганизмы
Волшебное царство грибов
Гидродинамика живых систем.
Гидролокация в природе.
Глубоководные аналоги
Динамика численности и биомассы дождевого червя в естественных и антропогенных экосистемах.
Еж Ушастый – представитель Красной книги.
Живые радары.
Живые синоптики
Зачем животным нужен хвост
Защитные приспособления рыб.
Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Игуаны. Растительноядные ящерицы
Интересные факты о насекомых
Искусные навигаторы.
Как выбрать комнатные растения?
Как птицы заботятся о своем потомстве
Когда и где появились первые комнатные растения?
Крылатые эхолокаторы
Любимая богом птица - деревенская ласточка.
Мастера камуфляжа
Мигрирующие по воздуху.
Многообразие видов споровых растений используемых в озеленении помещений и садов.
Многообразие голосеменных и их значение.
Мозаичное видение
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
Наблюдение за домашней кошкой
Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.
Насекомые - санитары садов и огородов
Насекомые рекордсмены.
Насекомые с полным превращением
Настолько ли просты простейшие?
Общественные насекомые. Пчёлы и муравьи.
Одомашненные насекомые
Осторожно – клещи!
Подушка и ее влияние на сон
Почему земноводных называют амфибиями?
Прибрежно-водные растения водоема нашего поселка.
Приматы – братья наши меньшие
Природные термолокаторы.
Простейшие или Вторжение в тайны невидимок.
Прыткая ящерица
Птицы - рекордсмены.
Птичьи разговоры
Пчелы и муравьи – общественные насекомые.
Развитие животных с превращением и без превращения.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания.
Рекордсмены летуны
Рыбы и удивительная забота о потомстве.
Смертельно опасные цветы
Собаки. Характер такс.
Спираль в природе
Суточная активность обитателей аквариума.
Такая разная забота о потомстве у птиц
Удивительные и загадочные Головоногие моллюски.
Унификация в природе
Хищные птицы: дневные и ночные хищники.
Экологические типы птиц
Экологическое состояние хвойных растений на территории поселка.
Электричество в живых организмах.

Темы исследовательских проектов по биологии для 8 класса
Работа СЭС вашего района
Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы
Заболевания, связанные с нарушением обмена веществ: анорексия и булимия
Полезные и вредные привычки
Кожа: типирование, уход, возрастные изменения, заболевания, улучшение состояния
Составление рациональных режимов дня для людей различных возрастных групп
Современные гипотезы происхождения и эволюции человека
Современные методы изучения организма человека
Фармакология: настоящее и будущее
Подростковый травматизм: причины и меры, направленные на снижение его уровня
Желудочно-кишечные инфекции: причины и профилактика
Наследственные и врожденные заболевания человека: причины, меры профилактики и лечение
Медико-генетическое консультирование
Мочеполовые инфекции. Меры их предупреждения
Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение
Оценка собственного образа жизни: привычек, здоровья, степени физической подготовки, правильности питания

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Никольская Н.В.

Педагог-библиотекарь ГБОУ Лицей № 281

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Школьная библиотека является компонентом педагогической системы образовательного учреждения и использование образовательных технологий в библиотечном обслуживании актуально. Сегодня школьная библиотека должна способствовать построению и реализации новой стратегии образования, ориентированной на освоение знаний и навыков, необходимых учащимся для успешной социализации в обществе. Ее работа должна строиться на сотрудничестве педагогов и библиотекарей на основе общего проблемного поля посредством использования библиотечно-информационных ресурсов, вменяя в практику работы с детьми инновационные технологии и научный подход к делу.

В современных условиях целью школьной библиотеки является создание информационно-библиотечной среды как основы для развития творческого мышления, формирования информационной культуры личности, гражданского и патриотического самосознания подрастающего поколения.

Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.

Чтение является важнейшим инструментом образования, развития личности, формирует качества развитого и социально ценного человека. В условиях современного образовательного учреждения повышенного уровня образования может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка.

Использование инновационных технологий (проектная деятельность) наряду с традиционными средствами библиотечной работы (беседы, громкие чтения, утренники, выставки) позволяет вовлечь большее количество учащихся в активное чтение и творчество.

Очевидно, что проектная деятельность школьной библиотеки в связана с продвижением книги и чтения, формированием информационной культуры.

Нас, школьных библиотекарей, интересует вопрос продвижения и развития детского чтения, повышение читательской активности школьников, формирования их информационной и читательской культуры. Мы ищем новые формы работы со своими читателями.

Основные задачи школьной библиотеки в условиях внедрения ФГОС

· способствовать формированию ориентации учащихся на чтение через активные формы

· организации воспитательной работы в школе

· Повышение интереса к чтению и книге;

· Развивать творческие возможности детей как читателей.

· Привлечь через различные формы взаимодействия наибольшее количество читателей в библиотеку

· Исследование круга чтения (анализ читаемости учащихся)

· Рекламирование и анонсирование лучших книг

· Использование современных технологий для мотивации чтения учащихся, в т. ч сетевые онлайн–сервисы

· Поддерживать формы сотрудничества с учителями – предметниками

· Совместно с родителями создать максимально позитивный имидж Читателя и престижности Чтения

Проектная деятельность – перспективная и эффективная форма руководства чтением, повышения интереса к чтению и книге, которая:

-развивает читательский кругозор

- стимулирует детей к систематическому чтению,

- расширяет круг чтения учащихся,

- привлекает внимание детей к литературе,

- активизирует семейное чтение,

- повышает качество чтения школьников,

- учит детей работать в коллективе.

Формы, содержание и тематика проектов в школьной библиотеке могут быть разнообразны: организация неформальных читательских объединений; проведение циклов инновационных мероприятий, создание литературно-туристических маршрутов, литературных карт и др. Проекты могут быть посвящены работе с художественной, научно-популярной, справочной и другой литературой. В проектной деятельности по продвижению книги и чтения широко используются компьютерные и интернет-технологии. [17]

Направленность, содержание и тематика проектов в школьной библиотеке могут варьироваться, но все они обязательно должны:

- включать работу с книгой и информацией;

- быть направлены на поощрение чтения и получение нового личностного знания для каждого школьника;

- ориентироваться на формирование информационной компетентности школьников.

2.1. Основные понятия проектной деятельности в библиотеке

Библиотечный проект – образовательная, воспитательная, культурно-досуговая деятельность библиотеки, направленная на массовую и групповую работу, которая включает последовательность взаимосвязанных действий, предпринимаемых в ограниченный период времени и нацеленных на достижение четко определенного результата в области формирования и развития навыков чтения художественной и познавательной литературы учащихся.

К общим характеристикам проекта относят: направленность на достижение конкретных целей; неповторимость, уникальность; сопряженность с изменениями; координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий; ограниченная протяженность во времени — с определенным началом и определенным концом; результативность и эффективность

Сетевой проект – форма организации проектной деятельности, предполагающая совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую активность учащихся, направленную на достижение конечного результата и организованную на основе сетевых технологий. В качестве сетевого проекта школьной библиотеки могут выступать: создание электронной литературной карты; создание виртуальной экскурсии по литературным местам; создание литературного дискуссионного клуба; создание литературных электронных путеводителей и энциклопедий и т.п.

Планируемые результаты – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, личностных качеств, мировоззренческих установок, которыми овладеет учащийся в результате реализации проекта и которые можно измерить. Для их оценивания должна быть разработана система критериев и диагностических методов, к которым можно отнести тестирование, анкетирование, творческое задание, анализ продуктов деятельности, отслеживание творческих достижений школьников, наблюдение и др.

Социальное партнерство – специфический вид общественных отношений между профессиональными группами работников библиотек различных ведомств, основанный на системе устойчивых механизмов и внешних связей, обеспечивающих конструктивное взаимодействие, нацеленное на решение задач в области информационно-библиотечного обслуживания детей и подростков.

Эффективность работы – это уровень достижения поставленных целей. Индикаторами эффективности являются количественные и качественные показатели. Например, в качестве критериев эффективности проекта могут выступать такие показатели, как: соответствие материала возрастным особенностям учащихся; степень вовлеченности школьников в совместную деятельность; степень развивающего и воспитательного значения проекта; соответствие содержания и методов работы интересам учащихся и др.

Инновационность – степень использования в проектной деятельности библиотекаря инноваций (нововведений), которые означают введение нового в цели, содержание, методы, формы и технологии обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности библиотекаря и учащегося с целью повышения их эффективности. Критериями инновационности могут быть:

новизна используемых педагогических методов и методических приемов для достижения поставленных целей; использование информационных технологи; актуальность темы и уникальность проекта; преимущества проекта по сравнению с существующими аналогами.

Интерактивность – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами и/или субъектами. При реализации библиотечных проектов под интерактивностью подразумевается возможность взаимодействия между учащимися и библиотекарем, общения учащихся между собой, возможность учащихся активно влиять на содержимое как путем непосредственного участия в создании совместного информационного продукта, так и путем получения обратной связи. Критериями интерактивности могут быть: степень включенности учащихся в подготовку и проведение проекта; наличие инструментов, позволяющих школьникам принимать участие в деятельности и обмениваться содержимым; наличие инструментов обратной связи; наличие конечного продукта совместной деятельности учащихся.

2.2 Алгоритм работы над проектом в школьной библиотеке.

Школьный библиотекарь, занимаясь проектной деятельностью с учащимися, отрабатывает методику работы, определяет общие приёмы для библиотечных проектов.

Шаг 1. Выбор темы (выдвижение проблемы)

Начиная проектную деятельность с учащимися, школьный библиотекарь, прежде всего, определяет тему будущего исследования. Требования к выбираемой теме следующие:

· Тема должна быть актуальной.

· Тема должна заинтересовать учащихся

· Нужны единомышленники из классных руководителей или предметников.

· В школьной библиотеке должна быть литература по избираемой теме.

Шаг 2. Тему проекта предлагают учащимся , рассказывают о проектной работе, о будущих интересных мероприятиях в рамках проекта, получают одобрение ребят. Неплохо бы посоветоваться с родителями и объяснить им важность и ценность проекта.

Шаг 3. Разработка паспорта проекта с определением целей, средств

выполнения и ожидаемых результатов.

Шаг 4. Разработка специальной документации , которая может включать общий план рассказа по теме, список изучаемых объектов, карты и/или схемы, поддерживающие детское исследование и т. п.

Шаг 5. Разработка календарного плана проведения проекта, что позволит равномерно распределить нагрузку учащихся, определить сопутствующие темы.

Шаг 7. Разработка дидактических игр, викторин и утренников по теме . Викторины, беседы, утренники активизируют познавательные интересы учащихся, игровые формы отвечают возрастным особенностям детей, а все вместе работает на проект.

Шаг 8. Презентация результатов работы (освещение итогов в общешкольной газете, выступления на конференции, параллели и т. п.)

Шаг 9. Анализ выполненного проекта . Подведение итогов, выявление трудностей, определение сильных и слабых сторон работы и т. п.

Конечный результат любого библиотечного проекта – реализация умений и навыков учащихся-читателей, полученных на интегрированных и библиотечных уроках, во внеурочной деятельности, раскрытие творческого потенциала, самореализация своих профессиональных качеств педагога -библиотекаря. Проектная деятельность предполагает решение учащимися какой-либо проблемы в ходе выполнения проекта, а также достижение ими конкретного результата в виде создания конкретного продукта.

Продукт проекта имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы.

Проектная деятельность способствует устранению проблемы мотивации детей к чтению, улучшению качества знаний и развитию творческих способностей детей.

Главная функция библиотекаря в проектной деятельности – это управление самостоятельной творческой, познавательной деятельностью детей.

С одной стороны, проектная деятельность учащихся под руководством школьного библиотекаря становится одним из инструментов улучшения качества и структуры чтения учащихся, которая стимулирует детей к систематическому чтению, привлекает внимание к серьезной литературе, повышает качество чтения школьников, учит их работать в коллективе. Проекты имеют связь с реальным миром, развивают социальные связи детей с окружающим миром. В определенном смысле библиотекарь становится педагогом широкого профиля , выступая в различных ролях:

· исследователя: выявляет проблему, подвергает её научному изучению, методом наблюдения, анкетирования, анализа;

· экспериментатора : производит научный опыт;

· энтузиаста: повышает мотивацию учащихся-читателей, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей;

· специалиста: обладает знаниями и умениями в нескольких областях;

· консультанта: организует доступ к информационным ресурсам;

· научного руководителя; координатора всего группового процесса;

· эксперта: дает чёткий анализ результатов выполненного проекта.

С другой стороны, в соответствии с требованиями ФГОС ОО, проектная деятельность активно применяется в образовательном процессе, и библиотеки в поисках путей своего развития выбирают одним из основных направлений в работе сопровождение школьных проектов.

Если библиотекарь сопровождает проектную деятельность обучающихся, он выступает только в роли консультанта по поиску, систематизации информации и оформлению результатов информационной работы.

Если библиотекарь является руководителем проекта, он ставит перед участниками проблему, организовывает и направляет поиск, помогает в выборе решений, рекомендует, наблюдает, поддерживает, консультирует, знакомит с неизвестными приемами работы, организует презентацию проекта.

Происходящие изменения в современном обществе предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности и личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты, создавать условия для их достижения и быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Решение данной проблемы возможно лишь при условии творческого подхода педагогов к использованию новых методов и технологий обучения, которые должны:

  • формировать самостоятельную позицию учащегося;
  • развивать универсальные учебные действия;
  • активизировать познавательный интерес обучающихся;
  • реализовывать связь обучения с жизнью.

Такими являются методы и технологии на основе проектной деятельности, которые способны развивать у учащихся важнейшие компетенции, необходимые для реализации в социуме: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникационную, ценностно-смысловую, социальную, стремление личностного саморазвития и самоопределения.

Сегодня библиотека должна содействовать организации поисково-собирательской, исследовательской и творческой деятельности учащихся школы. Проектная деятельность в условиях школьной библиотеки и под руководством школьного библиотекаря – перспективная форма повышения интереса к книге и чтению, расширения репертуара чтения, ведущих к положительным качественным, количественным и структурным изменениям в детском чтении.

Таким образом, проектная деятельность в условиях школьной библиотеки способствует:

· росту познавательной активности читателей;

· повышению мотивации учащихся к чтению;

· раскрытию творческого потенциала;

· формированию самостоятельности и ответственности;

· стимулированию самореализации; улучшению качества знаний;

· созданию условий для отношений сотрудничества между библиотекарем и учащимися.

Проектная деятельность требует от библиотеки создания условий для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Библиотекарь становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность читателей.

Список литературы

2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

3. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117

4. Библиотека, в которой интересно: сборник проектов и программ внеурочной деятельности и дополнительного образования для реализации в детских и школьных библиотеках / [авт.-сост. В.Б. Антипова, Т.Ю. Дрыжова]. М.: Библиомир, 2017. 320 с.

5. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24

6. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192.

7. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.

8. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.

10. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33

11. Конева Н.А. Значение проектной работы школьной библиотеки для формирования читательской компетенции школьников/ Н.А. Конева //Школьная библиотека. - № 1-2. -2011.-с.117-125

12. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

14. Олефир С.В. Школьные библиотеки в информационно-образовательном пространстве региона [ Электронный ресурс]: новые возможности /С.В.Олефир //Вестник Томского государственного педагогического университета.-2017.-№ 2(117).-Режим доступа: ссылка ( дата обращения 29.05. 2020).- Загл. с экрана.

17. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов /И.Д.Чечель//Директор школы - № 4.-1998. № 4. С. 3-10

18. Шацкий С.Т. Избранные педагогический сочинения в 2-х томах –М: Педагогика,1980.-Т.1.-304 с.

20. Шпилевая Н.М. Проектная деятельность в школьной библиотеке/ Н.М.Шпилевая//Школьная библиотека. - № 6-7.-2010.-с.109-110

21. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.

22. Ястребцева Е.Н.. Современная городская школьная медиатека (Модель технического оснащения и возможные формы организации работы): Методические рекомендации / Ястребцева Е.Н.. – М., 1992.- С.9

Читайте также: