Основы воспитания культуры общения поведения и деятельности у детей дошкольного возраста кратко

Обновлено: 02.07.2024

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.

Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний виц) и внутренняя культура (уважение к окружающим, чуткость, правдивость и др.) должны находиться в единстве.

В содержание культуры поведения дошкольников входят следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки и привычки, культура общения со взрослыми и сверстниками, культура деятельности.

Культурно-гигиническиенавыки и привычки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована на не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих от ношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважений к окружающим. Культура общения со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнения детьми норм м правил общения, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение разговаривать лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно учить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в игре, в труде. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение поддерживать в порядке рабочее место, где он работает, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Условия, воспитания культуры поведения дошкольников:

1. Авторитет и культура воспитателей и родителей. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками.

2. Точное осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключаться от одной деятельности к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности и отдыха. 3. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети.

4. Положительная эмоциональная атмосфера в детском саду и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании у них культуры поведения

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:- правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки.- правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов;- каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений);- правила вводятся постепенно.

Методы воспитания: разъяснение, показ, упражнение, напоминании, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.

В младших группах воспитатель приучает детей к правильному поведению, последовательно и терпеливо добивается послушания, некоторой самостоятельности в выполнении элементарных правил поведения. В средней группе воспитатель постоянно следит за самостоятельным выполнением правил, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. Важным является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки культуры поведения. Возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Формируются мотивы поведения. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил.




КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.

Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний виц) и внутренняя культура (уважение к окружающим, чуткость, правдивость и др.) должны находиться в единстве.

В содержание культуры поведения дошкольников входят следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки и привычки, культура общения со взрослыми и сверстниками, культура деятельности.

Культурно-гигиническиенавыки и привычки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована на не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих от ношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважений к окружающим. Культура общения со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнения детьми норм м правил общения, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение разговаривать лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно учить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в игре, в труде. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение поддерживать в порядке рабочее место, где он работает, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Условия, воспитания культуры поведения дошкольников:

1. Авторитет и культура воспитателей и родителей. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками.

2. Точное осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключаться от одной деятельности к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности и отдыха. 3. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети.

4. Положительная эмоциональная атмосфера в детском саду и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании у них культуры поведения

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:- правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки.- правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов;- каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений);- правила вводятся постепенно.

Методы воспитания: разъяснение, показ, упражнение, напоминании, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.

В младших группах воспитатель приучает детей к правильному поведению, последовательно и терпеливо добивается послушания, некоторой самостоятельности в выполнении элементарных правил поведения. В средней группе воспитатель постоянно следит за самостоятельным выполнением правил, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. Важным является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки культуры поведения. Возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Формируются мотивы поведения. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил.


Основы воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста

С правилами поведения необходимо начинать знакомить детей с раннего дошкольного возраста и продолжать далее.

Основываясь на уже усвоенных детьми навыках культуры поведения (это навыки вежливости, проявление внимания и симпатии к детям и взрослым, оказание им помощи, приветливое общение), следует учить пониманию смысла и значения правил этики поведения человека. Необходимо доступно раскрывать их смысл. В процессе использования правил поведения в бытовой жизни, в игре, дети лучше усваивают их. А понимание смысла дает возможность ребенку самостоятельно управлять своим поведением, эмоциями, контролировать их в различных жизненных ситуациях.

Особенностью людей культурных, воспитанных, является подчинение дисциплине, самоконтролю и самокритике. Важно объяснить детям, что если они будут делать, что хотят и ни с кем не считаться, то они вряд ли узнают, что такое уважение окружающих людей, а так же любовь и привязанность. С людьми честными, благородными, правдивыми, уважительными, радушными и гостеприимными всегда приятно общаться. Такое общение дарит радость, насыщает духовно. Люди культурные могут контролировать свои эмоции, управлять ими. Они не будут кричать и ругаться, так как не унизят этим себя. Проведенные в настоящее время исследования показывают, что половина детей не владеют культурно - гигиеническими навыками, а у 90 процентов детей не развита культура общения, культура деятельности не развита у 30 процентов детей. Данной проблемой занимались многие педагоги. На основе их исследований можно сделать вывод, что решение проблемы воспитания культуры поведения, общения детей условиях дошкольных образовательных учреждений пока еще недостаточно проработано.

Целью исследования является выявление уровеня культуры поведения детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - специфика формирования культуры поведения детей в дошкольном возрасте.

Суждение - воспитание культуры общения, поведения у дошкольников совершается при направленной работе воспитателя, в процедуре организованных занятий с детьми с использованием разнообразных материалов.

Задачами данного исследования являются:

Анализ понятия культура поведения. Охарактеризовать воспитание культуры поведения в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотреть приемы и методы культурного воспитания детей. При написании работы использовался метод: анализ психологической и педагогической литературы по данной проблеме, а так же наблюдение и сравнительный анализ.

Понятие культуры поведения. Ее содержание и структура

Культура поведения и её компоненты.

У старших дошкольников сформирована более высокая степень осознанности поведения по сравнению со средним дошкольным возрастом. Старшие дошкольники уже понимают смысл нравственных требований и правил, так же они уже могут угадывать последствия своих поступков. Поэтому их поведение становится более осознанным. Создаются предпосылки для формирования у детей ответственности за свои поступки, появляются элементы самоконтроля, организованности. В дошкольном возрасте дети аккумулируют первый опыт нравственного поведения. У них формируются первые навыки организованности и дисциплины в поведении, опыт хороших взаимоотношений с ребятами и взрослыми, опыт самостоятельности, опыт занятий интересными и полезными делами, умение создавать порядок и чистоту окружающей обстановки.

Культура поведения - это не только свод определенных правил поведения, но и нравственность, которая формирует эти правила.

Культура поведения дошкольников состоит из следующих элементов: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки.

Основа этих элементов культуры поведения позволит сформировать задачи воспитания и их постепенное усложнение.

Таким образом, культура поведения человека - это как внешние проявления поведения, так и внутренние качества человека. Отсюда следует, что мы ответственны и за свою культуру поведения, и за окружающих людей и детей, за будущие поколения.

Культура поведения тесно связана с культурой общения. Общение, как и труд, является методом развития сознания. Мы имеем в виду культуру общения как часть культурно-исторической среды, в которой мы живем. Культура общения подразумевает взаимосвязь всех ее составляющих.

Задачи и содержание воспитания культуры общения, поведения и деятельности у детей дошкольного возраста В чем особенности воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста? Актуальность проблемы воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности и сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни. Дошкольный возраст — время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. В этот период происходит формирование базиса личностной культуры, определяются основы культурного отношения детей к рукотворному миру, обществу, природе, собственной жизни.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Культура поведения — это широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность норм и правил поведения человека в системе наиболее значимых, жизненно важных отношений: отношений к людям, предметам материальной и духовной культуры, деятельности и к самому себе.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения234 Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера. Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах (со взрослыми, сверстниками, малышами, знакомыми и незнакомыми). Она предполагает освоение дошкольником культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи. Культура общения рассматривается как важнейшая составная часть общей поведенческой культуры и необходимое условие нравственного развития личности. Выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками основано на уважении, доброжелательности, соблюдении требований вежливого, тактичного поведения в общественных местах, в быту. Центром культуры общения выступает этикет, который организует и регламентирует общение по определенным законам и правилам.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Этикет — установленный в обществе порядок поведения, включающий совокупность правил и норм, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений между людьми, что проявляется в манерах поведения, формах обращения и приветствия, поведении в общественных местах, внешнем облике человека. Этикет организует и регламентирует общение по определенным законам и правилам.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Культура общения является составным элементом культуры поведения, отражающей критерии отношения человека к своей деятельности, поступкам, другим людям и социуму. Культура поведения свидетельствует о социальной зрелости индивида.

Чтобы сформировать правильные отношения в обществе, наладить систему взаимодействия с окружающими людьми, требуется формирование навыков построения коммуникативных связей, которые целесообразно развивать с раннего детства. Это положительно скажется на социальной адаптации детской личности и усвоении ею основных ценностных ориентаций.

Культура общения предполагает развитые способности следования ребенком правилам и нормам взаимодействия со сверстниками, взрослыми, родственниками, друзьями. Такое взаимодействие базируется на формировании доброжелательности, уважительного отношения к своей личности и личностям других людей, привитии навыков вежливого поведения в быту, трудовой, общественной деятельности.

Рисунок 1. Культура общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Составные элементы культуры общения дошкольников

Формирование культуры общения предполагает ознакомление ребенка с поведением, которое считается недопустимым в обществе, нарушает права и свободы окружающих людей, не уважает их чувства и желания.

Проявление уважительного отношения к окружающим людям, естественные манеры поведения, простота во взаимоотношениях, проявление положительных эмоций, реальных чувств характеризует такое значимое качество для любого человека и детской личности, как общительность.

Одним из значимых разделов культуры общения является формирование культуры речи. Ее воспитание не менее значимо, чем иные направления развития культуры общения и культуры деятельности. Ее развитие включает формирование у ребенка дошкольного возраста обширного словарного запаса, способности говорить грамотно и лаконично выражать свои мысли, подбирать интонацию и тон, соответствующий речевому ритму и содержанию.

Готовые работы на аналогичную тему

Важно обучать ребенка с ранних лет навыкам построения простых речевых обращений, приветствиям и прощаниям, вежливому обращению к старшим, произношению в нормальном темпе, предотвратить растягивание им слов и слишком быстрое, неразборчивое произношение.

Помимо этого, формирование речевой культуры предполагает:

  1. Обучение ребенка навыкам слушания собеседника, понимания сути того, что он говорит;
  2. Формирование умения спокойного ведения беседы: визуальный контакт, спокойное поведение во время разговора;
  3. Развитие этикета общения – образца, идеала поведения в процессе построения коммуникативных связей;
  4. Навыки построения диалогов между детьми, между ребенком и взрослым, между ребенком и родителем и т.д.;
  5. Ознакомление с особенностями построения взаимоотношений между детьми и между взрослыми.

Рисунок 2. Культура общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Наряду с культурой речи, культура общения предполагает развитие основных личностных качеств, характеризующих нравственные начала личности, которые хотят видеть взрослые в детях. К ним относится:

  • Вежливость – на ней основывается построение людских взаимоотношений. Она базируется на искреннем и доброжелательном отношении к окружающим людям;
  • Деликатность – способность не нарушать личное пространство окружающих и доставлять им неудобство своими действиями и поступками;
  • Скромность – проявление чуткости и уважения к окружающим людям, повышенная требовательность к собственной личности.

Эти нравственные качества лежат в основе еще одного важного компонента культуры общения – культуры взаимоотношений. Она предполагает привитие дошкольникам навыков и способов построения положительных социальных контактов в различных сферах жизнедеятельности. Способность к построению и налаживанию социальных контактов упрощает процесс социальной адаптации и помогает ребенку развить навыки общения со сверстниками, со взрослыми в различных направлениях деятельности.

Игровые занятия, направленные на развитие культуры общения дошкольников

Воспитание культуры общения в дошкольном возрасте происходит посредством применения игровой деятельности, в качестве основного метода ее развития. Игровая форма деятельности является приоритетной на этапе дошкольного развития и обучения ребенка. От ее рациональной организации, профессиональных навыков педагога зависит эффективность воспитания культуры общения подрастающего поколения.

Игровая форма деятельность позволяет развить любознательность ребенка, что развивает его потребность в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми. Игры помогают развить чувство доверия к окружающим, развить социальные контакты, построить дружеские отношения. Это в свою очередь благотворно сказывается на освоении этических норм поведения, формировании навыков адекватного общественного поведения, развитии навыков коллективного взаимодействия и сотрудничества.

В качестве основного воспитательного средства для формирования культуры общения дошкольников выступает сюжетно-ролевая игра. Она позволяет привить детям основные правила этикета, зафиксировать их и эффективно развивать в дальнейшем.

Игровая деятельность показывает, какими навыками культурного общения уже обладают дети, варианты их корректировки и развития. Игра знакомит детей с жизненными ситуациями и показывает способы поведения в них.

Ролевые игры бывают различных направленностей и отражают реальные модели построения диалогов, коммуникативных связей во всех сферах социального взаимодействия. Игра отражает действительность в ее смысловом и существенном проявлении. Сюжетно-ролевые игры характеризуются мотивационными и побудительными возможностями и выражают смысловое значение общения. кроме того, процесс общения является важным составным элементом и условием формирования игровой деятельности.

В процессе выполнения определенных игровых действий и следование игровым правилам, а также взятие на себя игровых ролей, происходит обучение детей навыкам приветствия и прощания, навыкам выражение своих эмоций и чувств в процессе общения.

В процессе игровой деятельности происходит обучение детей маскам в общении. Дети учатся надевать маски равнодушия, высокомерия, агрессивности, чудаковатости, послушания.

Читайте также: