Урок по теме план текста простой и сложный

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве.

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Текст. План текста.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве.

-сформировать представление о видах плана.

- развивать умение составлять план текста.

- Воспитывать толерантное отношение к окружающим при работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формировать умение работать с текстом.

- формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.

- совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

- сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

Метапредметные:

развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;

умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

Личностные:

- воспитывать интерес к предмету.

Организация начала урока. Психологический настрой.

- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,самым необходимым

для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?

II. Актуализация знаний.

- Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.

- Давайте узнаем лексическое значение слова “текст”.

ТЕКСТ – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

III. Формулировка темы и цели урока.

Итак, тема урока: Текст. План текста.

-Ребята, какую цель и задачи вы поставите перед собой на этот урок?

Для того чтобы сделать следующий шаг, мы должны остановиться и подумать: каким он будет и в каком направлении его сделать. Перед каждым из вас таблица. В один столбик запишите, что вы ожидаете от этого урока, а в другой – чего вы опасаетесь.

IV. Объяснение нового материала

- Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира:

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

2. Словарная работа:

- Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

- Составьте предложение с любым из этих слов.

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

- Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

Учитель: - Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.

Наличие главной мысли (идеи)

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

Логическая связь частей

- Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

- Сегодня вы работаете в парах. У вас на столах распечатки. Вам следует ответить на вопросы.(слайд З)

1. Это текст? 2. Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Расставьте номера предложений так, чтобы получился текст. (Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст. Работа в парах)

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)

-Прочитаем, что у вас получилось. Какой признак помог создать текст?

На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста. (Композиция)

- На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (На две.)

- Как называется смысловая часть текста? (Абзац)

- Как выделить абзац на письме? (Красная строка, отступ в начале строки)

- Для чего нужно делить текст на абзацы? (Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.)

- Что такое микротема?

- План — это самая краткая запись текста. Зачем нужен план текста?

План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

- Что нужно сделать, чтобы правильно составить план? (слайд 4)

Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

- Какие планы вы знаете? (слайд 5)

- простые; - сложные; - вопросные; - назывные; - тезисные.

Простой план

это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь. (Пример на слайде 6)

Сложный план текста

чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно. (пример и памятка на слайде 7)

Назывной план текста.

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. (слайд 8)

Вопросный план текста

Тезисный план

представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст. (слайд 10)

Тезисный план - выражает суть текста в кратких формулировках.

Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

V. Закрепление изученного материала

- А теперь каждая пара работает с текстом, составляет план текста согласно своей теме. ( Работа с текстами в парах по карточкам.) Приложение 1.

VI. Контроль и оценка знаний

Выполнение теста “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

Композиция текста. Абзац. Простой и сложный план текста

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека


Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

О чём этот рассказ?

О каком неписаном правиле говорит нам его автор?

Согласны ли вы с матерью третьего мальчика, которая говорила, что в её сыне ничего особенного нет?

Кого из героев этой истории вы хотели бы видеть своим другом и почему?

Что такое план?

Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение.

Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь.

Взаимное расположение частей.

(словарь С. И. Ожегова)

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

Определимся с темой урока

Ни строительство дома, ни путь капитана

Не получатся, если их делать без . .

Будь, как строитель, как капитан:

Готовишься к делу - обдумывай . .

Тема урока: Что такое план текста?

Что такое план текста?

Что такое план? Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение. Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь. Взаимное расположение частей. (словарь С.И. Ожегова)

  • Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение.
  • Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
  • Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь.
  • Взаимное расположение частей.

(словарь С.И. Ожегова)

Где в жизни человек сталкивается с планом?

Где в жизни человек сталкивается с планом?

Что такое план текста? План - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль. Тема - это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается. Основная мысль - это то, что утверждается или спрашивается о теме. Тема - это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается. Основная мысль - это то, что утверждается или спрашивается о теме.

Что такое план текста?

  • План - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.
  • Тема- это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.Основная мысль- это то, что утверждается или спрашивается о теме.
  • Тема- это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.
  • Основная мысль- это то, что утверждается или спрашивается о теме.

Зачем человеку нужен план? Если выйдет план удачным, работа пойдёт как по маслу. Ф.М. Достоевский

Зачем человеку нужен план?

Если выйдет план удачным, работа пойдёт как по маслу.

Ф.М. Достоевский

Для чего нужно уметь составлять план текста?

М.А. Рыбникова



Простой план Простой план - это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом: 1. 2. 3. и т.д.

Сложный план

Рекомендуем

  • Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей . Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки , формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен "поворот" содержания, уточните формулировки.
  • Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора . Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
  • Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте , используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.
  • Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Работа над планом предполагает следующие этапы:

Как составить план текста

1. Прочитай текст целиком.

2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).

3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.

4. Таким образом, поработай над другими частями.

5. Запиши заголовки к каждой части (план).

- отражает ли заголовок главное в части текста:

-не повторяются ли заголовки;

-не пропущено ли что-либо важное;

-помогут ли твои заголовки.

Как составить план к тексту? Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный (цитатный), план – опорная схема .

Как составить план к тексту?

Как составить план к тексту?

Как составить план к тексту?

Как составить план к тексту?

  • Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ).
  • План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

дословная выдержка из текста произведения или высказывания кого-либо.

Правила составления цитатного плана. Цитата должна быть заключена в кавычки. Если в качестве названия пункта плана используется часть цитаты, место пропуска слов обозначается многоточием. Для названия пункта плана следует использовать краткую, но точно отображающую смысл части цитату из текста.

Правила составления цитатного плана.

  • Цитата должна быть заключена в кавычки.
  • Если в качестве названия пункта плана используется часть цитаты, место пропуска слов обозначается многоточием.
  • Для названия пункта плана следует использовать краткую, но точно отображающую смысл части цитату из текста.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

Составляем цитатный план текста упр. 55


-75%


- Начнем урок развития речи. Послушайте стихотворение и постарайтесь определить, с каким словом связана тема урока.

Не получатся, если их делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план!



- Обсудите в парах, на какие вопросы вы бы

хотели получить ответы в течение урока. Задайте свои вопросы, используя вопросительные слова: что? зачем? как?

  1. Что такое план?
  2. Зачем нужно составлять план?
  3. Как правильно составить план?

План — короткая форма переработки текста, при которой выделяются смысловые части текста и озаглавливаются.

- Переходим ко второму пункту плана. Понять, зачем нужно уметь составлять план, нам поможет определение. Как вы думаете, зачем нужна короткая форма переработки текста?

- Текст, с которым мы будем сегодня работать, связан с очень красивым временем года. Я прочитаю вам опорные слова из этого произведения, а вы подумайте, о чем этот текст.

Золотая, яркие краски кленов и осин, медленно кружатся в воздухе, красноголовые подосиновики, скользкие грузди, краснеют гроздья рябины.

- Многие поэты воспевали красоту осени: Есенин, Бунин, Тютчев, Пушкин. Художники Левитан, Поленов, Герасимов изображали осеннюю природу на своих полотнах. Композиторы посвящали ей свои музыкальные произведения.

Читайте также: