Как сделать школу лучше или социальный капитал как приоритет

Обновлено: 30.06.2024

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, поэтому актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей содержания образования. Формирование универсальных учебных действий развивает способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В основной школе формирование и развитие УУД осуществляется в рамках урочной, внеурочной и внешкольной деятельностей. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

ВложениеРазмер
8.10.2015.doc 71 КБ

Предварительный просмотр:

Слабкова Галина Петровна

Социальный капитал школы как средство обеспечения развития УУД

Требования внешней среды

Ссылка (документ, цитата, другое)

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, поэтому актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей содержания образования. Формирование универсальных учебных действий развивает способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В основной школе формирование и развитие УУД осуществляется в рамках урочной, внеурочной и внешкольной деятельностей. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

«Так же, как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий.

Учителя, работающие в основной школе, не знакомы с организацией учебного процесса начальной школы по формированию УУД.

Не созданы условия в ОУ для изменения образовательного процесса.

Опыт учителей начальной школы на уровне ООО не тиражируется.

Отсутствие анализа мониторинга по развитию УУД в начальной школе и его результатов.


Программа инновационной деятельности спланирована по 5-ти основным направлениям :

- организационно - управленческое обеспечение;

- информационно - аналитическое обеспечение;

- научно - методическое обеспечение;

- работа с педагогами;

- психолого - педагогическое сопровождение.

Реализация инновационного проекта будет осуществляться поэтапно и включает в себя:

- подготовительный этап (январь 2019 – август 2019);

-рефлексивно - диагностический этап (сентябрь 2019 – январь 2020);

- практический этап (февраль 2020 – декабрь 2020);

- обобщающий этап (январь 2021 – август 2022).

АННОТИРОВАННЫЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Эффективность работы педагога в инновационном проекте, а значит и образовательного учреждения в целом, во многом зависит от умения педагога управлять своим психическим состоянием, сохранять
профессиональную форму.

От своевременного решения проблем восстановления профессионального здоровья педагогов во многом зависит здоровье детей, которое является важнейшим показателем благополучия школы, ее успешности на рынке образования.

Профессиональное здоровье педагога - это способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие
личности.


Бублий Н.Г. ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ: КАК ГРУППОВАЯ РАБОТА СПОСОБСТВУЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLIX междунар. науч.-практ. конф. № 2(49). – Новосибирск: СибАК, 2015.

Работа в группах дает возможность развития навыков социальной личности (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков). В процессе общения необходимо правильно оценивать свои собственные поступки, находить способы совместного решения проблем, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания.

Работа посвящена групповой работе на уроках биологии с элементами критического мышления.


Гин. А. Приемы педагогической техники.- М.: ВИТА?ПРЕСС, 2013-112 с.

Книга адресована: учителю или воспитателю, который хочет, чтобы на уроках было интересно и ему и детям, но не имеет времени отыскивать идеи в лавине педагогичекой литературы; ученикам и их родителям,которые хотят подсказать учителю, как сделать уроки интереснее.

Пит Дадли Lesson Study: руководство

Настоящее издание представляет собой руководство по использованию подхода Lesson Study в целях развития и совершенствования процессов преподавания и обучения. Издание окажет помощь в:  применении Lesson Study в школах;  планировании, проведении и анализе Lesson Study;  вовлечении учащихся в процесс Lesson Study;  передаче коллегам практических знаний, полученных в результате использования Lesson Study.


Куксо Е. 10 эффективных способов улучшения качества преподавания в школе

Книга представляет собой практическое пособие, посвященное актуальным дидактическим проблемам развития школы. Автор легко и популярно обсуждает вопросы о том, как внедрить систему обмена опытом между учителями школы и как сделать этот процесс интересным для них, как организовать систему наблюдения на уроке, как внедрять и отслеживать введение новых методов ведения уроков учителями с разным профессиональным опытом, закрепленных в федеральных государственных образовательных стандартах. В книге представлено необходимое методическое обеспечение решения рассматриваемых проблем: бланки и таблицы целей и объектов педагогического наблюдения, методические рекомендации для учителей. Книга может быть полезна и интересна широкому кругу педагогической общественности: директорам школ, их заместителям, педагогам, заведующим методическими объединениями


Куксо Е. Миссия выполнима: как повысить качество обучения в школе

Много практики и самая необходимая теория — вот ключевая формула этой книги. Из нее вы узнаете: как пошагово внедрить систему обмена опытом в школе, за чем важно наблюдать на уроке, как преодолевать сопротивление изменениям внутри коллектива, как повысить социальный капитал школы и тем самым сделать образование более качественным и доступным. Издание адресовано директорам школ и их заместителям, заведующим методическими объединениями и учителям, которым небезразлично качество их уроков.

Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей

Лемов Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей:пер. с англ.- Москва, 2014 - 319 с.

Если вы учитель, желающий улучшить успеваемость учеников, прочитайте эту книгу. Если же вы руководитель, преследующий ту же цель, закупите эту книгу для своей школы! Она поможет каждому преподавателю повысить педагогическое мастерство, потому что описанные в ней методы, применяемые самыми успешными учителями, способен освоить каждый, а опробовать их можно сразу после прочтения. Вопросы в конце каждой главы помогут вдумчиво проанализировать материал и перспективы его использования на практике

От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений

Лемов Д. От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений.- Москва, Берлин, 2013-204 с.

Эта книга для тех, кто постоянно совершенствуется сам и обучает других. Правильно организованное обучение может вознести любые начинания на недосягаемые высоты. Благодаря своду простых правил, предложенных авторами, вполне реально достичь совершенства практически во всех сферах жизни.

Мандель Б.Р. Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре.- Москва, Берлин, 2017-342 с.

Учебное пособие создано для магистрантов как будущих преподавателей учебных заведений, готовящих психологов, педагогов. Пособие представляет собой курс с инновационным расположением учебного материала в соответствии с модульным распределением тематики.

Мандель Б.Р. Философия образования: учебное пособие для обучающихся в магистратуре .- Москва-Берлин, 2017-501 с.

Учебное пособие создано для магистрантов как будущих преподавателей учебных заведений, готовящих психологов, педагогов. Пособие представляет собой курс с инновационным расположением учебного материала в соответствии с модульным распределением тематики.

Мандель Б.Р. Инновационные технологии педагогической деятельности.- Москва-Берлин, 2016 - 260 с.

Книга будет полезна и интересна педагогам, всем, интересующимся иннновационными технологиями педагогической деятельности в качестве составляющей профессионального мастерства педагогов.

В учебном пособии раскрыты концептуальные основы инновационного обучения - теория педагогической инноватики, современные подходы педагогической науки; включен большой набор апробированных и разработанных авторами новых методов обучения; даны рекомендации по структурированию учебного материала, сценарии проведения занятий, предложены интересные и занимательные факты из истории, теории и практики обучения. Пособие предназначено для преподавателей, организаторов, тренеров учебного процесса, студентов педагогических специальностей, и всех тех, кто интересуется проблемами современного образования.

Руководство для учителей по реализации подхода Lesson Study.- Астана, 2013


Ушаков К.М. Как сделать школу лучше или Социальный капитал как приоритет

Очередная книга известного читателю автора продолжает тему развития образовательных организаций в условиях ограниченных ресурсов. В настоящее время актуальным становится поиск внутренних возможностей школы, работа с ресурсами ее реальной структуры. Опора на такие ресурсы позволяет решить проблему профессионального развития педагогов. В книге рассмотрены способы решения этой проблемы за счет увеличения социального капитала школ, совершенствования профессионального взаимодействия участников образовательного процесса. Книга содержит описание созданного автором инструмента измерения социального капитала школы и возможностей его использования в практической деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система образования в России сегодня претерпевает существенные изменения: внедряются новые стандарты образования, всё больше в школу проникают информационно-коммуникационные технологии, образование становится децентрализованным.


СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА

С.Н. Митрофанова

канд. пед. наук (Братск)

и информационных технологий

Общество – свод камней, который обрушился бы,

если бы один не поддерживал другого.

Система образования в России сегодня претерпевает существенные изменения: внедряются новые стандарты образования, всё больше в школу проникают информационно-коммуникационные технологии, образование становится децентрализованным.

В то же время сопоставительный анализ Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) показал, что условия перехода на стандарты нового поколения требуют от школ изменения образовательной парадигмы. Образование сегодня – это результат коллективных действий. В стандарте нового поколения это отражается в требованиях к результатам обучения: формирование универсальных учебных действий, личностные, метапредметные и предметные результаты. Одним из главных требований нового стандарта является освоение учащимися способов совместной деятельности. Кроме этого, школа 21 века предъявляет конкретные требования к педагогическому сообществу в части сотрудничества.

Однако в образовательных учреждениях ситуация обостряется в части профессиональных коммуникаций между педагогами. Этот факт обусловлен, в первую очередь, внедрением новой системы оплаты труда, которая поощряет индивидуальные результаты.

В этой связи менеджер образовательной организации должен искать внутренний резерв развития школы, который будет соответствовать образовательной парадигме. Ресурс развития школы мы видим в развитии потенциала учителя через осуществление изменений, связанных со способностью людей объединяться для достижения общей цели, что в конечном итоге должно привести к накоплению социального капитала и развитию образовательной организации.

Между тем социальный капитал – это не просто множество общественных институтов, а то, что удерживает их вместе, обеспечивает связь между ними посредством горизонтальных связей и норм.

Социальный капитал - феномен, имеющий общественную, а не индивидуальную природу. А. Портес, американский социолог, предполагает, что социальный капитал присущ самой структуре человеческих отношений, так как будучи связанным с другими людьми, человек получает множество преимуществ. Таким образом, социальный капитал не может находиться в чьей-либо собственности, он представляет собой общественное благо, которым могут пользоваться все.

Социальный капитал - понятие, введенное П. Бурдье в статье “Формы капитала” (1983) для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод.

В нашем понимании, социальный капитал - способность педагогического сообщества к самоорганизации и совместным действиям. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда стоящие перед обществом задачи не могут быть решены простой суммой индивидуальных действий педагогов, не координирующих свои действия друг с другом. Чтобы добиться успеха, они должны, так или иначе, действовать сообща.

Закономерно возникает вопрос: а существует ли внутри образовательной организации что-то, что способно обеспечить устойчивое развитие школы.

Данное утверждение является, скорее, предположением, но предполо­жением достаточно вероятным: размеры социального капита­ла сообщества во многом определяются установившимся в нем уровнем доверия, а измерения уровня доверия в российском об­ществе дают невысокие результаты [2].

Под социальным капиталом в данном контексте мы понима­ем способность добровольно объединяться в устойчивые группы для достижения какой-либо цели или решения проблемы. Иначе говоря, это способность образовывать устойчи­вые сети и действовать в этих сетях.

Естественно предположить, что низкий уровень сложности этих сетей, малое количество устойчивых профессиональных связей в школьных коллективах означает, что педагогу закрыт доступ к чу­жому человеческому капиталу, к чужому знанию, к обучению внутри организации. А значит, профессиональное развитие педагога про­исходит преимущественно с использованием внешних ресурсов.

Организация, стремящаяся к развитию и пытающаяся решать стоящие перед ней задачи не только за счет внешних, но и за счет внутренних ресурсов, неизбежно должна иметь сложную вну­треннюю структуру. Эта сложность обеспечивается наличием эффек­тивных, устойчивых профессиональных связей, групп с различ­ными интересами и мнениями.

• как реально устроена структура нашей школы;

• кто составляет профессиональное ядро;
• каков уровень профессионального доверия в нашей организации;
• происходит ли у нас в школе реальный обмен знаниями, опытом и групповая деятельность;
• как оценивается педагогами педагогический профессионализм управленцев (директор, заместители, зав. методобъединениями);
• кто из педагогов и с кем взаимодействует по профессиональным вопросам;
• кого ваши педагоги считают лучшими учителями и к кому обращаются за советом.


Мы видим на рисунке квадратики это люди, стрелки - связи между ними. Интерпретируя рисунок можно указать на наличие профессиональных связей в школе. Однако связи (стрелки) есть как односторонние, так и двусторонние. Что такое на практике односторонняя связь? Это когда к вам с доверием, интересом, уважением, а вы нет. Отсутствует встречное доверие, уважение, интерес. В этом случае нет доступа к человеческому капиталу, знаниям, опыту квалификацию.

Представим на этой картинке только двухсторонние (взаимные) связи. Картинка получилась следующая:


По итогам полного исследования были предприняты управленческие решения в целях создания среды, комфортной для работы профессионалов.

Необходимо отметить, что для преумножения социального капитала необходимо уделять особое внимание доверию между коллегами. Доверие – это то, на чем основывается социальный капитал, его необходимое условие.

Доверие – это сложная этическая категория, определяемая как отношение к действиям другого лица и к нему самому, которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности, искренности.

Можно выделить несколько наиболее существенных признаков существования феномена доверия:

Доверие – это нравственное отношение между людьми.

В доверии необходимо знание друг друга.

Доверие – это полностью добровольное проявление, оно не может быть вызвано насильственно.

Доверие осуществляется как передача сокровенных мыслей и чувств.

Таким образом, инвестиции в развитие социального капитала – это необходимость для общеобразовательных организаций. Как же это осуществляется на практике?

Существуют такие практические формы инвестиций в развитие социального капитала образовательной организации, как:

1. Установление связей.

К коммуникативным потребностям школы, преумножающим ее социальный капитал, относятся потребность в информации, потребность в получении обратной связи, и, конечно, во взаимопонимании и сотрудничестве как внутри самой организации, так и с другими общественными структурами и аудиториями. Коммуникативный менеджмент – та прикладная дисциплина в управлении, которая призвана эти потребности удовлетворять.

2. Укрепление доверия.

Доверие начинается с демонстрации такого стабильного поведения, которое не вызывало бы недоверия, то есть с прозрачной и справедливой политики организации по отношению к сотрудникам. Важно также, чтобы руководство само демонстрировало доверие к сотрудникам. Достаточно часто дисциплины в организации пытаются достигнуть путем тотального контроля над сотрудниками введения системы наказаний. Естественно, укреплению доверия такие методы не способствуют, и вообще не могут быть эффективными, как и любое негативное подкрепление, используемое без сочетания с подкреплениями позитивными.

3. Развитие сотрудничества.

В высокоразвитых организациях, как правило, существуют четкие и стойкие нормы относительно сотрудничества. В формировании готовности к сотрудничеству важнейшую роль играет система целей организации.

Необходимо в контексте развития социального капитала в образовательной организации выделить характеристики, отличающие эффективные отношения от неэффективных:

осведомленность о том, какими знаниями владеют люди, к которым можно обратиться с вопросами (знание);

возможность своевременно получить доступ к этому человеку (доступность);

степень свободы взаимоотношений, способствующая обучению и творчеству (свобода).

Высокий уровень социального капитала является ключевым фактором инновационного развития образовательной организации.

Уровень социального капитала школы будет расти, если удастся реализовать следующие изменения:

Повысить открытость организации;

Создать школьную среду сотрудничества, доверия и распространения знаний как основу для содействия и координации педагогов;

Выработать согласованную в педагогическом коллективе систему ценностей и профессиональных установок;

Развить навыки самоанализа у педагогов;

Минимизировать угнетённость учителей;

Использовать чувство причастности к группе в пользу проводимых изменений.

Социальный капитал на сегодняшний день является главным объектом менеджера, так как качество организации (качество профессиональной сети) непосредственно влияет на образовательную успешность школы.

Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. - СПб. : Питер, 2007.

Ерошенков С.Г. Генезис инновационной экономики в России. - М. : МАКС Пресс, 2009.

Идиатуллин А.В. Социокультурные константы развития высшего образования в России: история и современность/А.В. Идиатуллин// Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2008. Т. 16. № 4. С. 53-62.

Идиатуллин А.В. Культурные детерминанты модернизации системы высшего гуманитарного образования в Республике Татарстан/ А.В. Идиатуллин//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2005. № S3. С. 81-86

Натхов Т.В. Образование и доверие в России. Эмпирический анализ // Экономический журнал ВШЭ. - М. : ИД ГУ-ВШЭ, 2011.

Ушаков К.М. Управление школой: кризис в период реформ. - Москва : Сентябрь, 2011.

Филонович С.Р. Модели жизненного цикла организации как средства диагностики // Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / С.Р. Филонович. - М. : НИГО, 2004.

Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы. - М. : Сентябрь, 2011.

Ушаков К. М. Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет / К.М. Ушаков; ответственный редактор: кандидат педагогических наук М.А. Ушакова. - Москва : Сентябрь, 2017. - 159 с. : ил. ; 21 см. - (Библиотека журнала Директор школы . Управление ; № 4, 2017). - Библиогр. в подстроч. примеч.

Купить

Реферат по теме Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет

Курсовая по теме Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет

ВКР/Диплом по теме Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет

Диссертация по теме Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет

Заработать на знаниях по теме Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях

санитарный день: последний вт месяца
Пн: 12:00-19:00
Вт: 12:00-19:00
Ср: 12:00-19:00
Чт: 12:00-19:00
Пт: 12:00-19:00
Вс: 12:00-19:00

Пн: 10:00-14:00 15:00-18:00
Вт: 10:00-14:00 15:00-18:00
Ср: 10:00-14:00 15:00-18:00
Чт: 10:00-14:00 15:00-18:00
Вс: 10:00-14:00 15:00-18:00

--> --> Тюменская область, Тюмень городской округ, Тюмень, Восточный округ, Войновка
Станционная, 18а

санитарный день: последний чт месяца
Вт: 10:00-19:00
Ср: 10:00-19:00
Чт: 10:00-19:00
Пт: 10:00-19:00
Сб: 10:00-13:00 13:30-18:00
Вс: 10:00-13:00 13:30-17:00

Пн: 09:00-13:00 15:00-17:00
Вт: 09:00-13:00 15:00-17:00
Ср: 09:00-13:00 15:00-17:00
Чт: 09:00-13:00 15:00-17:00
Пт: 09:00-13:00 15:00-17:00

--> --> Республика Удмуртия, Ижевск городской округ, Ижевск, Индустриальный район, Центр
Ломоносова, 4Б

Центральная библиотечная система Липецкого муниципального района, МБУК, поселенческая библиотека, с. Косыревка

Вт: 10:00-14:00 15:00-18:12
Ср: 10:00-14:00 15:00-18:12
Чт: 10:00-14:00 15:00-18:12
Пт: 10:00-14:00 15:00-18:12
Сб: 10:00-14:00 15:00-18:12

зимний период: вт-сб 10:00-18:00; пн выходной; санитарный день: последняя пт месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-17:00

--> --> Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Невский район, МО №56 "Оккервиль"
Большевиков проспект, 8 к1

зимний период: пн-пт 11:00-19:00; сб 10:00-18:00; санитарный день: последний чт месяца
Пн: 11:00-19:00
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00

--> --> Хабаровский край, Хабаровск городской округ, Хабаровск, Индустриальный район, Красная Речка
Мате Залки, 50

санитарный день: последняя пт месяца
Пн: 09:00-18:00
Вт: 09:00-18:00
Ср: 09:00-18:00
Чт: 09:00-18:00
Пт: 09:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

санитарный день: первый чт месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Сб: 10:00-17:00

Читайте также: