Что значит для человека малая родина прощание с матерой кратко

Обновлено: 05.07.2024

Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. Но уходит Матёра, уходит душа этого мира.

Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним - уникальные традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер. Что же теперь будет с Андреем, мечтавшим о строительстве электростанции и пожертвовавшим счастьем своей малой родины? Что будет с Петрухой, который готов за деньги продать свой дом, свою деревню, отречься от матери? Что будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов?

Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

У каждого человека на планете есть своя малая родина. Это особая частичка родной земли, связанная с тёплыми детскими воспоминаниями. Место своего рождения человек ценит и уважает. Проблему любви к малой родине поднимает в своём тексте В. Г. Распутин.

Размышляя над данным вопросом, автор рассказывает читателю о деревне Матёре, которой суждено исчезнуть из-за запланированного строительства плотины.

Коренное население, старики, опечалено данной неизбежностью, ведь деревня — это их малая родина, к которой они относятся с уважением и любовью. Материнцы оберегают родные места и, зная, что они будут затоплены, продолжают "ухаживать", "присматривать" за своей малой родиной, "сохраняя во всём живой дух и оберегая деревню от лишнего запустения". Для стариков Матёра — место, хранящее их детские счастливые воспоминания, радостные события жизни, поэтому пожилые люди не могут оставить родную сердцу деревню в "её предсмертный час".

Уважение и бережное отношение к малой родине не единственные проявления любви к ней: одним из главных показателей является стремление защищать дорогие сердцу места. Так, матёринцы спасают местное кладбище от "чертей", разрушающих могилы. Старики прекрасно понимают, что не могут допустить "убийства" истории их малой родины, которую они так ценят и любят. Коренные жители самоотверженно бросились защищать деревню, несмотря на то, что физически они уступали "чужакам": "Дарья бросилась на мужика, но упала на колени. У неё недоставало сил подняться". Все эти примеры, дополняя друг друга, помогают выразить основную мысль текста: люди, любящие свою малую родину, проявляют уважение к ней и её истории, оберегают и защищают родные места.

Хотя позиция В. Г Распутина не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что человек, любящий свою малую родину, — это герой, способный ради процветания и спокойствия дорогих ему мест свернуть горы и осушить моря, готовый оберегать и защищать родное сердцу в случае опасности. В этом и заключается позиция автора текста.

Я полностью согласна с мнением писателя о людях, любящих свою малую родину. В истории русской художественной литературы есть множество примеров, подтверждающих точку зрения публициста. Так, в поэме "Василий Тёркин" известного российского поэта А. Т. Твардовского главный герой Василий Тёркин чувствует на фронте всю боль и страдания от войны, но особенно горестно бойцу от того, что он не смог защитить свою горячо любимую малую родину от захватчика. Герой несколько лет не видел своих близких, он переживает за свой родной посёлок. Волнение за дальнейшую судьбу своей большой и малой родины вдохновляют Василия Тёркина на героические поступки и самопожертвование.

Таким образом, человек, любящий свою малую родину, проявляет уважение к ней и её истории, оберегает и защищает родные места.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

У каждого человека есть своя малая родина, та земля, которая является Вселенной и всем тем, чем стала Матера для героев повести Валентина Распутина. От любви к малой родине берут истоки все книги В. Распутина. Не случайно в повести “Прощание с Матерой” легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. Матера – это и остров, и одноименная деревня.

Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста

с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью.

И не нужно было жителям Матеры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой. Не в этом видели они счастье.

Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю

Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков. А сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа.

Она искренне верит, что “нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились”.

И встают материнцы на защиту своей родины, пытаются спасти свою деревню, свою историю. Но что могут старики и старухи сделать против всемогущего начальника, который отдал приказ затопить Матеру, стереть ее с лица земли. Для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления.

Прежде всего новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. Размышляя о причинах вандализма, Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. “Народу стало много боле, – размышляет она, – а совесть, поди-ка та же… А наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про совесть, ежели этакое творится!” Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций.

К сожалению, остались верными Матере лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиной.

Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору? Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать из Матеры. Душой Павел на острове.

Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков: “Не больно терять это только тем, кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом каждую борозду”, – считает он. Но и восстать против переселения Павел не в силах. Андрею, внуку Дарьи, легче.

Он уже вкусил новое. Его тянет к переменам: “Сейчас время такое живое… все, как говорится, в движении. Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась…”

В его представлении, ГЭС – это вечность, а Матера – уже что-то отжившее. Андрею изменяет историческая память. Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно освобождает место другим своим единомышленникам, “пришлым”, которые делают то, чем пока еще неудобно заниматься уроженцу Матеры – заставлять людей покидать обихоженную землю.

Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним – уникальные традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер. Что же теперь будет с Андреем, мечтавшим о строительстве электростанции и пожертвовавшим счастьем своей малой родины? Что будет с Петрухой, который готов за деньги продать свой дом, свою деревню, отречься от матери?

Что будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов?

Что будет с тем гармоническим миром, который для каждого человека становится святым местом на земле, как на Матере, где уцелел царственный листвень, где обитательницы – старухи-праведницы привечают неузнаваемого нигде, гонимого миром Богодума, странника, юродивого, “божьего человека”? Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей.

Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матеры весна и передавать родную землю некому.

Да и сама земля скоро перестанет существовать, превратившись в дно искусственного моря.

Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

Писатель В. Распутин в своих произведениях раскрывает такие понятия как нравственность, человечность, искренность и целеустремленность.

В повести “Прощание с Матёрой” Распутин касается многих нравственных вопросов, но все же ведущая тема этого произведения - судьба Матёры.

У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается на вечную память в сердце человека. Такой "кусочек" есть и у Распутина - это родная его деревня Аталанка, которую писатель воплотил в повести "Прощание с Матёрой", где легко прочитывается ее судьба в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матёра – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит и душа этого мира.

Но однажды случилось печальное событие не только для жителей этой деревеньки, но и для самой Матёры. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Но как это не парадоксально, остров попал в зону затопления, и всю деревню надо было переселять в новый поселок на берегу реки Ангара.

Какое же это горе для стариков. Прожив всю жизнь в родной Матере, теперь им нужно покидать свою родину, оставить все то, с чем они жили столько лет. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что “нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились”.

А другим, чужим, неужели не понять чувство потери родного, любимого местечка на всей планете? Нет, для них этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище, потеряв при этом все человеческое уважение не только к умершим, но и к жителям деревни, ведь это их место преклонения перед своими предками.

Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. “Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же…,наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про совесть ежели этакое твориться!”

К великому сожалению Матёре остались преданны лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Печально, что совесть так легко испаряется, утрату которой герои Распутина связывают напрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций, от своего родного.

Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

Тяжелей всего оказывается старшему сыну Дарьи Павлу. Перед ним стоит вопрос выбора, он разрывается между двумя домами: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.

С кем же остается Павел, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой? Он так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов.

Что будет с тем гармоничным миром, который для каждого человека становится святым местом на земле. Что будет с Россией?

Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей, которая несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матеры весна, и передавать родную землю некому.

Жизнь сурова и итог печален…

Вот и исчезло с карты Сибири целое селение, а вместе с ним – традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.

Может возникнуть предположение о том, что Распутин против перемен. Но это ошибочное мнение. В своей повести писатель не пытается протестовать против всего нового, прогрессивного. Напротив, он заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке.

Распутин убеждает, что все в силах людей. Люди способны сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу. Да и самим быть счастливыми на своей малой родине, на которой они родились, выросли, жили и хранили свой очаг…

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами - загрузи их здесь!

Читайте также: