В чем противоречивость и ограниченность толстовской модели общества будущего кратко

Обновлено: 05.07.2024

Объясните, почему учение Л. Толстого (1828—1910) о смысле жизни, нравственном совершенствовании и ненасилии оказало существенное влияние на мировую культуру. В чем противоречивость и ограниченность толстовской модели общества будущего?

Толстой считал ненасилие не разновидностью покорности и смирения (квиетизма), а средством преодоления насилия, средством сопротивления насилию. Ему знакомо было то, чем завершаются все революции, и он искал другие пути устранения социального зла. Толстой разработал целую программу неучастия в государственном (и ином) насилии.

Чтобы изменить общество нужно начать с себя. Писатель сам являл собой пример такого нравственного преображения и очищения. И все его величайшие произведения принизаны этой идеей.

Но простить друг друга могут только одинаковые по силе духа, воспитанию люди, люди разные и не понимающие друг друга простить друг друга часто не могут. Зло обязательно должно наказываться, в этом должны убеждаться те, кто не может простить и не уверен, что закон будет справедлив.

Стремление к совершенству - ключевая идея утопического проекта.

3. К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани, С. Тулмин.


  1. М. Хайдегге, К. Ясперс Жан-Поль Сартр ,Г. Марсель, Альбер Камю


1. за философскую основу всего берет опыт

2. философия должна заниматься логическим анализом языканауки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.

1. Рациональный метод познания

2. Человек как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы

3. Обращение к проблемам нравственности.

5. Практическая направленность.

6. Связь с отечественной культурой.

2. Религиозный космологизм.

3. Проблемы гуманизма.

4. Проблемы жизни и смерти

5. Проблемы творчества.

6. Проблемы добра и зла.

7. Проблемы власти и революции.

Задание 2. Заполните таблицу

Христианская философия

Православное богословие

систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии.

Интуитивный персонализм

Экзистенциализм

Славянофильство и почвенничество

Утопический социализм

Русский символизм

Западничество

Позитивизм

Космизм

П.Д. Успенский

Оккультизм

Б.Н. Чичерин

Эпистемология , логика и метафизика

Л.Н. Толстой

Анархизм

И.М. Сеченов

Материализм и нигилизм

В.И. Ленин

Социалисты и марксисты

Объясните, почему учение Л. Толстого (1828—1910) о смысле жизни, нравственном совершенствовании и ненасилии оказало существенное влияние на мировую культуру. В чем противоречивость и ограниченность толстовской модели общества будущего?

Главными принципами учения Л.Толстого являются: непротивление злу насилием, всеобщая любовь и нравственное самосовершенствование личности, опрощение .

Задание 5. Охарактеризуйте философские воззрения А. Герцена (1812—1870), ответив на вопросы:

К какому философскому направлению принадлежит мыслитель?

Как обосновывается им принцип материальности мира природы и истории, принцип их диалектического развития?

Каково отношение мыслителя к проблеме познаваемости мира, взаимоотношениям философии и естествознания?

Чернышевский верил, что неограниченная наследственная монархия особенно предназначена для защиты угнетенных и носит надклассовый характер. Незаслуженные страдания людей вообще и хороших людей в частности являлись для него доказательством несуществования Бога. Основной целью его жизни было свержение монархии посредством безжалостной крестьянской революции.

В биологии Чернышевский был сторонником учения трансформизма, но относился с величайшим презрением к теории Дарвина о борьбе за существование как факторе эволюции. Он утверждал, что борьба за существование вследствие чрезмерного размножения и недостатка пищи является злом для организма и приводит к дегенерации, а не к усовершенствованию. Если бы борьба за существование являлась главным фактором эволюции, то органическая жизнь, как полагает Чернышевский, исчезла бы вообще и была замещена неорганическими соединениями, которые более устойчивы, чем организмы.

По мысли Чернышевского, содержание и характер философской деятельности передовых общественных сил должны определяться не отвлеченным содержанием самих философских вопросов — как бы значительны они ни были сами по себе,— но прежде всего тем практическим значением, которое постановка и разрешение этих вопросов должны иметь в деле революционного раскрепощения общества и его подъема — а высшую ступень развития.

1 В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 17, стр. 210. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте — с указанием тома и страницы.

Он часто бывал грубо тенденциозен в своих попытках подтвердить выводы свои непосредственно взятой действительностью, но действительность, даже и подтверждая иногда тенденцию пассивизма, все-таки указывала направление, единственно достойное человека — к активизму, к непосредственному вмешательству в жизнь человеческой воли и разума.

У самого Толстого есть запись, которая с необычайной ясностью показывает основу его изменчивости. Как бы возражая самому себе, Толстой пишет в дневнике 1892 го-

1 М. Горький, История русской литературы, Гослитиздат, М. 1939, стр. 296.

2 Там же, стр. 295, 296.




1 Устойчивого (англ.).

1 М. Горький, История русской литературы, стр. 294 — 295.

1 П. И. Бирюков, Биография Л. Н. Толстого, т. 1, изд. 3-е, Госиздат, М. — Пг. 1923, стр. 55.

Следующая, более высокая стадия этих занятий, которую Толстой проходит уже на Кавказе, — изучение других людей на основе пройденной диалектики собственной душевной жизни. Так последовательно и стройно развивается программа его университета, построенная на проблеме человека ж общества. На деле оказывается, что этот университет, придуманный Толстым будто бы для самоусовершенствования, представляет собой своеобразную

1 Великосветской важности (франц.).

2 Ложного стыда (франц.).

3 Дурному расположению духа (франц.).

1 П. В. Анненков, Литературные воспоминания, Гослитиздат, М. 1960, стр. 416.

3 Там же, т. 3, стр. 175.

Советчики и воспитатели получают отставку. Последним советчиком и ментором, на время увлекшим Толстого своей ученостью, был гегельянец Б. Н. Чичерин. Он посмеивался над разрушительными набегами Толстого на философию, над его недоверием к истинам, над его своеобразной кустарной диалектикой, ниспровергающей все выводы разума и науки. «Как тебе трудно дойти до

2 Там же стр. 280.

3 Там же, стр. 291.

1 П. В. Анненков, Воспоминания и критические очерки, т. 2, СПб. 1879, стр. 292.

Вместо простого понимания сложных вещей, которого требовал от него Чичерин, Толстой демонстрирует сложное понимание простых вещей. В эпилоге он высмеивает историческую науку, которая делает вид, что «имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исто-

1 Письмо Некрасова к Л. Толстому от 29 августа 1857 года. — Н. А. Некрасов, Полн. собр. соч. и писем, т. 10, Гослитиздат, М, 1952, стр. 360.

2 М. Горький, История русской литературы, стр. 295

старого передового дворянства. Он сам чувствовал это, когда в ответ на речь Александра II (1858) писал в своей язвительной записке: «Рескрипт о освобождении только отвечал на давнишнее, так красноречиво выражавшееся в нашей новой истории желание одного образованного сословия России — дворянства. Только одно дворянство со времен Екатерины готовило этот вопрос и в литературе, и в тайных и не тайных обществах, и словом и делом. Одно оно посылало в 25 и 48 годах, и во все царствование Николая, за осуществление этой мысли своих мучеников в ссылки и на виселицы и, несмотря на все противодействие правительства, поддержало эту мысль в обществе и дало ей созреть так, что нынешнее слабое правительство не нашло возможным более подавлять ее.

1 В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 17, стр. 210. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте — с указанием тома и страницы.

Он часто бывал грубо тенденциозен в своих попытках подтвердить выводы свои непосредственно взятой действительностью, но действительность, даже и подтверждая иногда тенденцию пассивизма, все-таки указывала направление, единственно достойное человека — к активизму, к непосредственному вмешательству в жизнь человеческой воли и разума.

У самого Толстого есть запись, которая с необычайной ясностью показывает основу его изменчивости. Как бы возражая самому себе, Толстой пишет в дневнике 1892 го-

1 М. Горький, История русской литературы, Гослитиздат, М. 1939, стр. 296.

2 Там же, стр. 295, 296.

1 Устойчивого (англ.).

1 М. Горький, История русской литературы, стр. 294 — 295.

1 П. И. Бирюков, Биография Л. Н. Толстого, т. 1, изд. 3-е, Госиздат, М. — Пг. 1923, стр. 55.

Следующая, более высокая стадия этих занятий, которую Толстой проходит уже на Кавказе, — изучение других людей на основе пройденной диалектики собственной душевной жизни. Так последовательно и стройно развивается программа его университета, построенная на проблеме человека ж общества. На деле оказывается, что этот университет, придуманный Толстым будто бы для самоусовершенствования, представляет собой своеобразную

1 Великосветской важности (франц.).

2 Ложного стыда (франц.).

3 Дурному расположению духа (франц.).

1 П. В. Анненков, Литературные воспоминания, Гослитиздат, М. 1960, стр. 416.

3 Там же, т. 3, стр. 175.

Советчики и воспитатели получают отставку. Последним советчиком и ментором, на время увлекшим Толстого своей ученостью, был гегельянец Б. Н. Чичерин. Он посмеивался над разрушительными набегами Толстого на философию, над его недоверием к истинам, над его своеобразной кустарной диалектикой, ниспровергающей все выводы разума и науки. «Как тебе трудно дойти до

2 Там же стр. 280.

3 Там же, стр. 291.

1 П. В. Анненков, Воспоминания и критические очерки, т. 2, СПб. 1879, стр. 292.

Вместо простого понимания сложных вещей, которого требовал от него Чичерин, Толстой демонстрирует сложное понимание простых вещей. В эпилоге он высмеивает историческую науку, которая делает вид, что «имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исто-

1 Письмо Некрасова к Л. Толстому от 29 августа 1857 года. — Н. А. Некрасов, Полн. собр. соч. и писем, т. 10, Гослитиздат, М, 1952, стр. 360.

2 М. Горький, История русской литературы, стр. 295

старого передового дворянства. Он сам чувствовал это, когда в ответ на речь Александра II (1858) писал в своей язвительной записке: «Рескрипт о освобождении только отвечал на давнишнее, так красноречиво выражавшееся в нашей новой истории желание одного образованного сословия России — дворянства. Только одно дворянство со времен Екатерины готовило этот вопрос и в литературе, и в тайных и не тайных обществах, и словом и делом. Одно оно посылало в 25 и 48 годах, и во все царствование Николая, за осуществление этой мысли своих мучеников в ссылки и на виселицы и, несмотря на все противодействие правительства, поддержало эту мысль в обществе и дало ей созреть так, что нынешнее слабое правительство не нашло возможным более подавлять ее.

Сам Толстой утверждал, что однажды один из гостей Ясной Поляны спросил его - почему Вы, проповедующий любовь к народу, милосердие и лучшие христианские добродетели, почему Вы не раздадите свои богатейшие земельные наделы бедствующим в округе крестьянам? Сам Толстой утверждал, что слушал он эти слова, а по его щекам катились слезы горечи и обиды. Он ничего не ответил. Повернулся и ушел. Он не стал раздавать свои земли. Немного придя в себя он продолжил работу над своим очередным бессмертным творением о великой силе бескорыстной помощи ближним своим.

В. И. Ленин абсолютно ПРАВ, называя Толстого ЮРОДСТВУЮЩИМ барином . С одной стороны у Толстого неприятие РПЦ с её торгашеской меркантильностью, по отношению к своей пастве, с другой стороны - полная каша в голове у Толстого из ОСНОВНЫХ понятий мировой культуры и политики ( это от безграмотности и дилетантизма), с третьей стороны - у Толстого гипер-самоуверенность в СВОИХ самодельнонадуманных маловразумительных ПРИНЦИПАХ, а с четвертой стороны - однозначный ПИСАТЕЛЬСКИЙ талант от Бога.

Он писал о себе, как о верующем:
- Я бы очень рад был, если бы вы были бы одной веры со мной. Вы вникните немножко в мою жизнь. Всякие успехи жизни – богатства, почестей, славы – всего этого у меня нет. Друзья мои, семейные даже, отворачиваются от меня. Одни – либералы и эстеты – считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие – революционеры и радикалы – считают меня мистиком, болтуном: правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом. Признаюсь, что это тяжело мне… И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина, тогда все будет прекрасно.

Но дел веры у него не было, заповеди Божии он не исполнял в точности, как написано.

Читайте также: