Какие приспособления растений обеспечивают им размножение и расселение кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Биология – наука о жизни

1.1. Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека

Термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах по данному разделу: гипотеза, метод исследования, наука, научный факт, объект исследования, проблема, теория, эксперимент.

Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу, проблему. К основным методам науки относятся следующие:

Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте. Так, например, при установлении структуры молекулы ДНК Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований. Эта модель вполне удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ДНК. (См. раздел Нуклеиновые кислоты.)

Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте. Наблюдать можно визуально, например за поведением животных. Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса теленка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т.д. Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

Эксперимент (опыт) – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы . Примерами экспериментов являются скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства, выявление роли какого-либо органоида клетки и т.д.

Эксперимент – это всегда получение новых знаний с помощью поставленного опыта.

А1. Биология как наука изучает

1) общие признаки строения растений и животных 2) взаимосвязь живой и неживой природы

3) процессы, происходящие в живых системах 4) происхождение жизни на Земле

А2. И.П. Павлов в своих работах по пищеварению применял метод исследования:

1) исторический 3) экспериментальный 2) описательный 4) биохимический

А3. Предположение Ч. Дарвина о том, что у каждого современного вида или группы видов были общие предки – это:

теория 3) факт 2) гипотеза 4) доказательство

А4. Эмбриология изучает

развитие организма от зиготы до рождения 2) строение и функции яйцеклетки 3) послеродовое развитие человека 4) развитие организма от рождения до смерти

А5. Количество и форма хромосом в клетке устанавливается методом исследования

биохимическим 3) центрифугированием 2) цитологическим 4) сравнительным

А6. Селекция как наука решает задачи

создания новых сортов растений и пород животных 2) сохранения биосферы 3) создания агроценозов 4) создания новых удобрений

А7. Закономерности наследования признаков у человека устанавливаются методом

1) экспериментальным 3) генеалогическим 2) гибридологическим 4) наблюдения А8. Специальность ученого, изучающего тонкие структуры хромосом, называется:

1) селекционер 3) морфолог 2) цитогенетик 4) эмбриолог

А9. Систематика – это наука, занимающаяся

1) изучением внешнего строения организмов 2) изучением функций организма 3) выявлением связей между организмами 4) классификацией организмов

В1. Укажите три функции, которые выполняет современная клеточная теория 1) Экспериментально подтверждает научные данные о строении организмов 2) Прогнозирует появление новых фактов, явлений 3) Описывает клеточное строение разных организмов 4) Систематизирует, анализирует и объясняет новые факты о клеточном строении организмов 5) Выдвигает гипотезы о клеточном строении всех организмов 6) Создает новые методы исследования клетки

1.2. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: гомеостаз, единство живой и неживой природы, изменчивость, наследственность, обмен веществ.

Признаки и свойства живого . Живые системы имеют общие признаки: – клеточное строение . Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Исключением являются вирусы, проявляющие свойства живого только в других организмах. Обмен веществ – совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах. Саморегуляция – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Стойкое нарушение го– меостаза ведет к гибели организма. Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных и тропизмы, таксисы и настии у растений). Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и изменений наследственного аппарата – молекул ДНК. Наследственность – способность организма передавать свои признаки из поколения в поколение. Репродукция или самовоспроизведение – способность живых систем воспроизводить себе подобных. В основе размножения лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток. Рост и развитие – все организмы растут в течение своей жизни; под развитием понимают как индивидуальное развитие организма, так и историческое развитие живой природы. Открытость системы – свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности. Иными словами организм жив, пока в нем происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой. Способность к адаптациям – в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают. Общность химического состава . Главными особенностями химического состава клетки и многоклеточного организма являются соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются. Общность химического состава живых систем и неживой природы говорит о единстве и связи живой и неживой материи. Весь мир представляет собой систему, в основании которой лежат отдельные атомы. Атомы, взаимодействуя друг с другом, образуют молекулы. Из молекул в неживых системах формируются кристаллы горных пород, звезды, планеты, вселенная. Из молекул, входящих в состав организмов формируются живые системы – клетки, ткани, организмы. Взаимосвязь живых и неживых систем отчетливо проявляется на уровне биогеоценозов и биосферы.

1.3. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический . Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах: уровень жизни, биологические системы, изучаемые на данном уровне, молекулярно- генетический, клеточный, организменный, популяционно–видовой, биогеоценотический, биосферный.

Уровни организации живых систем отражают сопод– чиненность, иерархичность структурной организации жизни. Уровни жизни отличаются друг от друга сложностью организации системы. Клетка устроена проще по сравнению с многоклеточным организмом или популяцией. Уровень жизни – это форма и способ ее существования. Например, вирус существует в виде молекулы ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку. Это форма существования вируса. Однако свойства живой системы вирус проявляет, только попав в клетку другого организма. Там он размножается. Это способ его существования. Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями); на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ. Клеточный – уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни. На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие. Организменный – это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма. Популяционно-видовой – уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций. Биогеоценотический – представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания. Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.

А1. Уровень, на котором изучаются процессы биогенной миграции атомов, называется: 1) биогеоценотический 2) биосферный 3) популяционно-видовой 4) молекулярно-генетический А2. На популяционно-видовом уровне изучают:

Часть В В1. Выберите процессы, изучаемые на молекулярно-генетическом уровне жизни 1) репликация ДНК 2) наследование болезни Дауна 3) ферментативные реакции 4) строение митохондрий 5) структура клеточной мембраны 6) кровообращение В2. Соотнесите характер адаптации организмов с условиями, к которым они вырабатывались

С1. Какие приспособления растений обеспечивают им размножение и расселение? С2. Что общего и в чем заключаются различия между разными уровнями организации жизни?

1.1. Часть А. А1 – 3. А2 – 3. А3 – 2. А4 – 1. А5 – 2. А6 – 1. А7 – 3. А8 – 2. А9 –

Часть В. В1 – 2, 4, 5.

1.2. – 1.3. Часть А. А1 – 2. А2 – 2. А3 – 3. А4 – 2. А5 – 4. А6 – 1. А7 – 1. А8 – 4.

Часть В. В1 – 1, 5, 3. В2 . А – 2; Б – 1; В – 2; Г – 1; Д – 1; Е – 2.

Часть С. С1 Запах, окраска, наличие нектара, соответствие формы тела насекомых строению опыляемых цветков.

С2 Общее . Каждый уровень представлен биологической системой, обладающей всеми свойствами жизни (клетка, популяция, биогеоценоз, биосфера). Различия . Уровни отличаются друг от друга сложностью организации и характером взаимодействия составляющих элементов системы. Внутриклеточные взаимодействия элементов менее сложны, чем их взаимодействия в биосфере.

Задание ЕГЭ по биологии
Линия заданий - 25
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

2644. Распространение семян - необходимое условие для существования и процветания растений. Какие приспособления возникли у растений для распространения плодов и семян? Ответ поясните.

1) С помощью животных (зоохория): насекомые (энтохория), птицы (орнитохория), человек и млекопитающие; плоды характеризуются наличием острых зацепок, крючков и зубчиков, которые помогают прикрепиться к шерсти животного, одежде человека и способствуют расселению растений; плоды растений привлекают животных, которые едят их и тем самым также способствуют распространению растений, семена которых расположены внутри плодов: твердая оболочка семян препятствует их перевариванию в ЖКТ животных, они покидают его в неизмененном виде, оказываются на значительных расстояниях от материнского растения
2) С помощью воды: плоды и семена перемещаются с течением воды, не тонут в ней
3) С помощью ветра: некоторые плоды и семена имеют крыловидные выросты, парашютики и пушистые волоски
4) Саморазбрасывание (автохория): некоторые растения выбрасывают свои семена реактивным движением, семена "выстреливают" и распространяются во внешней среде

Ну различные выросты оклоплодника. У одувпнчика, тополя это волоски действующие как парашут, за счет них семя может долго лететь по воздуху. Крылатки клена, ясеня, заставляют плод летеь подобно автожиру. У репейника, череды выросты в виде колючек заставляют семечко цеплятся к шерсти животных и разносится ими. Сочные плоды поедаются животными и семечки разносятся в их кишечнике. У амелы семечки очень липкие и переносятся с дерева на дерево прилипнув к лапам птиц.
Небольшоу уточнение. Какая разиуа между расселением и распространением.

Аэродинамические приспособления такие как небольшая масса, форма
Когда плод служит кормом для животных, которые его прячут в другом месте

Разнос диаспор (спор, семян, плодов) осуществляется ветром (анемохория) , водой (гидрохория) , животными (зоохория) или человеком (антропохория) .

Приспособления некоторых плодов н семян к распространению. Плоды, разбрасывающие семена: 1 — бешеного огурца; 2 — кислицы; 3 — чины. Распространяемые ветром: 4 — айланта; 5 — птелеи; 6 — клевера (6а — плод в продольном разрезе) ; 7 — одуванчика; 8 — ветреницы. Распространяемые животными: 9 — подмаренника (9а — крючковатые щетинки плода) ; 10 — торилиса (10а — шипы плода) ; 11 — осоки; 12 — шалфея (12а — желёзки на плодовой чашечке, выделяющие липкую жидкость) .

Одуванчик - очень оригинальный способ распространения семян.

а вот расселению дуба помогает сойка

У семян некоторых растений есть специальные крючки или колючки, которыми они цепляются за перья птиц, шерсть животных и переносятся на большие расстояния. Такие семена, например, у череды, татарника.

Помимо семян-аэронавтов, есть еще семена-мореплаватели, не тонущие в воде и переселяющиеся через моря и океаны. Именно таким образом появились на острове кокосовые пальмы

Среди семян-путешественников есть и такие, которые сами помогают себе зарываться в землю. Так, плоды аистника и ковыля имеют с одной стороны тонкое острие, а с другой — длинную ость, которая при подсыхании винтообразно скручивается, а при увлажнении раскручивается и таким образом помогает семенам зарыться в землю

Dandelion-seeds-wind-Seed-dispersion.jpg

Необходимость расселения

Растительные организмы, в отличие от животных, не могут менять ареал, перемещаться с места на место для освоения новых территорий – они, как правило, прикреплены к почве. Но в процессе эволюции у них выработались приспособления для распространения – зачатки, то есть диаспоры. У высших растений это споры, цветковых – семена и плоды, голосеменных – семена.

сохранения вида растения;

расширения среды обитания;

пережидания экстремальных условий в состоянии покоя;

поддержания фитоценоза – постоянного состава растительного сообщества.

347350-admin.jpg

Способы распространения

Существует два варианта диссеминации, которая происходит во времени и пространстве.

Автохория

Так называется распространение плодов и семян, происходящее само собой. Автохория делится на три формы:

барохория – созревшие тяжелые диаспоры падают на землю под собственным весом. Это свойственно пальмам, сорнякам, сложноцветным с тяжелыми семенами и плодами;

геокарпия – завязи (плоды), к примеру, арахиса и некоторых разновидностей фиалок, зарываются глубоко в почву, а потом развиваются;

автомеханохория – созревшие семена разбрасываются произвольно. Это происходит при внешнем воздействии или без такового.

О последнем способе – саморазбрасывании, стоит рассказать отдельно. Происходит это так. Высохший стручок боба (гороха, фасоли) закручивается, растрескивается по шву и плоды разлетаются.

133597111_5284814_spritzgurke100_vgseapremiumxl.jpg

Автомеханохория считается самой неэффективной для распространения, ведь семена отлетают не слишком далеко от «материнского растения.

Аллохория

В этом случае растения используют для расселения внешние факторы: человека и животных, ветер, воду.

Зоохория (распространение плодов и семян животными), в свою очередь, подразделяется на такие варианты:

эндозоохория. Звери и птицы поедают сочные плоды ягод, последние, благодаря твердой оболочке, без повреждений проходят через органы пищеварения и выходят наружу с продуктами жизнедеятельности;

эпизоохория. Семена, оснащенные специальными приспособлениями в виде колючек, клейких веществ, крючков и т. п. прикрепляются к лапам, коже, шерсти, перьям. Так фауна (не будем забывать и о насекомых) пассивно участвует в разнесении флоры по довольно обширной территории;

синзоохория. Белки, мыши, сойки и др., запасая пищу, растаскивают пригодные в пищу плоды, делают запасы и часто о них забывают. Кстати, благодаря этому на пожарищах и вырубках восстанавливаются леса.

1318688.jpg

Антропохория – участие в расселении растений человека. Люди во все времена вели активную хозяйственную деятельность и были довольно мобильными, что положительно повлияло и на развитие растительного мира. Механизмы такого распространения:

агестохория. Делится на преднамеренную – специальный завоз культур на другие континенты (картофеля и пр. из Америки) и непреднамеренную – случайное перемещение семян с другими грузами (так из Сибири коноплеволистная крапива в шерсти попала в Европу);

спейрохория. Яркий пример – сорные растения высеваются вместе с полезными культурами благодаря их внешней похожести;

эргазиохория. Диаспоры распространяются сельскохозяйственной техникой и орудиями в ходе обработки угодий.

Анемохория – разнос семян ветром. Этот способ самый частый, но не самый лучший. Им пользуются растения с легкими семенами, подразделяющимися на три группы:

парящими. Они обладают малым весом и размером – могут даже иметь вид пыли, имеют обеспечивающие долгий полет не мокнущие парашютики, хохолки, волоски;

планирующими. Они снабжены крылатками – выростами, способствующими полету по снижающейся траектории;

напоминающими дирижабль (клевер земляничный).

s1200.jpg

Гидрохория – распространение водой (реками, морскими течениями, ручьями). Семена таких растений покрыты густым ворсом или воском, благодаря чему не смачиваются. Отличные плавающие свойства им предают слизистые чехлы и воздухоносные полости.


Таким способом пользуются растения, расположившиеся вдоль берегов водных объектов или непосредственно в них: рдест, кувшинка, ежеголовник. К ним относится кокосовая пальма: мякоть кокоса волокнистая, содержит большой объем воздуха, поэтому орех не тонет и может успешно доплыть до другого острова.

1.jpg

Природа очень рационально распоряжается своими активами, позволяя всем живым организмам успешно взаимодействовать друг с другом, эволюционировать и, благодаря, этому выживать.

Читайте также: