В чем смысл государственной политики в области экологии кратко
Обновлено: 02.07.2024
Значение экологической политики в развитии и формировании нормальных условий жизни является ключевым элементом. Ее проводит экологический субъект, в лице которого могут выступать государство, межгосударственная организация, регион. Она представляет собой систему комплексных мер, генеральную линию поведения, определяющую сферы использования природных ресурсов, заботу об окружающей среде.
Природоохранная деятельность – это мероприятия экологической направленности, регулирующие работу промышленных, производственных и других субъектов в соответствии с их стремлениями, задачами, интересами. Природоохранный комплекс устанавливает правила и нормы, корректирует деятельность предприятий с целью обеспечения сохранности экологии.
Что такое экологическая политика, кто ее проводит
Экологическая политика – всемирный, международный вопрос, над которым работает множество организаций. Они озабочены оздоровлением, охраной природных ресурсов. В задачи природоохранных объединений входят:
- Регулирование взаимоотношение человека и природы;
- Экологическая безопасность человечества;
- Восстановление функционала, разнообразия природы и живых организмов;
- Контроль над оптимальным применением природных ресурсов.
Каждый природный ресурс взаимосвязан с ключевыми аспектами жизнеобеспечения. Политика по защите экологии позволяет сократить чрезмерную добычу ископаемых, восстановить географический, экономический баланс, остановить загрязнение атмосферы. Кто проводит экологическую политику, ее сферы:
- Глобальный уровень. Мероприятия, подписания соглашений, поддержка социального, экономического развития осуществляются на международном уровне. Субъекты: страна, международное объединение.
- Государственный уровень. Развитие юридического, экономического, политического сектора для поддержки экологии в стране. Особое внимание уделяется распределению и использованию ресурсов. Проводят: государственная власть, партийные, общественные объединения, группы экологов.
- Региональный сектор. Проведение собственной экологической политики в масштабах региона, соблюдение норм государственной политики. Независимо от правительства, регионы самостоятельно внедряют нормативно-правовые акты с целью поддержания экологической обстановки.
- Местный сектор. Область реализации – муниципальные объединения. Инициаторы: предприятие, общественное образование, местное самоуправление.
- Локальный уровень. Проводит конкретная организация. Предусматривается создание единых целей, миссии, принципов в экологическом секторе на предприятии.
Экологическая политика – это что, основные параметры
Окружающая среда обеспечивает живые организмы всем необходимым для существования и деятельности. Проведение четкой экологической политики позволяет защитить природу, тем самым избежав катастрофических последствий. Она проводится с помощью прямых и косвенных инструментов. Допускается комбинирование инструментария с целью достижения максимальной результативности мероприятий.
Среди прямых инструментов выделяют ряд принятых государством нормативов, экологических стандартов, моральные принципы. Косвенными инструментами являются:
- Страховая система;
- Разрешения и права на загрязнение экологии;
- Экологическое налогообложение;
- Кредитная система;
- Субсидия правительства.
Зачастую государственная власть должна брать под контроль проведение политики по защите экологии. Основные параметры экологической политики:
Деятельность государства в области экологической безопасности определяет государственная экологическая политика.
В соответствии с принципами международного права и Уставом Организации Объединенных Наций государства имеют суверенное право разрабатывать собственные природные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за то, чтобы эта деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества.
Решения Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 год) обусловили необходимость разработки новой государственной экологической политики в Российской Федерации. ГЭП формируется в рамках государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию.
Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития - долгосрочная программа, предусматривающая систему действий в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и устойчивого развития, реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также выполнения международных обязательств РФ в данной сфере.
Указом Президента РФ от 04.02.1994г. № 236 установлены основные направления Государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию:
1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений. Среди направлений обеспечения экологически безопасного устойчивого развития выделяют: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; использование природных ресурсов; использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; совершенствование управления в области охраны окружающей природной среды, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2. Охрана среды обитания человека. В рамках данного направления предполагается осуществление следующих мероприятий: создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях; развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения; улучшение качества продуктов питания; обеспечение населения качественной питьевой водой; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; обеспечение радиационной безопасности населения; предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф; экологическое воспитание и образование населения;
4. Участие в решении глобальных экологических проблем, таких, как сохранение биологического разнообразия, охрана озонового слоя, предотвращение антропогенного изменения климата, обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия и т.д., а также решение межгосударственных экологических проблем, например: трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона и др.
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию утверждена Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996года. Концепция определяет основные задачи, направления и условия последовательного перехода РФ к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Концепция предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ. В рамках реализации Концепции предусматривается разработка и реализация программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона и дальнейшая интеграция этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.
Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации - документ экологического планирования, разрабатываемый в целях оздоровления экологической обстановки в РФ, снижения ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы, обеспечения эффективного участия России в международной природоохранной деятельности. Он является основанием для целенаправленного использования бюджетных средств на охрану окружающей природной среды при вложении их в решение приоритетных экологических проблем, а также при выделении финансовых средств на природоохранные цели отечественными и зарубежными инвесторами. Впервые Национальный план действий по охране окружающей среды РФ был разработан на 1992 году на период до 2001 года. В дальнейшем такой План стал разрабатываться на каждые 2-3 года.
План действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования утверждается Правительством РФ на каждые два года. Впервые План был принят в 1994 году. План действий определяет перечень конкретных мероприятий по подготовке нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, целевых программ, необходимых для решения экологических проблем страны.
Региональная экологическая политика является составной частью государственной экологической политики.
Государственная политика в области экологической безопасности исходит из признания приоритета жизни и здоровья человека над результатами производственной деятельности и направлена на:
- координацию деятельности по обеспечению экологической безопасности с экономической и социальной политикой государства;
- государственный надзор и контроль за соблюдение законодательств и нормативными экологическими актами;
- международное сотрудничество при решении важнейших экологических проблем;
- выявление экологических опасностей, оценку различных видов риска и прогнозирование чрезвычайных экологических ситуаций;
- государственное регулирование в области снижения экологических рисков и смягчение последствий техногенных аварий и стихийных бедствий;
- развитие и совершенствование сил и средств ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций.
Современная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г, принятая в 2009 году, требует перенесения акцента на превентивные мероприятия, то есть прогнозирование и предупреждение чрезвычайных экологических ситуаций. По расчетам экспертов, деятельность по прогнозированию и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям требует примерно в 15 раз меньше средств, чем работы, связанные с ликвидацией последствий природных и техногенных аварий.
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Деятельность государства в области экологической безопасности определяет государственная экологическая политика.
В соответствии с принципами международного права и Уставом Организации Объединенных Наций государства имеют суверенное право разрабатывать собственные природные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за то, чтобы эта деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества.
Решения Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 год) обусловили необходимость разработки новой государственной экологической политики в Российской Федерации. ГЭП формируется в рамках государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию.
Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития - долгосрочная программа, предусматривающая систему действий в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и устойчивого развития, реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также выполнения международных обязательств РФ в данной сфере.
Указом Президента РФ от 04.02.1994г. № 236 установлены основные направления Государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию:
1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений. Среди направлений обеспечения экологически безопасного устойчивого развития выделяют: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; использование природных ресурсов; использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; совершенствование управления в области охраны окружающей природной среды, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2. Охрана среды обитания человека. В рамках данного направления предполагается осуществление следующих мероприятий: создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях; развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения; улучшение качества продуктов питания; обеспечение населения качественной питьевой водой; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; обеспечение радиационной безопасности населения; предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф; экологическое воспитание и образование населения;
4. Участие в решении глобальных экологических проблем, таких, как сохранение биологического разнообразия, охрана озонового слоя, предотвращение антропогенного изменения климата, обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия и т.д., а также решение межгосударственных экологических проблем, например: трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона и др.
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию утверждена Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996года. Концепция определяет основные задачи, направления и условия последовательного перехода РФ к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Концепция предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ. В рамках реализации Концепции предусматривается разработка и реализация программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона и дальнейшая интеграция этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.
Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации - документ экологического планирования, разрабатываемый в целях оздоровления экологической обстановки в РФ, снижения ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы, обеспечения эффективного участия России в международной природоохранной деятельности. Он является основанием для целенаправленного использования бюджетных средств на охрану окружающей природной среды при вложении их в решение приоритетных экологических проблем, а также при выделении финансовых средств на природоохранные цели отечественными и зарубежными инвесторами. Впервые Национальный план действий по охране окружающей среды РФ был разработан на 1992 году на период до 2001 года. В дальнейшем такой План стал разрабатываться на каждые 2-3 года.
План действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования утверждается Правительством РФ на каждые два года. Впервые План был принят в 1994 году. План действий определяет перечень конкретных мероприятий по подготовке нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, целевых программ, необходимых для решения экологических проблем страны.
Региональная экологическая политика является составной частью государственной экологической политики.
Государственная политика в области экологической безопасности исходит из признания приоритета жизни и здоровья человека над результатами производственной деятельности и направлена на:
- координацию деятельности по обеспечению экологической безопасности с экономической и социальной политикой государства;
- государственный надзор и контроль за соблюдение законодательств и нормативными экологическими актами;
- международное сотрудничество при решении важнейших экологических проблем;
- выявление экологических опасностей, оценку различных видов риска и прогнозирование чрезвычайных экологических ситуаций;
- государственное регулирование в области снижения экологических рисков и смягчение последствий техногенных аварий и стихийных бедствий;
- развитие и совершенствование сил и средств ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций.
Современная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г, принятая в 2009 году, требует перенесения акцента на превентивные мероприятия, то есть прогнозирование и предупреждение чрезвычайных экологических ситуаций. По расчетам экспертов, деятельность по прогнозированию и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям требует примерно в 15 раз меньше средств, чем работы, связанные с ликвидацией последствий природных и техногенных аварий.
Перечень экологических проблем постоянно увеличивается. В современных масштабах они приняли форму экологического кризиса. Данное обстоятельство послужило предпосылкой для введения экологической политики.
Общество пришло к пониманию необходимости в переориентации хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями окружающей среды. Процесс реализуем при участии государства и политических партий. В результате проделанная работа должна привести к стабилизации экологического равновесия в мире природы.
В современных реалиях проблемы, связанные с экологией, обрели глобальный характер. Такой масштаб обусловлен пренебрежением ключевыми экологическими аспектами жизни людей и других существ в процессе разработки планов и реализации материального прогресса общества.
В настоящее время практически все государства, в особенности экономически развитые, большое внимание уделяют экологической политике и стараются разработать собственные концепции деятельности в данном направлении. С этой целью страны регулируют планы по использованию природных ресурсов и обеспечивают финансирование программ по их восстановлению.
Ключевую роль в обеспечении экологической политики играет государство. Но существуют и другие субъекты, в том числе политические партии, научные и специализированные организации, хозяйственные субъекты, общественные движения. В любом случае политика в сфере экологии является одним из основных направлений государственной деятельности. Работа в данном направлении влияет на отношение населения к органам государственной власти.
Экологическая политика, как область деятельности, возникла сравнительно недавно. Это объясняет отсутствие четкой формулировки данного термина. Наиболее распространенным вариантом является определение, основанное на понятии политики и целей экологической политики.
Экологическая политика — является системой политических, экономических, юридических, образовательных и иных мер, которые приняты с целью осуществления контроля над экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории государства.
Виды экологической политики
Экологическая политика представляет интерес не только для конкретного государства, но и для мирового сообщества в целом. Над решением международного вопроса работают множество организаций из разных стран. Ключевыми аспектами деятельности в данном направлении являются оздоровление и охрана ресурсов природного мира. Задачи, которые призваны решать природоохранные объединения:
- контроль над взаимодействием людей с природой;
- обеспечение экологической безопасности человечества;
- восстановление функционала, разнообразия природы и живых организмов;
- оптимизация использования природных ресурсов.
Любой вид природных ресурсов обладает связью с основными факторами обеспечения условий для жизни. Экологическая политика направлена на сокращение чрезмерной добычи полезных ископаемых, восстановление географического и экономического баланса, борьбу с загрязнением атмосферы. Сферы экологической политики:
- Глобальный уровень. Мероприятия, подписание соглашений, поддержка социального, экономического развития осуществляются на международном уровне. В качестве субъектов выступают государство, международное объединение.
- Государственный уровень. Развитие юридического, экономического, политического сектора, что позволяет поддерживать экологию в государстве. Большое значение при этом имеют распределение и использование ресурсов. В рамках данного направления работа проводится силами государственной власти, партиями, общественными объединениями, группами экологов.
- Региональный сектор. На территории определенного региона проводится собственная экологическая политика. При этом соблюдаются требования государственной политики. Независимо от правительства, регионы обладают правом самостоятельно внедрять нормативно-правовые акты, которые призваны осуществлять поддержку экологической обстановки.
- Местный сектор. Областями реализации в данном случае являются муниципальные объединения. Инициаторами выступают предприятие, общественное образование, местное самоуправление.
- Локальный уровень. Проводит конкретная организация. Предусмотрена формулировка общих целей, миссии, принципов в экологическом секторе на предприятии.
Согласно уровню, экологическая политика бывает:
- международной;
- государственной, или национальной;
- региональной;
- локальной.
Современные социальные и экономические условия предусматривают поиск решений проблемы, связанной с образованием и реализацией экологической политики на уровне отдельных хозяйственных субъектов. Повышенное внимание уделяют промышленным предприятиям, которые являются основным источникам загрязнения окружающей среды.
В данном контексте экологическая политика представляет собой комплекс планов и мер в отношении экологических показателей. Работа в данном направлении провозглашается официально и служит фундаментом для дальнейшей разработки природоохранных целей и задач. Экологическую политику следует рассматривать в качестве ключевого компонента политической деятельности любой страны.
Элементы экологической политики:
- принципы;
- приоритеты;
- цели;
- субъекты;
- механизмы реализации (инструменты).
Основные принципы, применяемые инструменты
Политические принципы, характерные для правового государства:
- демократия;
- гласность;
- добровольность;
- активность;
- переговоры.
- Развитие экономики должно соответствовать экологическим возможностям.
- Достижения научно-технического прогресса призваны решать проблемы, связанные с экологией.
- Контроль потребления.
- Планирование естественного роста населения.
В странах, отличающихся по общественно-политическим системам, перечисленные принципы могут варьироваться. В качестве примера можно рассмотреть тоталитарный режим правления, для которого характерны такие принципы, как отсутствие демократии, секретность, принуждение, пассивность, конфронтация.
Перечисленные принципы основаны на концепции, подразумевающей неограниченное количество ресурсов в природном мире. При этом игнорируются экологические возможности окружающей среды, и интересы власти ставятся на первый план. В распространенных случаях рост населения также является неподконтрольным фактором.
В сфере ООС и ПП, в отличие от других сфер, большой вес имеют принципы, которые получили одобрение и согласование на международной арене. Этому послужили решения 2-й всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио, 1992), подтвержденные и расширенные на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002).
Благодаря ресурсам окружающей среды, живые организмы могут жить и осуществлять какую-либо деятельность. Грамотная экологическая политика защищает природу и исключает риски катастрофических последствий. Работа в направлении охраны природного мира реализуется с помощью прямых и косвенных инструментов. Инструментарий допустимо комбинировать, что позволяет достичь максимальных показателей эффективности экологической политики.
- принятые государством стандарты и требования;
- экологические нормы;
- моральные принципы.
- страховая система;
- разрешения и права на загрязнение экологии;
- экологическое налогообложение;
- кредитная система;
- государственные субсидии.
В распространенных случаях контроль над реализацией концепций экологической политики находится в зоне ответственности государственной власти. Ключевые характеристики экологической политики:
- Долгосрочная перспектива. Экологические проблемы в большинстве своем возникают не сразу: как правило, процесс длится годами. В будущем это становится причиной появления рисков и неопределенности. Поэтому альтернативные издержки просчитывают на долгосрочную перспективу, с учетом возникновения возможных экологических проблем.
- Взаимозависимость. Любой экологический элемент связан с другими. В результате формируются системы с прочными внутренними связями. Это необходимо учитывать при планировании экологических мероприятий. Комплексные программы должны охватывать все ниши экологии.
- Издержки. Экологические блага, пользование природными ресурсами должны облагаться альтернативными издержками. При этом выгода от использования может быть больше. Таким образом обеспечивается рациональное использование запасов.
- Рыночная экономика. От самостоятельного решения субъекта зависят особенности ведения экономической деятельности. При учете альтернативных издержек вопрос о сохранении экологической обстановки будет лежать в основе принятия этого решения. Хозяйственные предприятия, являющиеся источником загрязнения окружающей среды, будут вынуждены понести финансовые потери.
Эколого-экономические механизмы защиты окружающей среды
Цель экологической политики состоит в формировании таких условий, чтобы природа, общество и экономика развивались гармонично и сбалансированно. Принципы, на которых построена работа в сфере экологии, реализуются с помощью определенных методов, или механизмов. Существуют разные способы определения методов экологической политики. Механизмы социальной экологии:
- Административно-контрольные. Контроль над тем, как соблюдаются природоохранные законы и стандарты: экологический мониторинг, лицензирование хозяйственной деятельности, нормирование природопользования, экологическая сертификация, ОВОС, экологическая экспертиза, экологические и ресурсные целевые программы, экологический аудит.
- Технико-технологические. Использование технических средств и технологий с целью создать надежную систему защиты окружающей среды.
- Экономические. Подготовка плана по использованию природных ресурсов; разработка целевых программ, экологических, экономических, платежных систем, механизмов налогообложения, льготных тарифов, других стимулов для пользователей природных ресурсов.
- Законодательно-правовые. Разработка и внедрение норм и правовых актов, с помощью которых осуществляется регулирование отношений, возникающих между обществом и природой.
- Политические. Действия политических и других организаций, которые призваны защищать окружающий мир.
- Воспитательно-образовательные методы. Данные механизмы направлены на формирование экологического сознания и моральной ответственности граждан, что является необходимым условием для экологической политики.
Рассматриваемые механизмы основаны на оптимальном сочетании административных и правовых рычагов и методик. Когда преобладают те или иные методы, возникают негативные последствия для экологии и для общества в целом. Экологическая политика формируется и реализуется за счет действий пользователей природных ресурсов или ее субъектов.
Субъекты экологической политики:
- Государство. Роль государства важна и состоит в образовании и реализации концепции экологической политики. В качестве субъекта государство выполняет разные функции, в том числе: разработку правил, деклараций, согласно которым осуществляется хозяйственная и иная деятельность; координацию работы всех субъектов экологической политики; контроль над тем, как соблюдается законодательство в области охраны природы.
- Хозяйственно-экономические субъекты. В этой роли выступают предприятия, компании и организации. В их обязанности входят забота о природе и защита окружающей среды. Деятельность в данном направлении регламентирована природоохранными правовыми актами (законами). Согласно требованиям правовых актов, предприятия обязаны вести учет воздействия производственного процесса на окружающую среду, проводить анализ влияния производственных программ на людей и природу, устранять вероятные вредные эффекты.
- Научно-исследовательские организации. Такие субъекты позволяют получить важные инструменты для реализации стратегий экономического роста и стабильного развития, а в результате, и защиты окружающего мира. Решить подобные задачи удается с помощью совокупности научных исследований.
- Политические партии. Данные организации учитывают принципы экологической политики при формулировании собственной идеологической программы. В современных условиях игнорировать проблемы, связанные с экологией, является недопустимым для любой партии. Организации популяризируют собственные системные взгляды, что помогает сформировать экологическое сознание граждан. В случае победы на выборах партия разрабатывает концепцию экологической политики, которую планируется реализовать, опираясь на правовые документы.
- Общественные организации. Роль этих структур заключается: в создании и принятии решений, обладающих большим значением для экологии; в контролировании того, как выполняется природоохранное законодательство; в участии в мероприятиях, посвященных защите природного мира; в осуществлении экологического воспитания и просветительской деятельности.
- Отдельные граждане. Представители современного гражданского общества имеют право на выступление с экологическими инициативами, объединение в группы для решения определенных, чаще всего локальных экологических проблем.
В современном мире распространена практика, выделять три сектора в социально-экологических отношениях:
- государство;
- бизнес;
- общественность.
Степень эффективности экологической политики определяется слаженным взаимодействием субъектов, которые участвуют в ее формировании и реализации. Вклад каждого участника зависит от политики и экономики в обществе.
Например, при авторитарных и тоталитарных режимах власти роль государства в осуществлении экологической политики является решающей. Остальные участники процесса находятся под постоянным давлением и лишены возможности выступать с инициативами.
Отличие демократических обществ заключается в развитой политической культуре, наличии гражданских прав и свобод. В данном случае решающим фактором для экологической политики является участие общества в процессе принятия экологически значимых мер.
В социалистических странах, в том числе СССР, реализация концепции прогресса, в основе которой лежат быстрое развитие производственных мощностей и рост экономики, привела к истощению природных и социальных ресурсов.
Ускорение темпов развития промышленного сектора экономики без учета влияния на окружающий мир послужило причиной для экологических рисков.
Специфика экологической политики объясняется особенностями развития общества в областях экономики, социальной сферы, политики, культуры. По этой причине экологическая политика определяется следующими факторами:
Основа международного климатического режима — Рамочная конвенция ООН (РКИК) об изменении климата, которая была подписана странами-участницами на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Россия ратифицировала её в 1994 г. Конвенция включает в себя обязательства по предоставлению отчётности, обмену информации, общие базовые принципы. Статья 4 РКИК посвящена обязательствам по снижению уровня выбросов парниковых газов.
Согласно Парижскому соглашению, Россия взяла на себя обязательство достичь к 2030 году не более 70% выбросов парниковых газов от уровня 1990 г. По состоянию на 2018 г. объём выбросов парниковых газов в России снизился на 14,2% по сравнению с 1990 г. Это говорит о том, что наша страна на данный момент перевыполняет свой план в рамках Парижского соглашения.
Кроме участия в международном климатическом режиме, Россия имеет ряд иных международных договоров в области экологии. Среди них можно выделить экологические соглашения в рамках СНГ.Кроме того, у России есть ряд двусторонних договоров с рядом стран, таких как Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с Бельгией, Великобританией, Германией, Индией, Китаем, Канадой, Южной Кореей, Литвой и другими странами.
Россия реализует международные экологические проекты в рамках договорённостей в различных международных организациях (в основном при ООН). Например, у Арктического совета существует программа сохранения арктической флоры и фауны, в реализации которой от российской стороны принимает участие министерство природных ресурсов и экологии.
Российское законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации. На её положениях основаны действующие федеральные законы, кодексы в области охраны окружающей среды, которые призваны осуществлять экологическую политику.
В российском экологическом законодательстве есть не только основные законы в области экологии, но и законодательная база, связанная с природопользованием, природными комплексами, а также подзаконные нормативно-правовые акты.
Постановления Правительства РФ — одна из самых многочисленных групп правовых актов на федеральном уровне в области экологии. Однако, все эти постановления носят зависимый характер, так как их издание прямо предусматривается тем или иным законом.
На фоне всех законодательных актов в области экологии выделяются правовые акты президента РФ, которые в законодательстве в сфере экологии крайне малочисленны и носят самостоятельный характер в силу особого статуса президента страны.
Стратегия экологической безопасности подтверждает одну из целей предыдущего документа — стремление к обеспечению устойчивого развития страны. Среди задач стратегии: уменьшение уровня загрязнения воздуха, повышение уровня утилизации отходов, предотвращение загрязнения вод и повышение качества воды в загрязнённых объектах, внедрение инновационных экологических технологий в производствах, а также сохранение биологического разнообразия экосистем суши и моря.
Российская Федерация имеет свою экологическую политику и экологическую нормативно-правовую базу, которые направлены на управление человеческой деятельностью с целью сокращения вредного воздействия на природу и природные ресурсы и улучшения благополучия населения. Также Россия имеет ряд международных обязательств в экологической сфере, которые она исполняет (это доказывают результаты России в рамках Киотского протокола, Парижского соглашения и иных международных договоров). Кроме того, у российской стороны имеется план перехода к устойчивому развитию в рамках стратегии экологической безопасности. Из всего этого следует, что Россия имеет стратегическое видение развития экологической политики и внимательно следит за глобальными экологическими трендами и проблемами.
Основа международного климатического режима — Рамочная конвенция ООН (РКИК) об изменении климата, которая была подписана странами-участницами на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Россия ратифицировала её в 1994 г. Конвенция включает в себя обязательства по предоставлению отчётности, обмену информации, общие базовые принципы. Статья 4 РКИК посвящена обязательствам по снижению уровня выбросов парниковых газов.
Рамочная конвенция подразумевала выработку дополнительных обязательств стран-участниц. Для этого было решено, что ежегодно будет проходить Конференция сторон конвенции (Conference of the Parties, COP). На COP-1 в Берлине в 1995 г. было принято решение начать переговоры о более четких обязательствах для развитых стран. После двух с половиной лет переговоров произошло расширение РКИК, который определил юридические обязательства стран по сокращению выбросов парниковых газов. В 1997 г. на COP-3 был принят Киотский протокол. Он носил необязательный характер, но установил количественные обязательства по снижению выбросов газов для 33 промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой, указанных в Приложении B. Россия ратифицировала Киотский протокол в 2004 г. Одним из нововведений Протокола стала система торговли квотами на выбросы. Оно было введено для того, чтобы страны из списка в Приложении B имели более гибкие возможности достижения поставленных Протоколом целей.
Россия в рамках Киотского протокола в период c 2008 по 2012 гг. брала на себя обязательства сократить суммарные ежегодные выбросы в среднем на 5% по сравнению с уровнем 1990 года. В итоге наша страна перевыполнила этот план. Согласно данным министерства экономического развития России, выбросы парниковых газов из всех источников оказались на 44% ниже, чем в 1990 г.
Кроме того, российская сторона подписала несколько двусторонних договоров, таких как Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с Бельгией, Великобританией, Германией, Индией, Китаем, Канадой, Южной Кореей, Литвой и другими странами. С некоторыми из вышеперечисленных стран имеются и дополнительные соглашения, протоколы и меморандумы, например, с Боливией, Германией, Ираном, Южной Кореей.
Россия реализует международные экологические проекты в рамках договорённостей в различных международных организациях (в основном при ООН). Например, у Арктического совета существует программа сохранения арктической флоры и фауны, в реализации которой от российской стороны принимает участие министерство природных ресурсов и экологии.
Российская экологическая политика и нормативно-правовая база
Российское законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации. На её положениях действуют федеральные законы, кодексы в области охраны окружающей среды, которые призваны осуществлять экологическую политику России.
В Конституции РФ элементы природоохраны отражены в следующих статьях:
- Статья 9 посвящена охране и использованию земель и других ресурсов;
- Статья 36 допускает свободное владение землёй гражданами, если оно не наносит ей вреда;
- Статья 41 поощряет меры по экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан;
- Статья 42 устанавливает право граждан на безопасную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии;
- Статья 58 обязывает каждого сохранять и бережно относиться к природным богатствам;
- Статья 71 устанавливает основы федеральной политики и федеральных программ в области экологической политики, защиту воздушного пространства, моря, континентального шельфа;
- Статья 72 устанавливает совместное ведение, защиту, использование окружающей среды на федеральном и муниципальном уровнях.
Закон обеспечивает научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека. Мера такого сочетания — предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, превышение которых создаёт опасность причинения вреда природе и человеку. Главным объектом закона является человек. Он рассматривается как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за свои действия (предусмотрены штрафные санкции вплоть до уголовной ответственности), а также как объект такого воздействия, наделённый правами и гарантиями на возмещение причинённого вреда.
Рассмотренные выше законы являются основными в российском экологическом законодательстве и делают большой упор на здоровье человека и охране природы от вредных антропогенных факторов.
Регулирование охраны природы, природопользования и природных ресурсов в России
В российском экологическом законодательстве есть не только основные законы в области экологии, но и законодательная база, связанная с природопользованием, природными комплексами, а также подзаконные нормативно-правовые акты.
Постановления Правительства РФ — одна из самых многочисленных групп правовых актов на федеральном уровне в области экологии. Однако, все эти постановления носят зависимый характер, так как их издание прямо предусматривается тем или иным законом.
Регулирование экологической политики и экологического законодательства через стратегии и проекты
Стратегия экологической безопасности подтверждает одну из целей предыдущего документа — стремление к обеспечению устойчивого развития страны. При этом документ выделяет вопросы безопасности, связанные с экологией, ресурсами и здоровьем граждан. Уже в самом начале стратегии обозначаются оценки состоянию окружающей среды (делается упор на негативных оценках). Например, в Стратегии отмечается, что 74% населения России живёт на территориях, которые подвергаются негативному воздействию объектов промышленности, энергетики и транспорта. Также подчёркивается, что Россия теряет 3–4% ВВП из-за проблем, связанных с экологией. В документе указаны и другие экологические проблемы. Но главным новшеством документа стало обозначение вызовов экологической безопасности. Среди них отмечается, что последствия изменения климата отразятся на жизни и здоровье людей, флоры и фауны, что может стать угрозой для благополучия населения и устойчивого развития страны. Ещё одним вызовом экологической безопасности обозначается рост потребления при сокращении запасов природных ресурсов, что на фоне глобализации может привести к борьбе за доступ к ним и оказывает негативное воздействие на состояние национальной безопасности. Имеются в документе и другие вызовы экологической безопасности.
В стратегии экологической безопасности обозначены её задачи. Среди них: уменьшение уровня загрязнения воздуха, повышение уровня утилизации отходов, предотвращение загрязнения вод и повышение качества воды в загрязнённых объектах, внедрение инновационных экологических технологий в производствах, а также сохранение биологического разнообразия экосистем суши и моря.
Во исполнение Стратегии и для решения поставленных задач Правительство России в 2019 г. приняло Распоряжение №1124-р. В нём прописаны необходимые меры для реализации Стратегии — от принятия новых законов и внесения изменений в существующие до планов внедрения новых экологических технологий на производствах и развития экологического образования в стране.
Российская Федерация имеет свою экологическую политику и экологическую нормативно-правовую базу, которые направлены на управление человеческой деятельностью с целью сокращения вредного воздействия на природу и природные ресурсы и улучшения благополучия населения. Также Россия имеет ряд международных обязательств в экологической сфере, которые она исполняет (это доказывают результаты России в рамках Киотского протокола, Парижского соглашения и иных международных договоров). Кроме того, у российской стороны имеется план перехода к устойчивому развитию в рамках стратегии экологической безопасности. Из всего этого следует, что Россия имеет стратегическое видение развития экологической политики и внимательно следит за глобальными экологическими трендами и проблемами.
1. Присоединившиеся к Киотскому протоколу страны брали на себя обязательство с 2008 по 2012 гг. сократить выбросы СО2 в среднем на 5% по сравнению с уровнем 1990 года. Страны, которые превышали установленный лимит, могли докупать квоты, а также продавать их другим странам, если выбросы от их собственного производства были ниже нормы. Покупать или продавать квоты можно было за единицы сокращения выбросов (ЕСВ). 1 ЕСВ равнялась 1 т двуокиси углерода.
Читайте также: