В чем отличие классической финансовой политики от регулирующей кратко

Обновлено: 06.07.2024

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

  1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
  2. Создание адекватного финансового механизма.
  3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Цели финансовой политики - зависят от сформированных национальных интересов, от внешней и внутренней концепции, от имеющихся ресурсов у государства, от демографических проблем, географических проблем и иных факторов.

Целями финансовой политики могут являться:

  • политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики
  • экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне
  • социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Задачи финансовой политики - связаны как правило с эпохой и стадией развития государства. В общем виде, могут быть сформированны следующим образом:

· Создать условия для формирования максимально возможных финансовых ресурсов

· Финансовыми методами оптимально отрегулировать и стимулировать экономические и социальные процессы другие задачи.

Специфика мероприятий которые относятся к финансовой политике, состоит в том, что они проводятся на основе исполнения и формирования денежных накоплений и доходов

Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, то надо назвать следующие:

- бюджет: средства из бюджета на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделять;

- цены, тарифы. И в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы. Это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательскую деятельность - в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешиваться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывать влияние на финансовое состояние предприятий;

- налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятия, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами.

- экспортно-импортные пошлины, тарифы. Государство, манипулируя уровнем (делает их низкими, льготными или высокими, невыгодными) экспортно-импортных пошлин, тарифов стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции.

Это далеко неполный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используется государством для достижения поставленных целей.

Билет 3. Типы финансовой политики

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Выделяют следующие типы финансовой политики: классический, регулируемый, неоклассический, планово-директивный и монетарный.

1. Классический тип финансовой политики (конец 18 века, А. Смит, д.Рикардо) - суть этой политики:

· Невмешательство государства в экономику

· Сохранение свободной конкуренции

· Рыночный механизм отводится главная в регулировании хозяйственной жизни

Такая политика предусматривала ограничение государственных расходов, повышение налогов, называется - реструктуризация

2. Регулируемый тип финансовой политики сменил классический. Данное изменение было обусловлено обострением экономических, политических и социальных проблем в 20-х гг. ХХ столетия. Новый тип финансовой политики дал возможность на протяжении 30-60-х годов обеспечить стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, достаточное финансирование социальных расходов в большинстве европейских государств.




В основе регулируемой финансовой политики лежит экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения. Основными рычагами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В итоге обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и уменьшение безработицы.

В отличие от классической финансовой политики, главным механизмом налогового регулирования становится подоходный налог. Он обеспечивает изъятие через прогрессивные ставки у хозяйствующих субъектов доходов в виде сбережений. Такой подход даёт возможность создать сбалансированный государственный бюджет при высоком уровне доходов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Увеличивается роль рынка заёмных капиталов как источника доходов бюджета. Проводятся широкомасштабные политика дефицитного финансирования, когда государство активно использует средне - и долгосрочные займы.

Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные и службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль за поступлением налогов, управление государственным долгом.

Неоклассический тип

Неоклассический тип получил своё распространение семидесятые годы ХХ столетия, произошел возврат к основным принципам классической финансовой политики, существенно пересмотренным и модифицированным. В результате такого регулирование становится многоцелевым. То есть кроме экономического роста и занятости, государство регулирует социальную политику, структурную перестройку государства. Существенное внимание уделяется вопросам денежного обращения. Главной целью становится уменьшение объёмов национального дохода, перераспределяемого через финансовую систему; снижение бюджетного дефицита; стимулирование объёмов сбережений, стимулирование развития предпринимательства. Снижения налогового бремени. Примером, стран успешно проводивших неоклассическую финансовую политику является Великобритания во времени правления Маргарет Тетчер и США во времена Президента Рональда Рейгана.

Планово-директивная финансовая политика

Планово-директивная финансовая политика проводилась в странах с административно-командной системой. Ярким примером осуществления такой политики был СССР. Планово-директивная финансовая политика подтвердила свою эффективность в году. Второй мировой войны, послевоенного восстановления народного хозяйства. В этот период была необходима максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства.

Плановая система управления, основанная на государственной форме собственности, создавала возможность осуществлять прямое директивное управление всей экономикой, в том числе и финансами. Главная цель такой финансовой политики - достижение максимальной концентрации финансовых ресурсов государства в руках центральных органов власти. Дальнейшее перераспределение осуществлялся в соответствии с основными направлениями государственного плана. Характерным было непроизводительное использование средств государственного бюджета. Значительный объем ресурсов направлялся в оборонные отрасли народного хозяйства, военные расходы. Имел место остаточный принцип финансирования социальной сферы. Государство целиком регулировало финансовую деятельность предприятий путём изъятия чистого дохода при помощи налога с оборота и последующих отчислений из прибыли.

Определялся предельный размер всех расходов, и излишки прибыли изымались в бюджет. Иногда в бюджет поступало до 80% чистого дохода предприятия.

Использование средств населения регулировалось с помощью подоходного налога и зачастую принудительных государственных займов. Бюджеты местных органов власти пребывали в зависимости от объёмов, выделявшихся им из бюджетов высшего уровня в порядке бюджетного регулирования. Самостоятельные источники пополнения местных бюджетов, ограничивались, и, как правило, не превышали 10-15% от общей суммы доходов.

Вся система управления финансовыми ресурсами основана на финансовой политике. Под финансовой политикой подразумевается самостоятельная область деятельности государства в финансовых отношениях. Главным предназначением финансовой политики является обеспечение финансовыми ресурсами реализации государственных программ социального и экономического развития, т.е. выполнения государством своих прямых функций. Разработкой финансовой политики занимаются законодательные и исполнительные органы власти.

Основные направления государственной политики в области финансов отражаются в посланиях президента федеральному собранию, в прогнозах экономико-социального развития государства, в законах и т.д.

Эффективная финансовая политика должна формировать максимально возможный объем финансовых ресурсов, поскольку они составляют материальную основу любых преобразований.

Вместе с развитием государства изменяется и его финансовая политика. Использование той или иной ее формы зависит от особенностей текущего положения экономики и социальной сферы страны, интересов правящих партий и др.

Выделяются следующие основные типы политики в области финансов:

  • Классическая;
  • Регулирующая;
  • Планово-директивная.

Для классической финансовой политики характерно невмешательство государства в экономические процессы, сохранение свободных конкурентных отношений, использование механизма рынка в качестве важнейшего регулятора процессов хозяйствования. Данный вид финансовой политики основан на трудах Смита, Рикардо и действовал во многих странах до конца 20-го века. Так, на основании целей политики финансов осуществлялось построение финансового механизма, государство старалось уменьшить расходы бюджета. Система налогообложения создавала необходимое поступление финансовых средств для сбалансированности бюджета государства. Основу налоговой системы составляли косвенные и имущественные налоги, которые являлись достаточно простыми и эффективными с точки зрения их получения. Финансовая система характеризовалась как простая и сосредоточенная.

Готовые работы на аналогичную тему

Регулирующий тип финансовой политики наблюдается с конца 20-го века, основу которого составляет кейнсианская теория, предполагающая необходимость государственного вмешательства и регулирования циклического развития экономической системы. Финансовая политика осуществляла регулирование экономических и социальных отношений. Чтобы обеспечивать полную занятость населения, государство влияло на экономику с помощью государственных расходов, формирующих дополнительный спрос. Именно поэтому увеличивалась предпринимательская деятельность, а вместе с этим и национальный доход. В таких условиях кардинально изменялась система налогообложения, поскольку основным рычагом регулирования становился подоходный налог с прогрессивными ставками.

Применение планово-директивной финансовой политики характерно для стран, использующих административно-командные методы управления экономикой. Данная политика основывалась на государственной собственности на производственные средства. Ее целью являлось обеспечение максимального сосредоточения финансовых ресурсов в государстве для их перераспределения согласно нормам государственного плана. При этом финансовый механизм создавал инструменты для изъятия финансовых средств.

Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика

Финансовая политика делится на два типа: долгосрочную и краткосрочную.

Долгосрочная политика в области финансов включает в себя дивидендную политику и инвестиционную политику.

Инвестиционная политика фирмы заключается в определении и реализации эффективных методов инвестирования, которые позволяют достичь целей предприятия.

Дивидендная политика состоит из:

  • Механизма формирования части прибыли, которая выплачивается собственнику в соответствии с его долей вклада в общий капитал предприятия;
  • Принятия решения о размерах дивидендов и их выплате.

При рыночной экономике и жесткой конкуренции значимость долгосрочной политики в сфере финансов повышается, поскольку от ее организации зависит благосостояние предприятия.

Краткосрочная политика в отношении финансов состоит из:

  • Учетной и налоговой политики;
  • Политики управления оборотными активами;
  • Амортизационной политики;
  • Кредитной политики;
  • Ценовой политики;
  • Политики управления кредиторскими задолженностями.

Процесс реализации финансовой политики

Финансовая политика реализуется в три этапа.

На первом этапе вырабатываются научно обоснованные концепции развития финансов, которые формируются на основании исследования требований законов экономики, разностороннего анализа перспектив модернизации производства и потребностей населения.

На втором этапе определяются основные направления использования финансов в перспективе и в текущем периоде, т.е. вырабатывается стратегия и тактика финансовой политики.

На третьем этапе осуществляются практические действия, направленные на достижение всех поставленных целей.

Следует отметить, что прямое воздействие финансовой политики на экономическую систему осуществляется только на третьем этапе, но зависит от содержания первых двух этапов. Однако, данный механизм верен лишь частично, поскольку не учитывает всех возможностей финансового регулирования.

Финансовая политика может быть дискреционной, которая проводится непосредственно правительством, и недискреционной, осуществляемой внутренними стабилизаторами.

Экономику нельзя регулировать только с помощью внутренних стабилизаторов, именно поэтому необходимо проводить дискреционную политику, несмотря на отдельные возражения экономистов, придерживающихся положения о невмешательстве в экономику.

До конца 20-х гг. прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, что позволяло создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в министерстве финансов.

Переход к регулирующей финансовой политике в западных странах осуществлялся в конце 20-х гг. прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В ее основу вначале была положена экономическая теория Дж. Кейнса и его последователей. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог. Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

В 70-е гг. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Финансовая политика играет в реализации поставленных целей существенную роль.

Финансовая политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Различают три основных типа финансовой политики: классическую, регулирующую, планово-директивную.

Классическая финансовая политика предусматривает невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого становится ограничение государственных расходов и налогов.

В основе регулирующей финансовой политики лежит экономическая теория Кейнса: государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономик с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой, основана на системе директивных планово-распределительных функций государства и направлена на жесткое выполнение плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных средств с системе государственных финансов и государственных предприятий происходит в строгом соответствии с планом. Это вызывает жесткую централизацию и перераспределение через бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемы в экономике. Данная политика ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного капитала.

В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики.

В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на котором находится экономика страны, субъекты власти используют следующие виды финансовой политики:

Стимулирующую (стабилизационную), охватывающую стадии спада и депрессии, связанную со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличение государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики;

Сдерживающую, охватывающую стадии экономического оживления и подъема, что предполагает снижение государственных расходов и усиление налогового бремени.

9.Составные части финансовой политики, их содержание.

Составная часть финансовой политики:

Бюджетная; Налоговая; Валютная; Ценовая; Кредитная; Учётная; Эмиссионная; Междунородная.

В пределах общей финансовой политики принято выделять ее составные части: бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политику.

Бюджетная политика- это стратегия и тактика выработки форм финансовых отношений, с помощью которых осуществляется мобилизация доходов в государственный бюджет для выполнения функций государства. Она связана с распределением фонда денежных средств государства, дальнейшим его использованием по целевому, отраслевому, территориальному назначению и ориентирована на достижение сбалансированного бюджета по доходам и расходам, на преодоление бюджетного дефицита.

Налоговая политика- это стратегия и тактика государства по выработке форм финансовых отношений, позволяющих производить прямое изъятие части доходов у субъектов хозяйствования и населения в бюджет страны. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующею функции. Фискальная функция реализуется посредством изъятия доходов хозяйствующих субъектов и населения для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражается через экономические рычаги воздействия (мотивация к труду; экономия финансовых ресурсов; финансовая поддержка рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.

Ценовая политика - стратегия и тактика государства по регулированию процесса ценообразования и выработке форм финансовых отношений, связанных с получением доходов в бюджет государства.

Основную роль по реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь выполняет Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам. Денежно-кредитная политика- это стратегия и тактика государства в лице Национального банка Республики Беларусь по выработке форм финансовых отношений, предназначенных для достижения и поддержания высокого уровня экономики страны, стабилизации цен, укрепления национальной денежной единицы, уменьшении инфляции.

Текущая денежно-кредитная политиканаправлена на:

- предоставление кредитов субъектам хозяйствования и населению на более привлекательных условиях;

Читайте также: