В чем отличие игр мальчиков от игр девочек в дошкольном возрасте кратко

Обновлено: 04.07.2024

Немецкий психолог В. Штерн обращал внимание на различное содержание игр мальчиков и девочек, даже если дети играют с одинаковыми игрушками, отмечал, что мальчик совсем иначе обращается с куклой, чем девочка, лишь в исключительных случаях наблюдается при этом трогательное заботливое ухаживание; мальчик заставляет свою куклу прыгать и маршировать, проделывать разные штуки, сажает ее в качестве седока на тележку, верхом на игрушечных животных, свидетельствует ее как доктор и вскоре бросает ее.

Первым шагом в изучении специфики игровых интересов детей разного пола в отечественной педагогике стало исследование Е. А. Флериной, которая отмечала влияние идеологии семьи на отношение детей к игрушкам. Так, в буржуазной семье не поощрялись игры мальчиков с куклой. Д. В. Менджерицкая различия в выборе ролей мальчиками и девочками объясняла отражением детьми в игре своих социальных интересов, подчеркивая, что девочки не уступают в играх мальчикам в изобретательности, выдумке.

Анализ современных зарубежных и отечественных исследований позволяет выделить особенности игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста. Гендерные предпочтения в выборе игрушек проявляются очень рано. Уже в возрасте полутора‑двух лет в ситуации свободного выбора игрушек дети предпочитают игрушки, типичные для своего пола. В дальнейшем такое положение сохраняется и в реальной игровой деятельности, и в ситуации предполагаемого выбора: дети выбирают типичные для пола игрушки. Мальчики предпочитают машины, оружие, конструкторы, девочек больше всего привлекают куклы, игрушечная посуда. Интерес детей к типичным для пола игрушкам сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста.

В настоящее время наблюдаются некоторые изменения традиционного перечня игрушек для мальчиков и девочек, обусловленные особенностями современной жизни, влиянием средств массовой информации. Современные девочки особый интерес проявляют к кукле Барби с прилагающимися к ней разнообразными аксессуарами. Современные мальчики, помимо традиционных машин и оружия, выбирают для игр роботов, различные технические игрушки, а также игрушки, отражающие образы героев анимационных фильмов.

Исследование В. А. Деркунской, Н. А. Харчевниковой показало, что девочки среднего дошкольного возраста, проявляя типичные для пола предпочтения, в домашней обстановке охотно играют с машинками. Возможно, это отражение жизненной ситуации, когда все больше женщин садятся за руль автомобиля.

Ярко выражены различия в любимых играх мальчиков и девочек. Мальчики проявляют больший интерес к подвижным, спортивным играм. Они намного чаще девочек называют любимыми занятиями катание на велосипеде, санках, игру в футбол. Так, по данным исследований, мальчики старшего дошкольного возраста называют подвижные и спортивные игры в качестве любимых в четыре раза чаще, чем девочки [69].

Различия в сюжетно‑ролевых играх мальчиков и девочек проявляются в тематике игр, предпочитаемых игровых сюжетах, выбираемых ролях.

Выбор ролей в сюжетно‑ролевых играх соответствует традиционным мужским и женским ролям в реальной жизни. Мальчики чаще других выбирают роли военных, моряков, водителей; девочки – роли мамы, воспитательницы, врача, продавца. Выбор ролей указывает на большую ориентацию мальчиков на общественные роли, а девочек – на семейные.

Девочкам необходимо оборудование, представляющее собой аналог предметов внешнего мира. Девочки используют игрушки, как правило, функционально, по назначению. Мальчиков интересует, как устроена игрушка, как она действует. Мальчиков можно назвать творческими экспериментаторами в игре, а девочек – хозяйками очага [23].

Выводы зарубежных исследований аналогичны результатам отечественных работ. Мальчиков привлекают мужественные герои, наделенные чертами, смелости, силы, отваги. Часто это представители мужественных профессий – пожарные, полицейские, ковбои. В числе любимых героев – персонажи художественных произведений, кинофильмов, причем эти персонажи не всегда положительные. Любимые игры девочек связаны с отражением семейной жизни, но девочки более охотно выполняют в играх мужские роли, чем мальчики женские.

В исследованиях установлено, что дети очень рано начинают выделять игры, традиционные для того или другого пола, однако отношение к ним на протяжении дошкольного возраста меняется. Дошкольники 3–4 лет оценивают игры своего пола как хорошие, а игры противоположного пола как плохие. В 5–6 лет игры своего пола оцениваются детьми как интересные, а игры противоположного пола как неинтересные (И. В. Плисенко).

В ряде исследований установлены различия в игровом пространстве мальчиков и девочек. Мальчики ориентированы на освоение вертикального пространства (предпочитают высокие башни, шпили) и широкого горизонтального. Игры мальчиков отличаются динамичностью и шумностью. Игровое пространство девочек четко обозначено, они предпочитают располагать фигуры на плоскости (Д. Арчер, Э. Эриксон).

Мальчики более изобретательны в использовании предметной среды для сюжетно‑ролевых игр. С одним предметом, например кубиком, они придумывают многочисленные манипуляции, девочки более склонны к конкретике (В. А. Деркунская).

В этом возрасте игры, в которых участвуют дети, имеют прямую привязку к полу. Ребёнок должен понять какие действия и желания характерны для его пола.

Девочки играют в куклы, дочки-матери и готовку. С детства девочка учиться быть заботливой и нежной. Пытается понять, что значит быть женщиной и мамой.

Мальчики играют в машинки, войнушку и самолетики. С детства мальчик учится физической выносливости, ответственности и твёрдости.

Далее, когда дети становятся старше, игры более рассчитаны на логику и мышление.

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендер - формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения.

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли.

Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки.

Если для девочек в игре главное - установить эмоциональный контакт, то для мальчика - добиться лидерства, занять максимально высокое положение в иерархии сверстников. Поэтому игры мальчиков более динамичны, в них требуется строго соблюдать хитроумные правила. Если девочкам нравится уединиться на пару с задушевной подружкой, то мальчишкам подавай большую шумную компанию: ведь чем больше коллектив, тем ценнее заветное высшее место в иерархии.

Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы, моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии. Тематика их игр связана с отражением повседневного быта людей, они больше интересуются миром взрослых и сверстников. Мальчики, в отличие от девочек, предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность, интересы, особенности поведения в мужских профессиях и деяниях. Их привлекают сфера техники, события героического характера. Поэтому тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая, мальчиков - техническая и общественная.

Девочки используют игрушки в ограниченном пространстве функционально, по предназначению, определяемому содержанием самой игрушки. Мальчики же совершают с игрушками различные игровые действия, творческие преобразования, используя их в неограниченном пространстве. Их интересует, в отличие от девочек, многоаспектность игрушки, ее конструкция. Это связано с тем, что в свои пять лет мальчики очень подвижны и динамичны, они не могут ограничиться только игровым уголком, им нужно пространство для перемещений, активных действий и творческих изобретений. Уже сам характер их игр предполагает движение. Девочки более комфортно себя чувствуют, играя в ограниченном пространстве - им достаточно только уголка.

Мальчикам важно наличие разнообразной предметно-игровой среды. Это обусловлено тем, что они более изобретательны в использовании предметной среды для развития сюжетной линии игры. Девочки более склонны к конкретике. Им необходимо наличие игрового оборудования, представляющего собой аналог предметов взрослого мира.

Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками более длительно, чем между мальчиками. В отличие от мальчиков, девочки распределяют роли не конфликтно, умеют уступать, договариваться, меняться ролями. Они используют конкретные, устойчивые способы развития игрового сюжета. Поэтому в играх девочек наблюдается конструктивность и позитивность взаимодействия. Но если возникают конфликты между девочками, то они прибегают к помощи воспитателя. Ролевое взаимодействие мальчиков носит хаотичный, спонтанный и непродолжительный характер, так как они решают конфликтные ситуации посредством силы.

Объединение девочек в игре основано на интересе друг к другу, а у мальчиков - на интересе к содержанию игры, к замыслам партнеров по игре.

Характер ролевых действий девочек заключается в передаче женского своеобразия и умения перевоплощаться в мультипликационные

образы (отражают внешние характеристики героя, личностные качества, профессиональные умения, женские функции, навыки и умения, взаимоотношения между людьми, героями). Ролевые действия мальчиков включают в себя передачу мужского своеобразия и многогранность отражения сюжетов современного телевидения: отражают мужские интересы, действия и поступки; решают проблемные ситуации, задачи, требующие показать превосходство героя, его профессиональные умения, а также силу, ловкость, смелость, храбрость; в решении сложных задач выражают ориентацию на лидерство, успех; имеют творческий характер, о чем свидетельствует использование сюжетов из рекламы, мультфильмов, кинофильмов. Поэтому ролевые действия девочек социально-ориентированные, носят культурно-ценностный характер; ролевые действия мальчиков преимущественно направлены на самоутверждение профессиональной значимости мужчины в обществе.

Ролевые действия девочек более продуманные, последовательные и стабильные. Их увлекает неоднократное выполнение освоенных ими ролевых действий. Мальчиков же привлекает неоднозначность, многоплановость игрового сюжета. Их захватывает сама игра, роль, процессуальность, творческое развитие событий. Им интересно раскрыть неповторимость героя, его поступков, а также ставить игровые задачи, решение которых приносит успех исполняемой роли. Поэтому ролевые действия мальчиков разнообразнее, чем у девочек. И соответственно, уровень развития игровых умений у мальчиков выше, чем у девочек.

Выход из создавшейся ситуации имеется только один – детей надо учить играть как в детском саду, так и в семье. В связи с воспитанием детей с учетом гендерных особенностей остро встает вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и выполнение в ней женских и мужских социальных функций лежит в основе этой работы.

С детства мальчики увлекаются машинками и интересуются разного рода механизмами, а девочки играют в куклы. Но действительно ли это заложено в них природой? Или это внешнее воздействие общества, соответствующее воспитание и привычные стереотипы? Давайте разбираться.

Игры с машинками, когда все вокруг рычит и гудит — действительно важный этап в жизни маленького мальчика. Это реализация основных мужских качеств и более глубокое осознание своей половой принадлежности. Это выход энергии и возможность подражать сильному папе. Лучшего средства продемонстрировать свое мужество, чем машинка, не найти.


В девчачьих играх машинка тоже присутствует, но скорее как транспорт для куклы. Девочка может подражать маме, если мама водит машину. Ее кукла так же будет ездить за покупками, возить пупсиков-детишек. Причем девочке все равно, какая мощность у машины, главное, чтобы она была красивая.

Основным транспортным средством для кукол у девочек все же выступает коляска. Девочка воображает себя взрослой, как мама, подражает маме. Кроме того, когда малышка только учится ходить, коляска служит помощницей и поддержкой ребенку. К слову, мальчикам тоже не помешает такая полезная игрушка, и многие мальчики проявляют интерес к ней, который не нужно пресекать. Позвольте ребенку получить удовольствие от интересного и благотворного занятия.

Подсознательно в мужчину природой заложено быть первым и сильным. Поэтому мальчиков так привлекает борьба и в целом спортивные игры. Ведь здесь можно показать свою ловкость и доказать силу, научиться постоять за себя и защитить друга. В наше время мальчишке просто необходимо научиться оказывать сопротивление возможным обидчикам, поэтому родители чаще всего отдают малышей в различные спортивные секции и на восточные единоборства. По сути, ребенку с малых лет необходимо прививать любовь к спорту и здоровому образу жизни, учитывая наше время и нынешнее основное времяпрепровождение молодежи.

И конечно же, мальчики обожают ходить с папой на футбол, где собирается мужская компания. Ведь папа научит делать дриблинг на зависть остальным мальчишкам, с удовольствием погоняет мяч и покажет, как забить гол.

Девочки же, в большинстве своем, получают удовольствие от танцев — ведь девочка должна быть гибкой, иметь красивую осанку и легкую походку. Чаще, чем мальчики, они занимаются музыкой, рисованием. Увлекаются рукоделием, плетут из бисера украшения и шьют для кукол наряды. Безусловно, и мальчикам полезны такие занятия для мелкой моторики, но вряд ли родители станут отдавать мальчика на бисероплетение.

Еще мальчишки, несомненно, любят игры с оружием. Ведь оружие — признак мужественности, силы. Любая палка, оказавшаяся в руках мальчика, послужит шпагой или пулеметом. Девочки чаще всего к оружию равнодушны. Разве что водяной пистолет будет им интересен.

Кукла — не просто игрушка, а друг, которому девочка может рассказать свои секреты, поделиться чувствами и переживаниями. Именно в дошкольном возрасте формируется способность понимать других, контактность, доверие к миру. Игра с куклой развивает познавательные способности, имеющиеся навыки. Ребенок имитирует поведение мамы, повторяя с куклой те же действия, которые мама совершает с ним: кормит кашей, купает, одевает, укачивает. Вместе с куклой ребенок легче освоит столовый этикет, заинтересуется горшком, да и просто научится общению.

Ребенку полезно и нужно играть в те игры, в которые ему хочется, расширять свой кругозор и приобретать навыки. Крайне важно слышать и понимать своего ребенка, а не навязывать ему свои предпочтения. Не лишайте детей детства. Любая игрушка является моделью взрослой жизни и полезна малышу. Распределяя игры по половому признаку, вы лишь разовьете комплексы у ребенка и спровоцируете невроз. Ведь все наши комплексы родом из детства.

Подводя итог, следует отметить, что на предпочтение ребенком той или иной игры влияет как природный фактор, так и социум. Природой заведено, что мальчик отдаст предпочтение играм, связанным с техникой и машинами, как и все будущие мужчины, а девочка — как будущая мама и хранительница домашнего очага — куклам. Мальчики и девочки, играя, подражают папе и маме, соответственно. Они неосознанно выбирают игры, имитируя наглядные примеры из жизни. Так, некоторые девочки начинают интересоваться мужскими играми — ведь в современном мире женщина старается освоить и уметь все, а мальчик, играя в куклы, знакомится с различными жизненными ситуациями.

Поощряйте тягу малышей к новому и интересному. Уделяйте своим детям больше внимания, заботы и понимания. Ведь им это так необходимо!

Ведущее место в становлении личности дошкольника занимает игровая деятельность: в игре ребёнок тренирует свои социальные проявления будущей взрослой жизни; учится взаимодействовать со сверстниками, быть активным и полезным в коллективной деятельности.

Важное значение игровой деятельности состоит в формировании гендерной идентичности, то есть осознание ребёнком принадлежности к полу. Мужчина и женщина по своей природе выполняют разные функции и разные социальные роли. В процессе руководства детской игрой воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

✔ хорошо понимать специфические задачи игры;

✔ видеть развивающие возможности в формировании представлений о социальных половых ролях, закреплении в поведении мужественности и женственности;

✔ представлять какой должна быть сюжетно-ролевая игра на каждом возрастном этапе;

✔ показывать положительные образцы маскулинного или фемининного поведения, акцентировать внимание на таком поведении детей;

✔ избегать позиции "учителя" в играх, заменяя ее на позицию "играющего партнера", избегать негативных оценок;

✔ помогать детям организовывать сюжетно-ролевую игру в разнополых группах 2-3 ребенка, постепенно увеличивая число детей.

Еще один камень преткновения - монстры и другие малосимпатичные

Ученые предполагают, что различия в темпераменте мальчиков и девочек с ранних лет определяют, как, во что и с кем они будут играть.

Если для девочек в игре главное - установить эмоциональный контакт, то для мальчика - добиться лидерства, занять максимально высокое положение в иерархии сверстников. Поэтому игры мальчиков более динамичны, в них требуется строго соблюдать правила. Если девочкам нравится уединиться на пару с задушевной подружкой, то мальчишкам подавай большую шумную компанию: ведь чем больше коллектив, тем ценнее заветное высшее место.

Следовательно, нетрудно предполо­жить, что мальчики и девочки, имея разницу в формировании и протека­нии психофизиологических процес­сов, будут по-разному усваивать и при­сваивать социальный опыт, по-разно­му будут познавать мир человеческих взаимоотношений и по-разному в не­го входить.

ДЛЯ МАЛЬЧИКА МЫ ОБРАЩАЕМ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА: развитие вербального интеллекта; на достиже­ние результата; введение игр, в которых гасится агрес­сивность и развивается эмпатия, появляется желание оказать помощь другим де­тям, уступчивость.

У ДЕВОЧЕК В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОС­ТИ НЕОБХОДИМО: развивать пространственную ориен­тацию - плоскостную и объемную; подбирать игры, которые научат не бояться поражения, стимулируют их активность.

Предметно-игровая среда, выстроенная с учетом поло-ролевых особенностей детей, способствует более гармоничному развитию, где мальчикам и девоч­кам приходится исполнять гораздо более сложные роли, чем те, которые отводились мужчине и женщине мно­го веков подряд. Поэтому в процессе руководства детской игрой воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Читайте также: