В чем будет заключаться мой вклад в формирование цифровой компетентности моих коллег по школе

Обновлено: 02.07.2024

С 2016 года наше образовательное учреждение перешло на электронные журналы успеваемости, что открывает широкие возможности для открытости образования и лучшей коммуникации с учащимися и родителями.

Мы считаем, что эффективную информационную среду современной школы характеризуют не столько уровень компьютерной и мультимедийной оснащенности, сколько уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий и степень включения всего коллектива школы в единое информационное пространство. В связи с этим главная цель информатизации – обеспечить повышение качества образования за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий и формирование и развитие информационной культуры всех участников образовательных отношений (учащихся, педагогов, родителей).

Неоспоримым является тот факт, что только ИКТ - компетентный учитель может вырастить ИКТ - компетентного ученика.

Что же включают в себя информационные компетенции?

  • владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернетом;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, факса, принтера, модема, смартфона и т.д;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации.

Можно выделить несколько разнообразных видов деятельности учителя, направленных на решение данной задачи.

1. Работа с учебником .

Это первое, с чего стоит начать. Часто причиной неуспеваемости ученика является неумение пользоваться материалом учебника, находить главное, отбрасывая второстепенное. И здесь учитель должен грамотно организовать работу по изучению нового материала. Можно предложить следующие виды работ: заполнить таблицу, составить схему, подготовить вопросы для одноклассников, найти определение, описание, даты и т.д.

Является в нашей школе наиболее распространенным и определяется умением работать в различных компьютерных программах. Для создания данных творческих продуктов учащиеся могут использовать текст, иллюстрации, графические схемы, видео- и аудиоматериал. Информация, полученная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания.

3. Использование ресурсов интернет для практических занятий Большие возможности для развития информационных компетентностей школьников содержат в себе цифровые образовательные ресурсы Интернет, где содержится богатый материал по любому из предметов. Список этих ресурсов известен каждому учителю-предметнику.

4. Обучение с использованием дистанционных технологий.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

В нашей школе подобное обучение получают дети с ОВЗ и дети-инвалиды.

5. Компьютерный контроль и самоконтроль знаний . Один из эффективных способов — обучающее тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой, предложенной учителем. Учащийся получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него. А учитель проводит индивидуальную работу с теми учащимися, кто нуждается в помощи.

Такой вид работы в условиях нашей школы возможен только в компьютерном классе.

6. Проектная деятельность

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов:
1.Формируются и отрабатываются:
- Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
- Навыки публичного выступления (ораторское искусство);
- Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;
- Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
- Умение работать в группе, в команде;
- Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение;
2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.
5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

В век информационных технологий особой популярностью стали пользоваться образовательные квесты. Quest (в переводе с английского языка) - продолжительный целенаправленный поиск, связанный с приключениями или игрой. Для осуществления этого поиска используются информационные ресурсы Интернета. В чем польза квестов? Они учат детей и взрослых работать в команде, искать нужную информацию, осваивать новые интернет-сервисы, например, такие, как Web2.0, развивают творческое и аналитическое мышление.

Помимо этого, компьютер - неотъемлемая часть при подготовке школьных вечеров и концертов, это поиск фонограмм, монтаж видеороликов, размещение анонсов и информации о проведенных акциях в социальных сетях.

9. Использование цифровых ресурсов и платформ на российском рынке.

10. Использование ресурсов школьного ИБЦ .

11. Цифровые технологии в управлении школой

Внутренний документооборот школы не исчерпывается ведением только электронных журналов. С 2019 года это и автоматизированная система учета оплаты за питание, дополнительное образование, всевозможные отчеты и статистические данные, составляемые в онлайн-режиме. Это регистрация на портале госуслуг для проведения аттестации педагогических работников, электронные формы регистрации для проведения ВПР, итоговых собеседований, мониторингов и многое другое.

Информационно-коммуникационные технологии – важная и неотъемлемая составляющая современного образования, но является её вспомогательным элементом, а не основным. Работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована, и ни в коем случае ни заменять живого общения. Тем не менее, эффекты от создания цифровой образовательной среды в школе очевидны.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование цифровой компетентности педагога – условие успешности цифровой трансформации в преподавании информатики.

(Выступление на августовском совещание учителей информатики Бугурусланского района – 2020 г. Камскова Т.В)

Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни – в любое время и в любом месте.

Цифровая компетентность - готовность и способности личности применять инфокоммуникационные технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера) на основе овладения соответствующими компетенциями, как системой знаний, умений, ответственности и мотивации.

В российской науке Г.У. Солдатовой предложена концепция цифровой компетентности. Структура цифровой компетентности включает четыре компонента: знания; умения и навыки; мотивация; ответственность (включающая, в том числе, безопасность). Каждый из компонентов может реализовываться в различных сферах деятельности в интернете (работа с контентом, коммуника-ция, техно сфера, потребление) в разной степени.

Соответственно, были выделены четыре вида цифровой компетентности:

1) информационная и медиакомпетентность – знания, умения, мотивация ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео);

2) коммуникативная компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) и с различными целями;

3) техническая компетентность – знания, умения, мотивация и ответ-ственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использова-ния компьютерных сетей, облачных сервисов и т.п.;

4) потребительская компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.

Учет мотивационно волевых и ценностных аспектов цифровой компетентности открывает путь к пониманию природы, структуры и возможностей развития понятия цифрового гражданства, задавая основу для развития саморегуляции личности в эпоху интернета.

При изучении данной темы ориентируюсь на становление личностных характеристик выпускника; мотивированного на творчество и инновационную деятельность; готового к сотрудничеству, способного осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающего себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающего ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества.

Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенций принципиально нового типа, новых наборов компетенций, дающих возможность реализовывать цифровые проекты, быть в будущем востребованным на рынке труда и социализированным в общество в новых условиях, условиях цифровой экономики.

По моему мнению формирование цифровых компетенций в нашей школе имеет и ряд проблем: слабая материально-техническая база, низкая скорость интернет в школе; отсутствие компьютеров с выходом в интернет у учащихся дома. Кроме того идёт тенденция к уменьшению уроков информатики в школе. В учебном плане нашей школы на 2020-2021 уч. г. нет часов на изучение информатики в 2, 5, 10 классах.

Новая цифровая среда и постоянное взаимодействие

Асинхронный формат продолжает взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются. Здесь на помощь также приходят различные цифровые технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь. При этом учащиеся могут выбирать индивидуальный темп, а учитель подключается только по мере необходимости.
Такие форматы дистанционного обучения предполагают наличие определенных ресурсов для школьников. Сегодня это два типа ресурсов. Во-первых, контентные — цифровые версии учебников, записи лекций и уроков. Во-вторых, тренажеры и средства отработки навыков, которые способны дать учениками быструю обратную связь, например, при выполнении домашнего задания указать на ошибки, дать подсказки для поиска правильного решения. В настоящий момент, по данным Ивана Карлова, на российском рынке контентные образовательные ресурсы составляют 76%, а тренажеры — 24%. Фактическая же востребованность цифровых ресурсов в РФ в период пандемии составляла 33% — на контентные ресурсы и 67% — на тренажеры и средства отработки навыков.

Новое поколение детей требует новых компетенций учителей

1. Поиск и работа с информацией

В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента.

2. Безопасность в интернете

Педагоги в обязательном порядке должны научиться обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете. К сожалению, многие учителя до сих пор не понимают важность кибербезопасности и срочно должны учиться ее основам. Например, по данным Учи.ру, около 2/3 педагогов имеют незащищенные пароли и небезопасно их хранят.

3. Управление информацией и данными

Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ей управлять. Как показывают результаты опроса, многие педагоги не умеют пользоваться облачными системами хранения, а также не осознают, когда нарушают законодательство в отношении персональных данных третьих лиц.

4. Организация обучения в цифровой среде

До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться.

5. Кооперация в цифровой среде

Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.

6. Коммуникация в цифровой среде

Коммуникация не менее важна для обучения в интернете. Екатерина Латыпова отмечает, что сегодня треть педагогов, участвовавших в опросе, не справляется с параллельным использованием нескольких функций внутри одного и того же сервиса коммуникации, также им сложно взаимодействовать одновременно с несколькими сервисами и приложениями.

7. Саморазвитие в условиях неопределенности

Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.

Европейская модель компетенций учителя

Во время онлайн-совещания Иван Карлов также рассказал о международном опыте, а именно о европейской модели компетенций педагога — Digital Competence of Educators (DIGCOMPEDU). Это принципиально иной подход к построению образовательного процесса и несколько отличающиеся от российских требования к педагогу. Модель, которая используется во многих странах Европы, состоит из трех основных блоков.

Первый — цифровые профессиональные компетенции. Это те навыки, которые должны быть у любого современного специалиста. Сюда относятся такие цифровые аспекты, как организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, развитие цифровых навыков и рефлексивные практики. Рефлексивные практики — это способность размышлять, анализировать и извлекать уроки из своих действий. Это непрерывный процесс обучения на собственном профессиональном опыте, что позволяет постоянно развиваться и совершенствоваться.

Второй блок — это цифровые педагогические компетенции. К нему европейские специалисты относят:

  • цифровые ресурсы: их подбор, создание и модификацию, а также управление, защиту и совместное использование;
  • обучение и преподавание: преподавание, наставничество, рефлексивные практики — анализ и обучение на собственном опыте, а также самостоятельное управление обучением;
  • оценивание: стратегии оценивания, анализ доказательств, обратную связь и планирование;
  • расширение возможностей учащихся: доступность и инклюзивность, персонализацию, вовлечение.

В третьем блоке объединены современные цифровые компетенции учителя, которые направлены на формирование цифровых компетенций учащихся. Авторы этой модели утверждают, что одна из важнейших задач педагога — способствовать развитию современных навыков у школьников. Это информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.

В заключении необходимо отметить, что сегодня во всем мире огромное внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новых цифровых компетенций. Опыт последних шести месяцев показал, что в нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Непрерывное обучение — вот к чему сегодня пришел весь мир и на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и для учеников, и для учителей — отныне только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути совершенствования образовательного процесса в начальной школе.

Введение
Практика формирования ИКТ компетентности в начальной школе….…… ………………………………………………………………… 3
1. Образовательная среда и каковы особенности ее формирования………3

4. Формирование ИКТ компетентности на уроках предметной области «Окружающий мир………………………………………………………………5

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет, приобретя и противников, и сторонников. На сегодняшний день ясно одно – начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике, не систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:

определять цели познавательной деятельности;

находить оптимальные способы реализации поставленных целей;

использовать разнообразные информационные источники;

искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;

организовывать свою деятельность;

сотрудничать с другими учащимися.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.

Постараемся определить, в какой мере на развитие ребенка влияет образовательная среда и каковы особенности ее формирования.

Одной из главных образовательных целей в начале обучения можно считать развитие интеллекта. Исходя из определения, данного Ховардом Гарднером, психологом и профессором неврологии из Гарварда, интеллект – это способность создавать эффективные продукты, предлагать ценности, которые имеют культурное и общечеловеческое значение.

Получается, что при создании образовательной среды начальной школы (неважно, говорим ли мы об использовании ИКТ, или нет), необходимо создать условия для активизации всех видов восприятия, учитывая:

современное понимание интеллекта (можно использовать определение семи интеллектов по Гарднеру);

возможность активизации и использования всех органов чувств;

разный уровень подготовленности детей к школе;

разную степень социализации.

Деятельностный характер Cтандарта заставляет пересмотреть требования к оснащению образовательного учреждения, определяя прежде всего виды деятельности ребенка, которые должны быть предусмотрены при оснащении образовательного процесса. Задачей школы становится создание адекватных условий для каждого вида деятельности учащегося.

Как мы уже говорили, ребенок приходит в школу, когда основной деятельностью для него является игра. Адекватные условия для игровой деятельности могут создаваться в разных зонах образовательного учреждения. За время обучения в начальной школе, независимо от уровня готовности ребенка к школе, должна произойти смена ведущей деятельности. Ею должна стать учеба. Современная школа имеет достаточно возможностей разнообразить образовательную среду различными средствами, создав адекватные условия для формирования учебной деятельности в различных областях знаний.

Работа с конкретными ИКТ на уроках искусства и технологии может начаться уже в первой четверти первого класса и предполагает знакомство учащихся с цифровыми технологиями:

фиксации (записи) информации;

извлечения записанной информации;

переноса и прямого ввода информации в компьютер;

именования (предалфавитного) объектов; использования имен информационных объектов;

фиксации событий и коммуникации;

создания не-алфавитных и алфавитных информационных объектов.

Формирование ИКТ-компетентности в курсе информатики и математики желательно вести одновременно по двум направлениям: в рамках проектной и учебной деятельности. При этом большинство проектов, которые удобно выполнять с помощью средств ИКТ, являются межпредметными и находятся на стыке информатики и предметов других областей (окружающего мира, русского языка, литературного чтения, технологии). Поскольку содержание таких проектов более тесно связано с материалом других областей, чем с содержанием курса информатики и математики, они описаны в соответствующих предметных разделах. Таким образом, в этом разделе мы более детально остановимся на применении средств ИКТ в курсе математики и информатики в рамках учебной деятельности. Такое применение можно также назвать компьютерным сопровождением курса математики и информатики. Оно заключается в том, чтобы последовательно и сравнительно регулярно решать на компьютере задачи, по содержанию связанные с программой по математике и информатике. В ходе этой деятельности происходит постепенное знакомство детей с различными компьютерными возможностями и инструментами (графическими и текстовыми). Компьютерное сопровождение курса не означает, что дети решают на компьютере те же самые задачи, которые они решают по программе из учебника.

Для компьютерного сопровождения курса математики и информатики в начальной школе лучше всего использовать детские адаптированные среды. Так, имеется готовый набор компьютерных уроков в адаптированной среде решения задач.

Наконец, для компьютерного сопровождения можно использовать возможности стандартного графического и текстового редакторов.

ИКТ-поддержка решения текстовых задач

Технология сбора данных.

Технология графического представления данных.

Технологии динамического представления данных.

Технология наблюдений за микрообъектами и микропроцессами.

Технология цифровых измерений.

Технологии изучения земной поверхности.

Технология цифровой фото- и видеофиксации.

Предъявляя общие требования к предметным результатам начального образования, образовательный Стандарт говорит о том, что при изучении учебных предметов учащиеся должны приобрести опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания.

Не менее важно и следующее. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Возможности формирования ИКТ-компетентности обучающихся в начальной школе, заложенные в образовательном Стандарте, в соответствии с его структурой, включают требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования,

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности обучающихся (примерный вариант):

Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.

Читайте также: