Что такое благодать кратко
Обновлено: 05.07.2024
На страницах всего Священного Писания от Бытия до Откровения мы постоянно находим упоминания о благодати Божьей. Благодать – это незаслуженная милость, которую дарует нам Бог. И только тот, кто перестал надеяться на свои силы, перестал стремиться утвердить собственную праведность и полностью доверился Господу, может в полной мере осознать и почувствовать, что же такое благодать.
Всю полноту благодати мы можем увидеть в Евангелии, где повествуется о Господе Иисусе Христе, пришедшем на нашу грешную землю. Именно Он является воплощением любви и благодати Божьей.
В Евангелии от Иоанна сказано: "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца. Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Ин.1:14,17).
Христос пришел в мир, чтобы помиловать и спасти грешников. Только уверовав в Него, мы можем обрести Божью благодать. Он является Посредником между Богом и человеком, через Которого изливаются все дары Божии. ". Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14:6), говорит Христос.
Почему же людям так сложно понять, что такое благодать? Причина в том, что люди склонны судить о Боге по себе. Каждый человек любит только тех, кто, по его мнению, достоин любви, а тех, кто по какой-то причине потерял его расположение, отталкивает. Господь же так не поступает, Он любит миловать и прощать.
В Библии описан такой случай. Однажды женщина-хананеянка пришла ко Христу со своей бедой: её дочь была одержима бесами. Но, так как эта женщина не была израильтянкой, в ответ на её просьбу исцелить дочь, Христос сказал: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева” (Мф. 15:24). Однако она все же чувствовала силу Божьей любви, исходящую от Христа, и продолжала кричать и умолять: "Господи! помоги мне" (Мф.15:25) Она искренне верила в Божью милость и благодать. Господь, конечно же, знал о ней всё, но желал испытать силу ее веры. Также Он хотел преподать наглядный урок иудеям, в том числе и Своим ученикам, которые в то время ещё не имели правильного понимания о том, что такое Божья благодать.
Иудеи постоянно указывали на свою собственную праведность, говоря, что они из семени Иакова, наследники Авраама и Моисея. Они считали, что находятся в привилегированном положении по сравнению с языческими народами. Иноземцев они называли псами, а сами претендовали на особый приоритет перед Богом.
Многие люди и в наше время рассуждают подобным образом. Однако Писание говорит: "Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф.2:8). Мы должны всегда помнить об этом и свято верить нашему Господу, как поверила когда-то женщина-хананеянка.
Когда Христос, испытывая её веру, произнес: “Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мф.15:26), она вполне могла бы ответить Ему что-то вроде: “Я знаю многих израильтянок, которые гораздо хуже меня, но Ты называешь их Своими детьми. Так почему же мне Ты говоришь такие слова? Все, я ухожу! Мне больше ничего не нужно от Тебя!” Но этого не случилось. Ведь, как сказано в Писании, “ от избытка сердца говорят уста" (Лк.6:45), а сердце этой женщины было наполнено смирением и верой, поэтому она произнесла: “ Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их" (Мф. 15:27). Конечно, такой кроткий ответ был угоден Господу, и Он сказал: “О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час" (Мф.15:28).
Понятно, что эта женщина не изучала богословия и, наверное, мало что знала о Всевышнем. Она просто поверила Господу и пришла к Нему как грешница, надеющаяся лишь на милость Божью, пришла с мольбой о помощи: “Господи, помоги мне!” Какая простая, чудная и сильная молитва! Часто люди говорят, что не знают правильных слов для молитвы. Друзья мои, вот одна из лучших молитв. Не забывайте о том, что Господь знает все ваши нужды, Он сочувствует вам и обязательно поможет! Наш Бог милостив, полон благодати и любви. Нужно просто с верой прийти к Нему и сказать: “Господи, помоги мне!”
1. Устар. Милость, благоволение, дар, исходящие от бога, ниспосланные им. Тесним мы шведов рать за ратью; Темнеет слава их знамен, И бога браней благодатью Наш каждый шаг запечатлен. Пушкин, Полтава.
2. Устар. Благо, добро, благополучие. — [Пигасов] на ложной дороге. --- В отрицании — в отрицании полном и всеобщем — нет благодати. Тургенев, Рудин. [Годунов:] Я б доказал ему, Что́ может власть, когда на благодати, А не на казнях зиждется она! А. К. Толстой, Смерть Иоанна Грозного.
3. Изобилие природных благ, обеспечивающих благоденствие, доставляющих радость, счастье. — Погляди-ка, — говорила она, — какой красотой бог одел поля наши! --- И ты хочешь бежать от такой благодати. И. Гончаров, Обыкновенная история. || Разг. Изобилие чего-л., каких-л. материальных благ, богатство чего-л. В этих хоромах жили богатые помещики, и все у них шло своим порядком, как вдруг, в одно прекрасное утро, вся эта благодать сгорела дотла. Тургенев, Малиновая вода. [Василий Петрович] упорно молчал, выслушивая эпопеи о мясе, вине, сыре и прочих благодатях, украшавших собою стол инженера. Гаршин, Встреча.
4. в знач. сказ. Разг. О приволье, об условиях, доставляющих удовольствие, счастье. — Весной — вот когда хорошо здесь: всякая тебе птица поет ---. Истинно благодать на реке. Короленко, В пустынных местах. || О состоянии довольства, удовлетворении, радости. — Люблю спать на чердаках, — сказал он. — Иззябнешься, умаешься, а там сухо, от солнышка под крышей все нагрето ---. Благодать! Паустовский, Бабушкин сад. На загородной трассе, Где скорость можно дать, Шоферам вроде Васи Не жизнь, а благодать. Ваншенкин, На загородной трассе.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БЛАГОДА'ТЬ, и, мн. нет, ж. 1. Полнота благ, довольство (разг.). Какая у вас тут б.! 2. Свыше ниспосланная сила, помощь (церк.). Нет ни в чем вам благодати; с счастием у вас разлад. Пшкн.
благода́ть
1. религ. милость, благоволение, дар, исходящие от высших сил, ниспосланные ими
3. изобилие природных или материальных благ, обеспечивающих благоденствие, доставляющих радость, счастье
4. в знач. сказ. разг. очень хорошо (о приволье, об условиях, доставляющих удовольствие, счастье)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Благода́ть (древнегреч. χάρις) — 1) Божественное действие вообще; 2) Божественное действие, направленное на сохранение и развитие мира; 3) Божественное действие (энергия, сила — δύναμις), направленное на спасение человека.
Можно ли именовать благодать Богом, Божественностью?
Помимо того, что Церковь различает в Боге сущность и Лица, она признаёт и действительность проявления Божьей сущности. В принципе, любая сущность проявляет себя в той или иной форме: не проявляемой сущности не бывает по определению, ведь само существование сущности — это уже её проявление. И конечно же, непрестанно проявляется и сущность Того, Кто является Сущим ( Исх.3:14 ) в самом точном и исключительном значении этого слова.
Равным образом проявление или действие природы огня — раскаленное, сияющее движение газов, созерцаемое в форме языков, — мы называем не только горением, но и огнём. Как прикасаясь к огню, мы приобщаемся не к его сущности, а к его действию (обжигает ведь именно действие), так и причастность Божественному проявлению или энергии, причастность благодати, есть причастность Самому Богу.
В этом отношении благодать Божья нередко именуется так же, как и третье Лицо Пресвятой Троицы — Святым Духом, хотя её можно обозначить и более развёрнутым выражением: благодатью Святого Духа или благодатью Отца и Сына и Святого Духа. Святым Духом она называется потому, что Божественное действие всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.
Что значит стяжать Святого Духа?
Стяжание Святого Духа есть стяжание Божьей благодати. Под стяжанием нельзя подразумевать накапливание по подобию того, как накапливаются материальные или даже нематериальные ценности, такие как трудовые навыки или знания.
Стяжание благодати означает нечто другое. По мере духовно-нравственного преображения человека, которое совершается не иначе как при содействии Божьем, человек не просто становится лучше и совершенней; он уподобляется Богу и духовно сближается с Ним. Чем выше степень уподобления и единения человека и Бога, тем ярче проявляется и выразительней сияет в нём Божья благодать. Собственно, весь этот благодатный спасительный процесс и называется стяжанием благодати или освящением, обожением (см: Синергия; Обо́жение).
Как следует относиться к положению о преподании благодати посредством священных предметов, святынь, таких как иконы и мощи Божьих угодников?
Низведение благодати может осуществляться Богом как непосредственно, так и посредством представителей или предметов сотворенного мира. В случаях ниспослания благодати посредством святых икон и мощей они служат средством общения с Богом и Его святыми (см: Икона; Мощи святых).
В отличие от магических средств, где акцент ставится на ритуалы и заклинания, благодать Божия действует не механически, а преподаётся человеку по его вере. Способность же воспринимать благодать зависит от внутреннего состояния человека, от его сердечного настроя. В этом отношении молитва понимается святыми отцами не так, будто молясь, человек преклоняет к себе Бога, а так, что молясь, он сам возвышается и раскрывается для взаимодействия с Ним.
При молении же перед иконой или мощами, богомольцу легче настроиться на обращение, легче сосредоточиться и вознести свой дух (разум и сердце) к тому первообразу, чей образ запечатлен на иконе, или к тому святому, к чьим мощам он желает припасть. Вступая в молитвенную связь со святыми угодниками, мы просим у них ходатайства перед Творцом, а Он отвечает — в той мере, в какой это необходимо для пользы молящегося, — Своим благословением (действием).
Неверно считать, будто православные иконы или святые мощи являются самостоятельными источниками Божьей благодати, Божьих энергий. Такое отношение сродни отношению язычников к талисманам и оберегам, и должно признаваться чуждым христианскому сознанию.
Если благодать, подаваемая верующему при посредстве святого или святыни, не излучается ими как её непосредственными источниками, то почему Серафим Саровский явился Мотовилову в блеске благодатного света?
Благодать Божия есть не что иное как Божественное действие, направленное в мир; в более узком значении — Божественное действие, направленное на спасение человека.
В обычных для грешного человека условиях благодать, как правило, бывает невидима. В свою очередь подлинно верующий человек способен, при содействии Божьем, созерцать её духовными очами веры.
Между тем, по особому усмотрению Вседержителя сияние благодати может быть явлено даже и грешному человеку, причём даже чувственным образом. Для чего? — В каждом конкретном случае бывает особая Промыслительная цель (см.: Промысл Божий).
По усмотрению Божьему сияние благодати бывает видимо и тогда, когда она (благодать) почивает на Божьих святых.
Так, свет, исходивший от лица Моисея ( Исх. 34:29 ), служил свидетельством для сынов Израиля о его близости к Богу, о том, что Господь благоволит к их законоположнику и вождю. Это свидетельство укрепляло авторитет Моисея, удерживало его соплеменников от чрезмерного ропота и, вероятно, от потенциально возможного бунта.
В случае с преподобным Серафимом Саровским сияние также свидетельствовало о его близости к Богу.
Кроме того его обнаружение было связано с желанием святого приоткрыть Мотовилову, в доступной для него мере и ясной форме, непонятную ему, как грешнику, тайну о том, что значит, пребывать во Святом Духе.
Увидев вокруг преподобного необыкновенное свечение, почувствовав исходившее при этом благоухание и теплоту, Мотовилов, конечно же, исполнился изумления. Вместе с тем он исполнился радости и восторга.
Зримый свет служил для него подтверждением облагодатствованности преподобного Серафима, а необычное внутреннее ощущение (пусть даже он и не испытывал тех ощущений, которые испытывал сам святой), позволили ему прочувствовать, что значит быть причастником Божественной благодати. Ведь по признанию Серафима Саровского, и он (Мотовилов) пребывал тогда в Духе.
Возможно ли причастие благодати для нехристиан?
Стяжание благодати спасения является одной из важнейших целей христианской жизни. В то же время, благодать содействует духовному преображению, обожению христиан, в результате чего возрастает их способность к дальнейшему стяжанию благодати.
Православным христианам благодать спасения подаётся посредством Церковных Таинств, во время участия в храмовом богослужении, посредством частных молитв (и т. д.), наконец, по особому усмотрению Божьему, в целях общего и частного Промысла.
Как иноверцы, так и неверующие лишены возможности приобщения к тем благодатным Дарам, которые преподаются исключительно членам Церкви (разумеется, лишены не безусловно, а лишь до тех пор, пока они не вступят в ряды христиан).
Однако, сказанное не означает, что они полностью лишены возможности причастия Божественной благодати.
Догматические определения о благодати
125. Определено также: если кто речет, что благодать Божия, которою оправдываются в Иисусе Христе, Господе нашем, действительна к одному только отпущению грехов, уже содеянных, а не подает сверх того помощи, да не содеваются иные грехи, — таковой да будет анафема, так как благодать Божия не только подает знание, что подобает творить, но еще вдыхает в нас любовь, да возможем и исполнить, что познаем.
126. Также, если кто речет, что та же благодать Божия, которая о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам к тому только, чтобы не согрешать, поскольку ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искать и от чего уклоняться, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творить: таковой да будет анафема. Ибо когда Апостол глаголет: разум делает гордым, а любовь созидает ( 1Кор.8:1 ): то весьма нечестиво было бы верить, что к кичению нашему имеем благодать Божию, а к созиданию не имеем; тогда как и то и другое есть дар Божий: и знание. что подобает творить, и любовь к добру, которое подобает творить, дабы при созидающей любви не мог кичить разум. Ибо как от Бога написано: учай человека разуму ( Пс.93:10 ): так же написано и сие: любовь от Бога есть ( 1Ин. 4:7 ).
127. Определено также: если кто речет, что благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, — таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Мене неудобно можете творить, но сказал: без Меня ничего не можете творить ( Ин. 15:5 ).
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак.4:6 ).
1. Полнота благ, довольство (разг.). Какая у вас тут благодать!
Топонимы Кемеровской области
д. Добринского района Богородицкого сельсовета, на р. Плавице. Возникла как крепостное селение в конце XVIII в. В 1862 г. имела 29 дворов. В конце XVIII в. среди помещиков распространилась мода давать вновь поселенным деревням красивые и вычурные названия типа Приволье, Раздолье, Отрада. Название д. Благодать - следствие этой моды.
Фразеологический словарь русского языка
Божья благодать -
1) благодетельное свойство кого-либо или чего-либо
2) нечто вызывающее восхищение, восторг
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(1 Тим 1:2). В богословском смысле это слово обыкновенно означает благий дар Божий, подаваемый человеку туне, единственно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека; иногда же оно означает Божественное влияние и последствия оного для человеческого сердца.
Православие. Словарь-справочник
употребляется в Священном Писании в двух основных значениях:
1. Свойство Божие, проявляющееся в отношении к падшему человеку в даровании ему спасения;
2. Сила Божия, которой совершается спасение человека.
Как свойство Божие благодать от вечности принадлежит Богу и от вечности существовала в Боге, как предопределение или благоволение о спасении (см. 2 Тим. 1, 9; Еф. 1, 4, 6; Рим. 3, 29-30). Действие ее началось с самого грехопадения, выразившись в даровании обетования искупления, и проявлялось во всей ветхозаветной истории как любовь к падшему человеку. Действие благодати сказывается и в том, что Бог слышит молитву взывающих к Нему, прощает кающегося грешника и дарует ему жизнь (см. Исх. 32, 12; 34, 7; Пс. 31, 5, 10). В Новом Завете благодать представляется как милость Божия в отношении к грешнику, в силу которой Бог дарует ему прощение грехов и вечную жизнь (см. Еф. 1, 5; Тит. 3, 4). Существенный признак благодати как свойства Божия – то, что она изливается на человека независимо от каких-либо заслуг со стороны человека (см. 2 Тим. 1, 9). Полнейшее свое проявление благодать имеет в искуплении, совершенном Иисусом Христом (см. 1 Пет. 1, 13). Со всей полнотой благодать как сила Божия, возрождающая человека, раскрывается в Новом Завете. Здесь она является как божественная сила, обитающая в человеке и действующая в нем настолько могущественно, что в состоянии сделать несравненно больше, чем можем мы сами желать (см. 1 Кор. 15, 10). Ею совершается весь земной подвиг человека; она сообщает познание Бога и дарует все, необходимое для жизни и благочестия. Т.е. она начинает и завершает наше спасение. Благодать даруется независимо от заслуг человека, по вере в Иисуса Христа (см. Гал. 3, 5). Но непременным условием спасения являются покаяние и вера, зависящие от свободной воли человека.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Православный энциклопедический словарь
особая Божественная сила, ниспосылаемая человеку для преодоления греховности и для спасения души.
БЛАГОДАТЬ (греч. χάρις, χάρισμα; лат. gratia; первоначальное значение—“благосклонность”, “милость”, “благой дар”)—специфически христианский религиозный, в т. ч. богословский, термин, обозначающий действенное снисхождение Бога к человеку как тварному существу. Благодать есть “благой дар” милосердного Бога и в этом смысле тождественна проявлению Его любви к Своему творению. Первичная благодать—само дарование жизни. После грехопадения, т. е. актуального разрыва с Богом, следствием которого стала подверженность человека тлению и смерти, благодать означает спасающее действие Бога, цель которого—восстановить общение и единство человека со своим Творцом, что равнозначно понятию вечной жизни. В раннехристианском богословии благодатное воздействие Бога часто приписывалось Святому Духу—третьему Лицу Троицы (вплоть до отождествления благодати с Духом Божиим). В различных христианских конфессиях природа благодати понимается по-разному. В протестантизме она связана с представлением о спасительном оправдании грешника через веру во Христа и есть милосердное соучастие Бога в жизни человека, позволяющее последнему соблюдать заповеди Божий. Согласно католической доктрине, благодать—тварная (сотворенная Богом) сущность или энергия, посредстве”! которой Бог воздействует на человека. Православная традиция рассматривает благодать как нетварную энергию, т. е. прямое действие Бога, которую теоретически отличают от Его сущности, всегда остающейся недоступной для человека. Результатом воздействия свободно принимаемой благодати, как синергии Бога и человека, является теоэис (обожение), когда достигается актуальное единство Творца и твари, и человек становится “причастником Божеского естества” (2 Пет 1:4) в его нетварных энергиях. Субъективные условия восприятия благодати человеком— это раскаяние в своих грехах и молитвенное обращение к Богу в ожидании его спасительного воздействия (в монашеском опыте—строгая аскетическая дисциплина, сопровождаемая усиленной, в пределе непрестанной, молитвой). Доступ к благодати объективно возможен через церковные таинства, прежде всего Евхаристию (причащение Телу и Крови Христа), в которых божественная энергия “воплощается” в посюстороннем веществе (вода крещения, масло миро- и елеопомазания, хлеб и вино Евхаристии). С церковной точки зрения (вопреки некоторым популярным представлениям) воздействие благодати на человека, будучи свободным действием личного Бога, не имеет магического характера и может быть действенным только в случае ее свободного и осознанного принятия. По своей сути благодать есть “общение в любви”-*-как между Богом и человеком, так и между людьми перед Лицом Бога. В традиционном представлений о благодати сочетается понимание ее одновременно как деяния и как силы. Свободный акт Бога, в конечном счете всегда'направленный на конкретную человеческую личность, воспринимается как ощутимый (даже на телесном уровне — т. наз. “мученическая благодать”, т. е. переживание помощи от Бога в экстремальной ситуации, перед лицом смерти “за Христа”) поток духовной энергии, сообщающий человеку новые способности, невозможные в обыденном опыте, и нейтрализующий психосоматические импульсы, отождествляемые с грехом (гнев, ненависть, сексуальная распущенность, гордыня и т. д.). Христианские мистики часто описывают пребывание в благодати как род опьянения, как духовный экстаз; другой аспект ее действия—гармонизация душевно-телесной жизни, достижение состояния внутреннего мира, переживание жизненной полноты и всеобъемлющей любви, в т. ч. к природе и даже к “падшим ангелам”. С религиозной точки зрения благодать есть способ реального общения с Богом. Ее переживание имеет сверхпсихический (сверхъестественный, но не противоестественный) характер. Эффекты воздействия благодати, описываемые в христианской мистико-аскетической литературе, во многом подобны экстраординарному религиозному опыту других религий и мистических движений (в т. ч. неоплатонической школы). В то же время многие ортодоксально настроенные христиане склонны отрицать саму возможность'благодатного присутствия Бога вне пределов Церкви, рассматривая внехристианский духовный опыт как самообман (по-славянски “прелесть”), т. е. как псевдодуховные состояния, сугубо психические переживания религиозного характера, лишь воспринимаемые как результат действия благодати Бога.
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
Полезное
Смотреть что такое "БЛАГОДАТЬ" в других словарях:
Благодать — (cariV gratia). На богословском языке благодатьюназывается божественная сила, даруемая от Бога человеку для спасения.Греховность всех людей, как потомков Адама, и неспособность ихсобственными силами загладить грех, примириться с Богом и совершить … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
благодать — См. избыток, имущество, обилие, счастье тишь да гладь (крышь) да божья благодать. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. благодать избыток, имущество, обилие, счастье; умирать… … Словарь синонимов
Благодать — гора, Средний Урал; Свердловская обл. Горе при открытом в начале XVIII в. месторождении магнитного железняка управляющий уральскими заводами В. Н. Татищев в 1735 г. присвоил название Благодать. Выбор этого названия сам Татищев в разное время… … Географическая энциклопедия
БЛАГОДАТЬ — БЛАГОДАТЬ, гора на Среднем Урале, близ г. Кушва. Добыча железной руды. Высота (до начала разработки) 364 м. См. Гороблагодатские железорудные месторождения. Источник: Энциклопедия Отечество в русском Православии милость и сила Божия,… … Русская история
Благодать — см. Милость, благодать … Библейская энциклопедия Брокгауза
БЛАГОДАТЬ — БЛАГОДАТЬ, и, жен. 1. О чём н. хорошем, имеющемся в изобилии (разг.). В лесу всякая б.: и грибы, и ягоды. 2. в знач. сказ. Очень хорошо, прекрасно (где н.). Весной здесь б. Какая тут б.! 3. В религиозных представлениях: сила, ниспосланная… … Толковый словарь Ожегова
Благодать — (Шаян,Украина) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Урочище Вагов, Шаян, 90457, Украина … Каталог отелей
БЛАГОДАТЬ — гора на Ср. Урале, близ г. Кушва. Добыча железной руды. Высота (до начала разработки) 364 м. См. Гороблагодатские железорудные месторождения … Большой Энциклопедический словарь
Читайте также: