Регулятивные ууд во внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни. Всё более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды.

В составе универсальных учебных действий выделяют четыре блока: личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли);познавательные (общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и т.д.), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и т.д.), действия постановки и решения проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)). Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках

Личностные результаты

Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор

Регулятивные универсальные учебные действия

Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

Познавательные УУД Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Коммуникативные УУД

Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми.

Личностные универсальные действия

Личностные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Отражают способность обучающегося строить

учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее

компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль,

Познавательные универсальные учебные действия

Система способов познания окружающего мира,

построения самостоятельного процесса поиска,

исследования и совокупность операций по обработке,

систематизации, обобщению и использованию

Коммуникативные универсальные действия

Обеспечивают возможности сотрудничества: умение

слышать, слушать и понимать партнера, планировать и

согласованно выполнять совместную деятельность,

распределять роли, взаимно контролировать действия

друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию,

правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку

друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем,

так и со сверстниками; самостоятельная организация

речевой деятельности в устной и письменной форме.

Различают три группы планируемых результатов:

1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.

3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни, мотивация.

Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс? Ведь в настоящее время не все учебно-методические комплекты содержат задания, направленные на их формирование.

Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Проектная деятельность

Работа над проектамигармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения

регулятивныхметапредметных результатов.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметныхкоммуникативныхумений.

Личностныерезультаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации, как в учении, так и в повседневной жизни.

В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:

первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;

третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и работа с обучающей презентацией, и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения.

Следует так же отметить, что стандарты нового поколения включают в базисный учебный план часы на внеурочную деятельность младших школьников, которые можно использовать, в том числе и для организации их исследовательской деятельности.

Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.

Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.

Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НЕОБХОДИМО:

Создать атмосферу успеха.

Помогать ребёнку учиться легко.

Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях.

Не скупиться на поощрения и похвалу.

Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

Но одним из самых важных и непременныхусловий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.

В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности.

Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.

Внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения и воспитательной деятельности. Активность человека и есть всеобщая форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности. Создание для этого условий – важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования. Воспитание, рассматривают не как самостоятельный вид, а как функцию свойственную любой педагогической деятельности.

Воспитанию, прежде всего, должна быть присуща интеллектуальная, трудовая, досуговая, социальная деятельность, проводимая с детьми. Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать, не просвещая.

Цель внеурочной деятельности методического объединения учителей начальных классов:

Создание условий для развития личности учащихся;

Создание условий для позитивного общения вне урока;

Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;

Проявление интереса к внеклассной работе .

Формирование способности у учащегося развиваться самостоятельно.

формированием гражданско-патриотических чувств.

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам ученика школы по учебным предметам выделен новый результат - получить возможность научиться. Например, результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.
Содержание деятельности учащихся во внеурочное время направлено, прежде всего, на развитие УУД, таких как:
Познавательных УУД :

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Регулятивные УУД :

оценка: умение давать оценку своим действиям;

Коммуникативные УУД :

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

управление поведением партнера в совместной работе над диалогом;

умение полно выражать свои мысли, умение выражать собственное мнение и т. д.

Личностные УУД :

умение решать проблемы планирования свободного времени.

осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.)

УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.

Универсальные учебные действия - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;

обеспечение целостности содержания образования;

профилактика школьных трудностей обучающихся.

Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний личностный план .

В результате овладения познавательными УУД учащийся успешно может применять конкретные способы преобразования учебного материала в практической деятельности. Познавательные УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и умение учащихся учитывать позиции других людей. В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);

умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовывать свою учебную и внеурочную деятельность. Учащиеся учатся правильно выбирать средства для организации своего поведения и деятельности, распределять рационально свое свободное время, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу с учетом норм, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также учитывать возможные ошибки, сдерживать отрицательные эмоции.

Регулятивные УУД :
Регуляция субъектом своей деятельности возможна, когда у человека развита произвольность и воля. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Волевое действие отличает то, что оно является инициативным и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Воля в действии проявляется как осмысленная инициативность. Фундаментальной характеристикой воли и произвольности у человека является осознанность или сознательность поведения, предполагающая опосредованность, т. е. наличие некоторых средств. Такими средствами выступают речь (знаки), образцы, способы действия, правила. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства.

Спектр форм внеурочной деятельности определяется запросами обучающихся и требованиями к результатам их личностного развития. Потребности детей во внеурочной деятельности следует изучать и формировать. Как правило, дети с доверием относятся к предложениям значимых взрослых и готовы вместе с ними заниматься внеурочной деятельностью.

Планируемые результаты:

Становление самоопределения личности учащегося, развитие гражданственности, формирование внутренней позиции;

Развитие мотивов и смысла учебной деятельности;

Развитие системы ценностных ориентаций.

Формирование УУД в внеурочной деятельности:

Внеклассная деятельность начальной школы многопланова и разнообразна. По всем направлениям проводится много разнообразных мероприятий. Это классные часы, познавательные игры, экскурсии, прогулки в лес, соревнования, конкурсы, викторины, праздники, познавательные игры, анализ педагогических ситуаций и другие формы проведения мероприятий.

В целях создания необходимых условий для проявления творчества были организованы различные мероприятия и конкурсы. На некоторых мероприятиях необходимо остановиться.

Школьный этап олимпиады в этом году провели в виде интеллектуального марафона, но впредь вернемся к традиционной форме, приближенной к районному этапу, чтобы учащиеся могли осознать, что такое олимпиада.

- научно-практические конференции: в школе проходит традиционная научно-практическая конференция отдельно от средней школы. Уже второй год в конференции принимают участие воспитанники детского сада. В конференции приняли участие 17 человек (49 % от общего числа учащихся) Темы были разнообразные: творческие проекты, историко-краеведческие, о семейных реликвиях, о природе родного края. Победители среди дошкольников: 1 место – Артамонова Сабина, 2 место – Мадьяров Роман, место – Власов Савелий.

Среди реферативно-исследовательских работ 1 место поделили Иванов Сергей (3 кл) и Исаева Карина (4 кл), 2 место – Ардашев Иван и Вахрушева Екатерина (2 кл), 3 место – Широбокова Софья (3 кл).

По защите творческих проектов 1 место заняла Широбокова Варя, 2 место – Мадьярова Ксения и 3 место - Вахрушева Юлия

- участие в различных конкурсах по предмету: Конкурсы чтецов, посвященные –70-летию со Дня Победы (победители по начальной школе: Широбоков Павел 1 кл; Ардашев Иван 2 кл.; Широбокова Софья 3 кл.) Новому году, дню Матери.

- Неделя детской литературы, заключительное мероприятие были приглашены библиотекари школьных и сельских библиотек. Самым читающим классом в этом году стал 2 класс. Самым читающим учеником стала Вахрушева Екатерина 2 кл. - (кл. рук. Первозчикова З.Г.),

- районный фестивале удмуртской культуры.

- участвовали участие в работе РМО краеведов. Учащимися начальной школы была проведена интересная и содержательная экскурсия по музею.

Кроме вышеуказанных мероприятий учащиеся начальной школы примут участие во всех общешкольных мероприятиях по общешкольному плану.

В результате реализации данной программы на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов таких, как развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. – это становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов

духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Краснопеева Анастасия Олеговна

Студент ЛПИ (ф) СФУ

Направление: Начальное образование

и Дополнительное образование.

Формирование регулятивных УУД во внеурочной деятельности младших школьников.

Аннотация: В статье рассматривается важность формирование регулятивных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: Регулятивные УУД, внеурочная деятельность, целеполагание.

Краснопеева А. О.

Можно ли считать, что формирование регулятивных УУД во внеурочной деятельности младших школьников, является актуальной проблемой? Да, на современном этапе, после введения Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования регулятивные УУД являются важным образовательными результатами в развитии личности. Теперь важным является личность учащегося, который получает опыт для его дальнейшей жизни. И именно данные учебные действия способствуют этому.

Все универсальные учебные действия являются важными для всего обучения, но наибольшую особенность к самоорганизации учебной деятельности представляют регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Приоритетное внимание уделяется целеполаганию, так как с этого начинается путь, ребенок опирается на цель и идет к ее достижению. Что же такое целеполагание – это умение ребенка выявить и постановить цель и задачи педагогической деятельности, которые отражают потребности личности. Важность целеполагания в развитии личности ребенка заключается в том, что ребенок, умеющий ставить перед собой цели и задачи и идти к их решениям, является более конкурентноспособной личностью. Это значит, что необходимость в развитии целеполагания актуальна уже с младшего школьного возраста детей. Что бы развить у детей способность к целеполаганию, нужно выбрать определенную образовательную программу и следовать ей в процессе обучения и воспитания.

В связи с этим возникает вопрос, как формировать регулятивные УУД а именно целеполагание у младших школьников во внеурочной деятельности?

Таким образом, мы приходим к выводу, что формирование целеполагания у младших школьников во внеурочной деятельности является основой в развитии личности ребенка. Так как регулятивные УУД влияют на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Список литературы:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в «Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс

Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 11.09.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" // СПС КонсультантПлюс

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.

Запольская Е.Л. Организация социально-психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся // Управление начальной школой 2013. – №8. С. 37-49.

Колосова М.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М.В. Колосова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2015. – № 2. – С. 69-75.

Мазитова Ф.Г. Комплекс технологий как средство формирования УУД // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 8. – С. 63.

Надулишняк М.Д Внеурочная деятельность в начальной школе: опыт организации // Управление начальной школой. – 2013. – № 7. – С. 4-9.

Проблемы и перспективы реализации ФГОС в образовательной организации: [в 6 ч.] / Обл. автономное образовательное учреждение сред. проф. образования Астраханский социально-педагогический колледж. – Астрахань: Издательство ОАОУ СПО АСПК, 2014. – 99 с.

Сараскина Л.Е. Управление гуманитарным целеполаганием студентов в процессе учебной деятельности / Л.Е. Сараскина // Вестник красноярского государственного аграрного университета. – 2013. - №6. – 225 с.

Трубайчук Л.В. Внеурочная деятельность по русскому языку как средство формирования функциональной языковой грамотности младших школьников / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 7. – С. 78

ФГОС в практике работы начальной школы: / Областное автономное образовательное учреждение" Астраханский социальнопедагогический колледж". – Астрахань, 2014. – 66 с.

Федеральные государственные стандарты общего образования пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий.

Введение стандарта нового поколения в практику работы начальной школы позволяет педагогам формировать универсальные учебные действия не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации и включение в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная деятельность – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.

В начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности, так как в это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. И наша задача, дать возможность ребенку попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности, научиться учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

Цель данной работы – изучить формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи данной работы:

1. Дать характеристику УУД, рассмотреть их виды и функции;

2. Рассмотреть внеурочную деятельность младших школьников как средство формирования универсальных учебных действий.

Объект исследования : универсальные учебные действия.

Предмет исследования : средства формирования УУД во внеурочной деятельности.

Метод исследования: теоретический анализ литературы по проблеме, презентация используемых методов и приемов развития УУД на занятиях внеурочной деятельности.

Глава 1. Общая характеристика универсальных учебных действий и внеурочной деятельности.

  1. Общая характеристика универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальность характера учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер: обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, в современной деятельности идет формирование всех четырех видов универсальных действий: личностных ( обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях), регулятивных ( обеспечивают организацию учебной деятельности) , познавательных ( включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки), коммуникативных (обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей) .

  1. Общая характеристика внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель организации внеурочной деятельности - создать условия для достижения младшими школьниками лучших результатов освоения основной образовательной программы.

Задачи внеурочной деятельности:

  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд культура);
  • Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время;
  • Организация информационной поддержки учащихся;
  • Совершенствование материально-технической базы.
  • Направления внеурочной деятельности:
  • Спортивно-оздоровительное;
  • Духовно-нравственное;
  • Общеинтеллектуальное;
  • Общекультурное;
  • Социальное.

Глава 2. Развитие универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности .

2 .1. Организация внеурочной деятельности младших школьников.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, а также во внеурочной деятельности.

Особое место в формировании УУД всех видов занимает внеурочная деятельность, т.к. здесь происходит дальнейшее развитие таких способов деятельности, которые способствуют самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего, развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное ).

Модель организации внеурочной деятельности представлена в приложении 1.

Основной акцент в содержании факультативов сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курсов включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание факультативных курсов строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса способствуют развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

- познавательные – умение решать проблемы и задачи. В начале занятия через загадки, эвристическую беседу выясняем, расширяем знания детей о животных,

- определяем тему занятия, ставим цели, учимся работать по алгоритму, осуществляем контроль и самоконтроль – это формирование регулятивных УУД,

- умение работать в группе, в команде, умение договариваться, слышать и понимать партнера – это формирование коммуникативных УУД,

В основную образовательную программу начального общего образования также входит программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, основными целями которой, в области нравственного воспитания, являются:

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
  • коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
  • ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
  • общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная инструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.

Итак, на занятиях данного курса формируются все виды универсальных учебных действий:

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Регулятивные УУД : осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

мотивационная установка на занятие и позитивное общение.

Познавательные УУД: уметь обрабатывать, извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, видео; выстраивать логические цепи рассуждений;

В данной работе были решены следующие задачи:

1. Дана характеристика УУД, рассмотрены их виды и функции:

универсальные учебные действия были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий. Выделяется 4 вида универсальных учебных действий: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, дополнительного образования детей.

Концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания. Они выражаются в терминах универсальных учебных действий. На основании этого можно сказать, что УУД - это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено и во внеурочной деятельности.

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

2. Колосова, М.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М.В. Колосова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2015. № 2. – С. 70

3. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников. - М., 2003. -152


Цель : Создать условия для формирования и развития регулятивных УУД в урочной и внеурочной деятельности.

● Новыми социальными запросами ● Требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании. Новыми социальными запросами, отражающими трансформацию России в информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале; ● требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании.

● Новыми социальными запросами

● Требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании.

Новыми социальными запросами, отражающими трансформацию России в информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;

● требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании.

Основные критерии регулятивных универсальных учебных действий : целеполагание прогнозирование планирование контроль Главным фактором формирования регулятивных УУД выступает использование на уроках соответствующих приемов, предназначенных для определения цели урока, составления плана действий, формулирования алгоритма выполнения задания, выводящих на поиск способов контроля и коррекции, на оценку себя и своей деятельности. коррекция оценка саморегуляция (рефлексия)

Основные критерии регулятивных универсальных учебных действий :

Главным фактором формирования регулятивных УУД выступает использование на уроках соответствующих приемов, предназначенных для определения цели урока, составления плана действий, формулирования алгоритма выполнения задания, выводящих на поиск способов контроля и коррекции, на оценку себя и своей деятельности.

Регуляция – это управление различными действиями, это основа успешности каждой деятельности, это умение самостоятельно управлять своей деятельностью. Регулятивные УУД при изучении технологии Постановка учебной задачи Составление алгоритма рабочего процесса своей творческой деятельности Определение различных способов решения своей задачи. Постановка проблемы. Поиск новых решений возникшей проблемы Проявление творческого подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей. Регулятивные УУД на уроках технологии обеспечивают способность учащихся организовывать свою творческую деятельность, проходя по её этапам, которые раскрыты в таблице.

Регуляция – это управление различными действиями, это основа успешности каждой деятельности, это умение самостоятельно управлять своей деятельностью.

Регулятивные УУД

при изучении технологии

Постановка учебной задачи

Составление алгоритма рабочего процесса своей творческой деятельности

Определение различных способов решения своей задачи. Постановка проблемы.

Поиск новых решений

возникшей проблемы

Проявление творческого подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей.

Регулятивные УУД на уроках технологии обеспечивают способность учащихся организовывать свою творческую деятельность, проходя по её этапам, которые раскрыты в таблице.

Проектная технология - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить учебную задачу при помощи самостоятельных и коллективных действий учащихся. ЗАДУМАЛ СПРОЕКТИРОВАЛ Для успешного формирования регулятивных УУД на уроках технологии используются разные технологии, в том числе и проектная. Рассмотрим развитие регулятивных УУД на ее примере. В ходе проектной деятельности формируются умения ставить цель, развивать ее, планировать свою деятельность для ее достижения. ОСУЩЕСТВИЛ

Проектная технология - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить учебную задачу при помощи самостоятельных и коллективных действий учащихся.

Для успешного формирования регулятивных УУД на уроках технологии используются разные технологии, в том числе и проектная. Рассмотрим развитие регулятивных УУД на ее примере. В ходе проектной деятельности формируются умения ставить цель, развивать ее, планировать свою деятельность для ее достижения.

Формирование регулятивных УУД учащихся на разных этапах работы над проектом

Регулятивные УУД

1 этап: выбор темы проекта, его обоснование

2 этап: цель проекта. Определение конечного результата

- постановка учебной задачи (целеполагание)

– предвосхищение результата (прогнозирование)

3 этап: обсуждение и составление плана проекта

4 этап: сбор и обработка информации

- определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий (планирование)

5 этап: изготовление изделия

– предвосхищение результата (прогнозирование)

6 этап: оформление проекта

Поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы (корекция)

– поиск новых решений, предвосхищение результата (прогнозирование)

7 этап: оценка, самооценка проекта

Оценка , саморегуляции (рефлексия)

Формирование УУД на уроках технологии в процессе работы над проектом, можно представить в виде таблицы:

Основные критерии регулятивных универсальных учебных действий : целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция (рефлексия).

Главным фактором формирования регулятивных УУД выступает использование на уроках соответствующих приемов, предназначенных для определения цели урока, составления плана действий, формулирования алгоритма выполнения задания, выводящих на поиск способов контроля и коррекции, на оценку себя и своей деятельности.

 Как оценить творческую работу ученика? На уроках технологии часто встает вопрос: -Как оценить творческую работу ученика? Ведь в таких случаях оценка может быть субъективной. Одному нравится работа, другому – нет.

Как оценить творческую работу ученика?

На уроках технологии часто встает вопрос: -Как оценить творческую работу ученика? Ведь в таких случаях оценка может быть субъективной. Одному нравится работа, другому – нет.

 Для оценки творческих работ учащихся с элементами проектной деятельности использую Оценочный лист, в котором представлены планируемые результаты деятельности учащихся (данный лист заполняю сама, т.к. он дает оценку деятельности всего коллектива в целом. Творческую работу выполняем несколько занятий – лист заполняю постепенно. Оценив работу в баллах, переводим их в уровни сформированности учебной деятельности что особенно важно на занятиях по внеурочной деятельности, где отметки не ставим, но должны оценить достижения каждого ребенка.

Для оценки творческих работ учащихся с элементами проектной деятельности использую Оценочный лист, в котором представлены планируемые результаты деятельности учащихся (данный лист заполняю сама, т.к. он дает оценку деятельности всего коллектива в целом. Творческую работу выполняем несколько занятий – лист заполняю постепенно.

Оценив работу в баллах, переводим их в уровни сформированности учебной деятельности что особенно важно на занятиях по внеурочной деятельности, где отметки не ставим, но должны оценить достижения каждого ребенка.

 Вариант оценивания: № Уровни сформированности учебной деятельности 1. 2. Количество Низкий уровень 3. Средний уровень 10 - 13 баллов Отметка баллов 3 14 - 17 баллов Высокий уровень 4 18 - 21 баллов 5 Этот инструмент для оценки может использовать учитель в процессе творческой работы детей, внимательно следя за их действиями. А также можно предложить оценочный лист ученикам для самооценки своей работы, тем самым мы решаем одну из основных задач личностно-ориентированного обучения. Оценивая свою работу по заданным критериям, ученик может избежать некоторых ошибок, и тем самым получить более высокий результат. Он сам может сделать вывод, что получилось в его работе, а что нет. И в следующей работе учащиеся уже будут учитывать свои ошибки.

Вариант оценивания:

Уровни сформированности учебной деятельности

Высокий уровень

18 - 21 баллов

Этот инструмент для оценки может использовать учитель в процессе творческой работы детей, внимательно следя за их действиями. А также можно предложить оценочный лист ученикам для самооценки своей работы, тем самым мы решаем одну из основных задач личностно-ориентированного обучения. Оценивая свою работу по заданным критериям, ученик может избежать некоторых ошибок, и тем самым получить более высокий результат. Он сам может сделать вывод, что получилось в его работе, а что нет. И в следующей работе учащиеся уже будут учитывать свои ошибки.

Творческие работы проводятся на протяжении всего периода обучения технологии, которые усложняются год от года. Если мы будем оценивать работы, таким образом, можно судить о достижениях каждого ребенка. Сравнивать результаты каждого ученика в разные периоды обучения и выявлять его личностный прирост. По сравнению с прошлым годом, есть положительная динамика.

Если учащиеся могут свободно: Самостоятельно выбирать средства для организации своего поведения Запомнить правило, инструкцию, технологическую карту, распределить своё рабочее время времени Спланировать, проконтролировать и выполнять конкретное действие по заданному образцу, алгоритму, с использованием нормативов Предполагать начальные, промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки Ощутимый результат своей деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся, повышает их самооценку и веру в свои силы. Если учащиеся могут свободно: То можно с уверенностью сказать, что у учащихся сформированы регулятивные УУД. Корректировать свои действия Начинать и заканчивать действие в нужный момент Тормозить ненужные реакции Тормозить ненужные реакции

Если учащиеся могут свободно:

  • Самостоятельно выбирать средства для организации своего поведения
  • Запомнить правило, инструкцию, технологическую карту, распределить своё рабочее время времени
  • Спланировать, проконтролировать и выполнять конкретное действие по заданному образцу, алгоритму, с использованием нормативов
  • Предполагать начальные, промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки

Ощутимый результат своей деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся, повышает их самооценку и веру в свои силы.

Если учащиеся могут свободно:

То можно с уверенностью сказать, что у учащихся сформированы регулятивные УУД.

  • Корректировать свои действия
  • Начинать и заканчивать действие в нужный момент
  • Тормозить ненужные реакции
  • Тормозить ненужные реакции

Формирование УУД – это реалии нашего времени, поэтому мы должны ежедневно работать над этим вопросом, повышать уровень своего педагогического мастерства, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию ученика в атмосфере успеха, уверенности в своих силах и способностях. В заключении хочу отметить

Формирование УУД – это реалии нашего времени, поэтому мы должны ежедневно работать над этим вопросом, повышать уровень своего педагогического мастерства, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию ученика в атмосфере успеха, уверенности в своих силах и способностях.

В заключении хочу отметить

Результаты профессиональной деятельности

успешно освоил(-а) курс длительностью 108 часов Специальные знания, способствующие эффективной реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ

является членом Всероссийского педагогического общества "Доверие"

приняла участие в конкурсной работе:«Игры на формирование регулятивных универсальных учебных действий)-1 место (заочно)

Всероссийское педагогическое общество "Доверие"благодарностьза активное участие и подготовку победителейв конкурсе"Страна талантов", победителей предметных олимпиад (Инфоурок, Видеоурок)

Совместно с сотрудниками МЧС провели мероприятия, где для учащихся была сымитирована ситуация реального возгорания (без подготовки детей)

Всероссийский педагогический конкурс Номинация:"Игровые технологии на уроках и занятиях"Конкурсная работа:"Современные технологии" -3 место (заочно)

Регионального конкурса для детей и молодежи"Творчество и интеллект"Номинация:"Конструирование и моделирование"

(участник Суднева А.)

Принимаю активное участие в вебинарах, медианарах, обучающих семинарах, мастер-классах (Открытая школа, Глобальная школьная лаборатория, Знанио, Российский учебник,

В профессиональных тестированиях (Единый урок РФ и т.д.

Онлайн-марафоне Для тех, кто связан с детьми с ОВЗ.

Обеспечиваю положительную динамику освоения ФГОС (отчет по предмету) и

В предметных Всероссийских олимпиадах муниципального уровня приняло участие - 7, из них победителей- ,призеров-;

Результаты внеурочной деятельности обучающихся: всероссийский,международный уровень: победителей-23, призёров-5.

Наличие реализованных значимых для организации инициатив, осуществленных

открытых уроков и мастер-классов; организация и проведение творческих выставок, мини-концертов на дому дляветеранов; изготовление поздравительных открыток к значимым датам для учителей иветеранов; положительная динамика результативности внеурочной деятельности,всероссийской олимпиады, городских конкурсов «Одарённые дети – будущее

 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


-75%

Читайте также: