В чем отличие обезбоженных босяков горького от образов маленького человека в классике 19 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

При чтении ранних рассказов Максима Горького возникает вопрос: кто такой босяк? Писатель часто упоминает термин во многих произведениях. Босяк – это реалистичный герой, взятый из жизни России. Человек, потерявший работу, дом, опустившийся. Его отвергает общество как изгоя. Судьба таких людей не волнует окружающих, их не замечают.

Босяцкая тема в литературе – это проявление особенностей жизни на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков. Экономический кризис довел многих крестьян до бродяжничества. Они бесцельно бродили по городу, теряя человеческий облик. Горький изображает опустившихся людей неоднозначно. Он углубляется в особенности их внутреннего мира. Автор анализирует, как социальный статус сказывается на мироощущении.

Босяцкая жизнь – это последствие обнищания народа. Многие жители не могли реализовать себя, найти работу. Им приходилось перебиваться разовыми доходами, которых хватало на ночлежку и кусок хлеба.

Босячество в творчестве Горького

Босяцкая тема – это одна из сюжетных линий, присутствующих в произведениях Горького. Автор чаще писал в реалистичном, романтическом жанре, стараясь максимально передать страдания, чувства обездоленных граждан. Русский кризис оставил более пяти миллионов людей без средств к существованию.

Крестьяне разорились, работники закрывшихся предприятий потеряли доход. Никого не заботило, что будет происходить с людьми после потери жилья. Они опускались на дно, спивались, начинали воровать. Литература Горького отличается рядом особенностей:

  1. Писатель разоблачает пороки благопристойного общества, протестуя против его фальшивых, обманчивых действий.
  2. Автор отражает стремление, желания, созревавшие в сердцах потерявших все людей. Каждый герой выбирает свой вариант. Одни стараются протестовать, бороться. Другие сдаются, мирятся с ситуацией, падая в пропасть безнадежности.
  3. Протесты характеризуются как стихийные волнения, не имеющие четких форм. Люди хотят изменить свою жизнь, но не знают, как это сделать.
  4. Повествователь развивает тему босячества, выходя за грани бытового писательства, этнографии.
  5. Каждый рассказ посвящается трагическому положению, в котором оказался русский народ. Основная причина – безработица во время капитализма.
  6. Горький предпочитал жесткий реализм. Он не старался приукрасить босяцкую жизнь. Писатель считал таких людей неизлечимо больными. Они способны лишь на восхищение чужими поступками, героями.

Критика о раннем творчестве М. Горького

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Герои М. Горького: босяки как философы 420 ₽ Реферат Герои М. Горького: босяки как философы 280 ₽ Контрольная работа Герои М. Горького: босяки как философы 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Горький, рассказы о босяках – краткое содержание

Тест ЕГЭ предполагает изучение сути рассказов Горького, посвященных босякам, их жизням. Рассмотрим некоторые из них:


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Трансформация образа "маленького человека": от русской классики к современной прозе


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Таким образом, были сформулированы цели данной исследовательской работы:

1) Проследить трансформацию образа маленького человека в русской литературе с 19 века до произведений современной прозы.

Указанные цели предполагают решение ряда конкретных задач:

Для достижения поставленных целей и решения связанных с нею задач в работе использовались культурно-исторический и сравнительно-типологический методы исследования. Изучение и анализ трудов отечественных ученых: Белинского В.Г., Белякова С., Бочарова С.Г., . Воропаева В.А , Расторгуевой В.С., Черняк М. С., Эпштейна М. Н., Юхновой И.С. составляют историографический аспект настоящего исследования.

Кто же виноват в случившейся трагедии? Может быть люди, которые утратили понятия совести, сострадания, уважения, братской любви. У Вырина настолько маленький чин, что все, стоящие выше него на иерархической лестнице, позволяют себе грубить, кричать. Никто не задумывается, что он тоже человек , он один из нас. Со своими чувствами, желаниями, мечтами. Но хуже того, гусарский офицер Минин считал естественным для себя увезти Дуню, единственную дочь Вырина, его отдушину от отца, не спросив родительского благословения. Он не задумывается, каким ударом станет для станционного смотрителя потеря дочери, рядом с которой его убогая жизнь приобретала хоть какой-то смысл. Виновато в трагедии Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность, может быть унижен и оскорблен, и никто не вступится за него, не поможет, не защитит, и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов.

Большое чувство горечи у читателя вызывают сцены, где, раздавленный горем отец, разыскивает Минского в Санкт-Петербурге и упрашивает отпустить дочь назад. Рушится последняя надежда на то, что через какое-то время до гусара дошел весь страшный смысл его поступка. Но он не только не испытывает стыда, а в попытке избавиться от старика, дает ему деньги, не понимая, что человеческие чувства не продаются и не покупаются. Что вечные ценности - совесть и Бог - должны присутствовать в человеке, независимо от классовой принадлежности.

1. 2. От станционного смотрителя к титулярному советнику

Мы, конечно, понимаем, что главный герой не обладает тем набором качеств, которые позволили бы ему стать яркой, самобытной личностью на фоне серой массы людей, и, возможно, шагнуть по социальной лестнице на ступень выше, и тем не менее, не можем не пожалеть бедного человека, пусть всего лишь чиновника низшего класса, который мерзнет по дороге на работу, точно так же, как и генерал, и любой из нас.

Изображенный в повести Гоголя "Шинель" Акакий Акакиевич Башмачкин - бедный, тихий чиновник, всю жизнь переписывающий бумаги, над которым подшучивают сослуживцы и которого ни в грош не ставит начальство. Все эти черты словно генетический код к образу главного героя "Бедных людей" Макара Девушкина. Их судьбы во многом похожи : оба ценой невероятных лишений пытаются добиться заветной цели и, терпя полный и бесповоротный крах, впадают в смертельное отчаяние. Но если целью Башмачкина является приобретение вещи, пусть и жизненно необходимого, но все-таки материального объекта, то у героя Достоевского вынужденный аскетизм направлен к возвышенному чувству привязанности к Вареньке Доброселовой. Макар Девушкин оживает, благодаря этому чувству.

Сейчас, как и два века назад, маленький человек хотел быть услышанным другим человеком, братом, пусть и занимающим более высокое место в табели о рангах. Ведь и умирают Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Нюточка, не сразу после осознания своей ничтожности, а только после попытки найти помощи, защиты, сочувствия своей беде у другого человека.

Итак, прослеживая трансформацию образа маленького человека в русской литературе с 19 века до наших дней, видно, как менялся герой, и что тема маленьких, униженных социумом людей остается актуальной и сейчас.

Начиная с пушкинских времен, каждый последующий литературный герой обрастал новыми чертами характера, внешности, психоэмоционального состояния, раскрывался глубже в своей личной жизненной трагедии.

Так, пушкинский Самсон Вырин, бедный смотритель почтовой станции, - абсолютно бесправное существо. Человек, существование которого замечают, только когда высокопоставленному чиновнику нужна свежая пара лошадей. Апогей социальной униженности достигается тогда, когда проезжий гусар обманом увозит его единственную дочь с собой.

Библиографический список

Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. Т.2. М.: Худ. лит., 1982.

Беляков С. Призрак титулярного советника. // Новый мир. 2009. № 1. С. 139-155

Бем А.Л. Достоевский - гениальный читатель // Сборник статей под редакцией А.Л. Бема. В 2 т. Т. 1. М.: Русский путь, 2007. С. 206-218.

Б очаров С. Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // О художественных мирах. М.: "Советская Россия", 1985. С.162-205.

Гоголь Н.В. Шинель/ Гоголь Н.В. Собр.соч.: в 9 т. М.: Русская книга, 1994, т.4.

Достоевский Ф.М. Бедные люди. М: Искатель. 2014.96 с.

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: Эксмо. 2011. 592 с.

Расторгуева В.С. Старое и новое в маленьком человеке.//Вестник Красноярского Государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. №4. С. 310-315.

Пушкин А.С. Станционный смотритель // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1977–1979. Т. 6. Художественная проза. 1978. С. 88 – 98.

Чернышова Е.Г. Ф.М. Достоевский.. История русской литературы XIX века. под ред. Коровина В.И. Часть 3: 1870-1890. Глава 13. СПб.: Владос, 2005.

Черняк М. С. Гоголем на дружеской ноге // Знамя. 2009. № 6. С. 181–187.

Чижова Е. Нюточкин дом. // Звезда. 2008. N 1. С.14-39.

Эпштейн М. Н. Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина – Беликова. // Вопросы литературы. 2005, № 6.

Юхнова И.С. Самсон Вырин: миф о маленьком человеке.// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. №1(2). С.285-288.

Итак, герои рассказов о босяках — это люди, привлекающие яркостью и благородностью натур, среди них немало способных на бунт против окружающей действительности. Горький, однако, показывает, что это бунт анархический, босяки протестовали не только против морали собственнического мира, но и против всякой морали вообще, или, во всяком случае, следовали своей, индивидуальной морали, иначе не объяснишь воровское ремесло Челкаша.

  • Рубрика: Школьные сочинения по русской литературе для 7 класса
  • Сочинение нашли по слову: Горький Максим

В раннем творчестве Горького выделяют произведения романтические и реалистические, к созданию тех и других побудила начинающего писателя сам жизнь.

Обращение Горького к теме босячества имело социальную основу: в ту пору, когда Горький писал свои рассказы о босяках, в городах России скопилось до пяти миллионов людей, не имевших возможности найти применение своим силам, — это были преимущественно разорившиеся крестьяне.

Люди, выведенные в этих рассказах, представляют собой галерею разнообразных типов.

Изображая этих, выброшенных на дно жизни людей, Горький был далек от бытописательства, он синтезировал, укрупнял черты характера, который наблюдал в действительности. Созданные им характеры несут в себе приметы времени и общественных условий, при которых они могли родиться.

В хождениях по Руси Горький нередко наблюдал тип бродяги, в котором сочетались невежество и наивная тяга к познанию, отказ на практике от норм морали, установленных обществом, и слепое преклонение перед догматами церкви, внезапные порывы к созиданию при органическом отвращении к повседневному труду.

За пределами общества эти люди оказались именно потому, что они были в чем-то лучше обывателей, неспособных понять, какое духовно нищее существование они влачат. Но и порвав с обществом, они ничего не достигли. Их продолжала снедать тоска. Неуемное стремление к достижению призрачного счастья, цели в жизни срывало их с места, заставляло бродить по необозримым просторам России, искать забвения в пьяном разгуле.

С первых же страниц рассказа у читателя рождается чувство сострадания к этим обойденным судьбой людям.

Основу рассказа составляет столкновение различных нравственных идеалов деда и внука. Для деда средство поддержания существования – воровство, а Ленька хочет видеть жизнь чистой и справедливой.

Горький стремился показать, что даже у людей, замордованных подневольным трудом, живо чувство прекрасного.

Похожие статьи:

Звуковая символика и цветообозначение в драматургии А.П. Чехова В произведениях А.П. Чехова символический подтекст приобретают не только вещи, предметы и явления окружающего мира, но и аудио и визуальный ряд. В первую очередь, он предназначен для постановки драматических произведений на сцене и грает …

Драматургия М.Горького.

Горький утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методе изображения действительности.

Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы. Действие развивается в них неторопливо, без внешне эффектных переходов. Острота драматического конфликта у Горького носит отчетливо выраженный социальный характер. Центр тяжести его пьес — в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов, политических взглядов.

Социальные качества человека предстают в его пьесах не в отвлеченном, прямолинейно выраженном виде, человек изображен у него со всеми личными особенностями и свойствами. Но за индивидуальными качествами героя мы видим в резком и ясном свете его общественно-политическое лицо.

Таким образом, пьесы Горького обогатили русскую и мировую драматургию новым содержанием, вывели на сцену новых героев, сделали шаг вперед в художественном развитиидраматургии, выявив новые возможности изображения человека в драме.

В раннем творчестве Горького выделяют произведения романтические и реалистические, к созданию тех и других побудила начинающего писателя сам жизнь.

Обращение Горького к теме босячества имело социальную основу: в ту пору, когда Горький писал свои рассказы о босяках, в городах России скопилось до пяти миллионов людей, не имевших возможности найти применение своим силам, — это были преимущественно разорившиеся крестьяне.

68. Автобиографическая трилогия М.Горького.

лавный герой книги — Алеша Пешков. Горький с исключительной глубиной раскрывает процесс его нравственного возмужания, нарастание в нем решительного протеста против пошлой, бессмысленной и жестокой жизни мещанства, жажду иной жизни, разумной, прекрасной и справедливой.

70. Интеллигенция в изображении М.Горького.

пережившего глубокий жизненный кризис (с попыткой самоубийства).

Интеллигенция Горького — “ломовая лошадь истории”, которой предписано вынести на себе тяжесть предводительства, ведя за собой народ, который будет завершать дело революции. –

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Контрольная работа: Босяцкая тема в творчестве М. Горького

Начавшийся в России на рубеже двух веков третий, пролетарский период русского освободительного движения обусловил принципиально новый этап развития русской литературы. В эти годы перед русской социал-демократией встали задачи, какие еще не вставали ни перед одной социалистической партией в мире. И в числе их – создание литературы, которая не только бы шла в ногу с революционным движением пролетариата, но и освещала бы ему путь к победе. Тесно связанная с освободительным движением, русская литература превращалась в самую идейную литературу мира. Ленин указывал путь к этой литературе, когда писал о передовом руководителе рабочих масс как о «народном трибуне

В годы революционного подъема имя Горького стало символом революционной борьбы.

Расцвет декадентства в начале ХХ века, волна мистики, широкое распространение антиобщественных, реакционных и индивидуалистических идей в литературе вызвали необходимость сплочения идейно-прогрессивной литературы, которая могла бы противостоять литературе распада, способствовать революционной борьбе и продолжать лучшие общественные традиции русской литературы. Этой задаче была подчинена вся деятельность Горького, как литературная, так и общественно-организаторская. Героико-легендарные и аллегорические образы в творчестве Горького объективно отражали важнейшие исторические процессы. Они выражали реальную, зревшую в гуще народных масс идею революционного уничтожения самодержавно-капиталистического строя в стране.

Обращение Горького к теме босячества имело социальную основу: в ту пору, когда Горький писал свои рассказы о босяках, в городах России скопилось до пяти миллионов людей, не имевших возможности найти применение своим силам, — это были преимущественно разорившиеся крестьяне.

Люди, выведенные в этих рассказах, представляют собой галерею разнообразных типов.

Изображая этих, выброшенных на дно жизни людей, Горький был далек от бытописательства, он синтезировал, укрупнял черты характера, который наблюдал в действительности. Созданные им характеры несут в себе приметы времени и общественных условий, при которых они могли родиться.

В хождениях по Руси Горький нередко наблюдал тип бродяги, в котором сочетались невежество и наивная тяга к познанию, отказ на практике от норм морали, установленных обществом, и слепое преклонение перед догматами церкви, внезапные порывы к созиданию при органическом отвращении к повседневному труду.

За пределами общества эти люди оказались именно потому, что они были в чем-то лучше обывателей, неспособных понять, какое духовно нищее существование они влачат. Но и порвав с обществом, они ничего не достигли. Их продолжала снедать тоска. Неуемное стремление к достижению призрачного счастья, цели в жизни срывало их с места, заставляло бродить по необозримым просторам России, искать забвения в пьяном разгуле.

С первых же страниц рассказа у читателя рождается чувство сострадания к этим обойденным судьбой людям.

Основу рассказа составляет столкновение различных нравственных идеалов деда и внука. Для деда средство поддержания существования – воровство, а Ленька хочет видеть жизнь чистой и справедливой.

Горький стремился показать, что даже у людей, замордованных подневольным трудом, живо чувство прекрасного.

При чтении ранних рассказов Максима Горького возникает вопрос: кто такой босяк? Писатель часто упоминает термин во многих произведениях. Босяк – это реалистичный герой, взятый из жизни России. Человек, потерявший работу, дом, опустившийся. Его отвергает общество как изгоя. Судьба таких людей не волнует окружающих, их не замечают.

Босяцкая тема в литературе – это проявление особенностей жизни на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков. Экономический кризис довел многих крестьян до бродяжничества. Они бесцельно бродили по городу, теряя человеческий облик. Горький изображает опустившихся людей неоднозначно. Он углубляется в особенности их внутреннего мира. Автор анализирует, как социальный статус сказывается на мироощущении.

Босяцкая жизнь – это последствие обнищания народа. Многие жители не могли реализовать себя, найти работу. Им приходилось перебиваться разовыми доходами, которых хватало на ночлежку и кусок хлеба.

Босячество в творчестве Горького

Босяцкая тема – это одна из сюжетных линий, присутствующих в произведениях Горького. Автор чаще писал в реалистичном, романтическом жанре, стараясь максимально передать страдания, чувства обездоленных граждан. Русский кризис оставил более пяти миллионов людей без средств к существованию.

Крестьяне разорились, работники закрывшихся предприятий потеряли доход. Никого не заботило, что будет происходить с людьми после потери жилья. Они опускались на дно, спивались, начинали воровать. Литература Горького отличается рядом особенностей:

  1. Писатель разоблачает пороки благопристойного общества, протестуя против его фальшивых, обманчивых действий.
  2. Автор отражает стремление, желания, созревавшие в сердцах потерявших все людей. Каждый герой выбирает свой вариант. Одни стараются протестовать, бороться. Другие сдаются, мирятся с ситуацией, падая в пропасть безнадежности.
  3. Протесты характеризуются как стихийные волнения, не имеющие четких форм. Люди хотят изменить свою жизнь, но не знают, как это сделать.
  4. Повествователь развивает тему босячества, выходя за грани бытового писательства, этнографии.
  5. Каждый рассказ посвящается трагическому положению, в котором оказался русский народ. Основная причина – безработица во время капитализма.
  6. Горький предпочитал жесткий реализм. Он не старался приукрасить босяцкую жизнь. Писатель считал таких людей неизлечимо больными. Они способны лишь на восхищение чужими поступками, героями.

Горький, рассказы о босяках – краткое содержание

Тест ЕГЭ предполагает изучение сути рассказов Горького, посвященных босякам, их жизням. Рассмотрим некоторые из них:

Читайте также: