Как сделать свое выступление необычным и запоминающимся кратко

Обновлено: 07.07.2024

Многие люди боятся выступать на публике. Для некоторых это просто непривычно, кто-то боится провала. Но, так или иначе, большинству из нас время от времени приходится это делать, для кого-то это даже важная часть работы.

10. Используйте визуальные и аудиосредства

Красивые слайды, яркие презентации, звуковое спровождение, эффектные интерактивные моменты сделают ваше выступление более запоминающимся и помогут переключать внимание аудитории, удерживать его в нужных местах.

9. Жестикулируйте

Жесты несут в себе смысловую нагрузку: они помогают собеседнику лучше понять размышления оратора. С их помощью тот может привлекать внимание аудитории и управлять им. Также они делают выступление более живым.

Закрытые жесты аудитория подсознательно воспринимает как знак того, что вы неискренни. Лучшая позиция для жестов – открытые руки на уровне груди.

Выступая на сцене, Илон Маск всегда активно жестикулирует. Жесты, которые он использует, помогают ему выглядеть уверенно, расставлять акценты в наиболее важных местах речи. Таким способом Маск подчеркивает высказывания, в которых уверен, и заставляет зрителей поверить в них.

8. Шутите

Шутки - лучший способ для разрядки атмосферы. Кроме этого, они сближают аудиторию и выступающего и дают слушателям передохнуть. Если у вас отличное чувство юмора, можете импровизировать по ходу выступления, но все-таки лучше заранее подготовить пару уместных шуток.

Не переусердствуйте с этим приемом, иначе легко можно превратить самое серьезное выступление в клоунаду. Будьте осторожны с тонким юмором: не каждая публика способна оценить его по достоинству.

Так, Марк Цукерберг, выступая перед выпускниками Гарварда в 2017 году, не скупился на шутки, и это нисколько не помешало ему затронуть весьма важные проблемы и быть услышанным. Наоборот, люди слушали выступающего как завороженные, его речь была по-настоящему живой и эмоциональной.

Риторика: как сделать своё выступление эффективным?

Всем нам приходится выступать перед публикой. Кто-то выступает перед зрительным залом на несколько тысяч человек, кто-то пред десятком коллег, у кого-то аудитория выступления ограничивается членами семьи. Но все мы постоянно общаемся и выдвигаем свои идеи, презентуем их и отстаиваем.

Как сделать своё выступление эффективным и убедительным? Как сделать так, чтобы вас хотели слушать? Как зацепить внимание и не отпускать его до конца своей речи? Какие правила, средства и приёмы есть для этого? Ответы вы найдёте в этой статье.

Уберите бумажку

Во время выступления перед аудиторией вы должны произносить текст, не читая его. Когда вы читаете, ваша речь звучит неестественно, а зачастую монотонно, скучно и откровенно нудно. Тот, кто читает текст, уткнувшись в него носом, имеет мало шансов на успех. Живая речь звучит приятнее. Когда вы будете говорить своим естественным ритмом, вас будет интереснее слушать.

Также вы произведёте впечатление более компетентного человека. Ведь если человек не может без напечатанного текста рассказать о чём-то, то как же он в этом разбирается?

В запоминании текста речи вам очень пригодится мнемотехника.

Для спокойствия и уверенности всегда имейте с собой распечатанный список тезисов, но никогда не превращайте выступление в унылое чтение лекции.

Совет: Не старайтесь выучить текст дословно или использовать выражения, которые у вас записаны. Делайте акцент на том, чтобы не запинаться и не тратить время на вспоминание когда-то удачного подобранного выражения. Заменяйте слова синонимами, меняйте местами слова при перечислении, если их порядок не имеет значения. Импровизируйте.

Решительное начало выступления

Первое впечатление играет важную роль. Вы должны заучить свою первую фразу и тщательно отрепетировать. Она должна быть проста и понятна.

Альтернативное начало: Перед тем как перейти к самой речи, вы можете рассказать историю или притчу, которая очень подходит по содержанию. Люди любят истории и будут вас внимательно слушать. И если вы всё будете делать правильно, то это внимание сохранится до конца речи.

Важно, чтобы ваша история была уместна. Лучше всего рассказать что-то смешное, это располагает.

Совет: Перед началом выступления внимательно приглядитесь к аудитории. Постарайтесь понять, какие эмоции и чувства испытывает ваша публика. Именно с этого настроения вы и должны начать.

Если все зрители будут чем-то раздосадованы, у них будут печальные лица и понурое настроение, а вы сходу начнёте рассказывать анекдоты и шутить, то это будет нелепо. Вас посчитают за клоуна, не поймут.

В начале выступления вы должны быть на одной волне со слушателями, на их волне. А потом вы должны постепенно вытягивать их на свою волну, приводить аудиторию к нужному вам настроению. Постепенно изменяйте свой голос и свои интонации, ведя слушателя от его изначального настроения к нужному вам настроению. Тогда вы будете владеть аудиторией.

Вы статуя или оратор?

Не будьте статичным. Если вы посмотрите выступления известных ораторов на сцене, то увидите, что они никогда не стоят на месте. Они постоянно перемещаются: ходят взад-вперед или кругами.

На человека, который ничего не делает, кроме того, что говорит, смотреть скучно. Слушать можно и не поглядывая на сцену. Но сначала от вас отвернутся, а потом и слушать перестанут. Не допускайте этого.

Определите себе пространство, внутри которого вы будете перемещаться. Его размер вы должны определить самостоятельно, исходя из особенностей речи, вашего характера и манеры поведения, слушателей, места выступления и его темы.

И не забывайте активно жестикулировать! Держите кисти рук где-то на уровне груди и сопровождайте жестами каждое ваше слово. В течение выступления скорость и резкость ваших движений должна меняться. Водите руками плавно, а резкими жестами подчеркивайте особо важные моменты.

Драматизм

Драматизм – напряжение в тексте.

Виды борьбы для вашего текста:

  1. Борьба с противоположным мнением. Искусственно создавайте спор с другим мнением, показывайте борьбу и выходите победителем.
  2. Борьба с возражениями. Это очень действенный приём, если возражения вы заблаговременно придумаете сами и подготовите ответы на них. Сами себе возражайте и ловко парируйте! Так вы создадите впечатление, что вашу точку зрения критикуют, но вы легко противостоите любой критике.

Добавьте драматизма в своё выступления, и слушать вас станет гораздо интереснее.

Эмоциональность

Меняйте интонации, повышайте тон, где это будет к месту, расставляйте акценты, не бойтесь показать эмоции, если аудитория располагает к этому!

Эмоциональность – необходимая часть выступления, и если вы можете позволить себе быть эмоциональным, то сделайте это. Но не переборщите. Любят харизматичных и ярких, а не клоунов и плохих актёров.

Краткость

Краткость – сестра таланта. И это действительно так. Если человек может коротко, просто и доступно объяснить что-либо, то он действительно в этом разбирается. Люди, которые изъясняются лаконично, кажутся более умными и компетентными.

И представьте, какой будет приятный сюрприз, если ваше выступление будет короче отведенного регламента! Если это не было в ущерб содержанию, то слушатель обязательно высоко оценит ваше выступление и лично вас.

Диалогичность

Вовлекайте аудиторию в дискуссию. Так они будут внимательнее вас слушать, лучше запомнят то, о чем вы говорите. В конце концов, так просто интереснее.

Также неоспоримый плюс диалога во время выступления в том, что вы тут же получаете обратную связь. Если у кого-то появилось сомнение, что-то было непонятно или плохо раскрыто, то у вас будет возможность сразу же реабилитироваться.

Если вы не хотите задавать вопросы, в вашей теме это невозможно или в аудитории нет подобных условий, то есть другая ораторская хитрость.

Вовлечение в действие

Если заставить говорить слушателя вы можете не всегда, то попросить поднять руку не составит никакого труда. Выдвинете суждение, задайте вопрос и попросите поднять руку согласных. Вовлечение в действие делает выступление более интересным и запоминающимся. Человек может забыть ваше имя, но не забудет, что сидел с поднятой рукой.

Разговорность

Если вы не защищаете свою научную работу, то стиль вашей речи должен быть разговорный. Используйте простые слова и простые предложения. Будьте последовательны и избегайте сложных формулировок. Слушатель не должен напрягаться, чтобы понимать вас.

Главная мысль

У вас обязательно должна быть сформулирована главная мысль. Чем короче и точнее, тем лучше.

Выпишите её на листок и попробуйте написать то же самое, только другими словами. Используйте синонимы и перестановку слов.

Затем расставьте получившиеся выражения по всему своему тексту. Аудитория должна неоднократно услышать ваш основной тезис и главную мысль. Но если вы будете много раз повторять одно и то же сочетание слов, это будет раздражать.

Большинство слушателей ждёт вывод. Поэтому закончите своё выступление максимально подробным повторением главной мысли и подведением итогов речи.

Решительный конец

После вывода и подведения итогов вы должны произнести завершающую фразу. Её, как и начальную, лучше придумать и отрепетировать заранее. Лучше всего запоминается начало и конец – помните об этом. Оставьте после себя хорошее впечатление.

Уверен, что теперь ваши выступления станут гораздо эффективнее. Повысив качество своих выступлений, вы повысите уверенность в себе и свой авторитет в глазах других людей. Создавайте новые идеи и успешно их презентуйте.

Автор: Игорь Болтовнин

Это список не конечен и не претендует на истину в последней инстанции — я структурировал свой опыт публичных выступлений и выбрал самые универсальные советы, выполнение которых позволит почти гарантированно сделать выступление как минимум неплохим.

1. Структура доклада

Ключевая проблема для слушателя – отсутствие вводной части. Выводы он может сделать и сам, а вот стартовать с опозданием сложно и неприятно. Он ещё не понял, что вы будете про пищеварение, а уже нужно вникать в строение эпителия тонкого кишечника. Результат – ваш доклад попадает в слушателя не на все 100%, а имеет шансы и вовсе пролететь мимо.

2. Тайминг

Увы, далеко не все репетируют, чтобы понять, сколько времени понадобится на рассказ. По длине презентации и даже напечатанного доклада определить время выступления крайне сложно, если не попробовать его рассказать зеркалу/жене/спящему ребёнку/содокладчику.

Не попадать в тайминг неприятно – чувствуешь себя неудобно, не уважая право других выступить (а иногда и успеть захватить пирожки с мясом!), начинаешь торопиться и просто портишь своё выступление

В порядке самобичевания – я это тоже совершенно не умею. Все мои доклады пробивают любые временные ограничения. Потому я всегда стараюсь выступать последним, если это возможно))

3. С кем он говорит?

Докладчики обожают разговаривать с аудиторией задницей и затылком, в лучшем случае бедренной костью и виском.

Существует только одно правильное расположение докладчика – лицом к аудитории. Чтобы понять, что происходит на экране, или подать сигнал переключить слайд (если вдруг кликера нет), достаточно бросить туда один взгляд и один кивок головы.

Есть проблема – а куда смотреть? Там люди, а смотреть им в глаза психологически тяжело и для докладчика, и для жертвы. Лайфхак – выберите одного человека по центру в заднем ряду и смотрите ему в лоб. Почему в заднем – так он не поймёт, что вы смотрите именно на него, то же положение глаз будет для всего центра задней части аудитории. Почему в лоб – контакта глаз не будет, и вы никого не смутите, и при этом для всей аудитории вы будете смотреть в зал, а не на стену/потолок.

Да, да, из этого вытекает следующий пункт…

4. Не читать с экрана

Помимо упомянутого минуса с неправильным расположением докладчика, чтение с экрана тащит за собой два неприятных следствия.

5. Подсказки

Говорить 20 минут на заданную тему, ориентируясь только на картинки на слайдах, сложно. У меня опыт нескольких сотен выступлений, и я каждый раз забываю какую-то из хороших мыслей, записанных заранее в заметках к слайду. Но я забываю одну из двадцати, и потому желание жестикулировать и вообще иметь свободные руки побеждают. Вполне верю, что неопытный докладчик может забыть половину, а это значит, что без подсказок никак.

Если чтение с экрана – харам, то тогда что? От худшего к лучшему:

  • Доклад, распечатанный на А4 – слишком большие листы, мелкий шрифт (или куча листов), сбивает на чтение (а цель всё же научиться говорить вживую, со своими настоящими интонациями, то есть стать оратором, а не актёром озвучки)
  • Зубрить – для одного доклада выход, но долгосрочно тупик. Сам процесс неприятен, а главное – не приближает к цели, вы не качаете скилл публичных выступлений. Но выглядит и звучит это лучше, чем частое обращение к большой смятой бумажке
  • Короткие подсказки в телефоне – доступ к информации не в одно действие (телефон блокируется, приложение сворачивается), нельзя тактильно управлять подсказками, глядя в зал
  • Карточки размером с треть А4, по одной на слайд – близко к идеалу. На карточке можно разместить миниатюру слайда (чтоб понимать, к чему подсказка) и несколько ключевых слов – хлебных крошек, которые позволят вам вспомнить мысль
  • Дублирующий монитор для докладчика — идеально. Но не всегда он есть

6. Качество картинок на слайдах

Сделали слайд – отошли на четыре метра от экрана ноутбука и на восемь от монитора. Если не видно деталей – со слайдом что-то пошло не так.

Использование видеороликов вместо живой демонстрации – неплохой вариант, но и для него нужен отдельный оператор, ведь как минимум на этапе вопросов может понадобиться перемотка. Докладчик вообще не должен пользоваться ничем, кроме кликера для переключения слайдов.

8. Качество речи

Плавная, связная, красивая речь – одна из главных целей публичных выступлений (наряду с покрасоваться). У всех разный стартовый скилл, но он быстро прокачивается на первых порах, так что мучения стоят того.

Что дальше – решать каждому, но в идеале порепетировать перед взрослым человеком (зеркало и спящий ребёнок не подойдут, нужен фидбек) и решить, чего вам хватит – скиллов и опыта жечь с листа, карточек с ключевыми словами или всё же нужно в дополнение к подсказкам раз 10-15 прочитать доклад, чтобы его основа улеглась в голове.

9. Кто моя аудитория?

Докладчик должен задавать себе этот вопрос и оценивать, попадает ли его рассказ в аудиторию.

Точно нужно тут копать очень глубоко до уровня кода или стоит просто рассказать про профиты (чтоб аналитики и менеджеры поняли, зачем оно) и пригласить заинтересованных программистов во время кофе-брейка перетереть о деталях? Зависит от того, на какой вы конференции.

10. Контакт с аудиторией

11. Авторский стиль

Если вы чувствуете, что ваши скиллы находятся на добротном среднем уровне, или вам просто этого хочется – вырабатывайте свои правила оформления презентации и доклада.

Это касается всего – как вставлять картинки и ровнять элементы на слайдах, каким шрифтом/цветом делать заголовки, как оформлять изменение контента на страницах и тому подобное. Совет – не увлекайтесь сильно гифками, они излишне отвлекают от ваших слов, особенно если они правда смешные. Одна-две на доклад, и желательно либо на заставку (пока вы не говорите что-то важное), или там, где они действительно очень хорошо иллюстрируют мысль.

И, конечно, это касается речи (хотя тут сильно сложнее) – как вы будете шутить, как вы будете коверкать язык в своих целях, какие обороты речи и мемасики станут вашим фирменным знаком и вообще кого вы будете играть (ведь это сцена, и потому немного актёрство).

Чтобы мгновенно очаровывать аудиторию, нужны годы практики, но ничто не мешает вам постепенно осваивать ораторское искусство. Рассказываем о том, что стоит включить в свою речь, а чего лучше избежать.

1. Всегда давайте чёткое руководство к действию

Неважно, насколько вдохновляющим будет ваше выступление, любая аудитория предпочтёт научиться чему-то немедленно, чтобы сразу же применить новые знания в своей жизни.

2. Не откладывайте ответы на вопросы аудитории

Если вопрос возник в середине вашей презентации, это замечательно: значит, кто-то вас слушает. Используйте эту возможность. Если вы ответили на заданный вопрос в предыдущем слайде, вернитесь назад.

Лучшая презентация воспринимается как обсуждение, так что никогда не упускайте возможности взаимодействия с аудиторией.

3. Задавайте вопросы, на которые не знаете ответа

Когда вы задаёте вопросы, чтобы вовлечь людей в обсуждение, это может ощущаться как принуждение. Вместо этого задайте вопрос, на который аудитория не знает ответа, а потом скажите, что и сами его не знаете.

Тот факт, что вы не знаете, но хотите узнать ответ, не только делает вас более простым и человечным в глазах публики, но и заставляет людей более внимательно слушать то, что вы рассказываете.

4. Заправьте свой умственный двигатель

Аминокислота тирозин, содержащаяся в белке, улучшает когнитивные способности во время стресса и улучшает настроение. Так что перед выступлением включите в свой рацион пищу, богатую белком.

И поешьте заранее. Когда вы нервничаете, еда — это последнее, о чём вы подумаете.

5. Сожгите немного кортизола

Когда вы волнуетесь, ваши надпочечники производят кортизол. Этот гормон ограничивает ваши творческие способности и возможность работать со сложной информацией.

Когда вас атакует кортизол, практически невозможно читать или реагировать на то, что происходит с аудиторией.

6. Создайте два запасных плана

Возьмите два самых больших страха и создайте запасной план. Что вы будете делать, если сломается проектор? Как вы поступите, если совещание будет длиться слишком долго и на ваше выступление останется всего пара минут?

Даже если ваши страхи не воплотятся в жизнь, запасной план поможет вам выступить лучше. Чем лучше вы продумаете все аспекты своего выступления, тем быстрее сориентируетесь, если действительно произойдёт что-то неожиданное.

7. Замените суеверия полезными привычками

Вместо того чтобы плодить суеверия, займитесь делами, которые помогут успокоиться. Походите по комнате, в которой будете выступать, и найдите лучшие точки обзора. Проверьте микрофон. Пробегитесь по своей презентации, чтобы ещё раз убедиться, что вы готовы к выступлению.

Выберите несколько действительно полезных действий и привыкайте выполнять их перед каждым выступлением. Знакомые действия помогут вам обрести уверенность в своих силах.

8. Установите запасную цель

Давайте представим, что вы выступаете перед людьми в рамках благотворительной программы и понимаете, что ваше выступление не имеет успеха. В такой ситуации люди, как правило, либо начинают слишком сильно стараться, чтобы выступление всё же понравилось, либо просто сдаются.

Если вашей целью было наладить контакт с аудиторией и вы понимаете, что сделать это не удалось, попробуйте сменить цель. Если вы не достигли своей изначальной цели, подумайте, что ещё вы можете получить от выступления.

Запасная цель поможет вам остаться позитивным и сосредоточенным до конца выступления.

9. Поделитесь эмоциональной историей

Многие ораторы рассказывают истории из жизни, но не всегда это приносит очевидную пользу. Если история своего промаха рассказана только для того, чтобы показать, как далеко продвинулся рассказчик, это не вызовет отклика у аудитории.

Другое дело — рассказать историю, которая заставит вас проявить эмоции. Если вам было грустно, покажите это. Если вы кричали, расскажите историю на повышенных тонах. Если вы чувствовали раскаяние, дайте ему пробиться наружу.

Когда вы проявляете неподдельные эмоции, возникает немедленный и продолжительный контакт с аудиторией. Эмоции делают ваше выступление проникновенным, впечатляющим и запоминающимся.

10. Сделайте паузу на 10 секунд

Остановитесь на 2 секунды — и аудитория подумает, что вы потеряли мысль. Возьмите паузу на 5 секунд — и публика решит, что вы остановились умышленно. После 10 секунд паузы даже те, кто переписывался во время вашей речи, поднимут голову, чтобы посмотреть, в чём дело.

Когда вы снова начнёте говорить, все будут уверены в том, что ваша пауза была намеренной и что вы уверенный в себе и продвинутый оратор.

Неуверенный рассказчик боится пустоты, и только опытный оратор хорошо чувствует себя во время тишины. Сделайте одну длинную паузу, чтобы собраться с мыслями, и аудитория автоматически добавит вам очков.

11. Поделитесь удивительным фактом

Найдите удивительный факт или необычную аналогию по теме доклада и поделитесь с аудиторией. Люди любят удивляться. Они запомнят ваше выступление и расскажут о нём друзьям и знакомым.

12. Стремитесь помочь своей аудитории

Большинство ораторов считают целью своего выступления получение немедленной выгоды: например, продвижение сайта или сервиса, расширение круга клиентов.

Думая о выступлении в таком ключе, вы увеличиваете давление и без того стрессовой ситуации. Вместо этого стремитесь к тому, чтобы ваша речь была полезна аудитории.

Когда вы помогаете людям вырасти в профессиональном плане или стараетесь каким-то образом улучшить их жизнь, вы и так получаете выгоду в виде преданных слушателей, известности и новых клиентов.

13. Не оправдывайтесь

Теперь давайте рассмотрим несколько вещей, которые делать не стоит.

14. Заканчивайте подготовку до выступления

Когда вы стоите перед аудиторией, время для подготовки уже прошло. Не проверяйте микрофон, свет, пульт для перелистывания слайдов — сделайте это заранее. Если за техническую сторону вашего выступления отвечают специалисты, заблаговременно узнайте у них, что делать, если что-то пойдёт не так.

Если во время вашего выступления что-то сломалось, постарайтесь выглядеть уверенно, пока решаете проблему (или пока техники налаживают оборудование). Когда что-то идёт не так, самое главное — то, как вы на это реагируете.

15. Не перегружайте свои слайды

16. Никогда не читайте слайды

Ваши слушатели должны скользить взглядом по слайдам. Если им придётся читать, вы потеряете их внимание. Кроме того, вы упустите аудиторию, если сами будете читать слайды во время выступления.

Слайды должны акцентировать ваши слова, подчёркивать какие-то пункты вашего выступления, но не являться этими пунктами.

17. Завоюйте внимание

Вместо того чтобы просить людей выключить мобильные устройства (никто этого не сделает), постарайтесь полностью завоевать их внимание, чтобы у них и мысли не возникло проверить email во время вашего выступления.

Сделайте свою презентацию такой интересной и вдохновляющей, чтобы люди поневоле слушали её от начала до конца. Аудитория не обязана вас слушать, это вы обязаны заставить её слушать.

18. Всегда повторяйте вопросы аудитории

Микрофон есть у каждого оратора, но редко доступен людям из зала. Поэтому, если вам задали вопрос, обязательно повторите его для аудитории, прежде чем начать отвечать.

Во-первых, это поможет всем слушателям понять, о чём идёт речь в вашем ответе. Во-вторых, это даст вам несколько секунд, чтобы найти самый лучший ответ.

19. Повторяйте ключевые пункты

Продумайте структуру своего выступления так, чтобы вы могли иногда повторять ключевые пункты своей речи. Сначала объясните пункт, затем приведите примеры, как можно применить эту информацию в жизни, и закончите описанием конкретных действий в соответствии с рассказанным.

Поскольку никто не может запомнить абсолютно всё, что вы говорили, чем больше вы повторяете ключевые пункты, тем больше шансов, что они отложатся в памяти ваших слушателей и будут использованы в жизни.

20. Будьте кратки

Если на ваше выступление отвели 30 минут, используйте 25. Если вам дали час, говорите в течение 50 минут. Всегда уважайте время своей аудитории и заканчивайте раньше.

Стараясь сократить своё выступление ещё на этапе подготовки, вы отточите свою речь и уберёте из неё всё ненужное.

Закончите пораньше и потратьте оставшееся время, отвечая на вопросы аудитории. Если времени не хватает, предложите слушателям встретиться после презентации, чтобы обсудить непонятные моменты.

Никогда не затягивайте выступление. Это может разрушить положительное впечатление и оставить у аудитории неприятный осадок.

Читайте также: