В чем особенности употребления разных видов сказуемых в зависимости от речевой ситуации кратко
Обновлено: 02.07.2024
Укажем виды сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения, и способы их выражения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Сказуемое — это главный член предложения, который определяет подлежащее и составляет с ним грамматическую основу предложения.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово - серебро , молчание - золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазисные глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот вид сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
стать, делаться, казаться, становиться, являться, считаться, оставаться, представлять, зваться, называться, выглядеть, доводиться, считаться и пр.
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
В чем особенность употребления разных видов сказуемых в зависимости от речевой ситуации ?
В настоящем времени может употребляться только гл.
Особенность в образовании времён от разных глаголов в видовых парах :
Речевая ситуация это?
Речевая ситуация это.
Ответь , в каких речевых ситуациях неуместно употребление разговорной лексики ?
Ответь , в каких речевых ситуациях неуместно употребление разговорной лексики ?
В каких падежных формах употребляется существительное в роли именной части сказуемого?
В каких падежных формах употребляется существительное в роли именной части сказуемого?
Каковы особенности его употребления?
Написать 6 предложений с разными видами сказуемого?
Написать 6 предложений с разными видами сказуемого.
Стили речи их зависимость от речевой ситуации изучает?
Стили речи их зависимость от речевой ситуации изучает.
РЕБЯТА ПЛИЗ ПОМОГИТЕ?
РЕБЯТА ПЛИЗ ПОМОГИТЕ!
Опишите речевую ситуацию , в которой было бы уместно употреблении пословицы :
Корень учения горек, да плод его сладок.
А что такое речевая ситуация?
Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление фразеологизма : Как две капли воды?
Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление фразеологизма : Как две капли воды.
Вы все козлы сраные!
Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление одного фразеологизма "как две капли воды" или "в два счета" СРОЧНО ПОМОГИТЕ?
Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление одного фразеологизма "как две капли воды" или "в два счета" СРОЧНО ПОМОГИТЕ!
Отметьте словосочетание употребление без речевой ошибки?
Отметьте словосочетание употребление без речевой ошибки.
Что значит обозначьте речевую ситуацию ?
Что значит обозначьте речевую ситуацию ?
Правда не скроешь отвечает на вопрос что сделаешь.
Возможно вместо попрошу, должно стоять слово прошу.
1б 2г 3г 4а 5б 6г 7б 8а 9г 10а 11б 12б 13в 14а.
Пришкольный (при) - приставка ; (школ) - корень ; (н) - суффикс.
В школе на перемене . - оля какой у нас следующий урок ? - литература кажется - а в каком кабинете ? - точно не помню , думаю в 16.
Сегодня я работаю с молотком. Я нашел старый молоток. Мужчина пилил пилой бревно. Я починил пилу.
Сегодня в магазине мы купили самый лучший молоток. Папа попросил меня принести ему молоток. В школе на уроке труда мы работали с молотком . Вчера я впервые увидел пилу. Мама купила красивую, необычную пилу. Бабушка попросила у нас пилу. Нет пре..
Сушить - с глухая, ш глухая, т глухая.
Сушить там все согласные глухие.
Надеюсь правильно поняла вопрос, вот. Я часто хожу к своему другу в гости. Его зовут Данир. Он очень любит чистоту и порядок. К моему приходу, мой друг всегда убирается в доме и наводит порядок. Его дом очень скромный, почти как и мой дом. В до..
© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Роль сказуемых в текстах разных стилей. Выполнила учитель русского языка и литературы Панфилова Ольга Александровна.
Цели урока: показать стилистические возможности использования сказуемых разных видов в текстах разных стилях. Задачи урока: 1)3акрепить навык определения вида сказуемого в предложении. 2) Рассмотреть, как изученные синтаксические конструкции функционируют в тексте. 3) Рассмотреть стилистические возможности использования разных видов сказуемых в художественном тексте.
Формируемые УУД: познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Результаты: личностные: готовность практически использовать сказуемые всех видов в речи; метапредметные: умение самостоятельно добывать знания, овладение приемами отбора материала по теме; предметные: усвоение понятий по теме. Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, поиск выхода из ситуации. Методы работы: частично-поисковый, практический. Ресурсы: тетрадь, учебник, мультимедийная презентация, карточки с текстами.
Эпиграф к уроку. Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения. Фёдор Иванович Буслаев.
Актуализация знаний. Назовите главные члены предложения. Что вы знаете о сказуемом? Виды сказуемого? Чем выражается? Приведите примеры.
Постановка проблемного вопроса. Анализируем слова Ф.И.Буслаева. -О чём будем говорить на уроке? -Какую роль выполняют сказуемые в тексте? -Проанализируем стилистические особенности сказуемых в разных текстах.
Анализ текстов в группах . Итог работ. 1 группа. Текст художественного стиля. Главная мысль :книги надо любитьчитать. М.Горькийиспользует простыесказуемые,гдеречь идёт о жизненномсобытии,чтобыподчернутьбыстротудействия.Вовторой и третьей частях преобладаютсказемыесоставные.Онипомогают обобщить события из жизниавтора,сделатьнебходимыевыводы.
Анализ текстов в группах . Итог работ. 2 группа. Текст публицистического стиля. Главное –привлечь внимание читателя к проблеме текста. Главная мысль: книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. Во вступлении преобладаютСС,т.к. именно там важно сконцентрировать внимание и как можно подробнее сформулировать проблему. Вчасти с аргументами преобладают простые сказуемые, здесьидёт перечисление событий. В выводе большеИС,здесьважно ,чтобы читатель убедился в пользе чтенияокончательно,логическоеударение падает на именную часть.
Анализ текстов в группах . Итог работ. Группа3. Текстнаучного стиля. Главнаямысль: чтение— одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. В тексте много простых сказуемых иСГ.СовсемотсутствуютСИ.Текстнаучного стиля призван дать точнуюинформацию,онопирается на выводы и исследования учёных. В данном тексте все суждения опираютсяименно на сказуемые.
Обобщение по теме. Простое глагольное сказуемое универсально: для его употребления нет стилистических преград. Обращение к глагольно-именным сочетаниям может быть вполне обоснованным в научном стиле,так как уточняет смысл высказывания, обращает к использованию специальных терминов и усиливает действенность речи. Именное сказуемое может быть использовано в любом стиле речи, но особенно часто употребляется в художественном и публицистических стилях.
Рефлексия. Закончите эти фразы: - Сегодня я узнал… - Было интересно… - Было трудно… - Я понял, что… - Теперь я могу… Янаучился… У меня получилось….
2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Ответы 2
В настоящем времени может употребляться только гл. НЕСОВЕРШЕННОГО вида. Особенность в образовании времён от разных глаголов в видовых парах:
что делаю? - рисую несов. вид., наст. в.
что сделаю? нарисую сов. вид., буд. вр.,
что сделал? - нарисовал (сов.в и что делал? - рисовал (несов
Читайте также:
- 33 школа новороссийск педагогический состав
- Как правильно составлять ктп логопедических занятий по фгос в школе с уо
- Что такое топленое молоко кратко
- Какие используются способы идентификации личности при предоставлении доступа к информации кратко
- Ежедневные планы воспитателя детского сада по фгос подготовительная группа сентябрь