Богомолье шмелев анализ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к поэтической реальности, дают возможность понять, какой была Россия.

ВложениеРазмер
urok_vneklassnogo_chteniya.doc 384 КБ

Предварительный просмотр:

В этом году исполнилось 60 лет со дня кончины И.С. Шмелева. Нельзя сказать, что творчество этого писателя хорошо известно современным школьникам. Иван Сергеевич стал вынужденным эмигрантом, но в сердце своем через все годы пронес любовь к России, сохранил православную веру, сохранил память о своей родине. Создавая произведения “ Лето Господне”, “Богомолье”, где главным героем является мальчик Ваня, писатель решил детям эмигрантов показать и рассказать, какой была Россия. А сложилось ведь так что теперь, в наше время, мы оказались эмигрантами внутренними, не знающими Великую Православную Русь, ее обряды и традиции. Поэтому книги Шмелева – для нас.

Тема урока: внеклассное чтение по повести И.С. Шмелева “Богомолье”.

Цели и задачи урока : познакомиться с содержанием повести “Богомолье”;

учиться комментировать литературно-художественный текст;

показать учащимся великую Православную Русь, ее обряды и традиции;

помочь увидеть духовный мир мальчика Вани;

показать, как осуществляется связь времен в произведении И.С. Шмелева;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей стране, ее истории и ее святыням.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, портреты И.С. Шмелева,

И.А. Ильина, К.Д. Бальмонта, И.А. Бунина, А. Куприна, книжная выставка с произведениями И.С. Шмелева, фото- и киноматериалы.

Предварительное домашнее задание (всему классу):

  1. Прочитать повесть “Богомолье”.
  2. Выписать в тетрадь основные события, происходящие с богомольцами на пути в Сергиев Посад.

Индивидуальные домашние задания:

Библиографам : подготовить краткий рассказ об основных событиях жизни Шмелева.

Текстологам: проанализировать эпизоды.

Нам предстоит сегодня прикоснуться к творчеству замечательного русского писателя И.С. Шмелева, познакомиться с его повестью “Богомолье”, больше узнать о личности писателя. Шмелев очень русский писатель, который лишился родины, пережил много скорбей, но с огромной любовью писал о православной России, очень хотел, чтобы дети эмиграции знали и помнили свою родину, любили ее. И нам тоже сегодня предстоит открывать для себя и писателя Шмелева, и Православную Русь.

Обратимся к повести Шмелева “Богомолье”. Что обозначают эти слова “богомолье”, ”богомолец”?

Богомолье – посещение святых мест с целью приношения молитв Богу и внутреннего очищении. Богомолец – молящийся, приносящий молитвы Богу. Богомолье – целый обряд, часто многодневный, совершаемый пешком, когда можно сосредоточиться, испытать какие-то телесные трудности, прибывая в посте и молитве.

Повесть И.С. Шмелева автобиографич6еская. В центре повествования мальчик Ваня и вся книга – отражение детского восприятия мира. Герои повести идут на богомолье из Замоскворечья в Троице Сергееву лавру, потому что “самое душевное это дело – на богомолье сходить”. Путь длиною в семь десятков верст нужно преодолеть за 3 дня. Время горячее терять нельзя – пора сенокоса. В памяти мальчика остается веселый перезвон колоколов, вкусный квасок, роспись “с медведем”. Смысл монашеской жизни еще не доступен для понимания ребенка, но сердцем он чувствует реальное присутствие благодати: во время паломничества, пребывания в обители он испытывает ощущение праздника, небесной радости.

Повесть начинается с главы “Царский золотой”.

  1. Ученики пересказывают содержание этой главы, в которой излагается история Мартына, получившего от царя Александра II Освободителя золотой рубль за свое плотницкое мастерство

Учитель приводит слова А. Куприна о Шмелеве: “Шмелев теперь – последний и единственный из русских писателей, у кого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелев … коренной прирожденный москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа. Вот почему большинство произведений Ивана Сергеевича имеют место в Москве”.

В повести “Богомолье” тоже есть глава “Москвой”. Прочитаем строчки из этой главы, начиная со слов “Якиманка совсем пустая, светлая от домов и солнца…” и заканчивая “Молись, а она уж всю душу видит”.

Просмотр видеофрагментов “Московский Кремль”.

  1. Как писателю удалось создать неповторимый облик Москвы?
  2. Что сохранилось в нашем городе из описанного Шмелевым, а что безвозвратно утеряно?

Учащиеся-текстологи рассказывают содержание остальных глав повести.

Кульминация книги – и главная цель поездки – благословение у старца Варнавы. Шмелев показал, каким было старческое служение подвижника, описал его труды и деятельную любовь, изливавшуюся на всех, кто приходил к нему за советом и утешением. В памяти писателя запечатлелись свет и ласка исходившие от батюшки-утешителя, сердечное умиление, исчезновение всех душевных страхов и сомнений, о чем свидетельствовали все, кто встречался с отцом Варнавой. В “Богомолье”, таким образом, Шмелев описал живое соприкосновение с миром святости. И это воспоминание оказалось спасительным для самого художника. “Работа над “Богомольем” спасла меня от пропасти, - удержала в жизни…О сем знала лишь ныне покойная моя жена”,- признавался он впоследствии в письме епископу Леонтию 24 мая 1949 года.

Какое значение в жизни Вани имели Горкин и отец?

Горкин - истинный духовный наставник, он оберегает Ваню от злых сторон жизни, он учит его верить, рассказывает о святых праздниках. Он своим примером учит жить в вере в честном, чистом, но и православно строгом отношении к людям и жизни.

Хотя рядом с Ваней больше всего Горкин, но именно с отцом кровная связь, любовь кровная. Отец всегда появляется в самые ответственные для Вани минуты. Именно отец на своих плечах проносит Ваню к мощам преподобного Сергия.

Главный герой повести растет в купеческой семье. Купеческую среду вы знаете по произведениям А.Н. Островского. Чем же отличается купеческий мир Шмелева от купеческого мира Островского?

Ответ: Своей духовностью. Купеческий мир Островского – “темное царство” с грубостью нравов, жестоким произволом, лицемерным благочестием. Шмелев показал другую сторону купеческого быта. Его мир не отличался высоким образованием, но был внутренне культурен, нравственно здоров, национально стоек. В семье маленького Вани чтут традиции, соблюдают обычаи, хранят заветы церковной старины, верят в Бога. Да и взаимоотношения между хозяевами и служащими человеческие.

  1. Какие произведения вы знаете еще, где главные герои путешествуют? Чем отличается произведение Шмелева от этих произведений? (Собственно богомолье показано только у Шмелева).
  2. Как расширяются пространственно-временные рамки повести Шмелева?

В Мытищах мужик Соломяткин рассказывает богомольцам историю Авдотьи Гавриловны Карцовой; отец как бы объединяет два времени – время богомолья и время московское, бытовое, полное забот. Эпизод встречи богомольцев с купцом Аксеновым также расширяет времена.

Таким образом, реальное историческое время охватывает три дня пути и три дня пребывания в Сергиевом Посаде, но это время, благодаря тому, что православная вера вбирает в себя всю историю христианства и страны, жития святых, раздвигается в глубь веков.

Ученики-культурологи говорят о том, что в повести много культурных реалий, которые тоже расширяют время. Например, в начале повести Ваня, обрадованный тем, что и его берут на богомолье, поет лошади Кривой песню “Ну тащися, сивка, пашней-десятиной”. Это стихотворение Кольцова. Один из учеников читает его наизусть:

Ключевые слова: проблематика, система художественных образов, традиции и новаторство, родовая и духовная память.

Abstract. The article discusses the issues and artistic originality of the novel "Pilgrimage", special attention is paid to particular aesthetic and spiritual quest of the writer and archetypes of his Orthodox worldview.

Keywords: perspective, system of artistic images, tradition and innovation, tribal and spiritual memory.

В повести, несмотря на скромный её объём, значительное количество действующих лиц. Помимо Вани, его отца, Горкина, это идущие вместе с ними в лавру бараночник Федя, кучер Антипушка, банщица Домна Панфёровна с внучкой, а также трактирщик Брехунов, мастер Аксёнов, послушник Саня Юрцов, о. Варнава, парализованный паренёк Миша и другие. Все они индивидуализированы автором: энергичный отец, мудрый Горкин, уважительный Федя, крутая нравом Домна Панфёровна, внимательный к людям и обладающий даром предвидения старец Варнава. Многообразие человеческих характеров позволяет автору наполнить смысл названия произведения конкретностью, ярче подчеркнуть идею соборности богомолья.


Труд в православной этике русского человека, утверждает автор, есть безусловная добродетель, исполнение которой — высшая жизненная цель, ибо посредством честного самоотверженного труда человек приближается к Богу, выполняя возложенное Им послушание и преодолевая свою греховную сущность. Труд, таким образом, сакрализируется писателем, изображается им как основная цель земного бытия.


Связующим звеном между прошлым и настоящим является в повести Михаил Панкратыч Горкин — верный хранитель православного уклада, наставник Вани, которого он терпеливо проводит по лабиринтам жизненного и духовного опыта, приобщает к литургической жизни церкви. Своей добротой, духоподъёмностью, религиозным подвижничеством он порою кажется Ване похожим на святого. Вместе с тем Горкин — не отрешённый от повседневной жизни человек. Он рачительный и надёжный помощник отца, мудрый и чуткий воспитатель, великолепный плотник и столяр. Свою главнейшую задачу он видит в том, чтобы сохранить и передать дальше по ступеням жизни память обо всех хороших людях и продолжать, приумножая, их добрые дела. В этом бессмертие умерших и смысл деяний живущих. В вечной связи поколений писатель видит основу духовного обогащения человека и нации, развития жизни.

Эстетическому воплощению проблемы памяти в значительной мере способствует крестообразный хронотоп повести, на пространственных координатах которого горизонтальная линия представляет собою земное время, а вертикаль — время вечное и бесконечное, мир горний.

Важную часть топонимического пространства повести занимают образы святых мест Москвы: часовен Николая Угодника и Иверской Божьей Матери, храма Христа Спасителя, соборов Кремля. Шмелёвская Москва с золотыми куполами-луковицами создаёт впечатление гигантского многосвечника, символизирующего идею высшего духовного, молитвенного подъёма.

Своеобразие тематики, особый угол авторского зрения: интерес не только к ребёнку, но через него — к окружающему миру, обилие в небольшом по объёму произведении образов-персонажей, эпизодов и картин, единство авторского сознания и сознания лирического героя — служат реализации главной задачи писателя: выявлению непреходящих жизненных ценностей.

Он показал нам подлинный лик России, её народ, её нетленные духовные ценности, что и было отмечено многими вдумчивыми и непредубеждёнными читателями-современниками: Б.Зайцевым, И.Ильиным, К.Бальмонтом, Н.Кульманом, В.Зеелером и другими.

О дом отеческий! о край, всегда любимый! Родные небеса.

Мечту о возвращении на родину смог осуществить только в своих произведениях писатель Иван Сергеевич Шмелев, москвич, воспитанный укладом русской жизни, любящий русский народ, но живший с 1922 года вдали от России. Он был глубоко верующим человеком.

Сколько терпения и терпимости проявляют россияне! Писатель верит в то, что русский народ жив и будет жить, все вытерпит благодаря тому, что ставит свою душу в трепетную близость к Богу получая от нее живую совесть, мудрое спокойствие, трудолюбие, умение прощать и повиноваться.

Произведение состоит из двенадцати глав, каждая из которых представляет собой картину - впечатление для шестилетнего Вани, чьими глазами и наблюдает и постигает жизнь. В этом заложен определенный смысл. Ребенок знакомится с миром взрослых, он один в своем познании, а кругом целая неизведанная вселенная, представленная чередой уже выросших, прошедших путь духовного возмужания людей.

Миропонимание православного христианина раскрывается в ряде драматических эпизодов. Вот один из них. Ваня, испугавшись несчастного парализованного, хочет убежать от его коляски, но Горкин велит ему смотреть, ибо грех от горя отворачиваться.

Богомольцы встречаются с парнем второй раз у монастыря, когда тот, получив от священника надежду, повеселел.

Домна Панферовна, так живо напоминающая некрасивую Матрену Тимофеевну, наставляет Ваню и Анюту, закладывая основы нравственности.

Проехали Мытищи, Пушкино, Талицы, Рахманово, Хотьково. А вот и Лавра-Троица!

Благослови, душа моя, Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело.

Внутренняя фабула повести - это поиск нравственных опор в новой жизни и нахождение их в религии, в чудесном явлении Сергия Радонежского, в нетленном свете его обители - Троице-Сергиевой Лавры. Для ребенка житие праведника - это пример для подражания, образец высокой духовности.

Язык произведения богат, так как автор умеет придавать вещам жизнь, которую чувствует читатель. Знакомясь с героями повести, мы не только думаем - мы видим, дышим, слушаем, касаемся руками того мира, какой он нам предлагает.

Вера, любовь к ближнему и талант - нравственное богатство человека.

Возрождение Храма Христа Спасителя в наши дни - покаянное возвращение народа к своим истокам, устранение разрыва в исторической памяти людей. Это ли не обнадеживает?


1. Ильин И. О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин – Ремизов – Шмелев. – Мюнхен, 1959. – 196 с.

2. Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья. Борис Зайцев. Иван Шмелёв. – СПб. : Пушкинский дом, 2003. – 272 с.

5. Шмелев И. Лето Господне / Составитель, автор предисловия О.Михайлов. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 653 с.

Рецензенты:

Кошелев А.В., д.фил.н., профессор, проф. кафедры русской и зарубежной литературы Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород;

Каминская Т.Л., д.фил.н., профессор, проф. кафедры кадровой политики и управления персоналом Российской академии народного хозяйства государственной службы, г. Великий Новгород.

Читайте также: