В чем проявляется социокультурная ценность философии кратко

Обновлено: 02.07.2024

- Мифология(от греч. Mifos – предание, сказание и loqos –слово, понятие, учение) –форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

1. мифы древних народов многообразны, но ряд тем повторяется

а) космические темы

(попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии и т. д.)

б) формирование мира

- в мифологии понималось в 2-х вариантах: 1) как творение; 2) как постепенное развитие из первобытного, бесформенного состояния, как упорядочивание, превращение из хаоса в космос

в) эсхатологическая тема – грядущая гибель мира, в ряде случаев с последующим возрождением

г) происхождение людей, рождение, стадии жизни, смерти человека и т.д.

2. Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человека – объединял зачатки знания, религиозных верований, политич. взглядов, разных видов искусства, философии. Позже эти элементы получили самостоятельное развитие.

3. Миф выступал как единая форма сознания. Миф выражал: мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи в которую создавался.

4. Мысль чел. выражалась в мифе посредством образов, метафор.

5. В мифе сближались явления природы и культуры, а человеческие черты переносились на окружающей мир, олицетворялись. (Это роднит миф с мышлением детей, художников).

6. В мифе отсутствуют четкие разграничения: мира и человека, мысли и эмоции, знаний и художественных образов.

Функции мифа

1. связывал прошлое с настоящим и будущим

2. формировал коллективные представления того или иного народа

3. обеспечивал духовную связь поколений

4. закреплял принятую в обществе систему ценностей

5. поощрял определенные формы поведения

6. поиск единства природы и общества, гармонии, внутр. согласия чел. жизни.

Соотношение философии и мифа

философия миф
Разум в философии – предмет размышления и анализа Разум в качестве особого объекта не выделяется
Мышление – понятийное; знание опосредовано рядом логич. рассуждений Мышление – эмоционально –образное и может быть выражено в художественной форме
Путем размышлений индивид способен приблизиться к истине и понять ее (уже со времен античной философии). Этим признается, что философия не сама мудрость, а любовь к ней. Основа мудрости – авторитет богов и легендарных героев

Религиозное миропонимание

1. основа религиозного мировоззрения – вера.

Вера– способ существования религиозного сознания, особое переживание, характеризующее его внутреннее состояние.

Культ –внешнее социально-значимое проявление веры; система утвердившихся ритуалов, догматов.

2. В религии общественно-значимые представления сочетаются с индивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслам.

3. Религия – продукт исторического развития общества.

5. Природа религиозного мировоззрения –есть явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции.

Соотношение философии и религии.




Философское миропонимание

1. Философское мировоззрение – один из самых древних способов постижения мира и определения человеком своего места в нем.

2. Умозрительные предпосылки возникновения философского мировоззрения –

- взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов;

- структурное и функциональное различие между ними;

- разрушение мифологической идентичности человека и действительности;

- формирование познавательной деятельности.

3. Социальные предпосылки возникновения философского мировоззрения –

- отделение умственного труда от физического;

- формирование демократии и слоя свободных граждан

4. Зарождение ф. мировоззрения – 25000 лет назад в странах: Индии, Китае, Египте.

Возникновение философии как идейного течения – в VIII –II вв. до н.э. в странах: Ближнего и Дальнего Востока, Античной Греции – в это время человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место в мире.

5. Ф. зародилась в очагах цивилизации:

Б) об обществе, его политико – правовом устройстве

В) человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и т.д.

Философия– теоретически сформулированное мировоззрение.

- системаобщих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру.

Особенности ф-го мировоззрения:

1. предмет – всеобщие свойства и связи.

2. способ осмысления – умозрение

3. степень интеллектуальной проработки проблемы

9. В ф-ком мировоззрении – 2-ве (.) зрения:

Философское мировоззрение: мир >биполярно

11. Принципов познаваемости мира – 2:

а) идеализм – мир объясняется исходя из духа, сознания. Сознание предшествует материи и творит ее.

Б) материализм– за основу миропонимания берется природа, материя. Согласна материализму – мир –движущаяся материя, а а духовное начало – это свойства мозга (высокоорганизованной материи). Т.е. первична материя, а сознание вторично – производно от материи. > Существование этих 2-х направлений определяется обстоятельствами соц – экономич, политич, духовного развития общ-ва.

Аристотель – философское познание берет на себя познание общих принципов, начал всего сущего, а специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия.

Кант – з-ча ф –го познания – в синтезе разнообразных чел знаний; след-но нужно: 1) овладеть обширным запасом рациональных знаний,

2) соединить их в идее целого.

13. В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции –антиподы:

- оптимизм (мир познаваем)

- пессимизма) скептицизм

б) агностицизм (мир не познаваем)

ПР – Кант – считал, что границы познания существуют. Без знаний нельзя стать фил-м, но этого нельзя достичь с помощью одних знаний > необходим не только теоретический, но и практический разум, то чему в конечном итоге служит ф-я.

ПРОБЛЕМА НАУЧНОСТИ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

(?) Вправе ли философия притязать на статус науки?

1. Наука как и ф-я зародилась в Др. Греции (матем, раннее научно – техническое знание, астрономия). Естествознание получ развит в эпоху раннего кап-ма (XVI – XVIII вв.) В XVII в. – механика (статус – физики). З- м развит науки пошло быстрыми темпами: н-ка стала важным фактором НТП, цивилизации. В наст вр соц престиж н-ки высок.

2. 2. Ф-я и н-ка выросли из одного корня, з-м от(:) др от др, приобрели самостоятельность, но не обособились.

3. В соотношении ф-фии и н-ки – 3 периода (= типа и способа мышления)

Формирование каждой конкретной дисциплины повторяет черты ист перехода:

донаучного > конкретно - научному

первичного ф-го изучения предмета)

3) XIX – XX вв. формируются теоретические разделы целого ряда наук > их постепенная интеграция, синтез

ВЫВОД: в первых двух периодах конкретно – научное знание носило опытный, описательный х-р. Если ф-я умозрительно строила общую картину природы – натурфилософия; общества – ф-я истории.


Оглавление

  • 1. Определение философии и ее место в системе научного знания
  • 2. Понятие культуры в философии
  • 3. Социокультурная ценность философии
  • 4. Функции культуры
  • 5. Культура и цивилизация
  • 6. Возникновение философии
  • 7. Основные философские проблемы
  • 8. Основные черты античной философии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Социокультурная ценность философии

Р. Декарт говорил, что только философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют.

В этом суждении удачно подмечена социокультурная ценность философской мысли. Ни дикарь, ни варвар в философии не нуждаются, потому как дикарь живет собирательством, а варвар — охотой, а их образу жизни соответствует мифологизированное сознание.

Производство материальных благ кардинально меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием, что влечет за собой замену миросозерцания мировоззрением.

Хозяйственные и гражданские отношения земледельцев Древней Греции, ремесленников и торговцев требовали юридических норм, менявших культурный облик жителей Эллады. Они критически оценивали тех, кто невоспитан и необразован, не поднялся до осознания себя как гражданина, живущего в соответствии с законами государства, таких людей они называли варварами. Древние греки высоко ставили занятия философией, полагая, что в них — источник образованности и цивилизованности.

Опираясь на достижения науки, философия оценивает научные открытия и дает им мировоззренческую и ценностную оценку. Они должны быть согласованы с потребностями и интересами общества, вписываться в гуманистические идеалы и делать человека более счастливым.

Поэтому говорят, что философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается от религиозного мира своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку, а от научного — тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Философское мировоззрение — это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа. В свою очередь, оно осознает как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Такие идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе. Специфика: они позволяют предельно широко в рамках определенной цивилизации воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.

Философия развивается и одновременно обладает внутренней устойчивостью, делающей ее относительно самостоятельной по отношению к культурно-историческому процессу.

В этом суждении удачно подмечено, что люди архаического перио­да в философии не нуждались. Их образу жизни соответствовало ми­фологическое сознание, как особый способ освоения действительно­сти. Будучи включенными в природу, они чувствовали свою слитность с окружающим миром. Систе­матическое производство материальных благ меняет человека и ставит его в иное отношение к миру бытия. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. Это влечет за собой смену миросозерцания мировоззрением.

2. Задачей философии становится обобщение имеющихся у человека знаний о мире в еди­ную систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир. Философия пре­вращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке. Вместе с тем в самой философии формируются самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история фи­лософии и др. То есть, выстраивается структура философ­ского знания.

Наука не занимается вопросами о добре и зле, она не может объяс­нить целей, к которым мы стремимся, или оправдать этические прин­ципы. Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Она практична и гуманистична.

Вопрос 2. Предмет философии: место философии в системе научного знания.

ФИЛОСОФИЯ —учение о мире и месте человека в нем, теоретическая основа мировоззрения, спосо­б познания мира, логика теоретического мышления, методология научного знания и практической деятельности, форма общественного сознания, мера человеческих ценностей, феномен духовной культуры.

Предмет философии - всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.

Содержание философии - проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения.

Структура философского знания

Классическими разделами философии считаются онто­логия, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

1. ОНТОЛОГИЯ (от греч. онтос— сущее и логос — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает наи­более общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, про­странство и время, прерывность и непрерывность, движение, измене­ние и т. д.

В составе онтологии выделяют свои подразделы:

1) Философия природы, или натурфилософия (от лат. натура — приро­да) — древнейший раздел философии. Его предметом являются ос­новные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира. Важнейшей философской проблемой изучения природы явля­ется вопрос о происхождении физического мира.

2)Философская антропология (от греч. антропос — человек) — фило­софское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформи­ровалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы про­исхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом.

2. ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. гнозис — знание) — учение о познании, теория познания.Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов позна­ния существующего мира (подробнее см.: 5.3. Философское учение о по­знании).

В гносеологии выделяются отрасли:

1)Эпистемология (от греч. эписте — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология су­ществует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики.

2) Науковедение — изучает теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль - 1960-е гг.

3. логика(от греч. логос слово, понятие, мысль, уче­ние, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, фор­мы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика за­родилась в античный период.

1) формальная логика — учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель. Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики получила распространение математиче­ская (символическая) логика, изучающая процессы мышления по­средством их математического описания.

4. Этика(от греч. этике — обычай, характер) — учение о нравственно­сти, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нрав­ственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека.

1) этология — наука о нравственных нор­мах конкретных обществ

2) аксиология (от греч. акси — ценность) — учение о ценностях человеческой жизни.

6. История философииизучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько эта­пов становления философского знания.

Функции философии

1. Мировоззренческая функция -создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций. Ее компоненты:

- гуманистический (вопросы жизни и смерти, проблемы отчуждения)

-социально – аксиологический

- культурно – воспитательный

- объяснительно - информационный

1) эмпиризм (греч. эмпириа — опыт) единственный источник знания - опыт, основанный на чув­ственном познании.

2) рационализм (лат. рацио разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления.

3. Методологическая функция -философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наи­более общие пути, способы познания мира.

4. Интегративная функция -знания отдельных дис­циплин сводит в еди­ную целостную систему.

6. Аксиологическая функция(греч. акси — ценность) ориентируется на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетиче­ских, идеологических и т. п

7. Социальная функцияфилософии является аспектом обще­ственной жизни и выполняет двуединую задачу — объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.

В этом суждении удачно подмечена социокультурная ценность философской мысли. Ни дикарь, ни варвар в философии не нуж­даются. Дикарь живет собирательством, а варвар охотой. Их образу жизни соответствует мифологизированное сознание. Со­зерцая природу, они чувствуют свою слитность с таинственной стихией, что дает им успокоение и уверенность.

Систематическое производство материальных благ содержатель­но меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием. А это влечет за собой замену миросозерцания мировоззрением.

Что это практически означает для жизни людей, можно видеть на примере древних греков. Хозяйственные и гражданские отно­шения земледельцев, ремесленников и торговцев требовали юри­дических норм, менявших культурный облик жителей Эллады. Отказываясь от диких обычаев, они критически оценивали тех, кто не воспитан и не образован, не поднялся до осознания себя как гражданина, живущего в соответствии с законами государст­ва, называя их варварами. Древние греки высоко ставили занятия философией, полагая, что в них - источник образованности и цивилизованности, законопослушности и благочестивости.

В понятии мира достигалось обобщенное постижение того, что окружало людей и оказывалось включенным тем или иным спосо­бом в процесс их жизнедеятельности. Обобщенное постижение бытия, сущего невозможно без самосознания. И наконец, в образе бога люди выражали глубинную логосность и мудрость природы и уверенность в своей родственности с ней. Эти три понятия и образовали основу теоретического видения мира, и само оно яви­лось обретенным средством удовлетворения общественной потреб­ности в систематизированном и логически осмысленном понима­нии мира, в выработке краеугольных культурных ценностей, на основе которых можно продолжать строительство цивилизации.

Конечно не только древние греки положили начало цивилизации. Переход к ней — столбовая дорога развития человечества. В Китае, Индии, Иране, Месопотамии и Египте также были созданы очаги культуры. И повсеместно вместе с успехами цивилизации люди под­нимались к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом этого явились религиозные и философские системы.

И религия, и философия удовлетворяют запросы людей в ос­мыслении как окружающего мира, так и собственной жизни. Вслед­ствие этого они в определенной мере близки друг другу. Их объ­единяет общая всем людям потребность самосознания.

Но между религией и философией существенное различие. Человек нуждается не только в тонкой саморефлексии и постижении субъективного мира, но и в объективном знании того, что собой представляет мир. Производственный опыт и опыт социальных отношений, в свою очередь требуют своего осмысления. Со временем потребовалось отделение философии от религии. Там где такое разделение задерживалось, развитие философской мысли замедлялось, слишком уж разные задачи и методы у этих сторон духовной жизни человека. Так было в Древнем Египте и Meсопотамии.

Конечно в качестве цивилизационной основы бытия человека философия взаимодействует как с мифологически-религиозными, так и научно рассудочными мировоззренческими формами социального опыта. Однако философия и наука опираются по преимуществу на разум и нуждаются в рациональном знании, и степень обобщения при этом различна: наука более привязана к производственно-практическому опыту. И в этом ее сила и слабость. Качественное разнообразие реальных процессов оборачивается в общественном сознании набором научных дисциплин, каждая из которых создается для исследования особого фрагментадействительности. Отличительный признак философии – осмысление мировогоцелого,единства окружающего мира, что крайне важно для специалист в любой отрасли народного хозяйства и культурной жизни. Частное всегда может быть правильно понято лишь в контексте общего и целого.

И кроме того, опираясь на достижения науки, философия от имени человека оценивает научные открытия и дает им мировоззренческую и ценностнуюоценки, насколько они согласуются с потребностями и интересами общества, насколько они вписываются в гуманистические идеалы и делают человека более счастливым.

Итак, философия – это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличает и от религиозного и от научного способов постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Философское мировоззрение – это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе а также мотивировать свои поступки. Их специфика – в том, что они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.

Философия не была бы социокультурной ценностью, если бы она не развивалась и одновременно не обладала бы внутренней устойчивостью, делающей ее относительно самостоятельной по отношению к культурно-историческому процессу. Эти особенности философской мысли сейчас и следует выяснить.

Читайте также: