В чем проявляется гуманитарная сущность музыкальной культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основной целью эстетического воспитания выступает эстетическая культура личности, которую можно представить как единство трех взаимосвязанных и взаимообусловленных частей:
1. Эстетические чувства и эмоции как исходные компоненты и основы эстетического сознания, всей эстетической культуры человека, эстетических оценок, вкусов и идеалов как высших компонентов эстетического сознания.
2. Знания, являющиеся фундаментом эстетических взглядов и убеждений, мировоззрения человека.
3. Умения, развитые способности, творческие навыки, необходимые для развертывания эстетических моментов, аспектов во всех видах и формах деятельности.

Музыкальная деятельность младших школьников диктует необходимость раскрыть сущность исследуемого нами такого компонента эстетической культуры, как музыкальная культура. Ее сложная система, включает в себя: 1) музыкальные ценности, создаваемые и сохраняемые в социуме; 2) виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению и восприятию этих ценностей; 3) субъектов музыкальной деятельности, чей духовно-практический опыт и потенциал обеспечивают успешность ее функционирования.
В свою очередь, степень освоенности человеком музыкальных ценностей характеризует его личностную музыкальную культуру, что позволяет в области музыкальной педагогики выявить своеобразие содержания музыкальной культуры, формы ее проявления и сферы воздействия на личность.
Качественный уровень музыкальной культуры детерминирован феноменами художественной культуры и, в частности, искусством.

Искусство, являясь способом творчества красоты и гармонии, есть способ человеческого овладения действительностью с помощью ее осмысления в особой образной форме. В искусстве заключены два огромных человеческих опыта. Во-первых, это профессиональный опыт данного искусства и, во-вторых, человековедческий, эмоционально-нравственный опыт человечества – есть форма и содержание искусства. Произведения искусства являются предпосылками эстетического опыта человека. Необходимость такого опыта обусловлена тем, что он ведет к целостности зрелости личности и помогает росту творческих способностей, которые могут проявляться в различных сферах жизнедеятельности.

Важная роль искусства в эстетическом развитии личности определяется тем, что оно раскрывает, обобщает, систематизирует и передает в доступном множеству людей виде исторический опыт эстетических отношений человека к действительности. При этом искусство рождает у человека эстетические эмоции и эстетическое наслаждение, вызывает новый прилив интеллектуальных и физических сил, что и делает искусство особенно эффективным и незаменимым средством эстетического воспитания.

Само взаимодействие с произведением искусства является особой деятельностью, специфика которой заключается в том, что в ней сливаются в нераздельное целое четыре основных вида деятельности: познание, оценка, преобразование, обобщение. К тому же искусство представляет собой ярко выраженную область творческой деятельности человека, что само по себе выражает важнейший критерий художественного, эстетического отношения к действительности.
Музыкальное искусство содержит в себе особый художественный опыт человечества, который заключается в индивидуально-творческом отображении и познании действительности, в чувственном постижении высших ценностей человеческого бытия, мировоззрения, исторической эпохи, творчества отдельного композитора и т.д. Особая роль музыкального искусства в эстетическом становлении личности обусловлена его возможностями наиболее полно и глубоко воздействовать на эмоциональную сферу человека, способствовать формированию таких сторон и тончайших граней эстетического отношения, которые не подвластны другим видам искусства.

В социологическом аспекте музыкальное искусство реализует две основные функции - воспитательную и эстетическую, соединяющиеся в единую воспитательно-эстетическую функцию. В силу безграничных возможностей эмоционального воздействия музыки данная функция доминирует над всеми другими, так как служит формированию всего духовного мира человека.

Центральным звеном музыкально культуры личности выступает эстетическое сознание, являющееся, внутренним идеальным планом музыкальной деятельности и включающее в себя целостную совокупность таких эстетически окрашенных слагаемых, как музыкальные эмоции, оценки, идеалы, вкусы, потребности, интересы и т.д. Благодаря этому сознанию происходит постижение музыкальных явлений и своих собственных впечатлений от соприкосновения с миром музыки.
Благодаря эстетическим чувствам музыкальное искусство предоставляет человеку возможность обогатиться опытом многих поколений людей, сделать его фактом собственного художественного опыта. Эстетическая впечатлительность и эмоциональная отзывчивость лежат в основании музыкальной культуры личности, определяя культурное будущее личности в целом.
Если переживание музыки основывается на эмоциях и чувствах, то его осмысление базируется на художественном опыте, представлениях, понятиях. В результате переживания и осмысления создается эстетическая оценка как единство чувственного и логического в восприятии музыки. Эстетическая оценка, рассматриваемая как способ осознания и освоения ценностей музыкального искусства, предполагает обнаружение и исследование его эстетических достоинств, их степени и интенсивности.
Эмоционально-оценочное отношение музыканта к музыке выражается в двух формах: в эмоционально-образном словесном суждении и художественно-исполнительской интерпретации и предполагает наличие у субъекта музыкальных способностей. Последние, предстают в качестве индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям музыкальной деятельности и являющихся условием успешного ее выполнения.
Отсюда можем с уверенностью предположить, что специфическим показателем музыкальной культуры является наличие музыкальности, которую представляем как комплекс способностей, требующийся для занятий именно музыкальной деятельностью. Ядро музыкальности составляют ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Музыкальная психология утверждает, что на эффективность музыкальной деятельности оказывают существенное влияние творческое воображение, внимание, творческая воля и т.д. Эти процессы протекают на фоне активной мыслительной работы. Все формы музыкального мышления осуществляются на базе музыкального языка, который выступает в творчестве как система устойчивых типов звукосочетаний в совокупности с принципами и нормами их употребления.
Главным показателем уровня оценочных эстетических представлений личности является характер ее эстетических идеалов, в которых конкретизируются эстетические потребности, вкусы, оценки, взгляды общества на сущность эстетического в музыкальном искусстве. Становление эстетического сознания личности предполагает необходимость ориентации на наивысшую ценность, то должное, которое могло бы служить эталоном для оценки музыкальных явлений. В роли подобного эталона служит эстетический идеал, который предстает как конкретно-чувственно
е представление о типе, образце, модели эстетического совершенства и вместе с тем как конкретно-чувственное выражение высшей цели эстетической деятельности.
Эстетический идеал выступает в качестве важнейшего критерия оценки, так как выражает представления личности о должной красоте, эстетическом совершенстве, норме, образце и т.д. Оценка произведения музыкального искусства зависит от того, какова связь предмета оценки с идеалом, насколько данное произведение соответствует личностным представлениям о должной эстетической ценности.
Постижение человеком эстетического идеала, заложенного в музыкальном произведении, возможно лишь при наличии у субъекта познания эстетического вкуса. Эстетический идеал ценностно ориентирует и определяет направленность вкусовых предпочтений в ситуации выбора. В связи с этим эстетический идеал, характеризуется как доминанта эстетического вкуса.
Музыкально-эстетический вкус личности предстает, с одной стороны, как способность высказывать суждения об эстетических достоинствах художественной и музыкальной культуры, с другой - как выражение переживания, выявление субъективного начала личности. Специально организованная и самообразовательная музыкальная деятельность личности по изучению музыкального наследия и современных тенденций развития музыкальной культуры позволяет не только освоить многие художественные явления музыкального искусства, познать особенности музыкального языка и мышления, но и подготавливает фундамент для воспитания эстетического вкуса у субъектов музыкальной деятельности.

Сформированность эстетических идеалов и вкусов в определяющей степени обусловливает уровень эстетических потребностей и интересов личности в области музыкального искусства. Эстетическая потребность является детерминантой музыкальной деятельности. В число существенных аспектов эстетической потребности входят: сознательное стремление человека к красоте; гедонистический компонент музыкальной деятельности; потребность ощущать музыку и себя через эстетические идеалы; стремление к освоению совершенных музыкальных явлений и т.д.

Музыкальная деятельность совершается под воздействием определенных потребностей и интересов. Интерес к творческой музыкальной деятельности является движущей силой, под влиянием которого, все психические процессы протекают наиболее интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Музыкально-эстетический интерес личности представляет собой личностную избирательную направленность на творческое освоение и созидание музыкальных ценностей, ее приобщение к художественному миру музыкальной культуры, стремление заниматься именно данной творческой деятельностью, окрашенной эмоциональными отношениями.

Фундаментальной составляющей музыкальной культуры личности является система музыкальных знаний. Уровень музыкальной культуры личности во многом характеризуется ее способностью понимать язык различных видов искусств и отдельных произведений с целью определения значения и места данного явления в художественной культуре общества. Семантическая сторона познаваемого эстетического (музыкального) объекта, его ценностное содержание анализируется посредством интеллекта. Однако гораздо важнее, чтобы подобный анализ не ограничивался только познанием произведения действительности, а вел к пониманию средств, с помощью которых художник выразил эту действительность.

То есть речь должна идти о прочувствованных, эстетически окрашенных знаниях, приобретенных на основе мысли и чувства, анализа и синтеза. В совокупность таких знаний входят и музыкально-слуховые представления, и переживания, и представления мировоззренческого, нравственного, эстетического порядка. Знания о мировой художественной культуре, путей ее исторического становления и выразительных средств различных видов искусства, подкрепленные эстетическими переживаниями личности, становятся убеждениями. А в качестве сопутствующего результата выступает активизация музыкально-эстетического сознания и музыкальной деятельности личности. Критерием эффективности данного процесса является не только обогащение художественного интеллекта человека, но и его умения отбирать из информационно-музыкального потока подлинно эстетические явления и ценности, являющиеся основой убеждений, идеалов, поведения и творческой деятельности.

Деятельностный аспект музыкально культуры личности в исполнительском плане представлен различными видами творческой музыкальной деятельности.
В музыкальной деятельности в первую очередь выступает такая ее сторона, как творческое восприятие музыкального явления. Это связано с тем, что в музыкальном произведении уже заключен опыт познавательно-оценочной деятельности его автора. Сотворчество возможно лишь в том случае, когда эмоциональные переживания композитора созвучны с эмоциональными переживаниями слушателя, исполнителя. Следовательно, субъективность музыкального восприятия потенциально заложена в объективном содержании музыкального произведения. Поэтому вне личностного отношения творческое постижение музыкальных образов невозможно.
Процесс творческого воспроизведения музыки требует не только глубины и тонкости его восприятия, но и специфических исполнительских способностей. Творческое исполнение осуществляется в ходе решения вопросов художественной интерпретации музыкальных произведений, когда исполнитель должен сформулировать проблему творческого замысла и разрешить ее.

Музыкальная деятельность младших школьников должна основываться не только на вере в себя, но и понимании всего значения общей культуры, традиции, школы. Именно стремление ребенка к высокой музыкально-эстетической культуре может обусловить легкость и яркость проявления начинающего музыканта в музыкальном искусстве, значимость и многогранность его образов и ассоциаций.
Импровизация в музыкально-исполнительском аспекте предполагает наличие у начинающего музыканта умений читать ноты с листа, транспонировать, подбирать по слуху, собственно импровизировать и создавать различные варианты исполнения.
Вышеизложенный материал позволяет определить музыкальную культуру личности как неотъемлемую часть общей духовной культуры общества, отражающей способность личности воспринимать и творить мир музыки по законам технологии музыкального искусства и в соответствии с нормами эстетического отношения. Эстетические аспекты музыкальной культуры личности проявляется в реальной музыкальной деятельности в гармонии ее целей и средств, в эмоционально-чувственных моментах их ритмической организации.

Являясь мерой эстетического освоения явлений действительности, музыкальная культура младшего школьника представляет собой динамичное новообразование, выступающее в виде познания ценностного осознания и творческой деятельности в мире музыкальных ценностей. Способность начинающего музыканта выстраивать свою творческую деятельность по законам красоты является наиболее обобщенной способностью, формирующейся на основе слияния творческих и специальных способностей к эстетическому восприятию и оценке музыкальных явлений.

музыкально-эстетический вкус, приобщение к музыкально-культурному наследию.

Музыкальная культура ребенка – это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах, рождающее эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке и проявление эстетической и творческой активности.

Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения.

В действующем с 1 января 2014 года Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,

все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму.

Основное содержание образовательной области "Музыка", к которой мы успели привыкнуть, теперь представлено в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие".

Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир ребенка яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству – формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Я стремлюсь овладеть всеми эффективными методиками, использую свои знания и навыки, а так же посещаю различные семинары и курсы повышения квалификации.

Задачи воспитания начал музыкальной культуры решаются через формирование эстетического отношения детей к музыке и музыкальной деятельности. Решающую роль здесь играет репертуар, который изучают дети.

Музыкальный репертуар – это основа, на которой строится музыкальное воспитание детей. В каждой программе есть примерный список музыкальных произведений по всем видам деятельности и для каждой возрастной группы детей.

Я придерживаюсь основным требования к подбору репертуара:

- доступность возрастным и индивидуальным возможностям;

- соответствие программным целям и задачам.

Это не значит, что в работе с детьми нужно использовать только классическую и народную музыку, но и авторские песни и пьесы, написанные специально для детей. В понятие художественности входят такие качества произведения, как яркость и выразительность, соответствие формы содержанию, точность и оригинальность выразительных средств и др.

Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Патриотический репертуар развивает чувство гордости и любви к Родине.

Например, в подготовительная группе дети с удовольствием исполняют песни:

А в старшей группе:

Важно чтобы подобранный репертуар нравился и детям и педагогу, и при каждом повторении приносил удовольствие.

Мировая классика поддерживает у детей эмоциональный отклик, интерес, осмысленность и желание проявить свое отношение к музыке.

Большое влияние на формирование основ музыкальной культуры ребенка оказывают музыкальная среда, в которой он развивается, музыкальные традиции семьи и дошкольного образовательного учреждения. Основы музыкальной культуры, формируемые в дошкольном возрасте, становятся той базой, на которой происходит дальнейшее музыкальное развитие ребенка.

Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности : при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом. В процессе восприятия музыки у ребенка возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты. Поэтому очень важно, чтобы с раннего детства они учились отношению к музыке не только как к средству увеселения, но и как к привлекательному и значимому явлению духовной культуры.

В процессе приобщения детей к музыкально-культурному наследию, я стараюсь проводить русские народные праздники и развлечения. Народный фольклор является неисчерпаемым и основным источником нравственного, эстетического и патриотического воспитания. Народная мудрость, запечатленная в фольклоре, на протяжении многих веков воспитывает в детях гордость за свой талантливый народ и любовь к русской песне.

На основе переживания, осознания красоты музыкального произведения ребенок приближается к эстетическому восприятию. Он развивается через познание культурного наследия и должен воспитываться так, чтобы быть способным его приумножать.

Наши воспитанники принимают активное участие в мероприятиях общественной значимости.

Как известно, дети очень любят выступать, поэтому исполнительская деятельность закрепляет интерес к музыкальному искусству и потребность к самовыражению.

Музыкальная культура дошкольника невозможна без взаимодействия с родителями. От совместной работы родителей и музыкального руководителя зависит дальнейшее музыкальное развитие ребенка. Всю работу с семьей по этим вопросам мы осуществляем в двух направлениях:

1 музыкальное просвещение родителей:

- наглядная информация в уголках родителей;

2 Приобщение к совместной музыкальной деятельности :

- совместные праздники родителей с детьми;

- совместные развлечения родителей с детьми;

- выставки музыкально-дидактических игр;

- конкурс на лучший музыкальный инструмент, сделанный своими руками.

Особенно нравятся родителям открытые занятия: они получают возможность наблюдать, сравнивать, и перенять приемы обучения музыкальной культуре

Степень воздействия музыки на личность ребенка и успешность его приобщения к началам музыкальной культуры зависит от комплекса педагогических условий и методов, от педагогического мастерства, внимания родителей и усилий общества.

Культурно - досуговая деятельность, как правило, является кульминацией образовательных проектов. Праздники, развлечения, сказки, конкурсы и концерты являются синтезом различных видов творчества, игры, общения, и способствуют не только эстетическому воспитанию детей, а также обогащению их жизненного опыта.

Наши выпускники – наша гордость. Продолжая музыкальное образование, они часто посещают нас с концертами уже в качестве учеников музыкальной школы и радуют своими успехами.

Сущность музыкально-эстетического воспитания состоит в превращении культуры общества в культуру конкретной личности.

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.

Музыкально-ритмический КВН Цель: развивать у детей ритмический слух, восприятие, внимание, мышление, память В игре принимают участие 2 команды (одна группа, разделённая.

Проект как средство активизации музыкально-творческого потенциала дошкольника Сегодня, в условиях стремительно изменяющегося общества, идет становление новой системы в сфере дошкольного, в частности музыкального образования.

4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.

Музыкальная культура духовно-материальна по своей природе. Основное ее содержание составляют музыкальные образы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.).

Рассмотрим понятие музыкальной культуры дошкольников.

Д.Б. Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах восприятия музыки:

- способности воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

- умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

- музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

О.П. Радынова музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривает как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания - эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Ядром понятия “ музыкальная культура дошкольника” является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста).

В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Роль детского сада проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

Общественные институты (средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреждения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования.

Основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности оно помогает человеку воспринять содержание музыкальное произведение и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо пережить музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые сведения о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, дать свое, пусть пока элементарное суждение. Основное средство, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом – это сама музыка

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка (рис.1).


Рис.1. Структура музыкальной культуры ребенка

Музыкально-творческое развитие ребёнка (третий компонент) - рассматривается в целостной системе музыкальной культуры как способность к творчеству и саморазвитию. Творчество выступает показателем развитости человека, а в музыке - это высший показатель овладения личностью музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. Потребность в самовыражении проявляется тогда, когда ребёнок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознание проявляется тогда, когда ребёнок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Музыкальная культура. Характеристика понятия музыкальная культура, структура музыкальной культуры дошкольников, источники музыкальной культуры.

Музыкальная культура. Характеристика понятия музыкальная культура, структура музыкальной культуры дошкольников, источники музыкальной культуры.

Музыкальная культура. Характеристика понятия музыкальная культура, структура музыкальной культуры дошкольников, источники музыкальной культуры.

Специально организованное развитие ребенка — это воспитание, обучение и образование. Принимая разные точки зрения на соотношения данных педагогических категорий, мы определяем образование как процесс, интегрирующий в себе и воспитание, и обучение.

Раскроем некоторые вопросы, объясняющие сущность целостности развития ребенка дошкольного возраста.

1. Почему, характеризуя проблему целостности развития ребенка, мы выбираем гуманитарный подход?

Гуманитарный подход — совокупность культуроориентированных и человекоориентированных взглядов. Идеи гуманитаризации есть идеи культурной обусловленности развития человека. Гуманитарный подход с точки зрения педагогики это подход, понимающий и изучающий ребенка как субъекта, интегрирующегося в человеческую культуру и одновременно обогащающего ее.

В чем преимущества (сила) гуманитарного подхода?

· Мы можем рассматривать самого ребенка как сложную открытую систему, для которой характерна нелинейность развития. Это означает многовариантные и альтернативные пути развития каждого конкретного дошкольника, его права на индивидуальный темп и качество становления. В этом подходе важную роль начинают играть познание и помощь в развитии уникальности, единичности, целостности растущего человека — его психофизики, природы, культуры, опыта, интересов, отношений.

· Мы имеем возможность рассматривать педагогические проблемы в культурологическом контексте, а ведь музыка — такая важная составляющая человеческой культуры. Этот подход позволяет объединить и педагогический процесс музыкального развития ребенка и само музыкальное искусство.

Таким образом, гуманитарный подход в условиях музыкального воспитания — это принятие идеи о том, что ребенок развивается, накапливая музыкальный опыт, музыкальные впечатления и одновременно активно преобразует музыкальную культуру, внося в нее элементы своей субкультуры; становится субъектом разных видов музыкальной деятельности.

Читайте также: