Какие признаки развивающиеся у зародыша человека указывают на его животное происхождение кратко

Обновлено: 07.07.2024

Комплексная наука, изучающая происхождение человека, этапы исторического развития, расовые особенности, его материальное и духовное наследие, называется антропологией. Антропология (греч. anthropos — "человек", logos — "учение") означаетнаука о человеке. Термин антропология впервые был введен в науку Аристотелем. Основной раздел антропологии — антропогенез. Он изучает происхождение человека, этапы исторического развития и его расовые особенности.

В конце общего процесса исторического развития живых организмов появился человек, занимающий высшую ступень развития жизни. В настоящее время на Земле обитает один вид человека — человек разумный ( Homo sapiens ).

Существуют различные гипотезы о происхождении человека. Происхождение человека рассматривается одновременно с общим происхождением жизни на Земле. По религиозным понятиям, человека сотворил Бог, Аллах из влажной земли, почвы. Бог создал сначала Солнце и Землю, затем воду, почву, луну, звезды и животных. На шестой день он сотворил Адама, затем его спутницу Еву. По их мнению, от Адама и Евы произошли все остальные люди.

С развитием естественных наук появились и другие взгляды на происхождение человека. Данные анатомии, эмбриологии, палеонтологии и других наук сформировали научные взгляды о происхождении человека. Шведский ученый К. Линней (1735) впервые систематизировал живые организмы. В своей работе он поместил человека в класс млекопитающих в отряц приматов и назвал человеком разумным. Французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк также считал, что человек произошел от человекообразной обезьяны.

Английский ученый Ч. Дарвин применил свое эволюционное учение к человеку, доказывая его происхождение от обезьяны. В 1871 г. вышла его работа "Происхождение человека и половой отбор". В своей книге он доказал, что человек представляет последнее высокоорганизованное звено в цепи исторического развития жизни. Ч. Дарвин пришел к выводу, что человек и человекообразные обезьяны имеют общих далеких предков. Вместе с тем он особо отметил и значение социальных факторов в развитии человека.

Положение человека в системе животного мира. По современным научным данным естествознания, человек относится к животному миру. Человек относится к типу хордовых. В эмбриональном развитии человека есть все черты, характерные для всех хордовых животных, — хорда, нервная трубка, жаберные щели в глотке и др. Эти признаки доказывают общее происхождение человека и хордовых животных.

Развитие позвоночника, наличие двух пар конечностей, положение сердца в грудной полости тела определяют принадлежность человека к подтипу позвоночных. Четырехкамерное сердце, развитая кора головного мозга, молочные железы, волосы на поверхности тела, зубы трех видов (коренные, клыки, резцы) свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих. Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту характерно для подкласса плацентарных. Такие признаки, как противопоставление большого пальца остальным, ногти на пальцах, развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные, показывают положение человека в отряде приматов. Редуцированный хвостовой отдел позвоночника, аппендикс, большое число извилин и борозд в полушариях головного мозга, четыре группы крови, развитие мимической мускулатуры и другие признаки доказывают родство человека и человекообразных обезьян. Человек относится к группе человекообразных узконосых обезьян. Эта группа обезьян делится на три семейства: гиббоны, понгиды (орангутан, горилла, шимпанзе) и отдельно — люди. Семейство людей отделилось как отдельная группа и называется "род людей", вид — "человек разумный".

Общие признаки человека и животных. В строении внешних и внутренних органов человека и животных очень много общих черт. К первой группе признаков можно отнести рудименты (лат. rudimen - turn — "остаток") (рис. 45).

Рис. 45. Рудиментарные органы человека

У человека насчитывают свыше 90 рудиментов. К рудиментам относятся подкожные, околоушные мышцы, волосяной покров кожи, копчик, состоящий из сросшихся позвонков, аппендикс и др. У человека функции таких органов несколько изменены. Например, если аппендикс у животных играет значительную роль в переваривании пихци, то у человека он выполняет защитную функцию.

Ко второй группе общих признаков животных и человека относятся атавизмы (лат. atavus —- "отдаленный предок"). Так, известны люди с развитым хвостом, с густым волосяным покровом на теле, с дополнительными сосками (рис. 46).

Рис. 46. Атавизмы у человека: 1 — волосатый человек; 2 — многососковость у человека; 3 — хвостатый мальчик

Все рудименты и атавизмы на теле человека он можно объяснить только происхождением человека от животных.

Сходные признаки в развитии зародышей человека и животных.

Очень много сходства есть в развитии зародышей человека и животных. Человек начинает свое развитие с оплодотворенной яйцеклетки — зиготы. На этом этапе зародыш похож на одноклеточных простейших животных, на следующем этапе зародыш превращается в однослойную многоклеточную бластулу. Бластула напоминает простейшее животное — вольвокс. Бластула в процессе развития переходит в новую двухслойную многоклеточную гаструлу. Гаструла схожа с многоклеточными двухслойными кишечнополостными. В дальнейшем развитии у зародыша в боковой части глотки закладываются многочисленные жаберные щели, как у рыб (рис. 47).

Рис. 47. Трехнедельные зародыши человека (сверху) и ската (внизу)

Сердце зародыша сначала представляет собой брюшную аорту с пульсирующими стенками, как у ланцетника. Мозг человеческого зародыша состоит сначала из трех, затем из пяти отдельных мозговых пузырей, напоминая мозг рыбы. Постепенно большие полушария надвигаются на другие отделы, вокруг которых образуется кора мозга. Множество извилин, появляющихся на коре мозга, увеличивает его поверхность (рис. 48).

Рис. 48. Строение мозга шимпанзе (I) и человека (2). Кора головного мозга человека отличается множеством извилин и борозд

Образование клоаки на ранних стадиях развития зародыша еще раз доказывает сходство человека и животных.

Сходные признаки человека и человекообразных обезьян. В строении и поведении человека и человекообразных обезьян много общего. Например: изменение настроения в зависимости от внешних раздражителей (радость, гнев), забота о потомстве. Вместе с тем у обезьян хорошо развиты центральная нервная система и память. Поэтому у человека и обезьян одинаково формируются условный и безусловный рефлексы. Обезьяны способны использовать палку в качестве орудия. Человекообразные обезьяны не имеют хвоста, на пальцах есть широкие плоские ногти. У них наблюдается сходство в органах чувств, строении кожи, группе крови, есть общие болезни и паразиты. Человекообразные обезьяны имеют 12—13 пар ребер. Строение хромосом человека и обезьян также имеет сходство. У человека количество хромосом — 46, а у человекообразных обезьян — 48. Таким образом, названные признаки доказывают общее происхождение человека и человекообразных обезьян.

Отличие человека от человекообразных обезьян. Несмотря на большие сходства между человеком и человекообразными обезьянами, обезьяны не могут изготавливать сложные орудия труда. В связи с прямохождением только человек имеет характерные признаки: изгиб позвоночника, плоская грудная клетка, широкий таз. У человека длинные конечности ног, развитый головной мозг.

Большой палец руки хорошо развит, сильно противопоставляется остальным и очень подвижен, благодаря чему кисть человека способна к разнообразным и тонким движениям (рис. 49).

Рис. 49. Отличительные признаки пальцев руки гориллы ( J ) и человека (2). Синие линии показывают длину пальцев и угол их расположения

Череп человека не имеет сплошных надбровных дуг, мозговой отдел преобладает над лицевым, лоб высокий, челюсти слабые, клыки маленькие, на нижней челюсти имеется подбородочный выступ. У обезьян, наоборот, сильнее развита лицевая часть, особенно челюсти.

Мозг человека в 2—2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян. Теменные, височные и лобные доли, в которых расположены центры психических функций и речи, сильно развиты.

В 2001 г. российский ученый Е. Тетушкин сравнил состав крови человека и человекообразных обезьян. Он пришел к выводу, что гиббоны отделились от человека 17,9 млн. лет назад, орангутаны — 13,9, гориллы — 7,2, шимпанзе — 5,9 млн. лет назад. Было доказано, что белок крови шимпанзе на 99,6% похож на белок крови человека. Дриопитеки — группа человекообразных обезьян, живших 25— 14 млн. лет назад. Они жили в основном на деревьях, иногда спускались на землю. Позднее от дриопитеков отделились человекообразные обезьяны и древнейшие предки человека (рис. 50).

Рис. 50. Исторические этапы отделения человека и человекообразных обезьян ^ древнейших предков (в млн. лет)

Новым этапом антропогенеза считается отделение семейства человека от дриопитеков (древесных обезьян). Некоторые ученые считают отдельных представителей древнейших людей промежуточным видом между человекообразными обезьянами и человеком. У древнейших видов людей есть общие признаки в строении, характерные и для человекообразных обезьян, и для человека.

Во время существования дриопитеков под действием процессов горообразования на Земле произошло похолодание климата. Тропические и субтропические лесные массивы вытеснялись на юг, и появились широкие открытые пространства. Оледенение четвертичного периода, продвигаясь на юг, также способствовало похолоданию климата. Именно в это время обезьяны "вышли из леса" и стали приспосабливаться к жизни на открытом пространстве и суровым условиям погоды.

Не умеющие быстро бегать и защищаться от хищников, человекообразные обезьяны с редким волосяным покровом стали вести групповой образ жизни. Эволюция одной группы человекообразная обезьян пошла по пути хождения на двух ногах, создания орудий труда и их использования.

Происхождение человека от человекообразных обезьян, его прямохождение считается основным этапом антропогенеза.

К родственным видам дриопитеков относятся рамапитеки и синапитеки. Их останки найдены в Индии, Южной Африке, Европе. Рамапитеки жили 14—8 млн. лет назад. Некоторые ученые считают их связующим звеном между человекообразными обезьянами и человеком Они в основном жили в открытых местах, ходили на двух ногах. От рамапитеков отделились сначала проконсулы, затем гориллы и шимпанзе, в конце — австралопитеки (рис. 51).

Рис. 51. Вероятная схема эволюционного развития человека разумного и человекообразных обезьян

Поэтому многие ученые антропологи считают, что рамапитеки — прямые предки австралопитеков (рис. 52).

Рис. 52. Самые древнейшие предки современного человека: рамапитек; австралопитек; человек умелый

От одной группы человекообразных обезьян, живших 8—2 млн. лет назад, ведут начало предки человека — австралопитеки australis — "южный", греч. pitekos — "обезьяна", т. е. южные обезьяны). Начиная с 1924 г. в Южной Африке, в ущелье Олдовой (Танзания) Восточной Африки, на побережье реки Омо (Эфиопия), возле озера Рудольф (Кения) были найдены ископаемые останки австралопитеков. В антропологии они называются австралопитеками. Австралопитеки вели групповой образ жизни, рост их был 120—150 см, масса — 20-50 кг, ходили на двух ногах при выпрямленном положении тела. По сравнению с другими человекообразными обезьянами у австралопитеков отмечается значительное сходство с человеком в строении зубов, масса мозга составляла 450—650 г. В поисках пищи и защиты от врагов они использовали простые орудия из камня, костей животных, ветвей деревьев.

Ученые относят австралопитеков к прямым предкам человека. Их умение изготавливать орудия труда сыграло решающую роль в эволюции человека.

В Казахстане конкретно не были найдены останки австралопитеков. Однако во многих областях Казахстана найдены останки жилища, орудий труда, скелеты животных, на которых они охотились. Например, можно назвать районы Каратау, Жетысу, Сарыарка, Балхаш, Мангистау, Мугалжар, Иртыш. Места обитания австралопитеков в Казахстане исследовали казахстанские ученые X. Алпысбаев в 1958—1959 гг., культурное наследие — А. Медоев (1982). В последние годы в Казахстане особое внимание уделяется изучению останков жилищ, истории развития культуры древнейших людей. В этой области в настоящее время проводит исследование, собирает ценные материалы известный ученый Ж. Таймагамбетов.

В целом же в истории развития австралопитеков существовало несколько разных видов. Австралопитеки жили в периоде с 8— 2 млн. лет назад. В связи с приспособлением их к открытым пространствам на теле уменьшился волосяной покров. Они ходили на двух ногах в выпрямленном положении, приспосабливались к быстрому бегу. Австралопитеки этого времени продолжили свое существование в двух направлениях: африканские и гигантские. Первая группа существ была не очень крупной, питалась растениями, насекомыми; вторая группа состояла из крупных существ, питались они в основном растительной пищей. Однако существует мнение, что все виды австралопитеков вымерли миллион лет назад. Все австралопитеки способны к прямохождению, примитивной обработке орудий труда, поэтому их мозг хорошо развит. Австралопитеки совместно добывали пищу, т. е. вели стадный (групповой) образ жизни. Совершенствование орудий труда и групповой образ жизни оказали влияние на развитие высшей нервной деятельности. Благодаря таким особенностям австралопитеки были широко распространены 2—1,5 млн. лет назад в Африке, в окрестностях Средиземного моря, в Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии. По мнению ученых, 3—2 млн. лет назад жили существа, которые были значительно ближе к человеку, чем австралопитеки. Масса головного мозга их составляла 650—800 г. Они умели делать орудия труда из кварцитовых камней. Это существо в науке называют "человек умелый" ( Homo habilis ).

Антропология. Антропогенез. Человек разумный. Рудимент. Атавизм. Дриопитек. Рамапитек. Австралопитек. Человек умелый.

1. Дриопитеки — предки самых древнейших людей. Они существовали 25— 14 млн. лет назад.

2. Рамапитеки — группа человекообразных обезьян, являющихся связующим звеном между австралопитеками и дриопитеками.

3. По зоологической систематике австралопитеки относятся к прямым предкам человека.

4. Первый шаг в эволюции человека — это прямохождение.

5. В процессе исторического развития предков человека основную роль сыграли прямохождение, увеличение объема головного мозга, изготовление и использование орудий труда.

1. Что изучает антропогенез?

2. Какие органы относятся к рудиментарным?

3. Какие общие признаки существует в развитии зародыша человека и животных?

1. Назовите сходные признаки человека и млекопитающего.

2. Каковы отличительные признаки в строении тела человека и человекообразной обезьяны?

3.Какие признаки строения тела свойственны австралопитекам?

1. Опишите роль человека в системе животного мира.

2. Какие общие признаки имеются в строении тела человека и человекообразной обезьяны?

3. Назовите отличительные признаки дриопитека, раманитека и австралопитека.

Дайте характеристику эволюционных этапов от дриопитеков до человека разумного.

Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения:
* скелет,
* нервная система,
* системы кровообращения,
* дыхания,
* пищеварения.
Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития.
На его ранних этапах зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных.
В возрасте 1,5 – 3 месяцев у него имеются жаберные щели, а позвоночник оканчивается хвостом. Очень долго сохраняется сходство зародышей человека и обезьяны.
Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития
.[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] Удачи!

Эмбрион на начальном этапе напоминает головастика с хвостом, без рук и ног.

на животное указывает хвост, на рыбное-жабры, на одноклеточное-тот факт, то развитие начинается с одной клетки

являются общими для человека и человекообразных обезьян? 3.Какие признаки,развивающиеся у зародыша человека,указывают на его животное происхождение? 4.Какие стадии выделяют в процессе становления человека как вида?

Ответ или решение 1

1) Признаки человека по которым он относится к классу млекопитающих

и к подтипу позвоночных животных:

  • наличие семи шейных позвонков;
  • вскармливание потомства молоком и наличие молочных желез;
  • альвеолярный тип легких и диафрагма;
  • наличие 3 слуховых косточек;
  • теплокровность, наличие потовых и сальных желез;
  • безъядерные эритроциты;
  • строение сердца 4-х камерное.

2) Общие признаки для человекообразных обезьян и человека:

  • противопоставление большого пальца на руках остальным пальцам;
  • одна пара молочных желез;
  • длительность беременности и менструальных циклов;
  • наличие ногтей и рисунка на ладонях и пальцах;
  • антигены ABO сходны;
  • строение и количество хромосом одинаковы;
  • гомология ДНК идентична.

3) Признаки развивающиеся у зародыша человека и указывающие на его принадлежность к животному происхождению:

Эмбриология

Эмбриология человека – это направление науки, занимающееся изучением развития зародыша, то есть организма на ранних стадиях развития до рождения. Знания в области эмбриологии человека необходимы всем врачам, особенно работающим в направлении педиатрии и акушерства.

Знания эмбриологии оказывают помощь при диагностике нарушений в системе мать-плод, выявлении болезней детей после рождения, а также выявлении причин уродств.

На сегодняшний день знания в сфере эмбриологии применяют для выявления и ликвидации причин бесплодия, разработки противозачаточных препаратов, трансплантации фетальных органов. Приобрели актуальность проблемы трансплантации зародыша в матку, экстракорпорального оплодотворения и культивирования яйцеклеток.

Эмбриология изучает несколько стадий развития зародыша:

  • оплодотворение с дальнейшим образованием зиготы;
  • дробление и образование бластоцисты;
  • гаструляцию – процесс образования зародышевых листов и осевых органов;
  • органогенез и гистогенез внезародышевых и зародышевых органов;
  • системогенез.

Внутриутробное развитие делится на три основных периода:

  • начальный – первая неделя;
  • зародышевый – вторая-восьмая недели;
  • плодный – начинается с девятой недели и завершается рождением ребенка.

В среднем внутриутробное развитие человека продолжается 280 суток.

Эмбриология: стадия оплодотворения и образования зиготы

Оплодотворение – процесс слияния мужских и женских половых клеток, в результате которого восстанавливается диплоидный набор хромосом и возникает новая клетка – оплодотворенная яйцеклетка (зигота). Для возможности оплодотворения концентрация в эякуляте сперматозоидов должна соответствовать 20-200 млн/мл, а их общее количество – 150 млн/мл.

Процесс оплодотворения состоит из трех фаз:

  • дистантного взаимодействия и сближения гамет;
  • контактного взаимодействия с активацией яйцеклетки;
  • проникновения сперматозоида в яйцеклетку с последующей сингамией (слиянием).

Дистантное взаимодействие обеспечивает хемотаксис - совокупность специфических факторов, отвечающих за повышение вероятности встречи мужских и женских половых клеток. В этом процессе важную роль играют вырабатываемые половыми клетками химические вещества.

Сразу после эякуляции происходит процесс капацитации – сперматозоиды под воздействием секрета женских половых путей приобретают оплодотворяющую способность. На механизм капацитации большое влияние оказывают гормональные факторы (например, прогестерон), активизирующие секрецию маточных труб.

Оплодотворение происходит в маточных трубах, ему предшествует осеменение, обусловленное хемотаксисом.

При контактном взаимодействии сперматозоиды приближаются к яйцеклетке, а затем вступают в контакт с ее оболочкой.

Далее происходит процесс проникновения головки и хвоста спермия в овоплазму. На периферии овоплазмы образуется оболочка оплодотворения.

В организме женщины в течение 12 часов после сближения мужского и женского пронуклеусов образуется одноклеточный зародыш – зигота.

Эмбриология: стадия дробления и образования бластоцисты

Дробление – это последовательный процесс деления зиготы без роста бластомеров. У человека дробление полное, асинхронное и неравномерное.

После первого дробления в организме женщины образуются два бластомера. Один из бластомеров обладает более крупными размерами и темной окраской, второй – светлый и более мелкий.

Из крупного бластомера происходит образование зародыша и большинства провизорных органов: плодной части плаценты и соединительной ткани хориона, желточного мешка, амниона, аллантоиса. Из второго бластомера развивается трофобласт.

Образование бластулы

Мелкие клетки в процессе дробления делятся быстрее крупных и обрастают их снаружи. Таким образом, образуется морула – скопление клеток. Внутри нее расположены крупные клетки, названные эмбриобластом, а снаружи мелкие клетки, названные трофобластом.

В ходе деления клеток морула увеличивается в размерах, клетками зародыша начинает секретироваться жидкость и накапливаться под трофобластом.

В дальнейшем объем жидкости увеличивается, образуется полость внутри зародыша, наполненная такой жидкостью, эмбриобласт оттесняется к периферии и прилипает к трофобласту. Образуется бластоциста.

Трофобласт образует выросты – ворсинки, вследствие чего поверхность бластулы неровная. Трофобласт – это первый провизорный орган, образующийся у зародыша. В дальнейшем трофобласт войдет в состав плаценты. Посредством трофобласта происходит имплантация зародыша в слизистую оболочку матки.

Эмбриология: стадия гаструляции

В результате перемещения клеток после образования бластулы образуется гаструла – двуслойный зародыш. Процесс образования гаструлы назван гаструляцией.

В процессе гаструляции происходит интенсивное перемещение клеток – будущие зачатки тканей перемещаются в соответствии с планом структурной организации будущего полноценного организма.

На стадии гаструляции зародыш состоит из зародышевых листков - разделенных пластов клеток. Наружный слой – эктодерма, внутренний – энтодерма. У позвоночных животных образуется третий слой (средний) – мезодерма.

Из эктодермы развиваются:

  • эпителий кожи;
  • нервная система;
  • эмаль зубов;
  • органы чувств.

Из энтодермы развиваются:

  • эпителий легких;
  • пищеварительные железы;
  • эпителий средней кишки.

Из мезодермы развиваются:

  • кровеносная система;
  • соединительная и мышечная ткани;
  • половые железы;
  • почки и др.

Выделяют несколько способов гаструляции:

  • инвагинация – осуществляется путем втягивания в бластоцель стенки бластулы;
  • деляминация – в эпителиальный пласт эктодермы преобразуются клетки, располагающиеся снаружи, а оставшиеся формируют энтодерму. Деляминация характерна для кишечнополостных;
  • эпиболия – обрастание клетками при неполном дроблении внутренней массы желтка или обрастание клеток другими быстро делящимися клетками;
  • иммиграция – миграция внутрь бластоцеля части клеток стенки бластулы;
  • инволюция – вворачивание наружного пласта клеток, увеличивающего в размерах, внутрь зародыша.

Эмбриология: стадия гистогенеза и органогенеза внезародышевых и зародышевых органов

Органогенез – совокупность процессов, приводящих к формированию зачатков органов и их последующей дифференциации в процессе эмбрионального развития.

В органогенезе выделяют:

  • нейруляцию – процесс образования нейрулы. В нейруле закладывается мезодерма, состоящая, в свою очередь, из зародышевых листков и осевого комплекса органов – хорды, нервной трубки и кишки. Клетки комплекса органов влияют друг на друга. Такое влияние носит название эмбриональной индукции.
  • гистогенез – ряд процессов, обеспечивающих образование и восстановление тканей в ходе онтогенеза.

На сегодняшний день эмбриология стала одним из важнейших направлений науки. В медицине ее применение не ограничивается областью гистологии и анатомии. Эмбриология имеет важное значение в развитии профилактической медицины, направленной на разработку и тестирование новых медицинских препаратов, борьбу с наследственными заболеваниями. Эмбриология имеет большие перспективы, связанные с развитием генетики и ряда других наук.

Также эмбриология тесно связана с ЭКО, так как эмбриологический период является одним из важнейших этапов программы экстракорпорального оплодотворения.

Клиническая эмбриология изучает причины нарушений эмбрионального развития, механизмы развития уродств, а также способы влияния на эмбриогенез.

Разработки в области ЭКО стали возможными благодаря использованию высокотехнологической медицины и развитию клинической эмбриологии. Исход экстракорпорального оплодотворения в большой степени зависит от знаний и опыта специалиста-эмбриолога.

Читайте также: