В чем особенности употребления разных видов сказуемых в зависимости от речевой ситуации кратко

Обновлено: 02.07.2024

Укажем виды ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния, и спо­со­бы их выражения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый опре­де­ля­ет под­ле­жа­щее и состав­ля­ет с ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву предложения.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния ска­зу­е­мо­го:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Типы сказуемых

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)

По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово - сереб­ро , мол­ча­ние - золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Составное глагольное сказуемое

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазис­ные гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Составное именное сказуемое

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

стать, делать­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, оста­вать­ся, пред­став­лять, звать­ся, назы­вать­ся, выгля­деть, дово­дить­ся, счи­тать­ся и пр.

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого

В чем особенность употребления разных видов сказуемых в зависимости от речевой ситуации ?


В настоящем времени может употребляться только гл.

Особенность в образовании времён от разных глаголов в видовых парах :


Речевая ситуация это?

Речевая ситуация это.


Ответь , в каких речевых ситуациях неуместно употребление разговорной лексики ?

Ответь , в каких речевых ситуациях неуместно употребление разговорной лексики ?


В каких падежных формах употребляется существительное в роли именной части сказуемого?

В каких падежных формах употребляется существительное в роли именной части сказуемого?

Каковы особенности его употребления?


Написать 6 предложений с разными видами сказуемого?

Написать 6 предложений с разными видами сказуемого.


Стили речи их зависимость от речевой ситуации изучает?

Стили речи их зависимость от речевой ситуации изучает.


РЕБЯТА ПЛИЗ ПОМОГИТЕ?

РЕБЯТА ПЛИЗ ПОМОГИТЕ!

Опишите речевую ситуацию , в которой было бы уместно употреблении пословицы :

Корень учения горек, да плод его сладок.

А что такое речевая ситуация?


Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление фразеологизма : Как две капли воды?

Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление фразеологизма : Как две капли воды.

Вы все козлы сраные!


Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление одного фразеологизма "как две капли воды" или "в два счета" СРОЧНО ПОМОГИТЕ?

Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление одного фразеологизма "как две капли воды" или "в два счета" СРОЧНО ПОМОГИТЕ!


Отметьте словосочетание употребление без речевой ошибки?

Отметьте словосочетание употребление без речевой ошибки.


Что значит обозначьте речевую ситуацию ?

Что значит обозначьте речевую ситуацию ?


Правда не скроешь отвечает на вопрос что сделаешь.


Возможно вместо попрошу, должно стоять слово прошу.


1б 2г 3г 4а 5б 6г 7б 8а 9г 10а 11б 12б 13в 14а.


Пришкольный (при) - приставка ; (школ) - корень ; (н) - суффикс.


В школе на перемене . - оля какой у нас следующий урок ? - литература кажется - а в каком кабинете ? - точно не помню , думаю в 16.


Сегодня я работаю с молотком. Я нашел старый молоток. Мужчина пилил пилой бревно. Я починил пилу.


Сегодня в магазине мы купили самый лучший молоток. Папа попросил меня принести ему молоток. В школе на уроке труда мы работали с молотком . Вчера я впервые увидел пилу. Мама купила красивую, необычную пилу. Бабушка попросила у нас пилу. Нет пре..


Сушить - с глухая, ш глухая, т глухая.


Сушить там все согласные глухие.


Надеюсь правильно поняла вопрос, вот. Я часто хожу к своему другу в гости. Его зовут Данир. Он очень любит чистоту и порядок. К моему приходу, мой друг всегда убирается в доме и наводит порядок. Его дом очень скромный, почти как и мой дом. В до..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Роль сказуемых в текстах разных стилей. Выполнила учитель русского языка и ли.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Роль сказуемых в текстах разных стилей. Выполнила учитель русского языка и ли.

Роль сказуемых в текстах разных стилей. Выполнила учитель русского языка и литературы Панфилова Ольга Александровна.

Цели урока: показать стилистические возможности использования сказуемых разны.

Цели урока: показать стилистические возможности использования сказуемых разных видов в текстах разных стилях. Задачи урока: 1)3акрепить навык определения вида сказуемого в предложении. 2) Рассмотреть, как изученные синтаксические конструкции функционируют в тексте. 3) Рассмотреть стилистические возможности использования разных видов сказуемых в художественном тексте.

Формируемые УУД: познавательные: самостоятельное выделение и формулирование.

Формируемые УУД: познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Результаты: личностные: готовность практически использовать сказуемые всех ви.

Результаты: личностные: готовность практически использовать сказуемые всех видов в речи; метапредметные: умение самостоятельно добывать знания, овладение приемами отбора материала по теме; предметные: усвоение понятий по теме. Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, поиск выхода из ситуации. Методы работы: частично-поисковый, практический. Ресурсы: тетрадь, учебник, мультимедийная презентация, карточки с текстами.

Эпиграф к уроку. Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не.

Эпиграф к уроку. Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения. Фёдор Иванович Буслаев.

Актуализация знаний. Назовите главные члены предложения. Что вы знаете о сказ.

Актуализация знаний. Назовите главные члены предложения. Что вы знаете о сказуемом? Виды сказуемого? Чем выражается? Приведите примеры.

Постановка проблемного вопроса. Анализируем слова Ф.И.Буслаева. -О чём будем.

Постановка проблемного вопроса. Анализируем слова Ф.И.Буслаева. -О чём будем говорить на уроке? -Какую роль выполняют сказуемые в тексте? -Проанализируем стилистические особенности сказуемых в разных текстах.

Анализ текстов в группах . Итог работ. 1 группа. Текст художественного стиля.

Анализ текстов в группах . Итог работ. 1 группа. Текст художественного стиля. Главная мысль :книги надо любитьчитать. М.Горькийиспользует простыесказуемые,гдеречь идёт о жизненномсобытии,чтобыподчернутьбыстротудействия.Вовторой и третьей частях преобладаютсказемыесоставные.Онипомогают обобщить события из жизниавтора,сделатьнебходимыевыводы.

Анализ текстов в группах . Итог работ. 2 группа. Текст публицистического стил.

Анализ текстов в группах . Итог работ. 2 группа. Текст публицистического стиля. Главное –привлечь внимание читателя к проблеме текста. Главная мысль: книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. Во вступлении преобладаютСС,т.к. именно там важно сконцентрировать внимание и как можно подробнее сформулировать проблему. Вчасти с аргументами преобладают простые сказуемые, здесьидёт перечисление событий. В выводе большеИС,здесьважно ,чтобы читатель убедился в пользе чтенияокончательно,логическоеударение падает на именную часть.

Анализ текстов в группах . Итог работ. Группа3. Текстнаучного стиля. Главнаям.

Анализ текстов в группах . Итог работ. Группа3. Текстнаучного стиля. Главнаямысль: чтение— одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. В тексте много простых сказуемых иСГ.СовсемотсутствуютСИ.Текстнаучного стиля призван дать точнуюинформацию,онопирается на выводы и исследования учёных. В данном тексте все суждения опираютсяименно на сказуемые.

Обобщение по теме. Простое глагольное сказуемое универсально: для его употреб.

Обобщение по теме. Простое глагольное сказуемое универсально: для его употребления нет стилистических преград. Обращение к глагольно-именным сочетаниям может быть вполне обоснованным в научном стиле,так как уточняет смысл высказывания, обращает к использованию специальных терминов и усиливает действенность речи. Именное сказуемое может быть использовано в любом стиле речи, но особенно часто употребляется в художественном и публицистических стилях.

Рефлексия. Закончите эти фразы: - Сегодня я узнал… - Было интересно… - Было т.

Рефлексия. Закончите эти фразы: - Сегодня я узнал… - Было интересно… - Было трудно… - Я понял, что… - Теперь я могу… Янаучился… У меня получилось….

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

В настоящем времени может употребляться только гл. НЕСОВЕРШЕННОГО вида. Особенность в образовании времён от разных глаголов в видовых парах:
что делаю? - рисую несов. вид., наст. в.
что сделаю? нарисую сов. вид., буд. вр.,
что сделал? - нарисовал (сов.в и что делал? - рисовал (несов

Читайте также: