Как часто можно купаться детям в доу

Обновлено: 18.05.2024

Как правильно купать младенца, сколько по времени нужно мыться ребенку и какие средства для ванны использовать подростку.

1. Здорового рожденного в срок младенца можно купать на 5 сутки после родов. Но чаще всего неонатологи рекомендуют мыть детей сразу после выписки из роддома (то есть даже раньше), чтобы смыть следы больничной инфекции.

2. Температура воды должна быть 35-37◦С. Имейте в виду, что далеко не все дети комфортно себя чувствуют в воде 37◦С, кому-то нужно попрохладнее. Впрочем, вы поймете это, когда ребенок заплачет в воде.

3. Продолжительность ванны для младенца в первые дни после рождения – 2-3 минуты, постепенно ее можно увеличивать до 7-10 минут, а затем – до 20-30 минут.

4. Пока не зажила пупочная ранка, в воду стоит добавлять слабый раствор марганцовки или отвар ромашки. А затем для купания лучше использовать мягкие средства, которые подходят для детей с рождения. Они хорошо увлажняют кожу, успокаивают ее, снимают раздражения.

5. Если кожа у ребенка очень сухая или склонная к атопии, то лучше использовать масло для ванны, предназначенное специально для новорожденных. После масляных купаний ополаскивать кожу не требуется.

6. Детям с повышенной возбудимостью, с гипертонусом мышц рекомендуют делать хвойно-солевые ванны. Они хорошо расслабляют мышцы, успокаивают нервную систему. Но такие ванны делают строго по показаниям и после консультации с педиатром или невропатологом.

Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней среды наиболее длительное и непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Чем младше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее при неблагоприятных условиях среды он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) больше, ее роговой слой тоньше, а просвет кожных капилляров шире, чем у взрослых. В связи с малой приспособленностью детей младшего возраста передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают замедленно и не в полную силу. Их организм часто не успевает быстро отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому детей младшего возраста приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания, чтобы предупредить возникновение у них различных заболеваний.

Закаливание — это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).

Закаливание в дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.

Положительные результаты от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении ряда принципов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя.

Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — раньше, чем с ними не проведены обливания.

3. Систематичность.

Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д., и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы:

1) здоровые, ранее закаливаемые;

2) здоровые, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, и дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья;

3) с хроническими заболеваниями и вернувшиеся в дошкольное учреждение после длительных заболеваний.

Постепенность увеличения дозировки раздражителя.

Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускают детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию.

Систематичность.

Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д., и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой.

Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на организм. Важно продумать и организовать проведение процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции. Закаливание мы проводим путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды)

Виды закаливания в ДОУ.

1. Закаливание воздухом

Воздух — наиболее доступное средство закаливания в любое время года. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.

Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети.

Чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание проводят кратковременно, 5-7 минут, в отсутствии детей. Перепад температуры может достигать 4°-5° C, т. е. опускаться до +14° - 16° C.

1) утром перед приходом детей,

2) перед занятиями,

3) перед возвращением детей с прогулки,

4) во время дневного сна,

5) после полдника.

Температура воздуха в группах должна быть:

• до 3-х лет – 22 С;

• 3 – 4 года – 21 С;

• 5 – 7 лет – 20-18 С

Оздоровительный эффект проветривания тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его). При нормальной температуре воздуха дети должны находиться в двухслойной одежде и гольфах или носках.

Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период — еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи. С детьми первого года жизни воздушные ванны можно проводить спустя 30—40 мин после приема пищи, а старше года — через 1 —1,5 ч.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой (дети первого года жизни, подвижными играми, физкультурными занятиями. Во время движений в организме ребенка образуется тепло, которое предохраняет от переохлаждения и простудных заболеваний.

Хождение босиком — хорошее средство для закаливания, укрепления и формирования свода стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 — 3 мин до 10 — 12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20° — 22 °С.

Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. С детьми 5 — 7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком. Полы в зале должны быть паркетными или покрыты пластиком, ковром. При температурах выше или ниже указанных, наступает соответственно перегревание или переохлаждение, что может стать причиной заболевания.

2. Закаливание солнцем

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом возраста и состояния здоровья детей.

Закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5 — 6 мин, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках.

3. Вода как фактор оздоровления и закаливания

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела). Используют воду такой температуры, которая не вызывает большого напряжения терм регуляционных механизмов ребенка (28 — 36 °С, и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето.

Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2 — 3 дня) снижают на 1 градус и доводят ее для детей от 1 года до 2 лет с 28° до 20 °С, от 2 до 3 лет — до 16° С, для детей 3 лет и старше — до 14°С.

Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2 — 3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.

Обтирание можно начинать с 3-месячного возраста. Детям первого года жизни, а также ослабленным воспитанникам старшего возраста перед обтиранием водой в течение 1 — 2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого её покраснения. Чтобы раздетые дети не ждали процедуры, следует заранее подготовить все необходимое. Мальчиков и девочек старше 3 лет обтирают отдельно.

Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз с водой нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микроорганизмов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.

Местное обливание ног проводят из ковша вместимостью 0,5 л при температуре воздуха в помещении не ниже 20 °С. Во время процедуры смачивают нижнюю половину голени и стопы. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4—5 см). На каждое обливание расходуется 2 — 3 л воды соответствующей температуры. Собственно обливание продолжается 15 — 20 с, затем ноги ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого прорезывания кожи. Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка.

При обливании ног детей первых лет жизни используют воду начальной температуры 30 °С, а затем ее снижают через каждые 1 — 2 дня на 2 °С. В дошкольных группах пользуются водой начальной температуры также 30 °С, снижая ее через каждые 1 — 2 дня на 2° С и постепенно доводя до 18°— 16 °С для детей первых лет жизни, а в дошкольных группах (4 — 7 лет) до 16°—14 °С.

Летом обливание и душ рекомендуется проводить на воздухе. Когда при закаливании будут достигнуты конечные температуры воды и воздуха, на них останавливаются в течение 2 месяцев для обеспечения эффекта тренировки. Далее можно усилить действующий фактор (перейти от местных к общим, от слабых к более сильным процедурам) или увеличить время его действия.

Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море) — одна из любимых детьми закаливающих процедур. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода (ее температура, состав). Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем.

Купание в открытых водоемах вызывает значительное напряжение тепло регуляционных механизмов ребенка и поэтому должно строго контролироваться. В условиях дошкольных учреждений к купанию в открытых водоемах допускают только здоровых детей (1-я группа по здоровью) старше 3 лет.

Дошкольникам можно начинать купаться в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 25 "С и воды 23 °С. Закаленным детям можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Нельзя купать детей натощак или раньше, чем через 1,5 ч после приема пищи. Купаются воспитанники 1 раз в день.

Продолжительность первых купаний не должна превышать 3 мин, в дальнейшем ее постепенно увеличивают: для детей 3 — 5 лет до 5 мин, 6 — 7 лет — до 8 — 10 мин. Купать детей надо в утренние часы после солнечных ванн.

Купаться одновременно могут 6 детей, при этом один воспитатель, умеющий плавать, должен быть вместе с ними в воде, а другой воспитатель или няня остается на берегу и следит за остальными детьми. В воде дети должны все время двигаться, играть в мячи, резиновые игрушки. Пятилетних ребят уже можно обучать плаванию.

Во время купания нельзя разрешать детям заходить дальше указанного места, шалить, толкать друг друга, окунаться в воду с головой. Если какой-либо ребенок замерзнет, начнет дрожать, его надо немедленно вывести из воды, хорошо растереть полотенцем и одеть.

После купания всех воспитанников быстро обтирают индивидуальными полотенцами, организуют подвижные игры в тени. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется.

Водный бассейн, где купаются дети, должен быть обязательно проточный, чистый, дно бассейна — без ям и камней, с постепенным понижением.

При многих ДОУ созданы плескательные бассейны для купания детей в жаркую погоду. Такие бассейны значительно облегчают работу по закаливанию детей в летнее время года, однако пользоваться ими можно только в тех случаях, если воду в них регулярно меняют, а стены и дно очищают от грязи и посторонних предметов.

Летом с целью закаливания детям можно разрешать играть в воде в бассейнах, ручьях и других проточных водоемах. Температура воды при этом должна быть не ниже 20 °С. Время игры постепенно увеличивается до 5—10 минут.

Хорошим средством закаливания полости рта и носоглотки является систематическое их полоскание водой комнатной температуры.

Точечный массаж "Волшебные точки"

(по А. А. Уманской)

Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.

Техника выполнения массажа

Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.

Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки, то массаж отменяется.

Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.

Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

детский бассейн

В нашем саду, наверное, как и во многих, очень много нарушений. Они, в принципе, изложены в отзывах. Мы, родители детей одной группы, сделали свой сайт, чтобы попытаться их решить. Но кто-то из родителей передал пароль от закрытых разделов заведующей, и она все прочитала. Были приняты меры, и сад был показан образцово-показательным. Дети этих родителей стали самыми любимыми детьми воспитателя, а сами родители были назначены в Родительский комитет этим же воспитателем.

По вопросу чистоты в группах все решилось очень просто: родителям запретили в группы заходить. А поскольку РК у нас очень специфический, он лишнего слова против сада не скажет.

Так вот прошло чуть более месяца. Из Департамента ответа нет, и в саду вернулась прежняя жизнь. Мало того, что в группах по 10 человек из 30, потому что все болеют, дети больные принимаются.. и более того, если воспитатель простужен, он также приходит на работу.

Нет, далеко не единичный случай обращения с детьми в этом саду, как тот, что описан Очевидцем в первом отзыве. В нашей группе воспитатель абсолютно также общается с детьми, кричит на них, не разрешает трогать игрушки, дисциплина тотальная, и руки за спину убрать, чтобы не трогали ничего. Там малина оправдалась, видимо, это кто-то из персонала, тот воспитатель уволился, и теперь такого нет, но это не так. Может быть нет вопиющего поведения, но общий стиль сохранился.

Один из положительных отзывов об этом саде был оставлен родительницей, ребенок которой посещал сад всего пару месяцев летом. Ее отзыв не соответствует реальности.

Хотя дети не гуляют практически, если они бегут на площадку после того, как их забирают родители, то персонал в грубой форме требует, чтобы с площадки они ушли, потом что там гулять не разрешается.

В нашем саду есть бассейн, но поскольку группы наши находятся на третьем этаже, а бассейн на первом, нам воспитатели не рекомендуют его посещать.

Мне бы хотелось узнать, есть ли какой-то документ, регламентирующий правила посещения бассейна в детском саду: как должны детей туда водить, волосы девочкам сушить, сквозняки исключать или что.. чтобы он был, а не числился. Как должны там проходить занятия?

Поскольку в Департаменте наше заявление хода не получило, у нас остается еще ваш сайт, чтобы привлечь внимание к ситуации в саду. Ну или еще обращаться в прокуратуру или в СМИ.

С уважением, Наталья.

Отвечает Ирина Гилета, юрист:

Здравствуйте. Отвечая на поставленные Вами вопросы относительно посещения детьми бассейна в дошкольном образовательном учреждении, поясняю:

В состав помещений бассейна входят: зал с ванной, две раздевальные с душевыми и туалетом, комната тренера, комната медсестры, лаборатория анализа воды, узел управления, технические помещения, связанные с обслуживанием бассейна.

Пункт 2.13.12 предусматривает, что в холодный период года занятия в бассейне предпочтительно проводить после прогулки. При проведении занятий в бассейне перед прогулкой для предупреждения переохлаждения детей необходимо предусмотреть промежуток времени между ними не менее 50 минут.
Температура воды в бассейне — +30° +-1°С, температура воздуха в зале с ванной — +29° +-1°С, в раздевалке с душевой +25 — +26°С.

Перед началом и после занятий в бассейне организуют мытье детей под душем. Для профилактики переохлаждения детей занятия в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой (холодный душ, проплывание под холодной струей, топтание в ванночке с холодной водой).

В соответствии с пунктом 2.13.13. продолжительность занятия в бассейне в зависимости от возраста детей составляет:

  • в младшей группе — 15-20 мин,
  • в средней — 20-25 мин,
  • в старшей -25-30 мин,
  • в подготовительной — 25-30 мин.

Присутствие медицинского персонала при проведении занятий в бассейне обязательно.

Также указанным нормативным актом предусмотрены правила пребывания детей на прогулке, в группах и иные занятия.

В Вашем случае достаточно написать обоснованную жалобу в отдел/управление образования с указанием на Ваше право в случае её неудовлетворения обратиться в органы прокуратуры. Кроме того, контроль за соблюдением указанных норм осуществляют органы СЭС. Ваше обращение вполне может повлечь внеочередную проверку детского сада и привлечение должностных лиц к ответственности.

Ка дети должны купаться. Фото: PH888 / shutterstock.com

Заботливые родители спешат искупать детей каждый день, чтобы защитить от микробов и болезней. Эксперты советуют не переусердствовать. Конечно, в пандемию коронавируса руки мыть нужно постоянно. Но по несколько раз на день дети не должны купаться уж точно. ÖKO-TEST рассказывает о правильной гигиене детской кожи.

Несколько раз в неделю

Специалисты Американской академии дерматологии (AAD) выяснили, сколько раз в неделю ребенок должен принимать душ или ванную. Эксперты советуют маленьким детям полностью купаться два-три раза в неделю.

Полезные бактерии

Американские дерматологи уверены, что немного бактерий не помешают маленьким детям. Важно хорошо вымыть лицо, ягодицы, подмышки и ступни. Остальные части тела можно просто обтереть влажной мочалкой.

Когда у подростка начинается половое созревание, пот и кожный жир вырабатываются активнее. Тогда уже рекомендуется тщательно мыться каждый день. А умывать лицо молодым людям врачи советуют вообще два раза в день.

Маленьким детям достаточно купаться 2-3 раза в неделю. Фото: ANURAK PONGPATIMET / shutterstock.com

Советы по купанию детей

Маленьким детям, по словам дерматологов, не нужно часто купаться, чтобы хорошо пахнуть. До достижения половой зрелости у них не выделяется неприятный запах тела. Они просто очищают кожу во время купания. А она у детей очень чувствительная и тонкая. Поэтому дерматологи и не советуют частое купание, чтобы ее не пересушивать.

Врачи советуют детям принимать душ или ванну не слишком долго – не более 10–15 минут. Иначе кожа слишком размягчится. Рекомендованная температура воды – не более 35–37 градусов.

Конечно, это не относится к ситуациям, когда дети весь день лазили по деревьям, гоняли в футбол или купались в соленой воде. Тогда уж душ с мочалкой и мылом обязателен, чтобы очистить кожу от загрязнений.

Читайте также: