Как понять что ребенку рано в школу

Обновлено: 06.07.2024

В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними — малыши, которые еще не набегались. Есть и реальное опасение — если ребенок пересидит дома, программа первого класса ему покажется скучной. Но как же понять, пора детям в школу или нет?все это узнаете в данной статье

ВложениеРазмер
8_sposobov_opredelit_gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx 643.46 КБ

Предварительный просмотр:

8 способов определить готовность ребёнка к школе.

В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними — малыши, которые еще не набегались. Есть и реальное опасение — если ребенок пересидит дома, программа первого класса ему покажется скучной. Но как же понять, пора детям в школу или нет?
Учеба для первоклассника — это физическая нагрузка, и немалая. Да, хороший учитель будет делать на уроках физкультминутки, менять ритм обучения, но все равно — ученику придется сидеть по 4–5 часов за партой.

Итак, будущий школьник должен уметь:

1. Показать зубы

https://i.pinimg.com/originals/b5/b1/6f/b5b16f188843f1932c567229bbac75fb.jpg

Количество постоянных зубов — признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока.

2. Достать правой рукой левое ухо

Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел.

1Безымянный.jpg

И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью — он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.

3. Стоять на одной ноге

https://res.cloudinary.com/fleetnation/image/private/c_fill,g_center,h_640,w_640/v1466857480/nv0dijtgnyxmvteprift.jpg

Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма — более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.

5. Считать в обратную сторону

Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех — до ста, до тысячи. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1.

Если ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный уровень — если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности.

6. Самостоятельно одеваться

Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.

8. Следовать инструкциям учителя

Школа — это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.

К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно — только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.

Что же делать, если он еще не готов?

Если не соответствует школьной норме только один признак — например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут — в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.

Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год — лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.

Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, — выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу.

В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться

Недозрелый или перезрелый?

С каждым годом программы начальной школы становятся всё интенсивнее: авторы учебников стремятся дать как можно больше материала за меньшее время. Для детей это оборачивается возрастающей нагрузкой и повышенными стартовыми требованиями. Де-факто от первоклассников теперь ждут, что к школе они уже должны уметь читать и писать. В итоге подготовка к школьному периоду оказывается нацеленной на преодоление этого экзаменационного момента, а не на мягкую адаптацию, развитие навыков концентрации и умение учиться.

Как следствие, на первом же году обучения начинаются проблемы: ребёнок не держит нагрузки, болеет, плохо воспринимает инструкции, не успевает.

Больная тема

Основной фактор, определяющий возраст, когда стоит отдавать в школу, — состояние здоровья. Это кажется очевидным — но многие родители игнорируют хронические заболевания вроде аллергии. А ведь такие вялотекущие непроявленные болезни (в стадии ремиссии) влияют на способность к обучению: к концентрации, умению выполнять заданные учителем алгоритмы действий и так далее. Не говоря о риске обострения как следствия напряжения.

Они весьма консервативны. С большим опасением относятся к новой ситуации или, например, еде. Им нравится что-то одно, и они будут стоять на своём. Например, котлета только с пюре и, не дай бог, с жареной картошкой. Или сосиска с зелёным горошком и только с ним. В одежде — аналогичная консервативность и непреклонность. Это характерная особенность таких детей. Они не любят новую обстановку и с трудом адаптируются в ней. А ведь школа требует именно этих навыков.

У них часто бывают навязчивые движения. Это повторяющиеся действия: подёргивания мимических мышц, желание крутить пуговицу, грызть ногти или карандаш, завязывать узелки на бахроме пледа. Зачастую у этих детей бывают страхи после просмотренного фильма или прочитанной книги.

Если хотя бы три симптома из перечисленных постоянно проявляются у ребёнка по крайней мере в течение полугода — то со школой надо повременить. И проконсультироваться с неврологом, проанализировав, какие ситуации вызывают дискомфорт.

А если всё-таки малыш уже стал первоклассником — исключить занятия музыкой, хореографией, спортом вне стен школы. Ему будет трудно выдерживать такую нагрузку.

Человек среди людей

Но и активные, общительные дети могут столкнуться с неожиданной проблемой — например, есть категория малышей, которые не умеют общаться с посторонними взрослыми (не членами семьи), не держат дистанцию с учителем, которому может быть неприятна такая фамильярность. Это мешает обучению. В таком случае играет роль квалификация педагога. Это его задача — выстроить общение должным образом. Познакомить детей друг с другом, создать комфортную атмосферу, установить коммуникативный формат.

Считаем ворон

Что же самое главное, ключевое — то, что позволит сказать: этот ребёнок готов к школе?

Если одной фразой — это умение понимать, воспринимать и запоминать инструкцию. Иными словами, способность понять алгоритм действий, запомнить его и осознать, что ты выполнил правильно, не ожидая одобрения взрослого. Если этого навыка нет — неважны даже запас и объём знаний.

Что же делать, если по ряду признаков вы поняли, что в школу ребёнку рано?

Первый раз в первый класс — один из самых важных и захватывающих сюжетов в жизни каждого школьника. Большинство из нас до сих пор помнят тот день, когда мы с огромным букетом стояли на праздничной линейке, зевая от волнения.

Есть три основных параметра, которые указывают на степень готовности ребёнка к школе.

1. У ребёнка есть мотивация учиться


Кроме интеллектуального, физического, эмоционального и прочего развития, есть ещё развитие социальное. В нормальной жизненной ситуации до определённого возраста ребёнок слит с матерью. Постепенно он начинает от неё физически и социально отдаляться. Годам к трём он уже осознаёт свои желания и способен внятно объясниться, а значит, начинает пока маленькую, но собственную социальную жизнь. В этом возрасте детей часто отдают в сад, где они начинают нарабатывать социальные связи, которые к пяти-шести годам должны выйти на новый уровень.

Учебная мотивация — это способность ребёнка ориентироваться на общий результат и достигать социального успеха через преодоление, например, сдерживание собственной импульсивности. Необходимо, чтобы к школе у ребёнка был хотя бы зачаток учебной мотивации. Если её нет совсем — в школу идти нельзя.

2. Ребёнок умеет концентрировать своё внимание


Елена Кандыбина:

Способность ребёнка удерживать внимание на неинтересном, но нужном можно проверить в бытовых условиях. Сможет ли он, помогая маме, полчаса резать салат, если не сам загорелся таким желанием, а выполняет просьбу взрослого? Или при игре в настольные игры. Что делает ребёнок, пока ожидает своего хода? Терпеливо и внимательно ждёт или бегает вокруг стола? Или его нужно окликнуть, когда очередь в игре доходит до него?

3. У ребёнка развиты интеллект и моторика


Елена Кандыбина:

cover_notready

Отныне каждый ребенок, достигший 6 лет, имеет гарантированное место в школе. За шумихой о приеме на обучение по месту жительства как-то забылось, что руководство школы сейчас не вправе отказать ребенку, сославшись на то, что он не прошел собеседование. Поэтому только родители решают, отдавать сына или дочь на учебу в 6 лет или подождать до семи. Стоит ли быстрее воспользоваться гарантированным местом в школе, или лучше ориентироваться на степень зрелости будущего первоклассника? И как эту степень узнать? Обо всем этом рассказывает детский психолог и мать двоих сыновей Антонина Оксанич.

oksanych

Чем навредит обучение до школьного созревания

Статистика доказывает: только у половины 6-летних детей достаточный показатель школьной готовности. Среди 7-летних только у четверти обследованных обнаружили низкие показатели. А среди тех, кто до этого возраста посещал детсады, студии, кружки, был только 1% не готовых к школе малышей. Поэтому подготовка и созревание позволяют каждому ребенку проявить себя.

Но если ребенок пойдет в школу раньше, чем созреет к этому, то не сможет продемонстрировать весь потенциал. Казалось бы, что плохого в школе? Пусть учится и созревает одновременно. Но за это время у ученика может сформироваться репутация непоседливого, бестолкового, к нему будут относиться предвзято. Либо же он сам привыкнет к учебным неудачам, поэтому желание учиться исчезнет.

Почему тесты устарели

cover_first_grade

Во-вторых, эти тесты были разработаны для детей 7-8 лет, у которых ведущая деятельность — обучение. А программа требовала слушать и наследовать учителя. В Новой украинской школе ребенку придется участвовать в проектах, действовать и узнавать что-то в игровой форме. К тому же для шестилетнего ребенка ведущая деятельность — игра. И это учтено в НУШ, но не учтено в устаревших тестах. Поэтому испытания должны проверять не то, способен ли будущий ученик аккуратно писать прописи и копировать, а насколько зрело он может играть или делать выводы из собственной деятельности.

Читайте также: