В чем смысл государственной политики в области экологии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Значение экологической политики в развитии и формировании нормальных условий жизни является ключевым элементом. Ее проводит экологический субъект, в лице которого могут выступать государство, межгосударственная организация, регион. Она представляет собой систему комплексных мер, генеральную линию поведения, определяющую сферы использования природных ресурсов, заботу об окружающей среде.

Природоохранная деятельность – это мероприятия экологической направленности, регулирующие работу промышленных, производственных и других субъектов в соответствии с их стремлениями, задачами, интересами. Природоохранный комплекс устанавливает правила и нормы, корректирует деятельность предприятий с целью обеспечения сохранности экологии.

Что такое экологическая политика, кто ее проводит

Экологическая политика – всемирный, международный вопрос, над которым работает множество организаций. Они озабочены оздоровлением, охраной природных ресурсов. В задачи природоохранных объединений входят:

  • Регулирование взаимоотношение человека и природы;
  • Экологическая безопасность человечества;
  • Восстановление функционала, разнообразия природы и живых организмов;
  • Контроль над оптимальным применением природных ресурсов.

Каждый природный ресурс взаимосвязан с ключевыми аспектами жизнеобеспечения. Политика по защите экологии позволяет сократить чрезмерную добычу ископаемых, восстановить географический, экономический баланс, остановить загрязнение атмосферы. Кто проводит экологическую политику, ее сферы:

  1. Глобальный уровень. Мероприятия, подписания соглашений, поддержка социального, экономического развития осуществляются на международном уровне. Субъекты: страна, международное объединение.
  2. Государственный уровень. Развитие юридического, экономического, политического сектора для поддержки экологии в стране. Особое внимание уделяется распределению и использованию ресурсов. Проводят: государственная власть, партийные, общественные объединения, группы экологов.
  3. Региональный сектор. Проведение собственной экологической политики в масштабах региона, соблюдение норм государственной политики. Независимо от правительства, регионы самостоятельно внедряют нормативно-правовые акты с целью поддержания экологической обстановки.
  4. Местный сектор. Область реализации – муниципальные объединения. Инициаторы: предприятие, общественное образование, местное самоуправление.
  5. Локальный уровень. Проводит конкретная организация. Предусматривается создание единых целей, миссии, принципов в экологическом секторе на предприятии.

Экологическая политика – это что, основные параметры

Окружающая среда обеспечивает живые организмы всем необходимым для существования и деятельности. Проведение четкой экологической политики позволяет защитить природу, тем самым избежав катастрофических последствий. Она проводится с помощью прямых и косвенных инструментов. Допускается комбинирование инструментария с целью достижения максимальной результативности мероприятий.

Среди прямых инструментов выделяют ряд принятых государством нормативов, экологических стандартов, моральные принципы. Косвенными инструментами являются:

  • Страховая система;
  • Разрешения и права на загрязнение экологии;
  • Экологическое налогообложение;
  • Кредитная система;
  • Субсидия правительства.

Зачастую государственная власть должна брать под контроль проведение политики по защите экологии. Основные параметры экологической политики:

Деятельность государства в области экологической безопасности определяет государственная экологическая политика.

В соответствии с принципами международного права и Уставом Организации Объединенных Наций государства имеют суверенное право разрабатывать собственные природные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за то, чтобы эта деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества.

Решения Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 год) обусловили необходимость разработки новой государственной экологической политики в Российской Федерации. ГЭП формируется в рамках государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию.

Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития - долгосрочная программа, предусматривающая систему действий в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и устойчивого развития, реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также выполнения международных обязательств РФ в данной сфере.

Указом Президента РФ от 04.02.1994г. № 236 установлены основные направления Государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию:

1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений. Среди направлений обеспечения экологически безопасного устойчивого развития выделяют: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; использование природных ресурсов; использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; совершенствование управления в области охраны окружающей природной среды, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2. Охрана среды обитания человека. В рамках данного направления предполагается осуществление следующих мероприятий: создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях; развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения; улучшение качества продуктов питания; обеспечение населения качественной питьевой водой; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; обеспечение радиационной безопасности населения; предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф; экологическое воспитание и образование населения;




4. Участие в решении глобальных экологических проблем, таких, как сохранение биологического разнообразия, охрана озонового слоя, предотвращение антропогенного изменения климата, обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия и т.д., а также решение межгосударственных экологических проблем, например: трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона и др.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию утверждена Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996года. Концепция определяет основные задачи, направления и условия последовательного перехода РФ к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Концепция предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ. В рамках реализации Концепции предусматривается разработка и реализация программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона и дальнейшая интеграция этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.

Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации - документ экологического планирования, разрабатываемый в целях оздоровления экологической обстановки в РФ, снижения ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы, обеспечения эффективного участия России в международной природоохранной деятельности. Он является основанием для целенаправленного использования бюджетных средств на охрану окружающей природной среды при вложении их в решение приоритетных экологических проблем, а также при выделении финансовых средств на природоохранные цели отечественными и зарубежными инвесторами. Впервые Национальный план действий по охране окружающей среды РФ был разработан на 1992 году на период до 2001 года. В дальнейшем такой План стал разрабатываться на каждые 2-3 года.

План действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования утверждается Правительством РФ на каждые два года. Впервые План был принят в 1994 году. План действий определяет перечень конкретных мероприятий по подготовке нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, целевых программ, необходимых для решения экологических проблем страны.

Региональная экологическая политика является составной частью государственной экологической политики.

Государственная политика в области экологической безопасности исходит из признания приоритета жизни и здоровья человека над результатами производственной деятельности и направлена на:

- координацию деятельности по обеспечению экологической безопасности с экономической и социальной политикой государства;

- государственный надзор и контроль за соблюдение законодательств и нормативными экологическими актами;

- международное сотрудничество при решении важнейших экологических проблем;

- выявление экологических опасностей, оценку различных видов риска и прогнозирование чрезвычайных экологических ситуаций;

- государственное регулирование в области снижения экологических рисков и смягчение последствий техногенных аварий и стихийных бедствий;

- развитие и совершенствование сил и средств ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций.

Современная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г, принятая в 2009 году, требует перенесения акцента на превентивные мероприятия, то есть прогнозирование и предупреждение чрезвычайных экологических ситуаций. По расчетам экспертов, деятельность по прогнозированию и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям требует примерно в 15 раз меньше средств, чем работы, связанные с ликвидацией последствий природных и техногенных аварий.

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Деятельность государства в области экологической безопасности определяет государственная экологическая политика.

В соответствии с принципами международного права и Уставом Организации Объединенных Наций государства имеют суверенное право разрабатывать собственные природные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за то, чтобы эта деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества.

Решения Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 год) обусловили необходимость разработки новой государственной экологической политики в Российской Федерации. ГЭП формируется в рамках государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию.

Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития - долгосрочная программа, предусматривающая систему действий в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и устойчивого развития, реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также выполнения международных обязательств РФ в данной сфере.

Указом Президента РФ от 04.02.1994г. № 236 установлены основные направления Государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию:

1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений. Среди направлений обеспечения экологически безопасного устойчивого развития выделяют: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; использование природных ресурсов; использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; совершенствование управления в области охраны окружающей природной среды, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2. Охрана среды обитания человека. В рамках данного направления предполагается осуществление следующих мероприятий: создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях; развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения; улучшение качества продуктов питания; обеспечение населения качественной питьевой водой; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; обеспечение радиационной безопасности населения; предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф; экологическое воспитание и образование населения;

4. Участие в решении глобальных экологических проблем, таких, как сохранение биологического разнообразия, охрана озонового слоя, предотвращение антропогенного изменения климата, обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия и т.д., а также решение межгосударственных экологических проблем, например: трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона и др.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию утверждена Указом Президента РФ №440 от 1 апреля 1996года. Концепция определяет основные задачи, направления и условия последовательного перехода РФ к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Концепция предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ. В рамках реализации Концепции предусматривается разработка и реализация программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона и дальнейшая интеграция этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.

Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации - документ экологического планирования, разрабатываемый в целях оздоровления экологической обстановки в РФ, снижения ее неблагоприятного влияния на здоровье населения, сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы, обеспечения эффективного участия России в международной природоохранной деятельности. Он является основанием для целенаправленного использования бюджетных средств на охрану окружающей природной среды при вложении их в решение приоритетных экологических проблем, а также при выделении финансовых средств на природоохранные цели отечественными и зарубежными инвесторами. Впервые Национальный план действий по охране окружающей среды РФ был разработан на 1992 году на период до 2001 года. В дальнейшем такой План стал разрабатываться на каждые 2-3 года.

План действий Правительства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования утверждается Правительством РФ на каждые два года. Впервые План был принят в 1994 году. План действий определяет перечень конкретных мероприятий по подготовке нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, целевых программ, необходимых для решения экологических проблем страны.

Региональная экологическая политика является составной частью государственной экологической политики.

Государственная политика в области экологической безопасности исходит из признания приоритета жизни и здоровья человека над результатами производственной деятельности и направлена на:

- координацию деятельности по обеспечению экологической безопасности с экономической и социальной политикой государства;

- государственный надзор и контроль за соблюдение законодательств и нормативными экологическими актами;

- международное сотрудничество при решении важнейших экологических проблем;

- выявление экологических опасностей, оценку различных видов риска и прогнозирование чрезвычайных экологических ситуаций;

- государственное регулирование в области снижения экологических рисков и смягчение последствий техногенных аварий и стихийных бедствий;

- развитие и совершенствование сил и средств ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций.

Современная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г, принятая в 2009 году, требует перенесения акцента на превентивные мероприятия, то есть прогнозирование и предупреждение чрезвычайных экологических ситуаций. По расчетам экспертов, деятельность по прогнозированию и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям требует примерно в 15 раз меньше средств, чем работы, связанные с ликвидацией последствий природных и техногенных аварий.

Перечень экологических проблем постоянно увеличивается. В современных масштабах они приняли форму экологического кризиса. Данное обстоятельство послужило предпосылкой для введения экологической политики.

Общество пришло к пониманию необходимости в переориентации хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями окружающей среды. Процесс реализуем при участии государства и политических партий. В результате проделанная работа должна привести к стабилизации экологического равновесия в мире природы.

В современных реалиях проблемы, связанные с экологией, обрели глобальный характер. Такой масштаб обусловлен пренебрежением ключевыми экологическими аспектами жизни людей и других существ в процессе разработки планов и реализации материального прогресса общества.

В настоящее время практически все государства, в особенности экономически развитые, большое внимание уделяют экологической политике и стараются разработать собственные концепции деятельности в данном направлении. С этой целью страны регулируют планы по использованию природных ресурсов и обеспечивают финансирование программ по их восстановлению.

Ключевую роль в обеспечении экологической политики играет государство. Но существуют и другие субъекты, в том числе политические партии, научные и специализированные организации, хозяйственные субъекты, общественные движения. В любом случае политика в сфере экологии является одним из основных направлений государственной деятельности. Работа в данном направлении влияет на отношение населения к органам государственной власти.

Экологическая политика, как область деятельности, возникла сравнительно недавно. Это объясняет отсутствие четкой формулировки данного термина. Наиболее распространенным вариантом является определение, основанное на понятии политики и целей экологической политики.

Экологическая политика — является системой политических, экономических, юридических, образовательных и иных мер, которые приняты с целью осуществления контроля над экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории государства.

Виды экологической политики

Экологическая политика представляет интерес не только для конкретного государства, но и для мирового сообщества в целом. Над решением международного вопроса работают множество организаций из разных стран. Ключевыми аспектами деятельности в данном направлении являются оздоровление и охрана ресурсов природного мира. Задачи, которые призваны решать природоохранные объединения:

  • контроль над взаимодействием людей с природой;
  • обеспечение экологической безопасности человечества;
  • восстановление функционала, разнообразия природы и живых организмов;
  • оптимизация использования природных ресурсов.

Любой вид природных ресурсов обладает связью с основными факторами обеспечения условий для жизни. Экологическая политика направлена на сокращение чрезмерной добычи полезных ископаемых, восстановление географического и экономического баланса, борьбу с загрязнением атмосферы. Сферы экологической политики:

  1. Глобальный уровень. Мероприятия, подписание соглашений, поддержка социального, экономического развития осуществляются на международном уровне. В качестве субъектов выступают государство, международное объединение.
  2. Государственный уровень. Развитие юридического, экономического, политического сектора, что позволяет поддерживать экологию в государстве. Большое значение при этом имеют распределение и использование ресурсов. В рамках данного направления работа проводится силами государственной власти, партиями, общественными объединениями, группами экологов.
  3. Региональный сектор. На территории определенного региона проводится собственная экологическая политика. При этом соблюдаются требования государственной политики. Независимо от правительства, регионы обладают правом самостоятельно внедрять нормативно-правовые акты, которые призваны осуществлять поддержку экологической обстановки.
  4. Местный сектор. Областями реализации в данном случае являются муниципальные объединения. Инициаторами выступают предприятие, общественное образование, местное самоуправление.
  5. Локальный уровень. Проводит конкретная организация. Предусмотрена формулировка общих целей, миссии, принципов в экологическом секторе на предприятии.

Согласно уровню, экологическая политика бывает:

  • международной;
  • государственной, или национальной;
  • региональной;
  • локальной.

Современные социальные и экономические условия предусматривают поиск решений проблемы, связанной с образованием и реализацией экологической политики на уровне отдельных хозяйственных субъектов. Повышенное внимание уделяют промышленным предприятиям, которые являются основным источникам загрязнения окружающей среды.

В данном контексте экологическая политика представляет собой комплекс планов и мер в отношении экологических показателей. Работа в данном направлении провозглашается официально и служит фундаментом для дальнейшей разработки природоохранных целей и задач. Экологическую политику следует рассматривать в качестве ключевого компонента политической деятельности любой страны.

Элементы экологической политики:

  • принципы;
  • приоритеты;
  • цели;
  • субъекты;
  • механизмы реализации (инструменты).

Основные принципы, применяемые инструменты

Политические принципы, характерные для правового государства:

  • демократия;
  • гласность;
  • добровольность;
  • активность;
  • переговоры.
  1. Развитие экономики должно соответствовать экологическим возможностям.
  2. Достижения научно-технического прогресса призваны решать проблемы, связанные с экологией.
  3. Контроль потребления.
  4. Планирование естественного роста населения.

В странах, отличающихся по общественно-политическим системам, перечисленные принципы могут варьироваться. В качестве примера можно рассмотреть тоталитарный режим правления, для которого характерны такие принципы, как отсутствие демократии, секретность, принуждение, пассивность, конфронтация.

Перечисленные принципы основаны на концепции, подразумевающей неограниченное количество ресурсов в природном мире. При этом игнорируются экологические возможности окружающей среды, и интересы власти ставятся на первый план. В распространенных случаях рост населения также является неподконтрольным фактором.

В сфере ООС и ПП, в отличие от других сфер, большой вес имеют принципы, которые получили одобрение и согласование на международной арене. Этому послужили решения 2-й всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио, 1992), подтвержденные и расширенные на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002).

Благодаря ресурсам окружающей среды, живые организмы могут жить и осуществлять какую-либо деятельность. Грамотная экологическая политика защищает природу и исключает риски катастрофических последствий. Работа в направлении охраны природного мира реализуется с помощью прямых и косвенных инструментов. Инструментарий допустимо комбинировать, что позволяет достичь максимальных показателей эффективности экологической политики.

  • принятые государством стандарты и требования;
  • экологические нормы;
  • моральные принципы.
  • страховая система;
  • разрешения и права на загрязнение экологии;
  • экологическое налогообложение;
  • кредитная система;
  • государственные субсидии.

В распространенных случаях контроль над реализацией концепций экологической политики находится в зоне ответственности государственной власти. Ключевые характеристики экологической политики:

  1. Долгосрочная перспектива. Экологические проблемы в большинстве своем возникают не сразу: как правило, процесс длится годами. В будущем это становится причиной появления рисков и неопределенности. Поэтому альтернативные издержки просчитывают на долгосрочную перспективу, с учетом возникновения возможных экологических проблем.
  2. Взаимозависимость. Любой экологический элемент связан с другими. В результате формируются системы с прочными внутренними связями. Это необходимо учитывать при планировании экологических мероприятий. Комплексные программы должны охватывать все ниши экологии.
  3. Издержки. Экологические блага, пользование природными ресурсами должны облагаться альтернативными издержками. При этом выгода от использования может быть больше. Таким образом обеспечивается рациональное использование запасов.
  4. Рыночная экономика. От самостоятельного решения субъекта зависят особенности ведения экономической деятельности. При учете альтернативных издержек вопрос о сохранении экологической обстановки будет лежать в основе принятия этого решения. Хозяйственные предприятия, являющиеся источником загрязнения окружающей среды, будут вынуждены понести финансовые потери.

Эколого-экономические механизмы защиты окружающей среды

Цель экологической политики состоит в формировании таких условий, чтобы природа, общество и экономика развивались гармонично и сбалансированно. Принципы, на которых построена работа в сфере экологии, реализуются с помощью определенных методов, или механизмов. Существуют разные способы определения методов экологической политики. Механизмы социальной экологии:

  1. Административно-контрольные. Контроль над тем, как соблюдаются природоохранные законы и стандарты: экологический мониторинг, лицензирование хозяйственной деятельности, нормирование природопользования, экологическая сертификация, ОВОС, экологическая экспертиза, экологические и ресурсные целевые программы, экологический аудит.
  2. Технико-технологические. Использование технических средств и технологий с целью создать надежную систему защиты окружающей среды.
  3. Экономические. Подготовка плана по использованию природных ресурсов; разработка целевых программ, экологических, экономических, платежных систем, механизмов налогообложения, льготных тарифов, других стимулов для пользователей природных ресурсов.
  4. Законодательно-правовые. Разработка и внедрение норм и правовых актов, с помощью которых осуществляется регулирование отношений, возникающих между обществом и природой.
  5. Политические. Действия политических и других организаций, которые призваны защищать окружающий мир.
  6. Воспитательно-образовательные методы. Данные механизмы направлены на формирование экологического сознания и моральной ответственности граждан, что является необходимым условием для экологической политики.

Рассматриваемые механизмы основаны на оптимальном сочетании административных и правовых рычагов и методик. Когда преобладают те или иные методы, возникают негативные последствия для экологии и для общества в целом. Экологическая политика формируется и реализуется за счет действий пользователей природных ресурсов или ее субъектов.

Субъекты экологической политики:

  1. Государство. Роль государства важна и состоит в образовании и реализации концепции экологической политики. В качестве субъекта государство выполняет разные функции, в том числе: разработку правил, деклараций, согласно которым осуществляется хозяйственная и иная деятельность; координацию работы всех субъектов экологической политики; контроль над тем, как соблюдается законодательство в области охраны природы.
  2. Хозяйственно-экономические субъекты. В этой роли выступают предприятия, компании и организации. В их обязанности входят забота о природе и защита окружающей среды. Деятельность в данном направлении регламентирована природоохранными правовыми актами (законами). Согласно требованиям правовых актов, предприятия обязаны вести учет воздействия производственного процесса на окружающую среду, проводить анализ влияния производственных программ на людей и природу, устранять вероятные вредные эффекты.
  3. Научно-исследовательские организации. Такие субъекты позволяют получить важные инструменты для реализации стратегий экономического роста и стабильного развития, а в результате, и защиты окружающего мира. Решить подобные задачи удается с помощью совокупности научных исследований.
  4. Политические партии. Данные организации учитывают принципы экологической политики при формулировании собственной идеологической программы. В современных условиях игнорировать проблемы, связанные с экологией, является недопустимым для любой партии. Организации популяризируют собственные системные взгляды, что помогает сформировать экологическое сознание граждан. В случае победы на выборах партия разрабатывает концепцию экологической политики, которую планируется реализовать, опираясь на правовые документы.
  5. Общественные организации. Роль этих структур заключается: в создании и принятии решений, обладающих большим значением для экологии; в контролировании того, как выполняется природоохранное законодательство; в участии в мероприятиях, посвященных защите природного мира; в осуществлении экологического воспитания и просветительской деятельности.
  6. Отдельные граждане. Представители современного гражданского общества имеют право на выступление с экологическими инициативами, объединение в группы для решения определенных, чаще всего локальных экологических проблем.

В современном мире распространена практика, выделять три сектора в социально-экологических отношениях:

  • государство;
  • бизнес;
  • общественность.

Степень эффективности экологической политики определяется слаженным взаимодействием субъектов, которые участвуют в ее формировании и реализации. Вклад каждого участника зависит от политики и экономики в обществе.

Например, при авторитарных и тоталитарных режимах власти роль государства в осуществлении экологической политики является решающей. Остальные участники процесса находятся под постоянным давлением и лишены возможности выступать с инициативами.

Отличие демократических обществ заключается в развитой политической культуре, наличии гражданских прав и свобод. В данном случае решающим фактором для экологической политики является участие общества в процессе принятия экологически значимых мер.

В социалистических странах, в том числе СССР, реализация концепции прогресса, в основе которой лежат быстрое развитие производственных мощностей и рост экономики, привела к истощению природных и социальных ресурсов.

Ускорение темпов развития промышленного сектора экономики без учета влияния на окружающий мир послужило причиной для экологических рисков.

Специфика экологической политики объясняется особенностями развития общества в областях экономики, социальной сферы, политики, культуры. По этой причине экологическая политика определяется следующими факторами:


Основа международного климатического режима — Рамочная конвенция ООН (РКИК) об изменении климата, которая была подписана странами-участницами на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Россия ратифицировала её в 1994 г. Конвенция включает в себя обязательства по предоставлению отчётности, обмену информации, общие базовые принципы. Статья 4 РКИК посвящена обязательствам по снижению уровня выбросов парниковых газов.

Согласно Парижскому соглашению, Россия взяла на себя обязательство достичь к 2030 году не более 70% выбросов парниковых газов от уровня 1990 г. По состоянию на 2018 г. объём выбросов парниковых газов в России снизился на 14,2% по сравнению с 1990 г. Это говорит о том, что наша страна на данный момент перевыполняет свой план в рамках Парижского соглашения.

Кроме участия в международном климатическом режиме, Россия имеет ряд иных международных договоров в области экологии. Среди них можно выделить экологические соглашения в рамках СНГ.Кроме того, у России есть ряд двусторонних договоров с рядом стран, таких как Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с Бельгией, Великобританией, Германией, Индией, Китаем, Канадой, Южной Кореей, Литвой и другими странами.

Россия реализует международные экологические проекты в рамках договорённостей в различных международных организациях (в основном при ООН). Например, у Арктического совета существует программа сохранения арктической флоры и фауны, в реализации которой от российской стороны принимает участие министерство природных ресурсов и экологии.

Российское законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации. На её положениях основаны действующие федеральные законы, кодексы в области охраны окружающей среды, которые призваны осуществлять экологическую политику.

В российском экологическом законодательстве есть не только основные законы в области экологии, но и законодательная база, связанная с природопользованием, природными комплексами, а также подзаконные нормативно-правовые акты.

Постановления Правительства РФ — одна из самых многочисленных групп правовых актов на федеральном уровне в области экологии. Однако, все эти постановления носят зависимый характер, так как их издание прямо предусматривается тем или иным законом.

На фоне всех законодательных актов в области экологии выделяются правовые акты президента РФ, которые в законодательстве в сфере экологии крайне малочисленны и носят самостоятельный характер в силу особого статуса президента страны.

Стратегия экологической безопасности подтверждает одну из целей предыдущего документа — стремление к обеспечению устойчивого развития страны. Среди задач стратегии: уменьшение уровня загрязнения воздуха, повышение уровня утилизации отходов, предотвращение загрязнения вод и повышение качества воды в загрязнённых объектах, внедрение инновационных экологических технологий в производствах, а также сохранение биологического разнообразия экосистем суши и моря.

Российская Федерация имеет свою экологическую политику и экологическую нормативно-правовую базу, которые направлены на управление человеческой деятельностью с целью сокращения вредного воздействия на природу и природные ресурсы и улучшения благополучия населения. Также Россия имеет ряд международных обязательств в экологической сфере, которые она исполняет (это доказывают результаты России в рамках Киотского протокола, Парижского соглашения и иных международных договоров). Кроме того, у российской стороны имеется план перехода к устойчивому развитию в рамках стратегии экологической безопасности. Из всего этого следует, что Россия имеет стратегическое видение развития экологической политики и внимательно следит за глобальными экологическими трендами и проблемами.

Основа международного климатического режима — Рамочная конвенция ООН (РКИК) об изменении климата, которая была подписана странами-участницами на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Россия ратифицировала её в 1994 г. Конвенция включает в себя обязательства по предоставлению отчётности, обмену информации, общие базовые принципы. Статья 4 РКИК посвящена обязательствам по снижению уровня выбросов парниковых газов.

Рамочная конвенция подразумевала выработку дополнительных обязательств стран-участниц. Для этого было решено, что ежегодно будет проходить Конференция сторон конвенции (Conference of the Parties, COP). На COP-1 в Берлине в 1995 г. было принято решение начать переговоры о более четких обязательствах для развитых стран. После двух с половиной лет переговоров произошло расширение РКИК, который определил юридические обязательства стран по сокращению выбросов парниковых газов. В 1997 г. на COP-3 был принят Киотский протокол. Он носил необязательный характер, но установил количественные обязательства по снижению выбросов газов для 33 промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой, указанных в Приложении B. Россия ратифицировала Киотский протокол в 2004 г. Одним из нововведений Протокола стала система торговли квотами на выбросы. Оно было введено для того, чтобы страны из списка в Приложении B имели более гибкие возможности достижения поставленных Протоколом целей.

Россия в рамках Киотского протокола в период c 2008 по 2012 гг. брала на себя обязательства сократить суммарные ежегодные выбросы в среднем на 5% по сравнению с уровнем 1990 года. В итоге наша страна перевыполнила этот план. Согласно данным министерства экономического развития России, выбросы парниковых газов из всех источников оказались на 44% ниже, чем в 1990 г.


Кроме того, российская сторона подписала несколько двусторонних договоров, таких как Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с Бельгией, Великобританией, Германией, Индией, Китаем, Канадой, Южной Кореей, Литвой и другими странами. С некоторыми из вышеперечисленных стран имеются и дополнительные соглашения, протоколы и меморандумы, например, с Боливией, Германией, Ираном, Южной Кореей.

Россия реализует международные экологические проекты в рамках договорённостей в различных международных организациях (в основном при ООН). Например, у Арктического совета существует программа сохранения арктической флоры и фауны, в реализации которой от российской стороны принимает участие министерство природных ресурсов и экологии.

Российская экологическая политика и нормативно-правовая база

Российское законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации. На её положениях действуют федеральные законы, кодексы в области охраны окружающей среды, которые призваны осуществлять экологическую политику России.

В Конституции РФ элементы природоохраны отражены в следующих статьях:

  • Статья 9 посвящена охране и использованию земель и других ресурсов;
  • Статья 36 допускает свободное владение землёй гражданами, если оно не наносит ей вреда;
  • Статья 41 поощряет меры по экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан;
  • Статья 42 устанавливает право граждан на безопасную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии;
  • Статья 58 обязывает каждого сохранять и бережно относиться к природным богатствам;
  • Статья 71 устанавливает основы федеральной политики и федеральных программ в области экологической политики, защиту воздушного пространства, моря, континентального шельфа;
  • Статья 72 устанавливает совместное ведение, защиту, использование окружающей среды на федеральном и муниципальном уровнях.

Закон обеспечивает научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека. Мера такого сочетания — предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, превышение которых создаёт опасность причинения вреда природе и человеку. Главным объектом закона является человек. Он рассматривается как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за свои действия (предусмотрены штрафные санкции вплоть до уголовной ответственности), а также как объект такого воздействия, наделённый правами и гарантиями на возмещение причинённого вреда.


Рассмотренные выше законы являются основными в российском экологическом законодательстве и делают большой упор на здоровье человека и охране природы от вредных антропогенных факторов.

Регулирование охраны природы, природопользования и природных ресурсов в России

В российском экологическом законодательстве есть не только основные законы в области экологии, но и законодательная база, связанная с природопользованием, природными комплексами, а также подзаконные нормативно-правовые акты.


Постановления Правительства РФ — одна из самых многочисленных групп правовых актов на федеральном уровне в области экологии. Однако, все эти постановления носят зависимый характер, так как их издание прямо предусматривается тем или иным законом.

Регулирование экологической политики и экологического законодательства через стратегии и проекты

Стратегия экологической безопасности подтверждает одну из целей предыдущего документа — стремление к обеспечению устойчивого развития страны. При этом документ выделяет вопросы безопасности, связанные с экологией, ресурсами и здоровьем граждан. Уже в самом начале стратегии обозначаются оценки состоянию окружающей среды (делается упор на негативных оценках). Например, в Стратегии отмечается, что 74% населения России живёт на территориях, которые подвергаются негативному воздействию объектов промышленности, энергетики и транспорта. Также подчёркивается, что Россия теряет 3–4% ВВП из-за проблем, связанных с экологией. В документе указаны и другие экологические проблемы. Но главным новшеством документа стало обозначение вызовов экологической безопасности. Среди них отмечается, что последствия изменения климата отразятся на жизни и здоровье людей, флоры и фауны, что может стать угрозой для благополучия населения и устойчивого развития страны. Ещё одним вызовом экологической безопасности обозначается рост потребления при сокращении запасов природных ресурсов, что на фоне глобализации может привести к борьбе за доступ к ним и оказывает негативное воздействие на состояние национальной безопасности. Имеются в документе и другие вызовы экологической безопасности.

В стратегии экологической безопасности обозначены её задачи. Среди них: уменьшение уровня загрязнения воздуха, повышение уровня утилизации отходов, предотвращение загрязнения вод и повышение качества воды в загрязнённых объектах, внедрение инновационных экологических технологий в производствах, а также сохранение биологического разнообразия экосистем суши и моря.


Во исполнение Стратегии и для решения поставленных задач Правительство России в 2019 г. приняло Распоряжение №1124-р. В нём прописаны необходимые меры для реализации Стратегии — от принятия новых законов и внесения изменений в существующие до планов внедрения новых экологических технологий на производствах и развития экологического образования в стране.

Российская Федерация имеет свою экологическую политику и экологическую нормативно-правовую базу, которые направлены на управление человеческой деятельностью с целью сокращения вредного воздействия на природу и природные ресурсы и улучшения благополучия населения. Также Россия имеет ряд международных обязательств в экологической сфере, которые она исполняет (это доказывают результаты России в рамках Киотского протокола, Парижского соглашения и иных международных договоров). Кроме того, у российской стороны имеется план перехода к устойчивому развитию в рамках стратегии экологической безопасности. Из всего этого следует, что Россия имеет стратегическое видение развития экологической политики и внимательно следит за глобальными экологическими трендами и проблемами.

1. Присоединившиеся к Киотскому протоколу страны брали на себя обязательство с 2008 по 2012 гг. сократить выбросы СО2 в среднем на 5% по сравнению с уровнем 1990 года. Страны, которые превышали установленный лимит, могли докупать квоты, а также продавать их другим странам, если выбросы от их собственного производства были ниже нормы. Покупать или продавать квоты можно было за единицы сокращения выбросов (ЕСВ). 1 ЕСВ равнялась 1 т двуокиси углерода.

Читайте также: