Что делать если боишься опозориться в школе

Обновлено: 02.07.2024

В течение учебного года детям приходится много отвечать в классе, выступать у доски с презентациями и докладами. Что делать, если каждое такое публичное выступление становится для ребенка настоящей битвой — с собой и своим страхом? Читайте инструкцию от портала Littleone .

Страх публичного выступления — явление распространенное, и если легкое волнение вписывается в рамки нормы, то леденящий душу, сковывающий разум и тело страх — уже за гранью. Как помочь ребенку? За советами мы обратились к психотерапевту Наталье Лобановой и тренеру по публичным выступлениям Ирине Шнейдер.

Как и когда возникает страх?

Наталья Лобанова: «Страх отвечать у доски или на экзамене возникает не внезапно, но именно в школе он обнажается и заостряется, ведь здесь трудно избежать выступления, ребенок стоит под огнем оценивающих взглядов соучеников и педагога.

Испытывающих страх детей я бы разделила на две группы:

1. Дети, получившие разовый негативный опыт выступления. Для коррекции этот вариант наиболее простой — достаточно обсудить с ребенком и помочь ему пережить случившееся;

2. Застенчивые дети, которые в принципе смущаются и робеют перед ответом на публику. Такое поведение могло возникнуть на фоне семейной системы — например, никто из близких не любит публичных выступлений, а может стать результатом высоких ожиданий от ребенка, когда родители так и видят, что их сын или дочь будут блистать на публике. Как следствие, ребенок боится разочаровать, смущается, у него возникает страх быть непринятым родителями, и он попадает в психологическую ловушку: ты не имеешь права ударить в грязь лицом, ты обязан встать и ответить.

Что делать, когда тревога зашкаливает?

Все перечисленные пункты действуют, когда беспокойство перед будущим выступлением находится в границах нормы. Но что делать, когда тревога начинает захватывать все мысли, поддержка не работает, позитив стирается — вплоть до отказа от выступления или ухода в болезнь?

1. Оцените, получает ли ребенок поддержку, действительно ли он может опереться на нас, родителей?

Стараясь поддержать, проверьте, ту ли поддержку вы оказываете ребенку, которую он ждет. В моей практике был случай, когда родители приходили поддерживать сына на соревнования с дудками и плакатами, а он мечтал, чтобы они тихонько дождались его за дверью.

2. Иногда, когда тревоги очень много, ее удается снять с помощью ритуалов.

3. Задача родителя — помочь наладить внутренний монолог по схеме:

Я готовился, я читал и знаю, у меня есть опыт успешных выступлений, если я выступлю неудачно, то трагедии не случится, даже в случае провала ЕГЭ, я смогу его пересдать через год, ни моя жизнь, ни жизнь моих близких от этого не закончится, в случае неудачи я не один, со мной рядом мама (папа, бабушка и любой поддерживающий близкий). Этот внутренний поддерживающий голос формируется, если есть внешняя поддержка, исходящая от родителя, друга, учителя.

4. Поддерживая ребенка, помогите ему вспомнить уже приобретенный опыт выступлений.

5. Еще одна из форм поддержки — показать ребенку, что кто-то из его окружения будет его поддерживать, а кто-то — нет.

Очень неплохо переговорить с учителем, чтобы этим разрушающим фактором — вольно или невольно — не стал именно учитель. Объясните ребенку, что те, кто его не поддерживают, необязательно хотят идти на конфронтацию, возможно, у них просто иное мнение. Тем самым смещается точка зрения, и возможный оппонент ребенка уже перестает выглядеть врагом.

С чем еще могут столкнуться родители?

Есть ли какие-то технологии, помогающие выступать успешно?

Ирина Шнейдер: «Если ваш ребенок панически боится выступать, то это повод для работы с психологом.

Если же речь идет о волнении, то главное — понимать, что это нормально и направлять усилия не на борьбу с волнением, а на то, чтобы выступить как можно лучше.

Я бы назвала это не технологиями, а приемами.

Что нельзя делать ?

Что делать нужно?

1. Прежде всего, нужно, чтобы ребенку был интересен материал, с которым он выступает.

Например, предстоит ответ по истории. Чем может помочь родитель? Найти что-то интересное по теме, увлекательно пересказать материал ребенку, обсудить. Как только тема захватывает ребенка, акцент смещается, беспокойства становится меньше. Вместо страха ученика захватывает другое чувство, и ему уже становится важнее предъявить результат труда — смотрите, я нарисовал, я нашел, я узнал.

2. Расскажите ребенку, что страх, который он испытывает — это очень полезное чувство, и оно нам необходимо.

Поэтому бояться того, что ты боишься — не надо. Если ты совсем не боишься, значит с тобой что-то не так. Страх — одно из базовых чувств, оно помогает нам действовать в экстремальных ситуациях. Не надо бороться со страхом, его надо переключать с себя и уходить в материал, то есть начать рассказывать, погружаться в конкретную работу.

3. Хорошее публичное выступление базируется на трех китах: подготовка, подготовка и подготовка.

5. Обязательно надо обсудить вариант неудачного выступления и сказать, что даже в этом случае ничего страшного не произойдет.

Важно рассказать, что неудачи обязательно будут встречаться, они нам даже нужны, потому что они нас обучают и помогают будущим успешным выступлениям.

6. В отдельных случаях поможет записаться в актерскую студию, на курсы риторики для малышей.

7. В качестве приема можно посоветовать юному спикеру смотреть хотя бы иногда на своих слушателей, на учителя — общаться с аудиторией.

Публичное выступление — это, прежде всего, диалог, а не донесение информации.

8. Главное — помнить, что на формирование любого навыка нужно время.

Больше интересных статей, мнений, интервью о родителях и детях - на портале Littleone

Добрый день. Мне 13 лет и я недавно столкнулась с большой для меня проблемой.

Дело в том, что недавно на уроке на меня наорала моя учительница, унизив при всех ( скажу одно, я слишком стеснительный человек и меня волнует мнение окружающих, я боюсь опозориться, из-за стыдасмущения краснею, поэтому замкнулась в себе и это было для меня большой проблемой).Я не поняла пример и ответила ей "я не знаю" и вся красная, молча села за парту. Она конечно взбесилась и стала говорить какие мы все бестолковые, обращаясь ко мне. Я не вытерпела такого напора стыда и расплакалась, пошла к классной руководительнице и в порыве эмоций наговорила что она назвала меня бестолочью и что довела меня, и из-за истерики наговорила что я боюсь что будут сплетничать, смеяться надо мной.(хотя им было по барабану). Дальше пошли разборки и меня отвели к завучу, она говорила со мной что такое бывает, все мы люди и тд, короче про философию и что жизнь трудная штука. Дальше классная нас покинула и она пошла предупреждать учителя что меня не будет, при этом я классной руководительнице сказала чтоб ничего про меня не упоминала и не говорила. Она зашла в класс и наехала что у нее плохой класс, сплетни разводят и т.д. Хотя они даже не обсуждали этого, а я дура наговорила в порыве эмоций. Потому что боялась что меня будут обсуждать и мне было стыдно за то что я на них наговорила. Дальше мне стали писать почему она на нас наехали, всем по*ер на тебя и на твои проблемы. Я знаю это. Мне стыдно возвращаться в школу и теперь представляюсь больной, температуру повышаю т.к я очень боюсь, еще с учителем математики, которая наорала, стыдно смотреть в глаза из-за того что я расплакалась и наговорила. Помогите, пожалуйста, как побороться это и пойти в школу! Боюсь, что будут все унижать и то что наговорила на них много лжи. Я слишком застенчива и очень стесняюсь показывать себя, ограничиваю себя, боюсь общаться с новыми людьми, в любых ситуациях краснею. Когда кричат - краснею. Что-то пропущу в магазине - краснею. Делают замечание - краснеют. Помогите, не могу больше прятаться.

Получено 2 совета – консультации от психологов, на вопрос: Стыдно перед классом

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам


Не бойтесь идти в школу- ничего страшного и ужасного - не произошло.Поговорите с друзьями- попросите у них поддержки.

То ,что касается Вашей стеснительности - поговорите с близкими и попросите их обратиться Вам к психологу. Со специалистом Вам будет легче разобраться с своих переживаниях и проблемах.

Если нужна будет помощь и желание разобраться- обращайтесь за помощью и консультацией. Буду рада помочь.

Психолог Никулина Марина, г.Санкт-Петербург.Консультации очно,скайп

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам


В твоем поведении нет ничего постыдного. Ты реагируешь так, как умеешь, для того, чтобы себя защитить.

В то же время, раз твои реакции во взаимоотношениях с окружающими доставляют тебе дискомфорт, то лучше обратиться за очной помощью в психологический центр для детей и подростков. Помощь там оказывают бесплатно. Кроме того, можно узнать в этом центре о тренингах для развития коммуникативных, социальных навыков. Подобные занятия в группе помогают тебе чувствовать себя уверенней и быстро адаптироваться в общении с окружающими.

Травля в школе — это страшная среда, где жертва чувствует себя загнанной в угол, и кажется, что ситуацию уже никак не изменить. TeenAge.by расскажет, что делать, чтобы не попасть в позицию жертвы или как из нее вырваться.


Что делать для предотвращения травли?

Попадая в новый класс или коллектив, совсем не хочется оказаться в нем изгоем. Естественное желание — найти себе друзей, хорошо со всеми общаться и учиться без особых проблем. И вот вы ходите в школу, и вдруг со временем начинаете получать от одноклассников шутки в ваш адрес.

Это могут быть “безобидные”, по их мнению, комментарии, оценка вашей внешности и поведения. Это ключевой момент, в это время одноклассники проверяют вас на прочность, смотрят на реакцию.

1. Можно отреагировать безразличием. Игнорирование даст понять, что вас их слова не задели. Тогда одноклассникам станет скучно вас донимать, и они отстанут.

2. Но если все-таки ваш голос дрогнул, вы опустили глаза или ваши руки задрожали, значит вам не все равно. Эмоция обиды, грусти на их слова действует как подкрепление для обидчика. Вероятно, шутки продолжаться и будут становиться все жестче, пока будет идти ответная реакция.

3. Оптимальным вариантом будет юмор. Если вас назвали жирным, ответьте, что вы энергосберегательный. Используйте сарказм, иронию, можно даже отразить язвительный комментарий: “у меня по крайней мере есть грудь”. От характера ответа будут зависеть дальнейшие отношения с людьми. Если вы хотели бы общаться с этим человеком, отшутитесь по-доброму, если нет можно и нахамить в ответ.

Но не у всех людей есть эта ответная агрессия, умение шутить или скрывать эмоции под маской безразличия. Обидные шутки могут действительно ранить, и неприятные чувства будет тяжело сдерживать. Что делать тогда? Не молчать. Тут же ответьте человеку прямо и честно, что вас эти слова задели, то, что он говорит — это обидно и унизительно. Скажите, чтобы он так больше не делал.

Признание может показаться проявлением слабости, особенно в подростковой среде. Но если не пресечь в самом начале эти комментарии, может стать только хуже. Пока не началась реальная травля, у вас есть голос. Используйте его.

Если против вас начали использовать скрытую травлю: распускать слухи, осуждать вас за спиной, постарайтесь найти зачинщика и вызовите его на открытый разговор при свидетелях. Если у вас есть доказательства, например одноклассник, который сможет подтвердить, что именно этот человек вас обговаривал, сплетник не сможет уйти в отрицание. Выскажите, что вас не устраивает, что сплетни не правдивы и что этому человеку нельзя доверять. Это больше повлияет не на самого сплетника, а на людей, которые перестанут верить в его слова и его сплетни потеряют силу. Попросите ваших друзей-одноклассников о защите, пусть и они подключаться и начнут пресекать любую клевету в ваш адрес.

Как избавиться от травли?

Как быть, если вы уже стали заложником ситуации? Находясь в условиях насилия, преследует чувство, что вы беспомощны и одиноки, у вас нет сил для противостояния и кажется, что никто не может помочь. Именно этого добивается агрессор, и необходимо вернуть себе контроль над ситуацией.

1. Для начала осознайте все происходящее. Вы жертва агрессии в школе. Вы не виноваты в том, что с вами происходит. Нет ни одной веской причины вас травить. Вы не должны менять свою внешность или поведение, чтобы понравится обидчику. Нет, травля не рассосется, не исчезнет сама по себе. Выход есть, и вы сможете остановить издевательства.

2. Затем нужно обдумать план действий. Что вы можете сделать, находясь в таком положении?

— по возможности избегайте столкновений с обидчиком. Чем реже вы видитесь, тем меньше возможностей над вами издеваться. Если вас преследуют после школы и на коридорах на перемене, держитесь ваших друзей или мест большого скопления людей. Не оставайтесь одни.

— получите внешнюю поддержку и опору . Задайте себе вопрос, кому вы могли бы довериться. Многие подростки переживают травлю в одиночестве.

Причин молчания очень много: стыд признаться, что у тебя проблемы, страх, что не поддержат, скажут, что сам виноват, и вообще я не стукач, справлюсь сам. Но взбунтоваться в одиночку будет крайне тяжело. Обидчика может припугнуть только тот, кто сильнее его. Ваш родитель, авторитетный учитель, школьный психолог, старший брат. Поделитесь всем, что с вами происходит, и пусть этот человек придет в школу решать вопрос. Если в вашей школе учителя игнорируют или поддерживают травлю, нужно идти к директору.

— собирайте доказательства травли. Записывайте на диктофон оскорбления, угрозы. Отмечайте пропажу вещей. В случае драк, делайте фото, снимайте побои в милиции.

— агрессор должен бояться санкций. Его действия не должны остаться безнаказанными. Возможно, для кого-то подойдет драка с обидчиком, но лучше публичное привлечение к ответственности, если при всех одноклассниках будет поднята на обсуждение проблема травли. А также необходимо весомое наказание, если травля продолжиться: исключение из школы, например.

3. Сменить класс или школу может быть радикальным, но полезным способом.

Вообще, даже если травля прекратилась, отношений к жертве в классе может остаться негативным или безразличным. Мало кто сможет после такого завести себе друзей с бывшими свидетелями издевательств. Учиться в такой обстановке спокойнее, но все еще не уютно. Тогда лучше перевестись в новый коллектив. А если после разбирательств, травля продолжилась, то переход в новую школу является единственным решением.

Что делать с последствиями травли?

Еще вариантом будет поиск жертв травли в интернете или среди друзей. Возможно, в вашем окружении кто-то тоже сталкивался с издевательствами и смог из этого выбраться. Обменивайтесь опытом, поддерживайте друг друга.

Полезные ресурсы

— Если вы находитесь в ситуации буллинга и чувствуете, что вам не к кому обратиться, воспользуйтесь телефоном доверия для подростков. Вот перечень номеров.

— Если вы ищете постоянную помощь и поддержку от специалиста и не знаете, где ее найти, то в Беларуси есть множество Центров дружественных подросткам. Там есть психологи, которые принимают очно и онлайн.

— Если вы хотите помочь борьбе с травлей в школах Беларуси, обратите внимание на проект “Нулевое сентября”.

— Дополнительную информацию о травле, ее механизмах и способах защиты можно почитать на сайте российского проекта “Травли NET”.

Ты можешь бояться поскользнуться на тротуаре и продвигаешься смешным семенящим шагом, когда другие люди рядом идут спокойно. Семенишь на самый краешек тротуара, где побольше снега, где не так толкаются встречные прохожие. Только бы не упасть! Вот стыдно-то будет!


Ты боишься опоздать на важную встречу и приходишь на неё намного раньше, чем этого требовала договорённость. Лучше подождать, чем опозориться, войдя в кабинет, когда разговор уже начался.

Ты боишься забыть что-то взять с собой в поездку, составляешь планы подготовки и списки, сто раз сверяешь их с содержимым дорожной сумки и бесконечно ставишь галочки. При этом всё равно не можешь успокоиться и так напрягаешься, что радоваться даже приятному путешествию сил уже не остаётся.

Бесконечный стыд и страх

Ты боишься упустить что-то важное, выступая на деловой встрече, заранее пишешь подробный текст, бесконечно перечитываешь, репетируешь фразы и всё равно испытываешь страх опозориться, сказать не то и не так, выглядеть глупо.

Если ты сдал свою работу на конкурс или проверку, и предстоит публичный разбор, ты мучаешься от ожидания, что твой труд окажется самым бездарным и никчёмным, об этом узнают все. Позорище! Ты идешь на свидание, почистил зубы и выпил мятного чая, набрал полные карманы мятной жвачки, потому что готов провалиться сквозь землю от мысли, что у тебя вдруг будет плохо пахнуть изо рта.

Ты ждёшь гостей. Напряжению твоему нет предела. Ведь нельзя, чтобы гости увидели какой-то изъян в твоём доме. Вылизан пол, начищены кастрюли до блеска, проветрены комнаты. Но ты никак не расслабишься: вдруг гости всё-таки обнаружат где-нибудь пыль. Это же стыд-то какой! Ты стоишь в переполненном автобусе и сжимаешься, стремишься превратиться в точку. Почему? Потому что боишься, что кого-то заденешь неаккуратно, и на тебя закричат при всех людях, опозорят на весь автобус.


Нет уж, лучше сидеть дома, никого не видеть и не слышать. Или вообще не жить. Это перечисление может быть бесконечным. Ты всегда найдёшь, какого предстоящего позора можно бояться, даже если на самом деле к нему совсем нет предпосылок. И, конечно, думаешь о том, что если этот позор состоится, ты умрёшь от стыда. От таких мучительных мыслей и жить иногда не хочется.

Почему мы боимся позора, или Страхи анального вектора

Как бы мы ни описывали, как бы ни называли эти страхи, все они имеют бессознательную природу. Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает нам эти тайны, показывая 8 векторов, каждый из которых представляет собой совокупность врождённых желаний, порождающих мысли и поступки человека.

Такие страхи свойственны людям, обладающим анальным вектором. Таких людей 20%. Они от природы являются настоящими профессионалами, специалистами, мастерами - золотые руки, умеют трудиться на совесть, долго и кропотливо, доводя продукт своей деятельности до совершенства. Они являются экспертами, способными увидеть ошибку, найти ложку дёгтя в бочке мёда.

Развитый человек с анальным вектором призван быть самым лучшим: лучшим учеником, отличником в классе, работником в коллективе, профессионалом, экспертом. При этом его психика ригидна и неповоротлива, а усвоение знаний идет медленно, но навсегда. Такие люди обладают крепкой долговременной памятью. Для такого человека нет хуже ситуации, когда его дергают, торопят, не дают спокойно закончить дело, которое он начал. Поэтому, находясь в стрессовых ситуациях, они испытывают страх совершить ошибку, оказаться некомпетентным, не выполнить своё предназначение. Для них это все равно, что опозориться перед людьми.


Они, волнуясь перед ответственным событием (экзаменом, выступлением), начинают ощущать частые и болезненные позывы в туалет. В народе это называют "медвежья болезнь". Говорить и думать о страхе, связанным с кишечником (страх не суметь проконтролировать работу кишечника), всегда стыдно, неприятно, так как это табуированная зона в природе. И они бессознательно переносят этот страх с физиологических проявлений на психологические, по-прежнему боятся опозориться, но уже на уровне других действий и поступков.

Ещё одной особенностью человека с анальным вектором является фиксация на первом опыте. И если этот опыт был негативным, то оставит неприятный след в памяти. Если ты испытал чувство позора в определённой ситуации, то при аналогичных ситуациях страх опозориться будет появляться вновь и вновь.

К счастью, решение проблемы есть!

К счастью, таких изматывающих ситуаций в нашей жизни можно сегодня научиться избегать. Поняв свои векторальные особенности, осознав бессознательные причины и следствия своих мыслей и поступков, разобравшись в своих реакциях на жизненные обстоятельства, вы освободитесь от страха опозориться.

Подробнее об этом, а также о других особенностях людей с анальным вектором и других векторах вы можете узнать на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Читайте также: