Анализ рынка дополнительного школьного образования

Обновлено: 30.06.2024

В сентябре 2017 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка образовательных и развивающих услуг для детей в России.

На 2017 год в России насчитывается порядка 12 278 образовательных учреждений. Наиболее распространенными из них являются детские центры, школы развития и репетиторские центры. Следует учитывать, что в расчетах не учитываются теневые услуги.

По расчетам DISCOVERY Research Group объем рынка образовательных и развивающих услуг составляет 853,6 млрд. руб. При этом, доля дошкольного и дополнительного детского образования составляет 54%, около 461,0 млрд. руб., остальные 46 % и 392,6 млрд. руб. приходятся на сегмент дополнительного школьного образования и развивающих услуг.

Затраты родителей на дополнительное образование не превышает 30 000 рублей, а в среднем находится на отметке 22 667 рублей в год на одного ребенка. Напомним, что в расчетах мы руководствуемся не общим количеством детей, а долей именно занятых.

По данным ВЦИОМа в 2015 году 54,5% детей никогда не посещали дополнительные занятия. В 2016 году эта цифра составляла 49%. 2017 год – около 54% детей ходят на различные рода развивающие и образовательные занятия помимо детских садов и школ, что составляет 15,2 млн. человек.

Франчайзинг популярен при обучении и развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На 2017 год в России на данный момент существует около 83 франшиз, 90% франшиз, распространенных в России имеют собственное Российское происхождение, остальные 5% - проекты родом из Украины, США и Великобритании. При этом, сфера продаж распространяется не только на свои страны, но также на страны СНГ и ближнего зарубежья.

Инвестиции в открытие детских центров франчайзеры обозначают самые разные. Минимальная стартовая сумма варьируется от 150 тыс. до 3,5 млн. рублей. Зависеть этот показатель может от множества элементов, начиная с формата центра, объема помещения и региона открытия. Иногда компании отдельно продают лишь инструкции по открытию бизнеса – для тех, кто хочет действовать самостоятельно под собственным брендом.

Анализ рынка детского допобразования в России

Анализ рынка детского допобразования в России

Под рынком дополнительного детского образования в настоящем исследовании понимается комплекс образовательных учреждений и организаций, формирующих предложение образовательных услуг на рынке

Анализ состояния рынка дополнительного детского образования, оценка объема рынка, анализ конкурентов, а также определение факторов, влияющих на рынок дополнительного детского образования

1.2 . Динамика объема рынка услуг дополнительного образования детей в 2014-2018 гг. Потенциальная емкость рынка

Часть 6. Выводы о перспективности создания предприятий в исследуемой области и рекомендации действующим операторам рынка

Предметом настоящего исследования является рынок дополнительного детского образования. Под рынком дополнительного детского образования в настоящем исследовании понимается комплекс образовательных учреждений и организаций, формирующих предложение образовательных услуг на рынке, численность потребителей, формирующих спрос на рынке, а также взаимоотношения, возникающие между образовательными учреждениями и потребителями.

Дополнительное образование детей — это вид образовательной деятельности, направленной на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. С рыночной точки зрения, дополнительное образование - это услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации по форме подчинения организации дополнительного образования детей учреждаются как:

Государственные - формируются субъектами РФ; это могут быть различные школьные кружки и дополнительные секции;

Негосударственные - организовываются в частном порядке физическими лицами, коммерческими, религиозными, общественными или другими субъектами хозяйственной деятельности.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 года № 504 выделяются следующие виды образовательных организаций (распространяется на государственные учреждения и носит рекомендательный характер для частных учреждений):

центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, эстетического воспитания детей, детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества, детского и юношеского туризма и экскурсий, детская экологическая станция;

Диаграмма 2. Динамика количества специализированных организаций дополнительного образования детей с 2014-2018 гг.

1.2. Динамика объема рынка услуг дополнительного образования детей в 2014-2018 гг. Потенциальная емкость рынка

Диаграмма 4. Динамика объема рынка услуг дополнительного детского образования, млрд руб., 2014-2018 гг.

Говоря о прогнозе роста рынка услуг дополнительного образования детей следует учитывать, что стоимость дополнительных образовательных услуг в Европе варьируется …

Финансовое положение организаций на рынке услуг дополнительного детского образования характеризуется как относительно стабильное (диаграмма 6), так, валовая рентабельность по отрасли в 2018 году составила … %.

Говоря о способности организаций рынка дополнительного образования детей погашать текущие краткосрочные обязательства за счет собственных оборотных активов …

Диаграмма 8. Динамика инвестиций в основной капитал

Динамика абсолютной ликвидности по организациям отрасли дополнительного образования имеет тенденцию …, при этом в 2014-2015 гг. значение показателя по отрасли дополнительного образования превышало среднероссийские значения.

Обеспеченность собственными оборотными средствами в организациях сферы дополнительного образования детей с 2014 года имеет тенденцию к …

Концепцией развития дополнительного детей в Российской Федерации определены основные изменения-вызовы в системе дополнительного образования детей:

Услуга дополнительного образования детей выступает самостоятельным рыночным продуктом со сложившейся системой потребителей и организаций (учреждений), оказывающих эти услуги.

Изменение Валового Внутреннего Продукта – позволяет отследить динамику общей рыночной стоимости продукции и услуг, которые произведены на рынке страны, и позволяет оценить совокупное внутреннее производство в стране.

Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на рынок, являются демографические показатели в Российской Федерации: численность населения России, а также численность детского населения – ключевые потребители услуг рынка дополнительного детского образования.

Диаграмма 18. Обеспеченность организаций дополнительного образования компьютерной техникой

Политика Правительства Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время на уровне Правительства РФ принят и действует рад основополагающих нормативных правовых документов, направленных на развитие образование, в том числе дополнительного образования детей:

Персонифицированное дополнительное образование детей - это система, предусматривающая закрепление обязательств государства по оплате того образования, в котором прежде всего заинтересован ребенок. Введенная система предполагает выдачу каждому ребенку именного сертификата.

Таблица 1. STEP-анализ факторов, влияющих на рынок дополнительного образования детей

Еще один яркий пример — Павловская гимназия, запущенная девять лет назад и вышедшая на оборот свыше 500 млн рублей (если считать исходя из официальной информации по числу учеников и стоимости обучения, на сайте учреждения). В частном сегменте качество образования в школе оценивается, в первую очередь, по успехам учеников (точнее, по их итоговым баллам ЕГЭ) и по атмосфере, в которой проходит обучение. Основатели Павловской Гимназии сделали ставку на сильный педагогический состав и на инфраструктуру школы, построив на территории в 10 га комплекс из 6 зданий, который вместил в себя всю образовательную цепочку от детского сада до школы и спортивного комплекса. Итог: в гимназию зачислено уже около 440 учеников, несмотря на средний чек выше, чем во многих престижных вузах (в среднем год обучения в Павловской гимназии обойдется в 1 475 000 рублей). Школа строилась из расчета на 1000 учеников — бизнесу есть куда расти.

При этом увеличивается и список востребованных направлений: кроме привычных дисциплин (спорта, точных наук, иностранных языков и искусства), высок спрос на целый пласт услуг, связанных с подготовкой ЕГЭ, а также с развитием социальных навыков.

ЕГЭ как источник новых ниш

Отдельное пространство возникает в области самостоятельной подготовки: если раньше ценность экзамена и оценки часто не была очевидна для школьников, то теперь высокий балл на ЕГЭ превратился в конкретную цель. Мобильное приложение Castle Quiz превращает подготовку к ЕГЭ и ответы на вопросы по предметам в состязание, что подходит для современных подростков — это доказывает более 35 000 установок за первый месяц присутствия в App Store. Альтернативный подход продвигает проект из Австрии — Talentify, вместо конкуренции они предлагают школьникам поддерживать друг друга: ребята, которые занимаются с репетиторами, скажем, по математике, помогают тем, кто не может себе этого позволить, подтянуть знания и тоже претендовать на высокие оценки.

Другая ниша, долго остававшаяся совершенно свободной, – это психологическая подготовка к сдаче экзаменов. Компания MAXIMUM первая вышла на российский рынок подготовке к ЕГЭ и ГИА с идеей о том, что важно не только расширять знание по предмету, но и развивать психологическую устойчивость к стрессу от самой процедуры сдачи экзамена. На мировом рынке идея не нова: по сути это адаптация методики, которую уже много лет используют в США, где аналог ЕГЭ успешно существует уже более 100 лет (экзамены SAT и ACT), однако в России это пока совершенно новое направление.

Необходимость сдачи ЕГЭ напрямую способствует расширению рынка профориентации. Потребность определения со специальностью встает в более раннем возрасте, чем это было 10-15 лет назад: уже в восьмом или девятом классе школьник должен выбрать профиль дальнейшего обучения, а в десятом — понимать, куда поступает. Взаимосвязь достаточно простая: от выбора специальности зависят предметы, которые нужно сдавать, от предметов – репетиторы. Так как этот вопрос воспринимается старшеклассниками и родителями как проблема, то у рынка есть потенциал. В условиях замкнутого круга (желание поступить в вуз – необходимость сдачи ЕГЭ – важность выбора предметов для сдачи экзамена) на рынке профориентации возникла сформированная потребность (компания автора работает в сегменте — Forbes). Объемы рынка этого направления обучения пока сложно измерить, так как по закону о дополнительном образовании профориентация не является образовательным продуктом. Но рост спроса на продукты в подобном сегменте очевиден. Среднее количество запросов по профориентации каждый год растет, о чем свидетельствует статистика Yandex и Google: еще четыре года назад средний показатель был 60 000-70 000 запросов в месяц, а в феврале 2017 года одни только запросы в Yandex прошли отметку в 151 000.

В России 52% людей получили высшее образование, это текущая норма, и большинство будет вкладывать деньги и время в то, чтобы получить диплом самостоятельно или дать возможность обучения своим детям. Каждый год в стране более 700 000 одиннадцатиклассников сдают экзамены в школе, и половина из них будет поступать в вузы Это и есть основные потребители услуг по подготовке к ЕГЭ, профориентации, наставничеству, репетиторству и т.д. Аудитория не самая большая, однако ежегодно возобновляемая.

Родители – участники образовательного процесса

Несмотря на то, что список учебных дисциплин и сфер, охватываемых федеральных стандартами, существенно расширился за последние годы, происходит все большее разделение: что входит в зону ответственности школы, а что — нет. При этом в обществе по-прежнему от школы ожидают не только умственного развития детей, но и их воспитания, развития в процессе взросления, помощи в личностном росте. Школа же не может закрыть всех потребностей, возвращая родителям ответственность за развитие их детей. Родители в свою очередь, не являясь экспертами в образовании, оказываются перед непростой задачей и нуждаются в поддержке и дополнительной экспертизе, чтобы помочь ребенку развить все необходимые навыки для жизни в динамично меняющемся мире.

Включение родителей в число участников образовательного процесса способствует рождению двух образовательных ниш: обеспечение экспертизы в сфере допобразования и обучение родителей.

Первая задача отчасти решается частными консультантами, сервисами по подбору кружков, институтом тьюторинга и наставничества. При этом тьюторы, например, помогают ребенку разобраться с предметом, подкорректировать подготовку, но редко работают в сфере развития необходимых навыков.

Ниша обучения родителей еще только начинает формироваться, на мой взгляд, она может сложиться примерно через год. Мы сами пробовали собирать родителей (по модели классического обучения для взрослых) на мастер-классы о том, как поддержать ребенка в выборе профессии, как говорить о финансах, как развивать коммуникационные навыки. Но все наши попытки встречали непонимание родителей — на подобные завтраки, бранчи, вечерние мероприятия приходили около 10% зарегистрировавшихся на мероприятие. Сейчас родители, как мне кажется, все больше осознают, что процесс обучения детей требует и их включения, у родителей начинает появляться интерес к обучающим мероприятиям и видеокурсам.

Навыки XXI века

В прошлом году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы и озвучены десять основных профессиональных навыков, которые будут востребованы в недалеком будущем: комплексное решение проблем, критическое мышление, креативность, умение управлять людьми, взаимодействие с людьми, эмоциональный интеллект, принятие решений, клиентоориентированность, умение вести переговоры и гибкость ума. Большинство из перечисленных компетенций связаны с коммуникациями и с развитием мышления, поэтому спрос на развитие этих навыков будет только расти, и это, по сути, новая ветка дополнительного образования: есть большое поле для создания школ лидерства, кружков по дизайн-мышлению, курсов по развитию социального и эмоционального интеллектов, образовательных лагерей и т.п. Причем спрос подогревается с трех сторон: государством (ему необходимы люди, ориентирующиеся в мире), крупным бизнесом (ему нужны высококвалифицированные кадры) и сотрудниками корпораций (они видят изменения и хотят дать своим детям конкурентное преимущество).

Получается, что мы сталкиваемся с проблемой — как сделать так, чтобы весь накопленный образовательный контент помогал учиться и подходил к современным технологическим реалиям?

Во взрослом обучении, а потом и в школьном все ринулись записывать видеокурсы. Khan Academy — пример самого большого в мире хранилища образовательного контента по школьной программе (число пройденных в уроков прошло отметку в 580 млн), неплохо адаптированного под обучение онлайн. При этом Khan Academy все же не самый лучший пример для разговора об успешных стартапах на рынке онлайн-образования — это некоммерческий проект, живущий за счёт грантов.

Что дальше?

Подводя итоги, следует еще раз отметить, что у рынка школьного и дополнительного образования в России большой потенциал. На рынке образования пока мало готовых решений, но уже есть сформированные потребности, заинтересованная возобновляемая аудитория и яркие примеры удачных проектов. Основные отличия коммерциализации продуктов на рынке образования можно свести к нескольким пунктам:

В сентябре 2017 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка образовательных и развивающих услуг для детей в России.

На 2017 год в России насчитывается порядка 12 278 образовательных учреждений. Наиболее распространенными из них являются детские центры, школы развития и репетиторские центры. Следует учитывать, что в расчетах не учитываются теневые услуги.

По расчетам DISCOVERY Research Group объем рынка образовательных и развивающих услуг составляет 853,6 млрд. руб. При этом, доля дошкольного и дополнительного детского образования составляет 54%, около 461,0 млрд. руб., остальные 46 % и 392,6 млрд. руб. приходятся на сегмент дополнительного школьного образования и развивающих услуг.

Затраты родителей на дополнительное образование не превышает 30 000 рублей, а в среднем находится на отметке 22 667 рублей в год на одного ребенка. Напомним, что в расчетах мы руководствуемся не общим количеством детей, а долей именно занятых.

По данным ВЦИОМа в 2015 году 54,5% детей никогда не посещали дополнительные занятия. В 2016 году эта цифра составляла 49%. 2017 год – около 54% детей ходят на различные рода развивающие и образовательные занятия помимо детских садов и школ, что составляет 15,2 млн. человек.

Франчайзинг популярен при обучении и развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. На 2017 год в России на данный момент существует около 83 франшиз, 90% франшиз, распространенных в России имеют собственное Российское происхождение, остальные 5% - проекты родом из Украины, США и Великобритании. При этом, сфера продаж распространяется не только на свои страны, но также на страны СНГ и ближнего зарубежья.

Инвестиции в открытие детских центров франчайзеры обозначают самые разные. Минимальная стартовая сумма варьируется от 150 тыс. до 3,5 млн. рублей. Зависеть этот показатель может от множества элементов, начиная с формата центра, объема помещения и региона открытия. Иногда компании отдельно продают лишь инструкции по открытию бизнеса – для тех, кто хочет действовать самостоятельно под собственным брендом.

Читайте также: