Педагогический работник это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Педагог (гр. – дитя, вести) – человек, профессионально подготовленный и осуществляющий в образовательном учреждении педагогические функции. Педагог – это и технолог, и методист, и психолог, и учитель, способный спроектировать и реализовать педагогический процесс обучения и воспитания детей или взрослых. Педагог – это и учитель, и воспитатель, и преподаватель, и тренер, и репетитор, и куратор, и руководитель клуба или кружка и т.д. Педагогу, в его любых ролях, свойственно умение воздействовать на людей, на их духовную, душевную и интеллектуальную жизнь. Педагог призывает, с одной стороны, осуществить все, что должен исполнить человек (в том числе и в профессиональной деятельности), с другой – назидает, напоминает о чистом, нравственном, возвышенном в человеке. Педагог увлекает за собой ум и душу ученика, подводит его к различению добра и зла и сознательному выбору добра.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое "Педагог" в других словарях:

ПЕДАГОГ — (греч.). У греков ученый раб, сопровождавший детей своего господина в школу; теперь учитель, воспитатель, сведущий в воспитании. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕДАГОГ в древ. Греции тот из рабов,… … Словарь иностранных слов русского языка

педагог — См … Словарь синонимов

ПЕДАГОГ — ПЕДАГОГ, педагога, муж. (греч. paidagogos, букв. ведущий мальчика). Человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой (употр. в применении как к мужчинам, так и к женщинам). Она опытный педагог. || Школьный учитель … Толковый словарь Ушакова

ПЕДАГОГ — (от греч. paidagogos воспитатель) 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально… … Большой Энциклопедический словарь

ПЕДАГОГ — ПЕДАГОГ, а, муж. 1. Специалист по педагогике (в 1 знач.). Великие педагоги прошлого. 2. Специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой. | прил. педагогический, ая, ое (ко 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

ПЕДАГОГ — (от греч. paidagōgos – воспитатель). 1. Лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению, имеющее специальную подготовку в этой области. 2. Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

педагог. — педагог. педагогика образование и наука … Словарь сокращений и аббревиатур

педагог — I. ПЕДАГОГ I а, м. pédagogue m. < гр. paidagogos ведущий мальчика. 1. Человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательной работой (употребл. в применении как к мужчинам, так и к женщинам). Уш. 1939. Раньше был я педагог,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПЕДАГОГ — (от греч. paidagogos воспитатель) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель школы, преподаватель училища и т. д.). Педагог воздействует на… … Профессиональное образование. Словарь

Педагог кто это

Описание профессии

На данный момент профессия педагога является одной из востребованных профессий на всей планете. Ее можно разделить на несколько специальностей: воспитатель, учитель, вожатый, преподаватель, психолог. Все они так или иначе занимаются педагогикой и взаимодействуют с детьми.

В их обязанности входит обучение этикету, воспитание любви к прекрасному, развитие личных способностей ребенка, просветление в необходимых науках, выработка у своих юных подопечных уважение и интерес к дисциплине и добрым делам.

Чтобы работать в сфере образования, нужно окончить высшее учебное заведение по специальности, которой хотелось бы в будущем обучать подрастающее поколение.

Требования профессии

Требования профессии

Педагоги должны заниматься организацией и проведением учебных занятий и мероприятий. Нужно знать основную информацию о каждом из обучающихся, которая поможет при взаимодействии с отдельным ребенком.

Учебная и воспитательная работа проводится по определенным программам, которые берутся или составляются лично специалистом этой области. Каждый раз после нового пройденного материала, который педагог объясняет учащимся, он должен повторить уже пройденное ранее для того, чтобы оно не забывалось.

Также учителя организовывают дополнительные занятия, на которых ребенок может проверить и дополнить свои знания, разобрать не усвоенный материал, в чем ему будет помогать, конечно же, педагог.

Кроме того, он следит за отношениями в коллективе, помогает учащимся преодолевать социальные проблемы, и разрешать возникшие конфликты. Для большей помощи детям, педагоги должны общаться с их родителями и вместе решать все накопившиеся вопросы.

Возможность карьерного роста в профессии

Заработок педагогов не везде является одинаковым. Как и в других профессиях, главную роль здесь играют опыт и место работы. Не смотр на то, что данная профессия очень востребована, она также предполагает возможность карьерного роста.

И данная возможность находится во всех проявлениях педагогики. Специалисты могут продолжить учится для повышения квалификации, ездить в командировки и на специальные сессии. Это все также сыграет свою роль заработной плате педагога.

Помимо воспитательной работы, педагоги могут заниматься исследовательской деятельности, посещать семинары и конференции, писать и выдавать научные работы.

Вывод

Чаще всего в педагогике задействованы лица женского пола, но это не значит, что мужчинам туда вход воспрещен.

Главное качество педагога – умение общаться с детьми, заинтересовать их учебой, правильно и доступно донести и помочь усвоить проходимый материал. Именно в этом и заключается профессия педагог кто это, что должен знать и уметь мы рассказали в статье.

1. Педагогический работник - это лицо, профессионально занимающееся практической деятельностью по воспитанию, обучению граждан и имеющее в этой области соответствующее профессиональное образование.

2. К педагогическим работникам относятся также лица, основной профессиональной деятельностью которых является наряду с воспитанием и обучением, разработка теоретических и методических проблем педагогики.

3. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим профессиональным образованием, отвечающие квалификационным требованиям, которые указаны в квалификационных справочниках, утвержденных в установленном правительством государства порядке, по соответствующим должностям педагогических, в том числе научно-педагогических работников.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

С принятием Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в 2013 году статус педагогических работников претерпел ряд изменений.

При этом Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ - не единственный законодательный документ, который устанавливает статус педагогического работника в РФ:

права и обязанности педагогических работников образовательных учреждений, предусмотренные в Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ, детализируют с учетом особенностей образовательной деятельности общие права и обязанности, установленные Трудовым кодексом РФ для всех работников, работающих на основании трудового договора;

Понятие педагогических работников

  • педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Таким образом, под педагогическим работником понимается:

лицо, которое находится в ТРУДОВЫХ и служебных отношениях с образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность;

в случае, если трудовых отношений не имеется, а отношения носят, к примеру, гражданско-правовой характер, статуса педагогического работника лицо не имеет.

Правовой статус педагогических работников

В соответствии с Федеральным законом об образовании № 273-ФЗ признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности:

педагогическим работникам в РФ предоставляются права и свободы,

меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня,

условий для эффективного выполнения профессиональных задач,

повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Правовой статус педагогического работника не распространяется:

на работников иных профессионально-квалификационных групп, например, на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный персонал;

однако в рамках внутреннего совместительства или совмещения работник, не являющийся по своей основной должности педагогическим работником, может выполнять должностные обязанности педагогического работника;

в части этих должностных обязанностей на работника образовательного учреждения будет распространяться статус педагогического работника.

Правовой статус педагогического работника:

это совокупность прав и свобод, в том числе академических прав и свобод,

социальных гарантий и компенсаций,

ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Права педагогических работников

Права и обязанности педагогических работников перечислены в ч. 3 статьи 47 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

Условно права педагогических работников можно подразделить:

на академические права (свободы) педагогических работников,

на права педагогических работников по созданию условий труда, которые обеспечивали бы высокое качество педагогической деятельности, и

на права по защите установленного законодательством статуса педагогического работника.

Общепризнанным фактом считается (Модельный закон о статусе работника образования), что в отсутствии академической свободы невозможно развития науки и образования:

академическая свобода - право педагогических работников:

на свободу выбора содержания и технологий обучения и воспитания в соответствии с государственными образовательными стандартами,

свободу выбора тем для научных исследований и методов их проведения,

а также форм использования полученных результатов в педагогической практике.

Статья 1 Модельного закона о статусе работника образования, принятого на двадцать седьмом пленарном заседании в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ

Таким образом, наличие академических свобод является необходимым условием деятельности педагогических работников.

Требования к педагогическим работникам

Статьей 46 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ регламентированы требования к лицам, которым разрешено заниматься педагогической деятельностью.

Исходя из части 1 данной статьи, право на занятие педагогической деятельностью имеют:

лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и

отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Данные требования являются базовыми требованиями к квалификации любого педагогического работника в РФ. При этом требования к образованию и опыту работы могут быть конкретизированы профессиональными стандартами, а также в квалификационных справочниках для должностей, профессиональные стандарты для которых еще не разработаны.

Виды педагогических работников

Деление педагогических работников на те или иные виды, группы существенного правового значения не имеет:

несомненно, педагогические работники могут быть классифицированы в зависимости от занимаемой должности, при этом будут отличаться требования к их квалификации, их должностные права и обязанности, например, профессиональные стандарты для различных должностей педагогических работников устанавливают различные квалификационные требования, а также по-разному описывают трудовую функцию работников;

однако в остальном статус педагогических работников, занимающих различные должности, весьма схож.

Номенклатура должностей педагогических работников учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, утверждается Правительством РФ:

  • в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций".

Научно-педагогические работники

Вместе с тем, можно отдельно выделить вид педагогических работников, которые имеют особенности правового статуса, и подлежит выделению:

это – научно-педагогические работники;

статус научно-педагогических работников регламентируется, в первую очередь, статьей 50 Федерального закона о образовании № 273-ФЗ.

В образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации таких образовательных программ, как:

  • программы высшего образования и
  • дополнительные профессиональные программы,

предусматриваются должности:

  • педагогических работников и
  • научных работников,

которые относятся к научно-педагогическим работникам.

Научные работники образовательных учреждений:

наряду с правами, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике,

имеют дополнительные права, установленные законодательством об образовании, например, входить в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации;

за ними закреплены также дополнительные обязанности, например, формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки; развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.

Поскольку профессиональные образовательные организации имеют право реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, однако на практике подобная ситуация не является общепринятой, то подробнее характеризовать статус научно-педагогических работников представляется излишним.

Профессорско-преподавательский состав

Педагогические работники, относящиеся к профессорско-преподавательскому составу, также имеют особенности правового статуса. Такие должности могут предусматриваться в организациях, реализующих, в том числе, дополнительные профессиональные программы. Поскольку, как было сказано выше, на практике для профессиональной образовательной организации реализация подобных программ будет не частым случаем, опишем особенности статуса профессорско-преподавательского состава лишь в основных моментах.

Для данных работников действуют собственный порядок проведения аттестации:

Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу",

который действует вместо порядка, установленного Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".

Примечание. Указом Президента В. Путина от 15 мая 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Кроме того, статьей 332 Трудового кодекса РФ устанавливаются особенности заключения трудовых договоров на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу:

в частности, предусматривается возможность заключения трудового договора на срок, определенный сторонами трудового договора,

предусматривается избрание по конкурсу на замещение соответствующих должностей, предшествующее заключению трудовых договоров.

Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Приказ Минобрнауки России от 23.07.2015 № 749 "Об утверждении Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу"

То, какие именно должности педагогических работников будут существовать в профессиональной образовательной организации, зависит от штатного расписания конкретной образовательной организации.

Примечание. Профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения

В штатное расписание учреждения среднего профессионального образования могут быть введены различные должности педагогических работников, предусмотренные номенклатурой, если это обусловлено спецификой образовательного учреждения и обучающегося в нем контингента.

Читайте также: