В чем состоит важность роли россии в поддержании мирового экологического равновесия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Роль России в решении планетарных экологических проблем определяется обладанием. большими по площади территориями, практически не затронутыми хозяйственной деятельностью и являющимися резервом устойчивости всей биосферы в целом. В соответствии с этим приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему:

к организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;

к активному участию в международных научных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;

к созданию эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ;

к стимулированию поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;

к обеспечению экологических интересов страны во внешнеэкономической деятельности.

Необходимо продолжить усилия по основным направлениям международной деятельности России в области охраны окружающей среды, в том числе: по сохранению биоразнообразия, защите озонового слоя от истощения, предотвращению антропогенного изменения климата, охране лесов и лесовосстановлению, борьбе с опустыниванием, развитию и совершенствованию системы особо охраняемых природных территорий, обеспечению безопасного уничтожения химического и ядерного оружия, решению проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем (сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе).

К числу важнейших научных проблем, решение которых возможно лишь в рамках международного сотрудничества ученых, относится определение характеристик экологической устойчивости планеты в целом и основных подсистем биосферы. Благодаря своему научному потенциалу Россия здесь может сыграть одну из ведущих ролей, что обусловливает необходимость уяснения значения международного экологического сотрудничества как основного принципа охраны окружающей среды.

Наша страна играет значительную роль в решении гло­бальных и региональных экологических проблем. Будучи пра­воприемником СССР, Российская Федерация взяла на себя до­говорные обязательства бывшего СССР по предотвращению экологической катастрофы, сохранению биосферы и обеспе­чению развития человечества.

Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организа­ции; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двусто­роннее сотрудничество.

Государственные инициативы по международному со­трудничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Только в последние годы нашей страной был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безо­пасности, например, по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, ок­тябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, де­кабрь 1988 г.).

Российская Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частно­сти, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро содержались в послании Президента России (1992). Решения Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) бы­ли одобрены в России и нашли отражение в Концепции пере­хода Российской Федерации на модель устойчивого развития

Россия уделяет большое внимание и организации междуна­родного партнерства по решению проблем перехода к устой­чивому развитию.

Международные организации по охране природы дейст­вуют почти во всех странах мира. Органы руководства сосре­доточены прежде всего в ООН. Ключевую функцию по орга­низации природоохранной деятельности в системе ООН осу­ществляет упомянутая выше ЮНЕП — Программа ООН по окружающей среде. Россия активно сотрудничает с ЮНЕП и с другими организациями в области охраны окружающей сре­ды в выработке стратегии защиты от загрязнения, создании системы глобального мониторинга, борьбы с опустынивани­ем и др.

Большую активность в решении глобальных природоохран­ных проблем проявляет Международный союз охраны приро­ды (МСОП), переименованный в 1990 г. во Всемирный союз охраны природы. СССР вступил в союз на правах члена-госу­дарства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Россий­ская Федерация. В настоящее время МСОП стал одним из ли­деров в разработке проблем биоразнообразия. По инициативе МСОП выпущена Международная Красная книга редких и ис­чезающих видов растений и животных (в пяти томах).

Много внимания Россия уделяет работе и в других спе­циализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО (Ор­ганизация Объединенных Наций по вопросам образования, нау­ки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохране­ния), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хо­зяйству). Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ (Ме­ждународное агентство по атомной энергии). Россия активно содействует реализации основных программ Всемирной ме­теорологической организации ООН (ВМО), в частности Все­мирной климатической программы. По каналам ВМО в Россию поступает информация о состоянии Мирового океана, aтмосферы, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей среды.

Россия продолжает развивать и углублять экологическое сотрудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 международных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулируют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами.

Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению Конвенции о сохранении живых pесурсов в Балтийском море (1973 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.), по защите Черного моря, ратифицированной в 1993 г., по сохранению водно-болотных угодий (1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия становится членом Конвенции о биологическом разнообразии.




К числу важнейших международных соглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979г.) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением ( 1989 г.). В соответствии с Законом "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" от 25 ноября 1994 г., Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. ј
670 "O первоочередных мерах по выполнению Федерального закона "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных грузов", которым утверждено
Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.

Говоря о международных договорах, заключенных Россией на многосторонней основе, нельзя не сказать о международном сотрудничестве со странами СНГ — бывшими союзными республиками СССР. Основным документом здесь является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное в Москве в феврале 1992 г представителями десяти стран.

На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также США, Великобританией, Францией, Китаем и другими государствами.

Наиболее плодотворно в настоящее время развивается российско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация заповедников и др.), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологической информацией и др.), а также сотрудничество со Скандинавскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые территории на Карельском перешейке). Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

Россия, на долю которой приходится значительная часть экосистем, практически не затронутых хозяйственной деятельностью (более 1/3 территории России, или 700—800 млн га, том числе опорный стабилизирующий блок биосферы, - Сибирь), непременно будет играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем всего мирового сообщества.

1. Обоснуйте необходимость гармонизации международных экологических отношений?

2. Какие объекты окружающей природной среды относят к национальным и международным?

3. Что вы знаете о важнейшем форуме по экологии в XX веке - Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.)?

4. Какова роль России в международном экологическом содружестве?

Наша страна играет значительную роль в решении гло­бальных и региональных экологических проблем. Будучи пра­воприемником СССР, Российская Федерация взяла на себя до­говорные обязательства бывшего СССР по предотвращению экологической катастрофы, сохранению биосферы и обеспе­чению развития человечества.

Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организа­ции; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двусто­роннее сотрудничество.

Государственные инициативы по международному со­трудничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Только в последние годы нашей страной был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безо­пасности, например, по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, ок­тябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, де­кабрь 1988 г.).

Российская Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частно­сти, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро содержались в послании Президента России (1992). Решения Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) бы­ли одобрены в России и нашли отражение в Концепции пере­хода Российской Федерации на модель устойчивого развития

Россия уделяет большое внимание и организации междуна­родного партнерства по решению проблем перехода к устой­чивому развитию.

Международные организации по охране природы дейст­вуют почти во всех странах мира. Органы руководства сосре­доточены прежде всего в ООН. Ключевую функцию по орга­низации природоохранной деятельности в системе ООН осу­ществляет упомянутая выше ЮНЕП — Программа ООН по окружающей среде. Россия активно сотрудничает с ЮНЕП и с другими организациями в области охраны окружающей сре­ды в выработке стратегии защиты от загрязнения, создании системы глобального мониторинга, борьбы с опустынивани­ем и др.

Большую активность в решении глобальных природоохран­ных проблем проявляет Международный союз охраны приро­ды (МСОП), переименованный в 1990 г. во Всемирный союз охраны природы. СССР вступил в союз на правах члена-госу­дарства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Россий­ская Федерация. В настоящее время МСОП стал одним из ли­деров в разработке проблем биоразнообразия. По инициативе МСОП выпущена Международная Красная книга редких и ис­чезающих видов растений и животных (в пяти томах).

Много внимания Россия уделяет работе и в других спе­циализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО (Ор­ганизация Объединенных Наций по вопросам образования, нау­ки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохране­ния), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хо­зяйству). Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ (Ме­ждународное агентство по атомной энергии). Россия активно содействует реализации основных программ Всемирной ме­теорологической организации ООН (ВМО), в частности Все­мирной климатической программы. По каналам ВМО в Россию поступает информация о состоянии Мирового океана, aтмосферы, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей среды.

Россия продолжает развивать и углублять экологическое сотрудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 международных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулируют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами.

Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению Конвенции о сохранении живых pесурсов в Балтийском море (1973 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.), по защите Черного моря, ратифицированной в 1993 г., по сохранению водно-болотных угодий (1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия становится членом Конвенции о биологическом разнообразии.

К числу важнейших международных соглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979г.) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением ( 1989 г.). В соответствии с Законом "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" от 25 ноября 1994 г., Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. ј
670 "O первоочередных мерах по выполнению Федерального закона "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных грузов", которым утверждено
Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.

Говоря о международных договорах, заключенных Россией на многосторонней основе, нельзя не сказать о международном сотрудничестве со странами СНГ — бывшими союзными республиками СССР. Основным документом здесь является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное в Москве в феврале 1992 г представителями десяти стран.

На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также США, Великобританией, Францией, Китаем и другими государствами.

Наиболее плодотворно в настоящее время развивается российско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация заповедников и др.), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологической информацией и др.), а также сотрудничество со Скандинавскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые территории на Карельском перешейке). Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

Россия, на долю которой приходится значительная часть экосистем, практически не затронутых хозяйственной деятельностью (более 1/3 территории России, или 700—800 млн га, том числе опорный стабилизирующий блок биосферы, - Сибирь), непременно будет играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем всего мирового сообщества.

1. Обоснуйте необходимость гармонизации международных экологических отношений?

2. Какие объекты окружающей природной среды относят к национальным и международным?

3. Что вы знаете о важнейшем форуме по экологии в XX веке - Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.)?

Хозяйственная деятельность человека приобрела огромные масштабы. Транспорт и промышленные предприятия особенно сильно загрязняют воздух в давно освоенных и густо заселённых районах планеты. Люди стараются придумать новые технологии, сокращающие вредные отходы производств. Инженеры разрабатывают всё более совершенные модели автомобилей, которые выделяют меньше вредных отработанных газов. В больших городах уделяют много внимания посадке деревьев, особенно вдоль магистралей.
На Земле природа пока поддерживает равновесие (баланс): кислорода производится примерно столько же, сколько и потребляется. Россия выполняет важную роль в поддержании мирового экологического равновесия. Территория России самая большая в мире, около

части всей суши. У нас огромные площади лесов, и кислорода производится гораздо больше, чем сжигается. Охрана атмосферы так же важна, как и охрана недр и вод.
ПОДДЕРЖИВАЯ ЧИСТОТУ АТМОСФЕРЫ, ЗАЩИЩАЯ ЕЁ ОТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ, МЫ СОХРАНЯЕМ ЖИЗНЬ НА ПЛАНЕТЕ.

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Роль России в решении планетарных экологических проблем определяется обладанием. большими по площади территориями, практически не затронутыми хозяйственной деятельностью и являющимися резервом устойчивости всей биосферы в целом. В соответствии с этим приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему:

к организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;

к активному участию в международных научных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;

к созданию эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ;

к стимулированию поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;

к обеспечению экологических интересов страны во внешнеэкономической деятельности.

Необходимо продолжить усилия по основным направлениям международной деятельности России в области охраны окружающей среды, в том числе: по сохранению биоразнообразия, защите озонового слоя от истощения, предотвращению антропогенного изменения климата, охране лесов и лесовосстановлению, борьбе с опустыниванием, развитию и совершенствованию системы особо охраняемых природных территорий, обеспечению безопасного уничтожения химического и ядерного оружия, решению проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем (сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе).

К числу важнейших научных проблем, решение которых возможно лишь в рамках международного сотрудничества ученых, относится определение характеристик экологической устойчивости планеты в целом и основных подсистем биосферы. Благодаря своему научному потенциалу Россия здесь может сыграть одну из ведущих ролей, что обусловливает необходимость уяснения значения международного экологического сотрудничества как основного принципа охраны окружающей среды.

Читайте также: