В чем причина появления у людей значительного количества излишков продуктов кратко

Обновлено: 03.07.2024

Переход к производящему хозяйству считается важным событием в истории человечества потому, что он кардинально изменил жизнь людей. Этот переход повлиял не только на форму хозяйствования, но и на развитие орудий труда, и на устройство общества. Он привел к распаду первобытно-общинного строя, появлению и объединению соседских общин, а в последствии – к формированию этносов.

2. В каком районе Земли впервые появилось земледелие и скотоводство?

По современным данным земледелие впервые появилось на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии, а скотоводство – в Азии (Индии и Индокитае).

3. Почему переход к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть, используя это слово?

Вопросы к параграфу

1. Какие изменения в жизни людей произошли с переходом к производящему хозяйству?

  1. Зарождается земледелие. Люди собирают, сажают и выращивают семена диких растений.
  2. Появляются специальные орудия для обработки земли.
  3. Приручение диких животных. Разведение животных. Зарождение скотоводства.
  4. Люди постепенно переходят от присвоения к производству необходимых для жизни продуктов.
  5. Появляются излишки продуктов.

2. Назовите главные признаки первобытно-общинного строя.

  1. Примитивные орудия труда.
  2. Коллективный труд.
  3. Общинная собственность.
  4. Уравнительное распределение продуктов труда.
  5. Зависимость человека от природы.

3. Перечислите явления, свидетельствовавшие о начале распада первобытно-общинного строя.

  1. Из членов родовой общины выделяются те, кто управляет общинниками – старейшины и вожди. Старейшины руководят совместными работами, контролируют обмен продуктами, следят за соблюдением установившихся порядков и традиций. Вожди организуют защиту от врагов и возглавляют военные походы.
  2. Социальное неравенство. С появлением излишков и развитием обмена запасы накапливаются в руках старейшин и вождей и передаются по наследству.
  3. Появляется эксплуатация чужого труда. Пленные и рабы трудятся вместо своих владельцев, богатых людей.
  4. Формируются соседские общины, в которых на одной территории проживают несколько родов.
  5. Общины объединяются под властью верховного вождя.
  6. Начинают формироваться этносы (народности).

4. Как повлияло использование железных орудий труда на появление излишков продуктов? Почему этих излишков не было, когда люди использовали каменные орудия?

С помощью железных орудий труда люди могли эффективнее обрабатывать землю или охотиться. Люди стали производить намного больше продуктов, чем требовалось для собственного потребления. Появились излишки. Использование каменных орудий было малоэффективным. С их помощью люди производили меньше продуктов, поэтому излишков не было.

Определите по карте, как происходило расселение людей на современной территории нашей страны, найдите центры древнего земледелия, скотоводства, ремесла.

Рассмотрим карты, расположенные на странице 2 и 3 в атласе по истории России.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Неолитическая революция

На большой карте показано, что:

  • люди стали расселяться на территории нашей страны более 12 тысяч лет назад (в эпоху плейстоцена — зелёные стрелочки). Они приходили с территории современной Европы, Средней Азии и Китая;
  • в IV-II тысячелетии до нашей эры существовала Майкопская археологическая культура в степях и предгорьях Северного Кавказа (фиолетовый контур);
  • также, примерно в это же время (3200-2400 гг. до нашей эры), чуть севернее Майкопской культуры находились очаги Древнеямной культуры (голубой контур), территория расположения которых охватывала степные равнины от реки Днестр до южных предгорий Уральских гор;
  • в III-II тысячелетии до нашей эры на территории Алтайского края находилась Афанасьевская археологическая культура (розовый контур);
  • и в это же время (III-II век до нашей эры) наблюдается рассвет Волосовской археологической культуры, занимавшей территорию Центральной России и Среднего Поволжья (оранжевый контур).

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Неолитическая революция

Глядя на малую карту мы видим, что:

  • на территории Крыма и Красноярского края развитые культуры находились уже в VI-III веке до нашей эры, то есть ещё раньше, чем в других российских регионах.

Вывод: расселение людей происходило постепенно от южных территорий к более северным, а очаги культуры появлялись в следующем порядке:

  1. Древнеримские колонии (VI век до нашей эры);
  2. Боспорское царство (VI век до нашей эры);
  3. Майкопская археологическая культура (IV век до нашей эры);
  4. Древнеямная культура (IV век до нашей эры);
  5. Афанасьевская археологическая культура (III-II век до нашей эры);
  6. Волосовская археологическая культура (III-II век до нашей эры).

Центрами древнего земледелия находились в Крыму и в Краснодарском крае, центры ремесла — на Южном Урале, а центры скотоводства охватывали всю Среднюю полосу России и южные районы Сибири.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Проследите, как и почему менялась организация жизни древних людей. Каковы причины появления соседской общины и в чём её отличия от родовой?

С началом обработки металлов, появились более совершенные орудия труда. Жизнь людей стала легче. Они могли более эффективно обрабатывать землю или охотиться, что привело к появлению излишков продуктов. Приручение животных положило начало скотоводству. Стал возможен обмен излишками продуктов между племенами. В зависимости от климатических особенностей территории началось разделение племен на земледельческие и скотоводческие. Племена, которые занимались земледелием стали вести оседлый образ жизни, а скотоводческие племена осваивали степные просторы.

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.

Из общины стали выделяться вожди и старейшины, которые управляли жизнью общины. Обмен продуктами, который контролировали старейшины, привел к накоплению богатств. Появление накоплений стало причиной столкновений между племенами. Взятые в плен враги становились рабами. Появились люди, обладающие богатствами и владеющие рабами. Зародилась эксплуатация — присвоение результатов чужого труда.

Постепенно общины объединялись под властью верховного вождя. Появились союзы племен и их правители. Они стали устанавливать правила и следили за их соблюдением. Все это привело к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни – государству. Начали формироваться народности, этносы.

2. Историю человечества археологи делят на каменный, бронзовый и железный век. Используя Интернет, выясните, когда появилось такое деление, какие признаки лежат в его основе. Создайте схему, иллюстрирующую ваше объяснение.

Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок. Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками. Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. Поэтому иногда перед бронзовым веком ставят медный век, поскольку медь является составной частью бронзы.

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.

2. Узнать, какие принципы лежат в основе разделения истории на каменный, бронзовый и железный век. Представить свой ответ в схематичной форме

Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок. Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками. Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. Поэтому иногда перед бронзовым веком ставят медный век, поскольку медь является составной частью бронзы.

Государство — организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (традиций), осуществляется охрана земель; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Народ (народность) — большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая на одном языке и обладающая общей культурой.

Неолитическая революция – это переход человека от присваивающего к производящему хозяйству в период неолита.

Соседская община – это община, в которой людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на определенной территории.

Люди часто покупают больше продуктов, чем требуется в доме. То, что казалось таким вкусным в магазине, после покупки уже не радует и достается голубям на улице, дворовым собакам или вовсе оказывается в помойке. Это расстраивает, но регулярно повторяется. В чем же причина нашего стремления делать запасы и как с этим бороться? Три простых вопроса, три непростых ответа и совет от шеф-повара.

Почему мы покупаем слишком много

Во-вторых, люди часто ходят в магазины, потому что еда делает их счастливыми. И неконтролируемое потребление зачастую лишь способ избавиться от неприятных переживаний. Однако такой метод борьбы с эмоциями может вести к нарушениям пищевого поведения и провоцировать переедание.

Как отказаться от лишних покупок

Как сделать шопинг рациональным

В целом, общий принцип – осознанность до момента покупки и после . Для начала можно запланировать несколько визитов в магазин вместо одного традиционного раз в неделю. Или начать заказывать продукты онлайн: так будет больше времени на обдумывание каждой позиции в корзине.

Помимо этого, следует вести учет того, чтобы приходится выбрасывать: так удастся определить, чего стоит покупать меньше, и не повторять прошлых ошибок.

Я живу один, и поэтому чаще всего правильно выбираю продукты и никогда не покупаю лишнее. В моем холодильнике всегда только самое необходимое. Хочу поделиться некоторыми советами, которые помогут держать себя в тонусе, в том, что касается закупок продуктов:

Стоит ходить в магазин сытым. На голодный желудок мы всегда покупаем больше продуктов, которые потом не можем съесть.

Перед походом в магазин нужно проверить, какие продукты уже есть дома: в холодильнике, в морозилке, на полках и в буфете.

Можно определить заранее бюджет на покупки. И иметь при себе только эту сумму, желательно наличными. Так не удастся потратить лишние деньги.

Что можно сделать?

Запланировать разморозку морозильника, мытье холодильника и генеральную уборку в кухне – недоеденные мюсли, прошлогоднюю мороженую облепиху, окаменевшие сушеные яблоки можно спровадить на дачу, в качестве удобрения; орехи отдать белкам, семечки птицам, порошок карри – в особо опасные отходы. Вытряхнуть и вычистить все контейнеры, баночки и коробки, написать список того, что заканчивается – и того, что не покупать более никогда. Начать новую жизнь с чистоты и пустоты.

Для раннего первобытного общества (П.о.) была характерна совместная собственность всех членов первобытной общины, вместе взятых, как на все предметы потребления, так и на средства производства.

Эта общественная собственность проявлялась в том, что все члены раннепервобытной общины имели право на продукт, добытый любым из них, исключительно лишь в силу принадлежности к этому коллективу. Других оснований не требовалось. Весь созданный продукт распределялся между всеми членами общины сообразно их потребностям. Действовал принцип: от каждого — по способностям, каждому — по потребностям. Таким образом, в раннем П.о. существовали первобытно-коммунистические, или коммуналистические, отношения распределения и тем самым собственности, и, соответственно, коммуналистические способы производства. Коммуналистический характер социально-экономических отношений раннепервобытного общества был обусловлен объемом общественного продукта. Последний в применении к первобытному обществу подразделяется прежде всего на жизнеобеспечивающий продукт, т.е. такой, который абсолютно необходим для поддержания физического существования членов первобытного коллектива, и избыточный продукт, т.е. превышающий этот уровень.

Пока весь общественный продукт был жизнеобеспечивающим, никакое другое распределение, кроме коммуналистического, не могло существовать. Любая другая форма распределения привела бы к тому, что часть членов общества получила бы меньше продукта, чем необходимо для поддержания их существования, и, в конце концов, погибла бы. А это привело бы к деградации и распаду самой общины. Появление сравнительно небольшого избыточного продукта также не могло сколько-нибудь существенно изменить ситуацию.

Ситуация изменилась, когда избыточный продукт стал производиться в большем количестве. Так как люди по-прежнему получали долю продукта от общества исключительно лишь в силу принадлежности к нему, то возникла возможность неравномерного распределения продуктов труда.

Необходимыми стали новые стимулы к труду. И они появились. Произошла перестройка системы экономических отношений, которая выразилась прежде всего в возникновении распределения по труду, начавшего постепенно вытеснять коммуналистическое распределение. На смену раннему П.о. пришло позднее. Произошло раздвоение экономики на жизнеобеспечивающую и престижную. Престижно-экономические отношения приобрели такое значение, что позднепервобытное общество можно было охарактеризовать как первобытно-престижное. Возникновение распределения по труду и престижной экономики с необходимостью предполагало появление наряду с общественной собственностью частной собственности членов общества и тем самым соответственно имущественного и социального неравенства. Еще на стадии первобытно-престижного общества стали возникать различные методы и типы эксплуатации.

Непосредственной предпосылкой процесса разложения первобытного общества и классообразования был рост регулярного избыточного продукта. Только на его основе мог возникнуть отчуждаемый при эксплуатации человека человеком прибавочный продукт. Рост регулярного избыточного и появление прибавочного продукта были обусловлены подъемом в различных областях производства. Особенно большую роль здесь сыграли дальнейшее развитие производящего хозяйства, возникновение металлургии и других видов ремесленной деятельности и интенсификация обмена.

С зарождением в эпоху классообразования прибавочного продукта начинается вызревание институтов классового общества и в том числе важнейших из них - частной собственности, общественных классов и государства. Решающее значение имела частная собственность, делавшая возможным существование всех других институтов. Становление частной собственности было результатом двуединого процесса, обусловленного подъемом позднепервобытного производства. Во-первых, рост производительности труда и его специализация способствовали индивидуализации производства, что, в свою очередь, делало возможным появление прибавочного продукта, создававшегося одним человеком и присваивавшегося другим.

Во-вторых, те же возросшая производительность и специализация труда делали возможным производство продукта специально для обмена, создавали практику регулярного отчуждения продукта. Так возникала свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от коллективной или личной собственности эпохи родовой общины, прежде всего тем, что открывала дорогу отношениям эксплуатации.

Усложнение общественного производства требовало укрепления организационно-управленческой функции, т. е. функции власти. К тому же общественное и имущественное расслоение порождало противоречия и конфликты. Привилегии и богатства верхушечных слоев общества нуждались в охране от посягательств со стороны рабов, простолюдинов, бедняков. Традиционные родоплеменные органы власти, проникнутые духом первобытной демократии, были для этого непригодны. Они должны были уступить место новым формам сперва потестарной, а затем и политической организации.

Дифференциация деятельности и усложнение социально-потестарной жизни в эпоху классообразования повели к тому, что теперь в разных сферах жизни уже нередко имелись свои лидеры - руководители для мирного времени, военные предводители, жрецы, реже судьи. Такое разделение функций было не обязательным (две и даже три из них могли находиться в руках одной категории лидеров), но достаточно частым. Тем не менее, даже разделенная власть становилась не слабее, а крепче, так как по самой своей природе она все заметнее отличалась от первобытной власти.

причинами революции стали различия между и испанией в области религии, традиций, культуры, интересов. следует подчеркнуть, что еще более нетерпимыми, чем налоговый гнет, было обычное для испании высокомерное отношение к населению зависимых от нее территорий и проводившаяся религиозная политика, в основе которой лежал фанатичный католицизм.

гречиская колонизация происходила в басейне средиземного моря

ответ: недостачи, имеют определенную зависимость от ряда локальных факторов:

1- структура собственности (чем больше акционеров, тем хуже),

2- размер торговой компании,

3- региональный признак (чем ближе к федеральному центру, тем хуже),

4- размер населенного пункта (чем больше, тем хуже).

Другие вопросы по Истории

Почему в условиях поиска новых путей развития страны внимание общества оказалось привлечено к анализу прошлого росии,? время перестройки.

Читайте также: