В чем главная особенность классической философии кратко

Обновлено: 30.06.2024

· Классическая философия основывается на принципах рациональной, гармоничной и реалистической интерпретации мира.

· выдвигала требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования

· При этом большинство мыслителей исходило их того, что познание истины доступно каждому человеку.

· Разум рассматривается как познавательная способность, сверхопытной сущностью, то есть не выводимое из опыта и не сводимое к нему; как средство переустройства мира и человека.

· Высшей абсолютной ценностью является разум, решающей силой……

· Считалось, что между знанием и окружающим миром имеется согласованность, так как миру присущ внутренний порядок, дело мыслителя заключается лишь в том, чтобы найти принцип согласования

· Сущность человека определяется границами разума и сводится к познавательной способности человека постигать законы бытия

· Свобода понималась как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности

· Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологическо-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей субъективной и объективной реальности.

· Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, причем деятельность понималась через сознание, то есть происходило отождествление деятельности и сознания

· Характерны строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочной схемой рассуждения, возможностью достижения абсолютного знания.

· Философское знание строится как особая форма объективного знания, а субъект как бы извне исследует и свое состояние и внешнее ему бытие.

· Свойственна естественная упорядоченность мироустройства, которому присущ разумный порядок, гармония, убежденность в универсальности методов познания, всеобщности принципов развития истории, их доступности рациональному постижению

Основные принципы:

ü поиск единых оснований сущего (Милетская школа, Аристотель и тд. д.)

ü сведение всего многообразия духовного мира человека к рациональной способности мышления

ü говорилось о высочайшем развитии человека и человечества

ü субъектно-объектные отношения выступали основой процесса познания

ü постижение истины являлось главной целью гносеологии

Постклассическая философия связана с неприятием фундаментальных принципов классического философствования, попытками их радикального переосмысления.

Формирование постклассической философии было социально подготовлено и вызвано кризисом философии и культуры Западной Европы.

В конце 19 века происходит рассогласование между рационально сконструированными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, иррациональным, иным по своей природе.

В постклассической философии пересматривается статус азума познающего субъекта, структура познавательного процесса. Актуальными становятся альтернативные, противоположные рационализму формы осмысления бытия и человека – иррационализм.

Иррационализм (лат. неразумный, бессознательный) – это отрицание возможностей разума в процессе познания. Основой познавания объявляются интуиция, чувства, воля, мистический опыт.

Представители иррационализма:

В постклассической философии центральной проблемой становится антропологическая. Человек рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, самосозидающее.

Речь идет не о возможности получения универсальных истин, как в классической философии, а о постижении смысла бытия личности, испытывающей массирование, репрессирование, социальное воздействие. Главное, что волнует постклассическую философию – это понимание того, что происходит с человеком, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Постклассическая философия задается вопросом, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении.

Постклассическая философия переходит от поиска всеобщих принципов, универсалий к самоценности индивидуального единичного.

Происходит переосмысление рационализма. Рамки рациональности расширяются. Научная рациональность рассматривается как одна из разновидностей множества типов рациональностей …..

Рационализм (лат. разум) – это направление в гносеологии, признающее разум сновой познания и поведения людей.

Возник в период античности – Сократ, Платон, Аристотель. Ярко проявил себя в 17-18 вв. – Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Рационализм противопоставлял себя иррационализму, сенсуализму, эмпиризму. Обращение к разуму, как единственному источнику научного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (Р. Декарт), к отрыву мышления от реального объекта. Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку. Язык становится более гибким, художественным, реалистичным, то есть допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания.

В рамках постклассической философии осуществляется смена парадигм: происходит переход от философии сознания к философии языка. На смену анализа S От представлений приходит исследование отношений между языком и миром– лингвистическая философия, структурализм, постструктурализм.

Парадигма (греч. пример, образец) – это совокупность установок, принимаемых научным сообществом в течение определенного времени в качестве модели (образца) решения конкретных задач.

Постклассическая философия представляет собой большое разнообразие различных течений, школ, проблем и методов, нередко противостоящих друг другу.

Основные программы постклассической философии:

Ø Иррационалистическая традиция (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)

Ø Социалльно-критическая программа. Направлена не только на объяснение но и на изменение социума – марксизм, неомарксизм, постмарксизм.

Ø Критическо-аналитическая программа направлена на переосмысление научно рационалистических приоритетов и ценностей – неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм.

Ø Экзистенцально-психологическая программа направлена на переосмысление философского самосозидания – экзистенциализм, герменевтика, феноменология, психоанализ.

Основные проблемы постклассической философии:

§ анализ бытия человека;

§ разработка категориального аппарата.

· Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологическо-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей субъективной и объективной реальности;

· Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, причем деятельность понималась через сознание, то есть происходило отождествление деятельности и сознания;

· Характерны строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочной схемой рассуждения, возможностью достижения абсолютного знания;

· Философское знание строится как особая форма объективного знания, а субъект как бы извне исследует и свое состояние и внешнее ему бытие;

· Свойственна естественная упорядоченность мироустройства, которому присущ разумный порядок, гармония, убежденность в универсальности методов познания, всеобщности принципов развития истории, их доступности рациональному постижению.

Основные принципы:

ü поиск единых оснований сущего (Милетская школа, Аристотель и т. д.);

ü сведение всего многообразия духовного мира человека к рациональной способности мышления;

ü говорилось о высочайшем развитии человека и человечества;

ü субъектно-объектные отношения выступали основой процесса познания;

ü постижение истины являлось главной целью гносеологии.

Постклассическая философия связана с неприятием фундаментальных принципов классического философствования, попытками их радикального переосмысления. Формирование постклассической философии было социально подготовлено и вызвано кризисом философии и культуры Западной Европы. В конце 19 века происходит рассогласование между рационально сконструированными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, иррациональным, иным по своей природе.

В постклассической философии пересматривается статус разума познающего субъекта, структура познавательного процесса. Актуальными становятся альтернативные, противоположные рационализму формы осмысления бытия и человека – иррационализм.

№ 13. Классика и постклассика. Основные направления постклассической философии

В развитии европейской философии нового и новейшего времени выделяют две эпохи:

Классика Постклассика
Период, охватывающий эволюцию европейской философской мысли 17 – первой половины 19 вв. (до Г. Гегеля включительно). Развитие европейской философии с середины 19 в. до настоящего времени.

Иррационализм (лат.неразумный, бессознательный) – это отрицание возможностей разума в процессе познания. Основой познавания объявляются интуиция, чувства, воля, мистический опыт. Представители иррационализма:А. Шопенгауер; Ф. Ницше; С. Кьеркегор; А. Бергсон.

В постклассической философии центральной проблемой становится антропологическая. Человек рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, самосозидающее.

Речь идет не о возможности получения универсальных истин, как в классической философии, а о постижении смысла бытия личности, испытывающей массирование, репрессирование, социальное воздействие. Главное, что волнует постклассическую философию – это понимание того, что происходит с человеком, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Постклассическая философия задается вопросом, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении.

Постклассическая философия переходит от поиска всеобщих принципов, универсалий к самоценности индивидуального единичного.

Марксизм – это основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских взглядов, включающая диалектику, материалистическое понимание истории, обоснование экономических законов развития капиталистического общества.




Относится и неотомизм. Основатель Маритен, Жильсон. Сюда же входит психоанализ (Фрейд, Юнг и др) и прагматизм (Пирс, Джемс).

Третий этапоформился к середине 20 века. Основные направления:

Экзистенциально-феноменологическая философия.Основная цель – разработать философию человека, которая бы учитывала специфику человеческого бытия и рассматривала человека как единичного, конкретного. Среди представителей такие экзистенциалисты, как Паскаль, Достоевский, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль.

Экзистенциализмвозникает накануне Первой Мировой войны в России – Шестон, Бердяев. После Первой Мировой войны – в Германии – Хайдеггер, Ясперс, Бубер.

В период Второй Мировой войны распространяется во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, Симона-де-Бовуар). В середине 20 века и в других странах, в том числе в США. В Испании экзистенциализму близок Хосе Ортега-и-Гассет.

Экзистенциализм – это философское течение, рассматривающее человеческое существование как нечто уникальное, единичное. Подлинное существование постигается в пограничных ситуациях.

Пограничные ситуации – это наиболее опасные моменты человеческого существования, когда возникают состояния страха, заботы, вины, выбора, ожидания смерти. В такие моменты раскрывается человеку подлинный смысл его бытия.

Аналитическая философия.Развивали Рассел, Витгенштейн. Они решали проблему установления границ познания, видят в философии не теорию, а метод философского анализа, пытаются переориентировать философию на исследование языка науки. Представители аналитической стратегии предложили создать универсальный язык науки, то есть устранить разрыв между словами и опытом, избавиться от двусмысленности обыденного языка. Основная цель аналитической философии – устранение псевдопроблем и выработка логически безупречных структур языка. Основные принципы выражены в работах Фреге, Рассела, Мура, Витгенштейна.

Позитивизм – философское направление. Основал Конт в 30-е годы 19 века. Главная идея позитивизма – научное знание – это совокупный результат специальных естественных наук. Основные методы познания – наблюдение, эксперимент.

Основные формы позитивизма:

Классический позитивизм (Конт, Миль, Спенсер); Эмпириокритицизм (махизм) – Мах, Авинариус; Неопозитивизм (Шлик, ассел, Витгенштейн).

Эмпириокритицизм (махизм) – это субъективно-идеалистическое течение конца 19 – начала 20 века. Мир – совокупность ощущений, восприятий. Познание – средство биологического приспособления к окружающей среде. Задача науки – описание фактов на основе простоты и целесообразности.

Неопозитивизм – направление философии 20 века. Противопоставляет науку философии, устраняет философию из науки. Задача науки – разработка метода логического или лингвистического анализа знания. Развивает идеи современной логики.

Герменевтика – течение в современной философии. Основы заложил Шлейермахер. Идеи развивали Аильтей, Рикер, Гадамер.

Неотомизм – влиятельное учение современной философии католицизма. Представители: Жильсон, Маритен.

Основа неотомизма – учение о гармонии веры и разума. Вера и разум – два пути постижения Бога: сверхъестественный – через откровение, слово Божье; естественный – через познание разумом мира, сотворенного Богом.

Признает три формы познания истины: науку, философию, теологию. Наука фиксирует явления, философия – служанка теологии, теология – сверхразумное знание, равное вере.

Постмодернизм – представители Деррида, Делез, Лиотар. В работе «ситуация постмодерна (1979 г.) Лиотар отмечает, что закономерным плодом рационалистического индустриального прогресса стали тоталитаризм, противостояние Севера и Юга, безработица.

№ 14. Предмет и структура марксистской философии. Материалистическое понимание истории

Марксизм – философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом, христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал демократии.

Ø разработали материалистическую диалектику как философское учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении;

Ø объяснили закономерности исторического процесса, что нашло отражение в формационном подходе к развитию человечества. К. Маркс выделил три эпохи всемирной истории, критерием которых выступает форма собственности: античную, феодальную и буржуазную, представляющие собой этапы прогресса экономической общественной формации. Ей предшествуют архаические, доклассовые общества, а сменяет ее путем социальной революции коммунистическая формация, которой присущи:

· отсутствие эксплуатации человека человеком и противопоставления умственного труда физическому;

· превращение труда в первую потребность жизни;


Ø предложили понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений, где господствуют производственные отношения, которые включают в себя:

1)отношения людей к средствам, производства (формы собственности);

2)отношения обмена продуктами производства;

3)отношения распределения произведенных продуктов.

1)результатов его труда;

2)его собственной творческой природы (самоотчуждение) и родовой сущности, те труда;

3)другого человека.

Ø ввели понятие общественной практики, которая есть материальная, целесообразная деятельность людей по освоению и преобразованию природных и социальных объектов. В структуре практики выделяются две стороны: субъектная – человек, его способности, цели и действия; объектная – предмет, средства и продукты деятельности.

№ 15. Исторические судьбы марксистской философии. Неомарксизм. Постмарксизм

В 60-е годы его подхватили деятели той же франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм и др.). Неомарксизм возник в 30-80 гг. 20 века. Распадается на два противостоящих друг другу направления:

1. Диалектико-гуманистическое.Основоположники – Лукач, Корш, Грамш, позже – Хабермас, Маркузе, Фром, Мерло-Понти. Они стремились поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия, опирались на ранние работы Маркса.

2. Сциентическое.Представители – Альтюссер, Вольпе, Коэн, Ремер. Они считали, что марксизм недостаточно научен, ставили задачу придать историческому материализму строго научную форму, при этом использовали функциональный анализ, теорию игр.

В связи с кризисом социалистицизма и реставрацией капитализма в пост социалистических странах марксизма и защитники его критики вынуждены были обратиться к проблеме был ли советский командно-бюрократический социализм попыткой реализации марксистского коммунизма или нет.

Современное развитое капиталистическое общество благодаря непрерывным усилиям и вмешательству государства нашло иные пути ослабления или разрешения противоречия между интересами производственных сил и капиталистической собственностью (на нем, собственно, делал основной акцент Маркс), и нашло способ избежать тупика массовой безработицы и неизбежного при этом краха циклов воспроизводства. Постмарксистская концепция социализма должна учитывать, что командно-бюрократический социализм сталинского типа не может быть альтернативой современному капитализму.

№ 16. Особенности и основные направления развития русской философии конца 19-начала 20 века

Первый опыт русского философствования следует отнести к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики, учение восточных отцов Церкви. Подлинно оригинальная национальная философия появляется только в 19 в.

Западничество как течение русской общественной жизни оформилось в 40-60-х гг. 19 в. Его основные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В.(Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена - Огарева. Среди этих идей следует выделить главные:

1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре;

3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; средством социальных преобразований должно было выступить прежде всего просвещение и пропаганда;

К середине 19 в. под влиянием социальных реформ либеральное крыло западничества сходит на нет, революционно-демократическое выливается в идеологию разночинцев.

Основа российской жизни, утверждали славянофилы, – это известная триада: Православие (соборность, цельность духа); Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти); Народность (православная община, солидарность и нравственность).

Гносеологическим коррелятом концепции всеединства выступает теория цельного знания, направленная против сведения познавательных потенций человека к его рациональной сфере. Абсолют дан человеку в форме ощущения до всякого самосознания. Различая три источника познания - опыт, разум, мистику, В. С. Соловьев утверждал, что истина постигается только путем третьего способа познания, основанного на вере. Осмысливая тенденции мирового развития конца 19 - начала 20 вв., В. С. Соловьев указывает на существование в нем трех коренных сил: 1) центростремительной (Восток), подчиняет многообразие единому верховному началу; 2) центробежной (Запад), инициирует личную свободу; 3) интегрированной силы, которая синтезировала бы в себе первые две, открыла бы позитивные возможности развитию человечества.

Такой силой может быть только славянство. Историческая миссия России, писал B.C. Соловьев, – в ее участии в развитии христианской цивилизации – моральными, но не политическими средствами. Только русский народ, по мысли B.C. Соловьева, смог бы инициировать процессы воссоединения человечества под эгидой всемирной технократии. Нарастание ощущения катастрофичности истории в ее понимании Соловьевым приводит его в конце концов к отказу от теократической утопии.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948), русский религиозный философ. В молодости он испытал влияние марксизма и неокантианства, идей Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева, В. Н. Несмелова, немецкого мистика Я. Беме, был выслан за границу, с 1924 г. жил во Франции. Философия Н. А. Бердяева – совокупность нескольких независимых друг от друга идейных комплексов: идеи свободы; идеи творчества и объективации; идеи личности; идеи метаисторического эсхатологического смысла истории. Онтология Н. А. Бердяева исходит из существования двух рядов мировых начал: свободы, духа (Бога), ноумена, субъекта (личности), Я; необходимости, мира, феномена, объекта.

Метаисторический эон – это не отдаленное будущее, ибо он существует извечно. Соприкосновение с ним возможно именно в актах творчества. Конфликт человека и объективации – главная идея бердяевской философии. Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, усреднить, стандартизировать ее. Основное же стремление человека – его порыв к свободе, творчеству, индивидуализации. Философия Н. А. Бердяева оказала значительное влияние на западноевропейскую культуру 20 в., в частности на становление французского экзистенциализма и персонализма.

В качестве оригинального духовно-теоретического феномена выступает русский космизм, сложившийся в России в к. 19 - нач. 20 вв. В философии космизма выделяют следующие направления: религиозно-философское(Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский); методологическо-философское(Е. М. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский)

Первое направление видело в человеке Божий замысел, обосновывало необходимость активного участия человечества в божественном творении.

Второе рассматривало преобразующую деятельность человека как космическую (планетарную) силу. В качестве инвариантных философских идей, представленных в обоих вариантах космизма, выделяются: идея всеединства; идея незавершенности развития мира и человека, что оставляет открытым вопрос о возможности человеческого участия в эволюции мироздания; интерпретация человечества как органичной части космоса;идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл человеческой деятельности; идея вечности жизни (в богочеловечестве).

В понимании космизма человек выступает как устроитель и организатор вселенной (В. С. Соловьев), создатель ноосферы (В. И. Вернадский). Космизм обосновывал идею антропоприродной гармонии; его экофильный потенциал оказывается созвучным современным поискам идеала глобальной цивилизации как единого антропоприродного комплекса.

№ 17. Национальное самосознание и философские традиции в культуре Беларуси

Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами:

· отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности (территориально белорусские земли входили в состав других государственных систем – ВКЛ, Речи Посполитой, Российской Империи);

· ситуация пограничья: Беларусь находится в пространстве цивилизационного, политического, экономического и культурного взаимодействия Запада и Востока;




Гражданин античного по­лиса активно участвовал в жизни своего малень­кого государства. Он регулярно посещал народ­ные собрания, на которых обсуждались вопросы войны и мира, городского строительства, торгов­ли и т.п., ежегодно участвовал в выборах государ­ственных чиновников и сам в течение жизни неод­нократно мог занимать те или иные должности. За отправление государственных должностей в античной Греции не полагалось никакой оплаты, поэтому занять их стремились немногие. Иногда граждане были вынуждены прибегать к жребию, чтобы назначить кого-то командовать армией, надзирать за рынками или общественными водо­проводами. Античные греки много и с удовольст­вием судились, причем греческий суд не знал прокуроров и адвокатов, истец и ответчик сами должны были выступать перед судьями и присут­ствовавшей публикой. От умения внятно изло­жить суть дела и убедительно обосновать свои претензии часто зависел исход дела. Короче гово­ря, хорошему гражданину необходима была оп­ределенная образованность для выполнения сво­их гражданских обязанностей и осуществления своих гражданских прав.

Вот поэтому-то в античной Греции существовало всеобщее образование и высоко ценились учителя, их называли софистами (от греческого слова “софия” - мудрость), что означало первоначально “мудрец” или “учитель мудрости”. Они учили детей грамоте, основам наук, воспитывали умение ясно и убедительно говорить, отстаивать в спорах свое мнение. Со временем, однако, софисты стали изоб­ретать приемы, направленные на то, чтобы одура­чить собеседника, представить противника в смеш­ном или глупом виде, внушить недоверие к истине, а ложь, напротив, представить в белоснежных ри­зах истины. Такие недобросовестные приемы и уловки получили наименование “софизмы”, а слово “софист” приобрело тот негативный отте­нок, который сохранился у него до сих пор. Вот при­меры некоторых софизмов, сохранившихся в тру­дах древних авторов:

То, чего ты не терял, у тебя есть. Ты не терял ро­гов. Следовательно, ты рогат”.

Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следова­тельно, сидящий стоит”.

Со времен Античности до нас дошла следующая история. У знаменитого софиста Протагора был уче­ник по имени Эватл, обучавшийся праву. Учитель и ученик заключили договор, согласно которому Эватл должен был заплатить за обучение лишь по­сле того, как выиграет свой первый процесс. Одна­ко, закончив обучение, Эватл не спешил выступать в суде. Терпение учителя иссякло, и он подал на сво­его ученика в суд.

“Эватл в любом случае вынужден будет запла­тить мне, — рассуждал Протагор. — Он либо выигра­ет этот процесс, либо проиграет его. Если выигра­ет - заплатит в силу нашего с ним договора; если же проиграет - заплатит в силу приговора суда”.

“Ничего подобного, - рассуждал, в свою очередь, Эватл. — Действительно, я либо выиг­раю процесс, либо проиграю его. Если выиг­раю - решение суда освободит меня от уплаты; если же проиграю - не буду платить в силу на­шего договора”.

Ученик, как видите, оказался достоин своего учителя! Озадаченный таким поворотом дела, Про­тагор посвятил этому спору с Эватлом особое сочи­нение “Тяжба о плате”, которое, к сожалению, до нас не дошло.

А если вам публично начнут задавать, например, такие вопросы (договорившись предварительно, что вы будете отвечать только “да” или “нет”):

“Перестал ли ты бить свою мать?”, “Перестал ли ты пить коньяк по утрам?” и т.п. Здесь можно впасть в легкий столбняк: скажи хоть “да”, хоть “нет” - все равно оказываешься в дурацком положении.

Чувствуешь, что тебя слегка надувают, но в чем тут дело, сказать трудно. Софистика стала мешать общественной жизни греков, как, впрочем, она мешает нам и сейчас. Аристотель систематизиро­вал известные к тому времени логические знания, добавив к ним немало нового, и написал несколь­ко сочинений, в которых представил логику как средство защиты истины и разоблачения софисти­ки и лжи. В этом качестве она служит людям вот уже более двух тысячелетий. Значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схола­сты и до сих пор сохраняется введенная ими ла­тинская терминология.

В середине XIX в. логика пережила свою науч­ную революцию: возникла и стала бурно разви­ваться математическая (символическая) логика, применяющая для анализа рассуждений матема­тические средства и методы. Именно она заложила теоретические основы последующей разработки языков программирования для компьютерной тех­ники. Аристотелевская логика с тех пор стала на­зываться традиционной.

В России до 1917 г. логику преподавали в старших классах гимназии, и русские логики внесли значи­тельный вклад в развитие этой науки. Однако вско­ре после Октябрьской революции логика — по цело­му ряду причин - в России исчезает. Только в конце 40-х гг. она вновь возвращается сначала в юридиче­ские институты и университеты, затем в педагогиче­ские и другие вузы, а в последние годы логика вновь начинает проникать в школы.

Представители софистов

старшие софисты: (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий

младшие софисты – Ликофрон, Алкидамант, Трассимах

Особенности философии софистов:

критическое отношение к окружающей действительности;

стремление всё проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета критики

Человек находился и в центре всех философских рассуждений и Сократа. Сократ (469-399 до н. э.). Сын ремесленника-каменотеса и повивальной бабки, он всю жизнь провел в Афинах. По-видимому, вначале он тоже занимался обработкой камня. Жил он бедно, ходил всегда босой, в старом плаще. Дурной характер жены сделал ее имя нарицательным - Ксантиппой стали называть сварливых женщин. Возможно, что она была права, ведь основным занятием Сократа была беседа с людьми. Например, Сократ мог спросить встреченного знакомого:

- Слышал я, друг мой, что ты очень умный!

- Да уж дураком себя не считаю, Сократ, - отвечал знакомый.

- А знаешь ли ты, что такое добро и зло?

- Конечно знаю, клянусь собакой, Сократ, кто этого не знает!

- Тогда скажи: обман – это зло?

- Несомненно!

- А если мать обманывает ребёнка, говоря, что лекарство сладкое, лишь бы он выпил – это зло?

- Да вроде нет.

- А убийство, конечно, зло?

- Ещё бы!

- А если человек убивает, защищая свой дом, свою семью – это зло?

- Клянусь собакой, не знаю, Сократ. Раньше я думал, что мне хорошо понятно, что есть добро и зло, а теперь я сомневаюсь.

- Ничего ты не думал раньше, - говорил ему Сократ, - ты просто верил бездумно тому, что тебе говорили другие, тому, что ты где-то прочитал или увидел. А сам ты только сейчас, может быть начнёшь задумываться.

Особенности философии Сократа:

определение понятий путём индукции (индукция (от лат. inductio — наведение), умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению) - это метод, с помощью которого исследование частного позволяет сделать обобщающий вывод;

философ был сторонником этического рационализма. По Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное – всегда хорошо, а бессознательное – плохо. Если кто-то поступает плохо, значит он еще не знает того, как надо поступать на самом деле, и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру. Точно так же, как нельзя хорошо поступать, не зная добродетели, так нельзя и по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно быть истинным предметом влечения.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом – майевтика. Суть её состоит в том, чтобы благодаря логическим приёмам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины

Основные положения идеалистического учения:

материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают своё существование;

реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи – эйдосы, которые истинны, вечны и постоянны;

любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменная);

весь мир является отображением чистых идей (эйдосов);

Итак, мир имеет три слоя: верхний слой – идеи. Имеются идеи всего: стола, стула, человека, лошади, добра, зла, совести и т.д. Мир идей – это истинный мир, бытие. Мир материи – это неистинный мир, небытие. Мир вещей – это полуистинный мир, смесь бытия и небытия. Мудрость заключается в том, чтобы во всех вещах и явлениях найти их идею, найти общий закон, всем управляющий.

В XIX столетии высокое признание и широкое распространение получили философские учения, которые были продолжением, а в известной мере и завершением духовного поворота, начавшегося в эпоху Возрождения. К этому времени наиболее ярким образцом и воплощением их была немецкая философия XVIII—XIX веков, не случайно названная классической. Она отстояла и развила дальше принципы, вокруг которых можно объединить основные концепции европейской философии нового времени — несмотря на все разнообразие и противоборство ее идей.

То обстоятельство, что философы нового времени понимали разум широко, имея в виду не только разумную способность человека, сегодняшнему читателю может показаться удивительным. Разве существует какой-либо иной разум, кроме особой мыслительно-познавательной способности конкретного человека со всеми ее преимуществами и ограниченностями?

В философии возникал и утверждался культ разума (понятого во втором, расширительном смысле). А это происходило потому, что философская наука чутко улавливала и выражала умонастроения, ценности своей эпохи. Примером может служить французская философия XVIII века. Культ разума, который она провозгласила, был своего рода идейным закреплением и стимулированием широко распространившейся веры в возможность переустройства жизни на началах Разума, под которым прежде всего понимались идеалы Свободы, Равенства, Братства. Под этими лозунгами свершалась Великая французская революция 1789—1799 годов. Она была явлением весьма противоречивым, что заставляло ставить вопрос об ее идейных основаниях, в том числе о культе разума.

Итак, в новое время господствовала вера в совершенствование разума через прогресс науки. Она перерастала у большинства философов того периода в уверенность в том, что разум есть главный и наилучший инструмент преобразования человеческой жизни. Наиболее яркой формой такого разума считалось научное познание, но немалые надежды возлагались и на воспитание рассудка, здравого смысла, способностей к познанию, присущих каждому отдельному человеку. На этой основе разум объединяли с просвещением масс, а просвещение — с демократией.

Философы-классики разделяли убеждение в том, что могут, должны быть рационально познаны и признаны общечеловеческие гуманистические идеалы и принципы, прежде всего идеал свободы и принцип достоинства человеческой личности. Философии вменялось в обязанность как бы надстраивать здание практики, науки, культуры самыми верхними этажами — увязанными в систему теоретическими размышлениями о всеобщем: о целостном бытии, о человеке и его всеобщей сущности, об обществе как таковом, об общезначимых принципах и методах познания, о всеобщих, значимых для всех людей и во все времена нормах нравственности. Вопросы о единичном, отдельном — например, об отдельных людях, их свободе, правах, мыслях, страданиях — тоже ставились, но они были подчинены вопросу о сущности, о всеобщем (о человеке как таковом, о сущности человека).

Конечно, и в философской классике были учения, которые как бы выпадали из общей картины. Например, классическому рационализму в широком смысле противостояли — а иногда даже вкрапливались в него в качестве элементов — мистические, агностические, скептицистские умонастроения. Но в новое время даже скептицизм сохранял веру в науку, был в целом рационалистическим движением. Главное же состояло в том, что до середины XIX века идейные движения, отличавшиеся от рационализма и тем более противостоявшие ему, что называется, не делали погоды.

Читайте также: