План урока на тему города

Обновлено: 08.07.2024

Цель: Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о родном городе, его улицах.

Расширить знания детей о России, о Самаре.

Сформировать представление о названиях улиц нашего города.

Обогатить и активизировать словарный запас.

Воспитывать чувство патриотизма и любовь к родному городу.

Оборудование: карта Российской Федерации, карта Самары, фотографии с видами и улицами города, мешочек.

Дидактические материалы: картинки с транспортом.

Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

В: Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои -
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг ,
А вместе это Дружбы круг.

В: Ребята, как называется наш город? Как называется область, в которой мы живем? Как называется наша страна?

Актуализация.
Дидактические задачи: актуализировать ранние знания детей о России.

1.Наша страна называется … (Россия).

2.Наша страна очень … (большая, огромная).

3.В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

4.Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

В: Молодцы ребята, справились.

Д: (показывают карточки, изображающие транспорт): На самолете, на поезде, на машине, на велосипеде, на пароходе и т. д.

В: Правильно, ну а мы с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре. Закройте глаза, и представьте себе голубое небо и наш воздушный шар. Какой он? Называйте слова, описывающие наш воздушный шар.

Д: Большой, красивый, имеет круглую форму, есть корзинка для пассажиров, разноцветный, яркий, легкий и т.д.

В: А попасть в корзину не так-то просто. Зайдет тот, кто назовет свой адрес. Открывайте глаза и называйте свой адрес.

(Дети называют свой адрес и проходят через обруч).

В: Ну, теперь отправляемся в путешествие. А путешествовать мы будем по нашему любимому городу, который как называется?

В: А кто сможет показать Самару на карте России? (Дети показывают Самару на карте России)

В: Подул легкий ветерок и наш воздушный шар отправился в путь. Вот мы приближаемся к очень красивому зданию. Это здание железнодорожного вокзала. Наш город большой, поэтому это здание должно быть очень красивым и ухоженным, потому что оно первое встречает гостей, если они приехали на поезде. (Дети рассматривают фотографию железнодорожного вокзала). Вы можете посмотреть на фотографии и увидеть изменения, которые происходили

с самарским железнодорожным вокзалом. А если гости прилетят на самолете,

где он приземлится?

Д: В аэропорту (фотографии).

В: А если на автобусе? (на автовокзале - фотографии).

В: А если на пароходе? (в речном порту - фотографии).

В: А наш воздушный шар приближается к центру города. Мы видим Старую Самару с ее старинными домами.

Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения ; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя.

В: Ребята, вы знаете почему улицы Самары получили свое название? А какая улица считается центром Самары?

Д: Улица Ленинградская. Она выбрана центром (фотографии).

Открытие нового знания.

В: Улица Ленинградская была переименована девять раз. В связи с переименованием Петрограда в Ленинград, она получила свое последнее название. А еще эту улицу называют пешеходным "бродвеем" Самары. Ребята, в Самаре есть здание администрации, где работает мэр нашего города, это главный человек нашего города.

В: Есть в Самаре и другие улицы, например: улица Волгина в Железнодорожном районе города названа так совсем не в честь реки, что, казалось бы, могло быть логичным. А в честь Владимира Михайловича Волгина - в советские годы он работал в Куйбышеве в строительной отрасли, под его руководством строились больницы, школы, жилые дома

А название улицы Галактионовской не имеет никакого отношения к космосу. Улице дали такое имя в честь Алексея Галактионова — революционера, самарского большевика-активиста, председателя губисполкома партии, участвовавшего в 1918 году в организации обороны города от белочехов.

Прямое отношение к космосу имеет улица Ю. Гагарина — знаменитый космонавт неоднократно приезжал в Куйбышев, вместе и с другими, кстати, космонавтами.

экипаж в количестве 104 человек два месяца провел на льдине прежде, чем был спасен.

Улица Фрунзе получила свое название в честь знаменитого советского военачальника и политического деятеля Михаила Васильевича Фрунзе.

В память о летчике, Вадиме Фадееве, назвали улицу Фадеева в Промышленном районе Самары. Он несколько лет жил в Куйбышеве, а погиб в авиационном бою в 1943 году в возрасте 25 лет.

Улица Ленинская в историческом центре города была названа так потому, что на ее пересечении с улицей Рабочей, в доме, где сейчас располагается Дом-музей В.И. Ленина, с 1890 по 1893 год жила семья Ульяновых. Молодой Ленин тогда работал в Самарском окружном суде помощником адвоката.

Похожая история и с улицей Шостаковича в районе площади им. Куйбышева — известнейший композитор жил здесь в начале Великой Отечественной войны, в доме на пересечении с ул. Фрунзе. Здесь же написал и свою знаменитую Седьмую симфонию.

В: А сейчас мы с вами немного отдохнем и сделаем физкультминутку.

Встаньте в круг.

Дверь закрыта на замок (Сомкнуть пальцы в замок).

Из трубы идет дымок (Поочередно из всех пальцев сделать колечки)

Вокруг терема забор (Руки перед собой, пальцы растопырить).

Чтобы не забрался вор (Щелчки каждым из пальцев поочередно)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (Кулаком постучать по ладони)

Открывайте! (Широко развести руки в стороны).

Я ваш друг! (Ладони сомкнуть одна поперек другой)

В: Отправляемся путешествовать дальше. У нашего города очень славная история, очень много памятников культуры, очень много красивых зданий и строений. Жители нашего города стараются поддерживать в чистоте наш город, беречь деревья, нашу реку Волгу-матушку, она у нас ласковая и приветливая (фотографии).

В: Ребята, а какие улицы вы еще знаете и почему они получили свое название? (ответы детей)

Включение нового знания в систему знаний

В: Вот и закончилось наше путешествие по нашему любимому городу. Наш воздушный шар приземлился возле нашего детского сада. Посмотрите, какой он красивый и уютный. Кто скажет, на какой улице находится наш с вами детский сад?

Д: Улица Осипенко.

В: А в каком районе Самары он находится?

Д: В Октябрьском районе.

В: Почему лица Осипенко так называется?(ответы детей)

В:Правильно. Улица Осипенко названа так в честь советской летчицы Полины Осипенко, которая в 30-х годах побила сразу несколько мировых рекордов: женский рекорд по дальности полета, женский рекорд дальности полета по замкнутой кривой, три рекорда высотных полетов с грузом и без нагрузки. Погибла в 39-м году в авиакатастрофе во время учебного вылета.

Давайте отметим наш садик на нашей карте.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они узнали.

В: Ребята, а каких улицах Самары мы сегодня с вами говорили?

В: В конце нашего занятия я попрошу вас отгадать загадку:

Наш край родной,

Нам хорошо живется в нем!

Береги наш общий дом.

Здесь родился, живешь, уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

Д: Красивый, зеленый, уютный, приветливый, родной, ласковый, большой, культурный и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать представление учащихся о разнообразии городов России.

1. Формирование представлений о том, что в каждом городе имеются объекты, делающие его известным, знаменитым;

2. Расширение знаний о достопримечательностях городов России

1. Развитие речи, памяти, внимания, мышления учащихся;

2. Закрепление умений работать с информацией;

3. Развитие коммуникативных навыков;

1. Воспитание любви к Родине, гордости за свою страну;

2. Воспитание бережного отношения к историческим ценностям, достопримечательностям.

Организованное начало урока.

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Садитесь. Начнем урок.

II. Создание эмоционального настроя.

-Послушаем стихотворение. (выступают ученики)

Россия, ты - великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой,

И нет другого у тебя пути.

Твоими городами мы гордимся.

От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,

А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим наш путь лежит.

Как мало о тебе ещё мы знаем!

Как много изучить нам предстоит!

- О чём это стихотворение?

- Какие чувства у вас оно вызвало?

- Каждый город уникален. Он имеет свою судьбу: историю, традиции, свои особые памятные места. Всё это делает город известным и знаменитым.

Ш. Актуализация знаний.

С какими городами мы познакомились на прошлых уроках? ( Москва, Санкт-Петербург)

Покажите их на карте.

А кто покажет границы нашей страны?

Россия велика и в ней много прекрасных городов. Давайте совершим заочное путешествие по некоторым из них.

- Вот такие замечательные города есть в нашей стране. Запомнили ли вы их названия? Покажите на карте.

4.Определение темы урока.

У вас было задание – Выяснить знают ли дети начальной школы города России. Расскажите, что вы узнали?

Обучающийся: На прошлой неделе мы провели опрос, чтобы выяснить знают ли учащиеся школы города России. Мы опрашивали учащихся 1,2,3, 4 классов. Выяснилось, что далеко не все смогли дать ответы на вопросы, а дети помладше знают названия 2-3 городов.

Учитель: А хотелось бы вам знать больше о городах России.

- Какую цель ставим? (рас­ширять знания о городах России)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель урока: познакомить с достопримечательностями городов России (Волгоград, Тула, Ростов, Ярославль, Кострома).

Образовательная – сформировать у уч-ся понятие о том, что в каждом городе есть достопримечательности, которые делают этот город известным.

Развивающая: развивать речь уч-ся, умение работать в группах, развитие внимания, памяти.

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, уважение и гордость за страну, бережное отношение к памятникам архитектуры.

Проверка дом. задания:

Вспомните, какой раздел мы начали изучать на предыдущем уроке? (Наша Родина – Россия). Для проверки домашнего задания вам надо будет ответить на вопросы теста:

День России отмечают:

В) 12 декабря

Президент России:

Главная песня России:

О) Колыбельная

Что изображено на гербе России:

Г) Двуглавый орел

- Выпишите выделенные вами буквы по порядку. Прочитайте, что у вас получилось? (ФЛАГ).- переход на слайд 2.

3. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний. – Слайд 2.

Что означают цвета российского флага?

Какой цвет символизирует благородство и откровенность? (белый цвет) (Щелчок по белой полосе)

верность, чест­ность? (синий цвет) (Щелчок по синей полосе)

мужество, смелость? (красный цвет) (Щелчок по красной полосе)

(Открывается карта России.)

Перед вами карта России. Что изображается на карте? (Реки, города, моря). Итак, сможете ли вы назвать тему урока? (Города России)

4. Усвоение новых знаний.

- Руки в стороны!
В полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед!
Левое крыло вперед!
Полетел наш самолет.

-Сели мы в автомобили.
Про друзей мы не забыли!
Задний ход! Поворот!
Пусть проходит пешеход!

Примерные тексты презентаций:

Не путайте город Ростов с другим похожим городом – Ростов - на - Дону. (Показать на карте). Город Ростов – это небольшой город в Ярославской области. Несмотря на то, что это совсем маленький город, но слава о нем известна по всей России.

Слайд 1 . Древний город Ростов называют Великим. Это один из старейших городов России. Он был основан более тысячи лет назад. Город расположен на берегу озера Неро.

Слайд 2. Герб города: На красном щите изображен серебряный олень с золотыми копытами, рогами и гривой.

Слайд 3. Ростов славится своим Кремлем. Особенно красива его Звонница.

Слайд 1 и 2 . Тула – крупный российский город. Находится недалеко от Москвы. Изображение на гербе Тулы отражает оружейный характер города. В красном поле серебряный ружейный ствол, положенный на двух клинках. Вверху и внизу по одному золотому молоту

Слайд 4. А в самой Туле с давних времен жили славные мастера оружейники. Об этом можно узнать в Музее Оружия.

Откройте учебники на стр. и самостоятельно прочитайте рассказ о Туле. О чем еще не рассказали ребята в презентации? Чем еще прославилась Тула? (Самовары и пряники)

Слайд 1. Ярославль - красивый старинный город. Он был основан в 11 веке князем Ярославом Мудрым. Отсюда и название города.

Слайд 2. Герб Ярославля представляет собой помещённого в золотом щите черного восстающего медведя, держащего левой лапой на левом плече серебряную секиру. Щит венчает ярославская княжеская шапка

Слайд 3. В Ярославле был открыт один из первых русских театров. Он носит имя своего основателя Федора Волкова

Слайд 1. Кострома – красивый русский город, расположен на двух берегах реки Волги.

Слайд 2. Герб Костромы: В голубом поле на серебряной волне золотой корабль, украшенный на носовой части орлиной головой, с семью гребцами, с вымпелом на корме, с парусом и флагом

Слайд 3.Кострома гордится своим Музеем Деревянного зодчества. Он расположен под открытым небом. В нем можно увидеть старинные церкви и дома.

Волгоград (рассказ учителя)

Слайд 1. Крупный город, расположен в южной части России. Свое название получил в честь великой русской реки Волги, на берегах которой он и расположен.

5. Первичное закрепление. Применение новых знаний. ( Слайд 25-27)

Вот мы и познакомились с городами. Надеюсь, вы внимательно слушали и сумели все правильно записать в свои маршрутные листы. Это может помочь вам при выполнении следующих заданий:

Составьте названия городов из букв и запишите их.

Соедините название города и его достопримечательность

Волгоград Ярославль Кострома

Какая картинка осталась лишняя и почему? ( Музей Оружия - город Тула)

Обобщение и систематизация знаний. ( Слайд 28)

8. Рефлексия (Слайд 30) - Подведем итоги.

Сегодня на уроке я узнал….

Я испытывал затруднения, когда…

Меня заинтересовало задание…

Использованная литература:

Виноградова Н.Ф., «Окружающий мир:2 класс: Учебник для уч-ся в 2 ч.: Ч.1.- 2-е изд. дораб.- М.:Вентана –Граф, 2008

Цель: формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу.

• Воспитывать любовь к родному городу;

• Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей; побуждать свободно мыслить, фантазировать;

• Побуждать ребенка выражать свое отношение к познавательным объектам.

• Чтение художественной литературы;

• Подбор и рассматривание иллюстраций;

• Игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, развивающие игры).

Ход занятия

Воспитатель: Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться – доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

Воспитатель: Улыбнитесь друг другу и пожелайте доброго утра.

Воспитатель: Ребята посмотрите, нам пришло письмо. Давайте посмотрим, что же в нем.

(Воспитатель достает карту).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое? (ответы детей)

Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть своя маленькая Родина; это город, село или деревня, где он родился.

Наша общая, великая Родина состоит из множества маленьких уголков. Как называется наша страна, в которой мы живем?

Воспитатель: Как называются люди, живущие в России?

Воспитатель: Россия – большое государство. В нашей стране много городов, рек, лесов, полезных ископаемых. Мы гордимся нашей великой Родиной. Ребята, родина это не только Россия – страна, в которой мы живем. У каждого из нас есть еще и малая Родина – это тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

Воспитатель: Ребята, а что является для нас малой Родиной?

Дети: Это наш родной город.

Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живем?

Дети: г. Цивильск

Воспитатель: Как называют людей, которые живут в городе?

Воспитатель: Какой у нас город?

Дети: Большой, красивый и т. д.

Воспитатель: В нашем городе много улиц и домов, в которых вы живете. Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте соберем цветок красивых слов. Каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем городе и закрепляет свой лепесток.

(Молодой, современный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, зимний, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый, промышленный, доброжелательный, гостеприимный)

Воспитатель: Вот какой букет красивых слов мы собрали.

Утром рано мы встаём,

(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Город видим за окном.

(Показать руками на окно)

Он проснулся, он живёт,

(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Нас на улицу зовёт.

(ходьба на месте)

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

(поднять руки вверх и опустить)

Далёкие и близкие,

(вытянуть руки и приблизить к себе)

Деревянные, панельные, кирпичные,

(передвигать одной рукой как будто бы считаем)

Вроде бы обычные.

(развести руками)

Мы живём, мы растём

В нашем городе родном.

(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)

Для кого-то - небольшой, -

(показать руками маленький предмет)

А для нас – огромный.

(поднять руки вверх и опустить через стороны)

(руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Городок наш скромный.

(развести прямые руки в стороны)

Воспитатель: В нашем городе много разных зданий. Но есть одно большое, просторное здание, в которое любят приходить и взрослые и дети. (Показ картинки). Кто узнал это здание? (ответы)

Воспитатель: Многие из вас ходили в Дом Культуры смотреть спектакли, цирковое представление, концерты, на которых артисты поют, танцуют и читают стихи. Вы много рассказали о нашем городе. Правильно сказали, что у нас много улиц, домов, красивая природа. В нашем городе трудится много людей, которые хотят, чтобы наш город стал лучше, красивее и богаче.

Воспитатель:Ребята я вам предлагаю соорудить здания, которые вы бы хотели видеть в нашем городе, а в этом вам помогут чудо-крестики.

Воспитатель: Какие вы ребята молодцы! Сколько интересных и новых зданий вы придумали для нашего города.

Воспитатель: 1. Отгадайте-ка, ребятки,

Вы о городе загадки.

Я начну стихи читать,

Вам придётся продолжать.

Шумят повсюду автобусы,

И едут люди кто куда.

Со всех сторон, со всех концов,

Что называется… (вокзал)

2. Здесь можно опустить письмо,

По телефону позвонить,

В командировку маме.

Ты можешь здесь купить конверт,

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет,

Ведь это здание- … (почта)

3. Люди в белом, не скучают,

Не сидят без дела,

Курс леченья назначают,

Эти люди в белом.

Если кто- то заболел,

Все идут лечиться,

В городскую, областную,

Детскую… (больницу)

4. Это что за чудный дом?

Сто детишек в доме том,

Дом детишкам очень рад,

Что же это. (детский сад)

5. Стоит дом. Кто в него войдет, Тот ум приобретет, Что это? (школа)

6. Если холодильник пуст,

Кушать, если нечего,

Нет ни хлеба, ни капусты,

Масла нет и гречки.

Ты сюда входи скорей,

Покупай, что повкуснее,

В нашем… (магазине)

- Молодцы. Все загадки отгадали.

Воспитатель: Поговорим с вами о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Хлопок руками - правильно, руки вниз - нет.

• Переходить улицу на красный свет.

• Рвать цветы на клумбе.

• Любоваться цветущей клумбой.

• Сажать деревья и цветы.

• Бросать фантики от конфет.

• Переходить дорогу на зеленый свет светофора.

• Кричать, шуметь в общественных местах.

• Разговаривать в спокойном вежливом тоне.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали на мои вопросы. Я вижу, что вы знаете и любите свой город, в котором вы живете.

Читайте также: