Творческая деятельность в доу по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Дащенко Ольга Анатольевна

Населенный пункт: Новосибирская область, город Куйбышев

Г. А. Цукерман, доктор психологических наук

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие индивидуальных и творческих способностей у детей.

Одной из важнейших задач, на современном этапе становится формирование творческой личности. Человек будущего должен быть с активным творческим началом.

Такая личность более восприимчива к любой внешней информации: природной, социальной, культурной. Именно поэтому, в нашем дошкольном учреждении, большое внимание уделяется развитию творческих способностей дошкольников через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Для развития индивидуальных и творческих способностей дошкольника необходимы условия:

- Создание обстановки, способствующей разнообразной деятельности;

- Представление ребёнку свободы в выборе деятельности;

- Комфортная психологическая обстановка;

- Физическое и интеллектуальное развитие детей.

Общим педагогическим условием развития творческих способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей. Особенно это актуально, учитывая специфику детского сада – малокомплектность и наличие разновозрастных групп, в которых могут воспитываться дети 3-х возрастов.

В работе с детьми использую нестандартные формы организации деятельности. Смена форм и видов деятельности помогает детям стать раскованнее, увереннее и самостоятельнее.

Особенно это проявляется при работе с пластилином и красками, где часто применяю нетрадиционные техники, такие как: рисование ладошками, свечой, набрызг, печать поролоном, лепка из солёного теста, аппликация (обрывная, использование природного материала, из макарон, салфеток, шаблонография.Так же дети любят изготавливать поделки из бросового материала.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Многое меняется в образовании, но по-прежнему педагог – это мастер за которым стоят дети.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь.

Список литературы:

1 . Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.

2. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.

3. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. 276 с.

5. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.

6. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2010. 188 с.

7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. М., 2008. 90 с.

Наталич Надежда Валериевна, воспитатель МКДОУ ЦРР – д/с № 10 города Россоши.

Новые федеральные государственные стандарты предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной. Задача современного дошкольного образовательного учреждения - создать условия для систематичной комплексной (с привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у детей дошкольного возраста.

Я предполагаю, что формирование творческих способностей дошкольников будет успешным при следующих условиях:

• если будет проведена программа по формированию творческих способностей, включающая работу с дошкольниками, родителями и педагогами;

• способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника;

• создание развивающей среды: педагог должен создать в детском саду благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности, а также наличие необходимых для творчества материалов- они должны быть доступными для ребенка;

• работа с детьми будет включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие).

Главное для педагога, помнить ряд правил:

• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

• предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

• безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски — это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности.

Творческие способности

В каждом ребенке спрятан большой творческий потенциал. В детстве мы все уникальные творцы и любопытные экспериментаторы. Но с годами творчество угасает, если его не развивать регулярно. Поэтому главная задача воспитателя - создать благоприятную среду для прорастания творческих семян ребенка.

Что такое творческие способности и зачем их развивать в детском саду

Творчество происходит от слова “творить”. Это процесс, в котором создаются и реализуются новые оригинальные идеи. А значит, творческие способности - это способность человека принимать нестандартные решения, придумывать уникальные идеи и воплощать их в жизнь.

Часто родители и воспитатели делают основной акцент на развитии логического мышления и памяти ребенка. И упускают из фокуса внимания творческие способности. Например, не развивают фантазию и воображение, интуицию и любознательность, образное мышление и восприятие. Творческое развитие так же важно, как и логическое. Они дополняют друг друга. Только при взаимодействии творческих способностей с интеллектом, ребенок становится гибким в мышлении и действиях, способным высказывать оригинальные идеи и быстро ориентироваться в непривычных ситуациях.

Общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях, способных к творческой деятельности. Существует мнение, что способность креативно мыслить важна только для творческих профессий, таких как писатель, дизайнер или художник. На самом деле человек с развитыми творческими способностями с большей вероятностью сможет реализоваться и стать лучшим в любой профессии, которую выберет.

Фундамент творческой личности закладывается в детском саду.

Методы развития творческих способностей в ДОО согласно ФГОС

Чтобы раскрыть детские способности и творческий потенциал, ФГОС рекомендует использовать 6 основных способов.

1 - Изучение окружающего мира

2 - Развивающие игры

Игра - это основной способ развития детей. Игры помогают развивать воображение и творческое мышление, применять теоретические знания в жизни. Например, ребенок строит из конструктора здание. Сначала он представляет его в голове с помощью образного мышления, а потом переносит этот образ в реальность. Также игры могут быть в виде квестов, викторин и театрализованных микро-сценок. Перевоплощаясь в другой образ, ребенок учится ставить себя на место другого человека или даже предмета и сопереживать.

3 - Рисование

Это самый привлекательный для детей вид творческого труда. Рисование развивает фантазию, воображение и пространственное мышление (способность представить предмет во всех деталях), учит контролировать свои действия. На рисунках детей раннего возраста сложно различить очертания предметов, но к 3-4 годам рисунки становятся более понятными, а движения четкими. Воспитатель следит, чтобы у детей всегда были в доступе инструменты для рисования.

4 - Лепка

Лепка отлично развивает мелкую моторику у детей и способность представить предмет в деталях. Начинать обучение лепке лучше с простых фигур, таких как круг и овал. И постепенно переходить к более сложным. Дети ассоциируют лепку с игрой, потому что появляется большой соблазн поиграть с фигурками, которые вылепили. Для лепки рекомендуем воспитателям использовать несколько разных материалов и чередовать их - пластилин, глину или тесто.

5 - Чтение

Воспитателю следует подбирать книги по возрасту и интересам ребенка, чередовать жанры - рассказы, притчи и стихотворения. Рекомендуем разыгрывать сценки из книг и побуждать детей придумывать рифмы. Если книга увлекательная, у детей проявляется любознательность - им становится интересно, чем закончится история. Вступает в работу воображение - дети самостоятельно пытаются додумать конец истории. Чтение и прослушивание книг развивает логику, учит анализировать и запоминать важные моменты.

6 - Музыка

Музыка развивает музыкальный слух, память и пространственное мышление. Помогает выражать свои эмоции и чувства. Дети быстро запоминают песенки, учатся узнавать ритм, придумывают свои движения и начинают танцевать в такт. Поэтому полезно иногда включать детские песни или классическую музыку.

На что обращать внимание воспитателю, развивая творческие способности детей

Если воспитатель серьезно и комплексно подходит к развитию детей, они с удовольствием будут участвовать в творческой деятельности. Такой подход поможет сформировать творческое мышление у детей и показать как можно применять теоретические знания на практике.

1. Привлекайте детей к творческой деятельности с первых дней в ДОУ. Организовывайте мастер-классы и практические занятия по рисованию и аппликациям. Составьте план творческого развития детей, чтобы реализовать системный, а не единоразовый подход.

2. Создайте благоприятную обстановку, которая будет подталкивать ребенка к творчеству. Для этого разместите материалы для творчества на видном месте и поддерживайте любые начинания ребенка. Не отказывайте ребенку в помощи во время занятий, но и не делайте все за него. Если малыш хочет рисовать, не стоит переубеждать его и предлагать лепку или танцы.

3. Двигайтесь от простого к сложному. Сначала слепите шарик, а только потом фигурку. Сначала предложите ребенку придумать одну рифму, а потом четверостишие. Сначала прочитайте короткую сказку, а потом более длинный рассказ. Постепенное усложнение задачи создает условия для развития.


4. Учитывайте возрастные особенности ребенка. Дети 1,5-3 лет активно интересуются музыкой. Они пытаются двигаться в такт и улавливать ее ритм. Они учатся держать кисть и фломастеры, много экспериментируют. К 3-4 годам у детей наступает пик интереса к творчеству. Они уже многому научились, теперь пытаются изобразить окружающий мир в своих творческих работах, начинают фантазировать. А к 5-6 дети активно изучают окружающий мир, фантазируют и воображают, способны сосредоточиться на задаче и самостоятельно справляться с трудностями.

Примеры игр и упражнений в детском саду для развития творческих способностей

Рекомендуем использовать эти игры в занятиях с детьми.

О чем говорит музыка?

Игра подходит для детей 4-5 лет.

Воспитатель включает яркое классическое произведение. Дети закрывают глаза и пытаются представить, о чем рассказывается в этой мелодии. Когда музыка затихает, ребенок делится, какой образ возник в их голове. Рассказывает словами или рисует на бумаге. Для этого упражнения можно использовать произведение Глинки “Марш Черномора” или “Танец с саблями” Хачатуряна.

Мозаика

Игра подходит для детей старше 3 лет.
Воспитатель готовит набор семян и зерен и предлагает детям выложить из них любую фигуру. Главное - позволить малышам сделать все самостоятельно и проявить фантазию. Игра помогает развивать пространственное мышление и мелкую моторику.

Две феи

Игра подходит для детей 4-5 лет.
Воспитатель готовит 2 листика с одинаковыми фигурами. Задача ребенка - так раскрасить фигуры, чтобы одна превратилась в добрую фею, а вторая - в злую. Пусть сам придумает как это сделать, заранее не нужно объяснять.

Четыре предмета

Игра подходит для детей старше 4 лет.
Воспитатель записывает на карточках несколько характеристик предмета. Достает карточку и зачитывает признаки детям. Например, холодный и мягкий, кислый и твердый. Задача детей - назвать четыре предмета, которые соответствуют этим признакам. Можно не использовать карточки, а просто называть признаки вслух. Игра отлично развивает воображение и способность детей представить предмет во всех деталях.

Дошкольники очень любознательны. У них нет стереотипов, поэтому они открыты к новой информации. Развитие творческих способностей в детском саду позволит ребенку стать нестандартным, активным и самостоятельным человеком.


Keywords: pre-school educational institution, innovative activity, the GEF to, upswing, kreativnost, personality-rebenka doshkolnika.

В условиях cтремительного развития инновационных процессов в экономической, общественной и политической жизни нашей страны повышается потребность в воспитании и формировании креативной личности ребенка-дошкольника.

Одним из значимых направлений работы дошкольных педагогических коллективов является художественно-эстетическое развитие ребенка-дошкольника. Для реализации задач ФГОС ДО в парадигме педагогических инноваций в детских дошкольных учреждениях создаются проблемно-творческие группы, которые объединяют педагогов-единомышленников, обладающих склонностями к разрешению нестандартных созидательных задач, владеющих продуктивными психолого-педагогическими технологиями и прикладными умениями в художественной деятельности, а также эстетическим видением на окружающего мира. Современный педагог-дошкольник не только принимает новшества, осваивает их, но и сам активно создает и разрабатывает педагогические инновации.

В основе системы работы данного дошкольного учреждения эффективно используется проектная технология, рассматривая детско-взрослые проекты как инновационную форму организации воспитательно-образовательного процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника. Проекты, прежде всего, направлены на разрешение творческой задачи, исследование, экспериментирование.

Использование традиционных или же авторских приёмов и форм способствует возникновению в ДОУ инновационной досуговой формы организации совместной творческой деятельности детей и взрослых, как педагогов, так и родителей.

Поиск современных форм организации творческих студий, варьирование и наполнение содержательного аспекта развития креативности дошкольников, позволяет создавать неизменные традиции в ДОУ и объединять детей, педагогов, родителей в детско-взрослое сообщество. В процессе творчества у взрослых и детей возрастает интерес к совместной художественно-творческой деятельности, совершается обогащение личного опыта, впечатлений, эмоциональной сферы 1, 56.

Использование инновационных технологий, практико-ориентированное взаимодействие с семьями, реализация интерактивных форм взаимообщения способствует приобретению родителями новаторского опыта взаимодействия с собственными детьми.

В результате творческой педагогической работы у дошкольников активнее формируется позитивное отношение к изобразительной деятельности: дети приобретают опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, навыки диалогического общения, научаются применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения при создании выразительных художественных образов. Готовность детей активно участвовать в художественно-творческом процессе является своеобразным показателем становления их творческих проявлений 2, 43.

Максимально насыщенные современным художественным функциональным оборудованием и материалом творческие мини-центры должны быть организованы с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, цветные мелки, акварель и гуашь, пастель и уголь, и многие другие инструменты для исследования признаков и свойств художественных материалов. Доступность и свобода выбора здесь дает возможность каждому дошкольнику экспериментировать и проводить опыты с цветом, его свойствами, использовать современные техники художественной деятельности и материалы.

Развивающая предметно-пространственная среда в современных условиях дошкольного образования рассматривается маршрутом развития ребенка-дошкольника. Такой маршрут привлекает ребенка, позволяя ему насыщаться творческой энергией, интересоваться эмпирикой, создавать своими руками, обогащая тем самым индивидуальные знания и личный опыт. Пространство группы детского сада дает возможность каждому ребенку преобразовывать среду, ориентируясь на свои интересы, а также способствует накоплению благоприятного социального опыта.

Такой инновационный подход дает возможность обогатить интерьер групповых помещений детскими, авторскими работами с использованием нетрадиционных технологий и техник: создание пластилиновых сказок, фризов, макетов, коллажей, тематических панно, сказок из солёного теста, книжек-самописок, театральных декораций и кукол, а также картин-загадок, ширм-газет.

Воспитание креативности у детей-дошкольников происходит и за счет повышения художественного творческого потенциала детско-взрослого сообщества. Созданные вместе с детьми художественно-творческие работы обычно органично вписываются в дизайн детского сада и групп, становятся своеобразным игровым материалом, а также рассматриваются как развивающие пособия для развития связной и диалогической речи, развития восприятия формы, цвета, величины. Эффективность работы в реализации задач по формированию креативной личности ребенка-дошкольника прослеживается в положительной динамике общего развития детей, повышение их творческой активности.

Создание системы работы по развитию креативного мышления ребенка-дошкольника через продуктивные виды деятельности, включает в себя алгоритм взаимодействия педагогов детского сада, модель взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ. Данная система позволяет повышать профессиональное мастерство и самообразование педагогов, стимулируя успешное вовлечение их в образовательное пространство ДОУ, также эта система работы актуализирует детское экспериментирование с художественно-изобразительными материалами в педагогической практике.

Основные термины (генерируются автоматически): GEF, ребенок, детский сад, DOW, MBOU, детско-взрослое сообщество, инновационный подход, креативная личность ребенка-дошкольника, креативное мышление ребенка-дошкольника, художественная деятельность.

Читайте также: