Я лютеран люблю богослуженье анализ стихотворения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Все лирические произведения Ф.И. Тютчева, их около трехсот, легко собрать в одной книге, но, по мнению Афанасия Фета, этот один сборник по содержанию и уровню мастерства может превзойти несколько томов творений иных литераторов.

История написания произведения

Брак Федора Тютчева с Элеонорой Петерсон состоялся в 1826 году. Автор был уверен в этой женщине, в ее чувствах; к ней он испытывал восхищение и признательность. У супругов родились 3 прекрасных дочери.

Через 7 лет, в 1833 году, у поэта начались отношения с замужней дамой Эрнестиной Дернберг. Жена догадывалась об этом, но держалась достойно и сдержанно. Скандал из-за этого случился только раз, без участия Федора Ивановича, между самими женщинами. Это привело к тому, что Элеонора Федоровна вскоре ушла из жизни. Тютчев очень горевал, тосковал и мучился, переживая ее смерть. Он даже стал седым. Однако уже некоторое время спустя Тютчев и Дернберг вступили в брак и были обвенчаны. В этом семейном союзе родились 3 детей: дочь и 2 сына.

Следующий серьезный роман поэта начинается в 1850 году, когда он знакомится с подругой старшей дочери Еленой Денисьевой, и продолжается около 14 лет. Заканчиваются эти отношения, когда Елена Александровна умирает. Девушки учились в одном классе, и жена Тютчева не обращала внимание на интерес мужа к подруге их дочери. Она уже смирилась с кратковременными увлечениями супруга другими женщинами. Но через год Елена уже родила поэту ребенка.

Данное стихотворение относится к третьему периоду творчества поэта. От других стихов цикла его отличает мрачное, упадническое настроение. Произведение полно трагичности, отчаяния, сожаления и безысходности. Потому что Тютчев уже был пожилым человеком, а его любимая – молодая и красивая женщина.

Жанр, размер, направленность

Стихотворение написано в жанре элегии. Оно полно драматичных ноток, раскрывает душевное состояние автора, его терзание и сожаление.

Творческое направление автора – романтизм, и рассматриваемое произведение только лишь доказывает это. В стихотворении большое внимание отводится чувствам, эмоциям лирического героя, делается особый акцент на раскрытие его внутреннего мира.

Как и во всех романтических творениях чувства здесь важнее рассудка и разума. Кроме того, все творчество поэта Федора Тютчева в литературных кругах относят к искусству чистому – лирике, имеющей направленность на любование красотой пейзажей, на упоение чувствами, на созерцание прекрасного в окружающем мире.

Во внешности героя в произведении не говорится ничего, но читателям близок и понятен его внутренний мир, вся гамма чувств раскрывается перед ними. В этом прослеживается романтическая направленность стиха.

Написано произведение в четырехстопном ямбе с пиррихиями. Имеет перекрестную рифмовку и чередующиеся мужскую и женскую рифмы.

Композиция

Во второй части стиха рассказывается о том, что жизнь героя – это небо, охваченное тенью, это тяжелый, утомляющий прошедший день, вечером ставший прекрасным от озарения любовью. Здесь Тютчев также использует прием повторение.

Третья часть – это утверждение автора о том, что, несмотря на то, что человек на протяжении жизни меняется, его душа остается такой же молодой, способной любить и надеяться.

Образы и символы

Образ любви в произведении Тютчев ассоциирует со светом, зарей. Свет – это, правда, истина, и он побеждает тьму. Человеку, как свет миру, нужна и необходима в любом возрасте любовь.

В стихотворении также присутствует образ зари. А она символизирует Христово пришествие, то есть, значит, свет вытеснит, победит тьму и будет сиять вечно, как и чувство любви на склоне жизни, которое усиливается и разрастается, наполняя жизнь смыслом и озаряя ее.

В произведении есть упоминание о западе. Запад – это символ среднего возраста, в этом возрасте находился Тютчев, когда у него был роман с Еленой Денисьевой. Отсюда можно утверждать, что герой стихотворения и поэт являются одним лицом, то есть Тютчев имеет в виду себя.

Темы, проблемы, настроение

Основной темой лирического произведения является тема любви. Это стихотворение так же, как и другие его шедевры любовной лирики, проникнуто открытостью, эмоциональностью, чувственностью.

Можно утверждать, что проблематика стихотворения заключена в переплетениях самых разных чувств и понятий, таких как любовь, нежность, отчаяние, бессилие перед обстоятельствами, страх, волнение. Поэт использует прием противопоставления, контраста: так юность противостоит старости, а закат дней контрастирует с ярким светом зари.

Стихотворение проникнуто благодарностью, надеждой, радостью, страхом, а также мудростью романтического героя.

Основная идея

Художественно-выразительные средства

В своем произведении Федор Иванович Тютчев использует различные изобразительно-выразительные средства, которые делают его стиль и мастерство уникальными, высокопрофессиональными, глубоко и тонко передающими его чувства и эмоции. Это следующие средства и приемы:

Все эти художественно-выразительные особенности помогают автору раскрыть свою душу перед читателем, показать всю глубину и остроту его чувств, передать его настроение.

В нашей электронной библиотеки можно онлайн читать бесплатно книгу Федор Тютчев - Любовники, безумцы и поэты…, Федор Тютчев .

Федор Тютчев - Любовники, безумцы и поэты…

Любовники, безумцы и поэты… книгу читать онлайн

Гениальный поэт, живший на пересечении ХIХ и ХХ веков, Федор Тютчев львиную долю своего творчества посвятил России. Его поэзия переполнена любовью к стране, в которой он жил и для которой писал.

Ты любишь! ты притворствовать умеешь:
Когда в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей,
Ты мне ответ даешь – и не краснеешь!

Все тот же вид рассеянный, бездушный,
Движенье персей, взор, улыбка та ж…
Меж тем твой муж, сей ненавистный страж,
Любуется твоей красой послушной.

Благодаря и людям и судьбе,
Ты тайным радостям узнала цену,
Узнала свет… Он ставит нам в измену
Все радости… Измена льстит тебе.

Стыдливости румянец невозвратный,
Он улетел с младых твоих ланит —
Так с юных роз Авроры луч бежит
С их чистою душою ароматной.

Но так и быть… В палящий летний зной
Лестней для чувств, приманчивей для взгляда
Смотреть, в тени как в кисти винограда
Сверкает кровь сквозь зелени густой.

Еще шумел веселый день,
Толпами улица блистала —
И облаков вечерних тень
По светлым кровлям пролетала —

И доносилися порой
Все звуки жизни благодатной, —
И все в один сливалось строй,
Стозвучный, шумный – и невнятный.

Весенней негой утомлен,
Я впал в невольное забвенье…
Не знаю, долог ли был сон,
Но странно было пробужденье…

Затих повсюду шум и гам
И воцарилося молчанье —
Ходили тени по стенам
И полусонное мерцанье…

Украдкою в мое окно
Глядело бледное светило,
И мне казалось, что оно
Мою дремоту сторожило.

И мне казалось, что меня
Какой-то миротворный гений
Из пышно-золотого дня
Увлек, незримый, в царство теней.

Гроза прошла – еще курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сраженный,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освеженной.
А уж давно, звучнее и полней,
Пернатых песнь по роще раздалася
И радуга концом дуги своей
В зеленые вершины уперлася.

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью – и молчи.

За нашим веком мы идем,
Как шла Креуза за Энеем:
Пройдем немного – ослабеем,
Убавим шагу – отстаем.

Песок сыпучий по колени…
Мы едем – поздно – меркнет день,
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
Черней и чаще бор глубокий —
Какие грустные места!
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, —
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе —
Играли с лучами,
Купались в росе.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим.

Сей день, я помню, для меня
Был утром жизненного дня:
Стояла молча предо мною,
Вздымалась грудь ее волною,
Алели щеки, как заря,
Все жарче рдея и горя!
И вдруг, как солнце молодое,
Любви признанье золотое
Исторглось из груди ея…
И новый мир увидел я.

С горы скатившись, камень лег в долине.
Как он упал? никто не знает ныне —
Сорвался ль он с вершины сам собой,
Иль был низринут волею чужой?
______
Столетье за столетьем пронеслося:
Никто еще не разрешил вопроса.

Над виноградными холмами
Плывут златые облака.
Внизу зелеными волнами
Шумит померкшая река.
Взор постепенно из долины,
Подъемлясь, всходит к высотам
И видит на краю вершины
Круглообразный светлый храм.

Там, в горнем, неземном жилище,
Где смертной жизни места нет,
И легче, и пустынно-чище
Струя воздушная течет,
Туда взлетая, звук немеет…
Лишь жизнь природы там слышна,
И нечто праздничное веет,
Как дней воскресных тишина.

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно.
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке —
И роешь, и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки.

О! страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться.
О! бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится.

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой —
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.

Не видите ль? Собравшися в дорогу,
В последний раз вам Вера предстоит:
Еще она не перешла порогу,
Но дом ее уж пуст и гол стоит, —

Еще она не перешла порогу,
Еще за ней не затворилась дверь…
Но час настал, пробил… Молитесь Богу,
В последний раз вы молитесь теперь.

Восток белел. Ладья катилась,
Ветрило весело звучало, —
Как опрокинутое небо,
Под нами море трепетало…

Восток алел. Она молилась,
С чела откинув покрывало,
Дышала на устах молитва,
Во взорах небо ликовало…

Восток вспылал. Она склонилась,
Блестящая поникла выя, —
И по младенческим ланитам
Струились капли огневые…

Что́ ты клонишь над водами,
Ива, ма́кушку свою
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю.

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей…
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой…

В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Резче голос стрекозы…

Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоя́салось кругом…

Некий жизни преизбыток
В знойном воздухе разлит!
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!

Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?

Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит.

Сквозь ресницы шелковы е
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы.


История создания

История создания

Историки литературы пришли к выводу, что стихотворение “Цицерон” стало реакцией Тютчева на важное историческое событие – Июльскую революцию во Франции. Если это так, то оно было написано в 1830 году, когда она и произошла. Однако есть версия и о том, что поэт написал его раньше – 1829 году.

В любом случае достоверна известна дата его первого выхода в печать – это произошло в 1831 году, когда оно было опубликовано в журнале “Десница”. Что касается “Современника”, то в нем “Цицерон” вышел только пять лет спустя – в 1836 году.

Смысл названия

Автор стихотворения размышляет о том, какую роль может играть в судьбе целой эпохи отдельная личность. Он говорит о том, что она невероятно важна, особенно если речь идет о судьбах европейской культуры. В этом произведении нашли отражение все размышления поэта на данную тему.

Художественное своеобразие

Композиция

Несмотря на то, что “Цицерон” достаточно небольшой по объему (в нем всего лишь три строфы-восьмистишия), композиционно он подразделяется на три части. И первая часть – это речь, которую произносит римский оратор, говорящий о том, что ему довелось увидеть “ночь Рима”.

Вторая часть – это уже слова лирического героя, высказывающего по этому поводу свое мнение: он в восторге от того, что оратор – это человек, который смог беспристрастно посмотреть на конец империи.

И третья часть – это уже слова самого автора, который высказывает своем мнение о том, что судьба личности, которая стала участником исторических событий и повлияла на них – это большое счастье.

Место стихотворения в творчестве поэта

Размер стихотворения, четырехстопный ямб, упрощает понимание стихотворения, придает ему современный характер, отдаляя от од Державина, написанных шестистопным ямбом. Если говорить о месте этого стихотворения в творчестве автора, то можно утверждать, что это не единственное произведение Тютчева исторически-философского характера, привязанное к определенному событию и проводящее параллель между прошлым и настоящим. Это еще одна работа мысли, еще один отпечаток истории в творчестве автора.

Несмотря на то, что это произведение достаточно легко можно отнести к философской лирике, в нем все же явно прослеживается жанровое многообразие. Выражается оно в том, что первые две части имеют особенности оды и элегии соответственно.

Если в первой части Тютчев воссоздает атмосферу римской поэзии, придавая ей одически ноты, то вторая, где говорится об избранности человека, имеет черты классической элегии.

Поэт умело передает как позицию участника событий, так и позицию зрителя, сплетая их воедино.

Все это воплощено с помощью любимого Тютчевым четырехстопного ямба, причем части стиха он выделяет не только композиционно, но и с помощью рифмовки: в первых двух он использует кольцевую рифму, а в словах автора – перекрестную.

Средства выразительности

Удивительно, но в столь коротком произведении Федор Иванович использует много разнообразных тропов. Это:

  • Эпитеты – “римский оратор”, “гражданские бури”, “роковые минуты”, высокие зрелища”, “кровавая звезда” .
  • Метафоры – “из чаши их бессмертье пил!”, “во всем величье видел ты закат звезды ее кровавой!”, “ночь Рима”.
  • Сравнения – “как собеседника на пир”, “как небожитель”.

С их помощью поэт высказывает мысль о том, как хорошо быть свидетелем и участником важных исторических событий: по его мнению это возвышает душу человека. Такая личность получает шанс на то, чтобы остаться в памяти потомков, а это, по мнению автора, почти бессмертие.

Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 10399
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Федор Иванович Тютчев – философ и лирик – один из известнейших поэтов русской литературы 19 века. Многие его стихотворения являются результатом личных переживаний, написаны от чистого глубокого сердца, полны романтизма и размышлений о жизни и судьбах людей. В своих произведениях Тютчев возвеличивает любовь, говорит о ее тайне и неразгаданной, волшебстве и быстротечности.

Любовь, как блаженство души и тела, яркая, сияющая, наполняющая силами и желанием жить. Любовь, как основа, как дар, как призма человеческого существования. Его лирические творения потрясают психологической глубиной, раскрывая переживания и страдания, роковую страсть и драматизм человеческих отношений. Ниже представлены стихи о любви Тютчева.

Любовная лирика Тютчева Федора

В историю русской поэзии Ф. И. Тютчев вошел, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведении на тему любви. Любовные и философские стихи поэта связаны общностью лирического героя, сквозными мотивами, их роднит напряженный драматизм звучания.

Если в своих философских стихотворениях поэт предстает как мыслитель, то в любовной лирике он раскрывается как психолог и топкий лирик. Многие его стихи о любви имеют автобиографический отпечаток.

Вдруг от избытка чувств, от полноты сердечной,

Вся трепет, вся в слезах, ты повергалась

Тютчев мог быть беспощадным и трезвым в оценке женщин:

Ты любишь, ты притворствовать умеешь, —

Когда, в толпе, украдкой от людей,

Моя нога касается твоей —

Ты мне ответ даешь и не краснеешь!

И чувства нет в твоих очах,

И правды нет в твоих речах,

И нет души в тебе.

Мужайся, сердце, до конца:

И нет в творении Творца!

И смысла нет в мольбе!

…Но ты, мой бедный, бледный цвет,

Тебе уж возрожденья нет,

Е. А. Денисьевой Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, се тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Тютчева.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нее?

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений —

Самоубийство и Любовь!

Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвется обожать…

Любовная лирика Тютчева, представленная относительно небольшим числом произведений (творческое наследие поэта вообще невелико по объему), — уникальное явление в русской литературе. По глубине психологизма многие из его стихов сопоставимы с романами Ф. М. Достоевского — кстати, высоко ценившего творчество поэта.

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой.

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,-

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.

В свое время Эрнестина произвела на Тютчева огромное впечатление. Он был невероятно счастлив, женившись на ней. Долгое время женщина была для него источником вдохновения. Поэт очень уважал Эрнестину и был благодарен ей за прожитые вместе годы. В письмах к жене была заключена целая жизнь, наполненная любовью и радостью. Тютчеву было бесконечно жаль свою жену, но в то же время он ничего не мог поделать со своим сердцем, которое полюбило другую.

В последней строфе появляется сам лирический герой, который наблюдает за убитой горем женщиной. Он не знает, что можно сказать или сделать в такой безвыходной ситуации. Все нежные и полные любви слова на его глазах превращаются в прах, а извинения бесполезны.

Тютчев также испытывает страдания, но понимает, что убитую любовь уже не вернуть. От жалости к жене автор готов встать перед ней на колени, но это ничего не изменит. Сожжение любовных писем можно сравнить с убийством человека, которого, как и прошедшую любовь, невозможно воскресить.

Эрнестину так и не простила Тютчеву измену, но ради детей согласилась не разрывать брак. Поэт еще долгое время жил двойной жизнью, о чем было прекрасно известно в обществе.

Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот – слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь.

В силу своей творческой натуры Тютчев был очень влюбчивым человеком. Он два раза состоял в браке, имел нескольких детей. Во время второго брака у поэта был страстный продолжительный роман с молодой любовницей. Возможно, поэтому судьба наказала поэта: его первая жена и любовница погибли в раннем возрасте. Уже в старости Тютчев встретил свою первую юношескую любовь – баронессу Амалию Крюденер (в девичестве – Лерхенфельд).

Сердце престарелого поэта, испытавшее горечь утрат и разочарований, казалось бы, уже утратило способность к сильным чувствам. Но нахлынувшие воспоминания произвели чудо. Тютчев сравнивает свое состояние с редкими днями золотой осени, когда в природе ненадолго возникает ощущение весны.

Автор уже не испытывает сожаления по поводу неудачного юношеского романа. На закате дней он вновь почувствовал себя все тем же молодым человеком, испытывающим огромную страсть. Он бесконечно благодарен Амалии за встречу, которую он считает бесценным даром судьбы, отблагодарившей его за все перенесенные беды и неудачи.

Поэт не дает конкретного описания своей бывшей возлюбленной. Безусловно, годы взяли свою дань. Жизненный опыт научил поэта ценить не физическую, а душевную и нравственную красоту.

Ф. Тютчев стихи о любви для учеников 9–11 классов

Одной из центральных тем в зрелом творчестве Тютчева была тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий и разочарований.

В 1826 г. Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, урожденной графине Ботмер. Жена Элеонора беспредельно любила Тютчев. Он же о своей любви к ней написал стихотворение, когда уже прошло более 30 лет со дня их свадьбы и ровно 20 лет со дня смерти Элеоноры.

Так мило благодатна,

Воздушна и светла

Душе моей стократно

Любовь твоя была…

Все эти стихотворения исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя; он запутался в своих отношениях, двойственном положении, ощущается чувство вины перед Денисьевой, мука и боль, тоска и отчаяние. Тютчев дает романтическую концепцию любви. Любовь – стихийная страсть. Это столкновение двух личностей, и в этой борьбе страдает, сгорает, как более слабая, Денисьева. Лирическая героиня угасает, душа ее измучена общественным порицанием света. И Тютчев, и Денисьева понимали, что вина прежде всего лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи. Основные пути раскрытия внутреннего мира героя – монологи. Для цикла характерны восклицательные предложения, междометия.

Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена Александровна Денисьева – две звезды, две женщины в сердце Тютчева. Он звал их Нести и Леля.

Тему любви и образы возлюбленных женщин Тютчев сумел поднять на ту же художественную высоту, что и тему природы, личности и мира.

Любовь, любовь — гласит преданье —

Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Она изноет наконец…

Написанное Фёдором Ивановичем Тютчевым, вероятно, в 1851 году, стихотворение “Предопределение” посвящено Елене Александровне Денисьевой и входит в так называемый “денисьевский цикл”. Роман поэта и Денисьевой, которую он нежно любил, осуждался обществом. Девушка заболела чахоткой и рано умерла, позже умерли двое из трёх внебрачных детей возлюбленных.

В стихотворении Тютчев рассуждает о том, что есть любовь. Рассказывая в нескольких строках о встрече, кульминации и завершении отношений, поэт показывает, что считает, что начало и исход любовных историй предопределены, что любовь неизменно развивается по одному сценарию, вечному и неизменному.

Первые строки описывают любовь как “союз души с душой родной”. После Тютчев пишет о роковом поединке, в котором сплетаются эти души. Возлюбленные не только противостоят миру в попытке отстоять свою любовь, они также постоянно сражаются друг с другом. Поэт пишет:

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

Таким образом, тот, кто любит больше и нежнее, обречён на погибель. Борьбу сердец Фёдор Иванович Тютчев называет заведомо неравной, считая, что в любом романе один человек любит больше, чем другой, отчего страдает и “изнывает наконец”.

Стихотворение “Предопределение” написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и клаузулами. Поэт прибегает к средствам художественной выразительности. В первой строфе он использует метафору, анафору (единоначалие), однородные члены, лексический повтор. Во второй строфе можно найти метафору, инверсию, однородные члены.

Автор в стихотворении “Предопределение” выразил свои взгляды на судьбу, любовь, романтические отношения. “Денисьевский цикл” сильно повлиял на развитие русской поэзии.

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность.

Несмотря на то, что между влюбленными разница в возрасте составляла 23 года, их чувства были искренними и пылкими. О романе быстро стало известно в обществе. От обсуждений и постоянных пересудов скрыться было невозможно, ведь знаменитый поэт всегда был примерным семьянином. Связь с молодой возлюбленной все считали аморальной, но пара решила пожертвовать своей репутацией во имя любви.

Роман длился более 14 лет, пока от болезни не скончалась Елена Денисьева. За этот период она родила троих детей поэту, несмотря на оскорбительное положение и осуждающие взгляды со стороны.

Отношения не были лишены ни романтики, ни желания заботиться друг о друге. Будучи в зрелом возрасте, поэт понимал, что значит полюбить по-настоящему, глубоко, пронзительно, взаимно. Человеку, умудренному жизненным опытом, дважды вступавшему в брак, было невероятно страшно потерять то, что так дорого сердцу.

Все свои чувства Федор Тютчев выразил в жанре элегии. Так называют в литературе произведения с содержанием, пронизанным грустью и тоской. Стихотворение легко читается и запоминается, несмотря на использованный автором четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Такой прием применяется, чтобы сделать акцент на исповедальном характере написанных строк, подчеркнуть доверительную интонацию.

Читайте также: