Анализ взаимодействия доу с семьей и социальными институтами в годовом планировании детского сада

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель : совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства ДОУ.

способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;

знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;

способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;

поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия с родителями:

Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ - признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

Открытость по отношению к семье воспитанника.

Индивидуальный подход - учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.

Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий.

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

Сотрудничество . Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Динамичность . Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.

Ценности: сотрудничество и диалог между педагогами и родителями, эмоциональный комфорт ребенка и его развитие в соответствии с задачами возрастной ступени развития.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ в деятельности педагогов и родителей

осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования целостной картины мира дошкольников;

знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.

реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;

активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП;

самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты;

самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора;

удовлетворены работой педагогов ДОУ.

осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному);

обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.

владеют знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

умеют ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.

учитывают социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

умеют планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и

нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

стремятся к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков;

осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формируют установки на доверительное взаимодействие с ними.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Существует множество различных форм взаимодействия с родителями. Эти формы мы можем разделить на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным формам работы мы можем отнести:

индивидуальные ( педагогические беседы с родителями );

наглядно-информационные ( записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).

Рассмотрим некоторые из перечисленных форм.

Родительские собрания. Родительские собрания проводятся для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни детского коллектива, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые , познавательные, наглядно-информационные .

Информационно-аналитические - выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Досуговые - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Формы проведения - совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.


Познавательные - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Формы проведения- семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Некоторые формы родительских собраний:

Устный журнал – педагогическое просвещение родителей по определенной теме.

Собрание – студия - обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.

Собрание практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей.

Собрание совещание – организационная форма, в рамках которой происходит разработка, обсуждение и выработка стратегии по решению педагогического вопроса.

Ток – шоу – форма дискуссии, обсуждение актуальной темы приглашенными участниками с привлечением компетентных специалистов.

Собрание – выставка – час творчества, когда дети показывают родителям свои творческие способности, прикладные умения.

Открытое родительское собрание, на которое приглашаются все лица, заинтересованные в решении поставленной проблемы.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские - ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

На сегодняшний день выявлено два вида форм совместной работы:
Совместные мероприятия педагогов и родителей

Совместные мероприятия педагогов и родителей

1. Родительские собрания

5. Вечера для родителей

6. Кружки для родителей

7. Тематические выставки

9. Педагогические советы

10. Попечительский совет

11. Встреча с администрацией

12. Школа для родителей

14. Родительский комитет


Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

15. Дни открытых дверей

16. Турниры знатоков

18. КВН, викторины

20. Семейные конкурсы

21. Выпуск газеты

22. Просмотры фильмов

24. Оформление групп

25. Соревнования

26. Благоустройство ДОУ и территории

Применяя в своей практике различные формы работы с родителями, педагоги решают следующие задачи:

-установление партнерских отношений с родителями;

-объединение усилий для развития и воспитания детей;

-создание атмосферы общности интересов;

-активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

-поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы ДОУ позволили нам выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи.

Для проведения такой оценки мы предлагаем проанализировать ряд документов ДОУ, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний).

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования

В период с июля по август к условиям детского сада, адаптировано тринадцать детей.

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

Каждая семья имеет индивидуальные особенности, поэтому нами подбирались особые подходы к взаимодействию с разными типами семей.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения, построенных на сотрудничестве и взаимодействии.

При организации работы с семьями в рамках взаимодействия мы придерживаемся некоторых принципов:

- открытость детского сада и семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребенка;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Учитывая то, что многие качества личности и формы поведения “невидимы” у детей ясельного возраста и становятся заметными, в более старшем возрасте, мы считаем, что познавательно-речевое развитие детей может и должно быть реализовано в условиях проектной деятельности.

Формирование социокультурной среды ДОУ как одно из главных условий повышения качества образования В настоящее время в соответствии с законом об образовании, ФГОС ДО осуществляется модернизация системы дошкольного образования. В современном.

Использование современного оборудования как условие повышения качества образования В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает.

Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений В настоящее время в соответствии с новым нормативно-правовым обеспечением системы образования в Российской Федерации дошкольное образование.

Современные формы взаимодействия с семьей как условие внедрения ФГОС дошкольного образования В связи с переходом работы дошкольных учреждений по ФГОС, настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе педагоги детских садов могут познакомиться как примерно можно проанализировать свою работу с родителями за год.

В современных условиях детскому саду трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками мам и пап наших воспитанников. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, помогли оформить уголок для родителей, уголок природы, театральный уголок (маски, платковые куклы, различные виды театра), спортивный уголок (нетрадиционный спортивный инвентарь). Особенно, хотелось бы отметить папу Алины Поздеевой, который изготовил мебель в уголок для девочек и полки в музыкальный и театральный уголки.

На протяжении всего учебного года родители совместно с детьми участвовали в общих мероприятиях: тематические выставки детских поделок и рисунков, в различных творческих и интеллектуальных конкурсах, а также праздниках.

Активное участие родители принимали в благоустройстве участка: покраска построек, изготовление колодца, мотоцикла, машины.

Ежедневно в календарном плане осуществляется планирование взаимодействия с родителями. В индивидуальном порядке проводится беседа с родителями конкретного ребёнка.

На наш взгляд, этот учебный год прошёл плодотворно и для родителей, и для детей, и для нас педагогов.

Таким образом, контингент родителей не однороден по составу, целям, приоритетам в воспособенно хотелось бы отметитании. Задача ДОУ удовлетворить запросы всех родителей, предоставить образовательные услуги в соответствии с их потребностями.

Таким образом, не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями дошкольного учреждения. При этом они не ищут причины в себе, своей семье, а всю ответственность возлагают на дошкольное учреждение.

В качестве основных проблем названы общение родителей с ребёнком и общение детей в семье; обучение и воспитание детей дома; создание дома развивающей среды для интеллектуального развития детей. Самой низкой оказалась заинтересованность родителей игровой самостоятельной деятельностью детей.

Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями. Мы считаем своей задачей изменить эту позицию.

После оценки удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения, а также уровня их активности в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении и дома, родителям было предложено дать содержательное описание их приоритетов в педагогической грамотности.

Характер проблем родителей в воспитании и обучении детей определил направление, содержание и формы работы с ними. Мы считаем, что это делает процесс сотрудничества с родителями максимально дифференцированным, ориентированным на их личностное развитие, позволяет строить работу с ними на основе дифференцированного и последовательного решения задач.

Исходя из вышеизложенного наше дошкольное учреждение определило для себя следующие

задачи работы с родителями:

изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.);

обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;

использование опыта других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями;

расширение средств и методов работы с родителями;

обеспечение пространства для личностного роста участников сотрудничества – воспитателей и родителей;

создание особой творческой атмосферы;

изменение позиции родителей по отношению к деятельности дошкольного учреждения;

привлечение родителей к активному участию в организации, планировании и контроле деятельности дошкольного учреждения.

Обеспечение сотрудничества ГБОУ и семьи

Особое внимание наш детский сад уделяет проблемам взаимодействия с родителями воспитанников. В детском саду налажен тесный контакт с родителями.

Руководящая и организующая роль нашего детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

практическая помощь семье в воспитании детей;

организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

активизация их педагогического образования.

Свою работу с родителями мы строим на принципах сотрудничества. Мы считаем, что признаками такого сотрудничества являются:

осознание цели деятельности каждым участником процесса;

чёткое разделение и кооперация труда между воспитателями и родителями;

личный контакт между воспитателями и родителями с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;

положительные межличностные отношения.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности каждого педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Ответственное отношение родителей к своим обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей – неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.

Совместные мероприятия педагогов и родителей

4. Тематические выставки

5. Посещение семей на дому

6. Родительский комитет

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

7. Дни открытых дверей

9. Семейные конкурсы

11. Оформление групп

13. Благоустройство ДОУ и территории.

Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.
Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;
Повышение профессиональной компетентности педагогов;
Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенкариятий.

Этот семейный досуг доставил всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими папами! А я восхищалась творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

Но, несмотря на положительную динамику развития детей, имеются недостатки:

- недостаточно слабо организована работа с детьми по обучению ходьбе на лыжах;

- недостаточная сформированность таких основных движений, как метание на дальность, и физических качеств – гибкость, выносливость.

Формы работы с семьей внутри детского сада

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность — 1,5 часа.

По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

"Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Пример 1. Конференция для мам "Поговорим о маме".

1. Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.

2. Обыгрывание ситуаций — конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.

Пример 2. Конференция для пап "Самый дорогой мой человек".

1. Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?).

2. Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.

3. Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: "Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу "Спокойной ночи, малыши", и вдруг гаснет свет. Не ложиться же спать без сказки?" Расскажите ребенку сказку "Колобок" или "Репка".

4. Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

Тематика конференций для родителей

1. Эстетическое воспитание дошкольников.

2. Растим будущих мам и пап.

3. Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

4. "Школьное завтра" наших детей.

Общие собрания родителей

На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3—4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд (уголок для родителей).

Требования к оформлению уголка для родителей

• Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.

• При размещении любого печатного материала на стенде (советов медиков, психолога и т.д.) ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.

• Стенд должен быть красочно оформлен (лучше, если это сделает профессиональный художник). При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи "от руки", но плакаты и фотографии (лучше детей группы и родителей). При оформлении стендов не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части — текст, 6 — иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

• Следует создать резерв для обмена информацией между группами.

Помимо стенда хорошо иметь шкаф или полки для демонстрации детских поделок, рисунков, а также стол для газет и журналов.

Целью следующей формы наглядной пропаганды — тематических выставок — является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.

Журнал "Управление дошкольным учреждением", приложение "Работа с родителями в ДОУ".


Презентация к семинару с педагогами: В работе с семьей одна из важных сторон - мониторинг эффективности проводимой деятельности, куда входит анализ, анкетирование, беседы и другие формы работы с семьей и анализ деятельности педагога в работе с семьей.

Описание разработки

Данный материал используется на семинаре с педагогами

¨ изменением характера вопросов родителей к воспитателям, как показатель роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание его совершенствовать

¨ ростом посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников

¨ изменениями в неблагоприятных семьях

¨ проявлением у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление и умение понимать ребёнка, анализировать свои достижения и ошибки

¨ общественным мнением родителей о воспитании дошкольников в детском саду

2 слайд Условия, способствующие достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей в совместной деятельности ДОУ и семьи

¨ единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи

¨ преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи, формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче

¨ планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм

¨ наличие документации, раскрывающей работы педагогов с родителями (протоколы родительских собраний, консультаций, наличие наглядной педпропаганды, их хранение)

¨ подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам: памятки, анкеты, вопросники, консультации, лучший опыт семейного воспитания

¨ участие педагога-психолога и педагогов в пропаганде целей и задач, содержания и методов семейного воспитания детей-дошкольников

3 слайд Критерии и показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи

К ним относятся:

Критерии анализа годового плана:

¨ планирование задач на диагностической основе с учётом анализа достижений и трудностей в работе с семьёй за прошлый год

¨ учёт интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий

¨ планирование мероприятий по работе с семьёй в каждом разделе годового плана

¨ разнообразие планируемых форм работы

¨ планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьёй; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в опросах взаимодействия с семьёй

¨ выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона

¨ выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри ДОУ, внутри микрорайона

4 слайд

Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы:

¨ планирование содержания мероприятий на основе учёта интересов, нужд, потребностей родителей

¨ разнообразие планируемых форм работы с семьёй

¨ наличие анализа результативности проведённых мероприятий

Критерии анализа протоколов родительских собраний:

¨ разнообразие тематики и форм проведённых собраний

¨ отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения)

¨ учёт мнения и пожеланий родителей при организации следующих мероприятий

¨ неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учёта особенностей каждой семьи.

5 слайд Поэтому, проводя оценку работы дошкольного учреждения, необходимо определить, осуществлялся ли индивидуальный подход к семьям по критериям:

¨ проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях воспитанников

¨ изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания

¨ использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы с родителями

¨ изучение запросов, нужд, интересов родителей

¨ выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания

¨ изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения взаимодействия с педагогическим коллективом

6 слайд Оценка состояния взаимодействия ДОУ с семьями

Высокий уровень организации взаимодействия:

¨ отсутствие формализма в организации работы с семьёй

¨ учёт социального запроса родителей в планировании работы учреждения

¨ социологический анализ контингента семей воспитанников и учёт его особенностей в планировании работы

¨ использование разнообразных форм работы с семьёй, поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм

¨ систематическая организация активной методической профессиональной компетентности педагогического персонала учреждения в области взаимодействия с семьёй

Средний уровень организации взаимодействия:

¨ стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей ролти педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу

¨ минимальный учёт в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей

¨ изучение социального профиля семей воспитанников, однако без активного использования полученных данных в работе

¨ сочетание использования во взаимодействии с семьёй традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы

¨ нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогического персонала в области взаимодействия семьёй

¨ отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье

¨ использование наглядно-информационных форм работы с семьёй, поиск наиболее рационального их применения

Низкий уровень организации взаимодействия:

¨ формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьёй

¨ отсутствие учёта в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей

¨ изучение социального профиля семей воспитанников, однако без использования полученных данных в работе

¨ бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей

¨ организация открытых мероприятий только в дни праздников

¨ отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье

¨ отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьёй

¨ неэффективное использование наглядно- информационных форм работы с семьёй, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов

7 слайд Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьёй по воспитанию младших и старших дошкольников

Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю детского сада как показатель роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания его совершенствовать

Рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей

Изменения в неблагоприятных семьях: в чём именно предположительные причины положительных сдвигов или отсутствия таковых.

Изменения в неблагоприятных семьях: в чём именно предположительные причины положительных сдвигов или отсутствия таковых.

Использование родителями педагогической литературы. Их участие

в смотрах, конкурсах, праздниках и субботниках, организуемых руководством ДОУ. Понимание взрослыми членами семьи не только практической , но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе

Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.

Содержимое разработки

Определяется

Условия, способствующие достижению оптимальных результатов воспитания, обучения и развития детей в совместной деятельности ДОУ и семьи

Критерии и показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи

К ним относятся:

Критерии анализа годового плана:

Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы:

  • планирование содержания мероприятий на основе учёта интересов, нужд, потребностей родителей
  • разнообразие планируемых форм работы с семьёй
  • наличие анализа результативности проведённых мероприятий

Критерии анализа протоколов родительских собраний:

Поэтому, проводя оценку работы дошкольного учреждения, необходимо определить, осуществлялся ли индивидуальный подход к семьям по критериям :

  • проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях воспитанников
  • изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания
  • использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы с родителями
  • изучение запросов, нужд, интересов родителей
  • выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания
  • изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения взаимодействия с педагогическим коллективом

Оценка состояния взаимодействия ДОУ с семьями

Высокий уровень организации взаимодействия:

Средний уровень организации взаимодействия:

  • стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей ролти педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу
  • минимальный учёт в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей
  • изучение социального профиля семей воспитанников, однако без активного использования полученных данных в работе
  • сочетание использования во взаимодействии с семьёй традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы
  • нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогического персонала в области взаимодействия семьёй
  • отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье
  • использование наглядно-информационных форм работы с семьёй, поиск наиболее рационального их применения

Низкий уровень организации взаимодействия:

  • формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьёй
  • отсутствие учёта в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей
  • изучение социального профиля семей воспитанников, однако без использования полученных данных в работе
  • бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей
  • организация открытых мероприятий только в дни праздников
  • отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье
  • отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьёй
  • неэффективное использование наглядно- информационных форм работы с семьёй, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов

Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьёй по воспитанию младших и старших дошкольников

Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю детского сада как показатель роста их педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желания его совершенствовать.

Рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

Изменения в неблагоприятных семьях: в чём именно предположительные причины положительных сдвигов или отсутствия таковых.

Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление и умение понимать ребёнка, анализировать свои достижения и ошибки.

Использование родителями педагогической литературы. Их участие

в смотрах, конкурсах, праздниках и субботниках, организуемых руководством ДОУ. Понимание взрослыми членами семьи не только практической , но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе. Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.


-75%

Читайте также: