Какие две линии составляют сюжет комедии горе от ума кратко

Обновлено: 05.07.2024

Александр Чацкий в исполнении Виталия Соломина. Трогательный образ молодого насмешливого героя явно напоминает образ Гамлета. Кадр из фильма-спектакля "Горе от ума" (режиссер - Михаил Царев, 1977).

Александр Чацкий в исполнении Виталия Соломина. Трогательный образ молодого насмешливого героя явно напоминает образ Гамлета. Кадр из фильма-спектакля "Горе от ума" (режиссер - Михаил Царев, 1977).

История создания комедии "Горе от ума"

Первоначально комедия не была пропущена цензурой для публикации и театральной постановки и распространялась среди читающей публики в переписанном от руки виде. Количество сделанных читателями списков пьесы было довольно большим – приближалось к книжным тиражам того времени. Так, например, был знаком с комедией и А. С. Пушкин: в село Михайловское, где он находился в ссылке, ему привез ее лицейский друг И. И. Пущин. Сохранилась оценка Пушкиным пьесы Грибоедова и ее героев.

Замысел произведения связан с национально-освободительным подъемом, охватившим передовую часть российского общества во второй половине 1810-х - первой половине 1820-х гг. Декабристы использовали комедию для пропаганды своих политических взглядов. Списки пьесы нашли у участников восстания. В связи с делом о декабристах в 1826 году А. С. Грибоедов был доставлен с Кавказа в Петербург и арестован, а почти через четыре месяца освобожден за отсутствием состава преступления. Справедливо утверждение, что комедия выразила идеи, близкие к идеям декабристов, - содержала резкую критику крепостного права, узких, материальных интересов дворянского общества, засилья моды на всё иностранное.

Черты классицизма, романтизма и реализма в реалистической комедии

"Горе от ума", одно из первых реалистических произведений русской литературы, наследует черты классицизма (литературного направления 18 века) и романтизма (направления, актуального в первые десятилетия 19 века).

Черты классицизма

1. Героев можно условно разделить на положительных и отрицательных.

2. Использован прием говорящих фамилий (реализм унаследовал этот прием от классицизма).

3. В целом выдержано единство места, времени и действия (есть мнение о разрушении в комедии единства действия: в ней показаны отношения Чацкого с Софьей и отношения Чацкого с московским обществом).

4. Афористичность языка комедии (изначально афоризм – жанр эпохи Просвещения).

Черты романтизма

1. В центре произведения - яркий образ одинокого, разочарованного и ироничного главного героя - Чацкого.

2. Показан неразрешимый конфликт героя с окружающим обществом.

3. Комедия содержит критику социального и политического строя, близкую к идеям декабристов, идеям ранней лирики Пушкина (в России романтизм органично сочетался с революционными взглядами).

Черты реализма

2. Показаны социальные типы - образы героев, характерные для изображаемой среды, собирательные образы.

3. Герои могут быть оценены неоднозначно, углубляется психологизм образов: например, психологически сложны образы Чацкого, Софьи, Фамусова, Молчалина, Скалозуба, Лизы.

4. Не полностью соблюдено единство места, времени и действия: как говорилось выше, есть две сюжетные линии - частная и общественная; важную роль в произведении играют внесценические персонажи.

5. Победа Чацкого нравственная, внутренняя: он смог устоять перед общественным мнением и не изменил своей критической позиции; внешне остается впечатление поражения – жанр комедии дополняется драматизмом.

6. Живой, выразительный, современно звучащий язык комедии, обогативший русский язык, его фразеологию.

Экспозиция. Втайне от отца дочь управляющего в казенном месте Фамусова Софья встречается с бедным и неродовитым Молчалиным – секретарем Фамусова.

Завязка. Неожиданно приезжает три года отсутствовавший Чацкий, воспитывавшийся вместе с Софьей. Причина его приезда – давняя любовь к ней, возникшая из детской дружбы.

Развитие действия. Молчалин падает с лошади. Обморок Софьи заставляет Чацкого задуматься, не влюблена ли девушка в этого ничтожного человека.

Читатель узнает, что на самом деле Молчалин любит служанку Софьи Лизу.

Софья говорит Чацкому, что она любит Молчалина за скромность, смирение. Побеседовав с Молчалиным, Чацкий думает, что Софья не могла всерьез хвалить этого привыкшего приспосабливаться человека.

На вечер к Фамусову съезжаются гости - типичные представители московского общества.

Желая наказать Чацкого за то, что тот высмеивал Молчалина и других знакомых, Софья пускает слух, что Чацкий "не в своем уме". Новость быстро распространяется среди гостей, охотно верящих, что главный герой - душевнобольной.

Гости разъезжаются по домам. Репетилов, пародия на вольнодумца, пытается набиваться в друзья к Чацкому.

Кульминация. Чацкий становится свидетелем того, как Молчалин ухаживает за Лизой и объясняет ей, что не собирается жениться на Софье, а лишь разыгрывает влюбленного перед дочерью своего покровителя. Слова Молчалина слышит и Софья.

Внезапно появляется Фамусов со слугами. Увиденное он истолковывает как тайное свидание Софьи с Чацким. Чацкий узнает, что Софья первая назвала его безумным.

Чацкий произносит заключительный монолог о том, что разочарован как в обмане Софьи, так и в московском обществе, и уезжает.

Два конфликта комедии

Внешний конфликт комедии – любовный, традиционный для литературы классицизма. Любовный треугольник составляют Чацкий, Софья и Молчалин.

Две линии определяют развитие действия пьесы. Сначала личная история Чацкого и крушение его любви как будто развиваются отдельно от общественной, но уже с седьмого явления первого действия становится ясно, что обе сюжетные линии тесно связаны.
Действие идет плавно, один за другим появляются действующие лица, завязываются споры. Конфликт главного героя с "веком минувшим" углубляется. Поведав всем о своем "мильон терзаний", молодой герой остается в полном одиночестве. Кажется, должен начаться спад движения комедии. Но нет. Развитие действия продолжается - должна решиться личная судьба героя. Чацкий узнает правду о Софии и Молчалине. Развязка обеих сюжетных линий происходит одновременно, они сливаются, и единство содержания - одно из достоинств комедии - вступает в силу. Личное и общественное слито в жизни обычных людей, сливаются они и в развитии сюжета "Горе от ума".


Любовный и социально - политический конфликт.


Любовная и общественная.

С любовной линии начинается

Общественная линия, составляющая сюжет не сразу выступает наружу.

Постепенно, на протяжении всего произведения, эти две линии сливаются в единую

и в кульминации получается общий, неразрывный итог.


К какому литературному направлению пренадлежит комедия горе от ума?

К какому литературному направлению пренадлежит комедия горе от ума?


В каком городе происходит действия комедии горе от ума?

В каком городе происходит действия комедии горе от ума.


Что есть ум в комедии "горе от ума"?

Что есть ум в комедии "горе от ума"?


Какую роль играет Скалозуб в комедии"Горе от ума"?

Какую роль играет Скалозуб в комедии"Горе от ума"?


Каков Чацкий в комедии "Горе от ума"?

Каков Чацкий в комедии "Горе от ума"?


Какие вечные проблемы отразились в комедии горе от ума?

Какие вечные проблемы отразились в комедии горе от ума?


Умен ли чацский в комедии А?

Умен ли чацский в комедии А.

С Грибоедова "Горе от ума".


Какие проблемы поднимает Грибоедов в комедии "Горе от ума"?

Какие проблемы поднимает Грибоедов в комедии "Горе от ума".


Какие проблемы поднимает Грибоедов в комедии "Горе от ума" ?

Какие проблемы поднимает Грибоедов в комедии "Горе от ума" ?


В каком веке происходит действие комедии " горе от ума"?

В каком веке происходит действие комедии " горе от ума"?


Русская народная сказка.


Кирила Петрович хоть и был растроган слезами дочери, но не дрогнул и выдал насильно ее замуж за князя Верейского.


Мама самый лучший друг который поймёт тебя . Некоторые дети не понимают этого и обижают свою маму, мама старается чтобы было лудше для всех но не всегда получается это сделать. Изо этого некоторые семьи сорятся . (мама - это самый самый лучший мой..


Больше всего я ценю в своей маме это заботу и любовь ко мне. И больше всего она мне подарила жизнь.


Она учит быть добрым и искать трудные пути а не самые простые , учит верить в чудеса и ценить что у тебя есть.


1). , пустая речь - не пословица. 2). и в горести мила. 5) Волков бояться. 6) Говорит до вечера. 7) Маленькое дело.


Порядку и внемательности.


"Отцы и дети" Тургенева, а не Некрасова. 1, 1Как присуще всем )молодым людям, Аркадий хотел чего - то нового. Поэтому и примкнул к нигилистам. Но без Базарова, он бы врядли им стал. 1, 2) из - за влияния Базарова, он разделял его взгляды, пока не..


Экспозиция. “О его прошлом можно только догадываться” — гл. 1. II. Развитие сюжета. 1. “Однажды в доме появился ещё один обитатель”. 2. “Собаки бывают разные. Арктур не был похож ни на одну из них” — гл. 2–3. 3. “Лес ошеломил Арктура” — гл. ..


Руслан спас Людмилу от черолея и они патом поженились . И жыли долго и счастлива.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.


2. Общественный конфликт

б) свободе суждений

в) богатству и чинам

д) раболепию и чинопочитанию

ж) крепостному праву

з) подражанию всему иностранному

и) московским нравам

Особенности разрешения конфликта

  • любовный конфликт специфически разрешен (Чацкий понимает, что не любим, но и Софья узнает о вероломном поведении Молчалина)
  • общественный конфликт не разрешен и не может быть разрешен. Это проблема времени и развития общества

Особенности сюжета комедии Грибоедова

Сюжет – это ряд событий литературного произведения в той художественной последовательности, которая предусмотрена композицией художественного текста

  • любовная линия Чацкого, Софьи и Молчалина
  • общественно- политическая линия противостояния Чацкого и фамусовского общества

2. Сплетня о сумасшествии Чацкого как элемент связи сюжетных линий

1. Композиционное решение пьесы — это четыре действия вместо традиционных трех или пяти (как в классицизме):

Новаторство комедии заключается в наличии двух противоположных конфликтов, переплетения нескольких сюжетных линий, простоте композиции пьесы.

Читайте также: