Что такое композиция в технологии 6 класс кратко

Обновлено: 11.05.2024

Определение

Общее определение Композиции, по толковому словарю, такое:

• Составление из частей целого. Расположение, строение и соотношение этих частей.
• Также, законченное произведение с определенным построением.

Где может быть

  1. Живопись.
  2. Архитектура.
  3. Литература.
  4. Музыка.
  5. Флористика.
  6. Математика.
  7. Шахматы.
  8. Программирование.
  9. Материаловедение.
  10. Фотография.

Живопись

В рисовании, как и в любом изобразительном искусстве, композиция – это такое изображение элементов на картине, которое позволяет наиболее точно передать замысел творца.

В живописи существует несколько законов построения картинки:

  • Закон целостности. Картина должна выглядеть законченной, целостной и достаточной. Все предметы на рисунке должны выглядеть как единое целое.
  • Закон контрастов. Без контрастных элементов картина не будет выглядеть завершенной. Контраст может быть выражен цветами, размерами или смысловыми противоположностями.
  • Закон воздействия. Восприятие элементов зрителем зависит от его расположения на полотне.

Основы композиции – отдельный курс в художественных школах и училищах, это сложная тема, которая требует много практики.

Как в любых правилах, здесь также есть исключения. И даже в самых дорогих картинах в мире иногда сложно понять замысел художника.

Архитектура

В архитектуре – это способ размещения отдельных элементов для получения гармоничного строения. Построение подчиняется некоторым принципам:

  • Общее не равно сумме ее частей.
  • Соподчинение отдельных элементов.
  • Не жесткая структура сочетаний и подчинений.
  • Для каждого строения можно определить достаточное количество элементов заранее.

Данные принципы определяют сочетания элементов в архитектуре. Для создания идеального строения важно помнить о контрасте, пропорциях, ритме и других частях композиции.

Литература

Композицией называется построение всего произведения. Ее условно делят на внутреннюю и внешнюю. Где внешняя – строение самого текста, то есть абзацы, заглавия и так далее. А внутренняя – гармония в художественном содержании произведения. Композиция бывает:

Каждое литературное произведение, от романов классиков до анекдотов, имеет какую-либо композицию, условно говоря, это план и четкая структура. Теперь Вы это знаете и можете привести свои примеры на каждый тип композиции.

Музыка

И поскольку по образованию я музыкант, то с этой темой я очень хорошо знаком. Вся музыка, начиная от простых песен, и заканчивая большими симфониями или операми имеют композицию. В целом ее можно определить так:

  • Вступление.
  • Основная часть.
  • Кода, или завершающая часть.

Это очень условно, конечно. В песнях и романсах больше присутствуют куплеты и припевы. Но это как раз все в центральной части.

Если еще больше углубляться в тонкости, то даже в каждой музыкальной фразе есть своя выстроенная композиция, так же как в четверостишии стихотворения. Да, все непросто, но очень интересно.

Флористика

Во флористике композицией называется художественно оформленный букет. Группа цветов должна обладать определенными качествами:

  • Четкий план. До начала подбора цветов хороший мастер представляет, как будет выглядеть результат. Средний мастер в голове рисует примерный план. И только творец может себе позволить пойти на поводу у вдохновения.
  • Пропорциональность. Главной задачей является визуальное, субъективное ощущение правильности и гармоничности букета.
  • Сбалансированность. Букет должен выглядеть уравновешенным, без утяжеления одной из сторон.
  • Гармоничность. Букет должен быть нескучным, иметь определенный ритм или закономерности расположения цветов.

Флористика – одна из профессий, где визуальная гармония и красота куда важнее всех правил.

Теперь Вы знаете, что любой красивый букет по сути своей является художественной флористической композицией. В качестве бонуса в конце будет инструкция, как получить лучшие фотографии букетов в домашних условиях.

Математика, программирование и шахматы

Даже в математике нашлось место композиции. Это суперпозиция функции и суперпозиция числа. В программировании – методика создания нового класса. В шахматах композицией можно назвать составление задач и способов игры.

Наверное, это не слишком веселая тема, поэтому вот Вам красивый букет и пойдем дальше.

Композиция что это1

Кстати, букет из мыла. Видели такие?

Материаловедение

Немного красоты в ленту. Пример композитов. Да Вы и сами видели в магазинах более утилитарные вещи.

Композиция что это2

Фотография

Если упростить терминологию, то композиция – способ донести замысел фотографа с помощью разных художественных приемов. Добиваются с помощью перспективы, ракурса, точки съемки.

Первым делом фотографы думают над перспективой. Перспектива бывает линейная и тональная. Линейная – большинство фотографий, правильная линия горизонта, правильная перспектива и расположение объектов.

Тональная – более творческий подход, обеспечивающий переходы не линий объектов, а цветов. Например, съемка в тумане. Ракурс влияет на восприятие всей фотографии. Фото может быть одноплановое и многоплановое.

Многоплановое фото условно делится на передний план, средний и дальний. Точка съемки характеризует снимаемый объект. Для построения правильного сценария фотографии важно придумать всего один сюжетный центр, вокруг которого будет развиваться сюжет.

Как самому создать композицию в флористике

Теперь Вы знаете, что такое композиция. Как же использовать эти знания? Сразу оговорюсь, что в математике, программировании, архитектуре и шахматах я понимаю очень мало.

Зато фотография, изображение и, отчасти, литература – мои темы. Но начнем с темы флористики. Как сделать хороший букет? Легче всего собрать букет, где все цветки примерно на одном уровне в горизонтальной плоскости. А в вертикальной – параллельны друг другу.

Распространенные композиции для цветов. Круглая. Самый красивый цветок в центре, остальные его обрамляют.

Композиция что это3


Асимметричный букет. Та же структура, но цветки подчеркнуто на разном уровне.

Композиция что это4


Односторонний букет. Самый красивый букет сверху, остальные ручьем спускаются вниз.

Композиция что это5


Подобные букеты может сделать даже любитель. А может они не из цветов?

Мыло

Композиция что это5


Игрушки

Композиция что это6


Носки

Композиция что это7


А букеты из конфет и воблы уже, наверное, все видели.

Качественная фотография или рисунок

Уже писали, что залог качественного изображения – сюжетный центр. А если есть сюжет, то много ли нужно еще? Хороший рисунок и хорошее фото состоит из композиции, освещения и идеи. Как создать правильную обстановку?

Правило третей. Включите сетку на телефоне или фотоаппарате. Она поможет не заваливать горизонт. А также поможет увидеть где нужно расположить объект, чтобы он выглядел гармонично. Подробнее о композиции кадра я писал уже ранее.

Композиция что это8

А в качестве бонуса – все важные объекты должны быть на пересечениях линий сетки.

Мультфильмы приучили нас к движению слева направо. Кадры с соблюдением движения выглядят более живо. Обязательно оставляйте в кадре место, куда объект пойдет в следующую секунду.

Полезно уметь обращаться с камерой, хотя бы на телефоне. Грамотно использовать вспышку, знать наиболее сильные стороны камеры. Уберите из снимка лишние детали. Чем меньше хлама на карточке, тем лучше зритель пойдет главную мысль.

Для фотографий улицы. Подойдите поближе и спрячьте камеры. Внешний вид камеры спугнет непосредственность людей, а фотографирование издали размоет сюжетный центр. Изучите сочетания цветов и их влияние на зрителей.

И последнее правило – не обрезайте кадр. Ни сюжетно, получая половину головы, ни постфактум. Обрезка кадра опять же говорит, что Вы были слишком далеко от событий. В изобразительном искусстве правила те же самые, только момент ловить не нужно.

Качественный рассказ или повесть

Тут только общие рекомендации. До начала письма пропишите характеры каждого героя, его историю и пару диалогов. Диалоги, или мысли персонажа нужны, чтобы почувствовать правильно ли мы понимаем его характер.

Полезно дать почитать кому-нибудь еще и спросить, каким они видят этого персонажа. Заранее продумайте весь сюжет. Напишите план по главам. Выберите желаемую композицию и подстройте план текста под нее.

И снова цветы

Бонус – как снимать цветы, чтобы не стыдно было выкладывать в социальные сети. Для начала нужно выбрать сюжет. Для этого выберите, для чего вы снимаете букет и подберите окружение. Объектов в окружении должно быть нечетное число.

Светлый фон – беспроигрышный вариант. Но для светлых букетов хорошо будет смотреться и темный. Букеты фотографируют на столе, на подоконнике, на фоне стены. Лучше, если фон будет однотонный или, хотя бы, без рисунка.

Освещение должно быть ярким и равномерным. Лучше сверху, чтобы не отсвечивало от листочков, и камера не создавала тени. На улице идеальным решением будет пасмурный день, либо можно зайти в тень дерева или дома.

Не бойтесь фотошопа и приложений по обработке фото. Те же фильтры в инстаграме. Вспышка на телефоне может испортить кадр. Лучше фотографировать без нее, но тогда поищите светлое место.

Творите

Сегодня я кратко рассказал что такое композиция в разных сферах жизни, каким законам она подчиняется и как использовать ее для своей жизни. Вы что-нибудь узнали для себя нового? Напишите в комментариях, будет очень интересно почитать.

Любое исследование хорошо подкреплять практикой, поэтому предлагаю творить, пробовать новые формы, наслаждаться полученным результатом самим и радовать близких.

Ведь творческий поток — это непрерывно текущая река, в которой можно просто расслабиться и довериться её течению. Иногда бывает полезно отключить свои мозги, и просто что-то делать. Удачи вам в любом вашем начинании!

Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение, связывание).

1) Композиция - это создание структуры художественного произведения, его построение по принципу связи формы (внешнего вида элементов картины) и содержания (смысловой нагрузки).

2) Композиция - само художественное произведение, результат деятельности художника, произведение искусства.

3) Композиция - академическая дисциплина в обучении художников, дизайнеров, иллюстраторов.

1). Композиция - структурная основа картины, рисунка, иллюстрации, объекта дизайна. Это связь элементов картины друг с другом в соподчинении второстепенного главному. Она базируется на принципах зрительского восприятия и тесно связана с содержанием, характером раскрытия художественного образа, авторской идеей и назначением произведения.
Законы, принципы и правила композиции сформированы на основе закономерностей восприятия человеком действительности и мирового художественного опыта. Композиция решает вопросы художественной формы и задаёт внутреннее построение произведения в контексте его восприятия зрителем.

В изобразительном искусстве композиция отвечает за грамотное распределение элементов (фигур, предметов, пятен, объёмов, цветов, света и тени, деталей, направлений и т. д.) в плоскости картины. Это своеобразный “скелет” произведения, выявляющий его образный смысл. При помощи композиции произведение изобразительного искусства приобретает цельность, законченность, взаимосвязь всех элементов и подчинение всего этого основной идее картины.

В отличие от рисования с натуры, занятия композицией позволяют художнику сконцентрироваться на главных, важных характеристиках предметов и их художественных образах, отказавшись от случайных, незначительных деталей и частей.

Работа художника над композицией обширна и включает в себя несколько последовательных этапов:

1) поиск темы произведения;

2) определение идеи картины;

3) выбор сюжета;

4) подбор формата картины, размера листа или холста и техники исполнения;

5) создание структуры линий и пятен будущего произведения;

6) поиск наиболее выразительных и характерных поз персонажей, их характеров и расположения друг по отношению к другу;

7) определение изобразительного языка и стилизации;

8) доработка равновесия цветовых и тональных пятен в картине, ритм элементов;

9) усиление смыслового и композиционного центров;

10) характер и количество деталей и т. д.

Самые простые композиционные схемы демонстрируют классические картины. В них все элементы композиции заключены в геометрические формы: треугольник, овал, круг, квадрат, прямоугольник. Композиция может быть замкнутой или разомкнутой . В замкнутой композиции все её элементы стремятся внутрь, к центру, они полностью помещаются в заданный формат и окружены со всех сторон небольшим пустым пространством. В разомкнутой композиции её элементы стремятся вырваться за пределы картины, они могут частично выходить за края изображения или касаться их.

4 основных закона композиции:

1) Закон цельности (неделимости) - неделимость композиции означает невозможность воспринимать её как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.

2) Закон контраста - одновременно борьба противоположностей и их диалектическое единство.

3) Закон новизны - художественный образ - это всегда что-то новое в искусстве и по форме, и по содержанию, проявляется в темах, художественных средствах, композиционных решениях.

4) Закон подчинения всех средств композиции идейному замыслу - художник создаёт цельное по восприятию, выразительное, идейно-художественное произведение. Это требует учёта соотношения объёмов, цвета, света, тона и формы, передачи ритма и пластики, движения и покоя, симметрии и асимметрии и других средств художественной выразительности основной идее произведения.

Правила композиции:

1). Ритм - последовательное чередование элементов в композиции.

2). Сюжетно-композиционный центр - часть, которая выражает главное в идейном содержании сюжета. Композиционный центр выделяется объёмом, освещённостью и др.

3). Симметрия - уравновешенность частей композиции достигается за счёт зеркального отображения одной из половин изображения. Центр композиции, в этом случае, совпадает с геометрическим центром картинной плоскости.

4). Асимметрия - равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые либо приближаются друг к другу, либо удаляются, а также путём противопоставления больших и малых форм, контрастов и т.д.

5). Расположение главного на втором плане.

Приёмы композиции:

+ вертикали и горизонтали;

+ контраста:

+ диагоналей (для передачи движения);

+ статики-динамики;

+ равновесия частей;

+ “золотого” сечения;

+ передачи пространства;

+ передачи впечатления монументальности и т.д.

История композиции.

В разные периоды композиция выявляла и отображала общепринятые нормы изображения художниками предметного мира. Подчинение канону сменялось отказом от структурных схем в пользу свободных композиционных приёмов. Всё это свойственно духу эпохи и индивидуальному авторскому вкусу.


1). Композиция в первобытном искусстве практически отсутствует. Изображения животных и человеческих фигур располагаются неосознанно, хаотично на поверхности стены, накладываясь друг на друга или располагаясь на расстоянии. Редки изображения продуманных сюжетных сцен, объединяющих по смыслу фигуры людей и животных в группы.

2). Композиция в искусстве Древнего Востока.

Композиционная структура изображения основана на характере архитектуры и обладает логикой культовых и правовых норм общества. Например, изображение в сочетании с поясняющей иероглифической надписью (например, пиры, охоты, сцены назидательного или морализаторского характера) - характерное отличие примеров изобразительного искусства Древнего Китая.

3). Композиция в Древнем Египте.
Подчинение элементов фрески или рельефа определённому порядку, канон в изображении человеческой фигуры задают фризовый характер композиции. А возрастная и социальная субординация помогают выявить композиционный центр и отделить его от периферии. Древнеегипетские художники открывают такие приёмы композиции как ритм (форм, цветов, масс), симметрия, пропорциональность частей друг другу и подчинение второстепенного главному.

4). Композиция в Древней Греции.

Приёмы симметрии, выработанные древнеегипетскими мастерами, древние греки дополнили и обогатили (постепенное нарастание движения от краёв к центру композиции, завершающееся величественной статичность в фронтонах древнегреческих храмов, например, западный фронтон храма Зевса в Олимпии).
Появляется приём выявления центра композиции (сюжетно-композиционного центра) при помощи ярких цветовых пятен.

5). Композиция в эпоху Средневековья.

Художники отказываются от развития композиции в глубину, но вместо трёхмерности появляется орнаментика, декоративность. Композиции средневековых мастеров строятся по принципу ритма, симметрии, декоративности, распределении плоскостных элементов (фигур людей, зверей, святых и фантастических персонажей) в плоскости листа или стены. Линейно-плоскостное начало в рисунке фигур доминирует над объёмным пятном. Часто художники Средневековья объединяют в один сюжет разновременные события и разномасштабные фигуры (величина и массивность персонажей определяется чёткой церковной иерархией). Это достигается при помощи ритмизации элементов композиции, использования принципов симметрии, асимметрии, диссимметрии, декоративной орнаментальности.

6). Композиция в эпоху Возрождения.
Термин Композиция появился в эпоху Возрождения, когда художники, создавая произведение искусства, стремились выразить в нём свою идею и донести её до зрителя за счёт единства рисунка, колорита и сюжетной основы. Жанр произведения и его стилистика, в этом случае, значения не имели, т.к. композицией называли само законченное произведение искусства. С этого периода художники стали разрабатывать и сохранять наиболее удачные схемы композиций, на которые накладывали сюжетное изображение.

Появляются первые теоретические исследования композиции и записи размышлений художников (Джотто, братья ван Эйки, Мазаччо, Гирландайо).
В картины и фрески художников возвращается трёхмерность, поэтому для изображения глубины пространства используются приёмы трёхъярусного расположения пейзажа (Джотто), принцип вертикалей и горизонталей (Джотто), ритмичность чередования масс (Мазаччо). Для раннего Возрождения характерен приём контрастного противопоставления персонажей (“Поцелуй Иуды” Джотто).

В период Высокого Возрождения художники основывают свои произведения на познаниях в геометрии, анатомии, перспективы, законах зрительского восприятия. Приём совмещения перспективной точки схода и композиционного центра ярко выражен во фреске “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи. В отличии от иконописи, где изображение строилось по вертикальной оси, композиция в эпоху Возрождения выстраивается по горизонтали (так, как привычно человеческому глазу). В основу композиционного строя входят законы перспективы. Теория зрительной пирамиды (линия горизонта - линия касания сферической поверхности земли с небом на уровне зрения художника) помогает художникам выстроить глубину пространства в картине, распределить в изображении планы.
Большое значение в композиции Возрождения придаётся передаче движения (статика и динамика), формируются основные законы и правила композиции, как в теории, так и на практике: цельность, подчинение главному второстепенного, контраст и т.д.

Урок объяснение нового материала в 6 классе. Знакомство обучающихся с основными качествами интерьера, его особенностями. Основные качества интерьера: функциональность, гигиеничность, эстетика. Зонирование интерьера дома. Правила оформления интерьера гостиной, спальни, детской комнаты, столовой, зоны гигиенических процедур. Тест на закрепление материала, практическая работа.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_intereru.doc 621.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Гнилуша

Задонского муниципального района

Урок-изучение нового материала по технологии в 6 классе

ознакомить учащихся с основными качествами интерьера,

воспитывать эстетический вкус,

развивать логическое мышление.

учебник, рабочая тетрадь, альбомы для рисования, карандаши, презентация к уроку, компьютерное оснащение.

  1. Организационный момент 1
  2. Подготовка к изучению нового материала 4
  3. Изучение нового материала 12

зоны гигиенических процедур

IV. Закрепление изученного материала 5

VI. Итог урока 3

VII.Домашнее задание 2

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня же на уроке мы поговорим об одном из этих слагаемых – качествах и особенностях интерьера.

Вспомним, в 5 классе мы уже знакомились с интерьером. Пространство дома должно подходить для множества занятий. Давайте вспомним, из каких помещений может состоять современная квартира? Какую квартиру можно считать комфортной? Какое количество комнат должно соответствовать количеству проживающих? И наконец, что называют интерьером? Слайд №2

При оформлении комнат надо обращать внимание на создание общей цветовой гаммы. Для этого создается единство цвета мебели, обоев, декоративных произведений, отделочных и обивочных тканей на окнах и обивке мягкой мебели. Слайд №4

Основные качества интерьера – функциональность, гигиеничность, эстетика. Слайд №6

Функциональность жилища способствует нормальным условиям жизни. Каждая комната служит своему назначению. Рациональная планировка комнат, удобно расставленная мебель делают жильё более комфортным.

Гигиенические качества – это совокупность таких качеств, которые учитываются при строительстве: звукоизоляция, воздухообмен, теплозащитные качества, работа санитарно-гигиенического оборудования.

У себя дома, в своей квартире человек проводит почти треть жизни. Поэтому очень важно, чтобы квартира удовлетворяла определённым требованиям гигиены – она должна быть светлой, тёплой, чистой.

Солнечный свет оказывает благотворное воздействие на человека. Поэтому необходимо обеспечить доступ света в жилые помещения. Чтобы солнечные лучи свободно проникали в комнату, не надо надолго закрывать окно портьерами.

Эстетические качества – это гармония вещей и пространства, их целостность и согласованность.

Композиция интерьера, зонирование и декоративное убранство зависят от индивидуальности жильцов, их вкуса и самобытности.

В современной квартире все помещения должны объединяться в зоны по своему назначению, чтобы не мешать другим помещениям, выполнять свои функции в домашнем хозяйстве. Слайды №7-10

Выделенный определенным образом участок жилья, где протекают различные жизненные процессы человека: сон, гигиенические процедуры, питание, обучение, отдых – называется функциональной зоной . Слайд №11
Зонирование – разделение пространства на отдельные зоны.

Существуют следующие зоны: общая комната – зона отдыха для всей семьи, спальня и детская – зона сна, кухня – зона приготовления пищи, столовая – зона приема пищи, зона для гигиенических процедур – ванная и туалетная комнаты.

Словарная работа. Слайд №16

1.Для оформления жилых помещений, важное значение имеет:

а) единство стиля,

б) цветовое решение,

д) направление моды,

Ответ: а, б, в, г, д, ж.

2.Эстетические качества интерьера это:

а) нормальные условия жизни,

б) гармония вещей и пространства,

г) хорошая звукоизоляция.

3.Комнатные растения в интерьере размещают:

а) в рожках люстр,

б) на подоконниках,

в) в ванной комнате,

г) в напольных вазах или горшках.

4.Какую квартиру можно назвать комфортной:

б) удобную для проживания,

в) обставленную дорогой мебелью.

5. Зонирование это:

а) разделение пространства,

б) гармония вещей,

в) взаимосвязь всех помещений

Ответ: а Слайд №17

Учитель делит учащихся на две группы. Учащиеся раскрашивают, эскизы гостиной и кухни учитывая, роль цвета в интерьере квартиры. В интерьере кухни определяется месторасположение комнатных растений.

Демонстрация эскизов различных зон; их представление учащимися; выбор лучших работ; оценивание.

Сделайте вывод: почему нужно учитывать цветовые сочетания в интерьере в жилища?

Для чего необходимо зонирование?

Назовите основные качества интерьера.

Какие качества интерьера влияют на настроение, здоровье жильцов?

VII. Домашнее задание:

Дом, в котором есть место для милых сердцу безделушек, детских поделок и рисунков, вышитых салфеток и самодельных вазочек выглядит очень уютным и тёплым, что очень важно для душевного комфорта. Я предлагаю вам поучаствовать в создании неповторимого облика вашего дома. К следующему уроку нужно смастерить один из вариантов самодельных украшений. Это может быть бутылка из-под вина при помощи красок превращённая в уникальную вазу, картина или рамка для семейной фотографии. Слайд №18.

Курс дизайна в Юниум. Длительность — 2 полугодия (1 год).
Курс дизайна в Ю — это второй этап в траектории развития творческого направления в Юниум, а для кого-то может стать отправной точкой в творческом развитии.Тем, кто только собирается учиться рисовать, стоит начинать именно отсюда. На занятиях можно ознакомиться с популярными художественными приемами, изучить законы построения изображения и освоить базовые законы рисования, при этом протестировав разные материалы и техники, определиться с дальнейшими творческими планами. Но задания будут полезны и тем, кто уже имеет опыт создания рисунков — курс позволит обновить базовые знания и отработать все необходимые навыки на разнообразных упражнениях.


Нас будут ждать новые интересные темы, разные задания, работа в группах, небольшие проекты в завершении учебного года. Не обойтись и без творческих работ и небольших тестирований для понимания уровня развития в рамках курса и возможности его скорректировать.

Цель сегодняшнего занятия: За занятие изучить основные законы композиции и применить их на практике, создав творческую работу на формате А4.

Что нас ждет сегодня:

Для того, чтобы понять, кто на каком уровне пришел на занятия в Юниум и составить индивидуальную траекторию развития внутри нашего курса.

Основы композиции.

Умение составлять композиции- это тоже искусство. И также для овладения искусством компоновки- как способа создавать композицию, потребуется развитие композиционного видения, чутья, развитие чу вства прекрасного. А основа прекрасного- это как вы думаете что? Конечно, вы уже поняли, это- гармония.

Как создать композицию?

  1. Определить задачи и цели
  2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения
  3. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги
  4. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа
  5. Определить центр композиции . Вводим два понятия в рисунке- композиционный центр и зрительный центр:Зрительный центр — центр картинной плоскости.Композиционный центр это какой- либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомогательные предметы.В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть или на незначительном расстоянии друг от друга, или совмещаться. Так достигается композиционная целостность. Именно по этому нужно выбирать правильно точку зрения, потому как главный предмет будет перемещаться относительно второстепенных при обзоре. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, и направления самой тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.
  6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передача характера
  7. Выявление объема предметов


Завершение и обобщение работы над рисунком Задание №1

Составление небольших композиций в 6-ти квадратах размеров 10*10 см. Используется при этом геометрические фигуры трех цветов (штриховка).


Законы композиции.

Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.

Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов.

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведение цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.

Упражнение №2.

На формате А4 создать иллюстрацию. Эта работа должна иллюстрировать определенный момент фильма/кино/сериала/ТВ-передачи.

Этапы выполнения задания:


  • Мозговой штурм (определяемся с идеей)
  • Эскизирование (разработка 3 — 5 идей на небольших форматах)
  • Промежуточный просмотр, советы от ребят и преподавателя
  • Корректировка и работа в цвете

Тестирование общее, на знания, которые есть (5 минут).

Отвечая на эти вопросы, не думай о правильности ответа. Здесь важно преподавателю понять, что ты уже знаешь на момент начала обучения, чтобы понять, каким образом строить твою траекторию развития внутри курса.

Читайте также: