В чем характер алены дмитриевны близок к народному идеалу женщины жены кратко

Обновлено: 02.07.2024

Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится. И поведал Кирибеевич, что страдает, оттого, что полюбил и рассказывает, какая она красавица, с длинными русыми косами, походкой, как у лебедушки, взглядом, как у голубушки, только лицо свое прячет, прикрывая фатой. Но скрыл от царя, что она повенчана с другим по христианскому закону.

Алена Дмитриевна замужем за богатым купцом Калашниковым. Выросла тоже в купеческой семье, батюшка и матушка умерли, старший брат пропал на чужбине без вести, остался младший брат – дитя малое. Она верная жена, мужа почитает как кормильца и заступника; любящая мать, у нее маленькие дети. В ее семье все подчинено патриархальным устоям. Хозяйством ей помогает заниматься старая работница Еремеевна. Алена Дмитриевна очень набожна, ходит молиться в храм. Вот однажды покараулил ее Кирибеевич, когда она возвращалась с вечерней службы, и непристойно хватая за руки и целуя, стал предлагать ей богатство и жизнь такую, что все завидовать станут. Да еще похвастался, что он из знатного рода Скуратовых. Услышав это, у нее от страха ноги подкосились, ведь семья эта славилась своей лютостью. А из-за калиток подглядывали соседушки, зло перешептываясь. Не ведал и не понимал опричник, что творил, на какой позор и бесчестие обрекал ту, которую полюбил. Удалось ей вырваться, убежать домой, оставив платок и фату в руках злодея.

Степан Парамонович, вернувшись вечером домой из лавки, увидел странное, непривычное: не выходит навстречу молодая жена, стол не накрыт к ужину белой скатертью, свечка перед иконами почти догорела. Еремеевна рассказала, что хозяюшка из церкви не вернулась, а дети плачут, не спят без матери. Почувствовал неладное Калашников. Вбежавшая Алена Дмитриевна поразила его: в разорванной одежде, простоволосая, бледная, взгляд безумный. Разгневался, а она в ноги к нему бросившись, все, что случилось, плача рассказала. И не боится она ни молвы, ни смерти, а лишь одного – лишиться его милости, потому что ее, сироту, защитить от поругания некому. Не задумываясь, Калашников решил наказать обидчика, защитить честь семьи. Убив Кирибеевича в кулачном бою, сам принимает мучительную смерть на плахе.

Алена Дмитриевна осталась вдовой, дети осиротели. Кирибеевич разрушил то, что было ее радостью и смыслом жизни. Эту долю она приняла так же достойно, как и ее муж свою казнь, ведь их дети не должны вырасти в обесчещенной семье.

Алена Дмитриевна

Алена Дмитриевна – жена купца Калашникова. Это нравственно чистая девушка, которая живет в соответствии с понятиями чести и достоинства. Героиня – хранительница семейного очага. Она является хозяйственной девушкой, которая искренне любит своего мужа и своих детей. Ей чужды понятия измены и предательства. Когда Алена Дмитриевна рассказывает Калашникову о том, что ее посрамил Кирибеевич, она признается, что ей страшна не людская молва, а немилость мужа. Это говорит о том, что девушка – честный человек, который имеет чистую душу. Алена Дмитриевна осталась верна своим принципам и своему мужу. Автор описывает стойкость ее характера, силу духу и стремление к справедливости.

Основные персонажи

  • Иван Грозный – царь московского государства, своенравный и подозрительный, жестокий ко всем инакомыслящим, однако щедрый и милосердный к своим соратникам;
  • Кирибеевич – молодой опричник, верный слуга царя. Он смел и удачлив, но лжив и хитер, а ради своей цели готов совершить любую подлость;
  • Купец Калашников – честный, смелый и сильный человек, готовый на все ради своей семьи. Любящий муж и отец, сумевший заменить молодым братьям рано умершего отца;
  • Алена Дмитриевна Калашникова – законная жена купца, красавица и умница, порядочная женщина, богобоязненная и честная.

Кирибеевич

Кирибеевич – это опричник. Он является нарушителем общественных и нравственных начал. Для героя законы народа оказываются незначительными. Он чувствует свое преимущество перед другими людьми, потому что он любимец царя Ивана Грозного. Чтобы показать свое превосходство, Кирибеевич не рассказывает царю полную историю. Ради своих корыстных целей опричник обманывает Ивана Грозного, чтобы последний встал на его защиту. Кирибеевич поставил собственные интересы превыше интересов других людей. Он восстает против нравственных и моральных законов, которые касаются семейной жизни человека. Кирибеевич не обращает внимания ни на общественные законы нравственности, ни на желания его возлюбленной. Герой не хочет понять, что насильно мил Алене Дмитриевне он не будет.

Когда Кирибеевич предлагает свою любовь Алене Дмитриевне, он не понимает, что любовь невозможно купить за деньги. Эгоизм героя позволяет спокойно обращаться к замужней девушке и предлагать ей различные богатства. Ничего не останавливает Кирибеевича. Его привлекает не внутренние качества Алены Дмитриевны, а ее красота.

Взаимоотношения героев

Алена Дмитриевна и Кирибеевич связаны безнравственностью последнего персонажа. Герой пытается соблазнить богатствами замужнюю женщину. Если для него семейные отношения не имеют никакой ценности, то Алена Дмитриевна чтит законы нравственности и не может даже подумать об измене.

Алена Дмитриевна становится жертвой безнравственных поступков Кирибеевича, для которого замужество героини не послужило причиной отказа для ее соблазнения. Кирибеевич чувствует свою вседозволенность, он ставит себя выше представителей простого русского народа, к которому принадлежала и Алена Дмитриевна. Герой понимает, что за него встанет вся опричнина, даже сам царь. Кирибеевич считает, что, если ему понравилась замужняя девушка, она все равно должна принадлежать ему.

Алена Дмитриевна не побоялась отказать любимцу Ивана Грозного, для нее предательство мужа просто невозможно. Алена Дмитриевна имеет чистую душу, она просит защиты у своего мужа. Вместе они встают против аморального поступка Кирибеевича.

Причиной конфликта становится поступок Кирибеевича, который хотел увести с собой Алену Дмитриевну. Если бы герой по-настоящему любил девушку, он бы не стал причинять ей вред. Она оказалась опорочена. Любящий человек никогда бы этого не допустил. Из этого следует, что Кирибеевич не любил Алену Дмитриевну. В нем играло самолюбие и желание показать то, что ему все дозволено.

Образ христианской семьи в творчестве М.Ю. Лермонтова

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви…

Мужья, любите своих жен,

как и Христос возлюбил Церковь и предал себе за нее.

Нет уз крепче этих …

Сюжет поэмы

Библейский идеал добродетельной жены.

Образ христианской семьи в поэме.

Образ Алены Дмитриевны

Лермонтову удалось воссоздать необыкновенно привлекательный, светлый образ древнерусской семьи Калашниковых.

О красоте внешней и внутренней.

Библейские наставления жене — христианке

Уникальность образа Алены Дмитриевны — в гармоничном единстве внутренних достоинств и необыкновенной внешней привлекательности:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы…

Походка, взгляд, речь молодой женщины привлекли внимание царского опричника. Женская красота, совершенство внешних форм, как мы знаем из житийной и художественной литературы, может служить источником соблазна, провоцировать возникновение греховных помыслов и желаний, быть приманкой для низменных страстей.

Хочешь золота или жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать …

Образ Степана Парамоновича Калашникова

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич!

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.

Степан Парамонович, для которого настал час праведного гнева, быстро принимает решение:

Буду насмерть биться, до последних сил,

За Святую правду — матушку.

В своей последней битве и в разговоре с царем Степан Парамонович предстоит пред самим Богом и только перед Ним ответ держит, сохраняя семейную тайну.

В последние минуты своей жизни он думает и заботится только о своих близких, унося с собой вечную Любовь, которой научила его святая вера Православная.

Лермонтов заканчивает свою поэму возглашением славы народу христианскому, хранителю Святой Веры, в недрах которого поднимаются новые богатыри духа и зреют новые подвиги.

Щелкунова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы СОШ № 22 (г.Сергиев Посад)

1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета

2. Святитель Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004.

3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Симфония по творениям святителя Тихона Задонского .- М., 2003.

В чём характер Алёны Дмитревны близок народному идеалу женщины, жены? Как речь Алёны Дмитревны, Калашникова, Кирибеевича характеризует каждого из них? Дайте устный ответ на эти вопросы, заранее выписав цитаты из текста «Песни. *, которыми вы будете подтверждать свои мысли.

Характер Алены Дмитриевны действительно близок народному идеалу. Она хорошая хозяйка, верит в Бога, муж для неё самый главный человек. Она честна перед мужем, и людьми. £ё речь эмоциональна, она очень подробно рассказывает о том, что с ней случилось. Алена Дмитриевна использует в своей речи народные элементы (повторы, слова с уменьшительными суффиксами и др.) В её речи отражено народное восприятие поступка Кирибеевича.
Речь купца Калашникова показывает его самоуважение, понимание того, что его семья и он оскорблены. Этот человек будет защищать свое достоинство до последнего.
Речь Кирибсевича тоже характеризует его: он страстная натура, склонен идти на поводу своих желаний. Кроме того, Кирибесвич хвастлив и высокомерен.
Речь царя - это речь самодержца. Он единовластно правит народом, так же решает исход поединка Калашникова и Кирибеевича.

- Как в характере Алены Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене? - Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне? - Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника?

Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова, соблазняемая Кирибеевичем. Ее характер предопределен семейно-родовым укладом. Замужняя женщина блюдет покой и быт семьи: встречает мужа, обихаживает детей, ходит в церковь и ведет замкнутый образ жизни, строго определенный обычаем.

Красота русской женщины, (описание, портрет), верность мужу, семья, честность, покорность мужу, достоинство.

В чём характер Алёны Дмитревны близок народному идеалу женщины, жены? Как речь Алёны Дмитриевны, Калашникова, Кирибеевича характеризует каждого из них? "Пестя про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашнинова"

Поэма 1837 года “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором. Интерес к фольклору характерен для 30-х годов прошлого века. Глубокий кризис переживала страна. Находясь “на перепутье”, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на “внутренние ресурсы”. Дворянская и народная культуры в России были разделены глубокой пропастью: у нас не было того среднего класса, буржуазии, который в Европе “соединял” аристократию и простонародье, обеспечивал взаимопроникновение культурных традиций и этических принципов. В 30-е годы такую роль “посредника” взяла на себя литература. Каким обостренным интересом к народу, его жизни и творчеству ознаменовался несчастный холерный 1830 год!

Пушкин обратился к сказкам; появился Гоголь, написавший “Вечера на хуторе близ Диканьки”, которыми зачитывалась вся Россия; появляются “собиратели народных сказаний”… Выбор исторического периода для сюжета “народной” поэмы вполне понятен: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал символом деспота, тирана, самодура. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт стремится сопоставить Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую “просвещенным” государем Николаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления - колоссальная разница масштаба личности “тогда” и “теперь”. Все герои “Песни… ” - прежде всего яркие, самобытные, могучие личности.

Они могут реализовать себя в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, или в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.

Одна из важнейших характеристик героев “Песни… ” - их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода, чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он - из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья.

1)Характер Алёны Дмитриевны -это собирательный образ русской женщины. Автор объединил лучшие качества русских красавиц и наделил ими свою героиню. Алёна красивая и статная, но скромная и старается не привлекать к себе внимания, бережёт свою красоту для мужа, надевая платок и прикрывая лицо. Она любит мужа и детей, заботится о них и ведёт домашнее хозяйство. Алёна бережёт честь, гордо отклоняет ухаживания опричника. Она не кается перед мужем, вины за ней нет. а просит защиты у мужа. Алёна Дмитриевна уважает устои семьи, муж для царь и только ему она подвластна, он ей судья. Набожная и верная, уважающая царя и народ, Алёна и есть воплощение народного идеала русской женщины-жены и матери.
2)Речь героев не характеризует их, а точно передаёт образы, созданные автором. Алёна Дмитриевна тверда в своих словах, уважительно и почтительно разговаривает с мужем. Она не виновата, говорит с достоинством и просит защиты. Купец Калашников прямой и искренний, он не заискивает перед царём и не робеет перед опричником. Купец говорит правду с достоинством и уважением. Он не называет причину, по которой убил противника, но Кирибеевичу смело говорит в лицо, что вышел на смертный бой. Обращаясь к народу, купец прощается с ним. Кирибеевич говорит льстиво с Алёной, заискивает перед царём и обманывает его, не говоря правды. Он бахвалится перед боем, высокомерно говорит, что убьёт любого, вставшего у него на пути. Но когда узнаёт, кто его противник, то пугается, понимая, что его ожидает. Автор передаёт словами характеры героев, как они говорят -твёрдо, взволновано, лукаво, с достоинством.

Ответ

Алёна Дмитриевна воплощает в себе идеальный образ жены того времени, верной своему мужу, занимающейся домашним хозяйством. Для неё муж — главный судья её жизни:

Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюся твоей немилости.

Речь Алёны Дмитриевны, Калашникова и Кирибеевича не является в данном произведении речевой характеристикой ге­роев, так как автор создаёт песню, воплощающую в себе ос­новные черты народных песен, исполнители которых не соз­дают характеров, но рисуют определённые типы героев.

Речь героев в этом произведении характеризует не героев, а испол­нителей песни, то есть гусляров — представителей народа, и является воплощением взгляда народа на то, как должны по­ступать подобные герои.

Читайте также: