Создание условий для проектной деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Надо отметить, что проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в деятельности педагогов. Проектной деятельности дошкольников посвящено много внимания и обсуждений. Когда внедрялся стандарт начального образования с 2007 года, именно проектный метод обучения был взят за основу учителями начальной школы. Для дошкольного возраста в ДОУ метод проектов можно тоже рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС

Проектный метод – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дети вместе с педагогом выполняют совместный проект проектной деятельности в ДОУ, включаясь таким образом в реальную действительность, а не оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, потребительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался. Прежде чем говорить о методе проектов в ДОУ, важно помнить, что в основе всегда лежат теоретические позиции проектной деятельности в ДОУ. В основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ могут идти не только от взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития детей ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155), предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности в ДОУ по ФГОС, в т. ч. проектной.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: партнерская деятельность взрослого с дошкольниками

Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?

Основы реализации проектной деятельности дошкольников

Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне традиционной сетки занятий в детском саду. Проект предполагает тщательное продумывание каждой мелочи от начала до конца в соответствии с определенными концептуальными основами. Проектная деятельность основывается на нескольких теоретических позициях: в центре внимания находится ребенок, а не тема или условия; индивидуальный темп работы позволяет каждому ребенку выйти на уровень собственного успеха; усвоение базовых знаний происходит за счет их универсального использования в разных ситуациях. Актуальность использования проектной деятельности обусловлена тем, что у каждого ребенка есть явные или скрытые возможности, в каждом возрасте – сензитивные периоды. Дети стремятся получить новые знания, вникнуть в суть предметов и явлений окружающего мира. Так, ребенок может сломать только что купленную игрушку, чтобы посмотреть, как она устроена. И это нужно учитывать при организации проектной деятельности. В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны быть созданы такие условия, в которых он получает удовлетворение от своей деятельности. Выделяют три основные вида проектной деятельности: творческая, исследовательская, нормативная.

Исследовательская проектная деятельность дошкольников

Т ворческая проектная деятельность дошкольников

Особенность творческого проекта – его, как правило, долгосрочный и коллективный характер. Каждый ребенок может выдвигать собственную идею, и все дети выполняют часть общей работы с коллективным результатом. Творческая проектная деятельность дошкольников также может быть разделена на несколько этапов. Первый этап – это подготовка, обсуждение, выбор темы. На втором этапе происходит выбор мотивов участия детей, ведь в проекте могут участвовать не все дети группы. Третий этап предполагает, что дети высказывают идеи относительно реализации проекта, обсуждают ход работы, делают наброски. Этот этап самый трудный для детей-дошкольников, так как нужно уметь правильно коммуницировать, обосновывать и доказывать свою позицию. Здесь воспитатель не может принимать чью-либо сторону, а должен позволить детям самостоятельно прийти к общей позиции. Это будет способствовать преодолению эгоцентризма и выходу на новый уровень коммуникативного и интеллектуального развития. Четвертый этап – реализация замысла общими усилиями. На пятом этапе происходит презентация, в ней участвуют не все дети, а часть, которая представляет результат коллективной работы.

Нормативная проектная деятельность дошкольников

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования.

В связи с этим и представляет особый интерес: изучение проектной деятельности и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.

Поэтому, мы считаем, что для достижения планируемых результатов в освоении программы, необходимо создать благоприятные условия для развития проектной деятельности в детском саду.

И уверенны в том, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в проекты, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Всплеск интереса к организации проектной деятельности дошкольников как форме и способу развития познавательных способностей, приходится на конец девяностых годов двадцатого века. Особое внимание к данной области дошкольного образования появилось в связи с публикацией ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы. Государственный стандарт подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым или самостоятельной исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия. Учёные, разрабатывающие современные программы ДОУ настаивают на предоставлении детям возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.

Вот на этом и должно быть основано активное внедрение проектов в практику работы дошкольных учреждений.

Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими.

Нам, специалистам, работающим с детьми логопедической группы, известно о низкой познавательной активности у этих дошкольников. Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.

Поэтому Педагогам ДОУ следует:

1. Донести до родителей основную задачу проектной деятельности – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

2. Создать в саду условия для проектной деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равноправным партнёром, соучастником деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность.

Организация образовательной работы с детьми по проектной деятельности заключается в следующем:

1. В преобразовании предметно-развивающей среды, создающей ребё нку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей:

Приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм; природный материал:камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена…и т. д. ;

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

Разные виды бумаги;

Красители: гуашь, акварельные краски;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

2. Наработке практических материалов, позволяющих осуществлять деятельностный подход в процессе реализации проектов :

очень важно сделать в начале года перспективное планирование проектной деятельности в каждой возрастной группе дошкольников. Планирование детской проектной деятельности должно включать в себя:

проектную деятельность, организованную педагогом;

проектную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды);

познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами проектной деятельности;

демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

долгосрочные наблюдения – эксперименты.

3. Подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности, исследовательской (проектной) деятельности :

Три кита исследовательского обучения:

1. Элемент - Развитие у детей исследовательских умений и навыков:

Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребёнка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:

- давать определения понятиям;

- делать умозаключения и выводы;

- готовить собственные мини-доклады;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

2. Элемент - Детская исследовательская практика:

Основное содержание в этом разделе – проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Непосредственно образовательную деятельность в этой программе следует выстраивать так, чтобы степень самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска постепенно возрастала.

3. Элемент - Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников :

Ребёнок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребёнку изложить собственные результаты, с другой – обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий, аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.

Структура детского исследования :

Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

Проверка гипотез (сбор данных,экспериментирование,реализация в действиях);

Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы);

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности

(творчскую, экспериментальную, продуктивную).

Задача воспитателя - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Исследовательская активность активизируется за счет:

  • проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать

всё новые проблемы,

  • использования операций сравнения и сопоставления,
  • проблемного изложения информации педагогом,
  • организации опытов и экспериментов.

Советы воспитателю по работе над проектом

  • Глубоко изучить тематику проекта
  • Подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Организация образовательной работы с детьми по проектной деятельности заключается в следующем:

приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена… и т. д. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги;

красители: гуашь, акварельные краски;

медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

2. Наработке практических материалов, позволяющих осуществлять деятельностный подход в процессе реализации проектов:

очень важно сделать в начале года перспективное планирование проектной деятельности в каждой возрастной группе дошкольников. Планирование детской проектной деятельности должно включать в себя:

проектную деятельность, организованную педагогом;

проектную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды) ;

познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами проектной деятельности;

демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

долгосрочные наблюдения – эксперименты.

3. Подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности, исследовательской (проектной) деятельности:

В нашем детском саду сегодня созданы центры:

Поставлены задачи для приобретения оборудования для исследовательской деятельности, разрабатываем картотеку опытов по старшей и подготовительной группе, по видам исследований (почва, воздух, металл и др.), картотеку наблюдений. После оборудования прогулочных площадок планируем организовать экологическую тропу, где дети будут наблюдать за деревьями и фиксировать в паспорте тропы здоровья.

Включение познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через реализацию проектной деятельности, экспериментирование, коллекционирование, путешествия по реке времени и другие формы работы. Исследовательская деятельность помогает ребенку выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности: наблюдения; беседы; опыты; дидактические игры; моделирование ситуаций; трудовые поручения. Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности или проблемная ситуация.


Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859–1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

Так что же такое проектная деятельность?

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

Проект это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).

План работы воспитателя по подготовке кпроекту:

  1. Постановка цели проекта (исходя из интересов детей)
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, дети обсуждают план с родителями.
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта).
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор (накопление материала).
  6. Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
  7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта (разнообразные формы представления).

Этапы реализации проектной деятельности:

Правила для педагогов при работе над проектом:

  1. Глубоко изучите тему проекта;
  2. При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу;
  3. Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  4. Создавайте игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
  5. Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  6. Ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  7. Последовательно и регулярно работайте над проектом.
  8. Создавайте атмосферу сотворчества.
  9. Используйте индивидуальный подход.
  10. Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
  11. Привлекайте родителей: информируйте их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая конкретное участие соблюдайте добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.

Т. о., метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проблема:незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.

− неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми.

− нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.

− невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Цель: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

− Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

− Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей,

− Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.

− Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

В работе с детьми:

ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

− Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия)

− Воздушное контрастное закаливание.

− Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.

− Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.(Приложение № 6)

− Выставка рисунков о спорте.

В работе с родителями:

− Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.

− Была проведена выставка физкультурного оборудования, где высказывались мнения о его важности, значимости в развитии ребенка.

Работа по совместной деятельности родителей и детей:

− Проведен День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, Проект, совместная двигательная деятельность, здоровый образ жизни, родитель, двигательная деятельность, детский дизайн, исследовательская деятельность, педагогический процесс.

Похожие статьи

Совместная деятельность с родителями по формированию.

здоровый образ жизни, родитель, ребенок, детский сад, двигательная активность, дошкольное учреждение, призыв вести, работа, семья.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность. Ежедневно в утренние часы, до занятий и между занятиями, на прогулках и во второй половине дня по желанию детей.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового.

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство.

двигательная активность, ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, предметно-развивающая среда, игра, здоровье, дидактический стол, физическое воспитание, дошкольное учреждение.

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения.

здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, родитель, семья, ребенок, формирование основ, педагогический процесс, детский сад, педагог, двигательная активность.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы. 3. Воспитательные. - воспитание потребности в здоровом образе жизни

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста.

Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка имеет не только педагогическое, но и важное социальное значение.

Педагогические условия формирования здорового образа.

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем ДОУ: она внедряется в практику педагогов детского сада уже с 2003 года. Первыми откликнулись и с большим интересом начали осваивать эту форму работы воспитатели старших и подготовительных групп. Я тогда работала в подготовительной группе, и мои дети выбрали тему “Мой любимый город”. В рамках проекта проводились экскурсии по городу, беседы о разных домах, о доме каждого ребенка. Дети приносили в группу фотографии своих домов. В результате были составлены фотолетописи “Улицы родного города” и “Дом, в котором я живу” в сопровождении составленными детьми рассказами о своем доме, их рисунками. Итогом реализации проекта стало создание книги “Мой любимый город Стерлитамак”.

Мы работали по проектам “По следам Салавата”, “Таланты и способности животных”, “Мое дерево”, “Что рассказало растение”, “Любимые сказки”, “И поэт он, и батыр он…” и другие. Приложение 1

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию воспитателя. Требования к работе над проектом – совершенно особые.

1. Неообходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Эта проблема может быть обозначена и воспитателем, и самими детьми.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, т.е. определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект требует исследовательской работы детей, т.е. поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и предоставлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Т.о., проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Т.е. проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы и схемы и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Хотелось бы добавить еще одно “П”, еще один этап – Подготовительный. Конечно, существует предпроектный подготовительный этап. Здесь речь идет о том, что, приступая к работе над проектом, необходимо оповестить об этом администрацию детского сада, т.к. проектная деятельность требует отклонения от заранее составленного плана педагогического процесса, отодвигает временные рамки и т.д. Еще один важный момент подготовительного этапа – это организация соответствующей предметно– развивающей среды, так как для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной поисковой деятельности в группе должно быть создано богатое ресурсное обеспечение (книги, иллюстрации, видеоматериалы и т.д.). Но я говорю о другом подготовительном этапе. Одним из самых сложных этапов проектной деятельности с детьми в методическом отношении является момент включения детей в собственную исследовательскую деятельность. С чего и как начать работу с детьми в направлении проектного обучения?

Результаты проекта не возникают сами по себе. Основная цель, какая ставится в любом вопросе, – развитие творческой личности. Помимо этой цели на каждом этапе ставятся и другие задачи: воспитание у ребенка нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной и информационной, художественной, экологической, экономической культуры и культуры труда, адаптированности к современной жизни.

Работа над проектом планируется и проводится во 2– ом блоке в утренние и вечерние часы, на специальных занятиях в рамках всех предметных занятий, на занятиях по интересам.

При организации работы существуют свои трудности. Не все дети одинаково могут и умеют самостоятельно заниматься в той среде, которая создается для совместной (со сверстниками и взрослыми) и самостоятельной поисковой деятельности. Для того, чтобы развить способности детей к саморегуляции своей поисковой деятельности, необходима систематическая творческая работа со стороны воспитателя. Чтобы “заразить” детей поисковой активностью, воспитатель сам должен быть увлечен проектной деятельностью; в подготовке к проекту должен “погрузиться” в познавательную литературу (справочники, художественные и документальные книги, энциклопедии и т.п.), найти для себя новые сведения. Проблемные методы идут от педагога, поэтому он должен быть творческим. В своей работе мы должны использовать как традиционные, так и инновационные методы.

Проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что– либо изучать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Естественно, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности.

Темы проектов часто вырастают из специальных занятий по познавательному развитию, из экскурсий, посещений зоопарка, цирка, театра и т.д. Проще, конечно, подобрать интересную (как нам кажется) и полезную тему исследования, а затем предложить детям. Но дошкольника бесполезно “нагружать” темой исследования. Он, конечно, исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как собирать информацию и т.п.

Второй этап – планирование – включает в себя несколько шагов:

– Совместное составление воспитателем и детьми плана реализации проекта. Обсуждается план в кругу, в форме индивидуальной беседы:

– Что мы знаем? (Ответы детей записываются на большом листе бумаги, указывая рядом с каждым ответом имя ответившего ребенка).

– Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать? (Снова записываются ответы детей).

Эти ответы детей определяют содержание проекта, причем принимаются всякие ответы, какими бы они не были. Затем снова ответы зачитываются, обобщаются. После этого вывешиваются карточки с методами исследования /“Подумать!”, “По страницам книг и журналов”, “Спросить у взрослого”, “Обратиться к видеомагнитофону, Интернету”/.

Важно также обучать детей разным способам составления и фиксации их действий. Устно обсуждается с ребенком последовательность его действий (“Что ты будешь делать вначале, а что – потом?”).

Также обсуждается конечный продукт, который будет показывать, каков был замысел решения поставленной проблемы. Ребенку задаются вопросы: “Что необходимо сделать? Когда? Где? Кто будет делать? Что тебе понадобится для этого?”.

Выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов, создать богатое пространство для поиска информации. Для реализации проекта подключаются родители. Нужно помочь ребенку выбрать центр активности и того вида деятельности, которая для него привлекательна и могла бы привести ребенка к получению определенного результата. Но нужно стараться подвести к такому выбору так, чтобы он считал его своим.

На 3– ем этапе предполагается использование таких методов и приемов: “Звездочка обдумывания”, “Папка исследователя”, работа с художественной, научной литературой, историческими документами, сочинениями, информационная поддержка (поиск технологии изготовления объекта) и многое другое.

Работа над какой– либо проблемой не только обогащает содержание образования, но и формирует первичные проектные умения: умение извлекать информацию из разных источников, отбирать материал и грамотно фиксировать его (конечно, пока не самостоятельно, а с помощью воспитателя или родителей).

Для того чтобы информация, собранная во время поиска, не забылась и не потерялась, нужно заранее учить детей их фиксировать. Такие упражнения, как: “Напиши другу письмо”, “Прочти, что тебе написал друг”, “Угадай, что это”, “Запишем сказку”, “Говорящие рисунки” и другие помогают в обучении детей фиксировать собранную информацию в виде кодирования в “Папках исследователя”.

Особо нужно отметить поиск информации путем изучения текстовых и иллюстрированных источников: книг, фильмов, Интернета. Ребенок так собирает большую информацию, которую надо не только понять, но и проанализировать, обобщить. Это очень сложная интеллектуальная работа. Этому тоже следует обучать детей.

Первым делом, нужно учить детей работать с книгой: полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации, попросить прочитать кого– нибудь из взрослых, а что случайно привлекло внимание – повторно прочитать, задать себе вопрос: “Что нового я смогу узнать?”, “Что мне понадобится для решения проблемы?”.

Для успешного выступления во время защиты требуется владение четкой дикцией, разнообразными интонациями, правильной речью, жестикуляцией. Поэтому к выступлениям дети готовятся не только с воспитателем, но и с родителями, а иногда и рассказывают вместе. Совместное выступление имеет огромное воспитательное значение: ребенок испытывает гордость за родителей, которые так много знают.

Еще раз подчеркнем: только личная заинтересованность ребенка в получении результата может поддержать его самостоятельность и целеустремленность, упорство и настойчивость, помогать преодолевать возникающие по ходу трудности и проблемы. Все это способствует воспитанию культуры труда и здоровья ребенка.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача. Вот перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В проектной папке находится вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, распечатки из Интернета; записи всех идей, гипотез и решений; эскизы, чертежи, наброски продукта; другие рабочие материалы и черновики.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов могут быть различными:

воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); деловая игра; диалог исторических или литературных персонажей; игра с залом; иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий…; инсценировка; научная конференция; научный доклад; отчет исследовательской работы; пресс– конференция; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; спортивная игра; телепередача; экскурсия, театрализованное представление, концерт и т.д.

Ребенок часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Сообщить об усвоенном важно не столько тем, кто слушает, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому этап защиты выполненного проекта пропустить нельзя. Защита – венец исследования, один из главных этапов обучения начинающего проектировщика. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.

Обычно защита проходит как праздничное мероприятие. Но практика показывает, что презентацию следует проводить по мере готовности проектов, это один из особенностей использования метода проектов в работе с дошкольниками.

Итак, подведем некоторые итоги:

Обучение детей проектным умениям и навыкам проводится в несколько этапов.

На I этапе воспитатель дает детям первичную информацию, а основная задача детей – ее воспринять, осмыслить, запомнить.

II этап – репродуктивный, т.е. строится диалог. По вопросам и заданиям воспитателя дети воспроизводят элементы изученного материала.

III этап – проблемное изложение. Воспитатель ставит проблему и сама же ее решает, показывая путь решения в доступных детям противоречиях. Т.е., вскрывая основной ход мыслей при движении к решению, показывает детям вроде образца научного познания, научного решения проблем. Ребенок на этом этапе мысленно следит за логикой движения.

IV этап – практический. Воспитатель дает детям частично– поисковые задания с целью обеспечения поэтапного усвоения опыта проектной деятельности (умения видеть проблему, высказывать предположения, формулировать гипотезу и др.).

После прохождения всех этих этапов с детьми можно переходить к проектной деятельности.

Т.о., ребенок постепенно превращается из слушателя в собеседника, а затем в исследователя, в результате чего на доступном ему уровне включается в творческо– исследовательскую деятельность.

В конце каждого проекта проводится самоанализ, отвечая на следующие вопросы:

– Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?

– Чему научились дети?

Постепенно, работая по такой системе, можно добиваться каких– либо результатов по проектной деятельности.

Результаты обучения на проектной основе:

Самый важный результат – создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.

Дети развивают свой собственный характер естественным образом. Проекты учат верить в свои силы.

Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, помогают действовать в зоне ближайшего развития.

Проекты позволяют использовать знания, идеи, навыки тогда, когда у ребенка в этом действительно возникает необходимость.

Ребенок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседников, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника, быть руководителем или исполнителем, занимать творческую позицию.

Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.

Читайте также: