В чем смысл учения платона об идеях эйдосах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Это первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью

Основной вопрос философии Платон решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает, и, который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола. В действительности идея стола возникает как абстракция, как выражение определенного подобия (т. е. абстрагирование от отличий) многих отдельных, конкретных столов. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны, материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного идеализма Платона (и рационального объективного идеализма вообще).

Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей (небытием).

Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи.Все вещи в мире подвержены изменениям и развитию. Особенно это касается мира живого. Развиваясь, все стремится к цели своего развития. Отсюда еще один аспект понятия "идея" - это цель развития, идея как идеал.

Человек тоже стремится к какому-то идеалу, к совершенству. Например, когда он хочет создать из камня скульптуру, то он имеет уже в своем уме идею будущей скульптуры, и скульптура возникает как соединение материала, т. е. камня, и идеи, существующей в сознании скульптора.

Реальная скульптура не соответствует этому идеалу, потому что кроме идеи она причастна еще и материи. Материя есть небытие. Материя есть небытие и источник всего плохого, и в частности зла. А идея, как я уже говорил, есть истинное бытие вещи. Данная вещь существует потому, что причастна идеи. В мире все развертывается согласно некоторой цели, а цель может иметь только то, что имеет душу/ идею.

Идея БЛАГА. Среди идей мира истинно-сущего, как и среди чувственных вещей существует определенного рода иерархия. Во главе всего сущего, на его вершине находится, по Платону, идея блага. Почему Платон отдает предпочтение именно этой идее? Аргументация Платона вполне рациональна. В любом нашем действии и познании самым важным является то, зачем мы это делаем или познаем. Если мы не знаем пользы или блага, проистекающего от нашего познания или действия, они бесполезны. Следовательно, ни одно действие и ни одна идея не могут обойтись без познания блага, и оно оказывается фундаментальнейшей идеей, которую надо предпослать всему остальному. Вопрос о сущности блага, говорит Платон, один из самых трудных, поэтому к его пониманию нужно приближаться посредством образа и уподобления.Платон для иллюстрации сущности блага использует образ солнца. Для нашего зрительного опыта, по Платону, необходимы три вещи: способность зрения и его орган, цвет зримого нами предмета и, наконец, самое важное — свет, который позволяет нашему зрению увидеть цвет предмета, без этого солнечного света никакого зрения не могло бы возникнуть. Он сравнивает солнце и его свет с источником умопостигаемого света, идеей блага.




Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу "иерархии идей". Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. На вершине умопостигаемого мира находится идея блага. Сам умопостигаемый мир делится на два раздела. Сразу за идеей блага следует мир сущностей, постигаемых чистым мышлением. Это сама истина, сама реальность, бытие как таковое. За ним следует мир математических сущностей, которые суть не что иное как образы мира истинно сущего. Затем идет мир чувственно-воспринимаемый, он также делится на два раздела. Первый — это сами видимые нами предметы, второй — их тени и отражения. Надо всем этим чувственным миром господствует солнце, высший из видимых нами богов, отпрыск и образ высочайшей идеи блага. Она не только превосходит все реально существующее благо и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни.

Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Это первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью

Основной вопрос философии Платон решает однозначно - идеалистически. Материальный мир, который нас окружает, и, который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

Платон объясняет, например, подобие всех существующих в материальном мире столов наличием идеи стола в мире идей. Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола. В действительности идея стола возникает как абстракция, как выражение определенного подобия (т. е. абстрагирование от отличий) многих отдельных, конкретных столов. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны, материальный мир им лишь подчинен. В этом - ядро объективного идеализма Платона (и рационального объективного идеализма вообще).

Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой, материей в себе) существует, по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и пещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действительные, реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесформенной "принимающей" материей (небытием).

Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи.Все вещи в мире подвержены изменениям и развитию. Особенно это касается мира живого. Развиваясь, все стремится к цели своего развития. Отсюда еще один аспект понятия "идея" - это цель развития, идея как идеал.

Человек тоже стремится к какому-то идеалу, к совершенству. Например, когда он хочет создать из камня скульптуру, то он имеет уже в своем уме идею будущей скульптуры, и скульптура возникает как соединение материала, т. е. камня, и идеи, существующей в сознании скульптора.

Реальная скульптура не соответствует этому идеалу, потому что кроме идеи она причастна еще и материи. Материя есть небытие. Материя есть небытие и источник всего плохого, и в частности зла. А идея, как я уже говорил, есть истинное бытие вещи. Данная вещь существует потому, что причастна идеи. В мире все развертывается согласно некоторой цели, а цель может иметь только то, что имеет душу/ идею.

Идея БЛАГА. Среди идей мира истинно-сущего, как и среди чувственных вещей существует определенного рода иерархия. Во главе всего сущего, на его вершине находится, по Платону, идея блага. Почему Платон отдает предпочтение именно этой идее? Аргументация Платона вполне рациональна. В любом нашем действии и познании самым важным является то, зачем мы это делаем или познаем. Если мы не знаем пользы или блага, проистекающего от нашего познания или действия, они бесполезны. Следовательно, ни одно действие и ни одна идея не могут обойтись без познания блага, и оно оказывается фундаментальнейшей идеей, которую надо предпослать всему остальному. Вопрос о сущности блага, говорит Платон, один из самых трудных, поэтому к его пониманию нужно приближаться посредством образа и уподобления.Платон для иллюстрации сущности блага использует образ солнца. Для нашего зрительного опыта, по Платону, необходимы три вещи: способность зрения и его орган, цвет зримого нами предмета и, наконец, самое важное — свет, который позволяет нашему зрению увидеть цвет предмета, без этого солнечного света никакого зрения не могло бы возникнуть. Он сравнивает солнце и его свет с источником умопостигаемого света, идеей блага.

Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу "иерархии идей". Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. На вершине умопостигаемого мира находится идея блага. Сам умопостигаемый мир делится на два раздела. Сразу за идеей блага следует мир сущностей, постигаемых чистым мышлением. Это сама истина, сама реальность, бытие как таковое. За ним следует мир математических сущностей, которые суть не что иное как образы мира истинно сущего. Затем идет мир чувственно-воспринимаемый, он также делится на два раздела. Первый — это сами видимые нами предметы, второй — их тени и отражения. Надо всем этим чувственным миром господствует солнце, высший из видимых нами богов, отпрыск и образ высочайшей идеи блага. Она не только превосходит все реально существующее благо и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни.

Платон предпочел политической деятельности, которую предназначала ему семейная традиция, занятия наукой, искусством, философией. Воспитанный в духе греческих канонов, представлял собой идеал человека, сочетающего в себе совершенство тела и внутреннее нравственное благородство, он преуспел в литературе и спорте. Занятия искусством не помешали юноше одержать победу в Истмийских играх.

Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию, очень часто задевает проблемы государства, вопросы мироздания, учение об эйдосах – идеях, которые несут огромное смысловое содержание. В различных диалогах Платона они приобретают разные оттенки.

Философские взгляды Платона

1. Идеи, которые несут огромное смысловое содержание. У Платона мир идей имеет внутреннюю иерархию, на вершине которой находится высшая идея – идея Блага.

2. Материя – чувственное начало;

3. Мировая душа – Эрос – стремление к совершенству, динамическое начало. Именно благодаря мировой душе, материальное начало стремится сблизиться с идеями, за счет нее связывается идеальное и чувственное, возникают единичные вещи.

В образе возницы, запряжённой лошадьми Платон выражает идею человеческой души. Душа состоит из трех начал:

· аффективного; (запряжённые лошади - благородные стремления)

· вожделеющего. (физические потребности человека, которые могут принимать форму злоупотреблений)

В соответствии с внутренним строением человеческой души Платон выделяет 3 слоя граждан идеального государства:

1. Высший слой – мудрецы (философы), которые должны управлять государством.

2. Воины осуществляют охрана и безопасность государства (развита аффективная составляющая души).

3. Земледельцы, ремесленники, торговцы – те, кто обеспечивает материальное благополучие (у них развита лишь вожделеющая часть).

Каждый социальный слой выполняет свою функцию. Главное назначение всех слоев – обеспечение Блага государства, Блага единого целого, Блага социального организма.

В этом обществе недопустима частная собственность, брак и семья. В основе брака лежат отношения мужчины и женщины, направленные друг на друга, а не на благо государства. В этой связи оно должно взять на себя функцию отбора: подобрать самым красивым девушкам самых здоровых мужчин. Семья – это источник формирования частных, индивидуальных интересов, поэтому воспитание детей опять-таки должно взять на себя государство. Получается, что в платоновском проекте государства бесспорный приоритет принадлежит общему, целому, которому подчиняется все частное, индивидуальное.

По Платону существует семь типов государства:

- монархия. Она основана на справедливой власти кого-то одного;

- тирания. То же самое, что монархия, но с несправедливой властью;

- аристократия. Она связана со справедливым правлением группы людей;

- олигархия. Здесь власть принадлежит группе людей, которые правят несправедливо;

- демократия. Здесь власть принадлежит большинству, которая правит справедливо;

- тимократия. Несправедливая власть большинства.

В идеальном государстве по Платону власть принадлежит Мудрецам (монархия), на второй ветви аристократия (власть лучших, богачей), и на последней ступени демократия(власть толпы). Учение Платона об идеальном государстве оказало большое влияние на дальнейшее развитие политико-правовой идеологии.

Согласно Платону идея обладает следующими свойствами:

1. Идея – это смысл вещи. Познать идею вещи означает познать, чем одна вещь отличается от другой, человек знает их предназначение и только потому отличаем один от другого.

2. Идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи.

3. Идея вещи является законом возникновения единичных проявлений вещей. Вещь не может возникнуть, если нет ее идеи – идея является причиной, законом его появления.

4. Идея вещи сама по себе невещественна. Идея вещи является умозрительным объектом, то есть постигаема только разумом. Сама по себе идея – сверхчувственна, доступна только разуму, мысли.

5. Идея вещи, несмотря на свою невещественность, обладает собственным существованием. Идея как таковая не рождается, не умирает, не переходит ни во что другое. Идеи живут в своем мире.

Этот мир прекрасен, благороден и вечен, ведь только в нем живут абсолютно истинные, прекрасные, благородные и вечные идеи вещей. Он не материален, но именно мир идей является истинным бытием, так как он и только он – причина и закон рождения мира реального. Реальный мир также вторичен, как вторична любая вещь реального мира.

С этих же позиций он рассматривает и сущность человека. В представлении Платона, человек – продукт божественного творения, состоящий, как и весь мир, из души и тела. Тело человека – бренно, смертно, преходяще. Следуя своей логике, Платон приходит к выводу о вторичности человеческого тела, о его полной зависимости от души. Как и в случаях с другими вещами реального мира, тело – это материальная оболочка души, это материал, соединяясь с которым, душа рождает мыслящего и чувствующего человека. Душа, являясь источником жизни человека, обладает собственной жизнью и бессмертием, так как она – остаток, частичка Мировой Души. Потому со смертью тела душа не погибает, а переселяется в другое тело, давая жизнь новому человеку.

Чем больше человек занимается воспитанием собственной души, тем больше раскрывает ее возможности. В этом плане, Платон, является продолжателем учения Сократа. Цель человека, по мысли Платона, состоит в постижении божественного, а значит в максимальной реализации способностей своей души, в максимальном наполнении самого себя знанием о мире. Только таким образом человек может приблизиться к своему идеальному образу.

Заключение

Учение Платона об идеях позволило исследователям охарактеризовать его философию как объективный идеализм, так как Платон признает существование идеального независимо от сознания человека, более того, само человеческое сознание – продукт некого всеобщего, всемирного сознания. Позднее, уже отталкиваясь от платоновской философии, было создано учение субъективного идеализма, которое все явление мира, видит лишь как производные от человеческого сознания и человеческой воли.

Таким образом, Платон, творчески используя идеи практически всех предшествующих античных философов, в первую очередь, орфиков, пифагорейцев и Сократа, создал учение, которое не только не устарело с веками, но до сих пор является источником философского творчества для представителей самых различных философских школ и направлений. Кто-то принимал и принимает его учение полностью. Огромное влияние учение Платона оказало на формирование главных составляющих христианской философии и христианского образа мысли в целом.

Список используемой литературы

1. А.М. Руденко, С.И. Самыгин, Е.Ю. Положенкова, М.М, Шубина. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. – 300 с.

2. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. 3-е издание. - М. - 2004. - 864 с.

3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. очерки и портреты. - М. - 1991. - 464 с.

4. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль. - 2005. - 366 с.

5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН. История античной эстетики, том II. М.: "Искусство", 1969

6. Лосев, А. Платон. // Философская энциклопедия. Т. 4, М., 1974, с. 276.

7. Учебники платоновской философии. / Пер. Ю. А. Шичалина, Т. Ю. Бородай, А. А. Пичхадзе.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

Учение Платона об идеях

Краткая биография

Смерть Сократа

  • Платон родился в богатой аристократической семье, с детства получил полное и всестороннее образование.
  • Среди учителей философа — Кратил (последователь Гераклита, учил о всеобщей перетекаемости вещей и постоянной изменчивости мира) и Сократ, вдохновивший Аристокла на серьёзное изучение философии и нравственных проблем мира.
  • Во время суда над Сократом Платон был одним из учеников, предлагавших внести за него денежный залог. Интересно, что его учитель присутствует практически во всех диалогах и произведениях в качестве рассказчика или оппонента.
  • После смерти учителя он со своими последователями перебирается в Мегару, где жил Евклид. Философ впервые создаёт работы, посвящённые особенностям человеческого познания. К этому же периоду относится возникновение учения Платона об идеях (кратко — у каждой вещи имеется свой эйдос или идея, которая является аналогом души у человека).
  • Есть сведения, что философ в 389 году до нашей эры отправился в Италию с целью основать там своё идеальное государство. Поначалу его хорошо приняли, однако позже его с бесчестием прогнали (по некоторым данным — он даже ненадолго попал в рабство).
  • В 386 году до нашей эры Платон в Афинах основывает свою Академию — возможно, одно из первых серьёзных учебных заведений в истории человечества. В ней преподавались такие науки, как философия, естествознание, астрономия и особенно, математика, на которую делался главный упор.

Последние годы жизни философа были связаны с гонениями на него со стороны Дионисия Младшего и правителя Сиракуз Диона. Согласно преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до нашей эры, в период правления македонского царя Филиппа. Тело философа было захоронено в его Академии.

Теория идей

Идеи Платона

  • Отображения или тени (соответствует косвенному познанию при недостатке чувственных данных).
  • Чувственно воспринимаемые материальные объекты (познание при помощи 5 органов чувств, непосредственное наблюдение).
  • Математические объекты (познание посредством разума и операций интеллекта).
  • Высший эйдос или идеи (непосредственное познание разумом или интуицией).

Признаками идеи являются такие качества, как объективность (идеи присутствуют в реальности, а значит, любой человек имеет возможность прочувствовать их лично), безотносительность, вечность и независимость от всех существующих ограничений. Платон резко противопоставлял идею любому из наблюдаемых человеческим глазом объекту.

Эту теорию можно объяснить достаточно понятно и просто. К примеру, наблюдать кувшин — это обычный акт чувственного познания материального объекта. Размышление о структуре кувшина при помощи абстрактного мышления — познание при помощи разума. Если же человек пойдёт ещё дальше и попробует представить себе прообраз всех кувшинов, сумеет не просто вообразить, но прочувствовать качество, делающее кувшин кувшином — то тогда он приблизится к пониманию идеи с точки зрения Платона.

Философ считал, что создать идею невозможно — они уже все созданы до появления любого из людей. Человеку же остаётся только воспринимать их своим разумом и воплощать в реальности, а на это способны только те, у кого разум максимально чист и восприимчив (гении). При этом повысить свою восприимчивость к эйдосу можно через интеллектуальное или эстетическое наслаждение, доставляемое наукой или искусствами.

Учение о душе

Разум человека

Учение о душе Платона

С точки зрения античного философа, после смерти человеческая душа отправляется в царство идей или эйдоса (если она достаточно чиста, чтобы находиться в том пространстве) либо же её мятежная часть (страстное начало) влечёт обратно на Землю. При этом Платон упоминает о возможности награды души за её добродетельную жизнь и наказания в случае совершения пагубных поступков.

Познание и восприятие

Античный философ считается основателем объективного идеализма, а среди его последователей можно назвать великие умы человечества Джон Локк, Рене Декарт, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр. Платоновское учение об идеях и в современное время является темой для изучения и подготовки докладов, рефератов и научных трудов. Однако оно было бы неполным без описания его взглядов касаемо человеческого восприятия. К интересным особенностям его теории познания относятся следующие моменты:

Душа пребывает в мире идей

Философия Платона

Вся философия Платона практически пронизана этическими проблемами; от его ранних сочинений до поздних диалогов прослеживается тенденция развития идеи об абсолютной (врождённой) морали, осознание которой и является одной из важных жизненных задач человека. Главнейшим же смыслом жизни каждого является попытка возвыситься над несовершенным чувственным миром с целью уподобиться миру эйдоса. Освобождение души от всего телесного способствует трансформации человека, его уподоблению божеству.

В этой части мы рассмотрим центральную теорию платоновской системы — теорию эйдосов. Узнаем, как Платон представлял путь к настоящей истине и видел устройство мироздания.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.


Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике


🏺 Мир вещей иллюзорен? Платон находился под сильным влиянием древнегреческого философа Парменида. У него он позаимствовал идею о том, что видимый нами мир вещей в каком-то смысле иллюзорен, и попытался ее развить. Платон не отрицал в прямом смысле материальные вещи. Он хотел показать, что они существуют для наших чувств, но их нет для нашего разума.

🌊 Пути к реальности. Деление мира на иллюзорный и подлинный связано с представлением о двух видах доступа к реальности — через чувства и через разум. Платон позаимствовал у Парменида концепцию о том, что разум открывает нам подлинный путь — путь к настоящей истине. Чувства тоже открывают путь к реальности, но к иллюзорной, неполной. Задача философа — вовремя разобраться, что привычный мир похож на пену, он не такой надежный и устойчивый, как может показаться, а по ту сторону мира вещей есть другая, более глубокая реальность, до которой можно добраться при помощи разума.

🔥 Пещера Платона. Рассуждая о подлинной реальности и иллюзорной, Платон приводит аллегорию пещеры. Предлагаем пересмотреть видео о ней. Платон представляет пещеру, в которой заключены уники. Все, что они могут видеть — это свет от огня и тени — фигуры людей, которые переносят предметы. У узников даже не может возникнуть сомнение в том, является ли видимая ими действительность настоящей, они не могут предположить иллюзорность этой реальности.

⛓ Жизнь в пещере — рабское положение. За много веков до Платона в Древней Греции действительно существовала такая практика — рабы, захваченные во время войны, жили в ямах похожих на землянки. Рисуя образ пещеры с узниками, Платон невольно напоминает, что состояние, когда человек живет будто в пещере, считает эту жизнь настоящей и доволен ей — рабское положение. Настоящий философ должен освободиться от этого.

У эйдосов есть две главные функции 👇

1️⃣🔎 Познавательная. Эйдосы — это своего рода смыслы, в них выражается сущность вещей. При помощи эйдосов мы получаем доступ сквозь поверхностный слой явлений вглубь, к сути вещей.

2️⃣🌿 Онтологическая, бытийная. Эйдосы придают вещам бытие. Эйдос — это внутренний принцип существования вещи, тот стержень, на котором держится бытие вещи. Вещь существует в той степени, в которой она соответствует своему эйдосу. Если мы представим, что у вещи нет никакого эйдоса, то это будет означать, что она по-настоящему и не существует.

Получается, что мир делится на три уровня 👇

3️⃣ небытие — это материя.

Как Платон представлял устройство мира? Поговорим о его космологии.

⚙️ Работа демиурга механическая. Можно представить, что в одной руке он держит подготовленную материю, геометрически расчерченную благодаря четырем первоэлементам, а с другой — смотрит на эйдосы как на чертежи и воплощает эти идеальные формы в материальных объектах. Это механическая, а не творческая работа. Еще до появления христианства и в первые века христианства многие восточные мистические учения, например, гностики склонялись к платоновскому представлению о богах.

Читайте также: