В чем состоял политический смысл женитьбы ивана 3 на софье палеолог кратко

Обновлено: 05.07.2024

Иван III Васильевич (22.01.1440г. – 27.10.1505г.) был великим князем московским с 1462 по 1505 год. В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и ее превращение в центр общерусского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов. Иван Васильевич создал государство, которое стало основой России вплоть до современности.

Первой женой великого князя Ивана была Мария Борисовна, дочь тверского князя. 15 февраля 1458 года в семье великого князя родился сын Иван. Великая княгиня, обладавшая кротким характером, умерла 22 апреля 1467 года, не достигнув и тридцатилетнего возраста. Великая княгиня была похоронена в Кремле, в Вознесенском женском монастыре. Иван, находившийся в это время в Коломне, на похороны жены не приехал.

Через два года после ее смерти великий князь решил жениться вновь. После совещания со своей матерью, а также с боярами и митрополитом он решил дать согласие на недавно полученное от папы римского предложение вступить в брак с византийской царевной Софьей (в Византии ее называли Зоей). Она была дочерью морейского деспота Фомы Палеолога и приходилась племянницей императорам Константину XI и Иоанну VIII.

Определяющим в судьбе Зои стало падение Византийской империи. Император Константин XI погиб в 1453 году во время взятия Константинополя. Спустя 7 лет, в 1460 году, Морея была захвачена турецким султаном Мехмедом II, Фома бежал с семьей на остров Корфу, затем в Рим, где вскоре скончался. Чтобы получить поддержку, в последний год своей жизни Фома перешел в католицизм. Зоя и ее братья — 7-летний Андрей и 5-летний Мануил — переехали в Рим 5 лет спустя после отца. Там она и получила имя Софья. Палеологи поступили под покровительство кардинала Виссариона, который сохранил симпатии к грекам.

В те годы Ватикан искал союзников, чтобы организовать против турок новый крестовый поход, намереваясь вовлечь в него всех европейских государей. Тогда по совету кардинала Виссариона папа и решил выдать Зою за московского государя Ивана III, зная о его стремлении стать наследником византийских василевсов. Константинопольский патриарх и кардинал Виссарион пытался возобновить унию с Русью с помощью бракосочетания. Тогда-то великому князю сообщили о пребывании в Риме преданной православию знатной невесты — Софьи Палеолог. Папа обещал Ивану свою поддержку в случае, если тот захочет посвататься к ней. Мотивы для женитьбы на Софье у Ивана III, конечно, были связаны со статусом, блеск ее имени и слава предков сыграли свою роль. Иван III, претендовавший на царский титул, полагал себя преемником римских и византийских императоров.

16 января 1472 года московские послы отправились в далекий путь. В Риме москвичи были с честью приняты новым папой Сикстом IV. В подарок от Ивана III послы преподнесли понтифику шестьдесят отборных соболиных шкурок. Дело быстро пошло к завершению. Папа Сикст IV отнесся с отеческой заботливостью к невесте: он дал Зое в приданое, кроме подарков, около 6000 дукатов. Сикст IV в соборе святого Петра совершил торжественную церемонию заочного обручения Софьи с московским государем, которого представлял русский посол Иван Фрязин.

24 июня 1472 года, простившись с папой в садах Ватикана, Зоя направилась на далекий север. Будущая великая московская княгиня, лишь только очутившись на русской земле, еще находясь на пути под венец в Москву, коварно предала все надежды папы, немедля забыв все свое католическое воспитание. Софья, по-видимому, встречавшаяся в детстве с афонскими старцами, противниками подчинения православных католикам, в глубине души была глубоко православной. Она сразу же открыто, ярко и демонстративно показала свою преданность православию, к восторгу русских прикладываясь ко всем иконам во всех церквах, безукоризненно ведя себя на православной службе, крестясь, как православная. Планы Ватикана сделать принцессу проводником католичества на Русь потерпели провал, поскольку Софья немедленно продемонстрировала возвращение к вере предков. Папский легат был лишен возможности въехать в Москву, неся перед собой латинский крест.

Софья стала полноправной великой княгиней Московской. Сам факт, что она согласилась поехать искать счастья из Рима в далекую Москву, говорит о том, что она была смелая, энергичная женщина.

С приездом в 1472 году в столицу России греческой принцессы, наследницы былого величия Палеологов, при русском дворе образовалась довольно большая группа выходцев из Греции и Италии. Многие из них заняли со временем значительные государственные должности и не раз выполняли важные дипломатические поручения Ивана III. Все они возвращались в Москву с большими группами специалистов, среди которых были архитекторы, врачи, ювелиры, мастера монетного дела и оружейные мастера.

Великая грекиня принесла с собой свои представления о дворе и могуществе власти. Софья Палеолог не только произвела перемены при дворе — некоторые московские памятники обязаны ей своим возникновением. Многое из сохранившегося ныне в Кремле было построено именно при великой княгине Софье.

Так стараниями Ивана III и Софьи Палеолог Ренессанс расцвел и на российской земле.

Однако прибытие Софьи в Москву не понравилось некоторым из придворных Ивана. По натуре Софья была реформатором, участие в государственных делах было смыслом жизни московской княгини, она была решительным и умным человеком, и это очень не нравилось тогдашней знати. В Москве ее сопровождали не только почести, оказываемые великой княгине, но также враждебность местного духовенства и наследника престола. На каждом шагу ей приходилось отстаивать свои права.

Неизбежно возникал вопрос о будущей участи потомства Ивана III и Софьи. Наследником престола оставался сын Ивана III и Марии Борисовны Иван Молодой, у которого 10 октября 1483 года в браке с Еленой Волошанкой родился сын Дмитрий. В случае кончины отца он не замедлил бы тем или иным способом избавиться от Софьи и ее семейства. Лучшее, на что они могли надеяться, — ссылка или изгнание. При мысли об этом гречанку охватывали ярость и бессильное отчаяние.

4 февраля 1498 года в Успенском соборе в обстановке большой пышности прошла коронация княжича Дмитрия Ивановича. Софью и ее сына Василия не пригласили.

Иван III продолжал мучительно искать выхода из династического тупика. Сколько боли, слез и непонимания пришлось испытать его жене, этой сильной, мудрой женщине, которая так стремилась помочь мужу строить новую Россию, Третий Рим. Но проходит время, и стена ожесточения, которую с таким рвением возводили вокруг великого князя его сын и сноха, рухнула. Иван Васильевич утирал слезы жены и сам плакал с ней. Как никогда раньше он почувствовал, что свет белый ему не мил без этой женщины. Теперь замысел отдать трон Дмитрию не казался ему удачным. Иван Васильевич знал, насколько всепоглощающе любила Софья сына Василия. Он иной раз даже ревновал к этой материнской любви, понимая, что сын всецело царит в сердце матери. Великому князю стало жалко своих юных сыновей Василия, Юрия, Дмитрия Жилку, Семена, Андрея… Да и с княгиней Софьей он прожил вместе четверть века. Иван III понимал, что рано или поздно сыновья Софьи поднимут мятеж. Предотвратить выступление можно было только двумя способами: либо уничтожить вторую семью, либо завещать престол Василию и уничтожить семью Ивана Молодого.

Брак Ивана III и Софьи Палеолог

КУРБСКИЙ ГРОЗНОМУ О ЕГО БАБКЕ

Но изобилие злобы твоего величества таково, что уничтожает не только друзей, но вместе с опричниками твоими всю святую землю русскую, разграбитель домов и убийца сыновей! Да сохранит тебя Бог от этого и не попустит быть этому Господь, царь веков! Ведь уже и то все как по лезвию ножа идет, потому что если не сыновей, то единокровных и близких по рождению братьев ты погубил, переполняя меру кровопийцев - отца твоего и матери твоей и деда. Ведь отец твой и мать - всем известно, сколько они убили. Точно так и дед твой, с бабкой твоей гречанкой, отрекшись и забывши любовь и родство, убил своего замечательного сына Ивана, мужественного и прославленного в геройских предприятиях, рожденного от его первой жены святой Марии, княжны тверской, а также родившегося от него своего боговенчанного внука царя Димитрия вместе с матерью, святой Еленой, - первого смертоносным ядом, а второго многолетним заключением в темнице, а потом удушением. Но этим он не удовлетворился.

БРАКОСОЧЕТАНИЕ ИВАНА III И СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ

29 мая 1453 года легендарный Царьград, осажденный турецкой армией, пал. Последний византийский император Константин XI Палеолог погиб в бою, защищая Константинополь. Его младший брат Фома Палеолог, правитель небольшого удельного государства Морея на полуострове Пелопоннес, бежал с семьей на Корфу, а затем в Рим. Ведь Византия, надеясь получить от Европы военную помощь в борьбе с турками, подписала в 1439 году Флорентийскую унию об объединении Церквей, и теперь ее правители могли просить себе убежище у папского престола. Фома Палеолог смог вывезти величайшие святыни христианского мира, в том числе и главу святого апостола Андрея Первозванного. В благодарность за это он получил дом в Риме и хороший пансион от папского престола.

В феврале 1469 года в Москву прибыл посол кардинала Виссариона с письмом великому князю, в котором ему предлагалось сочетаться законным браком с дочерью деспота Морейского. В письме между прочим упоминалось, что Софья (имя Зоя дипломатично заменили на православное Софья) уже отказала двум сватавшимся к ней венценосным женихам - французскому королю и герцогу Медиоланскому, не желая выходить замуж за правителя-католика.

По представлениям того времени, Софья считалась уже немолодой женщиной, но она была очень привлекательна, с удивительно красивыми, выразительными глазами и нежной матовой кожей, что на Руси считалось признаком великолепного здоровья. А главное, она отличалась острым умом и статью, достойной византийской принцессы.

Венчание в деревянной церквушке произвело сильное впечатление на Софью Палеолог. Византийская принцесса, воспитанная в Европе, многим отличалась от русских женщин. Софья принесла с собой свои представления о дворе и могуществе власти, и многие московские порядки пришлись ей не по сердцу. Ей не нравилось, что ее державный муж остается данником татарского хана, что боярское окружение ведет себя слишком вольно со своим государем. Что русская столица, построенная сплошь из дерева, стоит с залатанными крепостными стенами и с обветшавшими каменными храмами. Что даже государевы хоромы в Кремле деревянные и что русские женщины глядят на мир из окошечка светелок. Софья Палеолог не только произвела перемены при дворе. Некоторые московские памятники обязаны ей своим возникновением.


Софья Палеолог. Реконструкция по черепу С. А. Никитина


Успенский собор в Московском Кремле


А. Васнецов. Московский Кремль при Иване III

Во-вторых, появлению в Москве Софьи московские люди приписывали большие перемены в характере Ивана III и замешательства в княжеской семье. Они говорили, что как пришла Софья с греками, так земля замешалася и пришли нестроения великие. Великий князь изменил свое обращение с окружающими: стал держать себя не так просто и доступно, как прежде, требовал знаков почтения к себе, стал взыскателен и легко опалялся (налагал немилость) на бояр. Он стал обнаруживать новое, непривычно высокое представление о своей власти. Женившись на греческой царевне, он как будто считал себя преемником исчезнувших греческих императоров и намекал на это преемство тем, что усвоил себе византийский герб — двуглавого орла.


Московский герб в конце XV века

Словом, после брака с Софьею Иван III проявил большое властолюбие, которое потом испытала на себе и сама великая княгиня. В конце своей жизни Иван совсем было поссорился с Софьею и отдалил ее от себя. Ссора их произошла по вопросу о престолонаследии. Сын Ивана III от первого брака, Иван Молодой, умер в 1490 г., оставив великому князю маленького внука Дмитрия. Но у великого князя был другой сын от брака с Софьею — Василий. Кому было наследовать престол московский: внуку Дмитрию или же сыну Василию? Сначала Иван III решил дело в пользу Дмитрия и при этом наложил свою опалу на Софью и Василия. Дмитрия он при своей жизни венчал на царство (именно на царство, а не на великое княжение). Но через год отношения переменились: Дмитрий был отстранен, а Софья с Василием снова вошли в милость. Василий получил титул великого князя и стал соправителем отца. При этих переменах терпели придворные Ивана III: с опалою на Софью попали в немилость ее приближенные, причем несколько человек было даже казнено смертью; с опалою на Дмитрия великий князь также воздвиг гонение на некоторых бояр и одного из них казнил.

Вспоминая все то, что происходило при дворе Ивана III после его женитьбы на Софье, московские люди высказывали осуждение Софье и считали ее влияние на мужа скорее вредным, чем полезным. Ей они приписывали падение старых обычаев и разные новизны в Московском быту, а также и порчу характера ее мужа и сына, ставших властными и грозными монархами. Не следует, однако, преувеличивать значение личности Софьи: если бы ее и вовсе не было при московском дворе, все равно, Московский великий князь сознал бы свою силу и полновластие, и сношения с Западом все равно завязались бы. К этому вел весь ход московской истории, в силу которого Московский великий князь стал единым государем могучей великорусской народности и соседом нескольких европейских государств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

7. Женитьба Ивана III на Софье Палеолог и смена обычаев при московском дворе

7. Женитьба Ивана III на Софье Палеолог и смена обычаев при московском дворе В романовской истории известно, что после женитьбы Ивана III на греческой царевне Софье Палеолог при московском дворе произошли сильные перемены. По словам современника: «У нас князь великий

5.3. Женитьба Ивана III на Софье Палеолог и смена обычаев при Московском дворе

5.3. Женитьба Ивана III на Софье Палеолог и смена обычаев при Московском дворе В миллеровско-романовской истории известно, что после женитьбы Ивана III на греческой царевне Софье Палеолог, при московском дворе произошли сильные перемены. По словам современника: «У нас князь

Женитьба Ивана III на Софье Палеолог и смена обычаев при Московском дворе

Женитьба Ивана III на Софье Палеолог и смена обычаев при Московском дворе В традиционной истории известно, что после женитьбы Ивана III на греческой царевне Софье Палеолог, при московском дворе произошли сильные перемены. По словам современника: «У нас князь великий

Сватовство и женитьба Алексея на Софье-Шарлотте

Сватовство и женитьба Алексея на Софье-Шарлотте В сентябре 1710 года Алексей решил сделать Софье-Шарлотте официальное предложение и запросил на то разрешение Петра. Петр свое согласие дал, и в мае 1711 года царевич отправился в Вольфенбюттель для знакомства с родителями

Правда о Софье Перовской: мечты и месть

Правда о Софье Перовской: мечты и месть Для современных, не погруженных в историю людей факт, о котором пойдет речь, истинная сенсация. Оказалось, что вдохновительница покушений на императора России Александра II Софья Львовна Перовская не просто девушка из обеспеченной

Женитьба на Софии Палеолог (1472 год)

Женитьба на Софии Палеолог (1472 год) Но главную перемену в жизни Ивана и его Москвы принесла, конечно, вторая жена князя – Софья Палеолог. На первой жене князя женили в раннем возрасте, но недолго он с ней пожил – Мария Тверская умерла в 1467 году. От нее у него был наследник,

Глава 6 Софья Палеолог и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику Ивана III. Орда. Ханские междоусобицы. Основание Крымского и Казанского ханств. Царевич Касим. Золотая Орда и хан Ахмат, его планы и действия. Стояние на Угре. Смерть Ахмата и дальнейшее дробление Орды. Казань и Али-хан. Первое пок

Глава 6 Софья Палеолог и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику Ивана III. Орда. Ханские междоусобицы. Основание Крымского и Казанского ханств. Царевич Касим. Золотая Орда и хан Ахмат, его планы и действия. Стояние на Угре. Смерть Ахмата и дальнейшее дробление Орды.

12. Знаменитая английская королева Елизавета является отражением Софьи Палеолог Она была женой Ивана Грозного

12. Знаменитая английская королева Елизавета является отражением Софьи Палеолог Она была женой Ивана Грозного Поскольку мы соприкоснулись с историей Марии Стюарт и королевы Елизаветы I, уместно задержаться на данном сюжете. Повторим, что, согласно нашим результатам,

Сватовство и женитьба Алексея на Софье-Шарлотте

Сватовство и женитьба Алексея на Софье-Шарлотте В сентябре 1710 года Алексей решил сделать Софье-Шарлотте официальное предложение и запросил на то разрешение Петра. Петр свое согласие дал, и в мае 1711 года царевич отправился в Вольфенбюттель для знакомства с родителями

Женитьба на Софье Палеолог

Женитьба на Софье Палеолог В апреле 1467 года умерла (возможно, была отравлена) жена Ивана III — Мария Борисовна. В ноябре 1472 года Иван III вступил в брак с племянницей византийского императора Константина Палеолога Софьей Палеолог.Внучка византийского императора Мануила II,

Приложение Фантомные отражения Ивана Грозного, Софьи Палеолог, Елены Волошанки (библейской Есфири) и Андрея Курбского на страницах скалигеровской истории

Приложение Фантомные отражения Ивана Грозного, Софьи Палеолог, Елены Волошанки (библейской Есфири) и Андрея Курбского на страницах скалигеровской истории Перечисляя найденные нами фантомные дубликаты, мы указываем в скобках те наши книги, где данное соответствие

Князь Борис Иванович Куракин. ГИСТОРИЯ О ЦАРЕВНЕ СОФЬЕ И ПЕТРЕ

Князь Борис Иванович Куракин. ГИСТОРИЯ О ЦАРЕВНЕ СОФЬЕ И ПЕТРЕ ПРЕДИСЛОВИЕ[333] В помощи Вышняго и в надеянии Его святой милости продолжение веку моего и во исцеление от моей болезни, начинаю сей увраж (опыт), давно от меня намеренной, в пользу моего Отечества Всероссийской

Глава 2. ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦАРЕВНА СОФЬЯ ПАЛЕОЛОГ — ВТОРАЯ СУПРУГА ИВАНА III

Глава 2. ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦАРЕВНА СОФЬЯ ПАЛЕОЛОГ — ВТОРАЯ СУПРУГА ИВАНА III После кончины Марии Борисовны в 1467 г. довольно долго Иван III вообще не задумывался о новом браке. Причина была, видимо, в том, что обязанности великой княгини исполняла его мать Мария Ярославна. Не было

Женитьба на Софье Палеолог

Женитьба на Софье Палеолог В апреле 1467 года умерла (возможно, была отравлена) жена Ивана III — Мария Борисовна. В ноябре 1472 года Иван III вступил в брак с племянницей византийского императора Константина Палеолога Софьей Палеолог.Внучка византийского императора Мануила II,

Второй брак Московского князя Ивана III имел огромное значение не только для него, но и для всего государства. Именно женитьба на племяннице византийского императора позволила Москве называться Третьим Римом. Брак поднял престиж России, заложил фундамент для провозглашения страны царством. Рассмотрим подробнее, как изменилось государство с приездом Софьи Палеолог.

Детство и юность княжеской невесты

Турки взяли Царьград 29 мая 1453 года. Отважно защищая свою родину, погиб последний византийский император Константин XI Палеолог. Больше повезло Фоме, младшему брату императора. Он сбежал с семьей на Корфу, а затем в Рим. Там его приняли благосклонно, ведь Палеолог привез с собой огромное количество христианских святынь. За это Фома получил дом и денежную поддержку от папы.

В 1465 году мужчина скончался. Опекунству над его тремя детьми взял Ватикан, а конкретно – кардинал Виссарион Никейский. Он был ревностным католиком, поэтому воспитывал младшую дочь Палеолога Зою в европейских традициях того времени. Он постоянно повторял, что только следование принципам католицизма сделает девушку счастливой, принесет ей всевозможные блага.

Софья Палеолог

Точный год рождения Зои неизвестен. Историки предполагают, что она родилась на Пелопоннесе между 1443 и 1449 годом. По меркам тех времен даже 20-летние девушки считались уже немолодыми. Поэтому в 1469 году опекун Зои обеспокоился поиском для нее подходящей пары. Предложение сочетаться браком с дочерью правителя Морейского получил Московский князь.

Посол кардинала акцентировал внимание, что видная невеста уже отказала европейским правителям. Причина – нежелание выходить замуж за католика. Имя Зоя дипломатично заменили на более православное – Софья. То есть, все делалось для того, чтобы Иван III заинтересовался девушкой. Князь принял предложение и отправил посла свататься.

Сватанье Софьи Палеолог

Приезд Софьи Палеолог в Россию

Сватовство затягивалось, поскольку против брака выступал Московский митрополит Филипп. Священнослужитель опасался распространения влияния католической церкви на русской земле. И не зря, ведь у опекунов Палеолог действительно были мысли подчинить себе Московское царство. Поэтому Ватикан так настаивал на браке Софьи и Ивана III.

Свадьба Софьи Палеолог и Ивана III

Судя по поведению девушки, ревностной католичкой она была только в Риме. Она не защищала легата и латинский крест. Более того, приехав в Псков, сразу же посетила храм, где приложилась к православным иконам. По приказу Софьи даже легату пришлось зайти в церковь и поклониться образу Богоматери. Псковичи были тронуты таким поступком княжеской невесты. Полностью их сердца девушка растопила, когда пообещала защищать простой народ перед своим великим мужем.

Свадьба Софьи и Ивана 3

Как бы там ни было, но 12 ноября 1472 года Софья и Иван III сочетались браком. Венчание прошло в Кремле во временной деревянной церкви. Это произвело удручающее впечатление на невесту, ведь она привыкла к роскоши, красоте. Русские порядки ей не понравились, поэтому Палеолог постепенно начала внедрять свои правила.

Изменения в Московском княжестве при Софье Палеолог

Новой жене Ивана III многое не нравилось в России. Не такой она представляла могущественную страну. Главные претензии Софьи:

  • необходимость уплачивать дань хану;
  • чрезмерная вольность бояр в общении с государем;
  • небезопасность столицы – все сооружения, даже княжеские хоромы деревянные;
  • запущенный вид каменных храмов;
  • ненадежность крепостных стен, состоящих сплошь из латок.

Палеолог привезла с собой богатое приданное, но с ужасом обнаружила, что спрятать его негде. Ведь пожар в любой момент мог все уничтожить. На 70 подводах девушка перевезла библиотеку. Впоследствии Софья спрятала древние манускрипты на цокольном этаже каменной церкви Рождества Богородицы на Сенях. Свою казну новоиспеченная княжна положила в подвал кремлевской церкви Рождества Иоанна Предтечи.

Костяной трон

Но самое главное, Палеолог передала Ивану III герб византийского двуглавого орла. Он символизировал единство духовной и светской жизни, объединение Европы и Азии. Орел стал новым символом царской власти. Московский князь очень гордился родством с византийскими правителями. По его приказу в Архангельском соборе был изображен первый представитель династии Палеолог Михаил III. С этого времени Москва позиционировала себя как преемница Византийской империи.

Читайте также: