Психология как наука о поведении 3 этап кратко
Обновлено: 05.07.2024
1 этап: Всеобщее одушевление природы.
В первобытные времена считалось, что душа обитает везде – в людях, животных, растениях, явлениях природы.
2 этап: Психология как наука о душе.
3 этап – Психология как наука о божественной и бессмертной душе
4 этап: Психология как наука о сознании (сознанием называли способность человека думать и чувствовать).
5 этап: Психология как наука о поведении.
Этот этап начинается в н. ХХ века, когда американский психолог Джон Уотсон заявил, что психология должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека . В рамках этой концепции психологи не должны пытаться проникнуть в механизмы психической деятельности. Такое направление психологии получило название бихевиоризм (психика – это абстракция, которую невозможно изучать научными методами).
6 этап: Психология как наука о бессознательном.
Параллельно науке о поведении, развивалась наука о бессознательном – о том, что находится за пределами сознания человека . Основателем данного направления в психологии считается Зигмунд Фрейд . Он разработал новый метод – психоанализ.
7 этап: Изучение механизмов функционирования психики.
Данный этап опирается на достижения биохимии, физиологии и медицины . Благодаря исследованиям ученых различных специальностей, психологам удалось лучше понять строение и механизмы работы мозга человека .
Задача психологии – изучение зримого, наглядного в поведении человека, его поступков и реакций. Мотивы, вызывающие поступки, не учитываются.
В XX в. возникает ряд психологических направлений, в рамках которых изучается не сознание, а поведение. Среди этих направлений можно выделить следующие:
1. Функционализм. Предмет психологии — не анализ содержания сознания, а выявление роли в приспособительском поведении тех или иных психических процессов.
Функциональная психология представляет собой попытку совместить принцип психологии сознания с дарвинской эволюционной теорией и выдвигаемым принципом приспособлении к среде.
Центральное положение — приспособительная функция сознания, психических феноменов, их участие в регуляции поведения.
Восприятие, мышление, внимание рассматриваются не как статические психические образования, а как активные специфические операции организма, подготавливающие адаптацию. Психические функции объявлены основной функцией жизнедеятельности, не менее естественные, чем физиологические, обеспечивающие выживание организма. Таким образом, путем объективного метода изучения поведения возможно изучение психики. Однако психологи не ставили вопрос об обратном влиянии поведения на психику, следовательно, им чужда идея приспосабливания (в отличие от приспособления).
2. Гормическая психология (Мак Дауголл — английский психолог в США). Горме — стремление к определенной цели. В ранних работах Дауголл определяет психологию как науку, задача которой заключается в исследовании и объяснении поведения человека с целью успешного его регулирования и приспосабливания к меняющимся условиям обстановки. Поведение мотивируется и ориентируется умственной или психической структурой, следовательно, психолог должен изучать строение и функции психической структуры. Выделяет два аспекта в психической структуре:
Теперь у него инстинкт — врожденная связь склонности с определенной способностью. Принцип развития психической структуры он видит в усложнении этой связи.
3. Объективная психология. Основатель данного направления — А.Пьерон — французский психолог в первом десятилетии XX в. Исходное положение его взглядов состоят в том, что живые существа имеют 2 свойства:
испытывать внешние воздействия;
способность действовать, осуществлять контакт с миром Соответственно, должно быть единство, т.е. психика и действие должны быть неотделимы друг от друга.
Центральное положение: психика служит для регуляции поведения. Предмет психологии — поведение. Под поведением он понимал единство регуляций, психической и исполнительной двигательной стороны во взаимодействии с окружающим миром
Объективная психология отвергает интроспекцию и объявляет объективный метод, т.е. исследование различных действий человека, что вскрывает даже неосознаваемые человеком стороны его психики.
Психоанализ (3. Фрейд). Суть теории сводится к следующим основным положениям: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в обширной сфере психической жизни — неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях (инстинктов). Инстинкты - психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Это, по взглядам 3. Фрейда, конечная причина любой активности. Бессознательное напряжение вызывает ту или иную форму поведения для того, чтобы уменьшить напряжение. Инстинкты, мотивы, влечения конкурируют друг с другом за главенство в регуляции поведения.
Само же поведение, скорее, детерминировано, чем произвольно. Это распространяется на все, что мы делаем, чувствуем.
Итак, психоаналитическое направление подчеркивает значение бессознательных психических процессов в поведении человека.
В развитие науки о поведении определенный вклад внесли И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов и другие российские психологи.
Но и в психологии поведения очень быстро наметился кризис, поскольку за поведением (которое исследовалось объективно) все же стояли психические факты и явления (мысли, чувства, желания), которые не подвергались анализу. Изучать же поведение без чувств, мыслей и т.п. невозможно. Встал вопрос о более широком рассмотрении психических феноменов. Так возник новый этап в развитии психологических взглядов — этап изучения психики.
Какие тайны может раскрыть психология? Как наука о поведении предугадывает действия и поступки человека в различных ситуациях? Бихевиоризм дает ключи не только к пониманию, но и к управлению поведением людей. Рассмотрим кратко основы этого направления, а также самых ярких его представителей.
Психология как наука о поведении кратко
В психологии много граней, а предмет психологии понимают по-разному в зависимости от ее направления. Так, бихевиоризм занимается изучением реакций индивидов на различные события, то есть фактически это наука о поведении человека.
Как и почему возник бихевиоризм? Кратко стоит сказать о том, что это направление достаточно молодое, зародилось оно сто лет назад и стало кардинально новым психологическим подходом. Его задачу определили так — изучение поведения человека с точки зрения рефлексов. Методологический аппарат нового направления включал наблюдение и анализ.
Психология как наука о поведении стала своеобразным протестом против умозрительности выводов и описаний, основанных на метафорах. Новое направление сделало акцент на практической, а не теоретической психологии.
Приведем пример того, как работает наука о поведении. Джон Уотсон, основатель бихевиоризма, верил, что реакции людей на различные действия можно предсказать. Подтвердил он это таким экспериментом:
- Для опыта собралась небольшая группа детей. Принесли кроликов.
- У малышей возникало естественное желание погладить животных.
- При попытке это сделать ребенок получал слабый разряд тока.
- На следующий день при виде кроликов дети начинали плакать, так как помнили о предыдущем опыте.
- Ученый давал им сладости, продолжая держать кроликов рядом.
- Постепенно дистанция сокращалась, а в конце опыта дети вновь охотно играли с животными.
Таким образом, согласно теории бихевиоризма, поведение людей обусловлено преимущественно безусловными рефлексами. Зная стимулы и реакции человека на разные факторы, его поведение можно предугадывать и, соответственно, управлять личностью.
Мозг человека и его поведение: Freepick
За прошедшее столетие внутри бихевиоризма сформировалось несколько направлений:
- Методологическое (бихевиоризм Уотсона). Предполагает, что объективному наблюдению поддаются лишь публичные события (поведение человека), а его личные чувства и мысли можно не брать во внимание.
- Радикальное (бихевиоризм Скиннера) направление принимает во внимание, наряду с внешними, также внутренние события в жизни человека. Считается, что изменения в среде влияют и на них, и на поведение.
- Телеологическое (целевое). Занимается объективными наблюдениями, противопоставляя их когнитивному процессу.
- Теоретический бихевиоризм принимает в расчет внутренние (невидимые) процессы.
- Биологическое (теория поведенческих систем) сориентировано на сознательную и бессознательную обработку данных.
- Психологическое, которое сосредоточено на методах практического контроля поведения человека.
В современном мире бихевиоризм нашел широкое применение. Особое расположение ему оказывают, например, менеджеры по продажам и политики, которые заинтересованы в этих знаниях. Также метод используют практикующие психологи, чтобы помогать людям бороться с фобиями и страхами.
Но есть у этого течения и свои недостатки. Его основа — общие реакции человека, не учитывается темперамент и особенности его характера. По этой причине манипуляции поведением окружающих зачастую оказываются гораздо сложнее, а реакции плохо поддаются контролю.
Психология как наука о поведении: представители
Первенство в обосновании и развитии бихевиоризма принадлежит американскому ученому Джону Уотсону. В 1913 году исследователь сделал доклад, в котором четко изложил суть новой теории.
Основное открытие состояло в том, что стимул вызывает определенный отзыв. По мнению Уотсона, чтобы понять особенности индивида, необходимо за ним наблюдать. Верный подход помогает предугадывать реакции человека на различные действия. Основой направления стала физиологическая теория о рефлексах.
Основатель бихевиоризма Джон Уотсон: Gettyimages
С Уотсоном согласились и поддержали его идеи такие ученые:
Уильям Хантер
Этому ученому принадлежит обоснование теории отсроченного поведения. Ее смысл заключается в том, что стимул человеку можно дать сейчас, а ответная реакция может быть получена позже. Свои эксперименты Хантер проводил на обезьянах:
- ставил в комнате ящик с бананами;
- отгораживал его ширмой;
- наблюдал за реакцией животных;
- спустя время награждал приматов фруктами.
Карл Лешли
Взаимосвязь между раздражителями и центральной нервной системой изучал Карл Лешли. Ученый проводил опыты с животными: обучал их определенным навыкам, а после производил удаление частей головного мозга. Это позволило определить взаимозаменяемость участков мозга.
Беррес Скиннер
Способствовал развитию и популяризации бихевиоризма:
- Разработал теорию оперантного обусловливания. В ней ученый обосновал, что поведение вызывает изменения в окружающей среде, которые в дальнейшем формируют особенности поведения.
- Способствовал развитию программированного обучения.
- Писал художественные и публицистические произведения о бихевиоризме.
Свои теоретические работы Скиннер подтвердил экспериментально с помощью функционального анализа. Их цель — изучение, прогнозирование и контроль поведения людей путем управления окружающей средой.
Эдвард Торндайк
Ученому принадлежит теория, согласно которой сознание рассматривается как система связей, объединенных ассоциациями. Торндайк предложил закон упражнений и эффекта. Его объясняют так: чем больше совершается повторов действия, тем сильнее оно запечатлевается в сознании.
Эдвард Торндайк: Facebook/@afender2017
Эдвард Толмен
Толмен развил стандартную теорию бихевиоризма, которую предложил Уотсон, и занялся разработкой когнитивного учения. Согласно его подходу, стимул и реакцию разделяют особенные знаки-гештальты, основа которых — это когнитивные карты.
Свою теорию он доказывал экспериментами на крысах. Они могли отыскать новую дорогу к кормушке, если освоенный ранее путь по каким-либо причинам оказывался недоступным.
Нил Миллер
Ученый занимался исследованиями поведенческой психологии. Бихевиористскую концепцию применял в изучении таких понятий, как мотивация, агрессия, фрустрация, а также в конфликтологии и психотерапии. Исследователя интересовали физиологические механизмы, которые лежат в основе влечений и подкреплений, электрофизиология мозга и психофармакология.
Психология — одна из самых загадочных наук, ведь предмет ее познания — внутренний мир человека. Загадки психологии решают целые поколения ученых. Новые открытия экспериментаторов приносят не только ответы, но и становятся источником вопросов.
Психология как наука о поведении сохраняет свою актуальность. Она продолжает развиваться и открывать неизведанные грани психики человека. Но все же точное прогнозирование поведения людей остается фантастической задачей, так как на него влияет множество факторов и не все из них можно заранее оценить и определить.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.
Рис. 1.8. Место психологии в системе наук
1.1. Более 2 тысяч лет назад наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
2.1. XVII век. В связи с развитием естественных наук, способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием
3.1. ХХ век. Задачи психологии — наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека
3.1.1. Поведение-внешнее проявление психической деятельности (Гипенрейтор). Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX века американский психолог Д. Уотсон (S-R) заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека. Э.Толмен ввел компонент сознания V. + развитие по естественно-научному пути, введен объективный метод, изучалось животные, младенцы, не учитывали сложность псих процессов, сближали психику животных и человека.
Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это
- отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
- отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
- человек как отдельная личность в среде других людей.
Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это
- человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
- конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
- человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.
Личность – это
Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.
Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.
4.1.1. Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Теория деятельности (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия)
Краткие итоги
Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.
Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.
Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.
Методы психологических исследований: наблюдение, интроспекция, метод эксперимента, психодиагностические методы, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование, генетический метод и другие.
Основные направления современной психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология.
Задания для самоконтроля
Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 8313
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
Читайте также:
- Как называется сценарий реформы школьного образования при котором будет ликвидирован егэ
- План урока на тему города
- Как правильно писать воскресная школа
- Что представляют собой организмы какие они бывают по клеточному строению 5 класс кратко биология
- Если родители заболели коронавирусом детям можно в школу ходить