Как правильно составлять ктп логопедических занятий по фгос в школе с уо

Обновлено: 04.07.2024

Программа по логопедии составлена на основе ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллоектуальными нарушениями).

ВложениеРазмер
programma_po_logopedii_fgos_tokareva_zh.a.docx 171.64 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

для обучающихся 1 - 4 классов

с легкой степенью умственной отсталости

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях включения в разнообразные формы коммуникации.

Расстройства речи у детей с нарушением интеллекта проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом, имеют сложную структуру и носят характер системного недоразвития речи. У таких детей страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.

Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи детей с системным недоразвитием речи, для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации в обществе.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

1.Постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

2. Коррекция звуковой стороны речи (интонация при высказывании, темп, сила голоса, дикция, плавность);

3.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

4.Формирование фонематического восприятия, навыка звуко - слогового анализа и синтеза;

5.Формирование лексико-грамматических представлений (обогащение словаря, именами прилагательными, глаголами, формирование умения согласовывать слова в предложении, отработка простейших лексических моделей);

6.Формирование и развитие семантических полей;

7.Коррекция и развитие психологической базы речи, высших психических функций;

8.Предупреждение дисграфии, дислексии;

9.Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;

10.Формирование коммуникативных навыков;

11.Воспитание мотивации к учению, общению.

Логопедические занятия проводятся в соответствии с перспективным планом коррекционной работы и сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д. В данной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов.

Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.

Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика работы по данной программе предусматривает обязательное её использование. Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической базы речи. Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит от состава учащихся конкретной группы. Преодоление речевых нарушений может производиться в групповой и индивидуальной форме работы.

Нарушения речи детей носят стойкий характер, поэтому этапы закрепления правильных речевых навыков тщательно отрабатываются, часто повторяются логопедические упражнения с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая психофизическое состояние, особенности ВНД, работоспособность, уровень несформированности речи, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую. Цели занятия излагаются умственно отсталому ребёнку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

Ведущие приёмы, формы, методы, технологии обучения. Для реализации программы логопедических занятий применяются следующие образовательные технологии:

  • технология логопедического обследования;
  • технология коррекции звукопроизношения;
  • технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
  • технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи;
  • технологии развития интонационной стороны речи;
  • технологии коррекции темпо -ритмической организации устной речи;
  • технологии формирования навыков речевой саморегуляции, введение их в речевую коммуникацию;
  • здоровьесберегающие;
  • информационно-коммуникативные;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • проблемно-поисковые.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся.

В структуру занятия может входить:

  • упражнения для развития артикуляционной моторики;
  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • дыхательная гимнастика;
  • коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
  • формирование фонематических процессов;
  • работа со словами, звуко - слоговой анализ слов;
  • работа над предложением, текстом;
  • обогащение и активизация словарного запаса;
  • развитие связной речи.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза). По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объем изучаемого материала.

Планирование работы по коррекции системного недоразвития речи обучающихся 1 -4 классов:

1 класс: 3 часа в неделю по учебному плану, из них:

1 занятие – развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи (групповое);

2 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков (по плану индивидуальной работы).

2 класс: 3 часа в неделю по учебному плану, из них:

1 занятие – формирование фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики (профилактика и коррекция дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического анализа и синтеза слов (групповое);

2 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков (по плану индивидуальной работы).

3 класс: 3 часа в неделю по учебному плану, из них:

1 занятие – формирование фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики (профилактика и коррекция дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического анализа и синтеза слов (групповое);

2 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков (по плану индивидуальной работы).

4 класс: 3 часа в неделю по учебному плану, из них:

1 занятие - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков (по плану индивидуальной работы).

2 занятия – развитие и коррекция морфологического строя речи (предупреждение и коррекция аграмматической дисграфии) (групповое);

III. Место коррекционных занятий в учебном плане.

В соответствии с учебным планом логопедические занятия проводится в первую и вторую половину дня. На индивидуальные занятия отводится 20 минут на ученика, на занятия с группой - 40 минут, наполняемость 2-6 учеников. Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке звуков. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения из обучающихся одного класса. По мере совершенствования произносительной стороны речи ведущими становятся занятия по коррекции нарушений чтения и письма.

IV. Планируемые результаты освоения коррекционных занятий.

Программа обеспечивает достижение учащимися 1-4 классов личностных и предметных результатов.

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:

  • осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о эстетических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями ( инструментами) и организовывать своё рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

Познавательные учебные действия

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо – родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • писать;
  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
  • применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:

  • различать звуки на слух и в произношении;
  • правильно употреблять в речи существительные с обобщающими значениями
  • употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги
  • следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние
  • участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей отвечать на вопросы и задавать их
  • составлять предложение по образцу.

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь:

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух в произношении, написании;
  • делить слова на слоги;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста;
  • связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).
  • различать сходные по начертанию буквы;
  • делить слова на слоги;
  • списывать с печатного текста отдельные слоги и слова;
  • составлять с помощью педагога предложения, выделять предложения из речи и текста.
  • читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметами и картинками;
  • связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3 пункта)

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

  • различать гласные и согласные, ударные и безударные, дифференцировать оппозиционные согласные; определять количество слогов в слове по количеству гласных,
  • делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
  • выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • списывать текст целыми словами, писать под диктовку (15-20 слов);
  • связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта)
  • Дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
  • Делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
  • Списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текста;
  • Составлять предложения по картинке;
  • Подбирать по вопросам названия предметов и действий;
  • связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3 пункта)

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны уметь:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов);
  • знать алфавит;
  • связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
  • составлять небольшие рассказы на предложенную тему.
  • с помощью педагога составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
  • с помощью педагога анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • писать под диктовку предложения;
  • связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам;
  • с помощью педагога составлять небольшие рассказы на предложенную тему.

Методы диагностики и критерии результативности

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет методологические и теоретические результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу обучающихся, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько учебную деятельность ребёнка в целом, то есть внимательность на занятии, старательность, активность.

На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной (лишь для ребенка), в тоже время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения ученика, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Заполняется протокол логопедического обследования на учащихся, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи.

В конце каждой четверти отслеживается динамика речевого развития обучающихся по показателям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слов.

Обследование звукопроизносительной стороны речи.

Обследование звукопроизносительной стороны речи.

Пропедевтический (добукварный) период- 17ч.

Знакомство со словом

Знакомство с предложением

Знакомство с предложением

Букварный период: изучение звуков и букв- 69ч.

Преобразование существительных единственного числа во множественное число

Глухие и звонкие согласные

Мягкие и твердые согласные

Обследование учащихся по итогам коррекционных занятий-4ч.

Обследование импрессивной и экспрессивной речи.

Обследование графомоторных навыков

Обследование связной речи, словарного запаса.

Обследование связной речи, словарного запаса.

Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слов.

Корниловой Елены Геннадьевны

Рассмотрено на заседании СОГЛАСОВАНО

методического объединения Зам.директора по УВР

Протокол от 28.08.2017 № 1 _______ Т.Г. Ковтун

Диагностический этап
4 недели

Логопедические занятия
29 недель

– выполнять простые устные инструкции учителя;
– выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя;

– отвечать на простые вопросы;

– применять элементарные правила речевого общения;

– уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя;

– использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

– умение выполнять задания по словесной инструкции;

– умение называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

– навыки речевого этикета при встрече и прощании;

–умение сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена ближайших родственников;

– умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ.

– умение называть предметы, относящиеся к изучаемым лексическим темам; отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса, отвечать простой фразой; составлять простые нераспространенные предложения; участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

– умение наблюдать; умение работать с информацией (понимать изображение, предъявленное на бумажных, электронных и других носителях).

3. Содержание программы


Рабочая программа – обязательный документ учителя-логопеда любой образовательной организации. Она составляется по результатам диагностики под конкретную группу/контингент детей.

Рабочая программа разрабатывается на основе документов и одной из основных ее задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим их миром.

Если вы хотите разобраться, что необходимо включить в рабочую программу, а ее составление отнимает у вас много времени и энергии, то предлагаем вам воспользоваться шаблоном рабочей программы, составленным по материалами Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В.

Использовав конструктор рабочей программы по материалам признанных экспертов — Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г. В., вы сможете составить свою программу легко и в рекордно короткие сроки. А также вы получите полный пакет необходимых нормативных документов и образцов и Инструменты индивидуализации образовательного процесса детей в различных организационно-педагогических условиях. Подробнее.

Вы научитесь грамотно проводить дифференциальную диагностику при помощи нейропсихологического подхода, узнаете особенности вызывания звуков у неговорящих детей и многое другое. Подробнее.

Также мы собрали для вас различные программы логопедов-практиков, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 3 до 7 лет. Ознакомление со структурой и содержанием РП коллег поможет вам составить собственный вариант документа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

- коррекция фонематических процессов;

- коррекционная работа на лексическом уровне;

- коррекционная работа на синтаксическом уровне;

- совершенствование связной речи.

Коррекция звукопроизношения проводится в I классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных.

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство. В 4 классе также проводится работа по устранению семантической дислексии.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по коррекционной логопедической работе

Количество часов: 136 часа; в неделю 4 часа.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания,

УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ СОХРАННЫХ ЗВУКОВ (при нарушенном произношении - постановка и автоматизация): гласных А, У, Ы, О, И, Э, губных согласных П, Б, М, переднеязычных согласных Т.Д.Н,

губно-зубных согласных В, Ф,

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Постановка и автоматизация звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц.

Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ, 3-ЗЬ, С-Ц.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

Постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч Щ.

Слухопроизносительная дифференциация звуков Ш - Ж, Ч-Щ, Ш - Щ. КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Постановка и автоматизация звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Слухопроизносительная дифференциация звуков Л-ЛЬ, Р-РЬ, Л-Р (ЛЬ-РЬ).

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Й,

Постановка и автоматизация звука Й. Слухопроизносительная дифференциация звуков ЛЬ - Й.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ

Постановка и автоматизация звуков К, Г, X,, Слухопроизносительная дифференциация звуков Г-К-Х.

Итог работы - выступление детей на логопедическом утреннике.

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны уметь:

различать на слух и в произношении звуки;

слушать небольшую сказку, загадку, рассказ;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки, знать наизусть 3-4 стихотворения.

Количество часов: 102 часа; в неделю 3 часа

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.

Повторение изученного во 2-3 классах:

развитие анализа структуры предложения;

развитие слогового анализа и синтеза;

развитие фонематического анализа и синтеза;

дифференциация твердых и мягких согласных;

дифференциация звонких и глухих согласных;

дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

обозначение мягкости согласных на письме.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО

Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р.

Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К-Х.

Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х, Звук и буква 0.

Звук и буква У. Дифференциация О-У.

4. Устранение оптической дисграфии и дислексии.

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А.

Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Устранение семантической дислексии.

Коррекционная работа на лексическом уровне.

Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные гласные.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический утренник.

Программа рассчитана на групповые и подгрупповые занятия.

Рекомендуется использование следующих наглядных пособий:

для слогового синтеза: слоговые кубики;

для дифференциации акустически сходных звуков - лото на соответствующую пару звуков;

для устранения оптической дисграфии - при изучении каждой буквы сравнивать образец буквы с наложенным и зашумленным изображением, отличать правильное изображение на карточке от сходного.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны уметь:

различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

различать буквы, имеющие кинетическое сходство,

ставить ударение; строить слогоритмическую схему слова.

Количество часов: 102 часа; в неделю 3 часа

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ, ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА.

1. Обследование учащихся.

2. Повторение изученного во 2-4 классах:

развитие языкового анализа и синтеза;

формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем);

устранение оптической дислексии и дисграфии;

устранение семантической дислексии.

3. Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов, дифференциация глаголов, противоположных по значение.

Практическое овладение навыками образования слов при по­мощи приставок и адекватного их употребления. Приставки: В, ВЫ, НА, НАД, ПОД, ЗА, ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ.

Понятие о родственных словах (в практическом плане). Корень слов.

Образование родственных слов. Образование сложных слов.

Морфемный анализ и синтез слов различной структуры.

Подведение итога - написание диктанта, выполнение грамматического задания.

Методическое обеспечение программы для 5 класса:

Работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств ведется не в контексте определенных тем (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, сезонные явления и т. д.) в русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях, динамической структуризации слов. Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. На каждом занятии проводится работа по формированию навыка чтения.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны уметь:

пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;

выполнять морфемный анализ и синтез слов;

выделять родственные слова из текста.

Количество часов: 68 часов; в неделю 2 часа.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Повторение изученного во 2-5 классах:

развитие языкового анализа и синтеза;

устранение оптической дислексии и дисграфии;

устранение семантической дислексии;

образование слов при помощи приставок и суффиксов;

корень слова, родственные слова.

Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.

Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.

Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.

Совершенствование связной речи.

Подведение итога - написание диктанта. На каждом занятии по совершенствованию связной: речи -необходимо выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных предложений на простые;

составление сложных предложений из простых; реконструирование простых предложений в сложные;

конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.д.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны уметь:

согласовывать слова в словосочетании и предложении;

пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;

определять тему рассказа, основную мысль текста;

составлять план связного высказывания;

Классы: 7

Количество часов: 68 часов; в неделю 2 часа.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Повторение изученного во 2-6 классах:

развитие языкового анализа и синтеза;

устранение оптической дислексии и дисграфии;

устранение семантической дислексии;

образование слов при помощи приставок и суффиксов;

корень слова, родственные слова.

Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.

Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.

Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.

Совершенствование связной речи.

Подведение итога - написание диктанта.

На каждом занятии по совершенствованию связной: речи -необходимо выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных предложений на простые;

составление сложных предложений из простых; переконструирование простых предложений в сложные;

конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.д.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны уметь:

согласовывать слова в словосочетании и предложении;

пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;

определять тему рассказа, основную мысль текста;

составлять план связного высказывания;

Учебные пособия для работы с детьми:

О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.

И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.

И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.

Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.

Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.

Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.

А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.

Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.

В.А.Ракитина. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста: Пособие для логопеда: Животные в загадках в алфавитном порядке. – М., 2005.

С.Д.Дмитриев, В.С.Дмитриев. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.

А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2005.

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 1998.

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2003.

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2006.

В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Рь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.,2002

Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.

Шевченко Л.Е. «Планирование работы учителя – логопеда специальной коррекционной школы. – Армавир 2011г.

Читайте также: